Читать книгу «Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление» онлайн— Андрей Ткачев — Страница 1 — MyBook
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р15-517-0818
Образовательно-просветительский проект «Ступени веры»
Покаяние
Аскетика для мирян
Духовное руководство
Молитва
Служение христианина
От издательства
История Православной Церкви насчитывает почти два тысячелетия. За это время церковное Предание вместило в себя большое количество книг и постепенно сформировавшихся традиций: каноны, богослужебные тексты, молитвословы, поучения святых отцов и другие книги о самых разных аспектах христианской жизни.
Как разобраться в этом море информации человеку, недавно переступившему порог храма? Что считать главным? Наставлениям кого из христианских подвижников следовать? Подобные вопросы возникают в голове человека, всерьез задумавшегося об основах своей веры и решившего понять церковные традиции. Замечательно, если найдется кто-то знающий и поможет. А если нет? Тогда можно воспользоваться проверенным способом – прочесть хорошую книгу.
Надеемся, что такими книгами станут наши издания, составляющие новый образовательно-просветительский проект «Ступени веры».
Книги «Ступеней веры» отличает их соответствие учению Церкви, продуманность и доступность изложения. Все они написаны специально для этого проекта современными авторами: священниками, преподавателями, историками, не только обладающими глубокими познаниями в своих областях, но и умеющими ярко и доступно передать свои знания читателю.
Небольшой объем, лаконичность оформления и удобная навигация по книгам – отличительные особенности данного проекта. Некоторые книги курса построены в виде уроков, другие снабжены иллюстрациями и инфографикой, облегчающей усвоение материала. Отдельным достоинством курса является возможность изучения книг независимо друг от друга.
Этот курс станет незаменимым помощником как для людей, делающих первые шаги в Церкви, так и для всех, кто хочет расширить и систематизировать свои знания о православной вере.
Проект издательства «Никея» не отменяет необходимости дальнейшего знакомства с миром православного Предания, но дает знания, необходимые для более глубокого погружения в церковную традицию, и побуждает к дальнейшему движению в раз и навсегда правильно выбранном направлении.
Продуманный и логично выстроенный, курс «Ступени веры», словно компас, поведет читателя путем познания по ступеням восхождения, возрастания в православной вере.
1-Я СТУПЕНЬ.
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ
«ВХОЖДЕНИЕ В ЦЕРКОВЬ»
• «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ»
2-Я СТУПЕНЬ.
ИСТОРИЯ
«ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ»
3-Я СТУПЕНЬ.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
«КАК УСТРОЕНО БОГОСЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ»
«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ СЛОВАРИК»
4-Я СТУПЕНЬ.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
«ЗНАКОМСТВО С БИБЛИЕЙ»
Первая ступень. «Воцерковление» состоит из двух книг известного миссионера и проповедника протоиерея Андрея Ткачева – «Вхождение в Церковь» и «Духовная жизнь». Первая из них рассказывает об основах христианской жизни, раскрывает теорию – что такое молитва, какие таинства присутствуют в Церкви, почему и как почитаются святыни и соблюдаются традиции. Вторая же, скорее, говорит о практике духовной жизни.
«Духовная жизнь» – книга для людей, которые уже вошли в храм и хотят научиться осмысленной жизни в Церкви Христовой.
Автор последовательно открывает читателю суть духовной жизни, рассказывая о глубине покаяния, об аскетике и монашестве, о различиях между постом внешним и внутренним, о необходимости самообразования.
Глава 1
Что такое духовная жизнь: вехи, законы. Покаяние
Тема духовной жизни – одна из самых сложных, к ней нелегко приступить. В первую очередь в силу обширности темы. Под духовностью подчас понимают что угодно, только не то, что есть на самом деле.
Что такое жизнь духа? Молитва? Чтение книг? А добрые дела, общение с ближними как-то ее касаются? Самообразование – часть духовной жизни или нет? Как эта таинственная жизнь в человеке начинается? Есть ли у нее незыблемые законы, или в каждой душе она протекает по-разному? Что важно знать, вступая на ее пути – пути жизни христианской?
Начнем от противного. Например, человек считает: я играю в театре или пишу картину, значит, я живу духовной жизнью. При этом я ненавижу того, кто гримируется рядом за стенкой или пишет картины в другом стиле; но все равно – я живу духовной жизнью. Конечно, это чудовищное смешение понятий.
Духовная жизнь – это все, что рождено в человеке Духом Святым
Есть душевная жизнь, а есть духовная. Духовная жизнь – это все, что рождено Духом Святым в человеке, и все, что ведет его душу к преображению, изменению и вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем. Уже здесь это начинается, а в полной мере откроется в будущей жизни. Там, где нет Духа Святого, там, где Он не действует, не дышит, не управляет, там духовной жизни нет. Теперь вопрос: как получить Духа Святого?
Получить или принять – это какой-то вроде бы стяжательский термин. Однако он в Священном Писании употребляется: «Вы получили Духа Святого»[1]. Преподобный Серафим Саровский[2] говорил о «стяжании Духа Святого», то есть употреблял слово «стяжание», хотя в нынешнем мире оно имеет не очень положительный смысл – стяжательством мы называем любовь к приобретению, часто неправедным путем.
Так как же стяжать Духа Святого, как его приобрести? Если мы говорим о крещеных людях, то они получают Его в таинствах Крещения и Миропомазания. Мы им запечатлены, и нам сказано: «не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления»[3].
Человек вступает в духовную жизнь покаянием. Тем, кто уже крещен, нужно покаянием обновить в себе действие благодати.
А некрещеные, которые познали Господа и почувствовали призывающее действие Духа Святого, входят в Церковь опять-таки покаянием и верою через таинство Крещения. И начинают жизнь с чистого листа.
Если это взрослые, то им в случае правильного духовного руководства легче, чем тем, кто принял Крещение и «исчез» из Церкви, а потом вернулся. Но так или иначе покаяние дано всем.
Есть чудесная книга писем игумена Никона (Воробьева)[4] «Нам оставлено покаяние». В ее названии – цитата одного из писем. И действительно, нам оно оставлено. Мы входим в Церковь дверьми покаяния. Это общий закон, и нет исключений. Если мы крещены в детстве, то покаянием обновляем завет с Богом, сознательно или бессознательно нарушенный нами в годы безбожно прожитой жизни. Слезы покаяния возвращают нас к той радости, которую мы имели изначально, но не сберегли и не оценили.
Вот, скажем, человек решил построить храм во искупление того, что живет с тремя женами одновременно. Не получится. Нужно сначала как-то разобраться с жизнью своей, строительство храма не спасет. Построят его или не построят – это уже отдельный вопрос. Но нельзя внешними делами откупиться от серьезнейших поступков, требующих покаяния.
Здесь мы возвращаемся к слову «перемена»[5] – нужно перемениться. Иоанн Креститель говорит: «Покайтесь!» – что значит поменяйтесь, станьте другими. Если иметь в виду сегодняшнюю жизнь, то приходится задуматься о том, что есть такие состояния человеческие и такие времена, когда нераскаянность умножается и люди делаются неспособными к покаянию.
Возникает вопрос: все ли способны измениться? Соответственно, все ли могут воспринять спасение?
Спасение совершено, во Христе оно уже подарено человечеству. Но теперь нужно его активно воспринять, не просто «надеть» его на себя как плащ. Образно говоря, тебе сказали, где зарыты сокровища, дали даже лопату – иди и копай! Возможно, тебе придется сбиться с пути и копать в другом месте, там, где копать не надо, потом наконец-таки вернуться к нужному месту и, потрудившись, содрав себе руки до крови, найти сокровище. Таким и должно быть активно воспринятое покаяние. Нужен труд.
Все ли могут воспринять активно спасение? Вопрос открытый. Есть ужасные примеры из жизни, которые подталкивают сказать, что не все. «Много званых, мало избранных»[6]. Званые вообще все, всех Господь зовет. Но вот отзываются какие-то жалкие проценты от всех. Исходя из слова Божьего, из того, что было сказано пророками, нужно думать, что существуют некие окамененные состояния.
Может быть, именно об этом и говорит Иоанн Златоуст[7]в одной из своих двадцати четырех маленьких молитв: «Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия»[8]. Окамененное нечувствие – это черствость души для духовной жизни при живости тела.
Церковь зовет к покаянию всех, и степень отзывчивости на этот голос соответствует тому, насколько жива душа – человечества, конкретного народа или отдельного человека.
Пройти сквозь узкие, хотя и открытые, врата покаяния человеку непросто. Ведь, чтобы через них пролезть, нужно снять с себя шубу, потом снять пиджак, возможно, придется еще и похудеть, и даже, пролезая, ободраться до крови. С большим трудом дается вход в эти двери. И много ли людей идет?
Первый голос, призывающий к покаянию в новозаветное время, прозвучал из уст Предтечи и Крестителя Иоанна[9]. Без Предтечи люди ко Христу не пришли бы – Еф. 4:30. он повел их к Спасителю. Иоанн Предтеча – чрезвычайно важная фигура. Четыреста лет у евреев не было пророка.
Иоанн Креститель говорит: «Покайтесь!» – что значит поменяйтесь, станьте другими
Они не видели чудес, как при Илии или Елисее, – мертвые не воскресали, прокаженные не очищались, из сухой земли не начинали бить родниковые ключи, с небес манна не падала – ничего не было. Была только память о Моисее, Илии, Исаии. Четыреста лет, как от нас до Ивана Грозного.
Этак можно с ума сойти от сухости! Они сухо жили, сухо ждали. И вдруг пришел Иоанн, начал проповедовать, хотя и не творил чудес – ведь Иоанн никого не воскресил и не исцелил, никому слепых глаз не открыл.
Вся его сила была заключена в его голосе, его слове, в сердечном порыве и жаркой проповеди покаяния. Люди шли к нему.
Но нужно все это было не для того, чтоб они просто поплакали, жалея о совершенных плохих поступках, а чтобы они покаянием, как наждаком, содрали коросту со своих душ и стали способны узнать Христа. Ко встрече со Христом Иоанн готовит народ именно покаянием.
240 000 книг и 44 000 аудиокниг
Источник: https://mybook.ru/author/andrej-tkachev/duhovnaya-zhizn-pervaya-stupen-vocerkovlenie/read/
Основы православной и духовной жизни
Что такое духовная жизнь православного христианина? Многие думают, что это походы в храм по воскресеньям и праздникам с обязательной подачей записок о здравии и упокоении. На самом деле, духовная жизнь — намного более глубокое понятие. Верующий человек остается таковым всегда, а не только лишь в храме на богослужении.
Любое дело — будь то работа, хобби, домашние заботы или забота о детях — для православного человека немыслимы без Бога.
И суть духовной жизни и сводится к тому, чтобы каждое свое действие совершать перед Богом, с памятью о Нем. Как это сделать? Давайте разбираться вместе!
Основы православной веры
С чего начинается православие? Какой смысл вкладывается в церковные богослужения, символы, действия и молитвы? Этими вопросами рано или поздно задается любой человек, вставший на путь христианства. Для того чтобы православие в самом начале пути не пугало новоявленных христиан своей непонятностью и строгостью, нужно читать и изучать основы нашей веры.
Православие и семья
Семья в христианстве — это Малая Церковь, это великое и богоугодное служение. Иметь крепкую верующую семью — большое счастье, которое даруется Богом. Но и сам человек должен много трудиться для того, чтобы суметь построить счастливую семью.
В этом разделе вы найдете ответы на самые насущные вопросы о семейной жизни, деторождении, отношениях между мужем и женой.
Ознакомившись со статьями раздела, вы сможете понять, допустимы ли интимные отношения в пост, как православие относится к ЭКО, как правильно воспитывать детей и прививать им веру, как избегать семейных конфликтов и решать возникшие недоразумения.
Православие и дети
Как правильно воспитать детей в православии, в любови к Богу и послушании родителям? Конечно, начинать надо с себя, с собственной духовной жизни.
В данном разделе можно найти информацию на такие актуальные темы, как отношение православия к чадородию и многодетности, воспитание в детях религиозности, зачем ребенку нужен нательный крестик и многое другое.
Православие и загробная жизнь
Смерть близкого человека всегда становится огромным ударом для его родных и близких. Однако, православие дарит всем нам великое утешение, утверждая, что человеческая душа — бессмертна.
Верующим людям намного проще принять и пережить уход родных, поскольку они знают, что человек не исчезает в небытие, а просто переходит в другую жизнь.
Как правильно молиться об умерших, чем облегчить их загробную участь, как живым не впасть в тоску и уныние от потери близких — ответы на эти вопросы вы найдете в данном разделе.
Все о постах и связанных с ними праздниках
Жизнь православного христианина тесно связана с практикой соблюдения постов. Пост — это прекрасный инструмент воспитания себя, возвышающий душу к Богу. Как правильно поститься, что можно кушать, какие ограничения, помимо пищи, положены во время поста и зачем они нужны — вся эта полезная информация находится в этом разделе.
Православная кухня
У людей, глубоко не знакомых с православием, часто складывается мнение, что христианство — это религия запретов, ограничений и отсутствия удовольствий. В частности, бытует мнение, что православным нельзя вкусно есть.
Действительно, чревоугодие является грехом, но разумный подход к вкусному и полезному питанию совершенно не противоречит вере в Христа.
В этом разделе вы найдете рецепты классических постных и скоромных блюд, традиции украшения праздничного стола на праздники, историю русской православной кухни.
Суеверия в православии: бытовые и околоцерковные
К сожалению, христианская вера очень часто замещается у людей в формализм и следование формальным обрядам. Как следствие — появляется огромное количество суеверий и традиций, которые в своей сути противоречат христианству.
Многие традиции настолько тесно переплетаются с христианством, что бывает трудно отделить суеверие от реальной практики церковной жизни.
В рамках данного раздела попытаемся понять, можно ли надевать на себя чужой крестик, имеет ли значение, сколько свечей ставить в храме и какой рукой их зажигать, как бороться со сглазами и порчами.
Практика церковной жизни
Почему нельзя «верить в душе» и не ходить при этом в храм? Многие люди, которые ни разу в жизни не были в храме, считают себя верующими, но «по-своему».
Тем не менее православная вера неразрывно связана с церковными богослужениями, а саму Церковь утвердил сам Господь Наш Иисус Христос.
Этот раздел посвящен практическим вопросам христианства и поможет глубже разобраться в необходимости посещения церковных богослужений, значении Таинств и элементов церковного обихода.
Отношение православия к различным сторонам повседневной жизни
Настоящая православная вера не может быть полностью оторвана от обычной повседневной деятельности человека.
Христианин остается христианином везде — и в храме, и на работе, и в дома.
Ежедневно мы все сталкиваемся с массой житейских бытовых вопросов, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к православию. Но если взглянуть глубже, становится ясно — Господь есть везде. Для того чтобы не потерять присутствие Бога в бытовой суете каждого дня, читайте статьи в этом разделе.
Чудеса
Христианство, как ни одна другая религия, изобилует большим количеством чудес и чудесных явлений.
Они даются нам Господом для укрепления в вере, для борьбы с унынием и для того, чтобы люди не забывали — Бог всегда рядом с нами.
Для того же Церковь чтит и большое количество праздников — все они установлены в какие-либо памятные для христианства дни. Вспоминая те или иные значимые события, мы имеем прекрасную возможность укрепить свою веру и утвердится в ней.
Разное
В этом разделе вы сможете найти статьи на самые разнообразные тематики, не вошедшие в предыдущие рубрики. Невозможно охватить все аспекты православия несколькими темами, поскольку христианская вера затрагивает все, даже самые незначительные, стороны человеческой жизни.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn
Духовная жизнь и потребности человека
Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека.
Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.
Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.
В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.
Духовное производство
Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.
Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя.
Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.
В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств.
Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают.
Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.
Духовность России
В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной культуры как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни.
По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту.
Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты личности.
Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/duhovnye-potrebnosti.html
Духовная жизнь
Духовный мир личности представляет собой неразрывную связь человека и общества. Духовное развитие выступает в виде своеобразного катализатора в развитие общественных отношений.
Понятие духовной жизнь включает в себя такие элементы как потребности человека, знания, способности, веру, цели, стремления, убеждения и чувства.
Духовная жизнь общества состоит из различных уровней и форм общественного сознания, в которые входят политическое, религиозное, нравственное, эстетическое сознание, а также наука, искусство и религия. Духовные потребности человека формируются в процессе его социализации.
Потребности в духовном развитии, в отличие от потребностей материальных благ, образовываются с момента рождения, и постепенно возрастают.
Главной особенностью духовной жизни является то, что она имеет неограниченный характер: не существует границы объема, накопленных человеком духовных ценностей.
Право человека на духовную свободу
Право человека на духовную свободу подразумевает право на свободное выражение собственных мыслей и мнений, право беспрепятственно исповедовать любое религиозное течение, заниматься любым видом искусства, право на свободу мировоззрения.
В основе права человека на духовную свободу лежит требование признавать духовную свободу других людей, относится с уважением к их деятельности и мыслям.
Никто не может запрещать человеку иметь собственные взгляды на те, или иные ситуации или явления, отношение к ним и мысли. Право каждого человека на духовную свободу закреплено в Основных законах многих государств, а также во Всеобщей декларации прав и свобод человека.
Духовно богатый человек
Духовно богатым человеком считается человек, имеющий потребности в познание окружающего его мира и общественных явлений, которые он удовлетворяет посредством использования культуры, религии, знаний либо же искусства.
Духовно развитый человек истинно верит в свои убеждения, даже если не находит подтверждения их верности со стороны общественности. Главной отличительной особенностью духовно богатого человека выступает то, что его типы мировоззрения объединены между собой, и выражаются в деятельности.
Основными типами мировоззрения духовно развитого человека являются:
— религиозный тип, в основе которого лежат религиозные взгляды, убеждения и представления человека (включая атеизм);
— гуманистический тип, который содержит в себе представления о социальной справедливости;
— житейский или обыденный тип – личный житейский опыт человека;
— научный тип, который базируется на восприятии человеком достижений техники и науки и порождает научное познание.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Имущественные отношения: собственность и ее формы
Следующая тема: Свобода совести и религиозное верование: притягательная сила и гуманистический смысл религии
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/duhovnaja-zhizn-pravo-cheloveka-na-duhovnuju-svobodu