Кто расписал Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире — шедевр древнерусского зодчества

Кто расписал Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – яркий образец высочайшего мастерства древнерусских зодчих, духовное наследие Владимира и всей России. Он расположен в самом центре города, рядом с центральным парком.

С одной стороны, недалеко от него, находится другой выдающийся образец древнерусской архитектуры — Дмитриевский собор, а с другой, чуть поодаль от Успенского собора, располагаются исторические памятники: знаменитая городская достопримечательность — Золотые врата, Водонапорная башня во Владимире, в которой расположен музей «Старый Владимир», и великолепный Патриарший сад. Напротив Успенского собора воздвигнут памятник величайшему русскому иконописцу – преподобному Андрею Рублеву.

История создания

Строительство Успенского собора началось еще в середине 12 века князем Андреем Боголюбским, который задумал возвести храм, равного которому еще не было на Руси. Для осуществления грандиозного замысла были приглашены выдающиеся зодчие со всех земель – Галича, Киева, Германии и Греции. Собор был выстроен из известняка и украшен великолепной белокаменной резьбой.

В последующие годы храм много раз восстанавливали и перестраивали. Так, в конце 12 века он был сильно поврежден вспыхнувшим пожаром. Стараниями князя Всеволода Большое Гнездо собор был восстановлен. Зодчие расширили храм, внутреннее убранство заменили более роскошным и обнесли новыми стенами из камня, соединенными арками со старыми.

В 13 веке войска хана Батыя ворвались в город и подожгли собор вместе с находившимися в нем людьми. Огонь повредил церковную роспись, но сам храм выстоял.

После победы в Куликовской битве началось восстановление соборов и церквей. В начале 15 века князь Василий I пригласил знаменитых мастеров иконописи – Андрея Рублева и Даниила Черного. Они расписали храм новыми уникальными фресками, из которых сохранились отдельные фрагменты.

В 18 веке при Екатерине II интерьер храма был обновлен, появился барочный иконостас. А в самом начале 19 века рядом с собором выстроили высокую четырехъярусную колокольню с золотым шпилем, которая в 60-е годы 19 века была соединена с ним Георгиевским приделом.

Успенский собор – прекраснейший памятник древнерусского искусства

Прекрасный и величественный Успенский собор во Владимире с пятью золотыми куполами, самый большой купол в центре, виден издалека. Позолоченные купола с большими ажурными крестами, блистающие на солнце, своей формой напоминают шлемы древнерусских богатырей.

Незабываемое впечатление производит находящаяся на переднем плане высоченная четырехъярусная колокольня, соединенная с храмом. Ее высота вместе с изысканным золоченым шпилем составляет более 70 метров. В первом ярусе колокольни находится небольшая часовенка имени иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Часовенка действующая, в ней проводятся службы и можно поставить свечки. Рядом с Успенским собором воздвигнут поклонный крест, посвященный 2000-летию Рождества Христова.

Внутренняя часть собора поражает своим масштабом, великолепием и роскошью убранства. Здесь сохранились фрагменты фресок великого Андрея Рублева.

В храме покоятся мощи богоугодников и чудотворцев русского государства – князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского и Георгия Всеволодовича Владимирского, а также частица мощей Александра Невского.

К особо почитаемым иконам храма следует отнести образы Пресвятой Божией Матери: Владимирской, Боголюбской и Максимовской. В соборе утром и вечером проводятся богослужения.

Практическая информация

Во время богослужений вход в собор бесплатный. Женщинам обязательно иметь юбки и платки, их можно взять при входе в храм.

Ежедневно, кроме понедельника, с 13:00 до 16:45 в соборе отводится экскурсионному времени для организованных групп и индивидуальных путешественников. Билеты продаются в экскурсионной лавке.

Справа от территории собора расположен красивый и ухоженный центральный городской парк и смотровая площадка, откуда открывается сногсшибательная панорама города. Здесь грандиозное сооружение предстает с другого ракурса, позволяющего еще более оценить красоту и великолепие одного из самых значимых храмов на Руси – Успенского собора во Владимире.

Источник: https://kapitanarch.com/uspenskij-sobor-vo-vladimire-shedevr-drevnerusskogo-zodchestva/

Успенский собор во Владимире

Кто расписал Успенский собор во Владимире
Адрес: улица Большая Московская, д.56.
Телефон: (492) 32-52-01.
Время работы: с 07:00 до 20:00, понедельник — выходной.
Как добраться: на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28;
на троллейбусе №1 или №5 – выйти на остановке «Соборная площадь».

Владимирский Успенский собор — древний и важный центр культурного и духовного развития, построенный в конце 50-х гг. XII века Андреем Боголюбским.

Для этого князь выбрал самый высокий холм во Владимире, где в конце X столетия существовал небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. На его месте и был возведен каменный собор, где долгое время на престол венчали князей Владимиро-Суздальского княжества. Среди них самыми известными были Дмитрий Донской и Александр Невский.

Андрей Боголюбский ставку делал также на то, чтобы создать митрополию, независимую от киевского патриархата.

Первый собор во Владимире

В деревянном храме находилась икона, которую называли Владимирской и считали чудодейственной, поэтому князь и принял решение заменить деревянное здание каменным строением — его возведение окончили в 1160 г. Собор был освящен через год, став главным храмом Северо-Восточной Руси. Благодаря высокому покровительству князя храм получил огромную часть земли и право взимать налоги с прихожан.

Андрей Боголюбский лично причислил Успенский собор к десятинным церквям, потому что на его содержание уходила одна десятая часть доходов княжеской династии.
Храм много раз становился объектом грабежей и пожаров, в результате чего уже в конце 1180-х гг. поддан первой реставрации. Работы начаты по приказу князя Всеволода Юрьевича. При нем вокруг здания построены крытые галереи с четырьмя золотыми главами.

В храме вырезаны арки разных форм, отстроен алтарь. В Успенском соборе уже не только возводили на княжий трон, но и постоянно вели летописи княжества, хоронили правителей. Рядом со зданием возвели хозяйственные постройки и дворец епископа.
Позже галереи расписали фресками и достроили кирпичным пределом, освященного именем Пантелеймона Целителя.

В конце XIV века икона Божией Матери из собора перевезена в Москву, из-за чего он на долгое время потерял свое значение для княжества.

Успенский собор в XIV -XXI века

Несмотря на потерю статуса, владимирские князья продолжали заботиться о храме Успения Богородицы. В XIV столетии на здании заменили крышу, а в самом начале 15 собор расписан Андреем Рублевым и Даниилом Иконником. Иконы сооружения также несколько раз подвергались реставрации — для этого их несколько раз возили в Москву. Из-за постоянных пожаров к XVII веку храм пришел в упадок. Службы в нем продолжались, но здание требовало серьезного ремонта.

К середине XVII столетия возле сакрального строения построена колокольня с шатровой крышей.
XVIII столетие прошло для Успенского собора в постоянных ремонтах и обновлениях. Первая реставрация проведена в 1708 г., в результате чего здание сильно изменилось. Сначала к углам собора пристроили котрафорсы из кирпича, изменили форму окон, прорезав под них новые проемы. Кроме того, полностью изменилась форма куполов — они заменены на луковоподобные.

Внутри восстановили иконостас, над которым работал Георгий Племянников. Второй этап работ, являвший собой капитальный характер, продолжался девять лет. В 1720-30-хх гг. выполнялись неоднократные попытки реставрировать крышу X века, но в конечном результате ее заменили железным покрытием. Оно было четырехскатное с сильным уклоном вниз.
В 1740-х гг. Екатерина II снова учредила епархию во Владимире, поэтому Успенский собор получил вторую жизнь.

Храм снова приобрел статус «кафедральный», а императрица лично выделила значительные средства на его восстановление. Вплоть до середины 1770-х гг. проводились серьезные ремонтные наружные и внутренние работы. В частности, крышу перекрыли железными листами, добавлены водосточные трубы, на окна поставлены решетки. Отреставрированы также окна, своды, алтарь, иконостас и приделы. На месте старого иконостаса появился новый — трехъярусный.

Над ним работали братья Бочкаревы и С. Золотов. Работы продолжились и в начале XIX века – когда старая шатровая колокольня заменена новой, более высокой. После Отечественной войны 1812 г. в соборе впервые были проведены работы реставраторов, которые искали фрески Андрея Рублева.
В 1860-90-х гг. обновление сакрального сооружения продолжалось. В разное время построили приделы святого Георгия и архистратига Михаила.

Возле собора возвели сторожку и крещальню, проведено отопление, сделан железный забор. С 1880 г. историки и реставраторы снова принялись за раскрытие фресок Рублева — из-за этого в стенах здания начался капитальный ремонт.
С установлением советской власти Успенский собор прекратил проведение любых служб и богослужений. Городская администрация решила устроить здесь музей, рассказывающий о научном атеизме.

Снова храм начал работать в конце Второй мировой войны. В наше время эксперты ЮНЕСКО отнесли собор к величайшим достояниям человечества.

Архитектура Успенского собора и его святыни

Здание собора высокое, имеет пять куполов, столько же нефов и три апсида. Для сооружения использовался белый камень. В постройке четко прослеживается два периода. В середине XI века собор был с тремя нефами и апсидами, барабан и купол поддерживали шесть столпов. В конце 1180-х гг. появились еще два нефа и галереи.

Храм имеет высокий четверик, на котором находятся пять куполов. Пространство барабана разделено на равные части 16-ю столпами с арками и сводами.
Фасады поделены на отдельные прясла, завершающиеся позакомарной структурой. Кроме того, они разделены фризом на два яруса, переходящие вверху в карниз. На куполах стоят кресты, выкованные из металла.

При соборе освящены шесть пределов — главный, северный и южный, в колокольнях и Пантелеймонский. Пол выложен из чугунных плит, которые имеют орнамент XIX века. В западной части сделана высокая винтовая лестница, ведущая на хоры и барабан.
В соборе хранятся три чудодейственных иконы, мощи нескольких святых.

В его стенах находится некрополь, где похоронено около 40 представителей княжеского рода.

Источник: http://lions-guides.ru/Vladimir-region/Attractions-Of-Vladimir/Cathedral-of-the-assumpt

Этот день в истории: 1158 год. 8 апреля князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

Кто расписал Успенский собор во Владимире

8 апреля 2010, 13:24 — REGNUM

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно называется буддийский храм

Успенский собор во Владимире и его колокольня. Рисунок 1801 года

1158 год. 8 апреля князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

«Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли.

Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече.

Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя.

Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство.

На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов.

Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви».

Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Астрель, 2006

История в лицах

Русская летопись:

В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . ѯ҃s ❙— [6666 (1158)] Заложи Андрѣи кнѧзь в Володимери цр҃квь камену ст҃ую Бц҃ю . мс̑цѧ . априлѧ . въ . и҃ . в дн҃ь ст҃аго апс̑ла Родиѡна . во вторник̑ . и да єи много имѣньӕ . и свободъı купленъıӕ . и з даньми . и села лѣпшаӕ . и десѧтинъı в стадѣхъ своихъ . и торгъ . десѧтъıи .

и городъ заложи болии . Том же лѣт̑ . приде Леѡнъ на єпс̑пью . Ростову. На ту же зиму . въıгна Изѧслава Двд҃вича ис Къıєва . Мстиславъ Изѧславичь . а сам̑ сѣде Къıєвѣ. а Изѧславъ бѣжа в Гомъи . и ѿтолѣ прогнаша и в Вѧтичѣ . Тоє же веснъı вда Мьстиславъ Ростиславу Къıѥвъ подъ собою .

а сам̑ иде Володимерю

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1927

Мир в это время

В 1158 году к власти в Кастилии приходит король Альфонс VIII

Король Кастилии Альфонс VIII. Миниатюра XIII века

«Альфонс VIII — rороль Кастилии (Испания), правивший в 1158—1214 гг. Сын Санчо Ш и Бланки Наваррской. Ж.: С 1177 г. Элеонора, дочь короля Англии Генриха II (род. 1161 г. Умер 1214 г.). Род 1155 г. Умер 6 окт. 1214 г.

Когда отец умер, Альфонс еще не достиг совершеннолетия. За опеку над ним и регентство началась упорная война между родами Кастро и Лара, продолжавшаяся семь лет. Кастро позвали на помощь дядю Альфонса Фердинанда II Леонского. После того как Альфонс подрос, он в сопровождении граждан Авилы и нескольких верных дворян отправился в объезд по кастильским городам, домогаясь признания своих прав.

Когда он в 1166 г. прибыл в Толедо, то был восторженно принят народом. Ряды его сторонников росли. Он стал отвоевывать крепости, которые еще находились в руках фамилий Лара и Кастро, короля Леона и сеньоров, объявивших себя независимыми. Эта война, имевшая целью восстановление порядка и прежних границ кастильского королевства, закончилась только в 1180 г. заключением мира с Фердинандом.

Между тем Альфонс не забывал о главном — о необходимости вести войну с маврами. С помощью короля Арагона Альфонса II он захватил город Куэнку. После этого в течение полутора десятков лет кастильцы совершали дерзкие походы в Андалусию. В 1195 г. правитель альмохадов Якуб Альмансор собрал в Африке все свои силы и выступил против Альфонса. В жестокой битве при Аларкосе 1 июля 1195 г. кастильцы были наголову разбиты.

Со времен битвы при Хересе, отдавшей Испанию под владычество мусульман, христиане не подвергались такому великому поражению. Мавры овладели почти всей Новой Кастилией, осадили Толедо, но не смогли его взять. Только трудности перехода через Гвадарраму, ущелья которой были защищены замками и через которую нельзя было провозить достаточного количества съестных припасов, помешали мусульманам дойти до Астурийских гор.

При таком бедственном положении Леон и Кастилия все-таки не прекратили своего междоусобия. В то время, когда Якуб осаждал Толедо, Мадрид, Куэнку и другие города, началась война с Леоном и Наваррой. Альфонс не потерял присутствия духа.

Он заключил перемирие с маврами, укрепил союз с королем Арагона и три года боролся против своего двоюродного брата Альфонса Леонского. Война завершилась миром и браком леонского короля с дочерью Альфонса VIII Беренгалой (1197 г.).

После этого Альфонс отправился в поход против короля Наварры и завоевал в этой кампании земли в Алаве и провинцию Гилускоа, которая признала его своим сеньором в 1200 г.

В 1198 г. истек срок перемирия с маврами, и возобновилась война с ними на южной границе. Успеху кастильцев способствовали сильные междоусобные войны, начавшиеся среди мавров после смерти Якуба Альмансора. Новый эмир аль-Наср только в мае 1211 г. смог высадиться в Тарифе. С ним была огромная армия. Однако христиане, ожидавшие этого вторжения, сумели хорошо к нему приготовиться.

Повинуясь призыву папы Иннокентия III, рыцари всех военных орденов, а также многие светские рыцари из Южной Франции стали под знамена королей Кастильского и Арагонского. Еще никогда у испанских мусульман не было такого многочисленного войска. Впрочем, мусульмане все равно были сильнее их и числом и дисциплиной.

Ошибкой аль-Насра было то, что он не пошел сразу на врага, а изнурил свое войско многомесячной и бесплодной осадой горной крепости Сальватиерры. Наконец, он выступил против Альфонса и загородил проходы Сьер-ры-Морены. Один пастух указал испанцам тропинку, по которой им удалось обойти опасный проход Лозы и выйти на обширное плоскогорье Новас де-Толоса, где они могли свободно развернуться. Здесь 16 июня 1212 г.

произошла великая битва, окончательно решившая судьбу Испании. Долгое время неясно было, кто победит. Только после того как в рядах мавров произошло замешательство — их андалусские подданные повернули строй и бежали, христиане стали теснить. Увидев, что битва проиграна, эмир бежал. На поле боя осталось, по свидетельствам испанских хронистов, до 100 тысяч убитых. В руки победителей досталась несметная добыча.

Это поражение погубило державу альмогадов и окончательно сломило могущество мусульман в Испании. Через два года после этой славной победы Альфонс умер».

Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. Энциклопедия. М.: Вече, 2001

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Источник: https://regnum.ru/news/1271543.html

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько куполов на храме Спаса на крови

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Свято-успенский собор во владимире — Духовная Аптека

Свято-Успенский кафедральный собор Владимирапо праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы.

Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера.

А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

Описание Успенского собора Владимира

Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства.

Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг.

  открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним.

Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор.

Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

Обязательно к прочтению:  Преображенский Собор в Хабаровске

Святыни

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

Обязательно к прочтению:  Свято-Троицкий Измайловский собор Санкт-Петербург

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расписание богослужений Успенского собора во Владимире 

Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

  • с понедельника по субботу в 11:00;
  • в воскресенье в 12:00.

Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

Как добраться к храму

Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.

Добраться же до него можно несколькими способами:

  • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
  • на личном авто;
  • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

Храни Вас Господь!

Источник: https://aptekahram17.ru/tserkvi/svyato-uspenskij-sobor-vo-vladimire.html

Свято-Успенский собор во Владимире — Молитвы

Недавно довелось побывать по служебным делам в древнем городе Владимире.

Было время осмотреть достопримечательности, и нам предложили посетить главную культовую достопримечательность города – Свято-Успенский собор во Владимире на Клязьме, краткое описание которого я и хочу привести ниже.

Я поделюсь впечатлениями об этом храме, его достопримечательностях, истории и святынях. А также расскажу, как лучше добраться, где можно остановиться и какое расписание служб в Свято-Успенском соборе Владимира.

Где находится Успенский собор во Владимире

  • Свято-Успенский кафедральный собор находится по адресу: город Владимир, улица Большая Московская 56.
  • Телефон 4922325201.

Добраться до Свято-Успенского собора можно на городском автобусе.

  • Если вы едете на маршруте 7С, 13С, 54, 55С или 56, следует выйти на остановке «Улица Муромская».
  • На маршрутах 1, 5, 12С, 15, 22, 25, 26, 28 или 152 нужно выйти на остановке «Площадь Соборная».

Режим работы и расписание богослужений

Свято-Успенский собор открыт для посещения с 7 до 20 часов.
Богослужения в храме проводятся каждый день:

  • в будние дни 7:30 начинается утренняя литургия;
  • в воскресенье и двунадесятые праздники в 6:30 начало ранней литургии, в 9:00 – поздней;
  • в 17:00 начинается вечернее богослужение.

Где рядом можно остановиться

Если вы планируете самостоятельный визит, а не вместе с организованной туристической группой, лучше позаботьтесь о жилье заблаговременно. Неплохие гостиницы в городе есть, но номера в них, как правило, забронированы экскурсионными фирмами.

Но если уж вы приехали посетить Свято-Успенский собор и решили остановиться на ночлег из бюджетных вариантов поблизости можно рассмотреть гостиницу «Застава» и хостел «ВАУ».

Из более дорогих подойдут отель «Орион», гостиница «Мономах» и отель «Русь».

История создания Свято-Успенского собора во Владимире

  1. История создания храма уходит своими корнями еще в X век, когда при Великом князе Владимире на этом месте была сооружена деревянная Успенская церковь.
  2. В 1158 году при князе Андрее Боголюбском был заложен каменный собор.

    Его строительство длилось три года, и уже в 1161 году он был освящен.

  3. Простоял собор немногим более двадцати лет, когда сильный пожар 1185 года уничтожил или сильно повредил большинство построек во Владимире.

    Храм был восстановлен и несколько расширен по указанию князя Всеволода Большое Гнездо и в 1189 году вновь освящен.

  4. В 1238 году во время нашествия войск Батыя в соборе заперлись последние защитники города вместе с княжеской семьей и духовенством.

    Монголы подожгли храм, и все находившиеся в нем погибли, хотя само здание серьезно не пострадало.

  5. Очередной этап расцвета собора относится к периоду конец XIV – начало XV веков.

    Тогда для его оформления князем Василием, сыном Дмитрия Донского, были привлечены Андрей Рублев и Даниил Черный. Отдельные фрагменты их фресок, в частности «Страшного суда», сохранились и до наших времен.

  6. На границе XVI – XVII веков собор приходит в упадок, и лишь в конце XVIII века, по повелению императрицы Екатерины II, посетившей Владимир, его начинают восстанавливать. В течение дальнейших веков собор неоднократно обновлялся и перестраивался. Последние значительные работы по реставрации здания были произведены в 80-х годах минувшего века.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Милана по церковному

Архитектурные и культурные достопримечательности Свято-Успенского собора во Владимире

Собор является шедевром русского зодчества. Его особенностью является то, что он объединяет в себе элементы архитектуры Руси домонгольского и более поздних периодов. Имеет пятинефную структуру.

Фрески Свято-Успенского собора во Владимире являются его основной достопримечательностью, это одно из немногих мест, где сохранились росписи Андрея Рублева в первозданном виде.

Свято-Успенский собор во Владимире на фото

Внешний вид Свято-Успенского Собора во Владимире.

Внутри Успенского собора во Владимире, на фото хорошо видны знаменитые фрески.
Иконостас Успенского собора во Владимире.

Успенский собор с высоты

Источник: https://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/svyato-uspenskij-sobor-vo-vladimire.html

Московский успенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.

Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.

Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.

Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.

Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.

Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.

Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.

В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как правильно склоняется имя Лев

Закрыть