Когда служба в церкви

Расписание богослужений

когда служба в церкви

Службы в храме проводятся ежедневно. Здесь можно ознакомиться с подробным расписанием на всю неделю. 

Понедельник, 6 апреля

Седмица 6-я Великого поста 

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

6:40     Уставное великопостное богослужение.  Лития.

17:00   Всенощное бдение.

Вторник, 7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы.

На трапезе разрешается рыба.

6:40    Литургия свт. Иоанна Златоуста. 

 17:00   Утреня.

18:30     Соборование.

Среда, 8 апреля

Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

6:40    Уставное великопостное богослужение.  

Литургия Преждеосвященных Даров.

17:00   Утреня.

Четверг, 9 апреля

Мц. Матроны Солунской (III–IV).

6:40       Уставное великопостное богослужение. Лития.

17:00     Утреня.

Пятница, 10 апреля

Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского

(ок. 754).

6:40    Уставное великопостное богослужение.        

Литургия Преждеосвященных Даров. 

17:00   Утреня.

Суббота, 11 апреля

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

8:00      Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лития.

17:00    Всенощное бдение. Освящение вербы. 

Воскресенье, 12 апреля

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).

Вход Господень в Иерусалим.

На трапезе разрешается рыба.

8:00          Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лития.

17:00     Вечернее богослужение Страстной Седмицы.

Храм открыт ежедневно с 6.30 до 19.30.

Заказная панихида, лития (краткая заупокойная служба) – каждый день по окончании Литургии.

Источник: http://vseh-skorb-radost.prihod.ru/o-xrame/raspisanie-bogosluzhenij/

Богослужения Великого поста, или Руководство к взлету

когда служба в церкви

Богослужения Великого поста, или Руководство к взлету

5040      1

О главных великопостных службах, которые нужно посетить

В прошлый раз мы уже говорили о том, что самое главное Великим постом совершается в храмах. В православном богослужении человеку открывается новый, незнакомый для него мир духовных законов и истин

Переступая порог храма, мы действительно входим в совершенно иное пространство, как бы попадаем в другую систему координат: вместо нашего обычного «плоского», «горизонтального» существования оказываемся участниками иного бытия с «вертикальной» составляющей. Заходя в храм, мы чувствуем, что отсюда можно начать движение по этой вертикали – движение к Богу. А Великим постом сближение человека с Богом больше похоже на стремительный взлет, во многом благодаря особым великопостным службам.

Если не успел разогнаться

Конечно, все начинается с Прощеного воскресенья и следующей за ним 1-й Седмицы Поста. Поясним: Седмицей в церковной традиции называется наша обычная неделя, а Неделей – воскресенье. Часто неискушенные люди путают и называют «страстной» 1-ю Седмицу, но Страстная седмица – в конце Великого поста, перед Пасхой.

Эта небольшая путаница может происходить от того, что к 1-й Седмице, к началу Великого поста, Церковь относится предельно серьезно. Это время является своеобразным разгоном для всего Поста, и опытные христиане стараются на этой неделе не просто чаще бывать в храме, но посещать службы каждый день. На вечерних богослужениях 1-й Седмицы Великого поста служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Это самое большое в православном богослужении последование разделяется на четыре части и читается с понедельника по четверг. Тот, кто хотя бы раз в жизни слушал или читал этот Великий канон, ждет его с особым нетерпением, поскольку он является неким камертоном, задающим духовную ноту на весь предстоящий Великий пост. Завершается 1-я Седмица воскресеньем, которое называется Неделя Торжества Православия.

На службах этого дня Церковь благодарит Бога за возможность обращаться к Нему, за то, что святость как подражание Богу в любви стала обычным, хотя и весьма трудным для людей делом.

Но вот прошла 1-я Седмица, и Великий пост входит в свой, если так можно сказать, обычный повседневный богослужебный ритм.

Если по какой-то причине кто-то замешкался и, что называется, проморгал «разгонную» первую неделю, не надо думать, что теперь можно махнуть рукой на весь Великий пост.

Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб.

Как спрятаться в храме

Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом – только Бог и душа.

Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души.

Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца.

Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу. В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя».

Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям – время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь.

Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением.

В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви – вкусить главную христианскую трапезу – Тело и Кровь Христовы.

Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней.

Литургия – это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства – Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными (на воскресной литургии) Дарами.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время – поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней.

Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом. Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени.

Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме.

В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле. Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя.

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать – приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить – еще страшнее.

Особые дни

В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя – третье воскресенье Великого поста, когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан.

Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста – это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного.

Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста.

Очень ожидаемая служба — Мариино стояние, в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской.

Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле – решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние – это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви.

На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота. Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые.

И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог.

Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

После Лазаревой субботы – начало того периода церковной жизни, от Входа Господня в Иерусалим до Пасхи, который сам по себе и есть вся наша жизнь. На Страстной седмицемы переживаем все: от ликования встречи Христа в Иерусалиме до предательства, мучения и смерти Спасителя и таинственной Великой субботы. Подготовиться к этому невозможно, это нужно пережить вместе со всей Церковью. Однако в следующий раз мы все же попробуем рассказать о некоторых богослужебных особенностях Страстной седмицы.

Газета «Саратовская панорама» № 10 (938)

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bogosluzheniya-velikogo-posta-ili-rukovodstvo-k-vzletu

Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит

когда служба в церкви

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви — это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько было учеников у Христа

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий, заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7—8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше.

Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма, в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19—20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее — в 18:00. Проходит такое служение в течение 2—4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. Всенощное бдение проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам:

  • Воскресенье — малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят:

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие — чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час — с 7:00, третий час — с 9:00, шестой час — с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем — это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/sluzhba-v-tserkvi-vo-skolko-nachinaetsya-i-kak-prohodit.html

Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?

Литургия — главное Церковное богослужение. Во сколько начинается литургия и сколько она длится по времени? Почему и когда литургия проходит вечером или ночью?

Ниже — главное, что надо знать о времени и продолжительности Литургии в православных храмах.

Литургия проходит в каждом храме

Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию — хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.

фото: patriarchia.ru

Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.

Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.

В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.

В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.

Литургия служится утром

Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.

Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:

  • будни и суббота — начало Литургии в 8 утра;
  • воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя — в 9 утра.

В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.

Троицкий храм. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В великий пост литургии служатся не каждый день

Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни — только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.

А иногда литургии служатся ночью

Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.

Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сколько длится литургия в храме?

Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором.

Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.

https://www.youtube.com/watch?v=PL8IR-RMMjY

Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов.

В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.

Ночное богослужение в храме Христа Спасителя, фото: patriarchia.ru

Во сколько начинается утренняя служба в церкви?

С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.

Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.

А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.

Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.

Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.

Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/liturgiya-vo-skolko-ona-nachinaetsya/

Служба в церкви: расписание, время начала и во сколько заканчивается, кому читают молитвы в будние дни — Точка Веры

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь.

Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь

Во сколько начинается служба в церкви

Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб. Особенно это касается заутрений, которые осуществляются в будние дни.

Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб

Также стоит сказать, что есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается. Это Великий Пасхальный пост (сюда не включена пятница и среда) и период страстной седмицы до четверга.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда старцы появились на руси

Есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается

В православной Церкви есть конкретное время, которое отводится на утреннюю службу. Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня. Чтобы успеть, батюшки начинают богослужение не позднее 9 утра.

Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня

Тогда на вопрос о том, во сколько начинается и заканчивается в церкви утренняя служба, примерно такой: через 9 часов после наступления полуночи.

 

Что касается больших храмов, то там, по праздничным дням и в воскресенье, литургия может проводиться 2 раз. В первый раз она начинается рано утром, примерно, в 6 часов. Таким образом, человек, которому нужно на работу, сможет успеть отстоять службу (если торжество выпало на будний день), принять обряд Причастия и исповедаться в согрешениях перед батюшкой.

Вторая, как правило, осуществляется до 9 часов утра. Особенное значение имеет литургия, которая проводится архиереем. Здесь богослужение может начаться ещё позже – в 9-30.

: Вечерняя служба в церкви: время

Какие службы проводятся в церкви

Помимо утренней службы, в соборах осуществляются и другие – дневные и вечерние. Раньше их насчитывалось 9. Проводились они по отдельности. Но позже Церковь решили внести некоторые изменения, поскольку, в силу занятости, многие прихожане не имели возможности такое количество времени находиться в храме.

Особенно почитается Церковью вечернее богослужение

Источник: https://achair-city.ru/vera/sluzhba-v-tserkvi-raspisanie-vremya-nachala-i-vo-skolko-zakanchivaetsya-komu-chitayut-molitvy-v-budnie-dni.html

Утренняя служба в церкви: время

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь. Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь

Ведь это помогает некоторым людям найти ответ на свои вопросы, решить множественные проблемы, укрепить веру, просветить и переродить ум. Чтобы вовремя прийти на утреннюю службу, следует знать, во сколько она начинается и заканчивается в различные дни недели, в том числе, и будние.

Почему самая главная служба в Церкви — Литургия?

Воскресный листок №2 (210)

Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.

Литургия всегда совершалась на рассвете в воскресенье, в память о Воскресении Христовом. Воскресенье не было тогда выходным днем, языческий мир жил совсем по другому календарю.

С самого начала распространения христианства установлено, что единственным настоящим совершителем Литургии может быть только епископ, потому что именно он возглавляет Церковь. В первые три века так дело и обстояло. Литургия в древней Церкви была соборной: в городе обычно совершалась только одна Литургия, потому что там был лишь один епископ.

Впоследствии, когда христианство стало распространяться по империи и благодаря святому равноапостольному императору Константину Великому (272–337) стало религией государственной, появился священник как сослужитель епископу. Епископ мог поручить священнику служить Литургию вместо себя, но это было исключением, а не правилом. Только после того, как стали открываться приходские храмы, священники получили разрешение на совершение сначала Литургии, а потом и таинства миропомазания.

Храмовая символика

Епископы в знак своего благословения посылали священникам подписанные ими антиминсы, представляющие собой освященные матерчатые платы с вшитыми в них частицами святых мощей в память о том, что первые Литургии совершались на гробах мучеников. На современных антиминсах обычно изображается положение Господа Иисуса Христа во гроб. По внешнему виду, форме и надписям, они соответствуют Плащанице, которая выносится в Великую Субботу для поклонения.

И сейчас без антиминса, подписанного епископом, священник служить Литургию не может ни при каких обстоятельствах.

Любая храмовая символика для православных христиан очень важна, но все же неабсолютна. Мы должны понимать ее временнóй, исторический характер и смысл. Так, если на клирике в данный момент нет облачения, от этого он не перестает быть священнослужителем.

Евхаристические наборы

Чаша и Ди́скос — важнейшие богослужебные сосуды, употреблявшиеся еще Спасителем во время Тайной Вечери. Дискос (греч. «δίσκος») представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — иконы Рождества Христова. Дискос одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и гроб Господень.

Два крестообразных покровца́, которыми покрывают Чашу и Дискос, и матерчатый плат, называемый возду́хом, с одной стороны символизируют пелены, которыми был повит Спаситель по Рождестве, а с другой — Плащаницу, в которую Он был завернут после снятия с креста.

Лжица — ложечка с длинной ручкой, употребляющаяся для причащения мирян,
появилась не сразу и закрепилась в богослужебной практике довольно поздно.

Она напоминает о пророчестве Исаии: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.

6: 6). Это — ветхозаветный образ причащения: лжица символизирует клещи, которыми Архангел вытащил угли из жаровни.

Копием римского воина Спаситель был прободен на Кресте, на Литургии же используется острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор.

В православном богослужении употребляется пшеничный квасной хлеб, испеченный в виде просфор (от древнегреческого слова «προσφορά» — приношение).

Просфора, или просвира, имеет круглую форму и состоит из двух частей в знак того, что Господь Иисус Христос имел Божественную и человеческую природу и единую богочеловеческую личность. На верхней части просфоры должна быть печать с изображением креста.

По сторонам от него располагается надпись: «ИС ХС» (имя Спасителя), а внизу — «НИКА», что по-гречески означает «победа». На просфорах может присутствовать изображение Божией Матери или святых.

В богослужении ничто не может существовать само по себе. Все эти принадлежности призваны служить более полному раскрытию смысла происходящего таинства.

Приношения

Всякий приходящий в Церковь, непременно приносит что-то необходимое для жизни прихода — свои руки, свое сердце, свой ум, свои средства. Именно благодаря таким приношениям в апостольской общине помогали вдовицам и сиротам, и всем всего хватало.

Дьяконы принимали приносившиеся в Церковь, и распределяли дары. Так сложилась часть Литургии, называемая приношением, Проскомидией, когда дьякон выбирает для служения, для приношения Богу, лучший хлеб и лучшее вино.

В древних литургических памятниках записано, что нищие и сироты приносили воду для Литургии, чтобы омыть руки и ноги страннику, чтобы эта вода служила для омовения на Литургии.

Никто не должен был приходить лишь для того, чтобы брать. Все приходили отдавать. Принеси хотя бы воду, но не приходи пустым У Бога ничего нельзя купить. Бог все может только раздавать. А раздавать Он может лишь тогда, когда у человека свободны руки, чтобы принять дары. Когда в руках — сумки, к Богу рук не протянуть.

:

Что значит слово «аллилуйя»

Слово «аллилуйя» употребляется в ряде православных, католических и иудейских богослужений. Оно давно стало привычным для каждого верующего, исповедующего одну из означенных религий. Употребляют его и некоторые атеисты. И всё же мало кто знает, что означает это понятие и какой посыл оно несет миру.

Этимология и значение

Слово «аллилуйя» пришло в современные богослужения из древнегреческого, латыни и древнееврейского языков. Написание ввиду различий алфавитов и грамматик было разным, но произношение оставалось практически одинаковым. Древнегреческий вариант — ἀλληλούϊα, латинский — alleluia. На иврите «аллилуйя» пишется так: הַלְלוּיָה [‏הללויה].

Слово представляет собой сочетание двух корней и буквально переводится как «хвалите Бога». Транскрибируются ἀλληλούϊα и ‏הַלְלוּיָה [הללויה] следующим образом: «hалелу» (что значит «хвалите, славьте») + «Йа’х» (это сокращенное имя Бога Яхве из Ветхого завета).

Вечные понятия

«Аллилуйя» — это буквальное вознесение хвалы Господу. На другие языки оно не переводится, хотя в службах повсеместно используются и синонимичные выражения («Слава Тебе, Боже» и пр.). В православии восклицание «Аллилуйя!» можно услышать во время утрени, Божественной Литургии, таинств крещения ребенка, венчания молодоженов, а также во время освящения облачения священников и ряда других служб.

По мысли профессора Скабаллановича, за исключением слова аминь, «аллилуйя» – это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Самим Богом».

Источник: https://i-hram.ru/hram/voskresnie-listki/2858/

Когда проводятся литургии

Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).

Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей.

Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху.

Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.

Длительность церковной службы

Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.

Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.

Разновидности служб

Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.

В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:

  • В воскресенье отмечается малая Пасха, когда каждый припоминает момент воскрешения Иисуса Христа;
  • Дни мольбы и обращения к ангелам приходятся на понедельники;
  • К Иоанну Предтече можно обратиться во вторник;
  • Предателя Иуды вспоминают по средам, вспоминая Крест;
  • К святому Николаю людям лучше обращаться по четвергам, так как этот день недели принято считать апостольским;
  • В субботу верующие люди обращаются в Пречистой Деве Марии;
  • В пятницу поминаются все страдания Иисуса Христа.

Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.

Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:

  1. Начало, происходящее в 18:00;
  2. Повечерие, состоящее из прочтения молитв по вечерам;
  3. Полунощница — начинается в полночь;
  4. Заутреня, состоящая из первого (с 7 часов утра), третьего (начинается в 9:00), шестого (берёт свое начало в 12:00) и девятого часа, который стартует с 15:00.

А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!

Особенность проведения богослужений

Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы.

Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия.

Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.

По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько заповедей Бога

Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/sluzhba-v-tserkvi/

Расписание Богослужений

В расписании возможны изменения.

Богослужения в Свято-Озерянском храме с 6 по 12 апреля СЕДМИЦА 6-я ВЕЛИКОГО ПОСТА

(СЕДМИЦА ВАИЙ)

ДАТАБОГОСЛУЖЕНИЕВРЕМЯ
6 апреля Понедельник Всенощное бдение 16:00
7 апреля Вторник БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.На трапезе благословляется рыба
Часы. Ранняя Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие 6:30
Часы. Поздняя Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие 8:30
8 апреля Среда Заказные молебны с акафистами. Панихида 8:00
9 апреля Четверг Вечернее богослужение 16:00
10 апреля Пятница Прп. Илариона Нового
Часы. Литургия Преждеосвященных Даров. Исповедь и Святое Причастие 8:00
Вечернее богослужение 16:00
11 апреля Суббота Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря. На трапезе благословляется вкушение рыбной икры
Часы. Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие.Панихида 7:30
Всенощное бдение(освящение вербы) 16:00
12 апреля Воскресенье Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. На трапезе благословляется рыба
Часы. Ранняя Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие 6:30
Часы. Поздняя Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие.После ранней и поздней литургии освящение вербы 8:30

Богослужения в Свято-Озерянском храме с 13 по 19 апреля

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

ДАТАБОГОСЛУЖЕНИЕВРЕМЯ
15 апреля Среда Великая Среда
Вечернее богослужение 16:00
16 апреля Четверг Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Часы. Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие 7:00
Вечернее богослужение с последованием Святых Страстей Христовых (Чтение 12-ти Евангелий) 16:00
17 апреля Пятница Великая Пятница. Воспоминание Святых Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.Строгий пост
Царские Часы. Вечерня. Вынос Плащаницы 12:00
Утреня с чином погребения Плащаницы 16:00
18 апреля Суббота Великая Суббота
Часы. Вечерня. Божественная Литургия. Исповедь и Святое Причастие 7:00
Освящение куличей с 12:00 до22:00
Начало чтения Апостола 20:00
ИСПОВЕДЬ 23:00
Полунощница 23:20
19 апреля Воскресенье СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
Пасхальная утреня. Часы. Литургия. Святое Причастие 0:00
Освящение куличей после Литургии и до 14:00 до 14:00
Вечернее богослужение 16:00

Храм открыт ежедневно:

по воскресеньям и в дни двунадесятых праздников – с 6:00 до 17:00; в будни, когда нет богослужений, – с 8:00 до 17:00; по субботам и в дни небольших праздников, когда служится литургия, – с 7:00.

В дни, когда есть вечерняя служба, храм открыт до 19:00.

Источник: https://www.ozerjanskij.kharkov.ua/today/worships/

Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.

Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.

«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Где хранится икона Святая Троица

Закрыть