Что такое купол в архитектуре

Сколько должно быть куполов и какого они цвета в христианских храмах

Что такое купол в архитектуре

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. 

Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Форма храма

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.

Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. 

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. 

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам/

Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.

На фото  в начале статьи — Новомосковский Свято-Троицкий собор. Запорожские казаки начали строить Троицкую церковь еще в 1773 году, за два года до разрушения Екатериной II их Сечи, а завершили через пять лет. Построена вся из дерева, на кирпичном фундаменте, без единого гвоздя.

Источник: http://profidom.com.ua/stati/arkhitektura/17128-skolko-dolzhno-byt-kupolov-i-kakogo-oni-tsveta-v-khristianskikh-khramakh

Стеклянный прозрачный купол на пике модных архитектурных тенденций

Что такое купол в архитектуре

Через 1 час Вы получите расчет стоимости перегородок и дверей из закаленного стекла по цене от 1 950 руб. за м2

* Засекайте время после связи с менеджером

Архитекторы из Казахстана выдвинули необычную идею – накрыть столицу куполом из стекла диаметром около двух километров. Эта идея, на которую потребуется миллиард долларов, неожиданно получила самую горячую поддержку властей и жителей Астаны. Приверженцы смелого проекта считают, что возведение подобной конструкции очень быстро окупится, ведь туризм во всем мире набирает небывалые обороты.

Кроме того, возведение прозрачного купола над Астаной позволит решить задачи сохранения тепла, улучшения микроклимата и сбережет значимые культурно-хозяйственные постройки города.

Казахские новаторы, однако, не были первыми. Еще тридцать лет назад в маленьком американском поселении Винуски, в котором проживало не больше 6 тысяч жителей, уже тогда задумались над задачей «быть под колпаком». Система укрытия города прозрачным куполом предполагала значительную экономию топлива, убережения от ураганных ветров и сохранения микроклимата внутри созданной системы.

Необычно холодная для тех мест зима предполагала сохранение тепла внутри колпака. Смелый проект, однако, не был реализован. Но сейчас, когда вновь остро стоит вопрос снабжения тепловыми ресурсами, о стеклянном колпаке снова заговорили всерьез. Противники проекта выдвигают на первый план вопросы передвижения внутри системы в колпаке.

Но, как сообщается, передвижение на транспорте будет ограничено. К тому же, растения внутри стеклянной системы будут создавать дополнительный комфорт всем проживающим внутри. Необходимые расчеты убедительно доказали, что средний домовладелец как минимум вдесятеро сократит расходы на отопление собственного жилища.

При этом расчетная схема колпака в самой верхней точке составляла 76 метров. Как видим, проект совсем не абсурдный.

А что же обычные земле – и домовладельцы? Строительство прозрачных стеклянных куполов находится на ажиотажном спросе. Строения из стекла, имеющие форму купола, легко вписываются в любой ландшафт, украшают любой участок, привносят нотку загадочности и таинственности в интерьер.

И хотя в архитектуре купола используются давно, можно сказать, что в настоящее время происходит переворот в технологическом и эстетическом видении этих конструкций. Стеклянные купола придают участку креативность, а их  установка способна не только придать изюминку участку, но и изменить его до неузнаваемости.

Внутри стеклянных куполов светло, помещение напоено светом, в таких помещениях очень хорошо чувствуют себя все виды растений и животных. Засчет  разнообразных конструкций, на которых монтируются стеклянные поверхности, помещения получаются надежными и долговечными.

Огромное значение имеет то, что прозрачные купола могут сооружаться практически любых размеров – от самых маленьких до буквально ангарных. Проектировщикам и монтажникам фирмы «Гласстрой» благодаря огромному опыту в возведении стеклянных конструкций доступно возведение куполов в любой точке нашей огромной страны.

