Что такое символ веры

Символ веры — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Си́мвол ве́ры — краткое догматическое изложение основы Христианского вероучения.

Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов главные догматы веры, без доказательств, как предмет восприятия верою.

Первый Символ веры христианской дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных Им ученикам Его пред вознесением на небо: «шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елики заповедах вам; и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века» (Мф. 28, 19-20; Мк. 16, 15 и сл.).

Первые отцы церкви излагали пред своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis, и входила в состав христианской disciplinae arcanae.

Сами отцы церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei, преподана апостолами, которые сами получили ее от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 г., в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Св.

Духа»), у Тертуллиана, Киприана, Фиpмилиана Кесарийского, в канонах церкви коптской.

Руфин (+ 410) нашел так называемый апостольский символ (см.), писанный на латинском языке.

Проф. Чельцов дает следующие заглавия символов веры:

  • апостольская вера иерусалимской церкви,
  • церковная вера кесарие-палестинской церкви,
  • вселенская вера антиохийской церкви,
  • апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских,
  • апостольские догматы александрийской церкви,
  • апостольский символ римской церкви.

О происхождении этих символов от самих апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное тождество всех исчисленных шести символ по содержанию. Известен также Символ Григория Неокесарийского, более краткий по составу, посвященный целиком Пресвятой Троице. Ириней и Тертуллиан, указывая на формы символов веры, говорят о них не как о чем-то новом, а как о предании апостольском (1 Тим. 6, 12; 1 Пет. 3, 21).

Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет «правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений». Он же замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крещающим пресвитером, причем «вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии».

Кирилл Иерусалимский символ Иерусалимской Церкви, сохраненный им в надписях его огласительных поучений, называет «святою и апостольскою верою»; Макарий Иерусалимский, по свидетельству Геласия Кизического, на соборе Никейском тот же иерусалимский символ назвал «апостольскою непреложною верой, которую Церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки».

Иоанн Кассиан, приводя текст символа антиохийского, замечает, что в нем изложена вера всех церквей, так как одна вера для всех.

Александр, епископ Александрийский, называет александрийский символ «апостольскими догматами Церкви», т. е. получившими начало от самих апостолов.

Из всех древних символов веры с особенным вниманием современная наука останавливается на символе апостольском, который Римская Церковь считает во всем его составе произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском символе какому именно апостолу принадлежат.

С точки зрения православной церкви завершительным актом в области символов веры служит никео-цареградский символ, составленный в первой его половине на Никейском соборе (325 г.), во второй — на соборе Константинопольском (381 г.

), где оба символа были соединены воедино.

Признание и громкое чтение этого символа веры при крещении каждого взрослого требуется неотменно; лишь за крещаемых младенцев читает громко символ веры восприемник или, по его желанию, кто-либо из совершающего таинство причта.

Самое название «символ веры» в древности церковью не применялось; в первый раз оно встречается у Амвросия Медиоланского в его послании (XLII) к папе Сирицию. Вообще, обычай называть «исповедания веры» символами — обычай западный, и самое слово «символ» вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название «учения веры». Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали «исповеданиям веры» имени символов, называя их «изложениями веры» или «верою».

Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными иерархами или другими учеными лицами вследствие особых обстоятельств, например по просьбе какой-либо Церкви, уклонившейся некогда от восточно-православного и вселенского единства.

В течение двух тысячелетий существования Христианства в мире каждое христианское общество, каждая секта вырабатывает свои символы веры. Возникла новая наука — символика, изучающая сравнительно символы разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая так называемое полемическое, или обличительное, богословие старого времени.

Литература

  • «Догматическое богословие» преосв. Сильвестра (Киев, 1844), стр. 29.
  • Бердников, «О символических знаках и изображениях на христианских археологических памятниках» («Правосл. собеседник», 1869);
  • Воинов, «Ветхозаветные символы по указанию богосл. книг» («Душепол. чтение», 1863 и 1865);
  • «Значение символов в лютеранстве» («Правосл. собеседник», 1875).

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1190.html

Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение главных ее догматов и истин, составленное и утвержденное I и II Вселенскими соборами. Кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и каждый из них содержит особую истину (догмат) православной веры.

Символ веры в русском переводе с канонического церковно-славянского текста читается (и в необходимых случаях – поется) так:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).

И восшедшего на небеса и сидящего одесную от Отца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого наравне со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

(Верую) и во единую святую, соборно-вселенскую и апостольскую Церковь.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мертвых.

И жизни будущего века. Истинно так».

Символ веры явился плодом соборного творчества. Первая его редакция была составлена в 325 году на I Вселенском соборе в Никее. Редакция эта была довольно краткой: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т. е.

из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле.

Нас ради человеков и нашего рода спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа».

Император Константин Великий

И далее после этого изложения следовал анафематизм, т. е. формула отлучения от Церкви: «А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси, или сущности, или создан, или изменяем – таковых анафематствует кафолическая (соборная) Церковь».

Сами отцы Собора, однако, называли эту редакцию не символом, а оросом (т. е. постановлением), ибо в Символе веры не должно быть места отлучению.

Этот орос Собора и анафематизм были направлены против лжеучения, сформулированного пресвитером Арием, жившем в египетском городе Александрия в начале IV века. Ученый диалектик, красноречивый проповедник, худощавый старик в аскетической одежде, он был кумиром многих своих прихожан.

Арий утверждал, что Бог Сын, хоть и был рожден прежде времени, но все же является созданием Бога Отца – Его творением, хотя и наиболее совершенным. Приверженцы Ария пошли еще дальше.

Из Малой Азии прибыл для агитации некий Астерий, который в своих публичных лекциях доказывал, что «Сын есть один из всяческих», что «Он – творение Отца, что Он произошел по Его воле и сотворен».

Богословские споры вылились на улицы Александрии: язычники, узнав о несогласиях среди христиан, злорадствовали и издевались над ними. Бродила среди ариан и еще одна подспудная мысль – сделать Александрию церковной и государственной столицей вместо Константинополя.

Первый Вселенский собор. Икона. XVII в

Для того, чтобы умирить христианский мир, римский император Константин Великий, основавший этот город на месте бывшего Византия, решил собрать в 325 году в Никее – городе на противоположном берегу Босфора – епископов со всех концов Римской империи, в том числе и из Западной ее части.

Константин Великий еще в 313 году объявил христианство государственной религией и всячески ему покровительствовал, хотя сам принял крещение лишь незадолго до своей кончины.

Созвав первый Собор, Константин приступил к осуществлению идеи Вселенской (Соборной) церкви, воплощенной впоследствии в Символе веры.

Разумеется, на Собор прибыл и Арий со своими сподвижниками. Во время прений он и его собратья говорили очень смело, уверенные в веротерпимости императора, обольщаясь надеждой склонить его на свою сторону.

Правда, один из них, Евсевий Кесарийский, зная, что риторикой не убедишь императора, уже принявшего решение в пользу православных, предложил воспользоваться текстом Символа веры, используемом при крещении – для большинства привычным, приемлемым для всех: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя Творца всех видимых и невидимых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего нужен каравай на свадьбу

И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного, всея твари, прежде всех веков от Отца Рожденного, через которого и произошло все Воплотившегося Веруем во Единого Духа Святого».

Церковь земная и Небесная славословит Творца, показавшего нам свет

Император, выслушав его, заявил свое полное удовлетворение этим текстом, но, как бы между прочим, предложил этот текст дополнить одним словом – «омоусиос» – (Единосущен), т. е. Бог Сын единосущен Отцу, а не является Его творением. Собор принял это добавление, включив его в орос – постановление с анафематствованием.

Оформилось, таким образом, все имперско-государственное и одновременно духовно-вселенское, а в итоге – для всех обязательное решение Церкви. Догмат о единосущности Бога Сына с Богом Отцом для массы христианского населения Востока оказался не вполне понятным. Потребовалось несколько десятилетий для его усвоения. И параллельно с этим развивалась арианская ересь. Именно в ее форме утвердилось христианство среди воинственных готов,[34] специально для которых было переведено Евангелие.

Бороться с этой ересью, которая снова стала утверждаться на Востоке, пришлось святым отцам следующего – II Вселенского собора.

Он состоялся в Константинополе в 381 году под покровительством императора Феодосия Великого, бывшего прежде военачальником в Испании при западном (Римском) императоре Грациане.

Как приверженец Западной церкви, в ту пору православной и не принимавшей арианство, он в 380 году, тотчас после болезни и крещения, издал эдикт, утвердивший православие как единое вероисповедание, имеющее право на существование.

Эдикт был направлен как против язычников и иудеев, так и против ариан, которые фактически управляли Константинополем, бывшем в это время поистине бурлящим котлом.

Святитель Григорий Нисский с иронией изображает умственное возбуждение, в котором пребывали горожане, ожидая новых потрясений в церковной жизни. «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, – писал он, – вдруг стали профессорами богословия.

Другие, кажется, прислуга, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом».

В период этих диспутов император Феодосий в целях успешного исполнения своего эдикта выдвинул из Антиохии святого Григория Богослова, невзрачного внешне, малого ростом, лысоватого человека, назначив его епископом Константинополя. Издан был приказ о передаче православным кафедрального храма Двенадцати Апостолов и храма Святой Софии, захваченных ранее арианами. Волнение при передаче дошло до предела, почти до мятежа.

«Храм, – описывал обстановку святой Григорий, – окружен был воинами, которые в вооружении и в большом числе стояли рядом. Тут же, как морской песок и туча, столпился, непрестанно увеличиваясь, весь народ, с мольбами обращаясь к императору. Везде суета, рыдания, слезы, вопли – точное подобие города, взятого приступом. А я – доблестный воитель и воевода шел среди войск».

Вводил же святого Григория в храм Святой Софии сам император.

Было пасмурное осеннее утро. Но когда вступили в храм, воссияло солнце и дружественный православный народ стал аплодировать и возносить приветствия святому Григорию. А он от волнения потерял голос, и потому другой епископ вместо него должен был начать богослужение.

В этой-то обстановке, смутной и неопределенной, состоялся II Вселенский собор. На Соборе ересь была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. На нем был отредактирован и дополнен Никейский Символ веры.

Постановления, или ороса, II Вселенского собора относительно принятого им Символа веры не сохранилось. Но, во всяком случае, цитаты или выдержки из него встречаются в творениях святых отцов конца IV – начала V века.

А на IV Вселенском соборе в городе Халкидоне (451 год) он уже был принят в качестве привычного нам Символа веры.

Источник: http://oldhat.ru/symbol_1/35.htm

Символ веры. Текст и объяснение

Символ веры — это молитва, в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры.

Историческая Справка

Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

Символ веры, который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г.

по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г.

для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры состоит из 12-ти членов. 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой — о Боге Духе Святом, 9-ый — о Церкви, 10-ый — о крещении, 11-ый и 12-ый — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

По –Церковно –Славянски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

5. И воскресшаго в третий день, по писанием.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века. Аминь

По –Русски

Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Едино–родного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,

И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном со–покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Во что мы верим согласно Символу?

Мы начинаем Символ словом “верую” потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждится не на внешнем опыте, но на принятии нами Бого–откровенной истины.

Ведь предметы и явления духовного мира нельзя проверить лабораторным путем и логически доказать — они входят в сферу личного религиозного опыта человека.

Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта.

Мы верим в то, что Бог есть полнотасовершенства: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. Бог всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.

Мы верим в то, что Бог — един по существуи троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Мы верим в то, что все Лица или Ипостаси Бога равны между Собой по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно — мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, и Сына, и Святого Духа, как единого Бога.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько крыльев у ангелов

Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом. Сначала Бог сотворил невидимый, великий ангельский мир или так называемое в Библии “небо,” потом — наш материальный или физический мир (в Библии — “землю”). Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии “днями.

” Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, дьявол и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми.

Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.

Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти, то есть Он всем управляет и все ведет к благой цели. Бог любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.

Мы верим в то, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, для нашего спасения, сошел с Небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии.

Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество — душу и тело, и поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек.

Он в одном Божеском Лице соединяет два естества, Божеское и человеческое. Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.

Мы верим в то, что Господь Иисус Христос, живя на земле, Своим учением, примером и чудесами просветил мир, то есть научил людей, во что они должны верить и как должны жить, чтобы наследовать жизнь вечную.

Своими молитвами к Отцу, совершенным исполнением воли Его, страданиями и крестной смертью Он победил дьявола, искупил мир от греха и смерти. Своим воскресением из мертвых Он положил начало нашему воскресению.

Вознесшись с плотью на Небо, что произошло на 40-й день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос сел “одесную (по правую сторону) Бога Отца,” то есть принял как Бого–человек одну власть со Своим Отцом и с тех пор вместе с Ним управляет судьбами мира.

