Гласы церковного пения как выучить

Петь на клиросе

гласы церковного пения как выучить

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе.

Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу.

Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать.

Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло.

Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения.

Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Как научиться петь в церковном хоре, не зная нот

При углублении в историю церковных песнопений, обнаруживается интересный факт. Во времена Средневековья считалось, что церковные песнопения должны не доставлять слушателям чувственное удовольствие, а помогать прихожанам произнести молитву Богу. Поэтому церковное пение до XVII века было одноголосным, ритм – дисгармоничным, похожим на ритм разговорной речи, а полутона запрещали!

Немало воды утекло с тех пор. Встречаются и роскошные хоры с профессиональными вокалистами, и народные, в которых участники учатся петь, так сказать, в процессе. Но некоторые настоятели и регенты (руководители церковного хора) придерживаются мнения, что непрофессиональные хоры для церкви подходят лучше — они не отвлекают прихожан и священника от молитвы красотой исполнения песнопений.

Как попасть в церковный хор без знания нот

В разных храмах требования к начинающим хористам различаются. Не обязательно вас примут в первый же хор, к регенту которого вы обратитесь. Возможные причины отказа:

  • регент набирает хористов только с музыкальным образованием или посещающих пение для начинающих;
  • хор укомплектован, и регент не собирается в ближайшее время менять состав;
  • регент считает голос не подходящим для этого хора по тембру (в таком случае в хор легче попасть мужчинам).

Как видно выше, поступление в церковный хор в первую очередь зависит от руководителя церковного хора. Поэтому имеется вероятность, что вам придётся обойти не один храм в поисках регента, готового обучать начинающих хористов. Если такового не найдётся, спросите, где ближайшая школа церковного пения. Возможно, она расположена как раз в вашем городе.

Как учат петь в церковном хоре

Репетиции церковного хора (спевки) – не индивидуальные занятия по вокалу. У регента не времени обучать певчих нотной грамоте и пению с листа. Задача регента – создать условия для обучения у других, более опытных участников хора.

Наверняка вас сразу поставят рядом с человеком, который уверенно держит мелодию и которого сложно сбить. Поначалу петь в ансамбле вам придётся тихо, а то и про себя, постепенно разучивая песнопения на слух. Позже вы научитесь «вплетать» свой голос в пение соседа. По этому поводу даже есть шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа, но не слышать самого себя. Сосед должен делать так же. Тогда хор зазвучит, как единый организм.

Таким образом, для пения в церковном хоре весомее искренняя вера в Бога и трудолюбие, чем знание нот и поставленный голос.

Вселенная Православия. Кто поет в храме?

Источник: https://thram-m.ru/stati/pet-na-klirose/

Что такое глас в православии?

гласы церковного пения как выучить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не единожды, приходя в Церковь, можно услышать слово «глас», которое является главной составляющей всех богослужений. Но на самом деле в нём скрыт более глубокий смысл, определяющий состояние человека, его выражение и стремление к Богу в слове, музыке, мысли и её выражении с помощью мелодии. О том, что такое глас в православии, далее в статье.

Православное песнопение — гласы

Гласы – это система в музыке, состоящая из 8-ми ладов, которая является основой всех самых давних песнопений Православной Церкви. В более широком смысле так называют определённый набор мелодий, на которые и поются песнопения – так называемый «шаблон» для исполнения.

Попевки каждого не похожи, так как в богослужении используются песнопения разных типов:

  • тропарь;
  • стихира;
  • прокимен.

И для каждого для них установлены разные напевы. Сделано это для того, чтобы пение было правильным как со стороны произношения текста, так и со стороны соответствия музыкального оформления. Поэтому нужно знать не только гласа по счёту, но и его тип.

И всё же музыкальная основа всех вариантов одного и того же гласа в первоначальном виде сохранилась и до сегодня.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Апокалипсис Иоанна Богослова

Восьминедельный гласовый цикл

Восемь гласов символизируют количество недель, образуя таким образом восьминедельный гласовый цикл. Согласно некоторым свидетельствам,такую систему гласов ввёл преподобный Иоанн Дамаскин.

Всего гласов – 8, из них:

  • 4 основных или главных (прямых, или высоких);
  • 4 косвенных (побочных или низких).

Вместе образуют осмогласие – систему гласов, общепринятую для всей православной Церкви.

https://www.youtube.com/watch?v=lkTHyH9ZIN8

В христианстве каждый глас имеет характерную для него тональность, лад и мелодические обороты — попевки.

Существует следующее разделение:

  • четыре основных (атентических) гласа – 1,2,3,4;
  • четыре производных (плагальных) – 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му.

Каждый из произвольных завершает и углубляет содержание соответствующего основного.

Большинство песнопений, которые исполняются на богослужениях на одной неделе, строго подчинено одному из восьми гласов.

Их смена есть поочерёдной и происходит в вечер каждой субботы. Каждый глас, соответственно,исполняется на богослужении всю седмицу включительно воскресной всенощной. Восемь недель образуют гласовый цикл, который повторяется на протяжении года несколько раз.

Счёт гласов начинается, как правило, со второй седмицы после Пасхи. Далее – циклы повторяются. И на каждый день седмицы каждого гласа присутствуют части богослужений, которые можно изменять.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Как правильно заказать молебен

Гласы – достаточно сложные произведения. Они по-своему уникальны и своеобразны. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, как выучить гласы церковных песнопений.

Как выучить гласы

Так, в православии существуют определённые, простые и доступные, рекомендации по их изучению:

  • учить медленно, не спеша;
  • уделять особое внимание качеству изучения;
  • постоянно проверять себя (выступать в роли экзаменатора или режиссёра);
  • не забывать, что повторение – основа любого учения;
  • проделывать распевки (для формирования звука с точки зрения вокала);
  • не начинать разучивать следующий глас, пока не будет идеальным образом выучен предыдущий;
  • начинать осваивать тропарные гласы лишь тогда, когда будет освоено всё стихирное осьмогласие.

Именно это поможет выучить гласы быстрее и качественнее. Ведь в данном случае именно время играет важную роль для изучающего – чем дольше, тем лучше.

О том, что такое гласы в церковном песнопении, можно узнавать бесконечно, ибо в каждом из них кроется огромный и глубокий смысл истинного Слова Божьего, что соединяет человека с Создателем во время исполнения и делает его ближе к заветной жизненной цели – познанию и обретению благодати и вечной жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится храм на крови

Вот к примеру церковное песнопение — гласы 1, 8:

Глас 1

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;

Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;

Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;

Догматик «Всемирную славу»;

Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;

Рождества Христова «Христос раждается, славите»;

Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

Глас 8

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;

Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;

Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;

Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву

пролию ко Господу»).

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-glas-v-pravoslavii/

Осмогласие

гласы церковного пения как выучить

Часто за богослужением перед пением стихир, прокимнов или других песнопений можно услышать слова «глас осьмый» или «глас третий». Внимательный человек даже отметит, что порой одни и те же песнопения в разное время поются на разные гласы. Что же такое гласы и какова их роль в церковном пении? Об этом читателям нашей газеты рассказывает регент левого хора Свято-Троицкого собора Светлана Пьянкова.

Осмогласие – это восемь церковных гласов, лежащие в основе богослужебной певческой системы. Как система богослужебного пения оно складывалось на протяжении первых веков христианства. Наиболее ранние упоминания о принципе осмогласия относятся к 4 в. В конце 7 в. осмогласное пение активно практиковалось на Востоке, но не являлось еще обязательным для всех Церквей.

Значительная роль в утверждении принципа осмогласия принадлежит прп. Иоанну Дамаскину. Именно он превратил осмогласие в стройную и совершенную систему, последовательно изложив ее в книге Октоих.

Однако не следует считать создание Октоиха плодом личного, индивидуального творчества. Ведь в него вошли не только тексты и напевы к ним, принадлежавшие прп.

Иоанну Дамаскину, но и все существующие к тому времени богослужебные песнопения, которые были сведены трудами преподобного в единую систему и послужили образцами для позднейших песнотворцев.

Возникает вопрос – почему певческих гласов именно восемь? Несомненно, это число имеет особый сакральный смысл. Идея восьмеричности присутствовала еще в Ветхом Завете. Восьмой день от начала мироздания понимался как первый день земной седмицы и одновременно как образ будущего века, символ вечной жизни. Соответственно, число восемь служило символом полноты и совершенства, касалось тайны Божественного домостроительства.

Октоих – богослужебная книга, в которой систематизированы богослужебные тексты разного рода молитвословий (стихир, тропарей, ирмосов), подчиненных последованию восьми певческих гласов.

В настоящее время, помимо творений Иоанна Дамаскина (ему принадлежали, очевидно, только неполные службы на воскресные дни), в Октоих входят тексты песнопений и других песнотворцев – стихиры, составленные Анатолием, монахом Студийского монастыря, антифоны прп.

Феодора Студита, стихиры Павла Амморейского, евангельские стихиры императора Льва Премудрого и др.

Возможно, поэтому в ранней христианской Церкви празднование Пасхи продолжалось восемь дней, и в каждый день было принято исполнять песнопения на особый напев, или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель, от первого дня Пасхи до первой недели по Пятидесятнице, составляющих праздничный период года.

Позднее весь восьминедельный цикл стали повторять в течение всего года до новой Пасхи. И это не было простой формальностью или случайностью, напротив, оказалось продиктованным учением Церкви. Ведь любое событие церковного календаря, будь то великий праздник или день памяти отдельного святого, как бы пропитано светлой пасхальной радостью.

Осмогласие словно призвано было возвещать эту радость, освещать ею весь годовой круг песнопений, подчиняя священному ритму и жизнь христианина.

Слово и мелодия

Примечательная особенность раннего христианского гимнотворчества состоит в том, что творцы богослужебных текстов являлись одновременно и авторами их мелодий. Вообще процесс сочинения мелодии не был каким-то самостоятельным творчеством, мелодии не прилагались к уже готовому тексту, а как бы прорастали из самого молитвенного слова.

В связи с чем невозможно было распеть один текст на разные мелодии. Каждая мелодия служила как бы продолжением текста, наиболее точно выражала смысл слова. Видимо, с этим связано строгое предписание в богослужебном Уставе исполнять каждое песнопение определенным гласом.

Как отмечает протоиерей Борис Николаев, каждый глас отражал особое духовное содержание, имел свою «мелодическую философию». Интересен тот факт, что в византийском богослужебном пении, в отличие от русской традиции, до настоящего времени нет неосмогласных песнопений.

Песнопения всех последований богослужения (включая и Херувимские, и ектении) поются на гласы, в соответствии с указаниями в церковном Уставе и богослужебных книгах.

Тексты песнопений Октоиха сопровождались специальными певческими знаками – невмами, причем невменная нотация прилагалась только к первым стихирам, тропарям, а также к ирмосам канонов. По этим образцам пелись и последующие стихиры, тропари и тропари канонов. Нотированные песнопения назывались самогласнами и самоподобнами, последние служили образцами подобнов того же гласа.

Особенность невменной нотации заключалась в фиксации не отдельных звуков, их высоты и продолжительности, как в современной линейной нотной системе, а звуковысотных отношений или интонационных шагов – тонем. Отсутствие точного указания физических параметров звука в старовизантийской, а позднее и в русской знаменной нотации свидетельствовало о неземной природе богослужебного пения, чуждости его атрибутам вещественного мира.

Естественно, полноценное существование данной системы было возможным при наличии устной традиции, вне которой невменная запись не может быть окончательно расшифрована.

Строение гласа

Что представлял собой отдельно взятый глас? Некоторые исследователи, проводя аналогии с античной теорией музыки, считают глас чем-то схожим с определенным ладом или звукорядом. В настоящее время это мнение опровергнуто. Богослужебное – гласовое – пение имеет строение, принципиально отличное от всех форм дохристианского мелоса.

Каждый глас состоит из определенного количества мелодических оборотов, в русской певческой практике они получили название попевок (количество попевок в гласе достигало ста). Попевочное построение мелодий порождает так называемую «центонную», или лоскутную, форму.

Особенность ее заключается в бесконечном многообразии мелодий внутри одного гласа, благодаря возможности различных комбинаций мелодических формул. Конкретный набор попевок определял мелодическое лицо каждого гласа и способствовал различению гласов.

Однако попевочный материал служил одновременно и объединяющим началом – некоторые попевки присутствовали в разных гласах. Так, сквозь индивидуальные черты отдельного гласа просвечивала вся система осмогласия.

Византийская певческая система во всем разнообразии ее певческих форм и типов чтения была воспринята и творчески переосмыслена на Руси, соответственно, была глубоко усвоена и система осмогласия. Если на Западе уже к началу 11в. проявляется тенденция ухода от чистых форм богослужебного пения, прорастает стремление «обновить» или обогатить их достижениями светской музыки, то на Руси в 15 в. знаменный распев достигает своего расцвета, складывается в единую мелодическую систему.

К этому времени окончательно формируются принципы крюкового письма, систематизируются попевочные структуры, устанавливаются мелодические формы конкретных песнопений.

Тенденцию размывания богослужебного пения музыкой современный исследователь музыкального языка Владимир Мартынов считает неизбежным следствием нестроений в духовной жизни, обмирщения человека и его жизненного пространства.

Если одноголосие, или монодия, вызывало ощущение бестелесности и ассоциировалось с ангельским пением, то появление многоголосия было связанно с вторжением в духовную жизнь материального мира – вызывало пространственные и телесные ассоциации.

Источник: http://trsobor.ru/osmoglasie/

Картинки с клироса

Ощущение того, что службу можно творить, рождается с первых нот, с первого взгляда на регента и священника. Потом оно с трепетом поселяется в душе. Говорят, на всю жизнь. Еще говорят – чтобы творить службу, порой достаточно горячей веры, любви, прилежания и постоянства. Вот несколько зарисовок, отвечающих на вопрос: «Почему?».

Народное славословие

Когда Литургия заканчивается, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Покровска наступает время объятий. Прихожане бегут к хору и его регенту Наталье – поблагодарить и немножко поплакать. От радости, конечно. От того, что Богу можно приносить и молитву сокровенную, и молитву реальную во времени и пространстве. Всем вместе.

– Когда человек поет, он молится. Да и как не петь, когда Господь дал такую возможность? – рассказывает настоятель протоиерей Роман Коздринь. Батюшка служит уже тридцать лет. На Украине, откуда он родом, традиция народного храмового пения очень развита и крепка, и своих прихожан он видит исключительно поющими. Наверное, это Промысл Божий. Потому что такими их изначально видели и прежний настоятель протоиерей Владимир Серов, и регент.

Наталья Горностаева не раздумывала над благословением – учить петь прихожан, пока собирается настоящий хор. Она поехала в только что открывшийся храм, чтобы поделиться самым прекрасным знанием. У нее нет музыкального образования, зато есть слух, регентское чутье, любовь к людям и личный бесценный опыт. Его она готова отдавать даром. Чтобы общее дело жило. Чтобы родной храм наполнялся народным славословием.

– Мне с народом легко, – говорит Наталья. Год за годом, службу за службой регент берет одни и те же песнопения, иногда по просьбе батюшки учит новенькое. Ложащееся на слух, западающее в душу. И за двенадцать лет ни капли усталости и скуки от внешнего однообразия. Только одобрение настоятеля и ревностное послушание самих певчих-прихожан.

Каждый воскресный день храм для них – это место молитвы и учебы. Наталья поворачивается к народу и взмахом руки просит присоединиться к хору. Ответ не заставляет себя ждать. И с каждым разом он звучит все увереннее, чище. Верующие подхватывают первый голос, и Литургия начинается. А какая – обычная, праздничная или архиерейская – не важно.

Важно, что они могут полностью спеть любую. Удобный, мелодичный, молитвенный репертуар, заботливо подобранный отцом Романом и Натальей, выучен не умом, а сердцем. Оттого так напевно и приятно льются ектении, антифоны, «Херувимская», «Милость мира» и много-много других любимых песнопений.

Оттого так радостно и легко в этом маленьком храме молиться и служить – и настоятелю, и Архипастырю.

Летняя служба

Свежий волжский ветер гуляет по пустынной набережной «Гардарики» – православного детского лагеря Покровской епархии. Тишину нарушает далекий звонкий напев. В нескольких метрах отсюда стоит вместительная палатка. На деле – походный, самый настоящий храм. И в нем совершается самая настоящая Литургия. Детская и потому такая простая и теплая.

Матушка Марина Шевченко плавно ведет основной голос, поддерживая поющих мальчишек и девчонок. Она считает себя самым счастливым человеком, потому что вокруг нее за раз собирается больше сотни детей – и все они молятся, поют Богу. В течение многих лет в летние месяцы регент хора Свято-Никольского храма без раздумий оставляет Дьяковку и едет в «Гардарику» – к своим детям.

Такое у нее послушание.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли в Сухоядение пить кофе

– Сначала было трудно. Большинство ребят петь не умели, а если и пели, то не чисто. Хорошо, что мне помогала дочка, Лиза. Так мы и работали, – вспоминает матушка. И работа была оценена. Со временем Господь послал на выручку детей, которые знакомы с церковным пением, знают гласы, слушают друг друга и слушаются матушку.

А она старательно проводит ежедневные спевки – разучивает партии знакомых и любимых произведений, рассказывает о богослужении, о том, что церковное пение должно быть не только молитвенным, но и красивым, что оно воспитывает душевно и духовно, помогает преодолевать трудности и идти к Богу. Это самое важное, что матушка Марина хочет донести до своих воспитанников.

И на это у нее есть чуть меньше месяца.

Дни в «Гардарике» летят. Крепкий хоровой коллектив формируется только к концу смены, к моменту, когда уже пора собираться вокруг прощального костра. Но даже этот короткий временной отрезок ценен.

Пусть за три недели невозможно научить петь, пусть не все обладают выдающимися данными, пусть в палатке жуткая акустика и звук уходит в песок.

Зато всенощное бдение и Литургия здесь проходят спокойно и мягко, здесь у нее свой маленький хор и большая группа поддержки, здесь есть хорошее пение и много любви. Сюда определенно стоит возвращаться.

Семейное дело

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Озинках как будто дотягивается до небес. Величественно и с размахом. Внутри у него – целый мир, в котором есть место и занятие каждому. По душе и по силам. И как-то так получается, что для многих это пение. Самый естественный способ послужить Богу.

Регент Юлия Васильевна Пономарева делает его еще и доступным для прихожан всех возрастов. Раз в неделю она встречается со своими ученицами – их около тридцати – и погружается в работу. Скрупулезную, тончайшую. По благословению настоятеля протоиерея Стахия Жулина она берет на занятия и на клирос одни и те же песнопения, легкие монастырские и обиходные распевы.

И это значит только одно: служба здесь – действительно общее дело. Поет не только хор, поет весь храм.

Собираясь на спевку, Юлия Васильевна думает о том, сколько нужно всего успеть – разобрать богослужебные тексты, показать интересный обучающий фильм Всего-то – сделать все, что может приблизить к пониманию того, что есть церковное пение и Кому оно посвящено.

После оперного театра и больших хоров крупных саратовских храмов переключиться на любительский уровень сложно. У высокой цели сделать церковное пение народным достоянием есть обратная сторона – техническая.

Правильное звукоизвлечение, интонация, координация между слухом и голосом – это не пустые слова. Это основа основ. Без попадания в ноты пения не будет Но на то Юлия Васильевна и профессионал, христианка.

Укрепленная верой и добрым отношением к ближним, она добилась того, что верующие выучили песнопения Литургии и Пасхи и осилили двухголосие. Так-то.

– Нельзя отталкивать людей, которые хотят послужить Богу, научиться клиросному пению. Если не будет любителей, на многих приходах не будет хоров вообще, – размышляет регент. Для нее самое ценное – это вера прихожан, упорство и желание славить Бога единым сердцем и едиными устами. А самое удивительное – незамедлительное благословение свыше. На глазах, хоть и не сразу, люди без хорошего слуха и голоса начинают петь.

Тонкие, полетные девичьи голоса заполняют храмовое пространство. Юлия Васильевна окружена самым дорогим, что у нее есть, – своей семьей. Своими постоянными певчими. За ее рукой точно выводят мелодию дочь Людмила, педагог музыкальной школы, и внучки Ксения, Екатерина, Александра, Елизавета. И еще три опытные любительницы.

Регент такого не говорит, но почему-то кажется, что этот хор – ее главное детище. Созданное не учебным планом, а личным примером веры и любви. Самой жизнью. Просто ее девочки захотели скромно встать рядом со старшими, научиться слушать и осторожно подпевать, не нарушая стройности молитвы.

Захотели стать частью одного целого и прекрасного – церковного хора и приходской семьи.

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/29375

Хор, как душа храма: о церковно-приходском хоре и его певчих

Церковное пение —  красивое и сложное искусство. Cтрогая дисциплина регента, четкая артикуляция, умение читать музыкальные тексты, предельное внимание к партнерской и своей ым партиям — это еще не все. Певчие стараются избежать привыкания к службе, ведь рутина обыденности может ослабить благоговение к святыне, что недопустимо для верующего человека.  

Наша жизнь полна проблем и трудностей, православная вера дает необходимые душевные силы, надежду, помогает нам укрепиться внутренне, и церковный хор вносит свой неоценимо важный  вклад в эту миссию. 

Хор храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге

Более двенадцати лет хор прихода святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбургедержится на высоте профессионализма и вдохновения.  У истоков этого начинания стояли отец Сергий, отец Константин и Елена Ериш, матушки Наталья и Неонила, Петр-Франсуа-Ниссе, Русудан Майсурадзе, Александр Плеханов, Елена Шталь, Татьяна Кляйн. Мы поговорили с некоторыми из них о том, как начиналась история приходского хора

Меццо-сопрано Татьяна Кляйн

Татьяна Кляйн

Татьяна Кляйн поет в основном составе хора со времени прихода на Stiftstrasse, в последние годы —  вместе с дочерью Ириной. Родом из Волгограда, Татьяна окончила там музыкально-педагогическое училище и педагогический университет, и с ранней юности мечтала петь в Православной Церкви.

Она обладает красивым голосом меццо-сопрано, (такой глубокий, низкий тембр музыканты в шутку называют: «женский бас»).

Основная работа Татьяны — хормейстер в добровольном обществе «Смайл» в Нойвидентале, но каждую воскресную службу она на своем «боевом посту» — в большом хоре храма на Мессехален.

—  Все достижения и успехи нашего церковного хора, по моему мнению —  заслуга любимого регента Елены Шталь,  —  уверяет Татьяна, —  меня восхищают ее терпение, смирение, выдержка, такт, любовь, внимание к каждому участнику службы.

Православное хоровое пение для певчих далеко не хобби, как принято в Западной Европе, для нас это — образ жизни и веры.

Мне думается, главное, что дает нам силы продолжать непростую певческую деятельность —  это именно глубокая вера, а только потом уже любовь к музыке, хоровому искусству и огромное чувство ответственности.

„Jeder Anfang ist schwer“  — „каждое начало трудно“, говорится в немецкой пословице.

Время становления нашего прихода и приходского хора было нелегким, не хватало певчих, книг, текстов, нот для богослужения. Хору требовался постоянный регент и, к счастью, такой человек нашелся, когда в храм пришла Елена Шталь — обладательница сопрано, высокого, если можно так выразиться, «ангельского» тембра голоса. Каждому, кто посещал воскресные службы, этот голос, ведущий основную мелодическую тему, хорошо знаком.

Регент Елена Шталь

Елена Шталь

Елена Шталь родилась в Харькове, окончила Харьковскую государственную консерваторию, и к моменту приезда в Гамбург уже имела солидный опыт хоровой и преподавательской работы на Родине.

Более десяти лет она руководила двумя немецкими хорами в пригороде Гамбурга.

В 2004 году, для того, чтобы иметь возможность постоянно присутствовать на воскресных богослужениях нового православного прихода, Елене пришлось отказать в руководстве этим  двум хорам, и выбрать третий  —   с приемлемым графиком работы.

Источник: https://www.hamburg-hram.de/letopis/xor-kak-dusha-xrama-o-cerkovno-prixodskom-xore-i-ego-pevchix/13290.html

Тропарь

Что такое тропарь и кондак? Кому или чему посвящены тропари? История и значение церковной гимнографии в материале Правмира.

Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения.

Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак.

Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?

Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии.

На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос.

И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.

Тропарь Великого Пятка

Тропарь: значение

Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.

У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.

Пример: Тропарь Рождества, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.

возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.

Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.

Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Новодевичий монастырь где находится

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение.

Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век.

Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви.  Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе.

Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову.

Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих.

Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом».  В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».

«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

7 января 2018 года — Рождество Христово19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне15 февраля 2018 года — Сретение Господне1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы8 апреля 2018 года — Пасха.

Светлое Воскресение Христово17 мая 2018 года — Вознесение Господне27 мая 2018 года —  Пятидесятница7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи19 августа 2018 года — Преображение Господне28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня

4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.

Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.

Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

о тропаре:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Источник: https://www.pravmir.ru/tropar/

О том, как быстро научиться петь гласовые песнопения и что это даёт

Доброго времени суток, мои дорогие друзья.

О том, чтобы научиться петь быстро, мечтает, наверное, каждый второй. Но не все понимают, что спешка здесь абсолютно ни к чему. Более того, быстрое разучивание песнопений может только навредить. И я сейчас объясню почему.

Все мы (и я в своё время не была исключением) хотим быстро научиться петь на клиросе. Выучить побыстрее гласы и вперёд, на службу. И как правило, спеша, мы не выучиваем достаточно хорошо. К чему это в итоге приводит?

А приводит это к тому, что не доучив или кое как выучив любое песнопение, мы запоминаем его абы как. И потом это неправильно заученное пение гораздо труднее переучить на правильное, чем выучить что — либо заново. И получается, что снова создаём себе двойную работу.

Поспешишь — людей насмешишь!

А это совсем ни к чему. Поэтому, родные мои, я призываю вас к тому, чтобы вы не торопились в своём обучении гласовому пению. В письмах своей рассылки по церковному пению, я в короткий временной промежуток объясняю алгоритм разучивания Осьмогласия на примере второго стихирного и тропарного гласов, но вы все идёте в разных темпах.

И это хорошо, так как все мы разные, уровень музыкальной грамотности у всех разный и способности музыкальные тоже разнятся. И кто то выучит тот или иной глас за час, а кому то и по два часа на протяжении недели будет мало.

Даёшь качество?!

Нечто подобное я уже писала, но повторюсь. Пожалуйста, обращайте внимание на качество. И тогда увеличится количество освоенного вами церковно — певческого материала. В НПДУ, где я преподавала у студентов регентского отделения церковное пение, на разучивание восьми стихирных гласов давался полный учебный год.

Конечно, у студентов были и другие предметы и послушания, но в течении года освоить и выучить Осьмогласие было реально. То есть, занимаясь в группе на уроке и индивидуально самоподготовкой, посещая регулярно седмичные богослужения и осваивая гласовые песнопения на практике богослужений; студенты постепенно, шаг за шагом осваивали все стихирные гласы.

Сам себе режиссёр, то есть экзаменатор

Были и те, кто осваивал гласы быстрее, но они всё равно шли в ногу со всем курсом. Здесь на блоге немного другая у всех у вас ситуация. Нет строгого жёсткого контроля по срокам выучивания, нет экзаменов, вы предоставлены в обучении самим себе.

Конечно, я консультирую всех желающих, исправляя или корректируя ваше освоение стихирных или тропарных гласов. Но вы и сами должны понимать, что пение на клиросе — это тщательный и кропотливый труд и относиться небрежно к этому совсем не годится.

А ведь хочется так быстро научиться петь! -скажете вы. Учитесь, разве я против? Но не забывайте возвращаться и повторять все гласы, выученные вами ранее. Ведь если вы поёте на богослужении только в выходные и на большие двунадесятые праздники, то гласы забудутся за неделю.

Повторение — мать учения!

Даже если (как вам кажется) они достаточно хорошо вами выучены. Быстро научиться петь стихирные, тропарные или ещё какие гласы можно следующим образом:

Вы берёте определённый глас (выбор всегда за вами, хотя я рекомендую самое первое обучение гласовому пению начинать именно со второго стихирного гласа). Почему именно с него?

Он легче воспринимается начинающими певчими, нежели все остальные из стихирных гласов. Шестой стихирный несколько перекликается со вторым (оба минорные), но у него сложный запев и чередование трёх мелодических строк, одна из которых меняется в зависимости от того, в начале она или в окончании.

Кстати, о чередовании строк я, пожалуй, напишу в следующем своём посте, так как многие из вас просили меня об этом. Сначала хотела страничку отдельную сделать по этим самым чередующимся строчкам, а теперь думаю статьи одной хватит.

Я отвлеклась. Вы берёте определённый глас (стихирный или тропарный — не важно) и учите его столько времени, сколько вам, именно вам и лично вам потребуется на выучивание этого самого гласа.

Запомните это важно!

НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К РАЗУЧИВАНИЮ СЛЕДУЮЩЕГО ГЛАСОВОГО НАПЕВА ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ВЫУЧИТЕ ПРЕДЫДУЩИЙ!

НЕ ОСВАИВАЙТЕ ТРОПАРНЫЕ ГЛАСЫ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ОСВОИТЕ ВСЁ СТИХИРНОЕ ОСЬМОГЛАСИЕ!!!

Именно этот момент поможет вам быстрее, именно быстрее и лучше выучить гласы и быстро начать петь на клиросе. То есть, чем тщательнее и дольше вы учите, тем быстрее выучиваете.

Источник: http://anfir70.ru/cherkovnoe-penie/o-tom-kak-bystro-nauchitsya-pet-glasovye-pesnopeniya-i-chto-eto-dayot/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как появились языки на земле

Закрыть