«Все, что говорит церковь, – это про прошлое. У церкви нет модели будущего для страны»
Отец Андрей Кураев давно известен за пределами официального православного сообщества. В последние годы его позиция часто расходится с позицией патриархии. О нашумевшем высказывании отца Дмитрия Смирнова, об учебнике по основам православной культуры (ОПК) в школе и самых острых проблемах внутри церкви – в эксклюзивном интервью отца Андрея «ФедералПресс».
Эксперт
подробнее
«Вложил иконку в ладонь, и его затрясло»
Отец Андрей, как вам такая погода, когда мы видим на улице не февраль, а апрель?
— Погода предсказана Николаем Васильевичем Гоголем: для 85 «мартобря» погода типична. К сожалению, этот февраль я проболел. Зима для меня – это время домашнего ареста, поскольку я разлучен со своим скутером. Но эта зима была вполне «скутеровой», оттого я так жалею, что все равно провел ее не на колесах.
Напомню вам об одном случае. В одном из городов к вам подошел некто и захотел расправиться. Вы это почувствовали заранее. При этом некто сказал, что является сатанистом. Как вам удалось опознать недобрые намерения этого человека? Как может обычный человек почувствовать, что к нему приходят с недобрыми намерениями?
— Это было возле метро «Калужская» в Москве. Хотя мне кажется, что это я к нему подошел вначале – слишком грустные глаза были у парня. Он решил меня ошарашить и сказал, что он сатанист, но я не шарахнулся. Он спросил, знаю ли я, что он может меня убить. Я сказал, что знаю. А он все время за пазухой руку держал. Не помню уже, что там у него было – нож или пистолет.
Я ему сказал, что не может он меня убить. Он спросил: «Почему?». Я пояснил, что его хозяин за это не похвалит. «Как так не похвалит?» – удивился он. «Ну, подумай сам. Если ты меня убьешь, то я стану мучеником за Христа, моя душа в рай попадет, обрадуется ли твой хозяин, что еще одна душа избежала его обители?» – «Нет!».
После этого он руку вынул, и спокойно продолжили беседу.
И о чем была беседа? Он смог приобщиться к православной вере?
— Этого я не знаю. На прощанье я полез в карман своего пальто, а там у меня была иконка из Иерусалима. Эту иконку я вложил ему в ладонь, и его затрясло. На этом мы расстались. Что было дальше, я не знаю.
Я недавно смотрел лекции мистика Евгения Головина о том, как он ездил в глушь и встречался там с нечистой силой. Честно говоря, я еще неделю не мог прийти в себя после этих рассказов. Можем ли мы соприкасаться с потусторонним миром? Как от этого отгородиться?
— Я много раз у православной аудитории спрашивал: как вы думаете, когда было больше случаев беснования, в советские времена или сейчас? Все дружно говорят, что сейчас. Подумайте сами: советские времена – храмов нет, попов нет, о религии не говорят. Казалось бы, для злобной силы самое раздолье, а бесноватых нет. Сегодня этого больше. Тут есть над чем подумать.
Одна из причин была в том, что советские граждане, будучи честными атеистами, жили по принципу «ни богу – свечку, ни дьяволу – кочерга». А постсоветские граждане стали ставить эксперименты на самих себе. Как же это так – поехать в Китай и не поклониться местному идолу? Быть в Индии и не поцеловать какую-нибудь статую? У нас есть целые телеканалы для того, чтобы вовлечь людей во всякие оккультные действия, магазины книжные завалены соответствующими книжками с практиками.
Есть очень показательный симптом. Самая массовая по тиражу книжка 1985 года называлась «Трон Люцифера». Ее автор Еремей Иудович Парнов. Эта книжка была издана «Политиздатом», главным партийным издательством, тираж был триста тысяч экземпляров. Почему она была нарасхват? Потому что в этой книжке были прямые магические инструкции. И вот те люди, которые эти эксперименты стали ставить на себе, оказались открыты для ответного воздействия темной стороны силы.
С другой стороны, тут, конечно, и самовнушение работает. В конце концов, если поездить по сеансам экзорцизма по глубинке, чего я не советую делать, возникает вопрос о том, что церковь что-то не вполне правильно говорит. Церковь учит, что сатана – это дух гордыни, но каким же смиренным надо быть, чтобы вселиться в тушку шестидесятилетней бабки? Если бы он вселился в Путина, то я бы его понял. Но почему в эту бедную бабушку? Почему именно она должна лаять от имени сатаны?
Минус в карме патриарха
Считаете ли вы себя миссионером?
— Миссионер – это тот, кто обращается к тем, кому он не интересен по определению. В этом его отличие от священника, потому что священник изначально стоит в позе пастыря, учителя и почти живого памятника в окружении единоверных ему прихожан. У миссионера этих бонусов нет.
Поэтому первое, что должен сделать миссионер, если он входит, допустим, в университетскую аудиторию, – убедить сидящих там студентов в том, что у него есть право украсть полтора часа их жизни.
Это право у него есть не потому, что на нем такая спецодежда, или потому, что декан ввел его в аудиторию, а потому, что ему есть что сказать на темы, которые им интересны. Не миссионеру, а им, студентам.
Вот если в течение первых 15 минут я смог им доказать, что я могу предложить им интересное общение и гимнастику для мозгов, тогда все остальное состоится и будет хорошо. Кстати, иногда в эти первые 15 минут приходилось кого-нибудь выгонять из аудитории.
Если у человека есть желание обращаться к людям не из его церковной субкультуры, то он не сможет обойтись готовыми церковно-речевыми штампами и традициями. Миссия – это пространство постоянного поиска и соответственно регулярных неудач. У любого, даже самого лучшего футболиста бывают неудачные матчи. Даже у Пеле были матчи, в которых он ничего не забивал. Точно так же у самого талантливого миссионера могут быть неудачные дни, неудачные лекции, неудачное общение.
Источник: https://fedpress.ru/interview/2442802
Иерархия в Православной Церкви — Православный журнал
Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.
Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.
Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.
Звания епископов
Епископ
Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.
Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.
Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.
Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.
Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.
Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.
из белого духовенства
Иерей
Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.
из черного духовенства
Иеромонах
Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Игумен (греч. ведущий)
в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.
Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.
Церковнослужители
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.
Скачать и распечатать:
Источник: https://foma.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoy-tserkvi-infografika.html
О служащих в храме
Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.
Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.
Итак, кто служит в храме?
Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.
Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.
Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)
Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.
Женатый или МонахНо венчаный на Церкви!
Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).
Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.
Епископы, Архиепископы
Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области).
Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования.
Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.
Иереи, Протоиереи
Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу.
Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита.
Особо достойные архимандриты могут стать епископами.
Диаконы, Протодиаконы
Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно.
Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом).
Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).
Ипподиаконы
Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.
Псаломщики (чтецы), певцы
Псаломщики и певцы (хор) — читают и поют на клиросе в храме.
Уставщики
Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).
Пономари или алтарники
Пономари (алтарники) — помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).
Послушники и трудники
Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания
Иноки
Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.
Монахи
Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.
Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.
Настоятель
Настоятеля — это главный священник, редко диакон на конкретном приходе
Казначей
Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.
Староста
Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.
Эконом
Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.
Регистратор
Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.
Уборщица
Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.
Служащая в Церковной лавке
Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.
Дворник, охраник
Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.
Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru
Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/pravoslavnaya-vera/o-sluzhashchikh-v-khrame/