Храм Василия Блаженного: визитной карточке России 450
Артем Кречетников Би-би-си, Москва
Image caption В честь юбилея глобальный поисковик Google на день сменил логотип
12 июля исполнилось 450 лет самому знаменитому архитектурному памятнику России — храму Василия Блаженного.
Несколько лет назад реставраторы обнаружили на стене под главным шатром собора, на почти пятидесятиметровой высоте, надпись, в которой строители указали точную дату завершения работ, соответствующую, по современному летоисчислению, 12 июля 1561 года.
Причудливое и красочное сооружение на южной оконечности Красной площади, около Спасских ворот Кремля, над Васильевским спуском к Москве-реке, известно всему миру. Даже в большей степени, чем Кремль, он является символом Москвы и России — как Эйфелева башня для Парижа и Биг Бен для Лондона.
Храмы на Руси строили по византийскому канону. Собор Василия Блаженного впервые воплотил национальные традиции деревянного зодчества с изобилием башенок, крылечек и переходов. В той же манере выполнены Храм Спаса на Крови, построенный в Петербурге на месте убийства Александра II и известный московский «новодел» 1990-х годов – Измайловский кремль.
Критики стиля «а-ля рюсс» находят, что собору Василия Блаженного недостает строгости и изящества форм, обвиняют его в «варварской пышности», называют «китчем XVI века» и «тортом с фигурками».
Немецкий путешественник 1840-х годов Блазиус писал: «Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это: колоссальное растение, группа крутых скал, или здание?».
Другие — и таких большинство — считают храм «русским чудом». Очевидно, разделяет это мнение и ЮНЕСКО, включившее его в список памятников Всемирного культурного наследия.
Безвестный гений
Кремль и кремлевские соборы построили в конце XV-го, начале XVI века итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти и Алоизий Новый. Собор Василия Блаженного примечателен еще и тем, что был творением национального гения.
В Европе к тому времени давно восторжествовали идеи Возрождения с его культом человека и, особенно, творческой личности. Леонардо, Рафаэль и Микеланджело были знамениты при жизни, и прекрасно знали себе цену.
Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческоеНиколай Гоголь
В России славили в веках, в основном, правителей и полководцев, а зодчим и иконописцам полагалось оставаться безвестными. Считалось, что их рукой водит Всевышний, и собственную персону выпячивать негоже. Пожалуй, единственным исключением из этого правила стал Андрей Рублев.
По последним данным, собор Василия Блаженного построил псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, но стопроцентной уверенности в этом нет. Часть историков полагает, что речь идет о двух разных людях — Барме и Постнике.
Широко известное предание, будто Иван Грозный по окончании работ приказал ослепить мастеров, чтобы, как говорилось в написанной в 1938 году и вошедшей в школьные хрестоматии поэме Дмитрия Кедрина, «в земле его церковь стояла одна такова», документальных подтверждений не имеет.
Если архитектором действительно являлся Постник Яковлев, то он не мог быть ослеплен, поскольку через несколько лет участвовал в перестройке Казанского кремля.
«Поставь на место!»
Как заявил накануне юбилея замминистра культуры России Андрей Бусыгин, «большое чудо, что собор, который является святыней и символом России, уцелел».
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Самый узнаваемый символ России
В 1812 году Наполеон, оставляя Москву, приказал взорвать кремлевские башни и храм Василия Блаженного, но указание осталось невыполненным по причине спешки и экономии пороха.
В начале 1930-х годов московский партийный босс Лазарь Каганович, известный уничтожением Храма Христа Спасителя, собирался взорвать и храм Василия Блаженного — чтобы не мешал проходу военных парадов и демонстраций.
Аналогичная судьба постигла находящуюся на противоположном конце Красной площади часовню Иверской Божьей матери, ныне восстановленную.
Существует легенда, будто Каганович принес Сталину макет Красной площади со съемным храмом Василия Блаженного и убрал его, чтобы показать, как здорово будет выглядеть центр Москвы после задуманной им реконструкции, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место!».
Дореволюционный настоятель храма, известный правый монархист протоиерей Иоанн Восторгов, был в 1919 году расстрелян ЧК, но службы в соборе продолжались еще 10 лет.
В 1937 году, когда наметился поворот от коммунистического интернационализма к государственничеству, была проведена масштабная наружная реставрация храма.
Четыре имени
Вообще-то, знаменитый собор называется Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Именовался он также Троицким и Иерусалимским.
Собор Василия Блаженного — неофициальное название по имени похороненного в нем знаменитого московского юродивого Василия Блаженного.
Василий родился на паперти, был учеником сапожника, а позже стал ходить нагим на торжище, согласно преданию, творил чудеса, не боялся говорить правду в глаза самому Ивану Грозному, и был канонизирован православной церковью в 1588 году.
«В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый — почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти», — говорит старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Рогозина.
В честь взятия казани
Собор был построен по обету Ивана Грозного после победы над Казанским ханством в 1552 году. Работа началась через четыре года и длилась пять лет.
По некоторым данным, раньше на этом месте стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы. Там же проходил ров, окружавший Кремль и засыпанный в XIX веке.
Храм изначально не был рассчитан на многочисленную паству и никогда не являлся главным кафедральным собором Москвы. Эту роль выполняли сначала Успенский собор Кремля, затем Храм Христа Спасителя.
На одно основание зодчие поставили девять церквей, соединенных сводами и галереями. Центральная была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Исламские мотивы?
Сейчас собор имеет 10 куполов – девять над церквями и еще один над колокольней. Раньше их было 25, но часть убрали в ходе реконструкции в царствование Екатерины II.
Считается, что композиция, где главной церкви подчинены малые, соответствовала идеям Ивана Грозного о сильной власти.
Известно, что Наполеон, впервые увидев собор Василия Блаженного, назвал его «мечетью».
Некоторые историки полагают, что основой архитектурного замысла послужила казанская мечеть Кул-Шариф. После взятия города Иван Грозный приказал ее разрушить, а золоченые «луковицы» вывезти в Москву.
Восемь глав московского храма якобы повторяют конфигурацию минаретов Кул-Шарифа, а самый высокий, девятый, как символ победы господствует над ними.
Совместное пользование
До революции собор реставрировался трижды: в 1737, 1784-1786 и 1900-1912 годах.
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Патриарх Кирилл отслужил в храме литургию
С 1929 года храм был закрыт, и осмотреть его можно было только снаружи.
С 1991 года он находится в совместном пользовании Государственного Исторического музея и Русской православной церкви.
К настоящему времени завершена реставрация интерьеров четырех из девяти церквей. Сейчас специалисты занимаются восстановлением фресок XVI века в Южной галерее храма.
Ежедневно собор посещают в среднем две тысячи туристов. В дни престольных праздников (Покрова Богородицы и Василия Блаженного) проходят службы, а у раки святого каждое воскресенье читается акафист.
«Соседство с Мавзолеем и могилой Сталина практически не ощущается, — говорит настоятель храма игумен Всеволод (Варющенко). — Только в конце мая пионеры бьют в барабаны, у них проходит торжественная линейка. Ленина, конечно, с Красной площади надо бы убрать, но людей дразнить не хочется, некоторым он еще дорог. Со временем это само отомрет».
Утром 12 июля патриарх Кирилл отслужил в соборе Божественную литургию. Вечером на колокольне состоится выступление звонарей Московского Кремля.
Праздничные мероприятия продлятся до 14 октября, храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/07/110712_moscow_cathedral_jubilee
Собор василия блаженного
Собор василия блаженного
(ХРАМ ПОКРОВА, что на РВУ)
1555–1561. Москва
Одним из самых необычных, сложных, впечатляющих явлений русского зодчества стал знаменитый храм Покрова, что на Рву, более известный под другим названием – собор Василия Блаженного. По своему стилю не имеющий предшественников и нигде более не повторенный, собор стал символом русского национального стиля в архитектуре.
Купола
В народе сложилась легенда о том, что царь Иван Грозный, повелевший построить этот великолепный храм, приказал ослепить его создателей – русских зодчих Постника и Барму, чтобы они не построили храма краше этого. (Однако современные историки и искусствоведы сошлись во мнении, что это все же легенда.)
Построенный в Москве на Красной площади в 1555–1561 гг.
, храм Покрова Богородицы, что на Рву, явился новым оригинальным церковным сооружением, грандиозным архитектурным монументом, увековечившим победу русских войск над Казанским ханством, многовековым врагом-поработителем русского народа.
Это был «обетный» храм Ивана Грозного, то есть обещанный Богу за покровительство небесных сил в покорении Казани. 1 октября (14 октября по новому стилю), в день Покрова Пресвятой Богородицы, была взорвана стена Казани, а на следующий день город был взят приступом.
Вид храма со стороны Москвы-реки
Знаменательно, что храм благодарности Богу и Пресвятой Богородице за долгожданную победу был возведен не в Кремле, являвшемся оплотом родовитого боярства, а на Красной площади столицы, где шумело, радуясь, «всенародство».
Идея создания грандиозного сказочного города-храма с каскадом куполов и многими приделами родилась не сразу. Вначале завоевание Казанского ханства было увековечено в центре «большого торга» Москвы семью деревянными храмами вокруг восьмого каменного.
На месте нынешнего храма Василия Блаженного был построен каменный Троицкий собор (в честь Святой Троицы), а около него семь деревянных церквей-приделов, которые были освящены в честь церковных праздников, совпавших с днями важнейших побед над татарами или связанных с событиями жизни самого государя.
Деревянные приделы-храмы были возведены быстро: уже в 1553 г. они стояли на бровке холма, замыкая Красную площадь у парадного въезда в Кремль, но это было временное сооружение.
Через два года, как сообщается в летописи, «дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу [прозвищу] Посника и Барму, и быша премудрии и удобнии таковому чюдному делу» и царь «повеле им здати церкви камены заветных восемь престолов, мастеры же основаша девять престолов, не якоже повелено им, но яко по Бозе разум даровася им в размерении основания».
Эта лаконичная запись засвидетельствовала высшие начала истинного творчества и основы его дерзновения: русские зодчие решаются нарушить приказ грозного царя ради законов красоты, которые потребовали устроения вокруг центрального столпа девяти церквей, что позволило создать гармоничное единство соподчиненных объемов общей архитектурной композиции.
И. Шарлеман. Вид Красной площади. Середина XIX в
Так, в 1555–1561 гг. на месте деревянных церквей был воздвигнут девятиглавый и девятипрестольный храм, в ансамбль которого вошел и Троицкий собор. Престолы были освящены в память побед при взятии Казани: восточный – Живоначальной Троицы, центральный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, западный – Входа Господня в Иерусалим, северо-западный – равноапостольного Григория Армянского, северный первоначально был освящен во имя свв.
Киприана и Иустины, позднее – мучеников Адриана и Наталии, северо-восточный – первоначально во имя патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла, потом – святителя Иоанна Милостивого, юго-восточный – преподобного Александра Свирского, южный – святителя Николая Великорецкого, юго-западный – преподобного Варлаама Хутынского. Позднее в новой восточной пристройке были устроены приделы св.
Василия Блаженного и во имя Рождества Пресвятой Богородицы (первоначально – придел Ризоположения).
Внутренняя галерея
Зодчие Барма и Постник Яковлев (по некоторым предположениям, одно и то же лицо – Иван Яковлевич Барма) в центре композиции поставили самый большой храм-столп, завершив его шатровым покрытием, символизировавшим схождение благодати Божией.
Иконостас
В Москве жил знаменитый московский святой, чудотворец, Христа ради юродивый Василий Блаженный, а когда он умер в 1588 г., тело его было погребено у стен Троицкого храма, а над могилой святого, как уже упоминалось, был построен и освящен в его честь новый придел, давший храму второе имя.
В 1670–1690 гг. была построена шатровая колокольня и пристроено гульбище с крыльцами.
Красота, грандиозность, торжественность и праздничность собора ассоциируются у православных христиан с Небесным Иерусалимом, с «райской архитектурой».
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200800507
Кто построил храм василия блаженного. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)
У храма очень много разных названий. Из них самые известные:
Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.
Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.
Построен был по приказу Ивана Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. (тогда ханство входило в состав Золотой Орды)
Кстати, многие историки утверждают, что Иван Грозный был беспощадным и злым тираном. Может ли тиран отдать приказ построить собор, выражая свою благодарность небесным покровителям? Рассуждать и заострять внимание не хочется Правды мы все равно не узнаем. Но верится больше, что Иван был адекватным дядькой, и созидал он больше.
Почему храм Покрова Божьей матери
Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.
Почему храм Василия Блаженного
И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).
Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный — всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.
О Василии Блаженном — интересная история.
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.
Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом.
Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным.
Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий
Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь».
Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь.
Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.
Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:
«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.
мощи Василия Блаженного
Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
Основные даты
В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.
В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.
Карл Иванович Рабус.
Еще одна версия — легенда
Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма).
Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.
Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.
Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
https://www.youtube.com/watch?v=i9ZE5G5CC2g
Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Источник: https://domsireni.ru/radiatory/kto-postroil-hram-vasiliya-blazhennogo-sobor-pokrova-presvyatoi/
Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.
Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием.
В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.
Архитектура
Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду.
Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного.
Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.
Высота собора составляет 65 метров.
В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней.
Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим.
По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.
Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).
История Покровского собора
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца.
Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.
Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей.
Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения.
Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.
Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.
Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке.
В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие.
По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.
По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.
В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.
В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану.
С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея.
Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.
После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание.
Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций.
Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн.
Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов.
Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях.
Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Источник: http://mosprogulka.ru/places/hram_vasilija_blazhennogo
Собор Василия Блаженного
Красная площадь 2, станция метро Площадь революции
#храм христианский #собор #монастырь #церковь #колокольня #кирха #святыня
Собор Василия Блаженного на карте
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, был построен по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Популярная легенда гласит, что суровый царь ослепил построивших шедевр архитекторов, чтобы они не смогли повторить свое творение.
Историки этот миф опровергают, но зданий, подобных леденцовому собору, в мире действительно не найти. Фантастическое смешение цветов, форм и узоров по началу пугает, но, вглядевшись, ты обнаруживаешь удивительную гармоничность храма.
Не зря именно собор Василия Блаженного украшает собой половину фотографий, которые впечатлительные иностранцы привозят из далекой России.
В архитектуре собора без труда угадывается классический русский стиль, в котором изначально создавались деревянные церкви: центральный шатровый купол окружен четырьмя большими и четырьмя маленькими куполами-луковицами. Через 30 лет после первоначального строительства храм был дополнен еще одной церковью, отмечавшей место захоронения знаменитого московского юродивого. Официально имя Василия Блаженного носит только она.
Ищете отели в Москве?У нас есть выгодные предложения
Пышное внутреннее убранство вполне соответствует блестящему внешнему виду. Потолки собора расписаны фресками, а стены покрыты великолепными иконостасами. По храму проводятся экскурсии, рассказывающие не только о настоящем церкви, но и о ее непростом и богатом событиями прошлом. В 1812 году занявший Москву Наполеон отдал приказ об уничтожении здания, которое он называл «мечетью».
