Что такое промысел божий

Промысел Божий в жизни человека

что такое промысел божий

Вопрос Божьего промысла в жизни человека — это постоянное преткновение среди верующих. Библия говорит, что человек имеет свободную волю и вправе распоряжаться своею судьбой самостоятельно, в том числе и решать, принимать спасение или нет. В то же время все христиане молятся и просят Бога действовать в их жизни. Как соотносятся два этих, казалось бы, несопоставимых положения и что же такое промысел Божий?

Определение понятия

Выражение «Божий промысел» можно сравнить с похожим термином промысел, который означает некое действие, постоянное занятие или добывание чего-либо. «Божий промысел» — это непрестанная работа Всевышнего в мире для осуществления Его Всеблагой и Милосердной воли. То есть это некое действие Творца, которое приводит к исполнению Его воли.

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях

Если это определение соотнести с жизнью получается, что Всевышний предпринимает какие-то шаги в судьбе человека, которые в итоге приводят к исполнению Его воли. Поскольку мы понимаем, что воля Господа есть достижение добра и мира, то и промысел Его приводит к совершению некоего добра. При этом рассматривать промысел можно в контексте одной конкретной жизни или же в рамках всей Вселенной.

Митрополит Филарет трактовал это понятие как постоянное действие всемогущества, мудрости и благости Божией, благодаря которым Господь сохраняет существование и силы своих творений, и направляет их к благим целям. Промысел Его способствует осуществлению всякого добра.

При этом следует отметить, что представление человека о добре и Иеговы различаются. Человек склонен смотреть на материальное, в то время целью действий Отца Небесного является духовная жизнь. Иногда в жизни происходят горькие события, которые в итоге приносят добрый плод в дух и сердце их участников.

Сегодня в философии есть такое понятие, как деизм — оно говорит о полной отстраненности Господа от своего творения и нашей Вселенной. Суть учения заключается в том, что Творец создал мир, но не принимает сегодня участия в его контроле, т.е. Вселенная существует сама по себе и все происходящее в ней результат действия человека, а Бог не делает ничего. Именно из этой теории произошло понятие «судьба» — события, которые происходят сами по себе.

Эта идея распространена на Западе, но не имеет ничего общего с христианством.

Читайте о других течениях:

  • О протестантизме
  • О буддизме
  • О сектанстве

История возникновения выражения

Зародилось данное понятие еще в Древней Греции, которая славилась своими философами. Поскольку ранее не было такой науки, как теология, именно философия рассматривалась богословские вопросы, в том числе и степень вовлеченности Бога в повседневную жизнь каждого, а также вопрос свободы воли самого человека.

Идея провидения была популярна в александрийской философии

Первым философом, употребившим данное выражение, стал Сократ, который долгие годы размышлял и учил о божественном провидении и высшем разуме. После него идею подхватили и распространили стоики — последователи философского учения о судьбе и человеке как ее вершителе.

Идея промысла Божьего неоднократно рассматривалась и обсуждалась впоследствии видными деятелями философии.

  • Филон Александрийский считал, что именно Отец Небесный направляет и работает с судьбами людей.
  • По мнению Плутарха, Иегова не бросил свое творение и продолжает заботиться о нем.
  • В Средние века шли споры о степени вовлеченности Господа в мировые события — вершит ли он судьбы мира и разных народов или действует лишь в жизни каждого человека точечно?

В основе споров о воздействиях Всевышнего на мир всегда лежит вопрос «Почему в мире столько зла, если Господь не отступил?». Человеческий разум всегда думает о том, что, если существует зло, значит, Бог ничего не делает, в противном случае мир был бы наполнен добром. Однако такая позиция полностью противоречит понятию «свободная воля человека», ведь Господу, для установления мирового добра, пришлось бы принуждать человека к совершению определенных действий.

Павел пишет «Сердце человеческое зло во всякое время» и глупо обвинять Бога в творящемся зле, если человек совершает злые дела по собственной воле.

Значение фразы в христианстве

Читая Священное Писание нельзя усомниться в том, что Творец участвует в жизни людей и целых народов. История с еврейским народом отлично иллюстрирует, насколько Господь близок и как Он участвует даже в мелких делах (в Пятикнижие Моисеевом есть место, где Господь учит евреев, как испражняться во время перехода пустыни). Поэтому нельзя сказать, что Всевышний сотворил землю и отошел от нее, наблюдая со стороны.

Евангелист Матфей передает слова Христа людям «Ни один волос не упадет с вашей головы без воли Божией на то», т.е. Бог участвует и проживает нашу жизнь с нами. Так совершается в ней промысел Его.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое покаяние в православии

Человеку не может знать, что на самом деле готовит для него Господь

Если попытаться объяснить промысел Яхве в жизни человека, то получится, что это определенные события и обстоятельства, которые встречают на жизненном пути, но от самого человека не зависят. Например, выигрыш в лотерею, болезнь, случайная встреча с кем-то, авария, поездка в том автобусе, где едет старый друг и пр. Это события, которые происходят, казалось бы, случайно, но имеют определенное влияние на дальнейшую судьбу.

Например, человек серьезно заболевает и, в поисках лечения, приходит в церковь. Он раскаиваться в грехах, искренне принимает Господа как Спасителя. Душа спасена и, независимо от результата лечения, он стал частью Церкви и получил вечную жизнь. Была ли болезнь случайна? Нет, это и был промысел Сущего, целью которого является спасение каждого человека.

Свободная воля человека и промысел Божий

Христианство говорит о том, что Творец настолько возлюбил этот мир, что отдал Своего Сына на смерть за каждого человека (Иоанна 3:16).

Важно! Всемогущий не может желать человеку зла, и Он же дал людям свободу выбора. То есть человек самостоятельно решает, как поступать и выбирать добро или, наоборот, зло.

Эта возможность появилась, как только Адам с Евой вкусили с запретного дерева и познали добро и зло. С тех пор человек волен совершать добрые дела или злые, в этом проявляется его свободная воля.

Кощунствуя и выступая против христианства и Господа в целом, многие люди говорят: «Как можно верить, что есть Творец, когда в мире столько зла». Эти вопросы регулярно звучат после мировых катастроф и трагедий. Однако никто не задается вопросом, почему же человек не препятствует этому злу?

Одну известную в Америке христианку спросили, почему произошла катастрофа в Нью-Йорке с Мировым Торговым центром, и где же был Бог в тот момент. На это она ответила следующее: «А куда вы Его дели? Вы убрали Библию из школ, вы стали поголовно атеистами и начали отрицать существование Бога. Люди перестали молиться и отвергли Бога, а теперь начинают спрашивать, где же Он?».

Человечество вершит много зла — войны, теракты, убийства, насилие, это все творит не Бог. Это последствия свободной воли человека, поэтому не следует винить Творца во всем, что происходит на планете.

Божественный промысел проявляется во всех богоугодных делах

Бог может вмешаться во всё, но не может при этом нарушить и противостоять свободной воле человека. Возможно, стоит задать вопрос по-другому: почему же человек отвергает творца и творит так много зла?

Как увидеть промысел Божий в жизни

Господь наш предвидящий и премудрый, Он знает все в настоящем, прошлом и будущем, однако, Он не может предопределить всю жизнь человека, словно тот просто кукла. Предопределение Божие действует только в рамках свободы, которую Он дал своему творению.

И именно эта свобода предполагает рост в Господе, прогресс в лучшую сторону. Бог знает все возможные решения, которые может выбрать человек и в этом заключается Всеведение. Но при этом Творец не вмешивается и на «давит» на творение, позволяя выбирать свой путь.

В этом проявляется свобода воли.

Важно! Единственное, что Господь силен сделать — это создать определенные препятствия или условия для того, чтобы душа человеческая все же в итоге была спасена.

Наблюдая за своей жизнью, человек может замечать череду событий, которые привели в церковь, помогли примириться с кем-то или стали причиной другого положительного изменения.

Это не всегда нечто хорошее, наоборот, часто это неприятные и болезненные события, поскольку именно они наиболее касаются нашего сердца и заставляют меняться.

Христианин, который ищет непрестанно Господа и старается жить по заповедям может рассказать тысячу случаев, когда что-то незначительное или горестное стало причиной чего-то доброго и прекрасного.

Важно обращать внимание не только на материальное, но и на духовное, стремясь во всем увидеть руку Творца.

Промысл Божий и человеческое призвание

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/promysel-bozhij.html

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Как узнать волю Божию о себе?

что такое промысел божий
Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

А есть ли у тебя план развития твоей семьи?

Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

Дни памяти святых

30 марта – день памяти святого преподобного Алексия, человека Божия

30 марта Святая Церковь совершает  память святого праведного Алексия, человека Божия. Во все времена встречаются люди, к которым народ испытывает особо теплые чувства. Этих людей знают, их жизнь пересказывают, берут с них пример, чаще заказывают молебны, то есть обращаются с просьбами.

На Руси  среди особо чтимых святых, судя по частоте обращающихся к ним с молитвами людей, конечно, святитель Николай Чудотворец. Потому что Никола Угодник – смиренный, доступный, очень быстрый в реакции к человеческой нужде святой. Преподобный старец Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святая блаженная Ксения Петербургская; для многих на Руси стал таким образцом жизни, праведности святой преподобный Алексий, человек Божий.

Жил Алексий в Риме, он был сыном весьма знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдая строгий пост, нося на теле власяницу, постоянно желая посвятить себя иночеству.

Когда родители обвенчали его с благородной девицей, он в самый день брака, оставшись с ней наедине, подал ей золотой перстень, драгоценный пояс и сказал: «Храни это, и Бог будет между мною и тобой».

И потом, удалившись в свою комнату, сложил с себя красивые брачные одежды, взял немного денег и в рубище скрылся из отеческого дома.

После долгих странствий он прибыл в Персию и в городе Эдессе поселился при храме Пресвятой Богородицы. Жил как нищий, питался милостыней и каждое воскресенье приобщался Святых Христовых Таин. Между тем родители Алексия и молодая супруга долго искали его, усердно молили Бога о его возвращении.

Один из служителей храма однажды увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая сказала ему: «Введи в церковь Моего человека Божия, ибо молитва его восходит к небу, и на нем почиет Дух Божий». Служитель недоумевал, о ком идет речь, и тогда Богоматерь, явясь к нему снова, указала  на нищего, сидевшего у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию глубочайшее уважение, но он, удаляясь славы человеческой, возвратился в свою страну.

Занесенный по устроению Промысла Божия в Рим, Алексий стал жить подле родительского дома, скрыв перед родителями, что он их сын. Отец, не узнав его, поскольку прошло уже много лет, почитая его за нищего, подавал ему милостыню, которой Алексий делился с другими.

Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил прощения у своих родителей и спокойно ожидал прихода смерти. Однажды Римский папа Иннокентий, совершая Литургию, услышал слова: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его».

Потом во время Всенощного бдения опять послышался голос: «В доме Евфимиана ищите человека Божия».  Домоправитель не мог указать такого человека, тогда император Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана.

Когда они пришли, служитель, вошедши в комнату, спросил Евфимиана: «Не тот ли нищий, которого ты мне поручил, есть человек Божий? Он всю ночь проводит в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостью?».

Когда они вошли в хижину, где жил святой Алексий, его нашли уже почившим. В руках у него была хартия, то есть рукописный свиток, а лицо сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершего.

Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «Я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже усопшим». Тело умершего вынесли из хижины, а когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына, и многие тогда пролили слезы радости.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попасть к старцу

Одр с телом умершего поставлен был на площади, и все приходили поклониться телу человека Божия, который из любви к Богу презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетой.

В жизни каждого человека есть Промысел Божий, о каждом из нас у Бога свой замысел. И в идеале жизнь человека должна, как в молитве «Отче наш, да будет воля Твоя», проводиться по воле Божией.

А как узнать волю Божию, в чем Промысел Божий? Святой праведный Алексий  выбрал с самой юности. А почему? Да потому что в его личности было сохранено то, что мы называем целомудрием – целостная мудрость, когда внутри человека выстроена правильная иерархия. Мы знаем, что в человеке есть дух, есть тело, есть душа.

Иногда задаю простую задачку: «попробуйте, дорогие студенты, расставить на места: первое, второе, третье – что должно быть в человеке?». К сожалению, не всегда молодежь ориентируется, иногда на первое место ставят душу, иногда сразу же говорят: «дух, душа, тело».

Совершенно правильно, и это состояние именуется целомудрием – когда тело подчинено душе, разуму, воле, чувствам, когда душа подчинена духу, совести, внутреннему нравственному закону, а дух человека сориентирован на поиск Бога.

Тогда эта вертикаль позволяет человеку не прогибаться ни «под изменчивый мир», ни под собственные инстинкты. Но такое состояние, к сожалению, очень редко встречается, в основном это какое-то детское состояние. Господь нам говорит: «Будьте как дети». Почему? Да потому что ребеночек – целостный,  целомудренный,  не лукавит, не хитрит ни с родителями, ни с неприятелями,  ни с воспитателем, ни с друзьями.

Потихонечку он понимает, что есть какие-то законы, играя которыми, можно бабушку с дедушкой в чем-то убедить, у папы с мамой «ручки вывернуть». А к 18-ти годам уже имеет в запасе целый набор разных личин: с друзьями – одна маска, с родителями – другая, в школе или институте – третья, в ночном клубе – четвертая, в храм пришли – ну, там лик святой.

Из храма вышли – масочку в сторону, сигареточку в зубы – и в прежнюю  колею.

И вот интересный вопрос: а в какой из этих ролей я являюсь самим собой, ну хотя бы процентов на семьдесят? Где я – настоящий? Очень важный вопрос! Поэтому задача  каждого человека, приходящего к Богу, разобраться, восстановить  эту целостность, целомудрие.

И вторая категория людей целостных – это монахи, которые через труд, через пот, через кровь преодолевают и поврежденность человеческой природы, и господство плоти над духом, и расслабленность воли, и самоволие, подчиняя свою волю духовнику, настоятелю. Взрослый человек обучается Божественной добродетели – послушанию.

Послушанию не как безрассудному и бестолковому исполнению любых прихотей начальника, а как умению вслушиваться и слышать, что тебе говорит Господь через обстоятельства жизни, через людей и подчиненных, и равных – умению слышать и, самое главное, умению это исполнять. И путь к нахождению воли Божией в своей жизни лежит именно в этом умении вслушиваться.

А слышать человек может ровно настолько, насколько в его душе выстроена иерархия взаимоподчинения.

Дай Бог, чтобы каждый из нас это понимал как задачу и постепенно – через молитву, пост, послушание, через духовные упражнения – пришел к этому состоянию вслушивания, слышания и исполнения воли Божией.

Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51272

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Автокефальная церковь что это

Закрыть