Кто похоронен в Успенском соборе

Московский успенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.

Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.

Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.

Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.

Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.

Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.

Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.

В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Успенский кафедральный собор – возрожденная святыня старинного Ярославля

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
Начало строительства: 2004 год
Окончание строительства: 2010 год
Воссоздан по проекту : А. М. Денисова
Высота: 50 метров
Святыни: мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославская икона Божией Матери
Координаты: 57°37'21.1″N 39°54'07.8″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

История строительства

История храма XIII-XX веках

Воссоздание Успенского кафедрального собора

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до собора

Успенский кафедральный собор на карте

 

Воссозданный на месте древнего храма собор Успения Пресвятой Богородицы – настоящее украшение старинного русского города. Сегодня он имеет статус кафедрального собора. На огромный пятиглавый храм приезжают посмотреть не только паломники, но и множество туристов. И хотя он не копирует взорванную в 1937 году церковь, вновь отстроенный храм является настоящим памятником традиций каменного русского зодчества, начавшихся еще в домонгольский период истории Руси.

История строительства Успенского кафедрального собора

Возведение в Ярославле самого первого каменного здания для православной церкви началось, благодаря Константину, который приходился старшим сыном знаменитому ростовскому князю Всеволоду Большое Гнездо.

По имевшимся в те времена традициям, главный собор решено было посвятить Успению Богоматери. Его строительство началось в 1215 году и заняло четыре года.

Храм поднялся посреди деревянного кремля – княжеского двора на живописной Стрелке между Коротослью и Волгой и был освящен епископом Ростова Кириллом.

Вид на собор со стороны Волжской набережной

Какой была та, первая церковь доподлинно нам не известно, поскольку храм не сохранился. О первоначальном облике этого собора можно составить представление только на основании находок археологов. По результатам раскопок известно, что построили храм из красного обожженного кирпича – плинфы.

Особенностью было то, что при возведении стен использовались довольно толстый слой раствора, по толщине часто равный самим кирпичам. Снаружи собор был декорирован белокаменными рельефами с вырезанными масками и орнаментами. Пол устилали плитки, сделанные из майолики. А двери, ведущие в собор, украшала позолоченная медь.

В этой церкви похоронили ее основателя, князя Константина.

История храма XIII-XX веках

Когда в 1237 году войска напавшего на Русь Батыя ворвались на улицы древнего Ярославля, был разорен практически весь город. Собор Пресвятой Богородицы не миновала горькая участь. Захватчики разграбили этот храм и лишили его практически всей богослужебной утвари, а также внутреннего убранства.

Вид на западный фасад собора

Следующие два с половиной века стали в истории Успенского собора временем мира и процветания. Но в самом начале XVI века произошел большой пожар, своды храма не выдержали и рухнули. Когда же расчищали пепелище, обнаружили мощи ярославских князей Константина и Василия. Восстановление сгоревшего здания шло долго – до 1516 года. Тогда удалось построить лишь невысокий храм на подклете. С запада он имел придел «на полатях», подобный московскому Благовещенскому собору.

Следующий XVII век принес в Россию Смутные времена. И многие русские земли сильно пострадали от польско-литовского нашествия. Не избежал разорительного вторжения и Ярославль. Примечательно, что именно в этом соборе ростовский митрополит Кирилл (Завидов) дал благословение князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому на освободительный поход русского ополчения на Москву.

Вид на собор с юга

Потом для Ярославля настали времена расцвета. Город рос и развивался. Однако, к тому времени обветшавший собор стал мал для горожан. И решено было построить на его месте новый большой храм.

Царь разрешил разобрать старый собор, а его подклеть временно использовать под «зелейную и свинцовую казну» — пороховой склад. Но помещение оказалось слишком сырым для хранения пороха.

Поэтому местный воевода распорядился достроить не до конца разобранные стены и сделать в бывшем соборе казенную палату.

Новый храм возвели рядом со старым с 1643 по 1646 год. Он получился одноэтажным и имел пять глав. Однако, XVII веке еще дважды Успенский собор горел во время больших пожаров, и каждый раз его восстанавливали заново. Отстроенные соборы меняли величину и пропорции, но всегда их венчало массивное пятиглавие.

Параллельно со зданием храма построили высокую (55 м) шатровую восьмигранную колокольню, которая просуществовала до 1836 года, когда ее заменили на новую – многоярусную. Автором проекта выступил известный архитектор и ректор Императорской Академии художества Авраам Иванович Мельников.

В новой колокольне можно было угадать различные архитектурные приемы, объединенные стилем так называемой романтической эклектики. Необычным решением Мельникова было установить восьмерик на втором ярусе на четверик первого, а на третьем ярусе вновь поместить четверик. Ведь в архитектуре XIX века уже не принято было использовать восьмерики. Под новой колокольней сделали арку для проезда.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется одежда у буддийских монахов

Помимо этого, в 30-е годы XIX века к собору с юга пристроили теплый храм, освященный в честь ярославских благоверных князей Константина и Василия. Потребность в таких переделках возникла из-за тесноты. Успенский собор по статусу считался главным в епархии. А существовавший до этого небольшой теплый Владимирский придел не вмещал всех приходящих на церковные службы. Строительные работы по реконструкции собора в те времена возглавил архиепископ Авраам (Шумилин).

Вечный огонь на фоне Успенского собора. Вид на собор с площади Челюскинцев

В 1844 году церковные купола первыми в городе позолотили, и они засверкали на солнце. По документам, сохранившимся с XIX века, известно, что внутри собора находился красивый пятиярусный иконостас, на котором были установлены ценные древние иконы.

В 1918 году в Ярославле произошло белогвардейское восстание против власти большевиков. Стены Успенского храма были повреждены во время артобстрела, но приходская община нашла средства, и здание отремонтировали.

Спустя несколько лет повсеместно была объявлена кампания по изъятию ценного церковного имущества. Печальные времена настали для собора Успения Пресвятой Богородицы. Самые ценные предметы из храмовой ризницы пришлось передать государству.

В соборе в эти годы находилась городская биржа труда.

Потом наступили времена тотальной борьбы государства с религией. В 1929 году разобрали колокольню, а чуть позже – распустили церковную общину, хоть как то поддерживающую собор в надлежащем состоянии.

Cкульптура Cвятой Троицы на фоне Успенского собора

В опустевшем храме обустроили помещения для швейной мастерской, а также для склада, где хранились художественные ценности, предназначавшиеся для продажи за границу. Затем в соборе в течение семи лет находилось зернохранилище.

26 августа 1937 года святыня ярославских земель была полностью утрачена. Древний храм, простоявший несколько сот лет, взорвали. Потом каменные завалы очистили и устроили на территории парк культуры и отдыха. А утраченный собор остался лишь на фотографиях, сделанных в 1911 году знаменитым русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Позже известный советский археолог Николай Николаевич Воронин и другие специалисты неоднократно пытались отыскать остатки фундамента первого домонгольского собора. Но эти попытки так и не принесли положительных результатов.

Вид на собор со стороны стрелки

Воссоздание Успенского кафедрального собора

Принципиальное решение о строительстве нового храма приняли в 2004 году, после проведения масштабных археологических работ. Спустя год, в торжественной обстановке прошло освящение закладного камня. Московские строители возводили храм с 2004 по 2010 год, используя архитектурный проект, который разработал Алексей Денисов.

Освящение возрожденного собора приурочили к празднованию 1000-летней годовщины города. Оно прошло в осенью 2010 года. Тогда же в храм вернули почитаемые верующими мощи ярославских князей, а также список с Ярославской иконы Богоматери. Спустя три года начались изыскательские работы по восстановлению утраченной храмовой колокольни. Ее планируют построить высотою в 70 м. А пока колокола для будущей звонницы поместили рядом со зданием собора.

Камень основателям города на фоне собора

Новый храм вмещает одновременно до 4 тыс. верующих и достигает в высоту 50 м. Общая его площадь составляет порядка 2 тыс. кв. м. Возле здания находится скульптура, посвященная Святой Троице. Над входом в собор помещена мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы. А стены здания декорированы изразцами. Внутри очень просторно, и, несмотря на «новодельность», здесь много старинных иконописных образов. Особенно хорошо этот златоглавый храм смотрится с городской набережной, от Волги.

Современное состояние Успенского кафедрального собора и режим посещения

Собор – действующий православный храм. Ежедневные церковные службы в нем проходят в 8.00 и 17.00. По воскресным и праздничным дням службы начинаются в 8.40. Престольный праздник отмечают в соборе 28 августа. Храмовыми святынями, почитаемыми верующими, считаются мощи благоверных князей Василия и Константина.

Купола собора

Как добраться до Успенского кафедрального собора

Собор расположен в Ярославле на Коротосльной набережной, 2/1.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на Коротосльную набережную, которая и выведет к собору.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Успенского собора составляет 3,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

достопримечательности

← Ярославская область Ярославль Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Владимир Казань
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/721-uspenskij-kafedralnyj-sobor-v-yaroslavle

Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор

Архангельский собор или собор св. Архистратига Михаила (в древности имевший ещё одно название: «церковь св. Михаила на площади»), который является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля, испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

История строительства Архангельского собора Московского Кремля

Согласно всем историческим данным, Архангельский собор ведёт свою историю с 200-х годов 13 века.Ученые с большой долей уверенности считают, что его деревянный предок «возник» во время, когда на княжеском престоле правил Михаил Хоробрит — брат Александра Невского. Во время его княжения, Москва того времени насчитывала всего 2 церкви, и Архангельский собор был одной из них. Короткое правление Хоробрита объясняется его преждевременной смертью в бою с литовцами.

Однако похоронен он был в Успенском соборе во Владимире. После этого практически всех Московских князей хоронили только в соборе св. Архистратига Михаила.

Архангельский собор Ивана Калиты

Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье — неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления от него князь Московский Иван Калита дал обет возвести храм. В то время количество церквей в Москве прибавилось — были уже построены храм св.

Иоанна Лествичника, Успенский собор и храм Спаса на Бору. К этой троице прибавился и Архангельский собор, построенный из камня.

К сожалению, у историков насчёт этого храма имеется очень мало сведений — достоверно известно, что храм возведён летом 1333 году, а освящен — в сентябре того же года.

Также известно, что в том храме были достроены приделы, названные в честь святых, имена которых соответствовали именам сыновей князя: Андрея Критского и Симеона Столпника. Кстати, сыновья Калиты были захоронены в том же Архангельском соборе.

Также точно известно, что в 70-х годах 15-го столетия храм пополнился ещё двумя приделами Воскресения Господня и апостола Акилы.

Эти приделы были построены из дерева, и они сильно пострадали во время крупного пожара 1475 года, который охватил весь Московский Кремль.

Однако уже в 1481 году приделы Воскресения Господня и Акилы-апостола было решено заменить на каменные. Буквально через год работы по реконструкции были выполнены и в сентябре того же года приделы были освящены. Трудно что-либо говорить о месте возведения обновлённых приделов из камня, так как совершенно неизвестно расположение прежних пределов из дерева и тем более не известно, были ли построены новые приделы на месте старых.

Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III

Под конец правления Московского князя Ивана III собор св. Архистратига Михаила обветшал настолько, что встал вопрос об его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события — сильного удара молнии в 1450 году.

Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый. Дожить до конца строительства ему не удалось, а похоронен он был в только что начавшем строиться новом Архангельском соборе.

Довел дело до финального конца его прямой наследник — сын и князь Василий III. Храм, построенный под его началом, благополучно дожил до наших дней.

Интересным моментом в истории постройки нового собора является приглашение для этой цели архитектора из Милана Алевиза Фрязина, в то время считавшимся авторитетным мастером. Основными архитектурыми элементами в версии «фрязинского» собора стало традиционное пятиглавие — точно такое же, какое использовал Фиорованти при постройке Успенского собора, и крестово-купольная система с полуциркульными сводами.

Также в соборе присутствуют характерные для эпохи Ренессанса архитектурные элементы светского толка. При строительстве Архангельского храма использовался белый камень, высота собора состаляет — 21 метр.

Дальнейшая история Архангельского собора Московского Кремля

Приблизительно в 60-х годах 16 века собор был покрыт художественной росписью. Но фрески того времени сохранились только в одном месте: усыпальнице Ивана Грозного. Следует отметить, что росписью Архангельского собора занимались профессионалы своего дела — хорошо известные на то время живописцы и мастера-украшатели Оружейной палаты: Я. Казанец, С. Ушаков, С. Резанец и другие.

Войдя через главный вход собора можно увидеть мастерски написанное на северо-западном столбе изображения Василия III.

Гробницы царей и князей в Архангельском соборе Московского Кремля

Всего в соборе, который является по сути усыпальницей русских правителей, насчитывается 46 гробниц московских князей и царей. Не похоронены в Архангельском соборе были только князь Даниил Александрович (его останки покоятся в Даниловом монастыре), брат Ивана Калиты Юрий Данилович и Борис Годунов. Также в соборе был захоронен умерший от оспы в первой половине 18-го века царь Петр II.

В 30-х годах 17-ого века все старые надгробия были обновлены. С тех пор в соборе красуются кирпичные надгробия с белокаменными стенами, которые в начале 20 века были дополнительно накрыты футлярами из бронзы.

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля

Иконостас, который можно сегодня увидеть в Архангельском монастыре, датируется 1681 годом, а создала его артель профессиональных художников-иконописцев под началом И. Недоумова.

Иконостас неоднократно подвергался художественной реставрации, наиболее серьезная работа в этом направлении была проделана во время начала отечественной войны, когда 1812 году Россия подверглась нападению наполеоновской армии.

Кстати в то время собор был осквернен — внутри здания французы соорудили походную кухню для своего императора и продовольственные склады.

О главной иконе архангельского собора московского кремля

Конечно же, главной иконой в Архангельском монастыре является старинная работа под названием «Михаил Архангел с житием». Икона является самой древней из всех, на которых изображены сюжеты из жизни Архангела Михаила.

По легенде инициатором создания этой иконы была вдова князя Московского Дмитрия Донского княгиня Евдокия.

Ещё одним достопримечательным предметом старины является золотой потир, отделанный искусной чеканкой, резьбой, чернью и драгоценными камнями — он был подарен собору Ириной Годуновой в 1598 году.

Икона «Благодатное небо» также является одной из главных православных святынь собора. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом внутри сияния ярко-красного цвета.

Архангельский собор Московского Кремля в наши дни

Начиная с 1955 года и до наших дней на территории Архангельского собора работает музей. В 70-х годах 20-го века собор был капитально отреставрирован.

https://www.youtube.com/watch?v=04tvEqXgtuc

В 1988 был канонизирован князь Дмитрий Донской. Большая церковная служба над мощами Дмитрия Донского была проведена патриархом Алексием II в мае 1991 года.

Источник: http://putnik.cerkov.ru/2017/10/26/arxangelskij-sobor-moskovskogo-kremlya/

Успенский собор Кремля — свидетель святости

Всё, что Вы хотели бы знать об Успенском соборе московского Кремля, Вы найдёте в этой познавательной статье, составленной Александром Ракитиным.

Храм святителей

Собор Успения — смысловой центр Московии. Первоначально деревянный, он был выстроен в белом камне при великом князе Иване I , прозванным Калитой (т. е. кошелем с деньгами). Именно со времени правления Калиты можно говорить о начале объединения русских земель вокруг Москвы.

Случается это не благодаря военным успехам московского князя, хорошим отношениям Ивана с золотоордынскими ханами или количеству денег в его калите, а по другой причине. В 1320-х годах в Москву переезжает митрополит Владимирский Петр. Москва еще и поэтому подобна Риму, что основатель римской христианской общины апостол Петр — небесный покровитель московского иерарха.

Митрополит вместе с Иваном Калитой закладывают собор. Святитель Петр не дожил до окончания строительства, он завещал похоронить себя под восточной стеной еще незавершенного храма.

В его словах завещания и наставления Ивану Калите звучит предвестие будущего величия Москвы: «Аще мне, сыну, послушаеши и храм Пречистыя Богородицы воздвижеши во своем граде, и сам прославишися паче иных князей и сынове и внуцы твои в роды и роды.

И град прославлен будет во всех градех Руских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща враг его, и прославится Бог в нем; еще же мои кости в нем положени будут» (цитируется по книге Рустама Рахматуллина «Две Москвы или метафизика столицы»). Петр в переводе с греческого – камень, тело умершего архипастыря стало камнем в основании собора, теперь получившего статус кафедрального. Первый московский митрополит заложил традицию хоронить последующих московских святителей в соборном храме Кремля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно поставить свечу в храме

Собор Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля.

Три трона

В интерьере Успенского собора все полно воспоминаниями. Напротив алтаря у северо-восточного столпа — моленное место цариц. По русской традиции женщины в храме молились по левую руку, мужчины — по правую.

Нынешнее деревянное резное место царицыных молений перенес в собор царь Алексей Михайлович в середине XVII века для своей первой супруги Ирины Милославской. В Успенском соборе традиционно проходили венчания московских князей, а с конца XV века и венчания на царство.

У юго-восточного столпа — каменное патриаршее, а до XVII века митрополичье место. Здесь восседал глава Русской Церкви. Очевидно, само митрополичье моленное место было воздвигнуто одновременно с постройкой собора.

Южнее митрополичьего, напротив Димитриевского придела — царское место, легендарный Мономахов трон. Он вырезан из липы и ореха в 1551-м по заказу недавно поставленного на царство Ивана IV . Юный царь был вдохновлен царством, им дышит архитектура трона, на верхней его части надпись: «Рече Господь: аз избрах тя царя».

Рельефы трона изображают известную тогда легенду о походе князя Владимира Всеволодовича, внука византийского императора Константина Мономаха на область Фракию.

Поход был успешен, император спешит поздравить своего племянника с победой и принести ему в дар венец со своей головы, барму (ту самую шапку Мономаха, которая сейчас хранится в Оружейной палате), золотую цепь и сердоликовую чашу. Русский князь, приняв дар, был наречен Мономахом.

Царица, митрополит, царь, народ в лице молящихся — вот место государственного единства. Таким единством проникнута первая половина правления четвертого Ивана. На царицыном месте видится его первая супруга Анастасия Романовна, на святительском — митрополит Макарий. Но единому суждено было разделиться.

Кромешные времена

В 1565 году указом Ивана Грозного вся страна делится на опричнину и земщину (опричь — буквально «кроме»). В опричнине управляет царь со своей, кромешной армией и боярской думой. Он волен казнить и миловать бояр без совета с думой земской.

В опричнину царь избрал лучшие территории. Земли, ушедшие под власть царя, изымались у их владельцев — им даровались новые, в земщине. При этом опричники отнимали все имущество, родовитые князья, бояре, дворяне пешком добирались до новых мест обитания, прося милостыни по дороге. После введения опричнины начались кровавые репрессии многих известных московских аристократических фамилий.

Иван IV отдал приказ убить своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого и всех его родственников, включая малолетних детей, мать Владимира Андреевича княгиня Ефросиния была насильно пострижена в Горицком монастыре на Шексне и позднее там же убита. Опричники записывали всех убитых поименно в особые синодики со зловещей припиской «отделали». Например: «Отделали: Ивана Петровича Федорова» (цитируется по книге Руслана Скрынникова «Государство и Церковь на Руси XIV — XVI вв.

»). Если убитые были незнатного происхождения, то писали общее количество без называния имен.

При дворе первые места заняли представители бедных, безродных дворянских фамилий (Скуратовы, Грязновы, Басмановы), готовые за очередные царские пожалования и милости на преступления. Вокруг царя множилось доносительство и взяточничество. Поистине тьма кромешная объяла Московию.

Противостояние

В 1566 году царь Иван предлагает игумену Соловецкого монастыря Филиппу (Колычеву) занять митрополичью кафедру. Филипп ставит условием своего посвящения в митрополиты отмену опричнины.

Царь ответил, что опричнина — это его личное и семейное дело, однако позволил митрополиту «советоваться» с государем. Таким образом, царь возрождал отмененную при учреждении опричнины традицию «печалования» митрополитов за опальных и гонимых.

После очередного витка репрессий святитель Филипп попытался воспользоваться этим правом и начал вести беседы наедине с царем, убеждал прекратить кровопролитие. Но безуспешно

В Успенском соборе произошло событие, ставшее решающим в конфликте царя и предстоятеля Церкви. 22 марта 1568 года на литургии при большом стечении народа святитель произнес яркую речь против опричнины. Ее почти одинаково воспроизводят и автор жития митрополита Филиппа, и немцы-опричники Таубе и Крузе, бежавшие от царя и написавшие позже записки о своих московских похождениях.

В митрополичьей речи есть и такие слова: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан?..

Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими рукам Татары, и язычники, и весь свет может сказать, что у всех народов есть закон и право, только в России их нет» (цитируется по книге Руслана Скрынникова «Государство и Церковь на Руси XIV — XVI вв.»).

То было первое открытое выступление Церкви против неправедной власти в лице опричного царя. Царь держал ответ, но был посрамлен — Филипп после троекратного обращения царя не благословил. В ярости Грозный уходит из храма со словами: «Я был слишком мягок к тебе, митрополит, твоим сообщникам и моей стране, но теперь вы у меня взвоете!»

Иван IV собрал Боярскую думу и незаконно (судить и лишить сана митрополита может лишь церковный собор) судил святителя. 4 ноября, по свидетельству Андрея Курбского, в Успенском соборе собрался соборный суд на главу Русской Церкви, названный современниками «скверным соборищем».

Но лишать сана сразу по окончании суда митрополита не стали, это случилось несколькими днями позже, 8 ноября, на литургии в день Архистратига Михаила. Едва народ заполнил собор, в храм ворвались опричники во главе с Малютой Скуратовым и Алексеем Басмановым.

Прервав богослужение, они объявили царский указ о низложении Филиппа, сорвали с него архиерейские одежды и, посадив на вола, бичевали его, возя по городу, а после заточили в Богоявленском монастыре в Китай-городе, в «злосмрадной хлевине». Согласно житию святого, руки его заточили в оковы, ноги в колодки, на шею наложили вериги тяжкие, но через несколько дней он чудесным образом освободился.

Об этом узнал царь. Тогда по приказу самодержца в темницу к низложенному архипастырю впустили «зверя лютого» — медведя, дав косолапому перед этим поголодать. Наутро государь явился посмотреть на мертвого иерарха и застал свт. Филиппа невредимым : зверь его не тронул.

По законам того времени святителя должны были сжечь, но по просьбе духовенства царь казнь заменил заточением в тверской Отрочь монастырь. Там через год, 28 декабря 1569 года, Малюта Скуратов задушил святителя «подглавием» — подушкой.

Возвращение

И все-таки в конце концов власть покаялась за свои прегрешения. Случилось это в середине XVII столетия, точнее в 1652 году, по инициативе архиепископа Новгородского Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

Именно владыка Никон настаивал перед царем Алексеем Михайловичем на перенесении мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря, куда они были перевезены после смерти Ивана Грозного, в Москву, на нынешнее место в Успенском соборе.

Архиепископ Никон сам отправился за мощами митрополита на Соловки. Там он пред ракой святителя зачитал покаянную грамоту царя.

После длительного крестного хода с Соловков у Москвы процессию встретили горожане. На месте встречи был заложен храм митрополита Филиппа, сохраняющийся и поныне, позже в его названии появилась приставка «в Мещанской слободе».

В московском Успенском соборе царь Алексей Михайлович на коленях просил прощения у рак святителей за поступки своих предшественников и родственников.

Интересен текст «царского покаяния»: «Ничто столько не печалит души моей, пресвятый владыко, как то, что ты не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве, во святей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижно пребывала святая соборная и апостольская Церковь и вера Христова Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя и преклоняю честь моего царства пред твоими святыми мощами, повергаю на умоление тебя всю свою власть» (цитата дается по книге Антона Карташева «Очерки по истории Русской Церкви»). Впервые власть, в лице царя, каялась за собственные проступки. Правда существовало значительное «но» — новая царствующая династия Романовых просила прощения за грехи представителей предыдущих династий. Тем не менее прецедент состоялся.

Мощи митрополита Филиппа ныне покоятся в Успенском соборе Московского Кремля — усыпальнице московских митрополитов и патриархов. Символично, что рака с мощами святого помещена на солее, рядом с иконостасом, перед Мономаховым троном. Она как бы напоминает властям о событиях опричнины, предостерегая от опасного пути разделения государства.

Александр РАКИТИН

Источник: https://www.pravmir.ru/uspensky-sobor-kremla/

Загадка ростовского саркофага: кто изначально был похоронен в гробнице Успенского собора

Исследователи Института археологии РАН выдвинули две версии о том, кому мог принадлежать пустой саркофаг XIII века, находящийся в Успенском соборе Ростова. Согласно одной гипотезе, в гробнице был похоронен ростовский князь Глеб Василькович, скончавшийся в 1279 году.

По другой версии, в саркофаге мог покоиться святой Игнатий — ростовский епископ, который умер в 1288 году. Окончательные выводы будут сделаны после дальнейшего изучения находки.

В ближайшее время археологи займутся поиском следов органических останков, которые могли сохраниться на стенках гробницы.

В пустом саркофаге XIII века, находящемся в Успенском соборе Ростова — усыпальнице ростовских князей и церковных иерархов, мог быть похоронен ростовский князь Глеб Василькович, скончавшийся в 1279 году. К такому выводу пришли учёные Института археологии РАН. Исследователи также не исключили, что гробница принадлежала святому Игнатию — ростовскому епископу, умершему в 1288 году.

«Озадачивает исследователей»

Впервые гробница была обнаружена в 1994 году экспедицией Государственного Эрмитажа. Саркофаг находился у стены северной апсиды собора на глубине около двух метров.

Однако предварительный осмотр не позволил учёным сделать какие-либо выводы, и саркофаг было решено закрыть вплоть до следующего исследования. Вокруг объекта, представляющего историческую ценность, были возведены кирпичные стены.

Получившееся сооружение реставраторы накрыли сверху деревянным настилом, который археологи ИА РАН сняли лишь спустя почти 25 лет, чтобы повторно изучить находку.

«Этот саркофаг озадачивает исследователей. Дело в том, что он пустой и мы не знаем, для кого он был приготовлен.

Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время нет, как нет и никаких следов, указывающих на то, что в саркофаге когда-либо было совершено захоронение.

Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может вести к разного рода конспирологическим размышлениям», — сообщил ведущий научный сотрудник ИА РАН, участник Волго-Окской экспедиции Андрей Леонтьев.

Во время последнего исследования учёные установили, что крышка саркофага по размерам значительно превосходит саму гробницу. Это натолкнуло учёных на мысль, что она была либо изготовлена позднее, либо заменила первоначальную. При этом археологи абсолютно уверены в том, что массивная плита относится именно к данному саркофагу. В частности, об этом свидетельствует одинаковый уникальный орнамент на крышке и стенках гробницы.

По словам заведующего Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктора исторических наук Леонида Беляева, это единственный случай, когда такой узор встречается на саркофаге: как правило, подобные рисунки наносили на надгробия.

  • Саркофаг XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
  • Институт археологии РАН
  • Саркофаг XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
  • Институт археологии РАН

Ещё одной особенностью саркофага является его небольшая глубина — всего 28 см. По мнению Андрея Леонтьева, положить усопшего в такой гроб было бы весьма затруднительно.

Тайны прошлого

Учёные выдвинули две версии, объясняющие отсутствие останков в саркофаге. Согласно первой, гробница принадлежала святому Игнатию — ростовскому епископу, умершему в 1288 году. Поскольку впоследствии он был канонизирован, то его мощи могли быть перенесены: известно, что в последние столетия вплоть до закрытия собора в 1936 году они находились у северной апсиды здания. Но, как полагает Леонтьев, аргументов в пользу этой версии недостаточно.

«Мощи ростовских святых в начале 1920-х годов в борьбе с «церковным дурманом» вскрывались с участием судебных медиков. Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землёй. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причём давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию», — отметил Леонтьев.

