Что такое уныние в православии

Грех лени в православии — Духовная Аптека

что такое уныние в православии

Почему лень в православии отнесли к смертным грехам, назвав такой безобидный, с точки зрения человечества, недостаток пороком? Само по себе нежелание что-то делать, нельзя назвать грехом, но при этом возникают страсти осуждения, что приводит к греху.

В чем грех лени

Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.

Традиционно лень расценивается как порок, поскольку ленивый человек является нахлебником

Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех.

Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).

Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.

Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).

В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26).

С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина.

Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.

Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.

Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.

Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.

Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.

Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования.  В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.

Праздность является главным корнем греха лени

Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:

  • нет желания читать молитвенное правило по утрам;
  • находится тысяча причин пропустить богослужение;
  • дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.

В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.

Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.

К чему может привести физическая и духовная лень

Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.

  • Лень, результатом которой является халатность на производстве, может привести к травме и даже смерти людей.
  • Пренебрежительное отношение к деньгам вызывает кризис, и даже крах предприятия.
  • Ленивый супруг или супруга в семейной жизни часто является основной причиной развода.
  • Уныние, вызванное леностью, способствует развитию депрессии, а это путь к заболеванию не только сердца и сосудов, но и онкологии.
  • Ленивый человек является потребителем, ничего не созидая, он превращается в обузу общества, семьи. Ничего не творя, а потребляя, лентяй претендует на созданное другим человеком, он расхититель, вор.
  • Леность, движимая бесами, приводит к параличу воли личности, поэтому лентяи часто становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Важно! Леность приводит к праздности, к паразитизму. Ленивый человек готов на любые поступки, чтобы сохранить свое состояние, так что лень недаром называют матерью всех пороков.

Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.

Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия

Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить.

 Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться.

И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.

Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.

Как избавиться от лени

Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.

Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.

Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.

Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.

Совет! Для начала следует начать читать молитвенное правило, хотя бы краткое. Пусть это будет несколько минут с утра и вечера. В открытую дверь духовной жизни будет иметь доступ Святой Дух, которому под силу изменить ситуацию.

Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе.

Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.

Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.

Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.

Как преодолеть грех лени? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Источник: https://aptekahram17.ru/vera/greh-leni-v-pravoslavii.html

О бесе полуденном, или «почему бог меня оставил?!»

что такое уныние в православии
Версия для печати

– Приветствую, ты чего такой хмурый?

– Чему радоваться? Болячки достали, дома каждый день проблемы, давление прыгает, везде все дорого. Кому начинаешь рассказывать, то в ответ такого наслушаешься, что и жить не хочется. И вообще, в пропасть катимся.

Знакомый диалог? Для многих не только знаком, но и ежедневно актуален. Увидеть сегодня с утра изначально хмуро-унылое лицо, которое всем недовольно и на вопрос «Что случилось?» отвечает ворохом жалоб и обвинений, проблемы не составит.

Это, к сожалению, объективная реальность, имеющая свойство активно прогрессировать. Прогресс этот и итог свой имеет: он превращается в озлобленность, недружелюбие и поиск виновных.

Дело доходит до обвинений всех и вся, причем крик «Почему Бог меня (нас) оставил?!» уже и в храме Божьем раздается.

Унылые лица, тяжелые вздохи, сетования, раздражительность стали повседневным обиходом

Удивленно смотрят на тебя даже прихожане, когда говоришь, что одним из самых повторяемых Христом слов было: «Радуйтесь!», а евангельский призыв Спасителя, который мы на каждой Литургии поем – «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Матф.5:12), воспринимается лишь как историческая данность того давнего апостольского времени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько существует заповедей сыновей Ноя

Да мы и сами все меньше видим вокруг себя улыбок и радостных взглядов. Унылые лица, тяжелые вздохи, сетования, раздражительность стали повседневным обиходом. Попробуйте дойти до работы, радостно улыбаясь каждому встречному Знакомые удивятся, чужие – у виска покрутят.