Материалы, из которых создаются прозрачные купола

  • листовое оконное стекло;
  • пластики:
  • оргстекло;
  • поликарбонатные материалы;
  • моллированное стекло;
  • флоат-стекло;
Листовое оконное стекло Конструкции прозрачные,Свето- и воздухопроницаемые Материал хрупкий, относительно тяжелый,высокотеплопроводный
Поликарбонатные материалы Конструкции легкие, эстетичные Материал прочный, малогорючий, гибкий
Органическое стекло Разнообразие форм и размеров Материал защищен предохранительной пленкой от солнечной радиации. Не тяжелый, различных цветов, стоек к химическим факторам.
Моллированное стекло Создание прозрачных куполов высокого качества Высокие светопропускающие факторы, исключение искажений, прекрасные оптические качества.

На каких материалах монтируется стеклянный купол

  • алюминиевый профиль;
  • металлические сплавы;
  • деревянные каркасы;

Алюминиевый профиль не зря поставлен в ряду каркасных материалов на первом месте. Изделия на его основе прочны, надежны, красивы, долговечны, коррозионно и химически стойки, не выделяют вредных составов.

Нельзя оставить без внимания такой факт, как энергосбережение. В конструкциях стеклянного купола воздух свободно циркулирует естественным путем. Прохладный свежий воздух омывает все помещение, а нагретый выходит через естественные отверстия. Таким образом в помещении всегда легко и приятно дышится.

Солнечный свет – природный нагревательный элемент, за который владельцы прозрачных куполов не платят ни копейки.

Можно утверждать, что природные стеклянные купола воплощают в себе лучшие задумки инженеров, экономят деньги владельцев и сохраняют их здоровье.

Гласстрой — партнер и опытный производитель стеклянных куполов

Если вы ходите быть в центре модных архитекторскихых проектов, если вам не безразличен вопрос сохранения природных богатств, если вы задумались о создании зимнего сада, если вам хочется, чтобы ваш участок выглядел эстетично и креативно, звоните, и мы постараемся не разочаровать вас. Ведь нам интересен любой заказчик, мы совместно придумываем проект и затем наши работники в самые оптимальные сроки воплощают его в действие. 

Современные стеклянные конструкции

Все новости

Источник: https://www.glasstroy.ru/sovremennye-steklyannye-konstruktsii/steklyannyy-prozrachnyy-kupol-na-pike-modnyh-arhitekturnyh

Значение цветов и форм куполов православных храмов

Что такое купол в архитектуре

Окраска и форма церковных куполов, а также художественная настенная роспись — это не просто проявление идеи, воплощённой архитекторами и художниками в православных строениях. Каждый цвет имеет собственный скрытый смысл и духовную ценность. Помимо этого, он символизирует образ того святого, которому посвящён храм.

Каких форм бывают купола храмов

Православный храм — это отображение неба на земле, человека и ковчега. Форма куполов бывает самой разнообразной — овал, луковица, парус или зонт.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, но позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковицами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Неусыпаемая псалтырь о здравии что это такое

 Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, установлены на барабане, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившиеся постройки с таким типом купола относятся к XVI веку, иллюстрации из исторических хроник свидетельствуют, что они появились уже не позднее конца XIII века. Как и шатры, купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже.

Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан.

https://www.youtube.com/watch?v=2S-9I0aagys

Овальная форма, напоминающая куриное яйцо, произошла от античного стиля барокко, ставшего популярным в XVII—XVIII веках, и само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо; Форма купола в виде зонта позволяет архитекторам расположить витражи между рёбрами на основании купола. Заполнение пространства между рёбрами расположено в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Купол овальной формы с элементами зонта можно увидеть в Исаакиевском и Казанском соборах Санкт-Петербурга и других православных храмах грандиозного масштаба.

Значение купольных цветов

Независимо от того, какая роспись используется при раскрашивании потолочных сводов, она говорит людям о красоте Небесного Иерусалима. Чаще всего можно увидеть святые места с куполами золотистого цвета, что говорит верующим о нетленности, бессмертности, величественности. Золотой свод символизирует небесную славу.

Не редки в России и купольные строения синего цвета, украшенные звёздами — это свидетельствует о посвящении храма Божией Матери. Дополнительные декоративные элементы служат отсылкой к Вифлеемской звезде, рассказывающей о приходе на землю сына Божьего. Зелёные оттенки считаются цветами Святой Троицы и других святых.

А чёрный оттенок куполов говорит о принадлежности храма монастырской территории.

О чём говорит число куполов

Святые места отличаются не только формой или расцветкой, но и количеством сводов. Для православной церкви характерно возведение соборов с нечётным числом голов. Количество сводов соответствует значимости и типу построения небесной церкви.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает её от архитектуры других православных народов и христианских конфессий.

Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с тринадцатью куполами (989 год основания) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполами в Киеве (989—996 годы основания).

Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, Семикупольные церкви — символизируют 7 таинств и добродетелей, Девятикупольные храмы — ангельские чины, святыни с 13 куполами посвящаются Иисусу Христу и 12 апостолам, с 25 сводами — возводятся в качестве хвалы Божией Матери, с 33 главами — говорят о числе христовых лет жизни в земном царстве.

Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/znachenie-tsvetov-i-form-kupolov/

Купола как элемент архитектуры

Купол является формой свода. Профиль купола может быть различным. Эта форма, вероятно, происходит от круг­лых шалашей, построенных из согнутых молодых деревьев, связанных в центре и покрытых тростником. Со временем купол стал символизировать небесный свод и обозначать власть. Изобретение римлянами бетона позволило строить большие полусферические купола.

Купол стал основной чертой визан­тийской архитектуры, в которой сме­шались восточные и западные мотивы. Если римляне строили купола только над круглыми или полигональными зданиями, то византийцы помещали их и над квадратными или прямоугольными помещениями.

Того же сумели добиться и исламские архитекторы.

Элементы купола

Купол парижской церкви Дома инвалидов состоит из трех основных эле­ментов: барабана, купола и фонаря. Барабан несет купол, он часто имеет окна или украшен ко­лоннами. Барабан уве­личивает высоту купола. Изогнутый купол часто увенчан фонарем. Если последний имеет куполо­образную форму, его на­зывают малым куполом.

Романский купол

Примером чисто романского купола может служить бетонный купол Пантеона (126 г.), име­ющий в диаметре 44 м. Внутри купол полукруг­лый, его огромный вес снижен, за счет кессонного потолка и открытого верха.

Ложный купол

Микенская сокровищ­ница Атрия (1220 г. до Р. X.), имеющая почти 15 м в диаметре, перекрыта заостренным ступенчатым куполом, напоминающим улей. Ступенчатая кладка, использовавшаяся, помимо Греции, в Индии и Южной Америке, состояла из ярусов ка­менной кладки, каждый из которых выступал над предыдущим.

Шлемовидный купол

Использование куполов характерно для исламской архитектуры. Одна из наиболее обычных форм здесь – шлемовидный купол, заканчивающийся острым выступающим пиком. В гробнице (Султаниия, Иран) (ок. 1310 г.), купол расположен над восьмиугольным барабаном и покрыт глазурованной черепицей.

Сложный купол

Термином «сложный купол» обозначают груп­пу из нескольких куполов неводов, распространив­шихся в византийской архитектуре. В констан­тинопольской Св. Софии (532-537 гг.) основной купол опирается на четы­ре арки, которые, в свою очередь, поддерживают полукупола. Паруса позволяют разместить круглый купол над ква­дратным помещением.

Возвышенный купол

Термин «возвышенный» обычно относят к аркам, но можно говорить и о возвышенных куполах.

В таких куполах закруг­ление начинается выше уровня пятки свода (мес­та, на котором покоится купол и откуда он, зри­тельно, начинается). Стороны купола неко­торое время поднима­ются вертикально, и лишь затем начинают изги­баться к вершине

Двойной купол

Созданный Микеланджело купол римского собора Св. Петра (1585-1590 гг.) построен с оглядкой на флорентийский собор Брунеллески и представля­ет собой сходную двойную кирпичную конструкцию. Ребра купола соединены горизонтальными желез­ными цепями. Изнутри купол полусферический, наружная часть слегка заострена. Тяжелый каменный малый купол удерживает ребра.

Тройной купол

Купол, созданный Реном для собора Св. Петра (Лондон, 1675-1710 гг.), состоит из трех оболочек: кирпичного конуса, поддер­живающего фонарь, скрытого изнутри не­высоким внутренним куполом с отверстием в вершине, а снаружи – высоким куполом из дерева и свинца. Изобретение такой кон­струкции позволило Рену построить собор, доминирующий над городским пейзажем и. в то же время, с пропорциональным интерьером.

Луковичный купол

Другая форма исламского купола использована в Тадж-Махале (Агра, 1632-1654 гг.). Это луковичный купол, стороны которого образуют закругленный про­филь. Этому куполу родственны купола, распростра­ненные в России и Восточной Европе, но последние не имеют сводов и не являются настоящими куполами.

Источник: http://delovoy-kvartal.ru/kupola-kak-element-arhitekturyi/

То ли собор, то ли космический шаттл: Как выглядят современные церкви — Bird In Flight

Постсоветскому человеку церковная архитектура может казаться чем-то статичным и незыблемым. Однако во всем мире место для умиротворения эволюционировало вместе с остальной архитектурой, а также самим представлением о духовном поиске. Bird In Flight вспомнил, что храмы — это не только купола и базилики.

Кажется, нет ничего более консервативного, чем архитектура культовых сооружений. С любой религией ассоциируется тот или иной архитектурный канон, сформировавшийся много сотен лет назад. Для некоторых конфессий он несколько размыт, но вряд ли для православия и точно не для его постсоветской версии: у большинства людей не без помощи политики государства, церкви и СМИ сложилось достаточно четкое представление о том, как должен выглядеть православный храм.

Церковь Св. Евгения в селе Буки Киевской области (2010 год)

До 1917 года отечественная культовая архитектура была частью архитектурного мейнстрима: она синтезировала каноны и архитектурную моду. Безусловно, образ купольного храма прошел через все эпохи, однако между сооружениями различных веков обнаружится множество наглядных различий. Постсоветское же храмовое строительство ставит во главу угла соответствие историческим эталонам, упрощенным до поверхностных и легко читаемых смыслов.

До 1917 года отечественная культовая архитектура синтезировала каноны и моду.

После разрушения и десакрализации культовой архитектуры, которую принесла советская эпоха, церковь старается заполнить образовавшуюся пустоту. Она возводит бесчисленные символы-муляжи, копирующие исторические формы в железобетоне. Увы, это будет продолжаться, пока будет сохраняться слепая идеализация исторических периодов.

Тем временем в других странах развитие культовой архитектуры продолжается.

Благовещенский православный собор архитектора Фрэнка Ллойда Райта в Милуоки, США

Первая мировая война кардинально изменила взгляды на культуру и мироустройство в целом. В 20—30-е годы в Европе и Советском Союзе стал популярен функционализм. Торжество функции над оболочкой выразилось в отрицании декора, простоте и чистоте форм и использовании современных материалов.

Культовая архитектура не осталась в стороне. В 1930 году в немецком городе Аахен по проекту архитектора и богослова (!) Рудольфа Шварца была построена церковь St. Fronleichnam, совместившая в себе католическую традицию с принципами функционализма.

В этом абсолютно лишенном фасадной пластики сооружении не сразу угадаешь его назначение — только представьте себе недоумение на лицах прихожан-современников.

Но, избавив церковь от привычной оболочки, архитектор смог сосредоточить внимание на главном — самой вере.

Церковь St. Fronleichnam архитектора и богослова Рудольфа Шварца (Германия, 1930 год)

Похожий пример можно отыскать и в православной архитектуре. Примерно в это же время в чешском городе Брно архитектор русского происхождения Петр Левицкий возводит церковь Святого Вацлава. Строгие геометрические формы, отсутствие декора и аскетичность — нечто подобное уже можно было наблюдать в культовой архитектуре Новгородской республики (вспомним увенчанный куполом куб церкви Успения на Торгу).

Церковь Святого Вацлава архитектора Петра Левицкого (Чехия, 1931 год)

По аналогичным принципам построен костел Воскресения Христа в Каунасе. Строительство было начато в 1932 году, но свою изначальную функцию здание обрело лишь после распада Союза — до него в помещении производили телевизоры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли есть рыбу в Благовещение

Источник: https://birdinflight.com/ru/mir/20170116-churches-in-xx-century.html

Пантеон, «Храм всех Богов» в Риме

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Название: Panthevm (лат.), Πάνθειον Pantheion (др.-греч.), Pantheon (en)

Местонахождение: Рим (Италия)

Создание: 2 в. н.э. (~126 г. н.э.)

Архитектор(ы): Аполлодор из Дамаска

Заказчик / Основатель: Император Адриан

Авторство Аполлодора предположительно

В период поздней Римской империи была усовершенствована техника зодчества и разработаны новые строительные конструкции. Опираясь на греческую ордерную систему, римляне сумели найти собственные выразительные формы.

Конструктивные преимущества арки, известной еще этрусским строителям, римляне использовали при сооружении сводов и куполов. Возводились новые типы построек, усложнялось их пространственное решение, сложилась типовая система городской планировки.

Практичные римляне придумали множество инженерных приспособлений для добычи и производства строительных материалов. При возведении Пантеона – «храма всех богов» — одного из самых впечатляющих зданий, сохранившихся от той эпохи, были применены купольное перекрытие и каркасные конструкции из кирпича и бетона.

Пантеон прекрасно сохранился еще и потому, что в VII веке языческий храм был передан христианской церкви. Поражает купол Пантеона – этот образец древнего инженерного искусства вплоть до XIX века оставался непревзойденным по размерам.

Архитектура храма

  1. Сферический объем. Высота купола от пола равна его диаметру, то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу – идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом – Солнцем.
  2. Кессонированный свод.

    В кессонах – квадратных углублениях, покрывающих внутреннюю поверхность купола, — подчеркнуты нижние выступы. Этот прием создает иллюзию небосвода, торжественно и легко поднимающегося над головой зрителя.

  3. Разрез свода. Здание представляет собой цилиндр, перекрытый полусферическим куполом. В основании оболочка купола значительно толще, чем в верхней части.
  4. Бетон. При возведении купола использовали деревянную опалубку.

    После того как бетон застывал, опалубку удаляли. Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружали крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, — так в римской архитектуре появились купола и своды. Использование бетона удешевляло и ускоряло строительство. Мастера-плотники изготавливали деревянные формы (опалубку) в виде ящиков, а чернорабочие подносили и заливали в них бетон.

    Римский бетон – это смесь извести и песка вулканического происхождения (пуццолана). Бетон с добавлением различных материалов (заполнителей) накладывали слоями между двумя стенками кирпичной кладки. В римских бетонных конструкциях еще не было металлической арматуры, поэтому они почти не уменьшали создаваемый тяжестью распор. Кроме того, бетон с заполнителями становился менее податливым, и из него трудно было изготавливать сложные формы.

  5. Скрытые арки.

    Арки, выложенные из кирпича и скрытые в толще стен, выполняют роль внутренних опор, уменьшающих давление купола на стены. При возведении стен, сводов и куполов, как правило, использовали кирпичную кладку. Иногда поверхность кирпичной стены покрывали слоем штукатурки. Если же постройке нужно было придать особенно нарядный вид, стены облицовывали, выкладывая замысловатые узоры из каменных и мраморных плит. Плиты крепили с помощью бронзовых скоб и болтов.

  6. Портик.

    Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн. Базы и коринфские капители монолитных колонн сделаны из белого мрамора, а стволы – из египетского гранита. Портик Пантеона был частью другого, более раннего храма. Это обстоятельство стало причиной разногласий при определении времени постройки храма. Однако сохранившиеся на кирпичной кладки клейма поставщиков доказывают, что строительство Пантеона велось в первые годы правления императора Адриана (117-38 гг.).

  7. Пол Пантеона. Пол Пантеона выложен плитами из мрамора, порфира и гранита. Узор, образованный квадратами и кругами, расположенными в шахматном порядке, перекликается с рисунком кессонов.
  8. Ниши. Вырезанные в стене ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам – Солнцу и Луне.
  9. Купола над нишами.

    Вспомогательные купола, размещенные над нишами, уменьшают давление главного купола, так как вертикальная нагрузка переносится непосредственно на фундамент, минуя стены.

  10. Круглое окно в куполе. Внутреннее пространство храма эффектно освещается через венчающее свод круглое отверстие диаметром 8 метров. Оно облегчило вес свода в верхней части и избавило от необходимости решать технически сложную задачу размещения окон по периметру купола.

