Константинополь где находится в какой стране

От Константинополя до Стамбула: что скрывается за переименованием столицы двух империй

28 марта 1930 г. по указу Мустафы Кемаля Ататюрка Константинополь был переименован в Стамбул. Смена вывески на вратах Царьграда стала одним из заключительных этапов реформ первого президента Турции и символизировала окончательный отказ страны от османского политического наследия и переход на светские рельсы. Сегодня город-легенда, расположенный в двух частях света, снова на распутье — между европеизмом Ататюрка и неоосманизмом Эрдогана.

Новое имя — новая судьба. Стамбул не раз испытывал на себе справедливость этого тезиса.

Впервые крутой разворот в истории города случился в 330 году: по велению Константина древнегреческий Византий стал Новым Римом — официальной столицей Римской империи, а спустя почти полвека он подарил своё родовое название её восточной преемнице.

Однако в качестве Нового или Второго Рима город просуществовал немногим более столетия и опять был переименован: столица Византии была наречена Константинополем.

Очередной поворот судьбы произошёл в 1453 г., когда град Константина был завоёван турками и провозглашён столицей Османской империи. Формально он сохранял прежнее название, но оно было переиначено на турецкий лад — Костантинийэ. Неофициально же новые хозяева окрестили его Истанбулом. А цивилизованный мир стал называть этот город просто — Стамбул.

Двойное название — двойная жизнь: крупнейший центр восточного христианства превратился в центр исламского мира. В таком двусмысленном положении Стамбул-Константинополь просуществовал до провозглашения республики. А потом решительной рукой Ататюрка город был лишён столичного статуса и вскоре переименован.

Кстати, вместе с Константинополем вывески сменили и другие турецкие города с греческими корнями: новоявленная столица Ангора стала Анкарой, Смирна — Измиром, Адрианополь — Эдирне. А чтобы любителям старины было неповадно смотреть в прошлое, корреспонденцию с пометкой «Константинополь» отправляли обратно, уведомляя адресата, что такого города не существует.

Слово и дело

Но, прежде чем менять указатели, первый президент Турции провёл в жизнь свои знаменитые реформы, превратившие страну из отсталого халифата в процветающую светскую республику.

Турция преобразилась внешне и внутренне. Женщины получили равные права с мужчинами — и обязательное ношение мусульманской одежды ушло в прошлое. Был введён новый латинизированный алфавит, сменивший арабскую вязь. Канули в лету законы шариата, уступив место Гражданскому кодексу. И наконец Турция приняла единую для всего прогрессивного человечества международную систему времени, календаря и мер. Таким образом, перед Турцией открылись двери в европейскую семью народов.

Не менее ощутимыми стали преобразования в экономике. Реформы дали толчок бурному развитию промышленности. Страна переживала индустриальный бум, возводились предприятия, строились дороги. Сельское хозяйство благодаря частному предпринимательству шагнуло из допотопного состояния в новую технологическую эру. Одним словом, модернизация шла полным ходом.

Финальным аккордом симфонии реформ стало изменение имени и самого первого президента Турции. Согласно закону о фамилиях Великим национальным собранием Турции ему была присвоена фамилия Ататюрк («отец турок»), больше, правда, напоминающая почётное звание.

Вперёд в прошлое

Завоевания Мустафы Кемаля Ататюрка казались незыблемыми. Но лишь до прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Новый рулевой турецкой республики настойчиво прокладывает курс в сторону Османской империи.

Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на такие говорящие мелочи, как увеличение числа мусульманских школ, разрешение носить хиджабы в светских вузах и даже в парламенте, а также на возрождение моды на бороды — прежде турки, подражая Ататюрку, брили подбородки и отращивали усы.

Показательно и недавнее высказывание первой леди Турции Эмине Эрдоган, которая публично заявила, что «гарем — прекрасная школа жизни».

Ползучая исламизация проникает во все сферы жизни республики, а главное — в умы её граждан. И сегодня неоосманские идеи многим туркам, особенно молодым, уже не кажутся утопичными.

Сладкие грёзы о возрождении халифата Эрдоган подкрепляет радикальными мерами: отказом от миролюбивой внешней политики Ататюрка и агрессивными действиями на международной арене, закручиванием гаек внутри страны и гонениями на свободную прессу.

А также сезонными, так сказать, профилактическими порками высшего военного руководства, ещё недавно являвшегося гарантом и опорой светскости Турции. Ведь и сам Ататюрк, чьи портреты сегодня исчезают с улиц, орденов и вымарываются из школьных учебников, был представителем турецкого генералитета.

Если так пойдёт и дальше, то, возможно, не за горами времена, когда столица двух империй и духовный центр двух религий, снова сменит и имя, и судьбу.

Илья Оганджанов

Источник: https://russian.rt.com/article/156038

Краткая история Стамбула

История Стамбула

История Стамбула кратко и в интересных фактах — на Istanbul-life.info. Кем и когда был основан Стамбул, он же Византий, он же Новый Рим, Константинополь и Царьград. Трехтысячелетняя история города-государства, а позже столицы четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской.

Предистория

Первые люди на территории современного Стамбула жили еще в период неолита и медного века — в VI – III тысячелетиях до нашей эры.

А самые ранние поселения ученые датируют седьмым веком – 6700 годом до н.э. Их нашли в европейской части Стамбула в 2008, когда строили Мармарай и метро.

В 680 г. до н. э. древнегреческое племя дорийцы основало на азиатском берегу Босфора на месте нынешнего района Кадыкёй город Халкедон. Десятком лет ранее на европейском берегу пролива они же заложили город Византий. Халкедон и Византий длительное время были двумя разными городами.

Основание: город Византий

Предшественником Стамбула является древнегреческий город Византий. Основали его дорийцы из древнегреческого города Мегары в 667 году до нашей эры. Примерно в 660 – 667 гг. до н. э. они вытеснили проживающих в этой местности фракийцев (индоевропейские племена). И на мысе Сарайбурну, между Золотым Рогом и Мраморным морем, построили Византий. Сегодня это территория центрального стамбульского района Фатих.

Кстати, назвали город греки именем своего вождя — Византа.

Город Византий на карте, нарисованной в 1784  г.

В 512 году до н. э. персидский царь Дарий I в походе против скифов захватил Византий.

Уже в 448 г. до н. э. греческие войска под руководством спартанского полководца Павсания осадили и отвоевали Византий у Персии.

