Как причисляют к лику святых

Канонизация — древо

как причисляют к лику святых

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Канониза́ция (гр. άναχερύσις, лат. canonizatio, от гр. χανών в значении “список, каталог“), причисление усопшего подвижника к лику святых. В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях.

Канонизация в Древней Церкви

В древней Церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи; собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV-VI вв.

, видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости. В принципе, для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, “сияющий белизной сонм избранных” (Григорий Турский) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна.

Правда, Африканская Церковь устанавливает в IV в.

различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника – это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси.

Канонизация в Восточной Церкви

Когда почитание святых делалось общецерковным, установление общецерковного празднования могло, видимо, быть результатом соборного решения (особенно в спорных случаях) или постановления предстоятеля Церкви (патриарха). Данные о такого рода решениях для раннего времени у нас отсутствуют.

Первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия (ок. 810 – ок. 895).

Известен также указ императора Льва Мудрого (886-911), повелевавший, чтобы во всей греческой церкви совершались празднования в честь ряда наиболее почитаемых святителей (этот yкaз, однако, отнюдь не вводил почитание, а лишь регулировал уже сложившуюся традицию).

В принципе же, причисление к лику святых местночтимых совершается в греческой церкви правящим архиереем и ни в каком утверждении не нуждается; высшие иерархические инстанции действуют лишь при преобразовании местного почитания в общецерковное. Отсутствует и какой-либо особый чин причтения к лику святых. Причтение отмечается торжественной службой в честь нового святого и внесением его имени в святцы для ежегодного совершения его памяти.

Канонизация в Западной Церкви

Источник: https://drevo-info.ru/articles/929.html

Почему причисляют к лику святых?

как причисляют к лику святых

  • Кто такие святые?
  • Что означают лики святых
  • Как происходит канонизация святого

Каждый православный человек, молясь, хорошо знает, что обращается в своих мольбах он не только к Самому Господу, Его Пресвятой Матери и бесплотным существам (ангелам), но и ко святым. Святые — наши огромные помощники на сложном пути духовной жизни. Они молятся за нас ко Господу, наставляют и помогают во многих жизненных обстоятельствах. Кто может стать святым и как причисляют к лику?

Кто такие святые?

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания.

Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием.

Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

К примеру, в IV веке жил юноша по имени Ефрем. Он был родом из бедной, но благочестивой верующей семьи. Но юнец был горделив, надменен, резко и раздражительно реагировал на все, что ему не нравится. К вере он был теплохладен — не отрицал, но очень часто сомневался в Промысле Божием.

И вот однажды случилось так, что юноша опаздывал домой и был вынужден заночевать в поле вместе с пастухами. Ночью часть овец утащили волки, а Ефрем был обвинен в том, что привел к стаду воров. Юношу посадили в темницу, где он увидел и других узников, якобы тоже невиновных.

Молодой человек стал возмущаться несправедливости, постигшей всех узников, и Господь раскрыл ему глаза. Ефрем вдруг вспомнил, как он в злости выгнал одну корову из загона, и она вскоре погибла. Его соседи также стали вспоминать, как ранее лжесвидетельствовали на суде, говорили неправду и совершали еще множество плохих поступков.

И Ефрем вдруг понял, что ничего не бывает в жизни просто так. Не существует людей невиновных, ибо количество прегрешений человеческих превышает количество капель в море. С тех пор юноша полностью переменился. Он начал вести глубокую духовную жизнь, особо борясь со своей гневливостью и раздражением. И его старания не прошли даром — Ефрем сподобился стать рядом с Господом в лике святых. Память этого подвижника православная церковь воспоминает 28 января.

Икона преподобного Ефрема

Этот пример показывает нам, что святой человек изначально может быть наделен самыми разными грехами и страстями. Но раскаиваясь в них, исправляя свою жизнь, стараясь всеми силами быть с Богом, человек способен победить любые грехи.

Важно! Можно сказать, что отличие святого человека от любого другого — это именно решимость во что бы то ни стало избавиться от пороков и приблизиться к Богу.

Еще один очень яркий пример — святая Мария Египетская.

Это была очень красивая девушка, которая знать ничего не знала о Боге, вела распутный образ жизни, была блудницей. Однажды, сама того не желая, она оказалась подле дверей храма. Люди входили в него, чтобы помолиться, и Мария решила сделать то же самое.

Но у нее ничего не получилось — неведомая сила крепко держала девушку, не позволяя ей даже переступить порог храма.

Конечно, она испугалась и недоумевала, даже злилась. И в этот момент в ее душе произошел переворот — она вдруг ясно увидела, кто она и какую жизнь ведет. Ей стало настолько омерзительно от самой себя, что она сбежала в пустыню за реку Иордан, где 40 лет постилась и молилась в полном одиночестве.

Икона преподобной Марии Египетской

За все это время она лишь дважды видела человека — это был монах, который и похоронил ее после смерти. Десятилетия покаяния позволили бывшей блуднице настолько вычистить свою душу от греха, что когда она молилась, то парила в воздухе. И сегодня Мария Египетская — одна из известнейших и почитаемых святых женщин в православной церкви.

Читайте о святой Марии:

О чем нам говорят эти примеры, которых привести можно еще бесчисленно? О том, что человек волен сам выбирать свой путь — с Богом он, или нет. Предаваться собственным грехам и страстям, которые есть абсолютно в каждом человеке, или бороться с ними. Вести свою душу в погибель, или к вечному спасению. Эти вопросы полностью во власти каждого человека.

Что означают лики святых

В этом разделе приведем немного общей информации, чтобы понимать, что православные святые бывают разные. Это не значит, что одни святые «сильнее», а другие «слабее», как часто любит думать наш народ. Распределение подвижников по ликам связано с их земной жизнью и тем трудом, которые они понесли во славу Божию. Понятно, что святитель и юродивый, скорее всего, совершенно по-разному прожили жизнь, но тем не менее, они оба сподобились венца святости.

Существует довольно большой перечень ликов святости, приведем те из них, которые встречаются в нашей церкви особенно часто:

  • Благоверные — это правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе. Например, святой благоверный князь Владимир, который крестил Русь.
  • Великомученики — это святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения. К таким относятся святая великомученица Екатерина, святой великомученик Димитрий Солунский.Икона великомученика Димитрия Солунского
  • Исповедник — это святые, которые не предали веру и открыто ее проповедовали во времена особенных гонений на христиан. От мучеников и великомучеников отличаются тем, что после истязаний оставались живы. Например, святой Максим Исповедник.
  • Мученики — это святые, которые были казнены за исповедание христианской веры. Пожалуй, это самая большая часть православных святых. К ним относятся, к примеру, мученик Вонифатий, мученик Евгений Севастийский.
  • Праведные — обычные верующие христиане, а также женатые священники, которые прославились своей праведной жизнью. Например, святой праведный Иоанн Кронштадский.
  • Преподобномученики — монахи, которые потеряли жизнь за свою веру. Такими были преподобномученики Феодор и Василий Печерские.
  • Преподобные — это монашествующие, которые прославились своей благочестивой и праведной жизнью. Например, преподобный Серафим Саровский.
  • Равноапостольные — это святые, которые в своей земной жизни много проповедовали Слово Божье и распространяли христианство в тех краях, где оно прежде было неведомо. Например, святая равноапостольная княгиня Ольга, святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии.Святая равноапостольная княгиня Ольга
  • Святители — это представители верховной церковной власти (архиереи), которые прославились своей праведной христианской жизнью. К таким относят святителя Тихона Задонского, святителя Луку Крымского.
  • Священномученики — это священники, которые приняли мученическую кончину за свое служение. Например, священномученик Серафим Чичагов.
  • Чудотворцы — подвижники, которые прославились своими сотворенными чудесами в ответ на молитвословия. Например, Николай Чудотворец.
  • Юродивые или блаженные — святые, которые в обычной жизни принимали вид сумасшедших, выглядели как умалишенные. При этом они часто прорицали будущее, точно обличали пороки других людей. Такой была блаженная Ксения Петербуржская, блаженный Василий.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году родился Адам

Икона Ксении Петербуржской

Как правило, в каждой верующей семье есть один или несколько особо почитаемых святых. Они могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к ним даруют особую благодать и радость душе верующего человека.

Как происходит канонизация святого

Процесс признания умершего человека святым всей православной Церковью или поместно называется канонизацией. Можно сказать, что это официальное признание того факта, что свою жизнь человек прожил так, что сумел познать, что такое Божественный Промысел. И познать не умом, а познать опытно, пройдя достойно свой земной путь.

Важно! Православная Церковь не утверждает, что святыми являются только те, кто официально канонизирован. Мы не знаем о многих подвижниках, которые также сподобились венца святости, но он сокрыт от нас по неведомому замыслу Господа.

Вопрос о канонизации встает только тогда, когда опытным путем удается установить связь между Церковью и новым подвижником. Это происходит через молитвы, реальную помощь святого живым людям, с которыми возникает тесная духовная связь. Когда эта взаимосвязь не оставляет сомнений, тогда и происходит канонизация.

Отмечается она особой торжественной службой в честь новоявленного подвижника. Сама процедура длительное время не была как-то регламентирована или установлена.

Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека

В первых веках решение о том, что тот или иной верующий должен быть причислен к лику святых принимало собрание общины. Позже, в Русской православной церкви этот вопрос решался на уровне епархии.

Сегодня в нашей Церкви существует специальная Синодальная комиссия по канонизации святых. Именно этот церковный орган принимает решение о присоединении умершего к лику святости, основываясь на таких аргументах:

  • праведная и благочестивая жизнь;
  • дар чудотворений при жизни или после смерти по молитвам верующих;
  • сохранность тела без тления;
  • соответствие веры и воззрений подвижника учению православной Церкви;
  • страдания или смерть за веру.

Отдельным пунктом можно вынести особое народное почитание человека — это может стать поводом к рассмотрению вопроса о его канонизации.

Как Церковь канонизирует святых? Ответ священника

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/liki-svyatyh.html

Как причисляют к лику святых в католицизме и православии

как причисляют к лику святых

Культ святых появился в христианстве давно. До раскола христианства огромное количество людей были признаны святыми. В 1054 года христианская церковь раскололась на Западную и Восточную. И хотя между ними нет почти никаких богословских противоречий, процесс причисления человека к лику святых у католиков и православных отличается довольно сильно. Сравниваем процедуры канонизации в двух главных ветвях христианства.

Какой человек может стать святым и сколько их всего

В начале христианства еще не было никаких выработанных процедур. Согласно французскому историку, автору книги «Повседневная жизнь первых христиан», Адальберу-Гюставу Аману, на заре христианства святыми считали тех, кто принял за Христа мученическую смерть, или тех, чей религиозный подвиг не вызывал сомнений. Решение о причислении человека к лику местночтимых святых принимала община христиан вместе со своим епископом.

Кроме мучеников и великих подвижников, святыми считались апостолы, Богоматерь и равноапостольные святые, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. Также особым уважением обладали святые-бессеребренники, которые совершали подвиг бедности. Почитание святых христианских авторитетов появляется позднее, когда христианство прочно укрепляется в Риме.

Специалист в области церковно-славянского языка и религиозной коммуникации, профессор Ирина Владимировна Бугаева считает, что православный календарь и четьи-минеи (богословские тексты с житиями святых) разделяют святых, чтимых в Русской православной церковью, на :

  • апостолов,
  • бессеребренников,
  • блаженных,
  • великомучеников,
  • исповедников,
  • мучеников,
  • праведных,
  • преподобномучеников,
  • преподобных,
  • пророков,
  • равноапостольных,
  • священномучеников,
  • столпников,
  • страстотерпцев,
  • чудотворцев,
  • юродивых.

Даже мученики разделяются на типы: великомученики — это те, кто за веру перенес особо сильные мучения, священномученики — мученики из духовенства, а преподобномученики — из числа монахов.

Католическая типология, восходящая к Лоретанской литании — молитве Богоматери, которая состоит из воззваний к разным небесным иерархиям, куда более простая и менее четкая: девы, апостолы, мученики, исповедники, пророки, патриархи.

Сосчитать количество святых в каждой церкви сложно. Сегодня в календарных списках РПЦ содержится 5008 общеправославных святых. Однако эта цифра не учитывает великого множества местночтимых святых. В Римской церкви, по разным оценкам, от 9900 (в римском Мартирологе) до 20 000 (в Bibliotheca Sanctorum) святых. Но сюда не входят случаи коллективной святости, например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.

Да, в католической церкви святых больше, но это легко объясняется тем, что и католический мир в несколько раз больше православного, так что сами по себе цифры ни о чем не говорят.

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда.

Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему называется Казанская Божья Матерь

Процесс канонизации в православии

В православной церкви все совсем по-другому. В разные времена процедуры канонизации сильно отличались. Были времена, когда никого не канонизировали долгие годы. Например, в XVIII веке было канонизировано всего 13 человек. Исторически канонизировали только уже всенародно почитаемых божьих угодников. Причем чудеса, которые происходили от мощей человека или от молитв к нему считались важным, но не обязательным критерием.

Самым главным было народное почитание и духовный авторитет. Также зачастую канонизировали людей, тела которых обнаруживали в нетленном состоянии — в православии это и по сей день считается доказательством особого божьего благоволения к праведнику. Четкая процедура канонизации была утверждена на соборах митрополита Макария в 1547-1549 годах.

Решение о причислению к лику святых принималось собранием епископов и одобрялось митрополитом.

Сначала человек становится местночтимым святым. Таким статусом праведного человека имеет право наделить епископ с ведома патриарха. Причем патриарх лишь благословляет, то есть одобряет причисление к лику святых, но имеет право не принимать в этом процессе деятельного участия. А в монастырях почитание подвижника инициируется советом старцев.

Для общецерковной канонизации комиссия церкви проводит подробное изучение биографии святого. С 1989 года в Русской Православной церкви этим занимается Синодальная комиссия по канонизации. Она проводит расследование, а потом передает результаты Патриарху и Синоду, которые окончательно решают вопрос о канонизации.

За 29 лет эта комиссия канонизировала большое количество человек. В первую очередь новомучеников и исповедников Российских, то есть праведных жертв большевиков. К 2018 году их было 1779.

В целом, сложно судить о том, каким святым стать проще. Если для католического святого необходимо, прежде всего, несколько чудес, то для православия главный фактор — почитание верующими и авторитетность персоны.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/77498-kak-prichislyayut-k-liku-svyatykh-v-katolic.html

Псих или гений: будет ли Гауди причислен к лику святых?

Джо Фиджен, Уильям Кремер Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption До завершения строительства еще минимум 20 лет, но собор давно стал визитной карточкой Барселоны

Удивительную базилику Святого Семейства в Барселоне строят уже больше 130 лет. Среди ожидающих окончания строительства (примерно через 20 лет) немало тех, кто надеется, что автор собора, архитектор Антонио Гауди заслуживает того, чтобы быть причисленным к лику святых.

Каждый год миллионы туристов замирают, чтобы окинуть восхищенным взглядом это замечательное сооружение в центре Барселоны.

Базилика строится с 1883 года, и ее силуэт по-прежнему перекрыт строительными лесами. Но когда туристы заходят внутрь здания, им открывается замысл Гауди. Светлые нефы, древовидные колонны, устремляющиеся в небо и переходящие там в своеобразную каменную крону. Витражи преломляют свет и создают причудливую игру бликов на стенах.

«Это освещение заставляет меня погрузиться в себя, создавая состояние, близкое к мистическому экстазу», — делится впечатлениями искусствовед из университета Барселоны Лурдес Цирло.

Кампания за беатификацию

Кампания по причислению Антонио Гауди к лику святых началась больше 20 лет назад, первым об этом заговорил каталонский священник Хосе Мануэл Альмузара.

Он основал Ассоциацию за беатификацию Антонио Гауди и начал работу по сбору документов, необходимых для передачи в Ватикан.

Один из основных документов — биография архитектора — была написана журналистом Хосе Марией Таррагона, который считает, что само по себе авторство собора Святого Семейства не является причиной для беатификации.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Антонио Гауди родился в обеспеченной семье, а в конце жизни его принимали за бродягу

«Римская Католическая церковь всегда приглашала лучших художников и архитекторов. Следуя этой логике, мы должны добиваться беатификации Микеланджело или Моцарта. — говорит Таррагона. — И обсуждается не это. Обсуждается, была ли жизнь Гауди жизнью примерного христианина. А его жизнь — это жизнь святого».

Антонио Гауди родился в 1852 году в обеспеченной семье, и жизнь его состояла, пишет Таррагона, «из лошадей, оперы и обедов в лучших ресторанах».

Когда он закончил архитектурный факультет Барселонского университета, у него уже сформировался собственный, совершенной особенный стиль, основанный на изображениях доисламских построек из дельты Нила. По легенде, когда Гауди вручали диплом, декан факультета заявил, что так и не понял, вручает он диплом гению или сумасшедшему.

Всю свою жизнь Гауди был обеспокоен благосостоянием рабочих. Он помог создать колонию Гуэль, коммуну рабочих, в которой были больница, школы и даже первый в Испании футбольный стадион.

После начала строительства собора Святого Семейства в 1883 году Гауди помогал создавать школы для детей рабочих.

Сложный вызов

Строительство собора стало для Гауди своеобразным вызовом — он не был воцерковленным католиком. Но по мере того, как росли стены здания, менялось и мироощущение Гауди.

Постепенно он стал вести жизнь аскета. На завтрак съедал несколько листьев салата, смоченных молоком. Когда ему было чуть за 40, он едва не умер во время поста: начал снова есть только после того, как священник напомнил ему о его миссии по строительству собора.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В 2010 году папа римский Бенидикт XVI освятил собор

Этому собору Гауди посвятил более четырех десятилетий, отказываясь от соблазнительных контрактов в Париже и Нью-Йорке.

Когда проект оказался под угрозой банкротства, Гауди начал вкладывать в него собственные сбережения.

Гауди никогда не был женат. По словам биографа Таррагоны, архитектору просто не везло в любви.

Последние несколько месяцев своей жизни Гауди практически не покидал стройплощадку. Он на ней фактически жил.

Он собирал пожертвования на строительство на улицах Барселоны. Собор с самого начала строился на деньги жителей города.

Когда в июне 1926 года Гауди сбил трамвай и его привезли в больницу, сначала все подумали, что он обычный бродяга: он был очень просто одет.

Антонио Гауди умер спустя три дня, завещав потратить все свои сбережения на строительство собора Святого Семейства.

Мученик? Чудотворец?

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Строительству этого уникального собора Гауди посвятил четыре десятилетия своей жизни

Но Гауди умер не мученической смертью — в таких случаях Ватикан требует реальных доказательств произошедших чудес.

«Проблема в том, что Гауди не творил чудеса, — объясняет журналист Хосе Мария Таррагона. — А если нет чудес, процесс стопорится».

За годы, прошедшие с момента создания в 1992 году Ассоциации за беатификацию, ее участники мало продвинулись в деле борьбы за причисление Гауди к лику святых.

Официальный запрос на рассмотрение вопроса о беатификации должен придти в Ватикан от епископата Испании, но, по словам Таррагоны, деятели церкви в стране настроены скептически.

Возможно, говорит Таррагона, они опасаются, что причисление Гауди к лику святых сделает его собор менее привлекательным для туристов, которые не являются католиками.

Кампания по беатификации также сталкивается с противодействием нерелигиозных каталонцев, обеспокоенных тем, что католическая церковь создает национального героя под себя.

Но сторонники беатификации добились по крайней мере того, чтобы о них узнала пресса.

О Гауди заговорил понтифик — в 2000 году папа Римский Иоанн Павел II обратился с архиепископу Барселоны с просьбой подтвердить, был ли Антонио Гауди мирянином.

Многие католические святые в жизни были служителями церкви, но Иоанн Павел II выступал за беатификацию и мирян.

С возникновением интереса папского престола к фигуре Гауди события стали развиваться быстрее.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали греческих богов

Чудеса случаются

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption К 20-м годам прошлого века Барселона уже была наполнена творениями Гауди. На фото — дом Мила на бульваре Грасия

В 2003 году каталонские епископы направили в Ватикан историю жизни Гауди. К их удивлению, Гауди был официально провозглашен блаженным — это первый шаг на пути к беатификации.

В 2010 году папа римский Бенидикт XVI освятил собор Святого Семейства.

Блаженным Гауди признан, следующий этап — беатификация, но что насчет непременных чудес?

Архиепископ Барселоны Льюис Мартинес Систач говорит, что они были: «С 1882 года и по сей день со строителями, работающими в соборе на огромной высоте, не происходило ничего страшного, да и с посетителями тоже».

Добивающиеся беатификации ищут также свидетельства медицинских чудес — внезапных излечений.

Несколько таких случаев имели место. Около пяти лет назад женщина с повреждением сетчатки восстановила зрение после молитвы о помощи, обращенной к Гауди.

Мужчина с опухолью в ноге избавился от нее без хирургического вмешательства, также обращаясь в мыслях к Гауди.

Поэтому Альмузара и Таррагона настроены оптимистично — беатификация Антонио Гауди не за горами.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/05/150511_barcelona_gaudi_saint

Канонизация в Римско-католической церкви

Канонизация (позднелатинское canonizatio, от греч. kanonizo — «определяю на основании правила», от kanon — «правило», «канон») — процесс причисления к лику святых в христианской церкви.

Первоначально культ святых складывается из поклонения останкам мучеников, пострадавших во время гонений на христиан (I–IV вв.). Доказательством святости был факт мученической смерти за веру.

Затем такого же почитания стали удостаиваться и другие христиане, жизнь которых отличалась особой святостью, к лику святых стали причислять также отцов и учителей церкви, выдающихся миссионеров и тех, кто прославился милосердием. Культ святых носил местный характер.

Их почитание определялось общиной и узаконивалось епископом, а когда оно принимало повсеместный, т. е. общецерковный характер, подтверждалось главой церкви.

Со временем церковь выработала определенные правила канонизации. Основные положения Римско-католической церкви в этой области были приняты в XII-XVIII вв. (особых отличий в понимании канонизации в христианских конфессиях по существу нет, однако в католицизме существуют более четкие требования к этому процесса). Так, около 1170 г.

папа римский Александр III постановил, что право канонизировать святых должно быть исключительной прерогативой пап. В 1588 г. папа Сикст V создал Конгрегацию обрядов, которая стала заниматься вопросами литургии и канонизации. В 1634 г.

Урбан VIII определил строгий порядок проведения канонизаций, в ходе которых святость стали доказывать серьезной документацией в ходе особых процессов. В 1642 г. Урбан VIII ввел разграничение между канонизацией и беатификацией (от лат. beatus — «блаженный», «благословенный»; причисление к лику блаженных). В XVIII в.

четкие канонические требования к этим процедурам установил Бенедикт XIV. Поправки и уточнения вносили Павел VI (1969) и Иоанн Павел II (1983).

Правила процедуры собраны в Кодексе канонического права. Согласно этому документу, причисление к лику святых проводится в два этапа: сначала беатификация, затем собственно канонизация.

Беатификация

  • Беатификацию  инициирует, как правило, епархия, на территории которой похоронен праведник. Она же начинает сбор материалов о его жизни, включающие документы, подтверждающие его святость и исключительные добродетели, его сочинения и информацию о посмертных чудесах, совершившихся по его заступничеству.
  • Как правило, такими чудесами являются случаи необъяснимого с медицинской точки зрения исцеления.

    Для причисления к лику блаженных достаточно установить один такой случай (это условие необязательно при беатификации мученика за веру).

  • Это так называемая формальная процедура. Существует еще эквивалентная беатификация, которая осуществляется, когда культ данного лица уже существует. В этом случае требуются доказательства того, что его почитают не менее ста лет.

  • Для проверки всех сведений создается специальный трибунал, который заслушивает показания как сторонников беатификации, так и противников. Выдвижение доводов против беатификации кандидата позволяет избежать несвоевременных и поспешных решений.
  • Затем собранные документы поступают в Римскую епархию, где их рассматривает уже другая комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди.

    Эта комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или хотя бы логического объяснения. Затем дело рассматривает ватиканская Конгрегация по делам святых (преемник Конгрегации обрядов). Окончательное решение о причислении мученика или праведника к лику блаженных принимает папа, после чего устраивается торжественная месса.

  • Процесс беатификации начинается не ранее, чем через пять лет после кончины подвижника.

    Однако папа своим решением может сократить этот срок или отменить его (как в случае с матерью Терезой и папой Иоанном Павлом II).

  • Почитание блаженных не является обязательным для всей церкви и обычно носит местный характер (в некоторых епархиях или в одной церковной области).

Канонизация

  • Процесс канонизации аналогичен беатификации. Однако для причисления к лику святых необходимо, чтобы церковь констатировала необъяснимые наукой чудеса, совершившиеся уже после беатификации: двух после «формальной» и трех — после «эквивалентной» (однако папа может отойти от этих правил).
  • Процедуру начинает та епархия, где произошло чудо.

    Также, как на и этапе беатификации, учреждается трибунал для сбора документации и организуется медицинская экспертиза, затем документация передается в Конгрегацию по делам святых, и завершается процесс декретом папы о провозглашении нового святого.

    Этот документ вводит официальное почитание святого во всей церкви: его имя включают в литургические календари, ему может быть посвящен праздник и присвоены особые почетные титулы, например покровитель местной церкви или монашеского ордена.

Церемонии

  • В древности торжественные обряды канонизации совпадали с перенесением мощей святого под алтарь какой-либо церкви. Начиная с XIII в. церемонии совершались, как правило, внутри собора Св. Петра.

    В настоящее время они проводятся на площади перед собором, чтобы позволить большому количеству народа принять в них участие. В течение года со дня канонизации в Ватикане должна быть организована торжественная месса в родной епархии святого.

  • Последнее время церемонии канонизации и беатификации часто совершаются во время апостольских поездок пап в том месте, откуда происходит святой.

Статистика

  • Наибольшее количество блаженных и святых было провозглашено Иоанном Павлом II (1978-2005) — 476 святых и 1314 блаженных (его предшественники Иоанн XXIII и Павел VI канонизировали лишь 10 и 80 человек).
  • В понтификат Бенедикта XVI (2005-2013) церемонии канонизации и беатификации проходили значительно реже, чем при Иоанне Павле II, т.к. им были ужесточены критерии отбора кандидатов. Хотя в феврале 2013 г. он принял решение о причислении к лику святых сразу 813 мучеников из итальянского города Отранто (выжившие при осаде и захвате турками города в 1480 г. они приняли мученическую смерть, отказавшись принять ислам).
  • Имена святых и блаженных, почитаемых католической церковью, включены в Римский мартиролог, последнее пересмотренное и исправленное издание которого вышло в 2004 г. В нем содержится около 8 тыс. имен. 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/3586596

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как принять то что не можешь изменить

Закрыть