    Льющийся сверху свет производит впечатление величия и торжественности.

  11. Подиум. Пантеон был возведен на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг здания повысился, и сейчас оно находится в неглубокой впадине.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

  • Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре»  — М.: Стройиздат, 1990
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984
  • Виолле ле Дюк «Беседы об архитектуре». Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры.Москва. 1937 г.
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • П.П. Гнедич. “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия. Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Edmund Thomas «Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age»

Источник: http://kannelura.info/?p=1400

Схема архитектурных деталей православного храма.Йошкар-Олинская Митрополия Московского Патриархата РПЦ

Апсида

— алтарный выступ в храме, полукруглый или многоугольный в плане, где размещается алтарь.

Аркатурный пояс

— украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан

— цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, на которой сооружен купол.

Барокко

— архитектурный стиль XVII-XVIII веков, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью.

Бочка —

форма покрытия в виде двух округлых скатов, сходящихся вверху под конек.

Восьмерик

— восьмигранное в плане сооружение.

Глава

— купол с барабаном, увенчивающий здание храма.

Закомара

— свод, полукруглые завершения верхних наружных стен церкви, обычно соответствующие форме сводов

Иконостас

— алтарная преграда в храме, отделяющая алтарь от основной части храма, имеющая несколько ярусов с иконами.

Интерьер

— внутреннее пространство здания.

Карниз

— горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания.

Классицизм

— архитектурный стиль XVIII- начала XIX вв.; отмечен обращением и подражанием античному наследию. Классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанность в декоре.

Кокошник

— декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна —

архитектурно обработанный обычно круглый столб.

Композиция

— построение (структура) здания, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Конек — стык двух скатов кровли.

Контрфорс

— вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.

Куб — основной объем храма.

Лемех —

деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка — плоский вертикальный уступ в стене.

Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Наличник

— обрамление оконного проема.

Неф

— (дословно «корабль») продольная часть храма, отделенная от соседнего аркадой или лопаткой на поверхности стены.

Паперть

— открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм.

Пилястра

— конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Подклет

— нижний этаж здания.

Поребрик

— декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портал

— архитектурно оформленный вход в здание.

Портик —

галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Престол

— высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря.

Придел

— небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор

— помещение в виде прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция

— перестройка, модернизация, обновление здания.

Реставрация

— восстановление здания в первоначальном (или близком к первоначальному) виде.

Ротонда

— круглая постройка, перекрытая куполом.

Рустовка

— декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Свод

Источник: http://mari.eparhia.ru/churches/hram/

Что означают цвета и формы куполов на православных храмах

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:

  1. Луковичные купола. Они отличаются выпуклой формой, напоминающую луковицу, с заостренной вершиной. Именно такими главами венчается большинство православных храмов, например храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Купола-луковицы встречаются также в Индии и некоторых странах Среднего Востока.
  2. Шлемовидные купола. Названы так, потому что похожи на форму древнерусского шлема. Ширина таких куполов не больше их основания. На русские земли они были занесены из культурной и религиозной архитектуры Византийской империи и со временем стали заменяться на луковичные. Сегодня шлемовидные главы можно наблюдать на Успенском соборе в Москве.
  3. Сферические купола — тоже родом из Византии. В отличие от луковичных и шлемовидных глав, верхушка сферических не вытянута сильно вверх. Такую форму имеет одиночный купол Храма Успенья Богородицы в Киеве.
  4. Полигональные купола – образованы несколькими гранями. В противоположность другим главам с плавными переходами, у полигональных куполов имеются углы. Самый известный представитель с купольной конструкцией такой формы — собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
  5. Купол-блюдце — самый низкий из куполов, напоминает сферический купол в урезанном виде. Больше всего характерен для мечетей Индии, Ирана, Пакистана, использовался в древности при возведения некоторых византийских храмов.

Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных — наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема — символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма — символ пламени свечи

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/kupol-cerkvi-vidy-formy-znachenie-cveta-i-kolichestva.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь