Кто создал Десятинную церковь в Киеве

Киевский десятинный храм — древо

Кто создал Десятинную церковь в Киеве

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане — Андреевская церковь. Фотография, июль 2010

Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви

По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году, еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. «В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек» («Повесть временных лет»).

В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом Киевских архиереев. Святой Владимир определил десятую часть «от имущества своего» на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной.

Здесь покоились мощи святых Ольги и Владимира, мучеников Феодора и Иоанна, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса глава священномученика Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы [1], а также чудотворная икона Божией Матери.

Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 года во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.

В 1636 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм святителя Николая (построенный на руинах в XV веке) и благословил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».

Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.

Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 года новой Десятинной церкви. 4 её престола были посвящены: Рождеству Богородицы, равноапостольному великому князю Владимиру, святителю Николаю и апостолам Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.

В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году разобрана на кирпичи.

22 апреля 2006 года, в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. На следующий день, 23 апреля, на Пасху, состоялось первое богослужение.

1 июня 2007 года храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан).

9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.

Настоятели

  • Сергий Дегтярев (упом. 2009) прот.
  • С 9 июля 2009 настоятелем храма является наместник Десятинного монастыря.

Использованные материалы

  • Кандий, Александр, свящ., Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель, Киев, 2009, с. 15.

[1]  «Священномученик Климент, папа Римский», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?svt=nov25-kliment.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15601.html

Десятинная церковь — первый каменный храм Древней Руси

Кто создал Десятинную церковь в Киеве

1030 лет исполняется в 2019 году с начала возведения первого каменного храма Древнерусского государства — Десятинной церкви.

Согласно летописи, строительство Десятинной церкви велось в 989-996 годах на Старокиевской горе, вблизи княжеских дворцов.

Для возведения храма, равноапостольный князь Владимир Святославович пригласил из Константинополя древнегреческих мастеров. Сам князь отдал в храм церковную утварь, книги, сосуды, образа которые были доставлены им из Корсуня.

Строилась Десятинная церковь долго, но в те времена это считалось обычно для строительства крупных сооружений. Закончилось воздвижение храма только в 996 году.

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

Его величие и грациозность подчеркивали мозаичная и фресковая роспись из Ветхого и Нового завета, алтарь украшали иконы, а использование отдельных пород камня, таких как красный кварцит, известняк, пирофиллитовый сланец, мрамор – великолепно отражали всю торжественность атмосферы. За царский вид Десятинную церковь стали называть «мраморной».

Однажды, войдя в храм, святой Владимир произнес:

«Господи Боже! Взгляни с Небес, и увидь, и посети Свой виноградник! И сделай, чтобы посеянное Твоей рукой, то есть новые люди, сердце которых Ты обратил, смогли познать Тебя, Бога Истинного!».

В тот же день князь издал приказ, о чем сказано в летописи  (Ипат.85), св. Владимир определил десятую долю от своего имения и городов на обеспечение церкви. Так название «Десятинная церковь» вошла в историю.

Князь Владимир задумал возвести храм на особом месте

Летописец Нестор писал о том, что князь Владимир

«Повелел строить церкви и ставить их в местах, где раньше молились кумирам». Князь поставил церковь во имя святого Василия (имя получил он при крещении) на холме, где стоял идол Перуна. Так стали строить церкви и в других городах, назначать туда священнослужителей, приводить народ на крещение».

В древних преданиях сказано, что возведение будущего каменного храма князем Владимиром было задумано на особом месте. Когда-то там жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане Иоанн и его сын Федор.

Еще, будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий, и он указал на Федора.

Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и произнес проповедь об истинном Боге, где резко обличил язычников. Тогда разъяренная толпа бросилась на него и разрушила дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.

Позже в храме были захоронены кости братьев Владимира — Ярополка и Олега, павших в сражение за княжеский трон. Кроме того, их кости были крещены. В Десятинной церкви была похоронена и первая христианская правительница Руси, святая равноапостольная княгиня — Ольга.

Ольга, княгиня Киевская. Была похоронена в Десятинной церкви

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто глава церкви в католицизме

В наши дни у нас нет возможности достоверно знать, какой вид имела первая каменная церковь на Руси, возведенная древнегреческими мастерами, но достоверно известен тот факт, что строительства такого храма, как «Десятинна церква в Киеве» в те времена не было на всей территории Древнерусского государства.

Она величаво выделялась своими размерами и имела важное религиозное значение. Храм впечатлял высотой в 35 метров, и внутреннее его помещение было 32х42 метра.

Спустя только 40 лет превзойти по значимости и великолепию Десятинную церковь смогла разве что София Киевская, построенная Ярославом Мудрым.

Вид десятинной церкви. Реконструированное изображениеГород Владимир с княжескими дворцами и Десятинной церковью

12 (25) мая 996 года первый каменный храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы и получил название — «храм Успения Пресвятой Богородицы». Этот день считается «днем ангела» церкви.

Церковь состояла из трех престолов. Первый престол предназначался самой Богородице, второй — Святителю Николаю, третий — св. Клименту. Так же собор Святой Богородицы хранил икону Святителя Николая, привезенную из Корсуня князем Владимиром.

Самой значимой святыней храма стала чудотворная икона Богородицы. Этот чудотворный образ был доставлен из Корсуни вместе с приданым супругой князя Владимира – Анной.

Существует несколько версий, что происходило с иконой Богородицы в дальнейшем, но она покинула древний Киев и в 1382 оказалась в Польше под названием «Чудотворный образ Ченстоховской Божьей Матери».

Икона «Ченстоховская Божья Матерь». Самая значимая икона Десятинного храма

В Соборе Святой Богородицы наряду с другими святынями, хранились святые мощи св. мч. Климента и ученика его Фивы.

По истечении времени церковь Богородицы стала местом семейного захоронения древнерусских князей. В ней нашли свое место упокоения: князь Владимир и его жена Анна.

В 1044 великим князем Ярославом Мудрым были перенесены тела братьев князя Владимира – Олега и Ярополка Святославовичей. Там были захоронены киевские князья Изяслав Ярославич, Ростислав Мстиславич и первый митрополит Киева Михаил.

Разрушение Десятинной церкви произошло в 1240 году

В 1240 году произошло событие, ставшее трагическим для древнего Киева. При нашествии войск Батыя, храм Успения Пресвятой Богородицы не выдержал напора и рухнул.

Разрушение стало катастрофическим, так как руины Десятинной церкви пролежали почти четыре века.

В 30-х годах XVII века киевский митрополит Петр Могила отдал приказ:

«Десятинную церковь Пресвятой Богородицы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».

На тот период времени от храма остались остатки фундамента и часть одной стены, которая немного возвышалась над землей.

Согласно описаниям французского инженера Гийома Де Боплана, который находился там в начале 30-х годов XVII века и видел руины Десятинной церкви, в частности он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты только нескольких футов.

Руины Десятинной церкви

Восстановление Церкви произошло в 17 веке

В 1635 году во время раскопок, Петр Могила нашел две гробницы. Вскоре он построил на этом месте маленькую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и поставил в ней одну из древнейших святынь, икону с образом Святителя Николая.

Чуть позже, в 1654 году церковь была освящена Сильвестром Косовым. К сожалению, Петр Могила не смог полностью восстановить древний храм. В своем завещании он записал из своего ларца тысячу золотых наличными «для совершения возобновления» Десятинной церкви.

Очередное восстановление церкви произошло в 1758 году, на деньги и под руководством монахини Нектарии (княгиня Наталья Долгорукова), но не было завершено.

Монахиня Нектария. Руководила восстановлением церкви

В 1824 киевский митрополит Евгений Болховитин дал разрешение расчистить фундамент Десятинной церкви и построить новый храм.

Богатый киевский помещик Александр Анненков выделил деньги на раскопки, во время которых были найдены остатки фундамента, фрагменты фресок, мозаичные украшения, старинные монеты из золота и серебра и многое другое.

2 августа 1828 года считается официальной датой начала воздвижения новой церкви.

Новая Десятинная церковь в народе стала называться Анненковской. Она была на много меньше,  чем прежняя церковь князя Владимира и занимала лишь юго-западную часть старого фундамента.

Десятинная церковь после восстановления в 1828 г.

В советское время церковь разрушили

С приходом новой власти, пришла и новая беда. Большевики выступили против религии и безудержно стали уничтожать культовые объекты.