Согласно второй версии, гробница могла принадлежать сыну князя Василько Глебу Васильковичу, умершему в 1279 году. Он был отпет и похоронен в соборе. Однако, как отмечается в поздних летописях, спустя девять недель Игнатий приказал вынуть его тело из гробницы и перезахоронить на территории Спасского монастыря. Причины, побудившие епископа на этот поступок, неизвестны.

Однако учёные не спешат с окончательными выводами и в ближайшее время планируют найти следы органических останков на стенках гробницы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие существуют церкви

Сейчас в соборе возле саркофага создаётся так называемое музейное окно — устанавливается стекло, сквозь которое посетители собора смогут рассмотреть гробницу и ознакомиться с окружающим её пространством.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/577103-rossiya-pustoi-sarkofag-rostov

Собор Моква

Собор Моква (მოქვის ტაძარი)  — официально Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, или Успенский собор в Моква. Некогда кафедральный собор Абжуйского региона — всего пространства между реками Галидзга и Кодри.

Вроде бы единственный на всю Грузию пример купольного пятинефного храма. Так как находится в «столичном» для абжуйцев селе Моква, то является как бы центральным абжуйским сакральным пунктом.

Известен так же могилой князя Михаила Шервашидзе и его жены Александры.

Современность

Храм дожил до наших дней в состоянии на удивление хорошим. Возможно это следствие ремонта середины XIX века и ещё одного ремонта советской эпохи. Сейчас мы видим собор в целости и сохранности, без признаков обрушений, н, увы, это уже дизайн XIX века. От украшений средневековой поры остались лишь немногие кусочки.

Храм почти всегда стоит пустой и почти всегда открыт на случай, если здесь остановится автобус с туристами. Рано утром он может быть  и закрыт, но сторож живёт рядом и придёт сам. По храму можно ходить, пока сторож не решит, что «я устал, я ухожуй», это минут15. Можно подняться на хоры, которые весьма масштабны.

Самая интересная деталь собора — это белые мраморные надгробия Александра Шервашидзе, последнего князя Абхазии, и его жены Александры Дадиани. Они расположены прямо по центру, перед алтарем. Надписи на плитах сделаны грузинским шрифтом асомраврули. Редкий случай грузинской надписи, которую абхазы не затерли, не замазали или как-то иначе не замаскировали. Наверное, не все в курсе, что это грузинский шрифт.

Надгробие Александры Шервашидзе (вверх ногами)

На могиле князя написано: «Михаил Гиоргис дзе Шарвашидзе»; на могиле жены: «Александра Гиоргис Дадианис асули». Но она умерла в 1864, а на плите написано «1862».

Успенский храм в Моква

Источник: http://travelgeorgia.ru/233/

Успенский собор (Хабаровск)

Успенский собор (Хабаровск)
Страна Россия
Город Хабаровск
Конфессия Православие
Епархия Хабаровская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Русский стиль
Автор проекта С. О. Бер
Строитель В. Г. Мооро
Дата основания 1876 год
Строительство 1884—1886 годы
Дата упразднения 1930 год
Реликвии и святыни Албазинская икона «Слово плоть бысть» икона Тихвинской Божьей Матери
Статус Разрушен, построена реконструкция
Состояние Хорошее, проводятся богослужения

Градо-Хабаровский Успенский собор (Собор во имя Успения Божией Матери) — первый каменный и один из крупнейших храмов Хабаровска. Собор был окончательно построен в 1886 году. В строительстве деятельное участие принимали инженер С. О. Бер, разработавший план храма и инженер-полковник В. Г. Мооро, под руководством которого проводилась постройка собора.

Здание было снесено на кирпичи в 1930 году, в 2002 году собор был восстановлен по новому архитектурному проекту.

История

Средства на строительство собрал купец первой гильдии А. Ф. Плюснин. Закладка произошла в 1876 году, но, вследствие нехватки средств строительство храма началось только в 1884 году. Руководил строительством полковник В. Г. Мооро, а проект храма разработал инженер С. О. Бером. 16 декабря 1886 года собор был освящён епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским Гурием (Буртасовским), тогда-же прошла первая в соборе рождественская служба.

В 1891 году в честь приезда цесаревича Николая был построен придел, названный в честь Николая Чудотворца. В 1892 году собор был освидетельствован специальной комиссией.

В Успенском соборе был похоронен барон Андрей Николаевич Корф (1831—1893), первый Приамурский генерал-губернатор.

В 1894 году была поставлена временная деревянная колокольня и в соборе установили 185 пудовый колокол. В то же время собор обзавёлся первыми канделябрами. В 1895 году при соборе была построена церковно-приходская школа для мальчиков.

В 1904-1905 году построили два боковых придела, также была построена постоянная каменная колокольня, вместо прежней временной и расширен основной придел.

