Где находится сретенский монастырь

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

где находится сретенский монастырь

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.   Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители.

Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей.

Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству. Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся.

Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях.

Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

 Жизнь семинарии

Современное высшее духовное образование имеет два уровня подготовки: бакалавриат и магистратуру. Не является исключением и Сретенская семинария. На сегодняшний день в духовной школе обучается около 200 воспитанников.

Большинство из них – студенты бакалаврита, которые за 4 года призваны освоить учебную программу, состоящую из множества самых разных дисциплин богословской, церковно-исторической, общегуманитарной направленности, столь необходимых пастырю в его служении. Те учащиеся семинарии, которые почувствовали в себе способности и стремление к научной деятельности, переходят на следующую ступень духовного образования, – в магистратуру.

Подготовка по магистерским программам проходит в семинарии с 2012 года, основными ее направлениями в свое время стали исследования по пастырскому богословию и церковной истории. В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены,  а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность».

Срок обучения по магистерской программе – 2 года. За годы существования Сретенской духовной школы в ее стенах сформировался семинарский хор, который поет на богослужениях в обители, а также участвует в международных концертах и фестивалях. Руководит хором А.В. Амерханов, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Преподаватели

В Сретенской семинарии преподается более 40 дисциплин, среди которых Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история России, история Русской Церкви, общецерковная история и история Поместных Православных Церквей.

Также в рамках учебного процесса преподаются гуманитарные науки: древнерусская, русская и зарубежная литературы, история философии, риторика, психология, стилистика русского языка. Особое внимание уделяется изучению языков. Обязательными являются церковнославянский, латинский, древнегреческий, а также один из современных языков по выбору студентов: английский, немецкий, греческий, арабский, китайский и другие.

Ректор СДС – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря.  Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели Московской духовной академии (профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.К. Светозарский, профессор А.И.

Сидоров), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Н.Н. Трухина, П.В. Кузенков), Литературного института им. А.М. Горького (профессор А.Н. Ужанков), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (профессор Л.И. Маршева).

Преподавателями семинарии являются ученые и специалисты других московских вузов (кандидат богословия священник Михаил Желтов, доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева), а также представители столичного духовенства и насельники Московского Сретенского монастыря.

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Московского Сретенского монастыря. Ежегодно на протяжении последних лет студенты семинарии участвуют в качестве организаторов и экскурсоводов Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Эта выставка – одно из самых массовых и ожидаемых культурных событий России. Основной темой выставки последних лет стала русская история.

Первой  выставкой, посвященной исторической тематике, стала экспозиция «Моя история. Романовы» (2013). Попытка постичь закономерности исторического процесса, обратиться от настоящего через прошлое к давно минувшему была предпринята на выставке, посвященной началу и формированию русской государственности – «Моя история. Рюриковичи» (2014).

Осмыслению недавнего исторического прошлого, новое внимательное и вдумчивое прочтение написанных в ушедшем веке станиц истории посвящена выставка «Моя история. 1914-1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе». Участие в выставках дает студентам семинарии уникальный опыт живого общения, а также ведения дискуссии при столь частом столкновении различных позиций и мнений, обусловленных разным восприятием исторического процесса.

Особое внимание уделяется в семинарии подготовке студентов к просветительскому служению. Так, семинаристы регулярно посещают находящуюся под патронатом Сретенского монастыря школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские занятия в «Первом Московском Образовательном Комплексе» г. Москвы.

Многие семинаристы трудятся в качестве вожатых в Сретенском детском православном лагере «Княжеская Русь». Вот уже много лет студенты Сретенской семинарии во время каникул выезжают в Архангельскую и Вологодскую епархии для реставрации храмов Русского Севера, что дает им возможность непосредственно познакомиться и полюбить жизнь российской провинции.

В процессе обучения студенты приобретают навыки работы в крупнейшем в нашей стране православном издательстве Сретенского монастыря, на сайте «Православие.Ru», имеют возможность участвовать в работе Патриаршего совета по культуре. За время обучения в семинарии все студенты хотя бы раз бывают в паломничестве на Святой Земле, а многие участники студенческого хора – и в Бари у мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

 Особые даты и праздники

Особый праздник для обители и семинарии – день памяти священномученика Илариона (Троицкого) – небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря н. ст. Этот день является окончанием первого семестра. За всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.

