Богослужения Великого поста, или Руководство к взлету
Богослужения Великого поста, или Руководство к взлету
5037 1
О главных великопостных службах, которые нужно посетить
В прошлый раз мы уже говорили о том, что самое главное Великим постом совершается в храмах. В православном богослужении человеку открывается новый, незнакомый для него мир духовных законов и истин
Переступая порог храма, мы действительно входим в совершенно иное пространство, как бы попадаем в другую систему координат: вместо нашего обычного «плоского», «горизонтального» существования оказываемся участниками иного бытия с «вертикальной» составляющей. Заходя в храм, мы чувствуем, что отсюда можно начать движение по этой вертикали – движение к Богу. А Великим постом сближение человека с Богом больше похоже на стремительный взлет, во многом благодаря особым великопостным службам.
Если не успел разогнаться
Конечно, все начинается с Прощеного воскресенья и следующей за ним 1-й Седмицы Поста. Поясним: Седмицей в церковной традиции называется наша обычная неделя, а Неделей – воскресенье. Часто неискушенные люди путают и называют «страстной» 1-ю Седмицу, но Страстная седмица – в конце Великого поста, перед Пасхой.
Эта небольшая путаница может происходить от того, что к 1-й Седмице, к началу Великого поста, Церковь относится предельно серьезно. Это время является своеобразным разгоном для всего Поста, и опытные христиане стараются на этой неделе не просто чаще бывать в храме, но посещать службы каждый день. На вечерних богослужениях 1-й Седмицы Великого поста служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Это самое большое в православном богослужении последование разделяется на четыре части и читается с понедельника по четверг. Тот, кто хотя бы раз в жизни слушал или читал этот Великий канон, ждет его с особым нетерпением, поскольку он является неким камертоном, задающим духовную ноту на весь предстоящий Великий пост. Завершается 1-я Седмица воскресеньем, которое называется Неделя Торжества Православия.
На службах этого дня Церковь благодарит Бога за возможность обращаться к Нему, за то, что святость как подражание Богу в любви стала обычным, хотя и весьма трудным для людей делом.
Но вот прошла 1-я Седмица, и Великий пост входит в свой, если так можно сказать, обычный повседневный богослужебный ритм.
Если по какой-то причине кто-то замешкался и, что называется, проморгал «разгонную» первую неделю, не надо думать, что теперь можно махнуть рукой на весь Великий пост.
Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб.
Как спрятаться в храме
Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом – только Бог и душа.
Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души.
Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца.
Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.
У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу. В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя».
Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям – время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь.
Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением.
В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви – вкусить главную христианскую трапезу – Тело и Кровь Христовы.
Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней.
Литургия – это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства – Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными (на воскресной литургии) Дарами.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время – поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней.
Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом. Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени.
Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме.
В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле. Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя.
И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать – приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить – еще страшнее.
Особые дни
В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя – третье воскресенье Великого поста, когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан.
Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста – это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного.
Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста.
Очень ожидаемая служба — Мариино стояние, в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской.
Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле – решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние – это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви.
На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота. Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые.
И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог.
Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.
После Лазаревой субботы – начало того периода церковной жизни, от Входа Господня в Иерусалим до Пасхи, который сам по себе и есть вся наша жизнь. На Страстной седмицемы переживаем все: от ликования встречи Христа в Иерусалиме до предательства, мучения и смерти Спасителя и таинственной Великой субботы. Подготовиться к этому невозможно, это нужно пережить вместе со всей Церковью. Однако в следующий раз мы все же попробуем рассказать о некоторых богослужебных особенностях Страстной седмицы.
Газета «Саратовская панорама» № 10 (938)
Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bogosluzheniya-velikogo-posta-ili-rukovodstvo-k-vzletu
Воскресная утренняя служба в церкви — Много молитв
Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.
1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?
Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:
-Готовиться нужно за пару дней.
— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.
»— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.
2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?
Литургия и Причастие
В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).До этого времени надо:— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)
В самой церкви? когда идет литургия и причастие:
— пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)— подходим и целуем центральную икону.
— ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).
Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех
— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов.
Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.
Литургия вынос
-Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.
3.Что делать во время самого причастия?
— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу.
Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры.
Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест.
Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению«.
4.Что делать после того, как причастился?
— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы— ждем конца службы и целуем крест священника.— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.
Источник: https://mnogomolitv.ru/voskresnaya-utrennyaya-sluzhba-v-cerkvi.html
Богослужебный язык — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Богослужебный язык (также литургический язык) — язык употребляемый Церковью в богослужении
Исторический очерк
В Ветхозаветной Церкви храмовым богослужебным языком был еврейский, объединявший всех верных и способствовавший отождествлению церковного единства с единством еврейского народа.
Внедрение других языков было допущено только на вспомогательном уровне, в синагогах, после утраты евреями своего древнего разговорного языка в VI в. до н.э..
Известно, что в синагогах стали совершаться перевод и толкование Священного Писания на общеупотребительной речи — арамейской и греческой; существовал и перевод Писаний на сирийский [1].
Яркой отличительной чертой Новозаветной Церкви стало многоязыкое единодушие, чудесно установленное Богом при сошествии Святого Духа на апостолов и позволившее ученикам Господа Иисуса Христа исполнять Его заповедь о научении «всех народов» (Мф. 28, 19).
Сохраняя в богослужебном употреблении еврейский, арамейский и сирийский, Христианская Церковь быстро сделала наиболее употребительным языком своего богослужения греческий как самый распространённый язык общения Римской империи. В III веке о существовании богослужебных текстов на латинском пишет Тертуллиан [2].
От IV века сохранились свидетельства о переводе христианских богослужебных текстов на коптский [3], готский [4] и эфиопский [5] языки, от V века — о создании оригинальных богослужебных текстов на армянском [6]. Появление первых богослужебных переводов на грузинский также относится к IV-V векам [7].
Впоследствии Римская Церковь пошла по пути повсеместного насаждения богослужения на латыни, так что к IX веку славянские первоучители равноапостольные Кирилл и Мефодий были вынуждены бороться с широко распространившейся там «трёхъязычной ересью», согласно которой только три языка титла с Креста Господня — еврейский, греческий и латинский — были допустимы для богослужения. На Востоке же Православная Церковь сохраняла живое сознание многоязычия церковной жизни и ориентировалась в своём апостольстве на богослужебный перевод. В обличении западного «трёхязычества», равноапостольный Кирилл указывал:
«мы же многы роды знаемъ, книгы умѣюче, Богу славу въздающе своимъ языкомъ къждо. Явѣ же суть си: ормѣни, пьрси, авазги, иверие, сугди, готи, объре, турьси, козаре, аравляне, егуптянѣ, сури, ини мнози» [8].
Сами равноапостольные братья создали славянскую письменность, послужив внедрению в богослужение славянского языка, быстро сделавшегося третьим по богатству литературы в Европе.
В последующую эпоху распространение Православия среди отчуждённых от него народов велось преимущественно Русской Церковью, в которой со временем продолжилось создание новых богослужебных переводов. В XIV веке святитель Стефан Пермский, проповедовавший зырянам, создал для них письменность и перевёл на их язык основные богослужебные тексты. С середины XVIII века начинается издание богослужебных текстов на осетинском.
В XIX — начале XX века в Русской Церкви происходит всплеск миссионерской деятельности, с 1870 года организованной под эгидой Всероссийского Православного миссионерского общества.
В этот период вводится православное богослужение на ряде языков народов Российской империи (включая алеутский святителем Иннокентием (Вениаминовым), алтайский преподобным Макарием (Глухарёвым), татарский святителем Макарием (Невским), якутский епископом Дионисием (Хитровым), и многие другие), а в зарубежных миссиях — также на китайском, японском, корейском и английском.
Одновременно среди издавна приобщённых к Церкви народов Восточной Европы шло постепенное замещение греческого и церковнославянского современными языками. Так, в период с XVI по XIX век, богослужение румынских земель почти полностью перешло на румынский.
С XIX века пошёл процесс внедрения в богослужение, наряду со славянским, современных болгарского и сербского.
Наконец, в первой половине XX века, вместе с оформлением соответствующих поместных Церквей, утвердилось и богослужебное употребление албанского, польского, чешского и словацкого.
Потрясения, постигшие земли проживания исконно православных народов в XX веке, особенно возникновение и падение коммунистических режимов, а также нарастающее давление на христиан Ближнего Востока, способствовали появлению многочисленной православной диаспоры по всему миру.
Вместе с расшатыванием прежних устоев стран Запада и определённой открытостью к Православию это сыграло решающую роль во внедрении в богослужение Православной Церкви важнейших западноевропейских языков. Со второй половины столетия стало набирать силу новое миссионерское движение в Греческих Церквах, проявившееся с особенной яркостью в Африке, где к началу XXI века появились переводы православного богослужения на более чем 50 местных языков.
Наконец, возрождение Русской Церкви дало возможность возобновить угасшие было малораспространённые богослужебные языки пост-советского пространства и начать богослужение на ряде прежде не употреблявшихся.
Современное состояние
В современном употреблении Православной Церкви — десятки языков, на которых хотя бы изредка совершается главное богослужение Церкви, Божественная литургия.
Только семь из них — албанский, английский, арабский, греческий, грузинский, румынский и церковнославянский — можно однозначно назвать основными языками автокефальных Церквей, но общее количество богослужебных языков значительно выросло в последние годы и продолжает увеличиваться. К православным богослужебным языкам ныне принадлежат:
- Албанский
- Алеутский
- Алтайский:
- Английский
- Арабский:
- Основной богослужебный язык Антиохийской Православной Церкви; употребляется в Александрийской и Иерусалимской Православных Церквях — в тех епархиях и приходах, где большинство паствы составляют арабоязычные верующие.
- После завоевания арабами в VII-VIII веках почти всей канонической территории Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей здесь стало расширяться употребление арабского языка, который стал вскоре внедряться и в богослужение, наряду с греческим и сирийским. Перевод основных христианских текстов, включая богослужебные, с греческого и сирийского на арабский язык раньше всего начался в таких монастырях Иерусалимской Церкви, как лавра Саввы Освященного, Фаранская лавра и Синайский Екатерининский монастырь, — считается что самые ранние переводы восходят к 770-м годам [10]. В Александрийской Церкви переход большинства православных на арабский язык в быту, литературе и богослужении произошел к концу IX века [11]; в Антиохийской Церкви арабский постепенно стал основным богослужебным языком в X-XIII веках [12]. При этом в Александрийской и Иерусалимской Церквах греческий сохранил доминирующее положение среди духовенства, так что лишь в Антиохийском Патриархате арабский стал основным богослужебным языком.
- Арамейский:
- Болгарский
- Гагаузский
- Греческий
- Грузинский
- Еврейский (см. Иврит)
- Иврит:
- Индонезийский
- Испанский
- Итальянский
- Карельский
- Кикуйю
- Китайский
- Коми-зырянский
- Корейский
- Кряшенский (см.
Татарский)
- Латышский
- Литовский
- Марийский:
- Употребляется в ряде приходов Марийской митрополии для окормления марийцев.
- Внедрение марийского языка в богослужение произошло в рамках проекта Миссионерского отдела Йошкар-Олинской епархии, получившего поддержку по грантовому конкурсу «Православная инициатива» Русской Православной Церкви. Проект предусматривал осуществление перевода Божественной литургии на марийский язык, издание нотных сборников с песнопениями литургии и совершение миссионерских выездных богослужений в 15 деревнях на северо-востоке республики епархии населённых преимущественно марийцами. Реализация проекта началась 1 мая 2014 года, песнопения Божественной литургии на марийском языке были положены на обиходные распевы. Первая литургия на марийском языке была совершена 5 июня того года в домовом храме Йошкар-Олинского епархиального управления в честь иконы Божией Матери «Троеручица». На этом богослужении присутствовали все участники проекта, а также архиепископ Йошкар-Олинский Иоанн (Тимофеев). Выездные богослужения совершались в три летних месяца. В последующие годы совершение богослужений по-марийски стало распространяться в ряде приходов епархии (с 2017 года — Марийской митрополии) [16].
- Немецкий
- Нидерландский
- Осетинский
- Польский
- Португальский
- Румынский
- Сербский
- Славянский (см.
Церковнославянский)
- Словацкий
- Суахили
- Татарский:
- Тайский
- Тубури
- Тувинский
- Удмуртский:
- Украинский
- Финский
- Французский
- Церковнославянский
- Цыганский:
- Чешский
- Чувашский:
- Употребляется в ряде приходов Чувашской митрополии, а также в некоторых храмах Самары и Казани, для окормления чувашей.
- Всестороннее внедрение чувашского языка в богослужебное употребление началось к концу 1870-х годов, благодаря трудам переводческой комиссии под началом Николая Ильминского [28]. Богослужения по-чувашски были распространены вплоть до разгрома церковной жизни в 1920-х-1930-х годах, и стали снова совершаться в преимущественно чувашских приходах Чебоксарской епархии со второй половины XX века. К концу советского периода в большинстве церквей епархии велось богослужение на чувашском [29].
- Шведский
- Эстонский
- Якутский
- Японский
Использованные материалы
- Людоговский Феодор, свящ., Плякин Максим, диакон. «Богослужебные языки славянских Поместных Церквей: современная ситуация» // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник, вып. 4, Саратов: Изд. Саратовской епархии, 2010, с. 120-144:
[1] Алексеев А. А., «Септуагинта и ее литературное окружение», Богословские труды, 2007, № 41, с. 212-216, http://www.btrudy.ru/resources/BT41/212-259_alekseev.pdf
[2] Против Маркиона, 3, 22.
[3] Тураев Б. А., «К истории греческого периода в верхнеегипетском богослужении», Византийский временник, СПб., 1900, т. 7.
[4] О богослужебном употреблении готского перевода Ульфилы говорит включённая в него таблица подневных чтений. См. Project Wulfila, University of Antwerp, Belgium, 2004.
[5] «Литургия эфиопского текста «Апостольских постановлений»», Собрание древних литургий, Сост. Е. И. Ловягин, Н. И. Глориантов, И. Е. Троицкий, М.: Даръ, 2007.
[6] Ткаченко А. А., раздел «Армянская гимнография», ст. «Гимнография», Православная энциклопедия, т. 11, с. 510, http://www.pravenc.ru/text/165013.html
[7] Гугишвили Ш., раздел «Богослужение Грузинской Православной Церкви», ст. «Грузинская Православная Церковь», Православная энциклопедия, т. 13, с. 234, http://www.pravenc.ru/text/639853.html
[8] Житие Константина-Кирилла, чт. 5, по изд Библиотека литературы Древней Руси. Том 2. XI — XII века, СПб.: Изд-во «Наука», 2000 портал Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13674483.html
Божественная Литургия. Учимся понимать богослужение
Миссионерская литургия с замечательными пояснениями о. Андрея Кураева. Для всех, кто хочет лучше понять православное богослужение.
Это толкование отличается тем, что объясняется то, что будет проходить, перед самим действием, а не в параллели, как обычно это происходит в остальных видео-толкованиях Божественной литургии. То есть такие миссионеркие богослужения совершались специально для новоначальных.
Литургия с пояснением Святых Отцов (комментарии во время действия)
Тем, кто хочет разобраться, что происходит во время Божественной литургии, советуем посмотреть этот фильм. Его задача — не просто прокомментировать действия священников во время службы, а раскрыть ее глубинное содержание, по завету преподобного Макария Великого: «Во всем видимом разумей образы невидимого».
В основе фильма — съемки праздничной Рождественской Литургии в одном из православных храмов.
В комментариях звучат фрагменты проповедей великих служителей Литургии — святых Иоанна Кронштадского, Серафима Звездинского, а также «Размышления о Божественной Литургии» Николая Васильевича Гоголя и фрагменты произведений духовного писателя Сергея Фуделя.
«Божественная Литургия» с толкованием (комментарии во время действия)
— документальный фильм, хронометраж 67 минут. В фильме подробно рассказывается о каждом из священнодействий, которые совершаются во время приготовления к Божественной Литургии, и во время Литургии, преимущественно в алтаре.
Фильм снят в Храме Двенадцати святых Апостолов, в городе Туле, в марте 2010-го года. Настоятель храма — протоиерей Лев Махно. Режиссер фильма: Руслан Трещёв. Оператор: Дмитрий Кувшинов. Монтаж: Евгений Жижикин.
Производство: «Кинокомпания «Остров Ратманова». 2010 год.
ссылка по теме:
- Божественная Литургия
- Всенощное бдение
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты подробнее
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Просмотрено (86762) раз
Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/11/26/bozhestvennaya-liturgiya/
Расписание богослужений
Службы в храме проводятся ежедневно. Здесь можно ознакомиться с подробным расписанием на всю неделю.
Понедельник, 6 апреля
Седмица 6-я Великого поста
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.
6:40 Уставное великопостное богослужение. Лития.
17:00 Всенощное бдение.
Вторник, 7 апреля
Благовещение Пресвятой Богородицы.
На трапезе разрешается рыба.
6:40 Литургия свт. Иоанна Златоуста.
17:00 Утреня.
18:30 Соборование.
Среда, 8 апреля
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.
6:40 Уставное великопостное богослужение.
Литургия Преждеосвященных Даров.
17:00 Утреня.
Четверг, 9 апреля
Мц. Матроны Солунской (III–IV).
6:40 Уставное великопостное богослужение. Лития.
17:00 Утреня.
Пятница, 10 апреля
Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского
(ок. 754).
6:40 Уставное великопостное богослужение.
Литургия Преждеосвященных Даров.
17:00 Утреня.
Суббота, 11 апреля
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.
На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.
8:00 Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лития.
17:00 Всенощное бдение. Освящение вербы.
Воскресенье, 12 апреля
Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим.
На трапезе разрешается рыба.
8:00 Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лития.
17:00 Вечернее богослужение Страстной Седмицы.
Храм открыт ежедневно с 6.30 до 19.30.
Заказная панихида, лития (краткая заупокойная служба) – каждый день по окончании Литургии.
Источник: http://vseh-skorb-radost.prihod.ru/o-xrame/raspisanie-bogosluzhenij/
Когда в церкви служба
Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви — это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.
Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.
Расписание проведения литургий
Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий, заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.
По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7—8 часов утра.
В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма, в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19—20 часов.
Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.
Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.
Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее — в 18:00. Проходит такое служение в течение 2—4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. Всенощное бдение проводится при использовании всенощного языка.
Мы уверены, что Вам будет полезна статья о том, что такое молебен о здравии и об упокоении.
Виды богослужений
Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.
Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам:
- Воскресенье — малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
- Помолиться ангелам можно в понедельник.
- Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
- В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
- Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
- В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
- Суббота посвящена Божьей Матери.
Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.
Церковные служения в будние дни
Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят:
- Начало круга происходит с 18:00.
- Повечерие — чтение молитв в вечерний период.
- С 12:00 ночи ведется полунощница.
- Заутреня делится на следующее: первый час — с 7:00, третий час — с 9:00, шестой час — с 12:00, девятый час с 15:00.
Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.
Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.
Служба в храме
Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.
На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.
В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.
Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.
Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.
Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем — это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.
Сколько длится служба в церкви — когда начинается, расписание
Двери храма всегда открыты для каждого православного христианина, он имеет право прийти туда, чтобы пообщаться с Богом, когда ощущает потребность в этом. Но наверняка все, кто посещал ранее церковь, замечал, что иногда можно попасть на некие богослужения или иначе сказать службы, литургии.
Как же успеть попасть к началу или вообще, зная точное время проведения служб в церкви, включить их в свое ежедневное расписание? Из этой статьи вы узнаете все о различных видах служб, а также когда и как долго их проводят.
Ежедневно церкви открываются рано утром. В большие праздники обязательно проводят утренние и вечерние литургии, а в некоторые вроде Пасхи и Крещения, службы происходят даже по ночам.
Более точный ответ на вопрос, во сколько начинается та или иная служба, вы можете уточнить у священнослужителей храма, который собираетесь посещать, так как у каждой церкви имеется индивидуальный порядок и длительность проведения литургий.
Имеется определенная классификация служб – они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии:
- воскресенье – малая Пасха, когда поминают воскрешение Иисуса Христа;
- понедельник – день молитвы Ангелам;
- вторник – молятся Иоанну Предтечи;
- среда – памятуют о Кресте и предательстве Иуды;
- четверг – апостольский день, посвящается Николаю-Святителю;
- пятница – молятся о страданиях Христовых;
- суббота – день Матери Божией.
Теперь подробнее о ранее перечисленных ежедневных службах.
Вечерние службы
По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея.
После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде.
Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром.
Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.
Утренние службы
Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии – ранняя и поздняя.
Служба в субботу в церкви
Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке.
Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних – присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни.
Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников.
О воскресной службе
Как уже говорилось, в воскресенье вспоминается о воскрешении Христовом. Утреня ведется дольше, нежели в будний день – около трех часов. Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение – воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой. В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан.
Церковные служения в будние дни — расписание
По будням в церквях ведутся стандартные службы, разделяемые на вечерние (9-й час, вечерня, повечерие), утренние (полуношница, утрения,1-й час) и дневные (3-й час, 6-й час, Божественная литургия). Всего получается 9 служб.
Однако, разрешено некоторые службы не проводить каждый день, а лишь по большим праздникам, а также объединять некоторые богослужения. Прихожане могут посещать те службы, в которые им удобнее всего присутствовать в храме.
В остальное время служений верующие могут читать молитвы самостоятельно, находясь, например, дома перед иконами.
Как правило:
- Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя — в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней.
- Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.
Продолжительность службы в церкви — сколько длится
Как правило, по воскресеньям утрени начинаются около 7-8 часов утра, вечерни – 7-8 часов вечера соответственно. Есть и дневные литургии, длящиеся обычно с 3 до 6 вечера. Также возможны индивидуальные переносы служб на час ранее или позднее. В будние дни службы обычно длятся не более двух часов, воскресные – трех.
Узнать, сколько длится та или иная служба в определенный день всегда лучше в самом храме у служителей, так как представленное выше описание приблизительно, и каждая церковь имеет право корректировать график проведения служб по-своему.
Правила посещения храма
Есть определенный свод несложных, общих для всех христиан правил посещения православных церквей. Вероятно, вы уже знакомы с ними или с большей их частью, но не лишним будет снова их повторить.
- Утром в храм идите «со светлой головой» и легким сердцем, предпочтительно, натощак.
- Оденьтесь скромно. Женщины надевают платья или юбки не выше колена, голову в храме обязательно должен покрывать платок или шарф, но не головной убор. Макияж не должен быть ярким, а лучше всего вовсе от него отказаться. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает. От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике – опрятность.
- Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам.
- Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться.
- При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение.
- Если вы, к примеру, забыли в каком-то моменте поклониться или совершили поклон тогда, когда этого не делают – не переживайте. Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку.
- 12 Правил верующего человека;
- как правильно креститься православным христианам;
Источник: https://thram-m.ru/stati/kogda-v-tserkvi-sluzhba/
Служба в церкви: расписание, время начала и во сколько заканчивается, кому читают молитвы в будние дни — Точка Веры
Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь.
Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.
Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь
Во сколько начинается служба в церкви
Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб. Особенно это касается заутрений, которые осуществляются в будние дни.
Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб
Также стоит сказать, что есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается. Это Великий Пасхальный пост (сюда не включена пятница и среда) и период страстной седмицы до четверга.
Есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается
В православной Церкви есть конкретное время, которое отводится на утреннюю службу. Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня. Чтобы успеть, батюшки начинают богослужение не позднее 9 утра.
Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня
Тогда на вопрос о том, во сколько начинается и заканчивается в церкви утренняя служба, примерно такой: через 9 часов после наступления полуночи.
Что касается больших храмов, то там, по праздничным дням и в воскресенье, литургия может проводиться 2 раз. В первый раз она начинается рано утром, примерно, в 6 часов. Таким образом, человек, которому нужно на работу, сможет успеть отстоять службу (если торжество выпало на будний день), принять обряд Причастия и исповедаться в согрешениях перед батюшкой.
Вторая, как правило, осуществляется до 9 часов утра. Особенное значение имеет литургия, которая проводится архиереем. Здесь богослужение может начаться ещё позже – в 9-30.
: Вечерняя служба в церкви: время
Какие службы проводятся в церкви
Помимо утренней службы, в соборах осуществляются и другие – дневные и вечерние. Раньше их насчитывалось 9. Проводились они по отдельности. Но позже Церковь решили внести некоторые изменения, поскольку, в силу занятости, многие прихожане не имели возможности такое количество времени находиться в храме.
Особенно почитается Церковью вечернее богослужение
Источник: https://achair-city.ru/vera/sluzhba-v-tserkvi-raspisanie-vremya-nachala-i-vo-skolko-zakanchivaetsya-komu-chitayut-molitvy-v-budnie-dni.html
Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит
Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви — это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.
Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.
Когда проводятся литургии
Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).
Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей.
Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху.
Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.
Длительность церковной службы
Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.
Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.
Разновидности служб
Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.
В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:
- В воскресенье отмечается малая Пасха, когда каждый припоминает момент воскрешения Иисуса Христа;
- Дни мольбы и обращения к ангелам приходятся на понедельники;
- К Иоанну Предтече можно обратиться во вторник;
- Предателя Иуды вспоминают по средам, вспоминая Крест;
- К святому Николаю людям лучше обращаться по четвергам, так как этот день недели принято считать апостольским;
- В субботу верующие люди обращаются в Пречистой Деве Марии;
- В пятницу поминаются все страдания Иисуса Христа.
Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.
Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:
- Начало, происходящее в 18:00;
- Повечерие, состоящее из прочтения молитв по вечерам;
- Полунощница — начинается в полночь;
- Заутреня, состоящая из первого (с 7 часов утра), третьего (начинается в 9:00), шестого (берёт свое начало в 12:00) и девятого часа, который стартует с 15:00.
А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!
Особенность проведения богослужений
Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы.
Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия.
Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.
По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.
Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/sluzhba-v-tserkvi/
Расписание Богослужений — Русская Православная Церковь Крефельд
Каждую среду | 18:00 Акафист |
Каждое воскресение | 09:00 Исповедь (необходима перед Причастием)10:00 Божественная Литургия12:30 Беседа о православной вере для взрослыхВ воскресение работает Воскресная школа для детей |
Каждую субботу | 17:30 Панихида18:00 Всенощное бдение19:00 Исповедь |
Подробнее: О посещении храма.
Информация
Богослужения в нашем храме проходят одновременно на двух языках — на русском (церковнославянском) и на немецком. Основные части богослужения (чтение Апостола и Евангелия, Символ веры, «Отче наш», проповедь) дублируются на обоих языках.
При желании Вы можете следить за богослужением по книге, в которой текст службы напечатан параллельно на русском и на немецком. Эту книгу Вы можете приобрести в церковной лавке или заказать по интернету: Liturgie, Vigil und Totengedenken: Heft für Laien zum Mitsingen oder Nachverfolgen des Gottesdienstes
Также тексты служб есть в интернете, на русском: Текст Божественной Литургии и на немецком: Text der Göttlichen Liturgie.
Отмена богослужений
Дорогие братья и сёстры!
В связи с коронавирусом в Северной Рейн-Вестфалии указом правительства запретили все собрания, в частности богослужебные.
В связи с этим в нашем храме общественные богослужения больше совершатся не будут. Сколько будет действовать запрет (несколько недель или месяцев) неизвестно. Но – запрет временный и богослужения обязательно возобновятся. Следите за новостями на нашем сайте.
Временная отмена богослужений не обозначает ни прекращение духовной жизни, ни Великого Поста. Старайтесь ежедневно молится дома. Если в связи с карантином у Вас появилось больше свободного времени, рассматривайте это как возможность больше времени уделить семье, молитве, чтению.
Помимо утренних и вечерних молитв, молитвы Ефрема Сирина и чтения из Библии, Вы можете читать покаянный канон, канон Андрея Критского, великопостные тексты из Триоди и псалтырь. Акафисты во время Великого Поста читать не принято.
При необходимости, в частном порядке возможно:
- совершение Таинства Крещения, Соборования и Исповеди
- причастие больного человека (в особой ситуации и здорового)
- душепопечительные беседы в храме или по телефону
- отпевание.
Источник: http://rok-krefeld.de/ru/index.php/gottesdiensplan
Утренняя служба в церкви: время
Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь. Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.
Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь
Ведь это помогает некоторым людям найти ответ на свои вопросы, решить множественные проблемы, укрепить веру, просветить и переродить ум. Чтобы вовремя прийти на утреннюю службу, следует знать, во сколько она начинается и заканчивается в различные дни недели, в том числе, и будние.
Во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви, порядок проведения
Богослужение – это ежедневный православный обряд, который традиционно проводится в храмах. Всего за сутки в церкви проходит девять служб, однако далеко не в каждом храме проходят все службы ежедневно. Кроме того, порядок и длительность может зависеть от конкретного дня недели, а также меняться во время праздников. Сегодня мы разберемся, из чего состоит и во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви.
Основное церковное расписание
Полный круг состоит из девяти служений. Их количество варьируется в зависимости от конкретного дня, особенно в праздники. Традиционно вечерняя служба считается первой. Самым главным служением является Божественная Литургия.
Во времена раннего христианства все службы проводились отдельно, но в наше время их объединили в три большие: вечернюю, утреннюю и дневную.
Когда проводятся и сколько длятся литургии
Церковь открывается ранним утром. Не существует строгих правил для всех христианских храмов, время открытия определяется священнослужителем в зависимости от пожеланий прихожан. Утренние и вечерние служения в большинстве храмов проводятся в православные праздники. Начало утренней Божественной Литургии обычно приходится на семь или восемь часов утра. Вечерня проводится в семь-восемь часов вечера. В большие праздники также проводится ночная служба.
Продолжительность служб также может различаться в разных церквях.
Обычная длительность церковной службы в православном храме
Длительность служения в будни составляет около двух часов времени, а по воскресеньям может продлиться до трех часов. По выходным и праздникам службы, проходящие вечером, объединяют в одну и проводят вместе – такая служба получила название Всенощное Бдение. В крупные православные праздники такая служба может идти в общей сложности до четырех часов.
Разновидности по дням
Литургии в православных храмах проводятся циклично. Существуют годичные, недельные и суточные циклы богослужений. Недельный круг богослужений является тематическим – в каждый из дней недели почитаются определенные святые и вспоминаются определенные каноничные события. Все дни недели в целом образуют собой недельный, или седмичный круг богослужения.
Воскресенье
По православному обычаю, неделя начинается с воскресенья. Воскресные службы в храме посвящены воскрешению Христа Спасителя. Согласно канону, Иисус Христос воскрес ночью с субботы на воскресенье, на третий день после страданий. Воскресенье считается праздничным днем, поэтому в этот день принято посвящать себя богослужению, забыв о мирских делах.
Воскресный день, помимо всего прочего, принято считать «малой Пасхой». Также именно этот день в древности называли «неделей» – день, в который принято ничего не делать, то есть забыть о бытовых хлопотах.
Понедельник
В понедельник проходит почитание ангелов и архангелов. Это день почитания небесных сил, призванных Богом охранять и помогать человеку. В некоторых монастырях в этот день соблюдается пост.
Вторник
Во вторник принято прославлять пророков и праведников Ветхого Завета, сумевших, благодаря своей верности, сделать возможным приход в этот мир Христа Спасителя. Особо почитается Пророк Иоанн, прославляемый, как ангел, пророк и мученик.
Понедельничные и вторничные богослужения содержат большое количество молитв покаянного рода.
Среда
Среда в недельном круге богослужения – это день, когда заканчивается почитание ветхозаветных событий и начинается воспоминание Нового Завета. В этот день вспоминают страдания и гибель Иисуса Христа Спасителя, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества. В среду, согласно традиции, соблюдается церковный пост, за исключением, когда этот день выпадает на сплошную седмицу.
Песнопения и молитвы в среду посвящаются Святой Троице и Кресту. Также почитается Тайная вечеря – событие, когда Иисус Христос поведал апостолам о своей смерти и воскрешении. Вспоминается предательство Иисуса Иудой.
Четверг
В четверг продолжается прославление апостолов, в частности Николая Чудотворца. Вспоминаются события, последовавшие после Воскрешения Христова, когда апостолы отправились по миру проповедовать Слово Божье, тем самым распространив христианство по всей Земле.
Пятница
В пятницу традиционно вспоминается казнь Иисуса Христа на Голгофе. В этот день, как и в среду, принято соблюдать пост. Совершаются службы Кресту Животворящему. Иисус Христос своими страданиями и смертью спас человечество от вечных мук, искупив людские грехи. Поэтому в этот день особым образом отдается дань уважения Христу Спасителю.
Суббота
Суббота завершает недельный цикл богослужений в православной церкви. В субботу почитаются все святые, особенно Богородица. С утра на богослужении вспоминаются ушедшие на тот свет, вспоминается пребывание Иисуса во гробу.
В субботу Господь Бог завершил сотворение мира. Поэтому в субботний день людям был завещан блаженный покой. Богородица почитается во все дни недели без исключения, но в субботу ее вспоминают особым образом.
После завершения недельного круга он начинается заново с воскресенья.
Суточный круг богослужений
Суточным кругом принято называть последование божественных служб в пределах суток. Согласно традиции, в течение суток проводится девять служб. Ранее каждую проводили по отдельности, однако в наше время для удобства их объединили в три больше службы – вечернюю, утреннюю и дневную.
Помимо основных суточных богослужений, в цикл включаются службы и молитвы, связанные с недельным и годичным кругом. Цикл начинается вечером. Первая служба – это Вечерня. Накануне воскресенья и праздников проводится Малая вечерня. Великая вечерня проводится отдельно, накануне крупных праздников.
В будни проходит Вседневная вечерня.
Утреня, или Заутренняя Литургия, ранее проводилась утром, от того она получила такое название. Однако в наши дни ее проведение перекочевало на вечер, непосредственно после Вечерни. А во время Утрени выражается благодарность Богу за прошедший день. Перед крупными праздниками и перед воскресением проводится Всенощное Бдение. Это большая служба, включающая в себя сразу Вечерню, Утреню и Первый час.
В течение дня проводятся короткие службы с молитвами: Первый час, соответствующий семи часам утра, Третий – в девять часов утра, Шестой – в двенадцать часов, а также Девятый час, проводящийся в три часа дня. Чаще всего на практике Первый час объединяют с Заутренней, а Третий и Шестой совершают перед Божественной Литургией. Девятый час проводят перед вечерней службой.
Божественная литургия – это основное богослужение, проходящее после Шестого и перед Девятым часом. В свою очередь, она делится на три вида литургий: Литургия Иоана Златоустого, Литургия Василия Великого и Литургия Григория Двоеслова.
Первая литургия – это служба, которая проводится каждый день по будням, остальные две проводят по особым православным праздникам. Вечером, после трапезы проходит Повечерие. За ним, в полночь, следует Полунощница.
На практике чаще всего Полунощницу проводят только в монастырях рано утром, в приходских храмах ее не проводят.
Что еще нужно знать
Вышеприведенный порядок проведения служб в храме является каноничным, однако на практике он не соблюдается каждый день в строгом соответствии. Сами службы сгруппированы в утреннюю и вечернюю часть, и проводятся в соответствующие часы.
Приходить на литургию следует заранее, примерно за десять-двадцать минут до ее начала. Перед входом в здание церкви нужно перекреститься и поклониться. Перед входом в храм мужчинам следует снять головные уборы, а женщинам – накинуть платки. В церковь нужно заходить со смирением и духовной радостью.
Прихожанам во время проведения литургии следует вести себя скромно и не мешать процессу. Запрещается громко разговаривать. Не держите руки в карманах и не жуйте жевательную резинку. Мобильные телефоны в церкви нужно отключить. Если вы приходите в храм с детьми, позаботьтесь о том, чтобы они не шумели и не отвлекали священнослужителей и прихожан. Если ребенок плачет, и его не получается успокоить, лучше покинуть храм.
Хору во время песнопений подпевать следует тихим голосом. Во время проведения службы в храме прихожанам нужно находиться в стоячем положении. Присесть разрешается только в случае плохого самочувствия. И, конечно же, в храме не допускается курение, а также нельзя приходить в церковь с домашними животными.
Источник: https://religns.ru/liturgiya/utrennyaya-sluzhba-v-tserkvi