Святыни храма святителя николая в котельниках | представительство православной церкви чешских земель и словакии
Ковчег с частицей святых мощей святой Людмилы, княгини Чешской
Великие святые покровители Чешских земель, святая мученица Людмила и святой князь Вячеслав Чешские, почитались на Руси уже в X веке. В наши дни слава и почитание великой молитвенницы княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава растет.
В нашем храме хранятся единственные в Москве частицы святых мощей святых мучеников Людмилы и Вячеслава Чешских. Они были привезены в Москву Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем в 1999 году и были переданы в дар Русской Православной Церкви Православной Церковью Чешских земель и Словакии. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святые мощи были оставлены в храме святителя Николая в Котельниках для молитвенного поклонения верующих.
Святая Людмила почитается скоропослушницей, это значит, что она быстро отзывается на молитвы к ней. Нередко прихожане рассказывают, как молитва к святой Людмиле помогла им справиться с проблемами в жизни.
Недавно в храме для постоянного доступа верующих был установлен реликварий со святой частицей святой мученицы Людмилы. в настоящее время идет сбор средств на второй реликварий, где будут храниться мощи святого Вячеслава, князя Чешского, и других святых
Акафисты святым Людмиле и Вячеславу Чешским читаются по средам в нашем храме согласно расписанию.
Житие святого мученика князя Вячеслава Чешского
Житие святой мученицы княгини Людмилы Чешской
Дни памяти:
День памяти святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.
Память святого мученика Вячеслава празднуется Церковью 4/17 марта и 28 сентября/11 октября.
Частица святых мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских
Дар Храму Его Высокопреосвященства Архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия.
Нет, наверное, ни одного верующего православного, кто бы не знал о чудесах, совершаемых святым чудотворцем Николаем. Удивительные слова о помощи великого святого произнес протоиерей Алексий Уминский во время Престольного праздника в нашем Храме: «Именно святого Николая мы называем «скоропослушником».
И, действительно, наверное, нет такого близкого и быстрого на помощь святого, как Николай Чудотворец. Как только сердце начинает по-настоящему глубоко к нему взывать, рядом с нами – святитель Николай. Он очень хорошо слышит, он очень чуток к нам. Его сердце к нам открыто.
Всякий его момент жизни складывался так, что он прислушивался к человеческому горю, прислушивался к человеческому несчастью.»
Осенью 2015 года одна из наиболее чтимых икон нашего храма, икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, получила новое облачение на радость всем верующим. Для иконы, датируемой XVIII веком, был создан драгоценный оклад с золотыми венцами, которые ювелиры изготовили из даров, пожертвованных иконе нашими прихожанами (золотые крестики, кольца, цепочки). Оклад украшен самоцветами.
Образ украшает цата — особая подвеска из серебра, в которой хранится святая частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент.
Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг согласно расписанию.
Дни памяти:
6 (19) декабря — день преставления святителя Николая
9 (22) мая — день прибытия святых мощей в город Бари
29 июля (11 августа) — рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Икона Божией Матери Феодоровская
Икона Божией Матери Феодоровская, хранящаяся в нашем Храме.
Удивительная история связана с иконой Божией Матери Феодоровская. На сегодняшний день это единственный святой образ, который находился в Храме до революции 1917-го года и сохранился до нынешних времен. Сохранила его с Божией помощью дочка последнего настоятеля храма до его закрытия Ирина Николаевна Черткова. Ее отец, протоиерей Николай Феоктистович Чертков, служил в Никольской церкви больше 30 лет. Известно, что священник отошел ко Господу в ночь, когда его должны были арестовать чекисты.
Рискуя своей жизнью и свободой во времена иконоборчества, семья священника сохранила святой образ иконы Божией матери «Феодоровская» до 90-х годов XX-го века. Когда храм святителя Николая в Котельниках стал возрождаться, Ирина Николаевна передала икону обратно в храм.
Дни почитания образа Богородицы «Феодоровская» :
14 / 27 марта, 16 / 29 августа
Молитвы Божией Матери пред иконой ее Феодоровской
Икона Божией матери Казанская
Многие прихожане, зайдя в храм, первым делом идут поклониться перед небольшой иконой с потемневшим от времени ликом. Это икона Божией Матери Казанская. Ее когда-то обнаружили на месте сгоревшего дома. По словам очевидцев, после пожара ни один предмет не остался целым, и только святой образ лежал нетронутым. Икону передали в наш храм, и она является одной из чтимых святынь.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Казанской
Дни почитания:
8/ 21 июля — явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
22 октября / 4 ноября – празднование в честь иконы Казанской Божией Матери
Икона Божией Матери Казанской, хранящаяся в нашем храме Икона Божией Матери Казанская является одной из самых почитаемых святынь нашего храма
Икона с частицей святых мощей святой великомученицы Варвары
Икона великомученицы Варвары с частицей святых мощей
8 марта 2015 года икона святой великомученицы Варвары с частицей мощей святой была освящена в нашем Храме. Великомученице Варваре Господь дал особый дар – молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать.
День почитания:
4 / 17 декабря – день памяти святой великомученицы Варвары
Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев
Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев, хранящаяся в нашем Храме
Частицы святых мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев были подарены Храму Блаженнейшим Митрополитом Христофором.
Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии — пример любви и верности, терпения и мудрости; пример той жизни, что доступна только чистым сердцем и смиренным в Боге людям. Икона с частицей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев хранится в нашем храме.
Празднование:
25 июня /08 июля – день преставления святых благоверных князя
Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев
Икона с частицей святых мощей свет. Нектария Эгинского
Икона свят. Нектария Эгинского с частицей св. мощей святого
Наш храм один из немногих в Москве, в котором хранится икона с частицей святых мощей святителя Нектария Эгинского. Икону в дар храму святителя Николая в Котельниках передал архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий.
Святитель Нектарий является одним из самых почитаемых (современных) греческих святых. Он отошел ко Господу в 1920 году, был канонизирован в 1961 году в Греции. Он почитается повсеместно как прославленный чудотворец, как скорый помощник в бедах и болезнях. По молитвам святителя Нектария совершены неисчислимые чудеса исцеления. В Греции даже есть поговорка — «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».
В нашем Храме также находятся иконы с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, святого благоверного князя Александра Невского, святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Икона великомученика Георгия Победоносца с частицей святых мощей Икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей святого Икона великомученика и целителя Пантелеймона с частицей мощей святого
Источник: https://pccsm.ru/svyatyni-hrama-svyatitelya-nikolaya-v-kotelnikah/
2017-09-23T08:00+0300
2017-09-23T12:56+0300
https://ria.ru/20170923/1505385386.html
«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи
https://cdn23.img.ria.ru/images/150538/35/1505383589_0:153:3075:1895_1036x0_80_0_0_31d174806ca188d8d5ec3abaa1464853.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю — пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад. Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам «навестить его могилу через 75 лет».
После этого он погрузился в медитацию и умер, «уйдя в нирвану». Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии.
С тех пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу своего духовного учителя.
У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь, его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи. Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: «Откройте секрет — чем вы их мажете?»
Не все то свято, что нетленно
«У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека стала почитать православная церковь.
Есть огромное количество свидетельств, не связанных со святостью, о телах, не разложившихся по физическим или каким-то таинственным причинам.
Однако основной импульс к прославлению человека в лике святых — это, прежде всего, народное почитание», — подчеркивает ведущий интернет-проекта «Вопросы батюшке» в сети «Елицы» иеромонах Макарий (Маркиш).
По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации.
Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось тлению. «Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно, так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось.
И только личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление Серафима Саровского в лике святых все же состоялось», — отмечает иеромонах Макарий.
Личность важнее тела
Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке.
Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.
А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского, хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников.
Святой Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам. Умер святитель в преклонном возрасте во время молитвы.
«Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь материальными носителями, представителями этих людей», — подчеркивает представитель Русской православной церкви.
Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых, умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала нетленность его останков.
В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков, как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.
«Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть довольно древняя традиция — делать восковые маски святых. Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений», — предостерегает директор информационной службы католической епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
По его словам, есть несколько католических святых, тела которых действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария.
За 11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас и хранятся нетленные останки святой.
А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала уйти в монастырь.
В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской конгрегации «Дочери милосердия» и посвятила жизнь заботе о стариках. Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.
Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто спящим.
Источник: https://ria.ru/20170923/1505385386.html
Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»? — Православный журнал
В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.
Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?
На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Зачем нужны мощи?
Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати.
Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21).
Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.
Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.
Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма.
Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия.
Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле
Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.
Для чего мощи разделяют на частицы?
Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют.
Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии.
Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.
Когда началась традиция разделения мощей?
Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок.
347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.
) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.
Существует ли порядок перенесения мощей?
Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей.
Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос.
Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.
Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?
Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая
Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию.
Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя.
Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции.
Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).
Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?
Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада.
Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен.
Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований.
Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.
Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого.
Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно.
Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.
Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания.
Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор.
Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.
Проводят ли сами христиане исследования мощей?
Фото Романа Яровицына
Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.
Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось.
Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского.
Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.
Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.
На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.
Источник: https://foma.ru/kto-i-zachem-razdelyaet-moshhi-svyatyih-na-chastitsyi.html
Почитание святых или поклонение костям?
Общество 14 июня 2016, 14:34 2640
Поклониться святыне приходят семьями.
В Иваново на днях привезли ковчег с частью мощей целителя Пантелеимона. Сотни православных идут в Успенский собор, чтобы помолиться святому, попросить у него духовного и телесного здоровья. Невоцерковленные люди крутят пальцем у виска и называют этот обычай невежеством. Мы попытались разобраться, откуда пошла традиция почитания мощей и почему сейчас так много людей стремится хоть на секунду приложиться к святыне.
Обычай отделения частиц мощей известен еще с апостольских времен. Во II веке в азиатском городе Смирна были жестокие гонения на христиан. Епископ Поликарп в то время был приговорен к сожжению.
По легенде, пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит человеку, толпа стала требовать, чтобы он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли смертельную рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя.
Тело священномученика в итоге сожгли, а христиане собрали останки и свято чтили его память.
Справка |
Слово «мощи» в переводе с греческого означает «останки». Кроме того, «мощь» ассоциируется с мощью святых людей, которые могут оказывать влияние на нашу жизнь. Мощами называют не только кости, но и сохранившуюся часть плоти святого и даже его прах. Православные также почитают частицы облачения и предметы, которыми святой пользовался при жизни. |
«Почитание святых мощей действительно может показаться светскому человеку невежественным. Но ведь воскресение души, которое является догматом христианской веры, никак не связан с целостностью тела после смерти, – рассказывает руководитель отдела Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий.
– В Древнем Египте мумифицировали тела, сохраняя целостность останков, – таковой была символическая реализация будущей жизни человека. Христианству это не присуще, потому что воскресение связано с инобытием. И если тело святого разделяют на части, то это не может повлиять на его жизнь после смерти».
Обретение мощей (во том числе извлечение из земли) строго регламентируется и контролируется церковью, чтобы не было сомнений, что останки принадлежат тому или иному святому. Этот процесс, как и отделение частиц мощей, непростой и, можно сказать, интимный, поэтому священнослужители не придают его огласке.
https://www.youtube.com/watch?v=ACb-Ofo4XGc
Еще в советское время людям в голову вложили мысль о том, что мощи святых нетленны, то есть должны сохраниться полностью. На самом деле это заблуждение. Как правило, нетленными остаются лишь некоторые части тела и облачения святого. На Святой горе Афон (Греция) и вовсе считают, что если тело погребенного монаха не разложилось, то, скорее всего, у него есть нераскаянные грехи. Обнаружив сохранившееся тело, братия начинает усиленно молиться за усопшего.
То, что человека причисляют к лику святых по сохранности останков, цвету костей и благоуханию, – тоже не более чем миф. Прежде всего, изучают события, которые происходили при жизни святого: чудеса, исцеления, особое почитание людьми.
Мощи привезли с горы Афон
Верующих нередко упрекают в «поклонении костям», не понимая, зачем нужен этот «дикий» обычай. «Мы не поклоняемся мощам, не поклоняемся людям. Мы поклоняемся Богу, который спустился на землю в лице Иисуса Христа и создал человека по своему образу и подобию. Господь создал из людей церковь. Из этого сообщества выделяются святые люди, которых мы любим, помним, чтим. Их останки – это мостик, который соединяет нас со святыми людьми, а значит, с церковью и Богом», – поясняет отец Макарий.
Кстати |
Нет особых требований к тому, как следует прикладываться к иконе и мощам. Это очень индивидуально: один – целует, другой – осеняет себя крестом, третий – прикладывает маленькую иконочку. Кто-то читает молитву святому, а ктото обращается к нему своими словами. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца. |
У многих православных людей есть желание, но нет денег, чтобы ездить по святым местам, иногда не позволяет здоровье.
Благотворительный фонд Андрея Первозванного дал возможность миллионам россиян приложиться к поясу Богородицы, мощам апостолов Андрея Первозванного и Луки, привезенных в Россию со Святой горы Афон. А благодаря просветительским проектам святыни свободно перемещаются внутри страны.
Несколько раз в нашу область привозили икону и часть мощей Матроны Московской. Люди выстаивали многочасовые очереди, чтобы на секунду прикоснуться к святыне и попросить Матронушку о самом сокровенном.
По словам священнослужителей, подобные проекты позволяют людям подробнее узнать о святых, поучаствовать в церковной жизни, укрепить веру.
При этом церковь неоднозначно относится к людям, которые часто совершают паломнические поездки или стремятся во что бы то ни стало приложиться ко всем мощам, которые прибывают в нашу область. «С одной стороны, присутствуют элементы фанатизма и невежества, с другой – это доброе намерение, усилие и даже небольшой подвиг. Ведь люди готовы ехать за сотни километров, несколько часов стоять на холоде в огромной очереди» – считает иеромонах Макарий.
Усердные молитвы помогли сохранить семью
Известно немало примеров, когда благодаря паломническим поездкам и усиленной молитве святым жизнь людей менялась к лучшему. Несколько лет назад семья ивановки Натальи Голубевой была на грани распада. У них с мужем не было своего угла – жили у родителей. Не обходилось без конфликтов: муж Натальи, пытаясь избавиться от бытовых проблем, пристрастился к спиртному, стал поднимать на жену руку. В какие-то моменты супруги жили отдельно.
Штрих |
В начале 1920-х годов большевики начали кампанию по вскрытию мощей. Для борьбы с религиозными чувствами людей их дезинформировали, что мощи святых должны быть нетленны. Батюшки-обновленцы, сотрудничавшие с властями, заворачивали останки святых в ватные облачения, придавая форму человеческого тела. Потом собирали комиссию и публично, чуть ли не в театрализованной манере снимали эти ткани и демонстрировали скелет со словами: «Церковники вас обманывают!» В более поздние советские времена проходила конфискация святых мощей. И только в 1990-х годах их начали разыскивать и возвращать церкви. |
Но Наталья всегда верила, что с Божьей помощью сможет преодолеть эти испытания. В один из отпусков женщина отправилась на две недели в Высоцкий монастырь, в подмосковный Серпухов. Там она трудилась – бралась за любую предложенную работу, исповедовалась и молилась перед чудотворной иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», избавляющей от недуга пьянства. Но по возвращении домой чуда не произошло
Через год Наталья вновь была трудницей в том же монастыре. А еще ездила в часовню с мощами святой Ксении Петербургской, которая ради спасения души своего супруга стала юродивой и сотворила немало чудес. «Прошло несколько лет и по молитвам святых мир всё-таки пришел в нашу семью. Супруг перестал неуемно пить, мы купили и обустроили свою квартиру. Это ли не чудо?» – говорит Наталья.
Всё бы хорошо, но у супругов много лет не было детей. Для матери это нестерпимая боль. Однажды Наталья уговорила неверующего супруга съездить в Ярославскую область, чтобы помолиться перед Толгской иконой Божией Матери о даровании детей. «Не прошло и нескольких месяцев, как я узнала, что беременна. Супруг, который всегда называл себя атеистом, сам предложил вновь съездить в монастырь и оставить на иконе в знак благодарности золотые кольца», – рассказала теперь уже счастливая мамочка.
Паломнические поездки превращают в развлечения
Святой Феофан Затворник еще 150 лет назад предупреждал паломников, чтобы путешествие по святым местам не затмило главную цель поездки. «Такая опасность есть и сейчас. Особенно у состоятельных людей, которые из заграничной паломнической поездки устраивают приятное времяпрепровождение, а потом рассказывают, что были в таком-то месте, приложились к таким-то иконам. Внутренних изменений человека при таком подходе не происходит», – говорит отец Макарий.
Однако бывают случаи, когда путешествие даже с беглым посещением святых мест заставляет человека задуматься о вечном. «Лет пять назад я отдыхал в Египте. Среди прочих экскурсий предлагали побывать в Иерусалиме. Цены были не заоблачные, и я решил съездить – больше ради развлечения.
Побывал в знаменитом храме Гроба Господня, возле Стены Плача, приложился ко многим святыням. Все проблемы будто улетучились. Я словно в другом мире побывал. Это сложно передать словами. Считаю, что это был мой первый шаг к вере», – делится впечатлениями ивановец Николай Малышев.
По словам иеромонаха Макария, почитание святых мощей – важный элемент христианской жизни, но не доминирующий. Это действительно один из шагов, который человек делает навстречу церкви и Богу.
Имена собеседников (кроме священнослужителя) по их просьбе были изменены.
Источник: https://ivgazeta.ru/read/21739
Молитва святые мощи из чего они состоят
Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке.
В чине «погребения мирских человек, священников и младенцев» постоянно встречаем выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее.
Если же обратим внимание на происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» — сила, то станет очевидным, что словом «мощи» на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка.
В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости. В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195).
В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297-298).
История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла.
Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими.
В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота».
Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия».
Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла — в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).
И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей.
В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху». Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей.
Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук — в Киевском Софийском соборе, челюсть — в московском Успенском соборе.
В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.
Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более.
И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти.
Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых.
И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев.
Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб».
Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами».
В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2). Особой известностью пользуются почивающие в г.
Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».
Итак, как в древней христианской, так и в Русской Церкви в одинаковой степени почитались мощи святых, сохранившиеся как в виде одних костей, так и с присохшею иногда к костям нетленною плотию.
Записку Матроне Московской о здравии написать
Источник: https://vsemolitva.ru/molitva-svyatye-moshchi-iz-chego-oni-sostoyat.html
Особо мощные мощи: топ-10 святых реликвий, ради которых верующие перекрывают улицы Екатеринбурга
За последние полгода в Екатеринбурге побывали как минимум три общепризнанных объекта поклонения: в мае на Урал привезли мощи Георгия Победоносца, в июле — частицы мощей Петра и Февронии, в сентябре — останки Дмитрия Солунского. Кроме привозных святынь, в епархии есть и постоянные. С помощью священнослужителей Екатеринбургской епархии мы составили рейтинг святынь, которые обладают наибольшей силой.
№1. Риза Иисуса Христа
Над почитаемыми в христианстве святыми стоит Иисус Христос — центральная личность религии, Бог Сын в святой Троице, Слово, плотник из Галилеи. Все предметы, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, почитаются христианами особо. К гробнице в храме Воскресения Христова в Иерусалиме приезжают тысячи паломников из разных стран мира. Поэтому неудивительно, что, когда частицу одежды Богочеловека привезли в Екатеринбург, за четыре дня к ней приложились около 60 тыс. паломников.
Одним из первых чудес, которые произошли после прикосновения к одежде Иисуса Христа, стало исцеление женщины, описанное в Евангелии. По преданию, во время проповеди Христа окружало множество народа. Однажды в городе Капернаум его сопровождала толпа людей, которые теснились вокруг.
В этой толпе была женщина, которая 12 лет страдала кровотечением и потратила все деньги на врачей (современные богословы полагают, что это была маточная фиброма в запущенном состоянии, вылечить которую можно было только оперативным вмешательством). Она постыдилась прямо обратиться к Христу и решила прикоснуться к краю его одежды.
«Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею», — пишет евангелист Марк. Летописцы свидетельствуют, что больная тут же исцелилась.
Христиане уверены, что прикосновение к ризе Господней может исцелить от всех болезней. «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей», — сказал той женщине Христос.
№2. Пояс Богородицы
Дева Мария, мать Иисуса Христа, почитается больше остальных святых. По преданию, Богоматерь пережила своего Сына. После смерти ее положили в гробницу. Апостол Фома, который не успел попрощаться с Богородицей, попросил открыть усыпальницу. Просьбу апостола выполнили, но в гробнице нашли лишь погребальные пелены. На земле осталась одежда Марии, которую она носила, в том числе пояс. Его хранят в Ватопедском монастыре на Афоне.
Чудеса, произошедшие после прикосновения к поясу, как утверждают христиане, неисчислимы. Вот самые знаменитые из них: в конце первого тысячелетия нашей эры супруга константинопольского правителя Льва VI Мудрого была одержима нечистым духом. Ее муж молился об исцелении. Во сне ему было видение о том, что чудо случится после возложения пояса на больную. Так и вышло — Зоя исцелилась и в благодарность украсила пояс золотой нитью.
Спустя почти тысячу лет, в 1864 г., жители Константинополя заболели холерой. Когда в порт зашло судно с поясом (святыню тогда делили все, кто только мог), эпидемия прекратилась и заболевшие выздоровели. Позже один грек из Галата попросил, чтобы святыню принесли к нему домой — сын мужчины был при смерти. Но когда монахи с поясом наконец пришли, тот уже скончался. И когда священнослужители возложили пояс на умершего — он воскрес.
Среди современных христиан бытует мнение, что пояс помогает при бесплодии. В Екатеринбурге реликвию разместили в Свято-Троицком кафедральном соборе. Приложиться к ней можно было с 7 часов утра, и чтобы быть первыми в очереди, верующие занимали места еще ночью. «Очередь стоит по улице Куйбышева вдоль всего храма, а хвост ее достигает перекрестка Куйбышева — Белинского. При этом люди стоят по трое в ряд», — писали тогда журналисты.
№3. Целитель Пантелеимон
Святой великомученик Пантелеимон жил в конце третьего века в Турции. Его воспитали в язычестве, но он обратился в христианство после того, как по молитве Пантелеимона ко Христу воскрес ребенок. Так как святой получил медицинское образование, он лечил людей, но в отличие от коллег делал это бесплатно. Конкурентам он не нравился, поэтому они донесли на христианина императору-язычнику. После тщетных попыток вернуть Пантелеимона к вере в Зевса и издевательств его казнили.
Его тело «частицами разошлось по всему миру», а голова хранится в одноименном монастыре на Афоне. Как врач, Пантелеимон исцеляет разные болезни. Христиане уверены, что по молитвам мученика обретают душевное спокойствие и стойкость в борьбе с искушениями.
В Екатеринбург часть мощей привозил митрополит Калужский и Боровский Климент, который ездил по России с православной выставкой.
№4. Георгий Победоносец
Великомученик Георгий известен россиянам тем, что изображен на гербе страны. Знаменитая сцена убийства змея копьем описывается в житии святого. По преданию, змею как божеству поклонялись жители языческого города. Они приносили в жертву своих детей, чтобы чудовище не нападало на поселение. После того как на глазах у жителей Георгий расправился со змеем, они приняли христианство.
Георгий умер в молодости, когда император Диоклетиан начал гонения на христиан. После публичного исповедания веры 23-летнего воина схватили, неделю пытали, заставляя отречься, а потом отрубили голову.
На Руси Георгия считают покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей, а еще он исцеляет змеиные укусы. Как воин, он помогает военнослужащим, ему молятся о даровании победы над врагами.
Источник: https://66.ru/news/society/203509/
Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают
О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.
Мощи святых, в чем их уникальность
Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.
Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.
Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.
Поклонение мощам
Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.
Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.
- Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
- В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
- Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.
Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.
Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.
Как выглядят святые останки
По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.
Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.
Святые мощи
К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:
- Сергия Радонежского;
- Св. Амвросия;
- Св. Луки и многие другие святые.
Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.
Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют
Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.
На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.
Открытая рака с мощами
Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.
Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.
Нетленные тела — миф или действительность
Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.
Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.
Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.
Мощи преподобного Александра Свирского.
Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков
При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.
Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:
- стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
- даровать исцеление;
- устроить бизнес;
- освободить от проклятия бесплодия.
Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.
Молитвы святой Матроне Московской:
- Молитва об удаче и везении
- Молитва о приобретении жилья
- Молитва о замужестве
Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.
Святая Матрона
Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.
Молитва Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.
Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.
Истории похищения мощей
Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.
Могила Николая Чудотворца
Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:
Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.
Еще о святых мощах:
Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.
Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.
Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.
Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.
Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.
Протоиерей Владимир Головин — В чем сила святых мощей?
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-svyatyh.html