Что такое тропарь в православии

Тропарь

Что такое тропарь и кондак? Кому или чему посвящены тропари? История и значение церковной гимнографии в материале Правмира.

Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения.

Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак.

Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?

Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии.

На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос.

И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.

Тропарь Великого Пятка

Тропарь: значение

Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.

У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.

Пример: Тропарь Рождества, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.

возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.

Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.

Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение.

Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век.

Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви.  Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе.

Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову.

Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих.

Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом».  В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».

«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

7 января 2018 года — Рождество Христово19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне15 февраля 2018 года — Сретение Господне1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы8 апреля 2018 года — Пасха.

Светлое Воскресение Христово17 мая 2018 года — Вознесение Господне27 мая 2018 года —  Пятидесятница7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи19 августа 2018 года — Преображение Господне28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня

4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.

Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.

Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

о тропаре:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Источник: https://www.pravmir.ru/tropar/

Тропари и кондаки из Триоди цветной

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся! / И Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.

Тропарь, глас 7:

Запеча́тану гро́бу, / Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, / и две́рем заключе́нным, / ученико́м предста́л еси́, / всех Воскресе́ние, / дух пра́вый те́ми обновля́я нам, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Тропари, глас 2:

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Слава: Благообра́зный Ио́сиф, / с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, / плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, / во гро́бе но́ве, покры́в, положи́, / но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, / подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: / ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, / Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. / Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, / подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2:

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, / плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ / Воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, / апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: / Спас воскре́се от гро́ба.

Тропарь воскресный, глас 3:

Да веселятся Небесная, / да радуются земная; / яко сотвори державу / мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, /первенец мертвых бысть; / из чрева адоваизбави нас, / и подаде мирови велиюмилость.

Кондак, глас 3:

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих / и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену, / воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством, / я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле, / да зову́ Ти спаса́емь: / Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

Тропарь, глас 8:

Преполови́вшуся пра́зднику, / жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, / я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: / жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. / Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 4.
Подобен: Вознесы́йся:

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, / всех Тво́рче и Влады́ко, / к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: / прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. / Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: / щедро́ты Твоя́ да́руй нам, / Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Тропарь воскресный, глас 4:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся смерть, / воскре́се Христо́с Бог, / да́руяй мiрови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8.
Подобен: Я́ко нача́тки:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, / ви́де Тя прему́дрости во́ду, / е́юже напои́вшися оби́льно, / Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Тропарь воскресный, глас 5:

Собезначальное СловоОтцу и Духови, / отДевы рождшееся на спасе́ние наше, / воспоим,вернии, и поклонимся; / яко благоволи плотиювзыти на Крест, / исмерть претерпети, / ивоскресити умершия / славным Воскресе́нием Своим.

Кондак, глас 4.
Подобен: Яви́лся еси́ днесь:

Душе́вныма очи́ма ослепле́н, / к Тебе́, Христе́, прихожду́, / я́коже слепы́й от рожде́ния, / покая́нием зову́ Ти: / Ты су́щих во тьме Свет пресве́тлый.

Тропарь, глас 4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ра́дость сотвори́вый ученико́м, / обетова́нием Свята́го Ду́ха, / извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, / я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак, глас 6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, / и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, / возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ника́коже отлуча́яся, / но пребыва́я неотсту́пный, / и вопия́ лю́бящим Тя: / Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Тропарь воскресный, глас 6:

А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша; / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

И святым отцам тропарь, глас 8:

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, / свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, / и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, / Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак отцем, глас 8.
Подобен: Я́ко нача́тки:

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты, / Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, / я́же и ри́зу нося́щи и́стины, / истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, / исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Тропарь воскресный, глас 8:

С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еситридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и Воскресение наше,Господи, слава Тебе!

И всем святым тропарь, глас 4:

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, / я́ко багряни́цею и ви́ссом, / кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, / те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же: / лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, / мир жи́тельству Твоему́ да́руй, / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тропарь воскресный, глас 1:

Камени запечатану от иудей / и воиномстрегущим Пречистое Тело Твое, / воскреслеси тридневный, Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради СилыНебесныя вопияху Ти,Жизнодавче: / слава Воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, / слава смотрениюТвоему, едине Человеколюбче.

Кондак воскресный, глас 1:

Воскресл еси якоБог из гроба вославе, / и мир совоскресил еси; / иестество человеческое якоБога воспевает Тя,и смерть исчезе; / Адам же ликует,Владыко; / Ева нынеот уз избавляема радуется,зовущи: / Ты еси,Иже всем подая,Христе, воскресе́ние.

И святым тропарь, глас 8:

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, / земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия. / Тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Что такое тропарь и как правильно его читать

  • Церковные тропари, история появления и посвящения
  • Виды тропарей

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был принят Юлианский календарь

Читайте о богослужениях:

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

  • Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
  • Вторник поминает пророков из Библии.
  • Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
  • Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
  • Суббота — чтение заупокойных молитв.Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма — вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.

Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

Май 23, 2019 14:06 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-tropar-i-kak-pravilno-ego-chitat.html

Гимнография основные термины: акафист, канон, тропарь, кондак, икос

Гимнография (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий тексты молитв и богослужебные песнопения. Рассмотрим только основные формы богослужебных песнопений:

Гласами (с этим понятием связано большинство песнопений) называют напевы — различные способы мелодического и ритмического исполнения церковных песнопений.
Всего гласов восемь:

  • 4 главных (прямых, или высоких)
  • 4 побочных (косвенных, или низких)

Они составляют так называемую систему «осмогласия» (то есть восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас.

По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В рамках каждого гласа дополнительно различаются напевы для прокимнов, стихир, тропарей и ирмосов (за редким исключением). Однако музыкальная основа гласа при этом сохраняется.

Тропарь

Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — одно из древнейших церковных песнопений.
Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое название которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него.

В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен.

Поэтому тропарь на всех службах в ряду других пес­нопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения.

Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом и не библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше сказать, с разными прилагательными:

  1. Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прослав­ляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.
  2. Тропари канона. Здесь тропари — это строфы, составляю­щие песни канона.
  3. Тропари на «Господи воззвах». Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой специальный напев в каждом гласе.
По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т.д.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Кондак

Кондак (греч. — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника.

В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона.
В своем теперешнем облике и объеме кондак очень похож на тропарь и даже поётся он по тропарной мелодии. Помещается кондак после 3-ей или 6-ой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии. Изначально же, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением.

Однако в древности, ещё до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.

Древний кондак в его классическом облике — это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. Эта поэма состояла из нескольких частей: начальной строфы, икосов (числом чаще всего 24), и припева в один-два стиха.

Причём инициалы всех строк составляли акростих (то есть первые буквы строф также складывались в осмысленный текст).

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона (тоже литургической поэмы, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским), кондак постепенно стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен.

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.

Но все же, при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие:

  • кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутренней или наоборот;
  • кондак это событие изображает полнее.

Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Антифоны

Антифоны (от греч. против, и звук, голос) — означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, буквально «противо-гласник». В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов.

Антифоны поются двумя хорами (клиросами) попеременно по одному стиху. Начинает исполнение правый клирос, затем продолжает левый и так они чередуются.
Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Вот главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три «славы», удерживает за этими частями наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее «слава» (первый антифон) поются, в соответствии с Уставом, на два хора.

2. Антифоны изобразительные или вседневные

Эти антифоны исполняются в самом начале Литургии оглашенных, сразу после великой ектении. Антифоны изобразительные — это псалмы 102 и 145: «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе ноя Господа». Они поются во все субботы, воскресные и праздничные дни.

При пении изобразительных антифонов, вместо третьего антифона поются «Блаженны» (заповеди блаженств) и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени; Антифоны вседневные — это псалмы 9, 92 и 94, с соответствующими припевами. Они поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника.

Сразу после изобразительных (вседневных) антифонов поётся гимн «Единородный Сыне».

3. Степенные антифоны

Степенные антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени. Называются они так потому, что составлены были применительно к 15 псалмам (119-133), называвшихся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре.

Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.
Автором степенных антифонов некоторые считают Иоанна Дамаскина, но, правильнее, скорее, считать св.

Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского, так как по аскетическому содер­жанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.

4. Праздничные антифоны

Это антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарём самого праздника.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Источник: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/gimnograf.htm

Часы (церковная служба). Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Входят в суточный богослужебный круг (совершаются один раз каждый день).

  • Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
  • Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
  • Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
  • Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

Последование (неизменяемая основа) вседневных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

Солнечные часы VII века, на циферблате которых день разделен на канонические часы Rosser1954, Public Domain

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Каждый час имеет также своё почасие (междочасие); в современной практике эти междочасия совершаются только в будние дни Рождественского, Петрова и Успенского постов.

Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с Литургией, 9-й с вечернею.

Чин вседневных часов:

  1. Благословение священника (возглас) — только перед Третьим и Девятым часами,
  2. Обычное начало — только перед Третьим и Девятым часами,
  3. Приидите, поклонимся,
  4. Три псалма (1-й час: 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, 50; 6-й час: 53, 54, 90; 9-й час: 83, 84, 85),
  5. Слава: и ныне:,
  6. Аллилуйя,
  7. Господи помилуй — трижды, Слава:
  8. Тропарь случившегося праздника или святого (или тропарь, Слава: второй тропарь),
  9. И ныне: Богородичен часа,
  10. Стихи (один стих) часа,
  11. Трисвятое по Отче наш, возглас священника,
  12. Кондак праздника или святого,
  13. Господи помилуй — 40 раз,
  14. Иже на всякое время — эта молитва читается не только на часах, но и на вседневной полунощнице и на повечерии (Великом и Малом),
  15. Господи помилуй (трижды), Слава: и ныне,
  16. Честнейшую херувим,
  17. Именем Господним благослови, отче. — При архиерейском служении, в соборах, в ставропигиальных монастырях и храмах, где настоятелем является архиерей, произносится: «Именем Господним Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыко благослови»,
  18. Возглас священника,
  19. Молитва часа (на Первом часе читается священником, после чего хор поёт: Взбранной Воеводе. Иерей: «Слава Тебе Христе Боже — Упование наше, слава Тебе», хор: Слава: И ныне: «Благослови». Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие, «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,», либо «Господи помилуй» — трижды и «Утверждение на Тя надеющихся,»).

Великопостные

Последование (неизменяемая основа) великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири, прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник, в Великий вторник и в Великую среду),
  2. На каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами,
  3. На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:», последний стих — трижды,
  4. На шестом часе тропарь пророчества, прокимены, паремия,
  5. На третьем, шестом и девятом часах может торжественно вычитываться Евангелие,
  6. Вместо кондаков святым — седмичные тропари и богородичны,
  7. В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) и поясными поклонами,
  8. Все часы (в приходской практике первый час иногда отрывается) совершаются вместе — один за другим — перед изобразительными.

Великие (Царские)

  • Последование царских часов накануне Рождества Христова и Богоявления целиком находится в Минее под соответствующими датами.
  • Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной.

Название «царские» эти часы получили только на Руси.

Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.

Совершаются при открытых Царских вратах на средине храма накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники 24 декабря (6 января) и 5 (18) января, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.

Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству (или страстям Христовым) читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Монахи и семинаристы на клиросе в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилл, США) RassaphoreGeorge, CC0 1.0

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда служба в церкви

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

Пасхальные часы

Исполняются в период от Пасхи до утра светлой субботы перед Фоминым воскресеньем. Пасхальные часы заменяют собою не только обычные (вседневные/трехпсалмные часы), но также повечерие, полунощницу, молитвы на сон грядущим и молитвы утренние.

Пасхальные часы полностью поются. Они не содержат в себе никаких псалмов и не отличаются друг от друга по составу песнопений, прославляющих праздник Пасхи. Последование и полные тексты пасхальных часов находятся в Триоди Цветной.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/religions/1020-chasy-cerkovnaya-sluzhba/

2 февраля. Память преподобного Евфимия Великого

Неделя 33-я по Пятидесятнице
Поста нет. 20 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Евфимия Великого (473).

Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Преподобного Евфимия исповедника (1944) (Груз.).

Священномученика Павла Добромыслова пресвитера (1940).

Неделя о Закхее

Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в богослужебном уставе не имеет особого обозначения, но часто именуется Неделей о Закхее — на ней заканчивается период пения Октоиха. Евангельское чтение выделяет символичность этой недели ввиду близости Великого поста. Закхей явил пример деятельного покаяния, решив, что половину имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо (Лк.

19:8). Спаситель говорит Закхею, залезшему на дерево: «Закхее, потщався слези (то есть сойди скорее): днесь бо в дому твоем подобает Ми внити» (Лк. 19:5). По слову святителя Николая Сербского, схождение Закхея ко Христу — образ духовной работы: «когда ум человеческий сойдёт в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком».

 

Название Недели о Закхее, как и последующих недель, уже являющихся подготовительными к Великому посту, связано с библейскими чтениями в эти дни (в Неделю о Закхее — зачало Евангелия от Луки 19:1–10).

В Древней Церкви, когда гимнография церковного года ещё не была создана, основу христианского богослужения составляли Библия и корпус молитв, которые затем вошли в Служебник и Требник. Праздники — памяти новозаветных событий — отмечались определёнными библейскими чтениями.

Впоследствии развилась гимнография — тропари, каноны и так далее. Триодный цикл включает в себя жёстко фиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивая чтением в Неделю всех святых. За пределами триодного цикла находится круг рядовых чтений на церковный год.

Эта оставшаяся часть года — от Недели всех святых до недели о Закхее — имеет разную продолжительность, так как зависит от дат празднования Пасхи, но Неделя о Закхее всегда является завершением периода Октоиха.

Преподобный Евфимий Великий

Преподобный Евфимий жил в Армении и происходил из знатного рода. После смерти отца мать посвятила мальчика Богу и отдала на воспитание своему брату-пресвитеру. Уже в молодости святому было поручено управление городскими монастырями. Но эта деятельность тяготила подвижника, и он отправился в Иерусалим поклониться святыням, а потом ушел в Иудейскую пустыню.

Слава об отшельнике быстро распространилась, и его пещера вскоре стала «краеугольным камнем» основанной Евфимием обители. Святой учил иноков жить своим трудом. «Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами».

Святой дожил до 97 лет, завещав братии помогать всем нуждающимся.

Преподобный Евфимий Сянжемский

Преподобный Евфимий подвизался на реке Сянжеме в конце ХV века. Там он построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. Вскоре к нему пришел его ученик преподобный Харитон. Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах.

Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считала негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видела на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года. Его преемником по игуменству стал его любимый ученик — преподобный Харитон.

Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.

Священное Писание

1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Лк., 94 зач., XIX, 1-10 

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Это воскресенье посвящено воспоминанию о встрече Спасителя с мытарем Закхеем (см.: Лк. 19, 1–10). Закхей, обремененный, по-видимому, угрызениями совести, воспоминаниями о многих неправедных делах, решил увидеть Спасителя, о Ком он слышал как о великом чудотворце и великом проповеднике.

Спаситель обратил внимание на Закхея, — уж больно из ряда вон выходящей была картина, когда важный чиновник, вопреки всяким понятиям о субординации, сидит на дереве. И Господь сказал ему: «Закхей, спустись, сегодня Я должен быть в твоем доме». Уже то, что Господь пошел в дом к Закхею, действительно не могло пройти мимо внимания всех остальных.

К человеку, презираемому всем народом, грешнику и казнокраду, обижавшему людей чрезмерными требованиями в пользу оккупантов, вдруг идет Спаситель! Что происходит? Этим потрясен сам Закхей, и уже в доме своем он говорит Господу: «Тем, кого я обидел, воздам вчетверо, и тем, кто нуждается, помогу от своего имения».

Глубокое раскаяние Закхея и является причиной того, что в преддверии Великого поста мы вспоминаем это Евангельское событие.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфимия Великого

глас 4

Веселися, пустыня нераждающая,/ благодушствуй, неболящая,/ яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того молитвами, Христе Боже,// умири живот наш.

Кондак преподобного Евфимия Великого

глас 8

В честнем рождестве твоем радость тварь обрете/ и в Божественней памяти твоей, преподобне,/ благодушие прият многих твоих чудес,/ от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны,// яко да поем: аллилуия.

Тропарь преподобного Евфимия, схимника Печерского

глас 4

Евфимие всечестне, преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче, получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая, молися Господеви присно о всех нас, да и мы тех же благ сподобимся.

Кондак преподобного Евфимия, схимника Печерского

глас 4

Яко приял еси схиму, бысть выну тих и молчалив, препо­добне, никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничесоже глаголал еси, и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси. Тем обрет днесь пищу неиждившую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.

Тропарь преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

Затворивый себе Господа ради в темней пещере, / преподобне отче Лаврентие, многолетне / и Оному добре в ней угодивый, / подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити, / и тьмы страстей отвратитися, / и светлость получити Царствия Небеснаго.

Кондак преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Бог, рекий из тьмы свету возсияти,/ просил тебе из темна места, яко свет,/ и знаема всем показа, Лаврентие,/ яви же и Свету невечернему тя причастника, преподобне,/ в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя.

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/calendar_week/default.asp?id=71941

Что такое тропарь, какие бывают его разновидности и когда можно читать — Архангел

В православном богослужебном песнопении тропари представляют собой древнейшую христианскую молитвенную песнь, которая раскрывает сущность празднуемого события или жизнь и подвиги святых. На сегодняшний день собрание тропарей, предлагаемое православной индустрией, является самым полным.

В него включены тропари общие на все православные праздники, святым угодникам Господним, в том числе, новопрославленным и местночтимым на каждый день года.

Православная индустрия предлагает для удобства простым христианам сборник тропарей — Тропарион, который сможет стать достойным помощником верующим в паломничестве по православным святым местам и совершении домашних молитв.

Собранный в единый сборник, Тропарион даёт возможность не только выбирать какой тропарь читать на праздничное православное событие, но и на каждый день седмицы.

Как читать тропарь

В православной богослужебной практике тропари и кондаки и читаются и поются. Существует восемь различных распевов, которые называются гласами. Какой из воскресных тропарей выбрать при чтении  зависит от порядка богослужения.

Существует определенная последовательность того, как читать тропари. В церковном календаре существуют указания на глас, который читается в данное воскресенье.

Вербное Воскресенье и Пасха имеют свои тропари, которые читаются вместо или вместе с тропарями воскресными очередного гласа.

Формирование порядка, как читать тропарь происходило на протяжении многих столетий и окончательно сформировалось в IX веке. Книга, которая представляет собой своеобразный устав богослужений Типикон содержит основные указания о чтении тропарей во многих местах, с изложением порядка богослужения того или иного дня.

Приобрести Типикон можно в каждом православном храме, в церковных лавках, в интернет-магазинах с оформлением для повседневного использования или подарочного варианта. Отдельно указывается, какие читать тропари в будние дни, в воскресные дни, дни памяти святых, в предпразднества и попразднества двунадесятых Господних Богородичных праздников.

Каждый православный храм имеет свои правила, которые способствуют правильному пению и чтению тропарей.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять Читать далее

Текст общих тропарей

Тропарь Апостолам.

Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Тропарь Апостолу единому .

Апостоле святый [имя рек], моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Тропарь Безсребреникам.

Святии безсребреницы и чудотворцы, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Тропарь Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.

Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

Тропарь Затворнику Печерскому.

Велия веры исправления, / в пещернем затворе, яко на воде упокоения, / преподобие отче [имя рек], радовался еси, / огнем бо любве Божественныя распаляемь, / бдением и молитвою безстрастия достигл еси / и явился еси равноангельный на земли. / Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Тропарь Мученикам.

Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.

Тропарь Мученику единому.

Мученик Твой, Господи, [имя рек], / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Тропарь Мученицам.

Тропарь Мученице единой.

Агница Твоя, Иисусе, [имя рек], / зовет велиим гласом: / Тебе, женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаются и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, / да и живу с Тобою: / но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, / яко милостив, спаси души наша.

Тропарь Преподобно-исповеднику.

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, [имя рек] премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь Преподобной жене.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу, / и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная [имя рек], дух твой.

Тропарь Преподобному единому.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой.

Тропарь Преподобному Печерскому.

Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобие отче наш [имя рек], / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси /и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.

Тропарь Преподобномученикам.

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их/в мире управи живот наш.

Тропарь Преподобномученику единому.

В тебе отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертной. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой.

Тропарь Преподобномученице единой.

Агница Твоя, Иисусе, [имя рек], / зовет велиим гласом: / Тебе, женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, / да и живу с Тобою: / но яко жертву непорочную приими мя с люббвию пожершуюся Тебе, / тоя молитвами, / яко милостив, спаси души наша.

Тропарь Преподобным.

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.

Тропарь Преподобным женам.

Истинному желанию уневестившася, христославныя, / и временного обручника отвергшася совокупления, / и добродетельными подвигами возрастша, / на высоту востекосте нетления, / краснодушныя и многобогатыя, / столпи монашествующих жен и правило: / темже о нас молите непрестанно, / любовию вашу память празднующих.

Тропарь Преподобным Печерским.

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши [имя рек], / яко стяжавший дерзновение ко Господу / равноангельным своим житием, / егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша, / молим вас прилежно: / испросите душам нашим очищение / и велию и богатую милость.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что за Бог Исида

Тропарь Пресвятой Богородице.

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едйну надежду имамы.

Тропарь Пророку единому.

Пророка Твоего [имя-рек] память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Тропарь Святителю единому.

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / Отче [имя рек], / моли Христа Бога / спастйся душам нашим.

Тропарь Святителям.

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их/в мире управи живот наш.

Тропарь Святым Ангелам и прочим безплотным Силам.

Небесных воинств Архистратизи, / молим Вас присно мы недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны припадающие прилежно и вопиющия: / от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних Сил.

Тропарь Священноисповеднику.

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, [имя рек] премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь Священномученикам.

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их/в мире управи живот наш.

Тропарь Священномученику единому.

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / веры ради пострадал если даже до крове, / священномучениче [имя рек], / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Тропарь Христа ради юродивому.

Глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: / мы юроди Христа ради, / раб Твой, Христе Боже, [имя рек] / юрод бысть на земли Тебе ради: / темже память его почитающе, / Тебе молим. Господи, спаси души наша.

Величание Иконе Божией Матери, общее.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Источник: https://arh-angel.ru/drugoe/chto-takoe-tropar-kakie-byvayut-ego-raznovidnosti-i-kogda-mozhno-chitat.html

Преображенское содружество малых православных братств

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сёстры, христиане!

Мы с вами, слыша это Евангелие, уже ощущаем одновременно нотки той скорби, великой скорби, которую испытывает человек, теряющий самых близких людей на земле, и той радости, которая происходит от присутствия Господа в этом мире, оттого, что Царство Божие приблизилось и начинает давать свои плоды.

Воскрешение Лазаря – это, конечно, знамение Небесного Царства, это одно из тех знамений, которое творил Господь всякий раз, когда нужно было, чтобы родилась живая вера в душах окружающих Его и любимых Им людей. Воскрешение Лазаря и для нас – знамение Жизни вечной. Оно уверяет нас в победе этой Жизни, оно уверяет нас и в том, что Господь наш – действительно Христос, Сын Божий, как сказала одна из сестёр, бегущих к ­Иисусу.

По раввинистическим толкованиям того времени нельзя было воскресить человека на четвёртый день. Можно было только три дня надеяться на воскрешение. Некий аналог нашей клинической смерти существовал в памяти людей во многие времена у многих народов. Люди знали, что смерть иногда бывает необычной, иногда она не укладывается в наши привычные представления о пяти минутах после остановки сердца.

Есть еще какие-то, пусть и редкие, случаи, когда что-то происходит – и человек оживает и позже. Мы это знаем из многочисленнейших свидетельств древности. Но предел есть всему на земле. И вот, раввины того времени, когда жил Господь, знали, что не может надежда на воскрешение продолжаться более трёх дней.

А если что-то происходит большее, то это уже дело не людей, это прямое чудо Божье, это мессианское чудо, ибо только Мессия сможет сделать нечто, что не укладывается в рамки известного людям закона.

Воскрешение Лазаря на четвёртый день было, таким образом, проповедью мессианской! Это было не просто воскрешение, подобно воскрешению дочери Иаира или сына вдовы Наинской, о которых мы также читаем в  Евангелии. Это было уже нечто другое! И потому именно ему посвящается сегодняшний день, а не всем воскрешениям, известным нам из Евангелия. Именно поэтому мы пели сегодня «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Когда-то в церкви людей начинали крестить на Пасху с этого дня. Не все могли успеть креститься в самый день Пасхи, некоторые крестились раньше, и самый удобный для этого был день воспоминания о Воскрешении Лазаря, а некоторые крестились позже, и поэтому каждый день на Светлой седмице и даже на Пятидесятницу мы поем всё то же «елицы во Христа».

Сегодняшнее евангельское чтение, как это обычно бывает при чтениях иоанновских, необыкновенно богато. Правда, оно очень велико, и мы не сможем подробно остановиться на нём, хотя здесь множество замечательных мест. Но хотя бы некоторые вещи мы попытаемся понять полнее и глубже.

Вот, например, Господь получает весть о смерти друга, которого Он любил, так же как и его сестёр.

Получает тогда, когда Он был далеко от Иудеи, получает тогда, когда Он был с учениками Своими в далекой провинции, в Галилее, там, где Он не возмущал народ, где можно было немного отдохнуть от стеснённой, удушливой атмосферы Иерусалима и ближайших к нему мест.

Он получает известие о смерти и собирается снова идти в Иудею. Тогда ученики говорят Ему: «Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда?»

Как часто в наше время люди угашают дух ближних подобными словами, которые, конечно, являются словами искусительными, как нам это ни трудно утверждать в отношении учеников Христовых.

Но это было так, ибо и в этом случае они не понимали того, что хочет сделать их Учитель и Господь, и поэтому рассуждали ещё слишком по-человечески: «Смотри, какая опасность над Тобою, мы от неё с трудом ушли.

И что же? Ты хочешь повторения только что пройденного, как будто Ты не извлекаешь уроков из Своей собственной жизни и хочешь погубить Своё дело, великое и святое?» Да, в наше время мы часто своими человеческими рассуждениями такого рода отказываем себе и другим в возможности исполнить волю Божию и дать знамение Божьей победы, знамение Небесного Царства.

Иисус ответил на эти слова притчей. Он сказал, что тот, кто видит свет мира сего, тот не спотыкается, т.е.

тот, кто знает волю Божью, знает и то, что он делает, даже если это для него опасно, если ему грозит полное непонимание, даже если он по внешности как бы нарушает общепринятое толкование Закона, общепринятые формы поведения.

Христианин не может жить по стандарту, по шаблону, хотя мир сей старается всех вогнать в рамки шаблона, так что и мысли людей становятся шаблонными, ходульными, ходячими, и дела ­­– столь же шаблонными.

Современное поклонение моде есть поклонение шаблону. Современная массовая культура и массовое сознание снова есть победа шаблона. Люди, которые думают, что они свободны, менее всего оказываются свободными. Молодежь, которая, кажется, делает то, что хочет, более всего достойна жалости и молитвы, и помощи именно потому, что более других несвободна в своих шаблонных мыслях, в своих шаблонных действиях, в своей шаблонной одежде.

Меня это поразило даже в Париже, когда один нынешний парижанин неаккуратно начал хвастаться местом своего жительства и стал мне говорить: «Посмотри же, как хорошо люди одеты, причёсаны, как они здесь хороши!» Ну, а я, человек новый и не всегда деликатный, тут же сказал: «А ты посмотри, вот, из десяти идущих навстречу – половина в одной и той же одежде; в тех же джинсах, с теми же радиотелефонами, всё одно и то же, за исключением нюансов».

Это ужасно скучно, потому что шаблонно. А Господь хочет видеть в нас свободу уже здесь и сейчас, Он хочет, чтобы мы освободились от своих шаблонов. Не вещи виноваты в том, что они стали шаблоном, а мы – своим отношением к вещам и делам, друзьям и врагам, ко всей своей жизни.

Иисус говорит: «Я – Воскресение и Жизнь», и мы знаем, что это правда. Наша вера превратилась в знание, а наше знание называется верой. Мы это знаем не из шаблонов, потому что ни в какой шаблон умственный и духовный или физический эта весть не умещается. Человек, если он мыслит шаблонно, никогда не воспримет этих слов Господа и никогда не поймёт воскрешения Лазаря, никогда не примет этой радостной вести, этого Евангелия в действии.

Господь любит людей верующих и верных. Он страдал оттого, что часто Его окружали люди прелюбодейные и грешные. Иногда, вздыхая, Он говорил даже вслух: «Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» Но это не мешало Его служению всем, это говорило лишь о том, что оно рано или поздно на земле завершится и всем надо уже готовиться к этому.

И нам с вами сегодня, дорогие братья и сёстры, начиная те особые дни воспоминаний, которые ведут нас к Пасхе, сначала крестной, потом воскресной, нужно показать нашу веру из дел наших, жизни нашей и нашу верность, без которой не может быть излияния на нас Света, и Духа, и Любви.

Аминь.

Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?

Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.

Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.

Канон – крупная форма

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.

Многозначность «канона»

Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.

Акафист

Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста.

Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога.

Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.

Пришли из истории

Сами слова эти пришли из греческого языка.

«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.

«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.

Собор Александра Невского в центре Софии

На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.

Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.

Гимнография – церковная песенная поэзия

Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.

Акатисти, тропари, молитве

Источник: https://liveinorthodoxy.com/cerkovnye-neponyatnosti-chto-takoe-tropar-kondak-kanon-irmos-akafist/

Тропарь, кондак и величание Новомученикам и Исповедникам Российским † Храм Святых Царственных Страстотерпцев † Русская Православная Церковь † Московская епархия † Северное викариатство

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Кондак, глас 3

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 2

Новии страстотерпцы Российстии,/ исповеднически поприще земное прошедши,/ страданиями дерзновение приимшия,/ молитеся Христу на вас призревшему,/ яко да молящиися вам в час испытания веры их, / мужества дар приимут./ Образ бо есте нам, лобызающим стопы ваша,/ яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть,/ от любве Божия разлучити вас не возмогоша.

Ин тропарь, глас 4

Цвети Российскаго луга духовнаго/ в годину лютых гонений дивно процветшии/ новомученицы и исповедницы безчисленнии:/ святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие,/ монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,/ добрый плод в терпении Христу принесшии,/ молитеся Ему, яко насадителю вашему,/ да избавит люди Своя от безбожных и злых,/ да утверждается же Церковь Русская/ кровьми и страдании вашими/ во спасение душ наших.

Величание

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва

О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Аминь.

Источник: http://tsarskiyhram.ru/all-resource-list/tropar02

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]