Что только не предлагалось разместить  в святыни. 2 октября 1929 года Десятинную церковь закрыли, не создав из нее ни музея, ни клуба.

А в марте 1936 года президиумом киевского горсовета было вынесено решение о сносе Десятинной церкви, как не имеющей исторической ценности.

Контуры фундамента Десятинной церкви

Все, что удалось сохранить — это архивы Десятинной церкви, которые были отправлены в Софийский архитектурно — исторический музей. Но после всех страшных трагедий, революций, разрушения святынь, Богородица Десятинная все же оставила о себе нетленную память на века для будущего поколения.

Источник: https://hranitel.club/627-desyatinnaya-cerkov

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Кто создал Десятинную церковь в Киеве

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Максим

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

РусАрх — Каргер М.К. Древний Киев: очерки по истории материальнойкультуры древнерусского города. Т. 2. М.-Л., 1961

РусАрх

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

Источник: КаргерМ.К. Древний Киев: очерки по истории материальной культуры древнерусскогогорода. Т. 2. М.-Л.,1961. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступепроизведено: www.myslenedrevo.com.ua. Все права сохранены.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем разница между монастырем и церковью

Номера страниц проставленыв квадратных скобках в конце страниц.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2019 г

М.К. Каргер

ДРЕВНИЙ КИЕВ:

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕРУССКОГОГОРОДА

ТОМ 2

 Также см. Том 1

Аннотация

Монография М.К.Каргера «Древний Киев» т. II посвященапамятникам монументального зодчества Киева Х-XIII вв. Большая часть памятниковКиева подвергнута автором новым архитектурно-археологическим исследованиям, врезультате которых удалось выяснить или уточнить их первоначальный облик.Значительная группа памятников открыта раскопками автора вновь. Обильныйиллюстративный материал дает исчерпывающее представление об архитектурныхпамятниках Киева.

Книга рассчитана на научных работников и подготовленныхчитателей, интересующихся вопросами истории культуры.

Предисловие

До XV в.зодчество было главной летописью человечества.

В. Гюго.

Археологическиеисследования значительно обогатили наши представления о разнообразныхархитектурных памятниках древнего Киева. От большей части этих памятников донаших дней сохранились только незначительные остатки нижних частей стен, а чащелишь фундаменты, скрытые под многовековыми напластованиями. Эти остатки древнихпостроек стали достоянием исторической науки в результате археологическихраскопок.

Нужно такжеиметь в виду, что и те сооружения древнейшей поры русского зодчества, которыесохранились в Киеве и его пригородах доныне и бережно охраняются Советскимгосударством как исторические памятники, представляют обычно весьма сложныекомплексы, первоначальное, древнейшее ядро которых нередко бывает скрыто подразновременными, значительно более поздними реставрациями и перестройками. Длятого чтобы восстановить хотя бы теоретически первоначальный облик этих древнихсооружений, нужны кропотливые археологические исследования.

Значительныйинтерес к руинам древних архитектурных памятников Киева был характерной чертойнаиболее раннего этапа археологических исследований, развернувшихся в Киеве ещев начале прошлого века. Археологическими исследованиями архитектурныхсооружений занимались К.Лохвицкий, Н.Е.Ефимов, А.С.Анненков, А.И.Ставровский,позже – П.А.Лашкарев, В.В.Хвойка.

К сожалению,большая часть этих исследований проводилась на крайне низком методическомуровне, не обеспечивавшем самых минимальных требований к раскопкам такого рода.Образцовые в отношении методики раскопки архитектурных памятников Д.В.Милеева иП.П.Покрышкина значительно обогатили наши знания в области древнего зодчестваКиева.

Археологическиеисследования древних архитектурных памятников Киева наряду с изучением массовыхжилищ горожан, городского ремесла и проблем древнейшей истории города занимали крупноеместо в работах Киевской экспедиции АН СССР и АН УССР (1938-1952 гг.). [с. 5]

Раскопкамипоследних лет удалось открыть много новых, ранее неизвестных памятниковкиевского зодчества – руины храма в усадьбе Художественного института,развалины большого храма Зарубского монастыря, мощную крепостную стену,ограждавшую в XI в. двор киевского митрополита.

Исключительнояркие новые материалы для характеристики архитектурного облика памятникаполучены в результате многолетних археологических работ внутри Киевской Софии.

Киевскойархеологической экспедиции не раз приходилось ставить в число своих задачнаряду с раскопками новых, незатронутых более ранними исследованиями, раскопкии таких памятников, которые уже были объектами археологических исследований, новследствие недостаточной методической подготовленности исследователей иливынужденной ограниченности их задач нуждались в повторном или дополнительномизучении. Необходимость повторных раскопок открытых в XIX и начале XX в.развалин некоторых киевских дворцов, древних храмов и крепостных сооруженийсовершенно очевидна каждому, кто знаком с методикой раскопок и характеромдокументации их в работах К.Лохвицкого, А.Турчаниновой, А.И.Ставровского и дажевнесшего очень много в дело изучения древнего Киева В.В.Хвойки.

Чтопостановка подобных задач может вознаградить совершенно неожиданнымирезультатами, доказывают итоги наших повторных раскопок развалин Десятиннойцеркви, уже дважды до этого подвергавшихся раскопкам (К.Лохвицким в 1824 г. и Н.Е.Ефимовым в 1826 г.

), повторные раскопкивосточной части Выдубицкого собора, раскопанной в 1916 г. В.П.Песчанским иА.Д.Эртелем, повторные раскопки открытых П.А.Лашкаревым в 1878 г.

развалин храма наВознесенском спуске, руин храма-мавзолея Бориса и Глеба в Вышгороде и рядадругих.

Памятникидревнего зодчества Киева – оборонительные сооружения, дворцы, храмы –рассматриваются в настоящем исследовании как наиболее выразительные документы«монументальной истории» города, в первую очередь как важнейшие компонентыградостроительства Х-XIII вв.

Это пониманиеархитектурных памятников для истории города отнюдь не следует путать с темотношением к ним, которое ограничивается рассмотрением древних зданий лишь вкачестве наиболее устойчивых вех в изучении «исторической топографии».

Автор пыталсятакже показать памятники древнего зодчества Киева в качестве немых участниковкрупных исторических событий, составлявших яркую, но полную внутреннихпротиворечий историю древнейшей столицы Русского государства. [с. 6]

Памятникикиевского зодчества
конца X – начала XI в.

приидоша изГрек в Киев к самодержавному христолюбну Владимиру мудрий мастеры, иже искуснибяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочииделатели.

Степеннаякнига

1.Письменные свидетельства

РазвалиныДесятинной церкви в Киеве уже более ста лет привлекают к себе вниманиеисследователей культуры и искусства Киевской Руси. Древнейший памятниккаменного зодчества и монументальной живописи на Руси, Десятинная церковь вместес тем представляла крупнейший центр древнего Владимирова города, вокругкоторого била ключом яркая, беспокойная жизнь столицы Киевской Руси в эпоху еерасцвета.

Окруженнаякняжескими дворцами, холопскими ремесленными мастерскими, Бабиным торжком, Десятиннаяцерковь была в Х – начале XI в. крупнейшей и несомненно наиболее пышнооформленной постройкой Владимирова города.

Эта ролькрупного городского центра несколько уменьшилась в 30-х годах XI в. послерасширения городской территории при Ярославе и, в частности, после постройки вновом городе Софийского собора и княжеских Реоргиевского и Ирининскогомонастырей. Но и тогда роль Десятинной церкви все еще оставалась оченьзначительной.

Летописцысообщают о постройке церкви и о ее дальнейшей судьбе немногочисленные факты:

«В лето 6497.Посемь же Володимер живяше в законе хре[с. 9]стьянсте, помысли создати церковьпресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, ияко сконча зижа, украси ю иконами, и поручи ю Настасу Корсунянину и попыКорсуньскыя пристави служити в ней, вдав ту все еже бе взял в Корсуни: иконы, исъсуды, и кресты» [Лавр. лет. 6497 (989) г.; под темже годом о закладке храма сообщает Лет. Авр. Однако то же известие повторено вэтой летописи еще раз под 6500 (992) г.].

Источник: http://rusarch.ru/karger4.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какое самое распространенное имя в мире

Закрыть