Мы верим в то, что Дух Святой, исходя от Бога Отца, от начала мира вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие, жизнь и всем управляет. Он есть источник духовной благодатной жизни как для ангелов, так и для людей, и Духу Святому подобает слава и поклонение наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, потом, в начале Нового Завета, говорил через апостолов, а ныне действует в Христовой Церкви, наставляя в истине ее пастырей и православных христиан.

Мы верим в то, что Иисус Христос для спасения всех верующих в Него создал на земле Церковь, ниспослав на апостолов Духа Святого в день Пятидесятницы. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви, в этом благодатном обществе или союзе верующих христиан, и сохраняет ее в чистоте Христова учения. Кроме того, благодать Духа Святого, пребывающая в Церкви, очищает кающихся от грехов, помогает верующим преуспевать в добрых делах и освящает их.

Мы верим в то, что Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Она едина потому, что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным национальным поместным церквям, но составляют одну семью вместе с ангелами и праведниками на Небе, Единство Церкви зиждится на единстве веры и благодати. Церковь свята потому, что верные чада ее освящаются словом Божиим, молитвою и священными таинствами.

Церковь именуется соборной потому, что предназначена для людей всех времен и всех национальностей; Церковь именуется апостольской потому, что она хранит апостольское учение и апостольскую священническую преемственность, которая с апостольских времен непрерывно до нашего времени передается от епископа к епископу в таинстве рукоположения.

Церковь, по обещанию Господа Спасителя, пребудет неодолимою от врагов ее до конца существования мира.

Мы верим в то, что в таинстве крещения прощаются верующему все грехи и что через это таинство верующий становится членом Церкви. Члену Церкви открыт доступ и к другим спасительным ее таинствам.

Так, в таинстве миропомазания дается верующему благодать Святого Духа; в таинстве покаяния или исповеди прощаются грехи, сделанные в зрелом возрасте после крещения; в таинстве причащения, совершаемом во время Литургии, верующие причащаются истинного тела и крови Христовой; в таинстве бракосочетания устанавливается нерасторжимый союз между мужем и женой; в таинстве священства рукополагаются служители Церкви: дьяконы, священники и епископы; а в таинстве соборования подается исцеление от духовных и физических болезней.

Мы верим в то, что перед концом мира Иисус Христос, сопровождаемый ангелами, опять придет наземлю в славе. Тогда все, по Его слову, воскреснут из мертвых, то есть произойдет чудо, в котором души умерших людей вернутся в их тела, которые они имели до смерти, и все умершие оживут.

При всеобщем воскресении, тела праведников, как воскресших, так и живых, обновятся и станут одухотворенными по образу воскресшего тела Христова. После воскресения, все люди предстанут на суд Божий, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, когда жил в своем теле, доброе или худое.

После суда пойдут нераскаявшиеся грешники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную. Так начнется царство Христово, которому не будет конца.

Заключительным словом “Аминь” мы свидетельствуем о том, что мы всем сердцем принимаем и признаем истинным это исповедание православной веры.

Символ веры читается человеком, принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения таинства крещения. При крещении младенца Символ читается восприемниками. Кроме того, Символ веры поется в церкви за литургией и следует читать его ежедневно во время утренних молитв. Внимательное чтение Символа имеет большое влияние на нашу веру.

Это происходит потому, что Символ веры не есть просто вероисповедная формула, но есть молитва. Говоря с молитвенным настроением слово “верую” и другие слова Символа, мы оживляем и укрепляем нашу веру в Бога и во все те истины, которые содержатся в Символе.

Вот почему так важно православным христианам ежедневно, или по крайне мере регулярно, читать Символ веры.

http://iverski.prihod.ru

Источник: http://www.komiprav.ru/proekty/vodoj-i-duhom/simvol-very-tekst-i-objasnenie

Догматы истинной веры: объяснение Символа веры

Символ веры – краткое, но точное изложение того, во что веруют православные христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение. Знать и понимать его должен каждый верующий, чтобы правильно и осознанно содержать свою веру.

Вместе с тем знакомство с православной догматикой полезно и для любого человека вообще, у которого рано или поздно появляются вопросы о смысле жизни и смерти, о том, кому или чему все существующее обязано своим первоначальным происхождением.

