Openedu.ru
- 8 недель
- около 12 часов в неделю
- 2 зачётных единицы
Курс «Жития святых и источники по истории Русской православной церкви» освещает основные моменты истории, касающиеся русской православной церкви
Курс об источниках по истории Русской церкви преимущественно нарративного характера — житиях святых.
В ходе курса формируются представления об особенностях нарративных источников о жизни святых в восточно-христианской традиции; благодаря курсу появляется понимание ключевых вопросов развития русской цивилизации; формируются представления о менталитете средневекового человека; представление о ключевых моментах в развитии средневековой России на материале автобиографий значительных фигур русской истории, а также трансформации этих представлений во времени.
Формат
Курс представляет собой видео лекции. К курсу прилагаются проверочные и контрольные задания, а также дополнительные материалы.
В курсе есть ссылки на учебники автора.
Требования
Курс предназначен для всех, интересующихся историей и культурой Древней Руси. Входные компетенции ограничиваются базовыми знаниями по истории России.
Программа курса
Курс состоит из 8 модулей, и продолжаться будет 8 недель
Модуль 1. Житие как литературный жанр
Модуль 2. Свято-Владимирский цикл
Модуль 3. Жития свв Бориса и Глеба, сыновей св. Владимира
Модуль 4. Агиограф преп. Нестор Печерский
Модуль 5. Киево-Печерский патерик
Модуль 6. Князья-мученики татаро-монгольской эпохи
Модуль 7. Князья-победители. Александр Невский и Довмонт Псковский
Модуль 8. Агиографы Епифаний Премудрый и Пахомий Серб
Результаты обучения
В результате обучения должно сформироваться комплексное восприятие житий как произведений литературы и исторических сочинений.
Формируемые компетенции
КП–01.1. Понимание особенностей исторического развития России, знание источников и способов их изучения, владение приемами историографического исследования.
КП–01.2. Готовность использовать знания об исторических процессах, основных событиях, вехах и этапах истории России, навыки работы в музее, архиве, среднем учебном заведении, знание истории народов Россиии стран СНГ, истории предпринимательства и менеджмента в России, исторического регионоведения и краеведения в своей будущей профессиональной деятельности.
КП–01.3. Способность к анализу и применению на практике моделей функционирования социальных, политических и экономических институтов российского общества, национальных и историко-культурных особенностей исторического процесса, структуры и специфики российской государственности, ментальное русского народа, истории политических партий и общественных движений России.
КП–01.4. Готовность к работе в общеобразовательном учебном заведении, способность разрабатывать и применять программы школьных занятий по истории.
КП–01.5. Способность разрабатывать проекты и проводить историко-патриотические мероприятия, экскурсионные и туристические маршруты.
КП–01.6. Готовность к участию в книгоиздательской деятельности, информационной поддержке историко-документальных телепроектов.
КП–01.7. Способность к поиску информации (в том числе в электронных каталогах и сетевых ресурсах), подготовке аналитических документов, применению современных методик гуманитарного знания в поисковых работах в военно-исторической и историко-социальной сферах, в проблематике историко-культурного наследия.
Знания
Знания в области истории России IX–XV вв. относительно процессов формирования русской государственности самосознания, а также специфики миропонимания и мышления средневекового христианина.
Знания о культурном взаимодействия и политическом соперничестве Руси, Восточной Римской империи (Византии) и Западной Европы в эпохи раннего и зрелого Средневековья.
В данном курсе Жития святых рассматриваются одновременно и как произведения художественной литературы, и с этой точки зрения как источники по истории культуры и общественного сознания, и как памятники исторической мысли, и соответственно, источники информации о биографиях людей и событиях, происходивших в знаковые периоды развития и формирования России.
Умения
В процессе обучения формируется умение анализировать и трактовать повествовательные источники (жития святых, летописи), сопоставлять их с документальными материалами (акты, уставы, грамоты), а также соответствующими источниками иностранного происхождения.
Навыки
В результате у учащихся складываются навыки комплексного использования памятников изобразительного искусства, предметов материальной культуры и документальных материалов (монеты, печати) при исследовании исторических источников.
Источник: https://openedu.ru/course/spbu/JITIYASVYAT/
Жития святых — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Агиогра́фия (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости.
Подходы к изучению житий святых
Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.
В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.
В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.
Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.
Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых
Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета.
Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д.
Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.
Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.
Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий.
Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь “другом Божиим”, входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.
Отличия восточной и западной традиций описания жития святых
В принципе, житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим.
Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному.
Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции – Пахомия Серба и Епифания Премудрого).
При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии.
Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.
История агиографии
Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самые обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках.
Мартирология первых веков от Р.Х
Еще св. Климент, еп. римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, сщмч. Фабиан (236 — 251), поручил это дело семи иподиаконам.
Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами, для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время гонений на христианство.
При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (+ 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинских мучениках». От первых трех веков дошло до нас еще нисколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой.
После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. Месопотамский (ок. 410 г.), автор «Истории персидских мучеников».
Средневековая мартирология
Монах бенедиктинского м-ря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», изд. в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Пар. 1689; франц. перев. Drouet-de-Maupertoy).
Мартирология Нового Времени
Из новейших собраний заслуживают внимания:
- Zingerle, «Martyrer des Morgenlandes» (Иена 1833)
- Адальберт Мюллер, «Allgemeines Martyrologium» (1860).
Русская мартирология
В русской литературе известны следующие труды:
- Свящ. В. Гурьев, «Мученики воины» (1876);
- Прот. П. Соловьев, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками» (перев. с новогреческого СПб. 1862);
- «Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковию» (Казань, 1865).
Богослужебные мартирологи
Наряду с этими сборникам в более или менее подробных сказаниях о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее, получили развитие (особенно на Западе) краткие мартирологи для употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, приписываемый (согласно мнению некоторых — ошибочно) Иерониму [1].
Из позднейших известны:
- Ассемани, «Acta ss. martyrum orientalium et occidentalium» (1748);
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1708.html