Престольный праздник обители – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября н. ст.).

Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы  и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 3 июня н. ст. – для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов.

 

Источник: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/sretenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Сретенский монастырь: история обители и святыни

где находится сретенский монастырь

Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.

История монастыря

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле».

Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь.

Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал

https://www.youtube.com/watch?v=pUUGg9FViyA

Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.

Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое православная вера

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Фотобанк Лори

Святыни обители

  • Точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину;
  • чтимый список Владимирской иконы Божией Матери;
  • мощи сщмч. Илариона (Троицкого), перенесенные из С.-Петербурга в мае 1999 г.
  • В соборе также хранятся частицы мощей прп. Марии Египетской, свт. Николая Чудотворца, свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, прп. Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

Фотобанк Лори

Храмы, часовни, подворья, скиты

Храм в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская»

1397 г.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери построили на месте старинного храма, появившегося там еще в 1397 году в центре монастырского двора.

Храм освятили 24 августа 1679 г. Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г. с юга.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. После того, как было построено основное здание, к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи, а западное крыльцо становится папертью.

Благодаря особому устройству сводов, различные реставрационные работы не сильно повлияли на общий вид храма. Именно в этот храм регулярно совершаются крестные ходы:

  • 26 августа в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г.
  • 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г.

Внутри сохранились редкие образцы поздней стенописи — фрески 1707 г. Эти росписи были сделаны по заказу стольника С. Ф. Грибоедова. Их выполнили мастера костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г.

в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958-1962 гг.».

К сожалению, реставрацию нельзя было назвать полной — купол собора оставили без креста.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный худ. научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Для посетителей вход в собор был закрыт. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим, ныне — вновь монастырский собор.

Теперешний каменный собор поставлен на месте прежнего, освящен великим архиерейским чином 09.04.1995г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Источник: https://www.pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

Московский сретенский монастырь — древо

где находится сретенский монастырь

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее — Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню. На заднем плане — главы Сретенского собора. 1881 год

Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы.

Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в.

называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года — последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий епископ Антонин (Грановский).

Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД.

На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь.

В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.

При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение».

В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит жить духовной жизнью

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас — времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV — XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова».
В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Использованные материалы

[1]  Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

[2]  У Строева — его фамилия Иванов, но правильная — Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556, http://www.pravoslavie.ru/31362.html

[3]  Иоанн (Лудищев), иером., «Сретенский монастырь в 1759–1771 годы», портал Православие.Ru, 22 января 2010, http://www.pravoslavie.ru/33669.html

[4]  Алла И. Осипова, «Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)», портал Православие.Ru, 30 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/67954.html

[5]  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31770.html

[6]  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31793.html

[7]  Осипова А.И., «Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904», портал Православие.Ru, 25 октября 2011, http://www.pravoslavie.ru/49450.html#_ftn8

[8]  Иоанн (Лудищев), иером., «Архимандрит Сергий (Плаксин) — последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты», портал Православие.Ru, 11 ноября 2014, http://www.pravoslavie.ru/sm/75028.htm

[9]  «Назначен и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря», официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 мая 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5206672.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17241.html

Сретенский монастырь – память о гонениях на церковь

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в колокольне
Координаты: 55°45'56.0″N 37°37'49.0″E
Объект культурного наследия России

: 

История обители в XIV-XVII веках

Монастырь на новом месте

Сретенский храм

Обитель в наши дни

Как добраться до монастыря

Сретенский монастырь на карте

 

В самом центре столицы, неподалеку от пересечения Бульварного кольца и Большой Лубянской улицы стоит старинная Сретенская обитель. В ее соборном храме можно увидеть удивительные по красоте настенные росписи начала XVIII века, которые по праву считают одним из шедевров древнерусского искусства.

Общий вид на монастырь

История обители в XIV-XVII веках

Согласно летописям, монастырь основали в 1397 году во время правления старшего сына Дмитрия Донского — великого князя Василия I. Деревянные храмы и кельи построили неподалеку от Китай-города в честь избавления москвичей от нашествия войск безжалостного Тамерлана.

На протяжении столетий обитель играла важную роль в духовной жизни горожан. Монастырь лежал на дороге в Сергиев Посад, поэтому в нем останавливались все, кто шел на богомолье в Лавру.

Ежегодно 26 августа совершали крестный ход, и икону Владимирской Богоматери из кремлевского Успенского собора несли в монастырь. Многолюдное шествие было очень значимым, и в нем принимали участие великие князья, а позже — российские цари. Кроме того, дважды в год через монастырь проходили крестные ходы, посвященные избавлению города от нашествий крымских татар.

Как и в других монастырях Москвы, каменное строительство в обители началось, когда у власти был великий князь Иоанн III Васильевич. В годы его правления две древние церкви — иконы Божией Матери «Владимирская» и Марии Египетской построили из кирпича.

В 1552 году дружина Иоанна IV Грозного с триумфом возвращалась в столицу из Казанского похода. Русский царь сделал остановку в стенах монастыря, участвовал в благодарственном молебне и наградил обитель щедрыми дарами.

Общий вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови

Монастырь отличился и в непростое для страны Смутное время. Когда Москва была захвачена польско-литовскими войсками, в обители размещались русские ополченцы. В начале весны 1611 года Дмитрия Пожарского тяжело ранили в бою. Обессилевшего князя привезли в монастырь, и иноки оказали ему необходимую помощь.

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь. Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход. Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской — одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него — мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Сретенский храм

Красивая старинная церковь стоит в центре монастырского двора. Она появилась в 1679 году по указу русского царя Федора Алексеевича и была построена на месте более древнего храма, существовавшего с конца XIV века. После освящения церковь было решено расширить, и с трех сторон к ней пристроили арочные крыльца. В начале XVIII века западное крыльцо переделали в паперть, а возле южного фасада появился придел, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи.

Несмотря на ремонты и реконструкции, внешний облик старинной постройки изменился незначительно. Сретенский собор представляет один из лучших образцов московско-ярославского храмового зодчества. Он состоит из разделенного на три нефа двухсветного четверика и трех абсид. Несколько лет назад к храму пристроили галерею с небольшой изящной звонницей.

Наружные стены собора оформлены тремя арками, и в просветах между ними можно увидеть большие иконы. Четверик увенчан пятью луковичными куполами. Массивный барабан, поддерживающий центральную главу, световой, а остальные украшены декоративными окнами.

Вид собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения с тыла

Внутри находится тябловый пятиярусный иконостас, изготовленный в 1995 году. Нижняя часть или крипта оформлена белым мрамором и мозаикой. В ней хранится точная копия знаменитой Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед старинными иконами и частицами мощей христианских святых.

Уникальные фрески Сретенского храма были выполнены в 1707 году, в период перехода к барокко. Заказчиком настенных росписей стал стольник Семен Федорович Грибоедов, а расписали храм талантливые изографы, приглашенные из Костромы и Ярославля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему ольга приняла христианство

Обитель в наши дни

Сегодня в действующем монастыре постоянно живет около 40 насельников. Здесь находится крупнейшее в России православное издательство, а монастырский хор выступает на праздничных концертах в разных уголках страны и за рубежом. Церковные службы в обители проходят ежедневно в 6.30 и 18.30.

Монастырь имеет два скита, сельскохозяйственный кооператив и ведет опеку над детским домом города Михайлова. Постепенно в его владение перешли здание школы, гостиница и несколько помещений, расположенных по Рождественскому бульвару.

Совсем недавно в обители был освящен новый храм, посвященный Новомученикам Российским. Его часто называют «храмом на крови» или «храмом примирения» и считают данью памяти всем, кто был репрессирован и погиб в годы активных церковных гонений. К сожалению, для того, чтобы масштабная постройка заняла свое место, пришлось снести несколько исторических зданий монастыря.

Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится в 1,5 км к северо-востоку от Московского Кремля. За 15 минут до нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Цветной бульвар», «Трубная», «Лубянка» или «Кузнецкий мост». До монастыря также можно доехать на автобусах № Н6, М2 и М9. Выходить нужно на остановке «Сретенские Ворота».

достопримечательности

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ МОСКВА →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/947-sretenskij-monastyr-v-moskve

Сретенский монастырь

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.   Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители.

Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей.

Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству. Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся.

Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях.

Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

Храм примирения: собор Новомучеников Российских

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Десятилетие восстановления единства Русской православной церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской.

Русская зарубежная церковь возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в Москве Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, сделавший РПЦЗ самоуправляемой частью Русской церкви.

Освящение собора

Специально на торжества в российскую столицу приехала делегация Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Посетил их и президент России Владимир Путин.

Величественный собор на территории Сретенского монастыря был построен на пожертвования за три с небольшим года, к 100-летней годовщине трагических событий 1917 года. Великое освящение собора и первую в нем Божественную литургию совершил в четверг, в праздник Вознесения Господня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм, рассчитанный на 2 тысячи человек, не смог вместить всех молящихся — сотни человек следили за трансляцией богослужения на большом экране на монастырской площади. В руках люди держали фотографии и портреты священнослужителей и мирян, погибших в результате гонений на Церковь в XX веке.

Всего на данный момент в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру.

После освящения храма патриарх с духовенством — все в белом, праздничном облачении — прошли крестным ходом в древний собор обители в честь Владимирской иконы Божией Матери, откуда перенесли в новый храм мощи небесного покровителя обители и его настоятеля в 1920-е годы, священномученика Илариона (Троицкого). Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где настоятель Сретенского монастыря с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Сама обитель была основана в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а после 1925 года был закрыт и разорен, в сохранившихся зданиях находилась тюрьма для священников и тех, кто не отрекся от веры.

Примирение нации

Тема примирения и сохранения единства российской нации на торжествах была главной — говорилось ли о воссоединении двух частей Русской церкви, или же о новомучениках и исповедниках XX века, в память о которых был выстроен храм. Этот собор, посвященный одновременно и Воскресению Христову, и новомученикам, и олицетворяет собой примирение.

«Мы знаем, как хрупок гражданский мир, мы никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов, и поэтому наша общая обязанность делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», — сказал глава государства по завершении богослужения в Сретенском монастыре.

Ключ, который помогает преодолевать разногласия, — это сознание общности целей, сказал президент. По его словам, главная из которых есть «благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом».

Восстановление единства Русской церкви, десятилетие которого отмечается в эти дни, — яркое подтверждение этого, продолжил Путин.

Путь к возрождению церковной целостности был непростым, за долгие годы разобщенности накопилось слишком много противоречий, однако обе церкви сумели пройти этот путь. отметил глава государства.

«Восстановление единства стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом примирения, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас», — отметил президент России.

С 10-летней годовщиной воссоединения РПЦ и РПЦЗ поздравил паству и патриарх, выразивший надежду, что результаты этого события станут со временем «еще более явственными и значительными для всей Церкви». Предстоятель призвал углублять единство и делать его еще более прочным, тем самым служа «восстановлению благочестия и веры в народе».

Новомученики и РПЦЗ

Многие считают символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день. Такое мнение высказал РИА Новости и управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган.

«Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты, но вижу в этом промысел Божий.

Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских.

И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви», — сказал священник.

То, что произошло в 2007 году, протоиерей Серафим Ган называет не иначе как чудом — чудом восстановления единства: «ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться, люди пришли к единству».

Чтобы сохранить и упрочить это единство внутри Русской церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 26 мая направится в Киев.

Предстоятель РПЦЗ совершит паломничество по святыням и поздравит всех верующих Украинской православной церкви Московского патриархата с 25-летием исторического Харьковского собора — собора «мужественного стояния за святое православие и единство Церкви», как охарактеризовал его нынешний глава УПЦ митрополит Киевский Онуфрий.

«Торжествующий собор»

Решение о строительстве собора было принято в марте 2011 года на заседании Попечительского совета. Высота храма Воскресения Христова — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора, в центре которого находится большой баптистерий — купель для крещения, посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. Именно икону Иоанна Крестителя XIX века передал в дар храму Владимир Путин, подробно ознакомившийся со всеми достопримечательностями обители.

Как сообщили в патриархии, на двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. Здесь также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Советник мэра Москвы и патриарха по вопросам строительства храмов, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин назвал «настоящим подвижничеством» тот факт, что подобное храмовое сооружение в небольшом по площади месте и в уже сложившейся застройке возвели за столь короткие сроки.

Сам наместник Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) назвал новоосвященный собор «очень светлым, радостным, торжествующим».

«Храм назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа, его святых новомучеников и исповедников, — говорит епископ Тихон.

 — Господь исполнил желание нашего сердца Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все — только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит.

Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников».

Источник: https://ria.ru/20170525/1495118336.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь