Киевский десятинный храм — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане — Андреевская церковь. Фотография, июль 2010 |
Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви
По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году, еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. «В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек» («Повесть временных лет»).
В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом Киевских архиереев. Святой Владимир определил десятую часть «от имущества своего» на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной.
Здесь покоились мощи святых Ольги и Владимира, мучеников Феодора и Иоанна, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса глава священномученика Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы [1], а также чудотворная икона Божией Матери.
Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 года во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.
В 1636 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм святителя Николая (построенный на руинах в XV веке) и благословил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».
Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.
Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 года новой Десятинной церкви. 4 её престола были посвящены: Рождеству Богородицы, равноапостольному великому князю Владимиру, святителю Николаю и апостолам Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.
В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году разобрана на кирпичи.
22 апреля 2006 года, в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. На следующий день, 23 апреля, на Пасху, состоялось первое богослужение.
1 июня 2007 года храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан).
9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.
Настоятели
- Сергий Дегтярев (упом. 2009) прот.
- С 9 июля 2009 настоятелем храма является наместник Десятинного монастыря.
Использованные материалы
- Кандий, Александр, свящ., Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель, Киев, 2009, с. 15.
[1] «Священномученик Климент, папа Римский», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?svt=nov25-kliment.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/15601.html
Храм святителя чудотворца николая на водах — святые мученики феодор варяг и сын его иоанн, в киеве
7 фактов о святых мучениках варяге Феодоре и сыне его Иоанне.
25 июля — день памяти святых мучеников варяга Феодора и сына его Иоанна. Сведения об этих христианах, ставших первыми мучениками на Руси, довольно скудные и все больше дискуссионные. И неудивительно – жил варяг Феодор со своим сыном в Киеве еще в Х веке.
Кроме летописных сведений больше ничего о том, что же послужило страшному убийству варягов, которые затем станут первыми киевскими мучениками за веру. Как ни парадоксально, а убиты они были во времена правления князя Владимира.
Сознание современного человека цепенеет перед теми сведениями, которые говорят, что убить их могли по приказу будущего Крестителя Руси. Не укладываются в сознании и те парадоксы, связанные с историей святых, которые мы наблюдаем сегодня.
Итак, об этих фактах.
Факт 1. Первые мученики Руси – не русичи, а варяги
Одни полагают, что Феодор прибыл из Греции и жил в Киеве вместе со своим сыном Иоанном, тайно исповедуя христианскую веру. Другие (такой версии, к примеру, придерживается святитель Филарет (Гумилевский)) отождествляют его с поморским славянином, который служил у князя Святослава и ходил в числе его дружины на греков. Так он попал к ним в плен, а затем из Греции возвратился в Киев.
В «Повести временных лет» находим сведения, что первые христианские мученики на Руси – Феодор и его сын Иоанн – были варягами: «Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола».
В житии варягов-мучеников читаем, что варяг Тур (Тор) был на воинской службе в Византии, где принял крещение с именем Феодор и приехал в Киев, где стал служить в дружине князя Владимира. В православном календаре также находим, что св. мученики Феодор и его сын Иоанн были варягами.
Уточним, кого именуют варягами. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Балтийского региона, называя их наемными воинами или же торговцами в Древнерусском государстве и Византии (XI-XIII вв.).
Тем не менее, вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным. Одни историки считают, что «варяги» не иначе как были связаны со скандинавскими викингами. Византийские источники указывают, что варяги были на службе у византийских императоров с XI в.
Скандинавские источники сообщают о том, что действительно некоторые викинги вступали в отряды варягов, а находились на службе в Византии. В современной же историографии чаще всего варягов именуют как скандинавских «викингов», то есть варяги – якобы славянское наименование викингов.
Итак, если Феодор и его сын Иоанн были варягами, которые в те годы принимали непосредственное участие в военной и торговой жизни Руси, значит, они могли участвовать в походах на Царьград, прокладывать торговый путь «из варяг в греки» или же входить в княжескую наемную дружину. Так или иначе, их деятельность была связана с православной Византией, где они действительно могли принять святое Крещение и проповедовать христианство уже в Киеве.
Факт 2. Какие бы имена мученики-варяги при жизни не носили, они были христианами
Вокруг имени варяга Феодора между историками продолжаются дискуссии.
Одни пишут, что варяг принял Крещение с именем Феодор, другие отрицают это, поскольку в «Повести временных лет» не указано, как именно звали отца-варяга из Греции.
В своей работе «Как назывался первый русский святой мученик», посвященной реконструкции имени «старшего» из замученных варягов летописной статьи 983 г. «Повести временных лет», А.Шахматов одним из первых предположил, что его звали Туры. Такой вывод историк сделал, исходя из упоминаний в проложном Житии князя Владимира имени Туры, который обозначен там как «первыи ходатаи нашего спасения».
В житийном же тексте о мученической кончине варягов содержится лишь имя младшего из варягов – Иоанн. А.Шахматов писал, что имя сына пришло из Пролога в летописный текст, имя же отца-варяга Феодора появляется только в проложных списках XVII в. То бишь, имя отца появляется уже в позднейшей редакции Жития.
Возможно, как предполагают историки А.Шахматов и А.Марков, его звали Оттар, а русские произносили это имя как Утор, что стало Тудором, а Тудор в результате превратился в Федора.
Историк А.Назаренко в работе «Был ли крещен киевский князь Ярополк Святославич» пишет, что мученик Феодор Киевский был варягом и носил варяжское имя Порор или Турд. В Проложном сказании он зовется Тур – отсюда, видимо, и «Турова божница» в Киеве, упоминаемая в одной из версий Проложного жития святого князя Владимира (в другом чтении – «Петрова церковь»).
Возможно и такое, что крещен он был с именем Феодор, но в жизни его продолжали называть варяжским именем, которое он получил при рождении. Подобно тому, как князя Владимира не стали называть Василием после принятия им Крещения.
Итак, звали ли «старшего» варяга Феодором, Туры, Оттара или как иначе, историки не приходят к единогласному мнению. Но то, что его сына звали христианским именем Иоанн, о чем свидетельствуют «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись, подтверждает тот факт, что мученики-варяги таки были христианами.
Факт 3. Варяга Феодора и отрока Иоанна «жертвопринесли» идолам при князе Владимире
Из истории знаем, что будущий креститель Руси начинал свой путь язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев в 978 году, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические, но и религиозные цели. 11 июня 978 года Владимир «сел на столе отца своего в Киеве», а Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был убит двумя варягами.
По одной из версий, для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном идолами языческом святилище были совершены человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
К этому первому периоду торжества язычества в Киеве, то бишь при вокняжении Владимира, относят гибель святых мучеников Феодора и сына его Иоанна, которую в этом случае датируют 12 июля 978 г.
В то же время историки допускают, что подвиг святых киевских варягов-мучеников мог иметь место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах.
Волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Князь Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В Лаврентьевской летописи читаем: «Иде Володимер на явтяги, и победи явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людьми своими».
Возможно, в ознаменование именно этой победы, а не вокняжения Владимира, киевские жрецы и решили устроить кровавое жертвоприношение. «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам»(ПВЛ). Этот брошенный языческими жрецами жребий пал на христианина Иоанна – сына варяга из Греции.
Когда посланные к варягу сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин, естественно, стал на защиту сына. По преданиям, язычники ринулись к Феодору, который, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим» с оружием в руках. Осаждавшие варяга и его сына Иоанна подсекли столбы в сенях, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их.
Факт 4. На месте убиения первых мучеников – первая каменная церковь Киевской Руси
По преданию, на месте мученической кончины варяга Феодора и его сына Иоанна впоследствии святой князь Владимир воздвиг Десятинную церковь – первую каменную церковь Киевской Руси. В 1007 году в Десятинный собор были перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги, а спустя 8 лет здесь, где ранее были убиты Феодор и его сын, обрел место упокоения и сам князь Владимир. А позже здесь также покоилась глава сщмч. Климента, папы римского.
Сегодня остался только фундамент Десятинки, но, как утверждают археологи, храм был одним из самых больших в тогдашнем христианском мире: его реальные размеры были примерно 44 на 30 метров.
Первый раз Десятинная церковь была разрушена в 1240 г., во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков. Лишь в 1654 году освятили новую Десятинную церковь, строительство которой благословил Петр Могила.
Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 г. новой Десятинной церкви. Освятил храм 15 июля 1842 г. свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Однако в 1929 г. церковь была закрыта, а в 1936 г. разобрана на кирпичи для строительства школы и пр.
9 июля 2009 году на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря, что на территории Десятинки, что, как известно, вызвало горячие дискуссии общественности. А сейчас ведется работа по возрождению Десятинного собора.
Факт 5. Дом варягов был на месте фундамента нынешней Десятинки
В 1908 году во время раскопок у алтаря Десятинной церкви археологи вдруг наткнулись на нижний сруб деревянного дома варягов-мучеников, который был сожжен еще тысячу лет назад. Выходит, что дом первых киевских мучеников и действительно находился на месте фундамента Десятинной церкви.
Факт 6. Мощи святого мученика Иоанна младенца покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры
Карта Ближних пещер 1703 г. указывает в большой братской усыпальнице напротив подземной Введенской церкви мощи с именем «Иоанн», которые на плане 1769–1789 гг. имеют подпись «св. Иоанн отрок», а в 1795 г. отмечены как мощи «святого мученика Иоанна младенца».
Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) сообщил о них в 1832 году: «Иоанн, младенец, сын варяга, убиенного идольскими жрецами в 983 г. по Несторовой летописи, хотя в Несторово время и неизвестно еще было, где отец и сын были сокрыты».
Пытаясь ответить на вопрос, как мощи св. Иоанна оказались в пещерах, Е. Голубинский предполагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям». Рака с мощами св. Иоанна, которого вместе с его отцом зовут Первомучениками Руси, и ныне находится в той же усыпальнице.
Факт 7. Там, где тогда был языческий жертвенник, ныне собираются неоязычники
Сегодня между Национальным музеем истории и Рождества Пресвятой Богородицы Десятинным монастырем есть некий круглый объект. Как рассказывают археологи, это воссоздание языческого капища. Что-то подобное нашел известный археолог Викентий Хвойко примерно на этом месте, счел «остатки каменного фундамента какого-то загадочного сооружения» древним языческим жертвенником, и по его образцу сделали копию для туристов.
Вместе с тем участник раскопок Десятинной церкви археолог Виталий Козюба говорит о том, что к заявлениям, якобы до строительства Десятинной церкви рядом находилось языческое капище с драгоценной статуей бога Перуна – голова из серебра, а усы из золота – следует относиться осторожно: летописцы порой фиксировали легенды и предания, а не быль.
Однако именно там ныне постоянно собираются так называемые украинские неоязычники – создают круг и проводят свои ритуалы. Причем, обязательным временем их «шабаша» отчего-то является воскресное утро, когда в деревянном монастыре служится Божественная литургия.
Кроме того, члены этого Объединения родноверов Украины яро выступают против возрождения Десятинного собора, аргументируя это тем, что «в результате восстановления Десятинной церкви под угрозой разрушения может оказаться древнее языческое капище Сварога, находящееся неподалеку и являющееся центром проведения регулярных обрядов неоязычников Киева».
Конечно, куда там великой святыне – Десятинной церкви – до этого так называемого всемирно значимого капища, где, возможно, в Х веке и должны были принести в жертву отрока Иоанна.
Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/zhitiya-svyatykh/1869-svyatye-mucheniki-feodor-varyag-i-syn-ego-ioann-v-kieve
Десятинный монастырь в Киеве
На правом берегу великого Днепра в центре древнего города Киева находится место, где делало первые шаги на славянской земле Православная Вера. Десятинная церковь — первый православный храм Киевской Руси, являющийся святыней всех православных народов. Его возрождение — символ единения и духовного единства всех славянских народов.
История места
В 989 г. великий князь Владимир, принявший за год до этого крещение, решил возвести в киевском детинце около своих палат большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через 7 лет строительство большого собора было закончено. Семикупольный храм, выстроенный в византийском стиле, являлся самой большой каменной постройкой Киева того времени. Внешние и внутренние стены храма покрывали фрески, мозаичные панно, иконы в резных мраморных и деревянных окладах.
Десятинная церковь, построенная в 19-м веке
В соборной усыпальнице покоились мощи святой княгини Ольги, князя Владимира Крестителя и его супруги византийской принцессы Анны. Также на территории церкви находились останки младенца Иоанна и его отца Фёдора, замученных язычниками на этом месте за несколько лет до строительства культовой постройки.
Интересно! На строительство и содержание храма Владимир выделил десятую часть от доходов со своих земель. Это стало поводом для простонародного названия здания, которое сохранилось сквозь века.
Первая Десятинная церковь была разрушена войсками хана Батыя в 1240 г. Вторая постройка с этим названием появилась в центре Киева в 1842 г. Здание, возведённое по проекту архитектора В. П. Стасова, ничем не напоминало первый киевский храм.
Как и многие православные святыни он был разрушен советской властью в 1936 г.
Современный монастырь
В начале 2006 г. Священный синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении на историческом месте Десятинной церкви в том виде, который она имела в X в. Первое богослужение в этом же году произошло в светлый праздник Христова Воскресения. Службы на святом месте велись на протяжении всей Святой седмицы во временном храме-палатке.
Десятинный мужской монастырь в Киеве
В 2007 г. на небольшом участке земли, расположенном вблизи фундамента первой Десятинной церкви, появился деревянный храм во имя святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.
Десятинный Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 2009 году. Настоятелем обители был назначен архимандрит Гедеон. Постепенно в монастырь приходили новые насельники, и увеличивалась площадь храма. С каждым днём увеличивалось количество прихожан нового храма. Из различных уголков православного мира в монастырь передавались святыни, укрепляющие Веру людей, приходящих в монастырь.
В декабре 2012 г. злоумышленники выбили окно в основной части храма, облили стены и святые образы бензином и подожгли помещение. В эпицентре пожара оказались главные святыни монастыря — иконы Божией Матери Десятинная-Владимирская и Княжеградская. Но благодаря Небесному заступничеству ни одна святыня не пострадала в бушующем 2,5 часа пожаре.
Через полгода церковь была отстроена в камне и освящена главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. Главными духовными событиями, произошедшими в Десятинной обители в последние годы, являются:
- канонизация Иоанна Босого, Христа ради юродивого;
- прославление Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери.
Архитектура и интерьер
Каменный храм, возведённый в 2013 г., представляет собой восьмигранный храм, увенчанный шлемовидным куполом. К основному объёму примыкает трапезная часть, объединённая с притвором, которую перекрывает полукруглый свод. Кроме основного пространства, в архитектурный комплекс монастыря входят следующие помещения:
- ризница;
- братская трапезная;
- открытая звонница.
Западный фасад украшен чеканками, изображающими святого Владимира Крестителя и княгиню Ольгу. Над входом располагается изображение Спаса и двух архангелов.
Интерьер Десятинной церкви
Внутренние стены храма украшены иконами. Алтарная часть храма отделена от основного помещения двухъярусным иконостасом.
Святыни
Среди множества святых изображений, хранящихся в храме, особо почитаемыми являются следующие образы:
- Десятинная икона Божией Матери, написанная специально для нового храма. Чудотворные свойства образа проявились после чуда явления Пресвятой Богородицы в святую пятницу Светлой Седмицы в 2006 г. По молитве перед этой иконой проходят чудеса исцеления от различных физических и душевных недугов.
Икона Пресвятой Богородицы «Десятинная»
- Образ Богоматери Княжеградской, являющийся списком с почитаемой иконы, написанной по преданию евангелистом Лукой. Святое изображение привёз в Киев князь Владимир и поместил его в Десятинной церкви. После разрушения святыни образ был утерян. Обретён он был в 1500 г. в Минске. Чудотворная икона помещена в киот, расположенный справа от алтаря.
Помимо почитаемых богородичных икон, святынями храма являются мощи святых, хранимые в раках и мощевиках, помещённых в оклады икон.
- мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев;
- икона с мощевиком великомученика Георгия Победоносца;
- мощи святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского;
- святой образ с мощевиком Святой Блаженной Матроны Московской;
- частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.
Братия монастыря, помимо духовного служения, проводит активную общественную деятельность.
Расписание богослужений
В Десятинном монастыре богослужения проводятся ежедневно по следующему расписанию:
- в будние дни службы проводятся в 7 и 17 часов;
- в выходные и праздничные дни богослужения проходят в 7, 9 и 17 часов.Богослужение в Десятинном монастыре Рождества Богородицы
Ежедневно несколько раз в день братия монастыря проводит молебен за мир на Украине.
На заметку! Престольным праздником монастыря является Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября.
Общественная деятельность
Братия монастыря проводит активную общественную деятельность, направленную на устранения раскола в украинском обществе. Во время трагических событий, происходивших в 2014 г. на площади Независимости, братия монастыря со святыми образами и хоругвями стояла между протестующими сторонами, призывая к миру и единению.
Также монахи ведут воспитательную и образовательную деятельность, публикуют статьи, освещающие основные вопросы православной Веры.
Как добраться
Десятинный мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре Киева по адресу улица Владимирская, владение 2.
Десятинный монастырь в Киеве — символ единения православных людей через возрождение древнего храма, с которого началась история православия на землях восточных славян.
Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Май 3, 2019 13:31 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/desyatinnyj-monastyr-v-kieve.html
История Десятинной церкви в Киеве
- Tweet
- Share0
- Pinterest0
- LinkedIn0
- ontakte
Десятинная церковь была первым каменным храмом не только в Киеве, но и на всей Руси. Построенная в 988 году она просуществовала несколько столетий. Это было огромное и роскошное, по тем временам, сооружение. Однако о подлинной истории Десятинной церкви в Киеве мы сегодня знаем немного. Давайте постараемся отделить факты от легенд и вспомним историю первого каменного храма Киевской Руси.
История Десятинной церкви
Церковь была расположена на Старокиевской горе. Ее построили в первые годы после Крещения Руси князем Владимиром. На строительство была выделена десятая часть княжеских доходов, отсюда и пошло название — Десятинная церковь. Она была сооружена на месте, где несколькими десятилетиями ранее толпа язычников расправилась с парой первых киевских христиан.
Десятинная церковь была освящена в 996 году. Ее строили из местного камня, она имела форму креста. За свою историю, церковь пережила несколько пожаров, в том числе в 1018 и 1204 году. После пожаров внутреннее убранство церкви скрупулезно восстанавливали. Именно благодаря Десятинной церкви Киев стал духовным центром Руси.
Интересные факты
Церковь была освящена два раза — первый раз по окончанию строительства, и второй раз в 1039 году при правлении Ярослава Мудрого. Причины повторного освящения Десятинной церкви неизвестны.
Храм был разрушен во время осады Киева войсками хана Батыя в 1240 году. Внутри пытались укрыться последние защитники Киева, здесь же они и погибли.
В Десятинной церкви традиционно хоронили князей, а после ее разрушения хоронить княжеские семьи стали в Софийском соборе. По образу и подобию Десятинной церкви были построены многие другие храмы Киевской Руси.
Дальнейшая судьба
Новая Десятинная церковь, построенная в 1842 году
Первые раскопки на Старокиевской горе начались в середине 17-го века. Был обнаружен фундамент древнего храма, останки гробницы князя Владимира и его жены Анны. Раскопки спонсировал Петр Могила, и он же завещал тысячу золотых на восстановление древней церкви. Планировалось построить новую Десятинную церковь на древнем фундаменте.
Сначала здесь построили небольшую церковь в 1646 году. И только в 19-ом веке, после окончания всех раскопок на Старокиевской горе, была сооружена новая Десятинная церковь.
Ее заложили на старинном фундаменте, но не старались сделать похожей на оригинальное сооружение, так что это был по сути новый храм. При строительстве была разрушена часть оригинальных фундаментов Х века. Работы начали в 1828 и закончили в 1842 году.
Однако простояла она относительно недолго. В 1928 году коммунисты снесли новую Десятинную церковь.
Сегодня от древнего храма остался лишь фундамент. Около него было найдено несколько кладов и древних захоронений, так что Старокиевская гора, на которой стояла Десятинная церковь, является одним из самых исторических мест Киева. Сегодня фундамент Десятинной церкви считается древним памятником.
- Tweet
- Share0
- Pinterest0
- LinkedIn0
- ontakte
Источник: https://www.kievtoyou.com/istoriya-desyatinnoj-cerkvi-v-kieve/
Десятинная церковь в киеве — это вечно живой миф. Воссоздать можно только ее
Именно это и собираются делать ученые-историки, архитекторы, реставраторы, для чего им прежде всего придется разрыть холм над Андреевским спуском
В нынешнем году в Киеве, в соответствии с Указом Президента Украины, начнут восстанавливать одну из древнейших церквей Украины — церковь Успения Богородицы (Десятинную) на улице Владимирской. Так предусмотрено в Программе социально-экономического и культурного развития столицы, принятой Киевсоветом. Но быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Разрушение древних остатков завершили снега, морозы и киевляне, разобравшие остатки кладки на стройматериалы
Историческая справка. Десятинная — первая каменная церковь Киевской Руси. Возведена древнерусскими и византийскими мастерами в 989—996 годах в период княжения Владимира Святославича, выделившего на ее сооружение и содержание десятую часть княжеских доходов — десятину (отсюда и название храма). Древние источники называют Десятинную церковь церковью Богородицы.
Храм украшали мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные плиты (иконы, кресты и посуду привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославич и его жена — византийская царевна Анна. Сюда же из Вышгорода перенесли прах княгини Ольги.
В конце 1240 года орды хана Батыя, захватив Киев, разрушили церковь — последний оплот киевлян.
Раскопки руин храма начались еще в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы, позже велись в 1824 году Лохвицким, в 1926 году — Ефремовым, в 1908—1914 — археологом Милеевым. В конце 1930-х годов экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К.
Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. При раскопках были обнаружены фрагменты мозаики пола, фрескового и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов Вблизи Десятинной церкви были открыты руины княжеских дворцов и жилищ бояр, ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX—X веков.
Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Историческом музее.
— Изображений Десятинной церкви, сооруженной князем Владимиром Крестителем, до наших времен не сохранилось, — говорит исполняющий обязанности начальника Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Руслан Кухаренко. — Это невероятно усложняет поставленную задачу.
Ситуация усугубляется тем, что накануне Великой Отечественной войны киевский археолог Холостенко полностью раскопал самые древние фундаменты церкви (между прочим, храм отстраивался несколько раз: известна часовня Мазепы на этом месте и Десятинная, возведенная в XIX веке в неорусском стиле, простоявшая до взрыва в 30-е годы XX столетия).
Так и осталась земля разрытой на весь военный период: разрушение древних остатков завершили снега, морозы и киевляне, разобравшие из раскопа остатки кладки на стройматериалы.