Стоит отметить, что Византий был создан независимым греческим городом-государством. Он успешно пользовался своей автономией, сам вступал в союзы. По состоянию на 387 год до н. э. параллельно пребывал в союзе с Афинами.

Но вскоре город был латинизирован римлянами. В итоге Византий вошел в состав Римской империи (II в. до н. э.) и стал одним из ее важнейших городов.

Римская история Стамбула: Новый Рим

В I веке нашей эры, при правлении Веспасиана, сильная Римская империя продолжала контролировать Византий все больше. В 70-е годы н. э. город-государство полностью утратило автономию и подчинилось римскому наместнику.

324 г. — началась закладка нового города, который позже превзошел своего предшественника. В 330 году решением правящего римского императора Константина город-государство Византий назвали Новым Римом. И провозгласили столицей Римской империи. После смерти Константина город переназвали в память об императоре — Константинополем. Уже через 50 лет город так разросся, что, как и Рим, стоял на семи холмах.

С 330 до 395 года Константинополь являлся столицей Римской империи.

Византийская история Константинополя

В 395 году Римская империя распалась на две части: Восточную и Западную. Константинополь стал столицей Восточно-Римской, или Византийской империи. Она и стала государством-правопреемником Рима. Западная Римская империя тем временем потеряла много владений и сократилась до размеров Италии. А в 476 году и вовсе навсегда распалась.

С 395 года по 1204 год Константинополь оставался столицей Византийской империи. На протяжении средних веков являлся богатейшим и крупнейшим городом Европы. Древнерусским названием города был Царьград.

Территория города включала европейскую часть света между Золотым Рогом и Мраморным морем. А также район Галата, что на противоположной стороне Золотого Рога:

Карта Константинополя при Византии. К территории, которая сегодня является районом Фатих, добавился район Галата на другой стороне Золотого Рога

То есть, Константинополь был во много раз меньше нынешнего Стамбула (смотреть карту современного Стамбула).

В 1204 византийскую столицу разграбили крестоносцы, установив там до 1261 года Латинскую империю. Но уже в 1261 Византийская империя восстановилась под властью династии Палеологов. Она просуществовала до 15 века и пала в 1453 году, когда Константинополь захватили турки-османы. С этого времени началась история Стамбула.

Подробнее история Константинополя при Византии описана в статье.

Османская история Стамбула кратко

Константинополь пал во вторник 28 мая 1453 года. Османская армия во главе с султаном Мехмедом II Фатихом завоевала столицу Византии, а император Константин XI погиб в бою. Падение Константинополя означало крах всей Восточной Римской империи. А самого Мехмеда после такой победы прозвали Завоевателем.

Все земли Византийской империи перешли империи османов. Оставшимся в городе грекам султан даровал право самоуправления. Во главе их общины встал патриарх Константинопольский, ответственный перед падишахом.

Константинополь превратился в Istanbul и стал столицей Османской империи. Кстати, в османский период появилось название Высокая Порта (Блистательная Порта). Этим термином европейские дипломаты называли турецкое правительство, заседающее в Стамбуле в султанском диване.

Гравюра 1903 г: султан Мехмед Завоеватель с войском под стенами Константинополя

Столицей Османской империи Истанбул оставался вплоть до ее краха в 1922.

Итак, Мехмед Завоеватель построил великолепный султанский дворец Топкапы. Он на многие столетия стал резиденцией падишахов, а сегодня — едва ли не главной достопримечательностью Стамбула.

Золотой век Стамбула наступил при правнуке Мехмеда — Сулеймане Законодателе (Великолепном). Стоит сказать, что султан правил почти полвека — с 1520 по 1566 год. И за это время существенно расширил границы Османской империи. При нем появилась знаменитая мечеть Сулеймание.

В это же время знаменитая славянская жена султана построила бани своего имени — хамам Хюррем-султан. Также возводились новые городские стены, школы и парки.

Одна из крупнейших и красивейших мечетей мира — Голубая мечеть (Султанахмет). Она появилась в Стамбуле при султане Ахмеде I, который правил в 1603 – 1617 г. В этот период империя все еще была на пике развития.

Но уже с середины XVII века Стамбул начал приходить в упадок из-за финансового и политического кризиса империи. Лишь в XIX столетии, при султане Абдул-Меджиде I, столица снова начала развиваться. В 1842-1853 султан построил новую резиденцию османских правителей — дворец Долмабахче. Сегодня это самый большой и живописный дворец Турции, работает как музей. Также при Абдул-Меджиде появился дворец Йылдыз и ипподром.

История Стамбула после распада Османской империи

Первая мировая война завершилась катастрофой для Османской империи. Армия турок проиграла на всех фронтах. Страна и политическая верхушка была деморализована. В октябре 1918 после капитуляционного для османов договора с Антантой Константинополь оккупировала Антанта.

С согласия последнего султана Османской империи Мехмеда VI в марте 1920 года в Стамбуле высадились английские войска. Город официально объявили оккупированным, а турецкий парламент распустили. Вплоть до 1923 года Стамбул был занят войсками стран Антанты.

В ответ на это в апреле-мае 1920 в Анкаре собрался патриотический меджлис. И под председательством военачальника Мустафы Кемаль-паши образовалось новое  правительство. Однако же в Стамбуле его не приняли. В Анатолии под флагом Кемаля шло освободительное движение против оккупации турецких территорий. И в ходе греко-турецкой войны 1919—1922 гг. греческие интервенты потерпели поражение.

1 ноября 1922 парламент Ататюрка в Анкаре упразднил султанат. Так закончилась многовековая история Османской империи. Последний турецкий султан Мехмед Шестой 17 ноября бежал на Мальту.

В 1923 г. движение Ататюрка окончательно победило и основало Турецкую республику. Столичные функции Стамбула перешли Анкаре, а Кемаль стал президентом Турецкой республики.

Мустафа Ататюрк изменил историю Стамбула и всей страны

Тогда же началось принудительное выселение из республики христиан. При этом Стамбул оставался единственным городом страны, где осталась значительная часть греков.

Но в последующие прошел ряд погромов и дискриминационных экономических мер кемалистов против греческого района Пера. Эта привело процветающую часть города к запустению. Греческая община становилась все малочисленнее.

Тем не менее, сегодня Стамбул остается центром Константинопольского Патриархата. В квартале Фанар находится резиденция Вселенского Патриарха, с которой считается весь православный мир.

Также город на Босфоре остался и до сих пор является крупнейшим торгово-промышленным, культурным и туристическим центром Турции.

Источник: https://istanbul-life.info/istoriya-stambula/3271-kratkaya-istoriya/

Что, если бы Российская империя заняла Константинополь

Российская империя несколько раз была очень близка к заветной цели. Последний такой случай произошел в 1878 году, под занавес предпоследней из русско-турецких войск. Тогда до Константинополя оставалось что-то около пары десятков километров.

Правда, вступить в него российским войскам так и не удалось. Как оказалось, между Османской империей и Британией существовал тайный пакт.

Он гласил, что Британия должна объявить России войну в том случае, если хоть один русский солдат подойдет к Константинополю или же русский военный корабль войдет в проливы.

Пленный Осман-паша перед Александром II. (Pinterest)

Собственно, именно это обстоятельство и вынудило Александра II свернуть кампанию. Войны с Британией он по объективным причинам не хотел.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе находится Успенский собор

После наполеоновский войн задача взятия (или, как говорили в России, «освобождения») Константинополя вообще была задачей близкой к фантастике.

Ни одна европейская страна не была заинтересована в том, чтобы Россия овладела проливами, получив, таким образом, доступ в Средиземное море. Что же касается века XVIII, то здесь Россия была от Константинополя слишком далеко.

Известно, что у Екатерины II был какой-то план относительно этого города. Императрица, вроде бы, грезила созданием некой новой православной державы, формально независимой, но на деле подчиненной России. Якобы именно поэтому второго сына Павла Петровича и нарекли Константином. Внуку Екатерины было уготовано править новым государством, правда, лишь в мечтах его бабки. Словом, хоть Константинополь и был очень близок и лаком, а укусить его, словно локоток, Россия так и не смогла.

Если Константинополь все же взяли бы

Константинополь был целью глобальной, а потому идти к ней нужно было долго. Каждый новый конфликт с Турцией должен был продвигать Россию вперед. Так оно и происходило до Крымской войны, поражение в которой поставило крест на многолетних усилиях. Причин стремиться к Константинополю было две.

Первая — геополитическая, вторая — культурно-идеологическая. С геополитической все ясно. Половина преимуществ от господства на Черном море нивелировалась отсутствием возможности свободно перебраться из него в море Средиземное.

«Черное море — это бутылка, но пробка не у нас», — говорили в России в середине XIX века.

Так выглядела Восточная Европа после подписания Сан-Стефанского мира. (Pinterest)

Контроль над проливами дал бы России очень многое не только в военном плане, но и в плане, например, развития собственной торговли. Культурно-идеологическая причина заключалась в том, что Константинополь — столица и символ Византии — колыбели православия.

Россия, как главная православная держава мира, позиционировала себя как защитница всех братьев по вере во всем мире. Но сложно быть правопреемником Византии в полном смысле, если Константинополь не находится под твоим контролем.

Больше того, он в руках государства, которое веками притесняло православных, живущих в южной и восточной Европе.

Что дальше — понятно. Если Россия «освобождает» Константинополь, значит, православные всего мира объединяются вокруг освободителя. Надо сказать, идея эта со временем проиграла в значимости геополитическому фактору. Выход в Черное море стал, безусловно, более важной задачей, нежели возврат колыбели православия под власть православных.

Больше того, как раз к концу русско-турецкой войны 1877−1878 Россия, наконец, нашла выход в Средиземное море в обход Константинополя. Проблему решили во время Сан-Стефанской конференции, на которой был подписан мир. По договору, было образовано новое государство — Великая Болгария.

Ее границы были значительно шире границ Болгарии современной. В ее состав вошли современная Македония и северо-восточная часть Греции. Таким образом, Великая Болгария получила выход к Эгейскому морю, а так как контроль над этой страной, как минимум на несколько лет, был передан России, то глобальная геополитическая задача была решена.

Россия получила право военного присутствия в Средиземноморье.

Впрочем, условия Сан-Стефанского мира были довольно быстро пересмотрены, а та часть, что касалась Великой Болгарии, отменена. Другие великие державы быстро сообразили, чем обернется для них приход России в Средиземное море. Идея возврата Константинополя как православной святыни возродилась при Николае II.

Более того, именно ее активно использовали как обоснование для участия в Первой мировой войне. Но если бы Константинополь уже был «освобожден», то Россия, вполне вероятно, вообще не стала бы участвовать в Первой Мировой. Ведь основные цели были бы уже достигнуты. А неучастие в Первой Мировой, сами понимаете, чем бы обернулось.

Ни Временного правительства, ни Октября, ни Ленина со Сталиным — ничего из этого могло бы и не быть.

Другой сценарий

Константинополь XIX века имел очень мало общего со столицей Византии, которая пала в 1453 году. Четыреста лет — это серьезно. За это время Константинополь перестал быть православным городом. Почти все христианские храмы стали мечетями.

Такая судьба постигла и Собор святой Софии, который вскоре после падения Константинополя стал мечетью. Население, бывшее во времена Византии православным, теперь было сплошь мусульманским.

Иными словами, возрождать некогда великую Восточную Римскую Империю было нечем.

В России это прекрасно понимали. Символическое значение — символическим значением, но делать-то что? Ясного плана, кажется, никогда не существовало: то ли Константинополь должен был стать частью России, отделенной от нее сразу несколькими странами; то ли под российской пятой должен бы оказаться весь западный берег Черного моря, и тогда Константинополь стал бы окраиной империи; то ли город вообще должен был перейти в какие-то третьи руки, но непонятно, в чьи именно.

Падение Константинополя. (Pinterest)

Идея искусственного государства, которое включало бы в себя Грецию, Болгарию и Константинополь, обсуждалась достаточно часто, но все прекрасно понимали, что такие государства быстро распадаются. На той же территории в свое время существовала Латинская империя, которая прожила всего шестьдесят лет, что крайне мало по меркам истории. Иными словами, если бы Россия взяла Константинополь в 1878 году, это не решило бы, а лишь умножило как ее, так и мировые проблемы.

А это приблизило бы глобальный конфликт, в котором Россия вынуждена была бы участвовать, чтобы отстоять свои интересы. Ведь глупо было бы, отвоевав проливы, тут же отдать их без боя.

И если у настоящей Российской империи еще были какие-то призрачные шансы избежать участия в Первой Мировой, то в нашем случае не было бы и их. И тогда, возможно, Первая Мировая началась бы не в 1914-м, а, например, в 1884-м.

Александр III не получил бы прозвище «миротворец», а Россия, скорее всего, воевала бы на стороне Германии и Австрии. Ведь именно к союзу с ними империя склонялась в 1880-е годы.

Источник: https://diletant.media/articles/30922283/

«Их нравы»: Фатих Султан Мехмед II — завоеватель Константинополя и первый император

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен султану Мехмеду II, который заложил геополитические и законодательные основы Османской империи.

Седьмой правитель Османов Фатих Султан Мехмед II является своеобразным рубежом между двумя периодами развития государства. Именно при нем страна из категории «государство» переходит в категорию «империя». Так же как и его отец, султан Мурат II, Мехмед II правил два срока, только в его случае это было по формуле 3+30, а не 30+5.

Несмотря на то, что Мехмед родился в Эдирне, детство и юность его прошли в Амасье и Манисе, где он уже с малых лет, как считают многие турецкие историки, занимал пост руководителя санджака. Мехмед был четвертым сыном Мурата II, его матерью была Хума Хатун, предположительно греческая рабыня.

Интересно, что имя Хума, или Хумай, в персидской мифологии означает «райская птица» или же «птица счастья». Весьма символично, что, согласно мифам, эта птица делает царем того человека, на которого она бросает свою тень.

Примечательно, что существуют предположения, согласно которым птица Хума связана с образом древнетюркского божества женского пола Умай.

Восшествие Мехмеда II на трон. Миниатюра из рукописи «Хунернаме». Илл. wikipedia.org

Мехмед, как и все представители правящего рода, получил очень хорошее образование у лучших учителей своего времени. Кроме османского языка он в совершенстве владел греческим, латинским, арабским, персидским языками, а также разговорным сербским. Есть сведения, что он читал труды Плутарха в оригинале.

С юных лет он тянулся к наукам, больше всего его внимание привлекали география, математика, астрономия и философия. Также Мехмед II преуспел в освоении религиозных наук. Его духовным наставником и преподавателем был известный шафиитский богослов Мулла Гурани, который впоследствии стал четвертым шейх-уль-исламом Османской империи.

Это был очень уважаемый ученый, который мог перечить султанской воле, к его советам прислушивались. Пожалуй, он был единственным человеком в империи, кроме султана, которому было разрешено добираться верхом на лошади вплоть до крыльца султанского дворца. Остальные проделывали этот путь пешком.

Будучи правителем империи, Мехмед II предлагает Мулле Гурани занять пост великого визиря, однако тот отказывается, аргументируя это тем, что на этом посту он принесет султану больше вреда, чем пользы.

Из предыдущей публикации мы хорошо помним, что первое пребывание Мехмеда II на османском троне длилось недолго. Ему в то время было всего двенадцать лет. Тогда главный визирь Мурата II Джандарлы Халиль Паша справедливо полагал, что у юного правителя недостаточно опыта для управления столь обширными территориями.

Не изменил он своего мнения и в начале второго султанского срока Мехмеда II, когда тому было уже семнадцать лет. Взгляды Халиль Паши и юного султана были противоположными не только в плане управления государством, но и относительно планов осады Константинополя и последующего завоевания города.

По этой причине Джандарлы Халиль Паша стал первым в истории великим визирем Османской империи, который был казнен по приказу султана.

Османская царь-пушка, которая стреляла

Поворотным моментом в судьбе Мехмеда II стало покорение Константинополя. Это был первый шаг на пути к империи. Известно, что осада началась 6 апреля 1453 года и продлилась 53 дня, после чего город покорился туркам.

Однако подготовительные работы начались еще в 1451 году, когда Мехмед II решает построить крепость на Анатолийской части Босфора, которая была названа Румелийской. Существуют сведения, что одно время крепость называлась Богазкесен Хисары. Весьма символично, так как это название можно перевести как «крепость, разрезающая пролив», или как «крепость, перерезающая глотку».

Император Константин ХI, узнав о строительстве, сразу же направил послов к Мехмеду II, чтобы известить его о том, что не пристало строить крепость без разрешения Византии. Однако Мехмед не принял послов. Не принял он их и во второй раз в начале июня 1452 года, а это уже означало открытую конфронтацию.

В августе строительство было завершено, османы начали контролировать пролив и брать плату с кораблей, которые пересекали Босфор. Известно, что одно венецианское судно, отказавшееся предоставить плату, было потоплено выстрелом из пушки.

Крепость Румели. Фото Josep Renalias (wikipedia.org)

К слову, эти пушки отливал один венгерский мастер по имени Урбан. Понимая, что это весьма действенное оружие, Мехмед спросил у Урбана, сумеет ли он отлить пушку, ядра которой смогут поразить стены Константинополя? На что Урбан ответил, что сделает такую пушку, перед которой не то что стены Константинополя, даже стены Вавилона не устоят. Мастер сдержал свое слово, были отлиты огромные восьмиметровые царь-пушки.

Диаметр пушечного ядра составлял 75 сантиметров, а вес — 544 килограмма. Это были неподъемные махины, которые состояли из двух отдельно отлитых частей, которые крепились друг к другу с помощью сложной системы болтов и гаек. Прицелиться с помощью этой пушки было невозможно, но так как цель была величиной с городскую стену, промахнуться тоже было сложно.

Из-за большого размера процесс зарядки пушки занимал около трех часов, поэтому из нее можно было стрелять максимум пять-шесть раз в день. Восстановление ущерба, нанесенного стенам одним ядром, занимало около недели. Один из экземпляров этой пушки ныне хранится в Великобритании в Музее оружия форта Нельсон.

Примечательно, что больший вред городские стены Константинополя, длина которых в общей сложности составляла около 20 километров, получили не столько из-за пушек турков, сколько «благодаря» пушкам византийцев, которые из-за обратной отдачи после выстрела наносили стенам ущерб.

Что нужно знать об осаде Константинополя

Завоевание Константинополя — это очень большая тема, которую сложно вместить в рамки небольшой заметки. Поэтому ограничимся изложением наиболее примечательных фактов, которые послужат штрихами к портрету событий:

  • наиболее реалистичные цифры с точки зрения соотношения сил: 8 тысяч воинов, защищавших город, и 50 тысяч воинов, осуществлявших осаду и атаки;
  • обороной города руководил генуэзский кондотьер Джованни Джустиниани Лонго;
  • императору Константину ХI несколько раз было предложено сдаться в обмен на гарантии безопасности его самого, семьи и жителей города, однако он отказался. В день завоевания он снял с себя царские одеяния, сражался вместе с обычными солдатами и был убит в бою;
  • известно, что у Константина не было сыновей, а вот у его брата Теодора были три сына, и один из них мог бы стать императором Византии. Так случилось, что двое из сыновей Теодора Палеолога стали мусульманами, а в дальнейшем заняли посты великих визирей Османской империи. В турецкой историографии они известны под именами Хас Мурат Паша и Месих Паша;

Осада Константинополя началась 6 апреля и завершилась завоеванием города 29 мая 1453 года. Фото Максима Платонова

  • для обороны города через залив Халич (Золотой Рог) была протянута выкованная византийскими кузнецами прочная железная цепь, которая препятствовала проходу военных кораблей. Часть ее хранится в музее Топкапы. Несмотря на то, что цепь долгое время находилась под водой, на ней нет ни грамма ржавчины;
  • чтобы обойти цепь, Мехмед II приказал перетащить свои корабли по суше. Маршрут переброски проходил от современного района Долмабахче до Касымпаша;
  • осада Константинополя началась 6 апреля и завершилась завоеванием города 29 мая 1453 года;
  • в канун завоевания в церкви Айя-София (Святой Софии) было проведено последнее христианское богослужение, а после завоевания города Мехмед II прочитал там первый намаз. В дальнейшем церковь была переделана под мечеть, а Константинополь переименован в Стамбул;
  • на разграбление города было дано 3 дня. Говорят, что Мехмед II, увидев масштабы нанесенного ущерба, сильно сожалел об этом и приказал вернуть награбленное прежним владельцам;
  • после завоевания Константинополя все желающие могли покинуть город, оставшимся была гарантирована безопасность, неприкосновенность жилья и имущества, а также свобода вероисповедания. Часть жителей действительно покинула Константинополь и переселилась в Италию, среди них были философы, ученые, поэты и мастера-ремесленники, что способствовало ренессансу в Европе;
  • после завоевания города были организованы римско-католические, православные и армянские патриархии, а также раввинат. Учитывая весьма благосклонное отношение Мехмеда II к христианам, Папа Пий II даже предлагает ему принять христианство, однако тот отказывается.

Фаусто Зонаро «Султан Магомет II въезжает в покорённый Константинополь». Илл. wikipedia.org

Законодатель, меценат и строитель

После Константинополя было множество завоеваний на Балканах, в Черноморском регионе и в Анатолии. Территории империи были расширены с 900 тысяч кв. км до 2 миллионов 214 тысяч кв. км. Примечательный факт — в процессе балканских войн уже знакомого нам Влада Дракулу Мехмед II назначает воеводой Валахии. Кроме ратных дел, Мехмед II не забывал об устройстве государства и о развитии культуры и искусств.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Наталья По церковному

Написанный им свод законов «Канун-наме», который регулировал управленческие, правовые и финансовые вопросы, использовался вплоть до начала эпохи «Танзимата» в XIX веке. Согласно этому своду, для сохранения стабильности в государстве султану, взошедшему на престол, было разрешено убивать своих братьев (во избежание междоусобиц). Проливать кровь царственных особ было запрещено, поэтому дело обычно заканчивалось удушением.

От имени султана было построено более 500 «социально значимых» сооружений, среди которых мечети, медресе, куллийе, завийе, текке, школы, мосты и др.

Жемчужиной архитектуры, конечно же, является дворец Топкапы, а самым известным образовательным комплексом, построенным Мехмедом II после завоевания Константинополя, стало медресе Шахн-ы Семан, где, кроме Корана, хадисов, калама, тафсира и других религиозных наук, преподавали физику, химию, математику и астрономию. По сути, это была первая высшая школа Османской империи. Мехмед II оказывал покровительство ученым, философам и поэтам.

Сам он тоже писал стихи и подписывал их псевдонимом Авни. Самый известный портрет Мехмеда II был написан Дженителе Беллини, венецианским художником и скульптором, которого султан пригласил в Стамбул в 1479 году. Кроме портрета султана, Беллини написал и другие портреты, а также украсил фресками стены дворца Топкапы.

Эти фрески, после смерти Мехмеда II в 1481 году, были замазаны штукатуркой по приказу его сына Баязида II, так как он считал, что это противоречит исламу.

Существуют гипотезы, что Папа Пий II организовал 15 покушений на жизнь султана Фатиха Мехмеда II, и логично предположить, что успешным оказалось лишь последнее. Есть мнение, что он умер от подагры, либо был отравлен, но, так или иначе, «Великий тюрок» покинул этот мир в Гебзе, когда собирался в очередной поход либо в Италию, либо в Анатолию.

ОбществоИсторияВластьКультура

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/89350-fatih-sultan-mehmed-ii-zavoevatel-konstantinopolya

Константинополь действует по-византийски

Поистине византийская история с предоставлением Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской церкви продолжается. Константинопольский синод, заседавший 27–29 ноября — последний раз в нынешнем году, — так и не дал точного ответа, когда же будет провозглашена многострадальная автокефалия. «Греки торгуются» — так восприняли очередную неопределенность в Киеве

Впрочем, Ростислав Павленко — советник президента Украины, отвечающий за проект автокефалии и лично ездивший на заседание в Стамбул, — старается излучать оптимизм.

По его словам, «все идет по плану»: как и обещал Константинопольский патриархат в своем пресс-релизе от 19 ноября, объединительный Собор автокефальной церкви в Киеве соберется в течение декабря, на нем будет избран предстоятель новой церкви, который сразу же отправится в Константинополь за Томосом об автокефалии. Между прочим, это весьма существенная корректировка в ранее «утвержденный» сценарий:

теперь практически нет шансов, что Вселенский патриарх Варфоломей лично приедет вручать Томос в Киев.

Об итогах последнего заседания Синода известно не так много.

В чрезвычайно лаконичном пресс-релизе подтверждается готовность Константинополя предоставить автокефалию Украинской церкви (эта фраза неизменно фигурирует в аналогичных пресс-релизах с апреля нынешнего года), вскользь упоминается Томос и — главное — сообщается, что Синод согласовал проект некоей Конституционной хартии новой Украинской церкви.

Если выражаться в более привычных нам терминах, речь, скорее всего, идет об Уставе церкви, неотъемлемой частью которого станет Томос. Предполагается, что раз Константинополь так тщательно отрабатывает Устав, который, по идее, должен быть принят самими украинскими епископами на объединительном Соборе, значит,

он ищет некую «новую модель» автокефалии, при которой самостоятельность Украинской церкви будет ограничена ее значительной зависимостью от Константинополя.

Вообще, в современном православном мире существуют автокефалии «двух типов» — древние, возникшие еще во времена Вселенских соборов IV–VIII вв. и упомянутые в канонах этих Соборов, и новые, национальные, возникшие в процессе распада империй (Византийской, Османской или Российской).

Древние автокефалии составляют так называемую «пентархию» («пятиначалие»), которую преподобный Феодор Студит уподобил пяти органам чувств, без которых не может нормально функционировать организм церкви. После отпадения от православия Римской церкви в «пентархии» осталось лишь четыре члена — патриархаты Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Исторически все они были греческими, правда, постепенно Антиохийский патриархат перешел под контроль православных арабов.

Все же остальные ныне существующие автокефальные церкви получили свой статус от Константинополя в эпоху позднего Средневековья или в Новое время. Они не обладают тем же авторитетом древности и той же степенью самостоятельности, как патриархаты «пентархии». Предстоятелям новейших автокефалий Константинополь даже не дает титула патриарха — они довольствуются уровнем архиепископа или митрополита.

Важным символическим знаком зависимости этих новейших автокефалий от Константинополя является запрет на мироварение: священное ароматное масло, используемое при миропомазании новокрещеных или при освящении храмов, эти церкви обязаны получать в Стамбуле.

Эксперты предполагают, что сейчас, после фактического разрыва Константинопольского патриархата со своим, по сути, единственным конкурентом в православном мире РПЦ МП, претензии Вселенской церкви на лидерство среди других церквей существенно возрастут, и устав новой Украинской церкви будет использован как декларация этого нового статуса Константинополя. То есть

объем украинской автокефалии будет еще более скромным, чем у автокефалий «второго уровня», учрежденных в ХХ веке (Румынской, Польской, Албанской или Чешских земель и Словакии).

Ставропигии для патриарха

Особенность украинской ситуации состоит еще и в том, что Константинополь, по сути, ведет дело к конституированию трех параллельных православных юрисдикций в стране. Помимо собственно Автокефальной церкви, в Украине останутся тысячи приходов Московского патриархата, которых, скорее всего, переименуют в «РПЦ в Украине».

РПЦ, как известно, разорвала каноническое общение с Константинопольским патриархатом, но тот, со своей стороны, общения с РПЦ разрывать не стал, и поэтому будет продолжать считать эти приходы каноническими.

Кроме того, согласно договору, подписанному 3 ноября президентом Украины с патриархом Варфоломеем (и до сих пор, кстати, не опубликованному), украинское государство выступает гарантом восстановления исторических «ставропигий» Константинополя на территории страны.

В свое время, в XVI–XVII вв.

, когда власти Речи Посполитой, в состав которой входила большая часть территории Украины, пытались лишить Православную церковь легального статуса и принудить своих православных подданных принять унию с Католической церковью (куда постепенно перешли все православные епископы Украины), Константинополь принял важнейшие монастыри и братства Украины в свою прямую патриаршую юрисдикцию. Такой экстерриториальный статус, когда патриарх изымает ту или иную общину из-под власти местного епископа и подчиняет непосредственно себе, и называется в греческой традиции «ставропигией».

Ныне идет речь о восстановлении от 7 до 20 константинопольских ставропигий на Украине, а это — самые лакомые куски церковной недвижимости: от Андреевской церкви и Печерской лавры в Киеве до Успенской церкви во Львове и Манявского скита на Карпатах.

Зная о традиционной набожности украинского народа, Константинополь рассчитывает с помощью этих ставропигий существенно нарастить доходную часть своего бюджета.

Загвоздка только в том, что все эти объекты уже находятся в пользовании общин какой-либо из трех основных украинских церквей — УПЦ МП, УПЦ КП или УАПЦ. И если изъятие Андреевской церкви в Киеве у УАПЦ прошло сравнительно безболезненно, так как быть, например, с изменением статуса Киево-Печерской лавры УПЦ МП или Манявского скита УПЦ КП украинские власти пока не знают.

Кандидат №1

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2018/12/01/78776-konstantinopol-deystvuet-po-vizantiyski

Византийская империя (395—1453). История — Путеводитель по Израилю

Менее чем через 80 лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим».

Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской („Ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке — Βασιλεία Ῥωμαίων, Basileía Romaíon) или кратко «Романией» (Ῥωμανία, Romania).

Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

Описание

Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем, под натиском многочисленных врагов государство постепенно утрачивало земли.

После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний, империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии.

Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями в конце XI века, во время нашествия Сельджуков, и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, после распада страны под ударами крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году, очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением империи Михаилом Палеологом, и, наконец, окончательной гибелью в середине XV века под натиском турок-осман.

Население

Этнический состав населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был крайне пёстрым: греки, италийцы, сирийцы, копты, армяне, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки, южные славяне.

С сокращением территории Византии (начиная с конца VI века) часть народов осталась вне её пределов — в то же время сюда вторгались и расселялись новые народы (готы в IV—V веках, славяне в VI—VII веках, арабы в VII—IX веках, печенеги, половцы в XI—XIII веках и др.). В VI—XI веках в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность.

Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре Византии на западе страны играло греческое население, а на востоке армянское население. Государственный язык Византии в IV—VI веках — латинский, с VII века до конца существования империи — греческий.

Государственное устройство

От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор (греч. Αὐτοκράτωρ — самодержец) или василевс (греч. Βασιλεὺς).

Византийская Империя состояла из двух префектур — Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока и префект претории Иллирика. В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя.

Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные изменения.

Реформы связаны в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и преимущественно греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.).

С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон.

Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты и начальник конницы, позже эти должности были объединены; в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия). Кроме того существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).

Византийские императоры

После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.

Для правящего класса Византии характерна мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу.

Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Рождествa (820); Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи.

Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев.

Армия

Хотя Византия унаследовала свою армию от Римской империи, её структура приближалась к фаланговой системе эллинских государств. К концу существования Византии она стала в основном наёмной и отличалась довольно низкой боеспособностью.

Зато в деталях была разработана система воинского управления и снабжения, публикуются труды по стратегии и тактике, широко применяются разнообразные технические средства, в частности для оповещения о нападении врагов выстраивается система маяков.

В отличие от старой римской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. У Сасанидов перенимается полностью бронированная конница — катафрактарии.

В то же время исчезают технически сложные метательные орудия, баллисты и катапульты, вытесненные более простыми камнемётами.

Переход к фемной системе набора войска обеспечил стране 150 лет успешных войн, но финансовое истощение крестьянства и его переход в зависимость от феодалов привели к постепенному снижению боеспособности. Система комплектования была изменена на типично феодальную, когда знать была обязана поставлять воинские контингенты за право владения землёй.

В дальнейшем армия и флот приходят во всё больший упадок, а в самом конце существования империи представляют собой чисто наёмные формирования. В 1453 Константинополь с населением в 60 тыс. жителей смог выставить лишь 5-тысячную армию и 2,5 тыс. наёмников. С X века константинопольские императоры нанимали русов и воинов из соседних варварских племён. С XI века этнически смешанные варяги играли значительную роль в тяжёлой пехоте, а лёгкая конница комплектовалась из тюркских кочевников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему не могу выйти замуж

После того, как эпоха походов викингов подошла к концу в начале XI века, наёмники из Скандинавии (а также из завоёванных викингами Нормандии и Англии) устремились в Византию через Средиземное море. Будущий норвежский король Харальд Суровый несколько лет воевал в варяжской гвардии по всему Средиземноморью. Варяжская гвардия храбро обороняла Константинополь от крестоносцев в 1204 году и была разгромлена при взятии города.

Источник: https://guide-israel.ru/history/43281-vizantijskaya-imperiya-395-1453/

Как сейчас называется Константинополь?

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сейчас называется Константинополь?», следует узнать то, как он назывался прежде.

Корни этого древнего города уходят в далекий 658 год до нашей эры. Остров, который с высоты полета гордой птицы орла был похож на его голову, приглянулся греческим колонистам из Мегары. Они поселились на этой земле, которая удобно расположилась между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Название своему городу поселенцы выбирали недолго – оно было дано в честь вождя Византа. Византий – такое решение удовлетворило всех.

Прошло почти четыре столетия, город стал процветать и уже казался лакомым куском для окружающих соседей. Римский император три года держал гордый Византий в осаде, и, только разрушив его до основания, смог полностью завоевать. Надо отдать должное – по его приказу город был отстроен. Жизнь забурлила в Византие с новой силой.

Где находится Константинополь, в какой стране?

Незаметно пролетали года, столетия и наступил 330 год. Известный всем современникам Константин I (римский император) принял решение сделать основной город Византии столицей империи. Это настолько изменило провинциальный центр, что узнать через пару десятков лет его уже было невозможно. Огромный город прославился невиданными богатствами и славой, облетевшей многие соседние страны.

Сначала была попытка назвать столицу Новый Рим, но не прижилось это название. Город стал носить имя самого императора – Константинополь. Он стал центром мировой торговли. История его была долгой – многие страны беспрерывно хотели его завоевать. Как результат, можно подвести итог: Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи, но прежде это была столица Римской империи.

Царьград – второе имя, которое присвоили ему славяне Древней Руси.

А как сейчас называется константинополь?

Наступил 1453 год. Много воды утекло за период основания Константинополя, много жизней прожито Но этот год не был простым – он вошел в историю взятием города турками. Непросто было добиться желаемого, долго длилась осада, но невозможно было ее выдержать, и чужеземные войска заняли город.

Спустя столетия Константинополь стал столицей Османской империи и назывался теперь Стамбул. Но прежняя культура не просто покидала стены города, до сегодняшнего дня в Стамбуле можно встретить то, что напоминает о гордых византийских временах:

  • Стены древних крепостей.
  • Остатки знаменитых на весь мир императорских дворцов.
  • Прославленный ипподром.
  • Уникальные подземные цистерны и другие достопримечательности.

Взятие турецкими войсками Константинополя, переименование его в Стамбул – начало другой, не менее интересной истории. Это уже история Османской империи и ее столицы.

Стамбул сегодня

Стамбул сегодня — самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.

В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.

Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:

  • Римской;
  • Византийской;
  • Османской.

Много ли городов в мире может «похвастаться» столь увлекательной и далеко не простой историей? Константинополь преобразовывался в Стамбул довольно стремительно. Турецкий уклад жизни поглощал существующий – восточный облик становился все более привычным. Каждый строил себе свой дом в удобном месте. Улицы становились все уже и уже, глухие заборы отгораживали жителей домов от посторонних глаз. Проходы становились все более и более темными.

Больше не столица

Стамбул перестал быть столицей в 1923 году, когда была провозглашена Турецкая республика. Столицей стала отныне Анкара, а Константинополь по-прежнему остался прекрасным, насыщенным историческими памятниками многих веков культурным центром страны. Многие туристы с разных уголков планеты устремляются в город, где витает дух императоров, воинов и простых горожан.

Как сейчас называется Константинополь – спросите Вы. Кто-то называет его Стамбул, кто-то – Царьград, кто-то – Константинополь. Важно не название, важна память обо всех, кто мужественно и верно защищал его, трудился и жил в нем прежде.

Источник: https://vseonauke.com/1119684636010875601/kak-sejchas-nazyvaetsya-konstantinopol/

Город Стамбул

Стамбул (по-турецки — İstanbul), является самым большим городом в Турции, ее главным портом, а также самым значительным в стране культурным, промышленным и торговым центром. От Анкары Стамбул отделяет 290 километров. Проливом Босфор разделен на азиатскую и европейскую части.

По количеству жителей является первым городом в Европе, а по площади – седьмым в мире, также считается одной из самых крупных агломераций наряду с Москвой. Ранее был столицей Византийской, Латинской, Римской и Османской империй. Дата основания принадлежит к 667 году до нашей эры.

До 330 года назывался Византием, а до 1930-го – Константинополем.     Территория города — 5343 км².

Первые люди на территории города проживали в эпоху неолита на азиатской части. Вообще же, самые ранние поселения Стамбула относятся к 6 700 году до нашей эры. В 659 году до нашей эры здесь основали колонию Халкедон греки – в настоящее время это район Кадыкёй. За восемь лет здесь выходцем из Греции Визасом (Византом) был основан город, названный его именем.

Так как город был основан на проливе Босфор, соединяющим Эгейское и Черное моря и через который проходили торговые пути из Европы в Азию, то он быстро стал богатеть. Но из-за этого на Византий неоднократно совершались нападения. В 74 году до нашей эры городом завладела Римская империя, которая успешно противостояла покушениям на него.

Но при этом, во время правления императора Септимия Севера (193-211 годы) произошел ряд гражданских войн, из-за которых в Византие произошел упадок и он вновь начал подвергаться набегам варваров. 

В 4 веке Константин Великий начал активно отстраивать город, в несколько раз увеличив его территорию. 11 мая 330 года он перенес столицу Римской империи в Византий и переименовал его в свою честь, Константинополь. После того, как Римская империя распалась, Константинополь с 395 года стал столицей Восточно-Римской империи, а затем Византийской.

Самоназванием этого государства было «Ромейская империя», а его население называлось ромеями. Отсюда, кстати, пошло турецкое название греков – «румлар». В 1204 году город был разорен крестоносцами, которые установили в нем Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года.

После чего к власти пришла династия Палеологов, которая правила вплоть до 1453 года, когда Мехмед II завоевал Константинополь и сделал его центром Османской империи. 

Завоеватели-мусульмане перестроили самые значимые православные храмы, такие, к примеру, как Собор Святой Софии, в мечети. Также в тот период был сооружен дворец Топкапы и ряд других исторических памятников.

После того, как в 1517 году в состав Османской империи вошел Египет, и часть значительных каирских мусульманских реликвий были доставлены в Константинополь, город стал считаться столицей исламского мира.

Во время правления Сулеймана Великолепного (1520-66 годы) для Константинополя настало время расцвета, в нем появилось множество новых медресе, мечетей, в том числе Мечеть Сулеймание, и других зданий. 

В ходе ряда войн с Россией и другими европейскими державами в 18-19 веках Османская империя утратила Крым, значительную часть Балканского полуострова и Болгарию. Кроме этого, в 19 веке европейские страны заинтересовал возможный раздел ослабевшей империи и статус проливов Дарданеллы и Босфор.

В 1839-61 годах, во время правления султана Абдул-Меджида, элита заинтересовалась стилями рококо и барокко, в моду вошла европейская одежда, французская религия, произошла некоторая либерализация в сферах политики и религии. Султан же переехал в дворец, построенный в стиле барокко, Долмабахче. В 1850 году по Босфору начали ходить пароходы, а через 21 год – появилась трамвайная линия.

Также в конце 19 века открылось железнодорожное сообщение с Парижем, водо- и электроснабжение. 

До начала Первой мировой войны появилось несколько крупных христианских церквей и храмов. В то время христиане составляли половину населения Стамбула. В начале войны Османская империя примкнула к Германии. После их поражения в ноябре 1918-го было подписано Мудросское перемирие и в Константинополь вошли войска Англии, Италии и Франции.

В 1922 году при поддержке РСФСР, национальное турецкое движение, возглавляемое Мустафой Кемалем Ататюрком, освободило город от захватчиков. В следующем году была образована Турецкая республика, и состоялся перенос столицы в Анкару. Но при этом Константинополь сохранил статус важнейшего города в стране в культурной и промышленной стране.

 

Когда в 1923 году из Турции было изгнано православное население, город остался единственным в республике, где сохранилось большое число греков. Но в 30-40-х годах ряд дискриминационных экономических мер привел к запустению и экономическому спаду греческого района Пера. 

Районы Стамбула

В апреле 2008 года провинция (ил) Стамбул была разделена на 39 районов (ильче), которые образуют агломерацию Большой Стамбул. Их деятельность контролирует и координирует мэрия Стамбула. В частности. Она руководит вопросами в сфере благоустройства, инфраструктуры, налогообложения, общего бюджета, соцобеспечения, строительства, транспорта и в других областях.

Далее приведен список ильче: Авджылар, Адалар, Арнавуткёй, Аташехир, Багджылар, Байрампаша, Бакыркёй, Бахчелиэвлер, Башакшехир, Бейкоз, Бейликдюзю, Бейоглу, Бешикташ, Бююкчекмедже, Газиосманпаша, Гюнгёрен, Зейтинбурну, Кадыкёй, Картал, Кючюкчекмедже, Кягытхане, Малтепе, Пендик, Санджактепе, Сарыер, Силиври, Султанбейли, Султангази, Тузла, Умрание, Ускюдар, Фатих, Чаталджа, Чекмекёй, Шиле, Шишли, Эсенлер, Эсеньюрт и Эюп.

Также в городе выделяются такие исторические кварталы и районы, как: Айвансарай, Аксарай, Балат, Бебек, Беязит, Вефа, Гайретепп, Галата, Джибали, Долмабахче, Ешилкёй, Зейрек, Кабаташ, Капалы Чарши, Касымпаша, Лалели, Мертер, Ортакёй, Пера, Султанахмет, Сулукуле, Таксим, Фенер, Чукурджума и Эминёню.

Численность населения Стамбула на 2018 и 2019 год. Количество жителей Стамбула

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Стамбула. В таблице указано распределение количества жителей Стамбула по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

По состоянию на 2015 год численность населения Стамбула составила 14 025 646 человек, а плотность — 2480,9 чел./км².

На протяжении большей части своей истории Стамбул являлся одним из самых больших городов на планете. В 6 веке он стал самым населенным городом в мире, оттеснив Рим. С 12 века он потерял это положение, но в период с 1500 по 1750-е годы являлся самым крупным городом в Европе. 

В 2014 году численность населения Стамбула составляла 19% от населения Турции. 64,7%  горожан проживают на европейской стороне города, а 35,3% — на азиатской. Ежегодный прирост населения в городе составляет 3,45%. Особенно интенсивно население Стамбула росло в период с 1950-го по 2000 год, за это время оно выросло в десять раз, чему способствовало и расширение городской площади.

В настоящее время увеличение численности горожан происходит благодаря выходцам из восточной части страны, ищущих здесь лучшей жизни. Лишь 28% стамбульцев являются коренными жителями города. Наиболее заселенные районы – это Ускюдар, а также те, которые находятся на западе, северо-западе и юго-западе европейской части. Численность зарубежных граждан.

, проживающих в городе в 2007 году составила примерно 42,2 тысяч. 

В конфессиональном плане, в основном в Стамбуле распространен ислам (суннитское направление). Кроме этого, часть жителей (греки и румыны) исповедуют православие. Также в городе представлен иудаизм и ряд течений христианства, в том числе Армянская апостольская церковь. 

Этнохороним: стамбульцы, стамбулец, стамбулка.

Стамбул фото города. Фотография Стамбула

Информация о городе Стамбул в Википедии: Стамбул

Ссылка на сайт Стамбула. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Стамбула, официальном портале Стамбула и правительства.
Официальный сайт Стамбула

Карта города Стамбула. Стамбул яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Стамбула на карте России. г. Стамбул Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Стамбула с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Стамбула, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Стамбула. Так же увидеть расположение города Стамбул на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Источник: http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=347

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]