Полный и совершенный ответ на эти вопросы дает христианство в своих догматах.

1-й член: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Символ веры разделен на двенадцать членов и содержит в кратком виде учение Божественного Откровения о Боге в Самом Себе и в Его отношении к внешнему миру – как Творце, Промыслителе, Спасителе и Совершителе судеб мира. Сегодня мы рассмотрим часть 1-го члена Символа веры, в которой говорится о Боге и Его свойствах.

Верую

Символ веры начинается словом «верую», которое относится не только к началу, но и ко всему содержанию Символа. Верую – значит принимаю на веру, считаю содержание Символа истиной, согласной со Свщ. Писанием.

Через веру мы обретаем религиозное знание о том, чего не можем видеть и познать силой собственного разума – о невидимом Боге, об отношении Его к миру и человеку, об ангельском мире, о Будущей жизни и т. п.

«Престанем опираться на слабый разум наш этот хрупкий жезл; приступим с верою к учению Божественного Откровения: вера усваивает человеку познания, вполне превысшие его силы», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Веровать в Бога – значит иметь уверенность в Его бытии и сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого. Ближайшим действием сердечной веры является ее исповедание. Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся правой веры, и притом с такой твердостью, что ничто не может нас заставить отречься от веры в Истинного Бога. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуются во спасение (Рим. 10, 10), – учит ап. Павел.

Неисчислимые блага дает человеку вера, соединяя его с источником всякой жизни и силы – Богом. «Вера есть ключ к сокровищнице Божией», – пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский.

О Боге и Его свойствах

Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде. Свт. Василий Великий

О единстве Божием. Символ веры говорит не просто о вере в Бога, но о вере в единого Бога. Догмат о единстве Божием, один из основных догматов христианства, отвергает ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. Идеей монотеизма (единобожия) преисполнено все библейское повествование.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой святой георгий

Аз есмь Господь Бог твой да не будут тебе бозе инии разве Мене (Исх. 20, 2–3). Это первое свидетельство Бога о Самом Себе и первая заповедь Божия, данная людям в ветхозаветные времена. Никтоже Бог ин (иной), токмо един (1 Кор. 8,4), – свидетельствует и Свщ. Писание Нового Завета. По словам прп.

Иоанна Дамаскина, то, «что Бог один, а не много богов, не подвергается сомнению со стороны верящих Свщ. Писанию».

Сама идея полноты и совершенства Бога не позволяет мыслить о нем иначе как о едином. «Если Бог не один, то нет Бога», – пишет церковный писатель Тертуллиан. Иначе говоря, божество, ограниченное другим существом, теряет свое божественное достоинство.

О непостижимости Существа Божия. Существо Божие непостижимо не только для человека, но и для Ангелов. В Свщ. Писании сказано, что Бог во свете живый неприступнем (1 Тим. 6,16). «Что такое Бог, сего объяснить не можем В отношении к Богу высокое для нас ведение – признаться в своем неведении», – пишет свт. Кирилл Иерусалимский.

Известен рассказ о блж. Августине: он, прогуливаясь по берегу моря с мыслями о Боге, увидел отрока, переливавшего раковиной воду из моря в ямку в песке. Эта картина внушила блж. Августину мысль о несоразмерности между нашим утлым умом и величием Божиим: нашему уму так же невозможно вместить представление о Боге, как вычерпать раковиной море.

«как спасаюсь? – пишет свт. Василий Великий. – Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог ес́ть (А не чт́о Он есть)».

Что мы знаем о Боге. Тем не менее в известной мере мы имеем знание о Боге постольку, поскольку Сам Он открыл его людям. «Бог сообщил нам познание о Себе, насколько мы вместить можем открыл все, что нам знать полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух (Ин. 4, 24) – Вечный (Пс. 89, 3; Откр. 4, 8; Рим. 14, 25); Всеблагий (Бог есть любовь) (Мф. 19, 17; Ин. 4, 16; Пс. 144, 8–9); Всеведущий (1 Ин. 3, 20; Рим.

11, 33); Всеправедный (праведный и правосудный) (Пс. 10, 7; Рим. 2, 6, 11); Всемогущий (Пс. 32, 9; Лк. 1, 37); Вездесущий (Пс. 138, 7–12); Неизменяемый (Иак. 1, 17); Вседовольный (полнота и источник всех благ) (Деян.

17, 25); Всеблаженный (полнота и источник всякого блаженства) (1 Тим. 6, 15). Бог везде, но говорят, что Бог на Небесах или в храме, потому что на Небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах – особое присутствие Его, благодатное и таинственное.

Иисус Христос говорит: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Понятиями о совершенствах Бога, единого по Существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, дарованного нам в Откровении. Христианская истина единства Божия углубляется истиной единства триипостасного.

Тайна Святой Троицы

Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа. Свт. Григорий Богослов

Бог одинаково Еди́ница и Троица. Прп. Максим Исповедник

Слова Символа веры: Верую во единого Бога Отца – нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы: 1) Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная; 2) Ипостаси различаются по личным, или ипостасным, свойствам: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца; 3) три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть

Истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.

Истина троичности Лиц в Боге при единстве Существа прикровенно содержится в Ветхом Завете: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,3). Св.

отцы и учители Церкви утверждают, что здесь выражены как троичность Лиц в Боге через трикратное «Свят, Свят, Свят», так и единство Существа – словами «Господь Саваоф».

И совершенно ясно говорит о Триедином Боге Новый Завет: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28,19). Свт. Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во многие имена, потому что один Бог потому что не два и не три Бога».

Явление Бога в Троице совершилось при Крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само это событие называется также Богоявлением: Сын Божий, вочеловечившись, принял Крещение в водах Иордана; Отец гласом свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, как об этом говорится в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение»

О Боге Отце Символ веры говорит в 1-м члене, о Боге Сыне и Боге Святом Духе – в последующем своем изложении.

Единство трех Ипостасей является тайной, выходящей за пределы человеческого восприятия, никакие сравнения из жизни тварного мира не способны изобразить его. Желая сделать учение о Троице более доступным для понимания, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы: солнце, его свет и тепло; корень, ствол и плод дерева и т. п. Но всегда оговаривались при этом, что эти сравнения условны и далеко не достигают до истины. Мы веруем в тайну Святой Троицы по непреложному свидетельству Слова Божия.

Догмат троичности – основной догмат христианства и основа всего православного богословия. Этот догмат является собственно христианским. Исповедание его отличает христиан от иудеев, магометан и вообще от всех, кто знает только единство Бога, но не знает тайны Триипостасного Божества.

Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни и духовного опыта. «Един Господь – Пресвятая Троица, едина вера – вера в Пресвятую Троицу, едино крещение – Крещение во имя Пресвятой Троицы, и един Бог и Отец всех Ощущать это и жить этим значит быть христианином», – пишет прп. Иустин Попович.

О понятии «Бог»

Указывая свойства Божии, данные Откровением, богословие не дает определения понятия «Бог». Такое определение невозможно по существу, т. к. всякое определение есть указание пределов, а значит, указание на ограниченность, неполноту. У Бога же нет пределов, поэтому не может быть определения понятия Божества. По словам св. отцов, понятия «Бог», «Божество», «Божественный» относительны в применении к

Тому, Кто превосходит всякое понятие, слово и имя.

***

В следующих номерах газеты объяснение 1-го члена Символа веры бу-дет продолжено рассмотрением христианских догматов о Боге как Творце и Промыслителе мира.

Подготовила Людмила Кузнецова

Источник: http://trsobor.ru/dogmaty-istinnoj-very-obyasnenie-sim/

И жизни будущего века. Аминь

В переводе на современный русский язык:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).

И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца;

И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

(Верую) и во единую святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мертвых.

И жизни будущего века. Истинно так.

Верую  — верю, я убежден; единородного  — единственного; прежде всех век  — прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу  — имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша — и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося  — принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася  — сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго  — ожившего; по писанием  — согласно с священным писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго  — вознесшегося; одесную  — по правую сторону Бога Отца; паки  — опять, во второй раз; мертвых  — умерших, которые тогда воскреснут; Его же царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго  — дающего жизнь; спокланяема и сславима  — Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки  — Дух Святой говорил через пророков; Соборную  — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую  — открыто признаю словом и делом; чаю  — ожидаю; И жизни будущаго века  — настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

из книги  протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий»

Источник: http://shelehov.cerkov.ru/azbuka-pravoslaviya/simvol-very/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Кто такая пресвятая богородица

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]