«У реставраторов нет права на ошибку»
— Потому фактически Десятинная церковь — это миф, — продолжил Руслан Иванович. — У меня такое впечатление, что, начав работу на объекте, мы ничего не найдем, кроме маленьких фрагментов засыпок. Эту проблему мы обсуждали с академиком Петром Толочко.
Вероятно, историки и археологи в нынешнем году начнут там исследования и расставят все точки над «i»: есть ли фрагменты древнейших фундаментов или их нет.
Замечу, что обозначенный красным гранитом к 1500-летию Киева якобы периметр древней Десятинной церкви на площади перед Историческим музеем не соответствует действительным параметрам существовавшего храма и является их романтической реконструкцией.
Теперь нужно полностью раскопать этот участок; если там сохранились следы траншейной засыпки, то по ним можно реконструировать план сооружения.
Все церкви той эпохи строились по «типовому» проекту: сначала шестистолпный крестовокупольный храм, возле которого позже появлялись пристройки-галереи. Об этом свидетельствуют материалы, собранные главным архитектором «Укрпроектреставрации» Олегом Граужисом. В течение нескольких лет он скрупулезно ведет исследовательскую работу по данной теме. У реставраторов нет права на ошибку, потому работа над образом Десятинной церкви занимает очень много времени.
То, что храм имел круглый купол, не вызывает сомнений. Византийские храмы строили по единым канонам, где высота сооружения была строго согласована с толщиной стен. Потому ошибиться в этих, а также в объемно-пространственных параметрах невозможно. Несущественные погрешности могут быть в декоре интерьеров, этои допустимо. Ведь убранство, к примеру, Пятницкой церкви в Чернигове тоже гипотетично.
Мы не приступим к работам над Десятинной церковью, пока не будут найдены более-менее достоверные ответы на все проблемные вопросы. Важно понять, что мы по вышеизложенным причинам ведем речь только о романтической реконструкции, которая в наибольшей научной степени может отвечать существовавшей когда-то церкви.
Например, реконструкция интерьера Михайловского Златоверхого собора тоже в основном научно-романтическая. То же самое будет и с Десятинной: проанализируем ее уцелевшие храмы-ровесники и создадим подобную гармоничную систему. Нам помогут найденные ранее многочисленные фрагменты колонн, мозаичных полов, архитектурных деталей из мрамора, капители, смальтовых мозаик, по которым подберут цветовую гамму.
Зная, что там был мозаичный Пантократор или Оранта, можно воссоздать их по древним технологиям.
Это не будет достоверная Десятинная церковь, но воссоздается образ, отвечающий времени создания храма, эстетике эпохи Владимира Крестителя. Я считаю, что то место, тот энергетический столп, столетиями намоленный нашими прадедами, не должно пустовать. Пусть стоит храм и звучит молитва, потому что каждый храм, по словам апостола Андрея Первозванного, распространяет вокруг благодать Божию.
Источник: https://fakty.ua/78861-desyatinnaya-cerkov-v-kieve----eto-vechno-zhivoj-mif-vossozdat-mozhno-tolko-ee-nauchno-romanticheskij-obraz
Фундамент Десятинной церкви в Киеве
Десятинная церковь в Киеве — место сегодня, скорее, историческое, чем религиозное. От первого христианского храма Руси, построенного из камня, остался только раскопанный археологами фундамент и стенды с информацией для всех интересующихся.
Да и расположение его, равно как и окружение, приглашает окунуться в прошлое «матери городов русских»: Старокиевская гора является историческим центром украинской столицы, в двух шагах от раскопок фундамента находятся руины дворца, в котором жил князь Владимир, Музей истории Украины, липа, возраст которой перевалил за 500 лет, а также место, отмеченное камнем с летописной цитатой «Отсюда есть пошла Русская земля». Именно здесь, по мнению археологов, располагались первые строения Киева.
Визит к Десятинной церкви можно, тем не менее, вписать не только в исторический, но и в религиозный маршрут. В 700 метрах южнее находится Софийский собор, а в округе есть несколько храмов.
Кроме того через дорогу от территории с фундаментом Десятинной церкви, на площади с монументом Андрея Первозванного располагается музей «Духовные сокровища Украины».
Если же вас интересует исключительно первый каменный храм христиан на Руси, загляните в открытый поблизости Музей истории Десятинной церкви (улица Владимирская, 6/1). Экскурсия с гидом позволит получить полное представление о судьбе храма.
Исторический фундамент с видом на Десятинную улицу, Prymasal
Строительство Десятинной церкви в Киеве
Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства.
Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.
Строительство храма началось при Владимире I. По одним данным за возведение церкви принялись в 989 году, по другим — в 990 или 991 году. Работы заняли 6 лет.
Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. В их присутствии князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. Таким образом за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось определение «Десятинного».
Храм стоял на главной торговой площади, его украшали не только иконы и церковная утварь, но и дорогостоящие сосуды из Херсонеса. Торжественный вид зданию придавала отделка белым мрамором, а западный вход украшали бронзовые статуи лошадей. Первым настоятелем Десятинной церкви стал духовник князя Владимира Анастас Корсунянин. Впоследствии в храме создали княжескую усыпальницу. Некоторое время в ней хранились мощи Владимира, а также его братьев Ярополка и Олега.
В XII веке церковь частично разрушилась из-за землетрясения и пережила 2 разграбления во время междоусобных войн. В 1240 году ее окончательно разрушили войска татаро-монголов. Руины лежали нетронутыми 4 столетия, пока в XVI веке фрагменты мрамора не разобрали для строительства костелов.
Возрождение храма началось при первых Романовых. Инициатором стал митрополит Петр Могила. В 1635 году под его руководством состоялись первые раскопки, были обнаружены и перезахоронены в Софийском соборе мощи князя Владимира. Примерно в то же время у юго-западного угла фундамента возвели небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он простоял до 1828 года, когда его решили разобрать в связи с восстановлением основной Десятинной церкви.
Информационный стенд рядом с остатками церковного фундамента, Мария Чахнашвили
Созданию третьего храма предшествовали масштабные раскопки, стартовавшие за 4 года до стройки.
В процессе был полностью открыт план фундаментов, найдены остатки фресок и мозаик, созданных в X–XI веках. Строительство новой Десятинной церкви шло 14 лет, руководил им петербургский архитектор, академик Императорской Академии художеств Василий Стасов.
Он не воссоздавал облик первого храма, а опирался на новый проект здания в русско-византийском стиле.
Освященная в 1842 году Десятинная церковь простояла меньше столетия: ее разрушили при Советской власти и к 1936 году окончательно разобрали. Тем не менее, в последующие годы тут неоднократно проводились археологические раскопки.
В «нулевых» не раз поднимался вопрос о возрождении Десятинной церкви, но в итоге идею отвергли, так как полных сведений о первом облике сооружения не осталось. Кроме того в 2011 году ЮНЕСКО выступило против возведения нового храма на исторически ценном фундаменте.
Его остатки открыли для просмотра всеми желающими.
Что посмотреть рядом
В здании рядом с остатками церковного фундамента находится музей, посвященный первому каменному храму христиан на Руси. Здесь выставлены материалы раскопок, проводятся тематические экскурсии.
Для более обширного знакомства с историей Киева рекомендуется посетить Национальный музей истории Украины, возвышающийся в 100 метрах от остатков фундамента Десятинной церкви. Здесь выставлены коллекции оружия, монет, посуды, произведений искусства, археологических артефактов, датированных рубежом эр, древних документов, часть из которых была создана более 700 лет назад.
Остатки Десятинной церкви перед Музеем истории Украины, Мария Чахнашвили
Южнее Национального музея обустроен парк с «Пейзажной аллеей», знаменитой необычными скульптурами вроде «Кота-многоножки» и «Кубика Рубика». Если же пойти от музея в северную сторону, можно попасть на улицу Андреевский спуск — в 10 минутах ходьбы на ней находится музей Булгакова и Театр на Подоле.
В восточной части, ближе к Днепру за зданиями музея «Духовные сокровища Украины», окружного суда и МИДа находится прогулочная зона со смотровыми площадками, с которых открывается панорама набережной. Если двигаться по аллеям в южную сторону, можно дойти до станции фуникулера и парка «Владимирская горка» с монументом князю.
Рядом со станцией расположен Михайловский Златоверхий монастырь с собором и большой площадью перед ним. На ней установлены скульптурная группа со статуями княгини Ольги, Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного. Вымощенная плиткой пешеходная Михайловская площадь с золотистыми куполами над лазурными стенами собора является одним из самых красивых мест в Киеве.
Как добраться до Десятинной церкви в Киеве
Добраться до Десятинной церкви в столице Украины на общественном транспорте можно разными способами. Если вы предпочитаете метро, будьте готовы к 15-минутной прогулке: 2 подходящие станции находятся в 1,3 км от достопримечательности. Во-первых, подойдет поезд Сырецко-Печерской линии (зеленая ветка), выйти нужно на станции «Золотые ворота» и по Владимирской улице идти в северную сторону около 1,2 км, минуя Софийский собор.
Во-вторых, можно сесть на поезд Оболонско-Теремковской линии (синяя ветка) и доехать до станции «Почтовая площадь». Рядом с вестибюлем расположена линия фуникулера, которая поможет подняться на Старокиевскую гору. Сделать это можно и по лестнице, расположенной левее станции. После подъема нужно идти по главной аллее парка в северо-западную сторону до Андреевской церкви, а возле нее выйти на улицу Десятинную, пересечь ее и по Владимирской улице дойти до достопримечательности.
Маршрут прогулки от станции «Почтовая площадь» до руин Десятинной церкви: в Киеве:Яндекс. Карты
Кроме того можно воспользоваться наземным общественным транспортом, но стоит учесть, что в историческом центре Киева его выбор не обширен. Оптимально будет сесть на троллейбус № 16. Нужная вам остановка «Улица Владимирская» находится всего в 5 минутах ходьбы от нужного места. По выходу из транспорта следуйте до улицы Владимирской, на ней поворачивайте налево и идите примерно 300 метров.
Из автобусов подойдет только маршрут № 114, который поможет добраться до остановки «Почтовая площадь» рядом с одноименной станцией метро. От нее нужно будет подняться в парк по описанному выше маршруту либо на фуникулере.
Для поездки на такси воспользуйтесь мобильными приложениями от Uber, «Яндекс. Такси», «Лайм» и других служб.
о Десятинной церкви в Киеве:
Панорама парка с остатками фундамента Десятинной церкви в Киеве:
Нашли неточность? Сообщите нам.
Отзывов пока нет.
Антон
май 2018
Фундамент и камень — это всё что осталось от Десятинной церкви!
Artem
май 2018
Хорошо погулять.Типа походить по вечному.
Смотреть отзывы на
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/ukraine/city/kiev/temples/36402
Десятинная церковь оказалась базиликой
Российские и украинские археологи, изучающие руины самого первого храма на Руси, пришли к выводу, что он на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.
Заняться раскопками Десятинной церкви ученым пришлось не по собственной воле. Как рассказал Infox.ru руководитель раскопок доктор исторических наук Глеб Ивакин, заместитель директора Института археологии НАН Украины, в самом начале нашего тысячелетия руководитель украинского государства издал указ о восстановлении храма.
В Киеве к тому времени уже восстановили три домонгольские церкви — храм Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Но все эти церкви были разрушены в 30—40-х годах ХХ века, существовали фотографии, обмеры, серьезные археологические исследования.
Многоликая церковь
Что мы знаем о Десятинной церквиРазмеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Формат плинфы (древний тонкий кирпич — 31 х 31 х 2,5 см)
Здесь же ситуация принципиально другая: храм разрушили еще 768 лет назад, при взятии Батыем Киева. Руины церкви достояли до XVIII века, постепенно растаскиваясь населением на камень. Затем на ее месте выстроили две церкви, одну над другой, проводилось несколько раскопок, весьма несовершенных.
Даже раскопки М. К. Каргера в 1930-х годах оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.
Совместными усилиями археологи сумели убедить изменить указ и добиться разрешения сначала провести масштабные раскопки памятника, а затем уже, по их результатам, принять решение: строить ли что-то на этом месте и тем самым окончательно уничтожить памятник археологии или музеефицировать. При этом, как говорит Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так».
Литература по Десятинной церкви:
Раскопки начались в 2005 году и продолжаются по сей день. Продолжатся они и в следующем году, но уже сейчас имеющихся данных достаточно для выводов, которые кажутся парадоксальными. С ними Infox.ru познакомил соавтор исследований — руководитель отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа доктор исторических наук Олег Иоаннисян.
Тщательнейшие обмеры и фиксация всех сохранившихся элементов кладки, сохранившихся следов от деревянных колышков и лежней, уложенных в основание фундамента, позволило установить очень важные факты. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу.
До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989—996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили (по крайней мере частично).
Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.
Базилика
Сначала, как и считалось до сих пор, храм начали строить как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.
Но храм для нового христианского государства требовался большой, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий. Зодчие поняли, что не справятся с задачей, и построили более простую и привычную им базилику.
Им даже пришлось разобрать часть уже построенного здания: в результате новых раскопок в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.
Поэтому Десятинная церковь оказалась единственной базиликой в древнерусской архитектуре. Скорее всего, единственной она и останется. Как отметил Иоаннисян, возможно, базиликой могла быть церковь в Тмуторокани 1022 года, но ее руины сохранились еще хуже. Кроме того, как базилику начинали строить Спасский собор в Чернигове XI века, но здесь произошла обратная история: достроили его уже как крестово-купольный храм.
Сведения о Десятинной церкви из «Повести временных лет»Мы приводим цитаты из «Повести» в переводе на русский Дмитрия Сергеевича Лихачева
Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Но эта запись могла относиться к территории Византийской империи вообще, от Константинополя до Херсонеса.
Разумеется, были там и собственно византийские, столичные, мастера, но очень многое: устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента — указывает на болгарские провинции Византии.
Более того, если учесть, что Десятинная церковь оказалась базиликой, то и ближайшие аналогии этому храму в византийской архитектуре конца Х века тоже находятся в Византии. Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Они нашли две плинфы, на которых еще по сырой глине, до обжига прочерчено две буквы — Щ и И.
Разумеется, это не русские «щи» — по словам Иоаннесяна, скорее всего, это обозначение какого-то числа или сокращение какого-то слова. Итогами раскопок 2005-2007 годов археологи поделились с коллегами на II Всероссийском археологическом съезде.
Как рассказали корреспонденту Infox.ru археологи, в следующем году работы продолжатся: помимо Десятинной церкви на участке раскопок есть еще руины не менее интересных сооружений — трех княжеских теремов того же времени. Infox.ru обязательно познакомит вас с новыми работами украинско-российской команды археологов на территории древнейшего киевского детинца.
Источник: https://www.infox.ru/news/12/1492-desatinnaa-cerkov-okazalas-bazilikoj
Попов предложил создать на месте Десятинной церкви музей
Глава горадминистрации Александр Попов считает, что остатки Десятинной церкви должны быть музеефицированы и любое строительство на её фундаменте недопустимо.
Остатки Десятинной церкви должны стать музейными объектами, поскольку несут культурную и историческую ценность. Фундамент церкви необходимо сохранить в нынешнем виде, и любое строительство в этом месте недопустимо. Об этом заявил глава горадминистрации Александр Попов на встрече с учеными Института археологии НАН Украины. Попов также предложил специалистам подумать о создании на месте Десятинной церкви археологического музея под открытым небом.
Напомним, Украинская православная церковь активно выступает за восстановление Десятинной церкви. Было создано несколько проектов нового сооружения, но археологи и архитекторы против, поскольку информация о внешнем виде храма не сохранилась и аутентичная реконструкция невозможна. Споры вокруг объекта обострились в сентябре, когда депутат от «Партии регионов» Юрий Мирошниченко зарегистрировал законопроект о возрождении Десятинной церкви. |
Иллюстрация: реконструкция Ю. С. Асеева
Источник: https://www.the-village.com.ua/village/city/situation/110027-ostatki-desyatinnoy-tserkvi-prevratyat-v-muzeynye-ob-ekty
Десятинный раскол. Украина
Несколько недель длится противостояние православных верующих и радикалов-язычников в Киеве. Поводом стала территория Десятинной церкви, первого каменного храма Древней Руси. Одновременно с этими событиями во Львове совершен поджег церкви равноапостольного князя Владимира. Похоже, религиозно-политический конфликт на Украине вошел в новую фазу.
Десятинная церковь. Предыстория
Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы стала первым каменным храмом Руси. Святой князь Владимир отчислял на содержание церкви десятую часть своих доходов, отсюда и название – Десятинная. В 1240 году после нашествия на Киев Батыя храм был разрушен.
В 1630 году митрополитом Петром Могилой в память о разрушенной святыне на месте руин была построена небольшая церковь. При Николае I, спустя 200 лет, был воздвигнут храм в русско-византийском стиле.
Однако и эту величественную постройку уничтожили в 1928 пришедшие к власти большевики.
Десятинная церковь в XIX веке
В 2006 рядом с сохранившимся фундаментом церкви построили храм-часовню во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а уже в 2008 здесь был открыт Десятинный мужской монастырь. Иерархами УПЦ МП предпринимались попытки добиться восстановления храма на историческом месте, но они не увенчались успехом.
С момента распада СССР антироссийским и националистически настроенными силами периодически проводились попытки лишить Московскую Патриархию влияния на территории Десятинной Церкви. После постройки рядом храма-часовни все чаще звучат лозунги о незаконном строительстве и необходимости сноса (!) культового строения. На свой пик конфликт вышел в январе-феврале 2018, превратившись в противостояние верующих и украинских радикалов.
Православный храм – незаконная постройка
25 января представители радикальной украинской организации «С14» попытались поджечь церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В результате злоумышленников задержали и заключили под арест на 60 суток. Итогом нападения на территорию Десятинного монастыря стали и другие акты вандализма: болгаркой был срезан информационный щит, обклеили фасад листовками с нецензурными выражениями, сломали камеру видеонаблюдения.
3 февраля православные собрались на молебен у Десятинного монастыря и консолидированно выступили в защиту церкви. Одновременно с этим к месту прибыли десятки радикалов, они требовали освободить поджигалетей храма, называя их «архитекторами», вступали в перепалки с верующими.
«Они не понимают, что собирают на свою голову горящие уголья, по выражению Священного Писания. Это повторение 1917 года. Из истории нужно извлекать уроки»,
– высказался один из участников молебна, протоиерей Сергий Измогенов из храма на Пирговском кладбище.
Основные аргументы радикалов (состоящих в том числе и из неоязычников) заключались в мнении, что построенная часовня – незаконна. Однако в Десятинном монастыре эту информацию опровергают.
По словам архиепископа Климента, главы информационного отдела УПЦ МП, все надлежащие документы у объекта имеются, и сам статус церкви – гораздо более законен, чем у многих современных построек в Киеве.
Владыка сравнил попытки снести храм с событиями столетней давности, а радикалов – с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).
Язычники во главе с Вячеславом Толпыгой подали петицию в Киевраду с требованием снести «незаконную постройку». Примечательно, что Топлыга вошел в 2014 году в состав комиссии по вопросам охраны культурного наследия и культурных ценностей Общественного совета при Министерства культуры Украины.
Документ набрал необходимые 10 тысяч подписей и уже 5 февраля прокуратура совместно с Национальным музеем вынесли церкви вердикт – постройка незаконна. Однако ее снос будет возможен только по решению суда. Прокуратура уже готовит иск от лица общины язычников.
Наместник Десятинного монастыря архимандрит Гедеон (Харон) уже обратился за помощью к президенту США Дональду Трампу, попросив защитить храм Рождества Пресвятой Богородицы.
«Мы обратились к президенту Соединенных Штатов Америки Дональду Трампу. С просьбой защитить Десятинный монастырь – центр Православия, куда приходят молиться граждане многих стран, включая граждан США. Мы просим защитить право на свободу вероисповедания», — сказал архимандрит Гедеон.
Нужно отметить, что несколько иноков обители являются гражданами США. На призыв о помощи настоятеля откликнулись тысячи верующих, в храме несут круглосуточное дежурство православные активисты.
6 февраля в монастырский храм с Афона была привезена десница святого великомученика Георгия. В храме ежедневно совершаются молебны с чтением акафиста.
Около двух тысяч верующих присоединились к интернет-акции «УПЦ – это», выразив свою поддержку Десятинному монастырю и всем церквям Украины, страдающими от раскольников, радикалов и антироссийски настроенных политиков.
Вслед за обращением отца Гедеона к Трампу последовала незамедлительная реакция со стороны народного депутата Игоря Луценко. Он назвал архимандрита «натовским наемником» и «наглым американцем, а СБУ попросил признать священника персоной нон-грата на Украине.
Молитвенное стояние у часовни Десятинного монастыря.
Львовский поджег
3 февраля в самом западном областном центре Украины неизвестными был совершен поджег храма во имя равноапостольного князя Владимира. Несмотря на заявления пожарных о неисправной проводке, верующие убеждены о рукотворном характере трагедии.
Огнем уничтожены обшивка крыши, деревянное перекрытие на площади 100 квадратных метров, пол и церковная утварь. Само здание церкви было спасено. Уже через два дня у Львовской областной администрации прошел пикет с требованием защитить православные храмы.
Архиепископ Львовский и Галицкий Филарет также считает, что Владимирская церковь пострадала от действий рук радикально настроенных граждан.
«Мы живем в XXI веке, но наблюдаем за тем, что ничего не изменилось со времен гонений на Христа. Иисус Христос был гоним вчера, гоним сегодня и будет гоним всегда. Но только Христос есть вчера, сегодня и навсегда, а имена гонителей исчезли с лица земли», – заявил владыка Филарет.
Еще одно злодеяние произошло 7 февраля в Одессе. Неизвестными был ограблен Покровский храм УПЦ МП. За месяц до этого была ограблена и осквернена одноименная церковь в городе Черноморске Одесской области.
Время исповедничества
Случаи с атаками на православные храмы в Украине в последние недели стали очередными локальными событиями религиозной войны. В процессе задействованы все рычаги: раскольнические, политические и уличные.
Не может не настораживать переход от действий захватов строений к попыткам их уничтожения. В процесс включены и язычники, которые действуют рука об руку с радикалами раскольников и их покровителями во властных кругах.
Патриарх Кирилл выступал с обращением к Петру Порошенко с призывом остановить дискриминационную политику и сгладить нарастающую межрелигиозную напряженность. Однако голос Святейшего в Киеве не был услышан. Для православных христиан на Украине наступило время исповедничества и защиты своей веры. Спасти ситуацию способна только воля и вмешательство влиятельных политических сил.
Источник: https://media.elitsy.ru/novosti/desjatinnyj-raskol/