По счастью, времени на претворение приказа в жизнь императору не хватило. Городские легенды утверждают, что не меньшая опасность угрожала храму и в 1930-е годы. Лазарь Каганович разработал проект, предусматривающий снос Василия Блаженного для освобождения места под военные парады. Для наглядности был создан даже макет площади со снимающимся собором.
Но когда Каганович эффектным жестом сорвал храм с макета, раздался голос Сталина, якобы произнесшего историческую фразу «Лазарь, собор поставь на место».
Перед входом в Покровский собор стоит еще одна московская достопримечательность — памятник Минину и Пожарскому. Бронзовых руководителей народного ополчения, защищавшего город от польских интервентов, перенесли сюда в 1931 году с центра Красной площади.
Популярные направления перелетов в Москву:
Источник: https://www.ozon.travel/guides/Sobor-Vasiliia-Blazhiennogho--aT9aa4C/
«И стояла их церковь такая, что словно приснилась»
29 июня исполняется 450 лет жемчужине русской и мировой архитектуры, неповторимому строению русского зодчества, во всех краях известному, как собор Василия Блаженного. Более правильное его наименование — Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Взятый под эгиду ЮНЕСКО, этот «волшебный каменный цветок русской архитектуры» давно стал главным символическим и градостроительным центром Москвы, одной из самых известных русских достопримечательностей.
Храм построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Авторство приписывают русским зодчим Барме и Постнику, хотя, по некоторым гипотезам, мастер был один — Иван Яковлевич Барма.
Символическое воплощение идеи Третьего Рима
Православные мыслители полагают, что Покровский собор является сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима — Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились — он и сам был иконой, запечатленной в камне.
Храм имел в народе характерное название «Иерусалим», видимо, по причине ни с чем не сравнимой красоты, а также в связи с тем, что в Вербное воскресенье Крестным ходом к нему из Успенского собора Кремля сам Патриарх весьма символично шествовал на осляти. (До XVII в. храм был Свято-Троицким.)
Интересно, что Покровский собор символически воспроизведен в шатре-иконостасе храма Христа Спасителя.
Декоративная роспись интерьера храма
Маститые художники — Суриков, Кустодиев, Юон, многие другие — не раз запечатлевали собор Василия Блаженного на своих полотнах — в том числе и в трагических сюжетах русской истории. «Услышим» этот храм мы и в музыке Мусоргского «Рассвет на Москва-реке» — увертюре к опере «Хованщина», а также, пожалуй, в финале «Картинок с выставки», а, может быть, и в «Колоколах» Рахманинова.
В ХХ в. русские поэты не раз посвящали свои строки этому «больше чем храму». Если Маяковский в присущем ему рефлективно-амикошонском стиле назвал собор «Блаженным Васькой», то возвышенную и страшную легенду о том, как царь ослепил мастеров, рассказал Дмитрий Кедрин в поэме «Зодчие» (1938):
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. Переходы, Балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была!
.
И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!
«Житие твое, преблаженный Василие, неложное и чистота не скверна»
Следует непременно сказать о святом, которому наш православный народ изустно посвятил этот храм. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, сын Иакова и Анны, родился в 1469 г. на паперти подмосковного Елоховского храма Владимирской иконы Божией Матери, где мать его горячо молилась.
В 16-летнем возрасте блаженный Василий начал подвиг юродства. В лютый мороз и палящий летний зной его видели на улицах Москвы обнаженным и босым.
Получивший прозвище Нагой, он постоянно обличал ложь и лицемерие и был чуть ли не единственным человеком, обличений которого «яко провидца сердец и мыслей человеческих» боялся сам царь Иоанн Грозный.
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец.Икона в храме Покрова на Рву
Когда, незадолго до кончины, юродивый Василий впал в тяжкую болезнь, царь посещал его с царицей Анастасией. А умер Василий Блаженный 2 августа 1552 г. Сам Грозный царь с боярами бояре несли гроб человека, святость коего была открыта всем уже при его жизни.
Погребение совершал митрополит Макарий. Василия Нагого похоронили на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь указал вскоре строить Покровский собор, строительство которого было продолжено царем Федором Иоанновичем, тогда же были обретены мощи св.
Василия Блаженного.
Девять куполов
Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками.
Это было словно символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облаченных в белые одежды.
Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы — уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери.
Собор состоит из 8 храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боев за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт.
Павла, Александра и Иоанна Константинопольских), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все эти 8 церквей (4 осевые, 4 поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершенной шатром с маленькой главкой.
Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
Поэт А. Вознесенский, архитектор по образованию, ярко дебютировавший в 1959 г. в «Литгазете» бунтарской поэмой «Мастера», молодо и холерически соединил великих художников мира в одном ряду — «Микеланджело, Барма, Дант». Образ храма в поэме дан условно, вроде бы собирательно, но и в метафорике поэта храм Покрова на Рву узнаваем:
Здесь купола — кокосы, И тыквы — купола. И бирюза кокошников
Окошки оплела.
Диковины кочанные, Их буйные листы, Кочевников колчаны
И кочетов хвосты.
И башенки буравами Взвивались по бокам, И купола булавами
Грозили облакам!
Лишь в 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела и дало собору второе, обиходное название.
К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения блаженного Иоанна Московского (вначале был освящен в честь Ризположения, но в 1680 г. переосвящен как Рождество-Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 г.
В 1670-х годах была построена шатровая колокольня. Собор неоднократно реставрировался. В XVII в.
были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
Крыльцо храма Василия Блаженного
В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев.
Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян большевиками 23 августа (5 сентября) 1919 г.
Подвиг Петра Барановского
При безбожной власти собор уцелел, как и многие другие отечественные храмы, во многом благодаря усилиям подвижников, в частности, архитектора, исследователя, реставратора П.Д. Барановского (1892-1984) — основателя музея в Коломенском и Музея им. А. Рублева в Андрониковом монастыре.
Мы не знаем, был ли воцерковлен этот человек, но чувство восхищения, когда читаешь о нем, не оставляет. Вот — пример человеческой жизни во Славу Божию. Имя Петра Барановского должен бы знать каждый русский школьник. На одной из памятных досок (всего в Москве в память о подвижнике установлены четыре мемориальных доски) написано: «Великому реставратору, радетелю русской культуры П.Д. Барановскому». Лучше не скажешь.
Памятная доска П.Д. Барановскому в Новодевичьем монастыре в Москве, на доме, в котором он жил в 1938-1984 гг.
Напомним, что Барановский причастен к спасению от безбожной власти и к реставрации также и древних храмов Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, в частности, знаменитой Пятницкой церкви в Чернигове (конец XII — начало XIII в., зодчий Петр Милонег, реставрация проведена в 1962 г.), Золотых ворот Владимира.
По чертежам Барановского был восстановлен Казанский собор на Красной площади (в свое время его все же не удалось спасти от ликвидации), построенный в память освобождения Москвы от поляков в 1612 г., освященный 4 ноября, в день, который сегодня празднуется в России как День народного единства.
Барановский открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки.
Дочь подвижника-реставратора Ольга Барановская делилась своими воспоминаниями: «Он спас около 90 церквей. Он мне рассказывал, как спасал храм Василия Блаженного. Каганович говорит: «Петр Дмитриевич, обмеряйте Василия Блаженного — мы будем его сносить». Или его хотели в Америку продать.
И Петр Дмитриевич: «Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!» — разного наговорил, вышел из кабинета и хлопнул дверью. Дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину.
Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти».
Поэт А. Вознесенский тоже оставил в «Литературной газете» воспоминания о том, как был спасен храм Василия Блаженного. Он рассказывал, со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы, как его, Жoлтовского, пригласили на заседание в Политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного.
Вошел Сталин, все члены Политбюро, был внесен макет Москвы, с которого Каганович взял макет храма Василия Блаженного и убрал. Якобы «для проезда танков на парадах». Сталин сказал: «Лазарь, паставь на мэсто». Его секретарь Поскребышев как раз перед этим получил телеграмму Барановского и доложил Сталину. А Петра Дмитриевича в 1933-м арестовали по 58-й статье — как врага народа, шпиона. Сидел он в лагере в Мариинске три года.
Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Круглый купол и четверик на восьмерике.
Чтобы допрояснить историческую ситуацию, приведем рассказ самого Петра Барановского: «В 1933 г. прошел слух о плане сноса в Кремле церкви Спаса на Бору. Мы с несколькими известными людьми записались на прием к 1-му секретарю Московского горкома партии Лазарю Кагановичу. Аудиенцию было получить непросто, по такому вопросу еще и опасно. Очень тщательно готовились: чертежи, проект реставрации, история храма.
Но Каганович не стал слушать сообщения, а спросил: «Почему вы против сноса этой рухляди? Вы что, против сталинского плана реконструкции Москвы?» Мы стали говорить о том, что это самый древний храм Москвы, что в его стенах бывал Дмитрий Донской. Каганович прервал вопросом: «А кто такой Дмитрий Донской?» (выделено мной — С.М.).
Вскоре храм Спаса на Бору был взорван, а на его месте построен гараж для автомобиля Кагановича».
Сегодня храм Василия Блаженного «принимает» наши военные парады в самые праздничные дни, именно к нему устремлены и завершают свое шествие колонны воинов и техники, отдавая честь и храму, и великим патриотам, спасителям Отечества в Смуте начала XVII века — гражданину Кузьме Минину (Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий) и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.
Здесь же, на его фоне, проходят и молодежные празднования в День России, крупные спортивные презентации, порой и выступления рок-певцов. Специалисты утверждают, что невероятной силы «sound» (звук) разрушает стены древних строений ансамбля Красной площади.
Так же не очень понятны пляски фактически на лобном месте, которое называлось в народе Голгофой и расположено, как мы знаем, совсем рядом с Василием Блаженным и памятником Минину и Пожарскому.
Думается, ради сохранения многовекового отечественного наследия следовало бы именно для развлекательных мероприятий подыскать более подходящее место. Ибо, перефразируя знаменитое изречение генералиссимуса, «мероприятия приходят и уходят, а великое наследие должно сохраняться!»
Памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И.П. Мартос. 1818 г. Москва, Красная площадь
http://rusedin.ru/2011/06/29/i-stoyala-ix-cerkov-takaya-chto-slovno-prisnilas/
Источник: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7/01/i_stoyala_ih_cerkov_takaya_chto_slovno_prisnilas
Менять окраску куполов запрещено — Пресса в образовании
Историки раскрыли только часть тайн собора Василия Блаженного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный нам как храм Василия Блаженного, был построен по велению Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством (начало штурма Казани — 1 октября 1552 года). Сейчас собор удивительным образом сочетает в себе действующий храм и музей. Вокруг храма ходит множество легенд, некоторые мы сегодня развенчаем.
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству.
битва, в которой наши войска одержали победу, произошла как раз в день Покрова Пресвятой Богородицы. Именно поэтому храм и был освящен в честь этого христианского праздника.
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм.
В наиболее раннем и полном источнике упоминаются два мастера: Барма и Постник.
Их происхождение остается неизвестным, их называют русскими (такое написание в источнике), не уточняя города, уроженцами которого они были. Некоторые исследователи находят подтверждения тому, что автором собора стал иностранный архитектор, поскольку в западноевропейском искусстве можно найти прототипы некоторых элементов, конструктивных особенностей здания. Безусловно, это рождает легенды, разобраться в них нам помогла старший научный сотрудник музея «Покровский собор» Надежда Малышева.
Миф 1
Архитекторов собора ослепили, чтобы не смогли повторить шедевр
На самом деле: такие сюжеты широко представлены в зарубежной литературе первой половины XVII века.
И история об ослеплении мастеров была достаточно популярным клише того времени, его применили и к нашему собору. Никаких точных исторических данных по этому поводу нет. Скорее всего, такого события не было.
Мы можем об этом судить, потому что о казнях Ивана Грозного летопись сообщает очень подробно, часто с упоминанием имен и способа казни. Конечно, если бы такое событие произошло, тем более связано оно с памятником, о котором в летописи много было написано, то это обязательно нашло бы отражение в таком документе.
Мы же первую информацию об ослеплении находим только спустя несколько десятилетий после строительства храма.
В последнее время специалисты все больше сходятся во мнении, что автором проекта Покровского собора был иностранный мастер, скорее всего, итальянец или немец. Об этом можно судить по элементам архитектуры, которая нехарактерна для русской традиции. По композиции, по организации пространства собор полностью отличается от того, что строили на Руси.
К тому же в нашем государстве тогда работало много западноевропейских мастеров.
Миф 2
В подвалах Покровского собора хранится библиотека Ивана Грозного.
На самом деле: подвалов в храме нет. Храм стоит на ленточном фундаменте, как это ни странно для такого большого сооружения. Это траншея по контуру собора, ее глубина около двух метров.
Вся конструкция держится на подклете — нижнем уровне.
У него даже толщина стен больше, чем в других местах здания, — она достигает трех метров.
Существовала версия, что от стены Кремля к собору вел подземный ход. Однако никаких подземных ходов во время реставрационных работ обнаружено не было. В конце XIX века проводили водяное отопление в подклет, для этого вырыли небольшие траншеи, но далеко не подземные ходы.
Миф 3
Храм построен на средства, которые собирал Василий Блаженный
На самом деле: это, разумеется, легенда, причем довольно поздняя. Во-первых, ни в одной из редакций жития юродивого упоминания об этом не было.
А во-вторых, конечно, один человек, сколько бы средств он ни имел, сколько бы их ни собирал, в одиночку подобное строительство просто не потянул бы. Сооружение такого масштаба можно было построить только на средства, которые выделялись из государственной казны.
Миф 4
В храме Василия Блаженного хранится рака с мощами святого
На самом деле: тело Василия Блаженного покоится в земле, в том месте, где он и был захоронен, «у стены строящегося собора». Его мощи никогда не обретались. Рака только обозначает место погребения юродивого. Она абсолютно пуста.
Миф 5
Храм Василия Блаженного является неточной копией разрушенной мечети Кул-Шариф в Казани
На самом деле: легенда возникла из-за причудливой формы куполов собора. Однако такую форму и раскраску они имели не сразу. Скорее всего, собор в середине XVI века имел обычные шлемовидные главы, даже не фигурные.
В конце XVI века, после больших пожаров, появляется упоминание о том, что главы были сделаны фигурными по разным образцам. Свои цвета они получили через много лет после строительства, в конце XVIII века, при Екатерине II.
Почему именно такую раскраску выбрали, неизвестно, однако в сохранившихся документах часто встречается упоминание, что менять ее нельзя. Почему? Это еще одна неразгаданная загадка собора.
Кстати
Когда в храме проводили службы в начале XX века, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Святой Василий Блаженный
Справка
Кем же был Василий Блаженный, в честь которого получил неофициальное название собор? Московским юродивым, которого за чудеса почитали святым.
Он был канонизирован в 1588 году. Утверждают, что Блаженный обладал даром провидения; ему приписывают множество чудес, исцелений, как при жизни, так и после смерти. Поговаривают, что сам Иван Грозный чтил Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».
Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, царь с семьей посещал его.
ИНФОГРАФИКА
Источник: https://vm.edupressa.ru/gazeta/otkrytyj-urok/menyat-okrasku-kupolov-zaprescheno/