Разрушение и реконструкция

В феврале 1930 года собор был закрыт, а в августе взорван. В 1937 году собор был окончательно снесён на кирпичи и для освобождения площади. Могила Корфа была уничтожена.

На месте собора были построены ворота парка ОДОСА.

Площадь перед парком получила название «Комсомольская площадь», от неё начиналась улица Карла Маркса. На Комсомольской площади в 1956 году поставлен памятник «Героям Гражданской войны на Дальнем Востоке» (скульптор Файдыш-Крандиевский).

В 1994 году начались работы по восстановлению собора, для его постройки был выбран проект ГУП «Хабаровскгражданпроект». В 2000 году была осуществлена закладка здания. В 2001 году собор был окончательно достроен, но еще год, до октября 2002 года, продолжались внутренние работы. Новый собор находится почти на том же месте что и старый.

Комсомольская площадь сохранила прежнее название, однако территория вокруг Успенского собора именуется «Соборная площадь».

Архитектура собора

Собор имеет пять куполов. Он был построен в русском стиле, однако, имел эклектические черты.

Реконструкция собора в целом отличается от первого собора, однако, она имеет его элементы. В частности, форы арок и куполов нового собора были взяты со старого варианта.

Реликвии

Во время строительства собора активно собирались пожертвования. Главным пожертвованием стала считающаяся чудотворной икона «Слово плоть бысть», заказанная купцом В. Ф. Плюсниным вместе с его женой. После реконструкции собора ему, в октябре 2002 года, была возвращена икона «Слово плоть бысть».

Также в новом соборе находится икона Тихвинской Божьей Матери, являющаяся одной из наиболее почитаемых икон собора.

Галерея

Источник: https://cultura-russia.ru/article/uspenskij-sobor-habarovsk

Успенские храмы

 Завершился скромный, исполненный трудов, страданий и тихого служения людям земной путь Девы Марии. Она отошла ко Господу, но при этом осталась для каждого верующего человека Помощницей и Заступницей. И в благодарность за это с древности строили люди храмы в честь Успения Богоматери. Наш рассказ о некоторых из них.

На Святой Земле

Два храма особенно напоминают нам об этом событии в Иерусалиме. Это католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен в немецком аббатстве ордена бенедиктинцев в Иерусалиме, на вершине горы Сион.

Храм построен на месте дома апостола Иоанна Богослова, в котором, как мы знаем из Священного Предания, Пречистая Дева пребывала после Вознесения Христа и до гонений, которые начал против христиан Ирод Агриппа.

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

И еще один храм построен в Гефсимании — в местности у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон. Именно здесь, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника, повелела похоронить Себя Пресвятая Дева.

Пещерная церковь Успения Богородицы построена над гробницей Божией Матери. Первый храм на этом месте построила святая равноапостольная царица Елена в 326 году. В XI веке его разрушили, но уже в 1161 году храм восстановила королева Иерусалима Мелисенда. Она украсила стены храма фресками, а после смерти была здесь погребена.

Храм расположен под землей, поэтому от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня) с гробом Богородицы. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Сердце Московского Кремля

На Руси Успенские храмы стали строить сразу после Крещения. Этому событию была посвящена Десятинная церковь, которую построили по приказу святого равноапостольного князя Владимира. Успенский собор стал центром Киево-Печерской Лавры. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский украсил величественным Успенским собором Владимир. И Успенский же собор является сердцем Московского Кремля.

Патриарший Успенский собор — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Москва стала столицей, и потому отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Руси.

В конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра.

Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (в 1475–1479 гг.) здание, и поныне украшающее Московский Кремль.

Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с шестью тонкими высокими столпами. Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации акафиста — гимна в честь Богоматери.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

До 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

После революции Успенский собор был превращен в музей. И лишь в 1990 году здесь были возобновлены богослужения, хотя большую часть времени Успенский собор работает как музей, привлекающий внимание многих отечественных и зарубежных туристов.

Жемчужина Лавры

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, является одним из центральных храмов и настоящим украшением Троице-Сергиевой Лавры. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение, он строился на протяжении нескольких лет — с 1559 по 1585 год.

По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Его величественный облик характеризует строгая простота и лаконизм архитектурного языка.

Стены, столбы и своды покрывают великолепные фресковые росписи, выполненные в 1684 году ярославскими и местными мастерами во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым. Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс.

На протяжении XVIII–XIX веков она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей.

На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд».

Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других.

Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского.

При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608–1610 годам, времени героической 16-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.

В соборе с южной стороны в стеклянном саркофаге хранится его главная святыня — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Затем гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.

Масштабные реставрационные работы, которые проводили к 700-летнему юбилею рождения преподобного Сергия Радонежского, позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту великолепную жемчужину Троице-Сергиевой обители.

Подготовила Марина Шмелева

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/835

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]