И не мудрено, нам ведь с начала этого века князь мира сего и его клевреты упорно вбивают свой «основной принцип» жизни: удовлетворение тела – превыше всего. Для того чтобы об этом не забывали, практически все СМИ, и, прежде всего, телевидение работает только по одному шаблону: красивая, яркая, утверждающая реклама и трагические новости со скорбной аналитикой.

Причина этого – телесная и духовная лень

Прежде, чем оставить в стороне сугубо светский мир и тех, для которых колокольный звон – очередной раздражитель, а храм Божий только лишь место, где преподаются «услуги культа», хочется сказать следующее: трудно оценивать жалобы, тоску, унылые лица и озлобленность на всех и вся, когда видишь, что человек зациклен только на себе.

Как-то несерьезны эти крики и стенания на плохую жизнь, когда количество активно торгующих всем и вся лавок стремительно растет, мусорные кучи от съеденных упаковок продуктов за неделю превышают возможности его уборки, а дорогу, даже в нашем провинциальном городе, перейти практически невозможно из-за обилия личного транспорта. Да и средняя внешняя упитанность свидетельствует, что причина раздраженного уныния и озлобленности внешнего мира одна единственная – телесная и духовная лень.

Смысл жизни любого человека прост – служить Богу и людям

Почему мы не столь давно умели радоваться, смело смотреть в грядущие годы, а сегодня уныние и дитя этого уныния – злоба – столь распространены? Лучше жили, пили, ели, одевались? Отнюдь. Хуже. Но уныния не было, даже в те древние времена, когда апостолы в простых хитонах и босиком по земле ходили. Призрачной оказалась цель того недалекого, ушедшего общества, а новые реалии привнесли лишь принцип «бери, пей, веселись», начисто убрав главное – «трудись!»

Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Скука унынию внука, а лености – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». В этих словах самое главное лекарство от унылых лиц на фоне красочных реклам.

Смысл жизни любого человека прост – служить Богу и людям. Вот и нужно служить. Сейчас же под видом неправильно понятой свободы, что, мол, «прислуживаться тошно», не служат вовсе.

Философ Соловьев хорошо говорил, что народ – это не то, что он задумал о себе во времени, а то, что Бог задумал о нем в вечности. Чтобы победить уныние, нужно отказаться от навязываемых нам безбожным обществом привычек и стереотипов, поставить во главе угла Бога, и ситуация кардинально изменится.

Вспомните древнего счастливого философа Диогена, сидевшего в бочке.

К нему подошел великий Александр Македонский и сказал, что преклоняется перед его умом и здравомыслием и готов выполнить любую его просьбу: «Хочешь прекрасный дворец, богатство, рабов Все, что угодно?» Диоген же только попросил царя: «Александр, отойди, ты заслоняешь мне солнце». Так Диоген язычником был, а мы Христа знаем, но многие ли из нас на предложение «просто так» получить деньги и удовольствие скажут: «Изыди, ты мне Бога заслоняешь!»?

Как же давать что-либо не благодарящему и ничего не делающему?

Чтобы победить уныние, необходимо отказаться от навязываемых нам лукавым привычек и стереотипов. Мы же и в храм Божий большей частью приходим Бога просить. Да, что там просить! По всей Руси великой вопль стоит: «Господи, дай!».

А потрудиться Богу постом, молитвой, трудом, прежде чем просить, не надо? Радуемся ли мы, что Бог и сегодня утром позволил глаза открыть и мир Его с нашими родными и близкими увидеть? Благодарим ли Его за это? Не многие ответят «да» на этот вопрос. Так как же давать что-либо не благодарящему и ничего не делающему?

Можно плакать пред Богом, просить и упрашивать, можно выть и стенать со своими проблемами пред Ним, можно вообще нагло требовать у Бога чуда. Но как же быть с самой высшей молитвой – благодарением?

Спросите у любого священника, какие молебны он чаще всего служит? Вам перечислят молебны о болящих, о путешествующих, об успехах в делах начинаемых и так далее. То есть все просящие и умаляющие с основным глаголом «дай!». А где же «благодарю»? Почему столь редки молебны благодарственные?

Оттого и унываем, что только на себе любимом зациклены.

Увы. Потребительское отношение и к жизни, и к Богу сегодня побеждает

Уныние, в отличие от печали, прежде всего, связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Не зря этот смертный грех святые отцы называют «бесом полуденным», то есть тем состоянием, которое тебя днем одолевает. Днем ведь, по определению Божьему, трудиться надобно, а любовь к труду напрочь отсутствует.

Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида.

Не столь давно поделились со мной вот таким диалогом.

Прихожанин заявляет священнику:

– Лень одолевает. Батюшка, что делать-то?

– Борись с ленью, – отвечает священник.

– Так лень бороться, – уныло констатирует спрашивающий.

Не улыбку вызывает данный софизм, а констатирует четко и определенно, что потребительское отношение и к жизни, и к Богу сегодня побеждает.

Унылость наших лиц и душ – штука нами самими приобретенная и кроме нас, с Божьей помощью, конечно, этого «беса полуденного» никто не изгонит.

И в качестве действенного средства по борьбе с унынием хочу предложить известную молитву, в которой сочетается как просьба, так и благодарность Творцу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году было введено новое летоисчисление

Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь. 

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/o-bese-poludennom-ili-pochemu-bog-menya-ostavil.html

Как бороться с ленью православному

что такое уныние в православии

Вряд ли можно назвать страстным человека, впавшего в уныние. Страсть – это сильное желание, а в состоянии апатии и делать то ничего не хочется. Православные священники предупреждают: уныние и лень- это не только сильная страсть, но и смертный грех, незаметно подтачивающий душевные силы человека.

Лень и вовсе многими не считается грехом: со стороны кажется, что от нее и вреда то нет. Лентяй безобиден, всерьез его не осудят. Но в православии указывают на связь нежелания трудиться и уныния, как тождественных состояний.

Как и почему появляется грех лени?

В нашей культуре принято при жизненных неурядицах испытывать негативные чувства. И правда, чему можно радоваться, когда возникают проблемы в семье или на работе? А когда в дом приходит беда, это совсем неуместно.

Если похоть, гнев, обжорство обществом осуждается, то депрессивный человек ещё и бонусы получает в виде жалости от окружающих.
Если рассмотреть причины появления апатии, можно увидеть взаимосвязь уныния и лени.

В состоянии подавленности у человека пропадает уверенность в своих силах и возникает неверие в Божественный промысел из-за лени. Пропадает мотивация что то менять, тоже из-за лени, наступает ощущение бессмысленности жизни.

Говорят, что трудолюбию учатся три года, а ленивым становятся за три дня. Если долго проводить время в праздности, подтворствовать этой вредной привычке, очень сложно взять себя в руки снова и перестать лениться.

Духовная лень – смертный грех

Отчаяние закрадывается в душу даже глубоко верующим людям. Наступает нежелание читать молитвы, участвовать в церковной жизни, а лень мешает ходить в воскресенье в храм и исповедоваться.

При этом внешне их не назвать ленивыми – люди стремятся заниматься чем угодно, лишь бы не духовными практиками. Такой самообман гораздо страшнее, чем просто нежелание делать физическую работу.

Совет. От лени очень хорошо помогает молитва. Почувствовали лень в каких-то делах? Встали перед иконой и начинайте молиться Александру Римскому и от депрессии Святому Тихону!

Конечно, следует отличать нерадивость от состояния опустошенности, оно может быть вызвано физической усталостью, переизбытком информации и эмоциональным выгоранием. В последнем случае нужно обязательно просить помощи у специалистов, духовных отцов или близких людей.

Последствия душевной хвори

Последствия “безобидных” чувств далеко не невинные:

  • Халатное отношение к труду может стать причиной гибели людей.
  • Беззаботность в финансовых делах приводит к краху предприятия.
  • Нежелание создавать отношения приводит к разводу.
  • Депрессивные состояния – прямой путь к психосоматическим заболеваниям, коих львиная доля от общего числа всех недугов: онкологические и сердечно-сосудистые.

Как обрести силы для жизни?

Чтобы отличить лень от усталости нужно выяснить причины негативного состояния, быть внимательным и честным по отношению к себе. Работе над собой надо учится не только христианам, но и каждому, кто хочет повысить качество жизни и избавиться от лени. Лучшие молитвы от лени – это молитва Александру Римскому и молитва от депрессии Святому Тихону.

И психологи, и отцы православной церкви считают помощь ближнему спасением от лени и депрессивных состояний. Оглянитесь, вокруг столько обездоленных. Бессмысленно жалеть людей, читая сводки новостей.

Может быть, в соседней квартире есть кто-то, кто нуждается в помощи. Даже простое мысленное пожелание счастья и добра ближним может улучшить состояние апатии.

Если нет сил и веры, все равно нужно молиться. Даже небольшая, но постоянная работа над собой, терпение и постоянное принуждение к труду помогут победить страшное искушение ленью, ведущее иногда к непоправимым ошибкам.

(2 5,00 из 5)

Источник: http://proruschurch.ru/kak-borotsya-s-lenyu-pravoslavnomu/

Депрессия или уныние? Духовный антидепрессант

Вместе с грустной порой прощания с летом в жизнь современника неизбежно стучится спутница человека XXI века – депрессия. Кто-то уверяет, что ему просто некогда хандрить, потому что работы не в проворот, другой обязательно встанет в очередь к психиатру и как минимум за таблетками в аптеку. А мы рассмотрим депрессию как явление духовной жизни. И не без медицинского объяснения, конечно. Депрессия или уныние – в чем отличие?

Основными признаками психического расстройства, именуемого депрессией, принято считать пониженное настроение и утрату способности получать удовольствие. 

Унынием преподобный Иоанн Лествичник называет «расслабление души и изнеможение ума» (Лествица 13:2).  Святой также называет один из смертных грехов «оболгателем Бога», говоря об унывающем как человеке, потерявшем веру в Создателя, утратившим надежду на Его промысел и любовь. 

Полный упадок жизненных сил, померкшие краски жизни, потеря смысла, отсутствие позитивных мыслей – в этих симптомах уныние и депрессия идут рядом друг с другом. Однако, медицинское объяснение депрессии, как ни странно, выходит за рамки сугубо духовного понимания и лежит в плоскости физической, а значит, является заболеванием.

Депрессия или уныние?

При депрессии (вернее, ее серьезных клинических формах) пациент может испытывать мыслительную и моторную заторможенность. Больного посещают приступы депрессии, обычно они проявляются в утренние и вечерние часы.

Может нарушаться сон, пробуждение происходит на несколько часов раньше обычного, а в горле пересыхает. Пропадает отличающий человека разумного навык радоваться и испытывать радость от происходящего вокруг.

Может быть, это все-таки уныние? Возможно, и дошедшее до клинических форм, когда без вмешательства специалиста грех поражает плоть.

И в храм, и к врачу

Василий Каледа, врач-психиатр, профессор кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета считает, что симптомы умеренной и тяжелой форм депрессии могут не быть следствием греха:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отличить добро от зла

«Нельзя болезненные симптомы принимать за факторы духовной жизни. Ошибки могут быть фатальны. Классический пример такой ошибки — трагическая смерть Николая Васильевича Гоголя. Гоголь находился в состоянии тяжелой эндогенной депрессии, а его духовник архимандрит Матфей Константиновский призывал его каяться, каяться и еще раз каяться в грехах, тем самым усугубляя его состояние. Все это закончилось тем, что Гоголь практически отказался от приема пищи и умер».

Вместе с тем Василий Каледа отмечает, что если к священнику на исповедь пришел человек с ярко выраженными симптомами депрессии, именно от его слов зависит очень многие. Психиатр настаивает, чтобы в случаях, в которых у человека проявляются и суицидальные мысли, и серьезная внутренняя тяжесть, он должен направить человека к врачу.

Иеромонах Пантелеймон (Шушня) называет депрессию состоянием падения. По мнению священника, болезнь XXI века вызвана внутренним конфликтом человека и разрывом между душой и разумом.

Депрессия означает в первую очередь отсутствие любви. Люди страдают, когда не могут найти вокруг себя приюта в душах других. Мы нуждаемся в подтверждении и со стороны себе подобных, что мы не бесполезны в этом мире. Невозможно избавиться от депрессии без той безусловной любви, которой не нужно ничего взамен, которая тебя не судит и не обвиняет, а принимает и покоит, – убежден священник. 

Депрессивное искусство

Наш мир действительно захлестнула настоящая депрессивная волна. В искусстве это декаданс, открыто пропагандирующий красивое саморазрушение.

Если внимательно присмотреться к картинам так называемого «арт-хауса», современному авторскому, претендующему на интеллектуальность, кино, среди списка фильмов на виду, как правило, трагедии с откровенной примесью грязи, сделанные ярко и эффектно, не по стандартным клише, но отдающие духом безнадежного уныния.

Модерн, сломавший традицию, наметил ментальную тенденцию на вытравливание из сознания человека связи с Богом, постановку творения на место Творца. Это неизбежно отразилось в культуре и ее формах, несущих дух эпохи.

Фактически, современная культура, постмодернистское устройство мира глубоко враждебны человеческой душе. И потому, находясь в недружественном окружении форм и содержаний, человек, лишенный поддержки Бога (по собственному желанию самого человека), испытывает внутренний кризис. Неудовлетворенность жизнью от потери смысла существования (вернее, от начала попыток к его поиску), грехи, превращенные новой моралью в добродетель, подрывают нормальный душевный строй. Человек начинает страдать.

Фотография – автопортрет Эдварда Хонакера, страдающего депрессией.

Дефицит любви

Любовь– это бескорыстная жертвенность, готовность потратить себя ради другого, ввысшем проявлении – ради Бога. И не требовать ничего в замен.

Человек с такойвнутренней установкой, какой бы дикой и неэффективной она не казаласьэгоистичному миру, по-настоящему будет счастлив и самодостаточен. Иправославным христианам, живущим в мире, не следует об этом забывать.

Напланете, испытывающей дефицит любви, верующие люди просто обязаны статьпроводниками и генераторами любви, чистой, честной и бескорыстной.

Источник: https://media.elitsy.ru/novosti/duhovnyj-antidepressant/

Уныние

Уны́ние – временное состояние или укоренившаяся греховная страсть, проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворённости и опустошения (в отличие печали), заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности.

Формы проявления уныния:

1) безучастность к молитве, храмовому богослужению;

2) лень, ослабление духовной ревности; в рамках иночества, монашества — охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;

3) суета, многоделание, развлечения, даже труды на пользу ближних, стремление внешним деланием уйти от внутренней духовной жизни.

Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали (Еф.3:13).

Последствия:

Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго.

В ряде случаев это приводит к длительным запоям.

Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

В рамках религиозной деятельности уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового богослужения оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию помыслов; в более острых формах уныние может перерасти в отчаяние и даже вовсе отвлечь человека от Церкви.

Противоположные унынию добродетели суть радость о Господе, трезвение, надежда и упование на Божественный Промысл.

Методы борьбы:

Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

В качестве психологических средств рекомендуется: не опускать рук; нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе — нравящимся, любимым делом); стараться придерживаться режима дня, распорядка; не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими; не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе); избегать злостных советчиков-тунеядцев и др.

Важнейшим христианским (аскетическим) средством к преодолению уныния является молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»). В Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Кроме того, уныние, как и любой грех, требует покаяния. По возможности нужно стараться ходить в храм, участвовать в общественных молитвах, в Таинствах Церкви, просить молитвенного поминовения у ближних.

Протоиерей Валериан Кречетов:
– Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи.

Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более.

Этого нет еще, зачем же страдать?

Источник: https://azbyka.ru/unynie

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь