Какая религия у казахов

Буддизм в Казахстане — его появление и развитие

Какая религия у казахов

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим рассказать вам про буддизм в Казахстане. И хотя Казахстан не является буддийской страной, нам удалось собрать некоторую информацию о буддизме в нем, которая может быть интересна людям, интересующимся буддийской философией. Оказалось, что люди, жившие на территории современного Казахстана, издавна были знакомы с учением Будды, строили множество святынь, некоторые из которых сохранились до сих пор.

Итак, спешим рассказать вам о том, как там появился буддизм на казахстанских землях, как он развивался, какие особенности имеет сейчас и какими направлениями представлен.

Будет интересно, а главное – познавательно!

:
Религия казахов
Исторический экскурс
Особенности
Заключение

Религия казахов

Казахстан – светское государство, то есть ни одна религия здесь не признана государственной официально. При этом здесь мирно сосуществуют несколько конфессий. Для того чтобы не разжигать рознь на религиозной почве, на законодательном уровне запрещается создание политических партий и движений по признаку религии.

Дворец Мира и согласия в Астане, центр религиоведения и веротерпимости

По одним данным, полученным в ходе социального опроса американской компании, менее половины казахов считают себя религиозными. Это самый маленький показатель среди стран Центральной Азии.

Однако в 2009 году первый раз практически за весь последний век прошла перепись населения, которая показала, что только три человека из ста не отнесли себя к какой-либо конфессии, в то время как остальные указали религиозную принадлежность.

Всего в стране более 18 миллионов человек. Если говорить кратко, вероисповедания здесь распределились следующим образом:

  • ислам – 79%;
  • христианство – 24%;
  • атеизм – 3%;
  • буддизм – 1%;
  • иудаизм – 0,5%;
  • воздержались от ответа – 0,5%;
  • иные конфессии – 2%.

Несмотря на малую долю буддистов среди населения, учение Будды довольно распространено на определенных территориях. Еще больше удивляет большое количество памятников буддистской культуры, часть из которых, к сожалению, не дошло до наших времен.

Кызыл-Кентский дворец, являющийся ламаистским монастырем, датируемый XIII-XV веками

Однако о них остались многочисленные документальные свидетельства. Они говорят о том, что учение Будды оказало немалое влияние на культурное и духовное развитие Казахстана.

Исторический экскурс

История буддизма на казахских землях начинается еще до нашей эпохи. Условно ее можно разделить на три довольно крупных этапа.

  • Ранний (середина I века до нашей эры – VII век нашей эры)

Распространение буддизма на Средней Азии началось с развитием Великого Шелкового пути, который проходил из Индии в Центрально-Азиатский регион, через современные казахские земли и в Поднебесную. События датируются серединой I столетия до нашей эры. Буддистские взгляды особенно сильно укоренились в азиатских государствах того времени: Согдиане, Парфянском королевстве, Кангюй. 

Великий Шелковый путь проходил по современным казахским, туркменским, киргизским, узбекским землям.

Распространение продолжалось во многом благодаря богословам-миссионерам. Чаще всего среди них встречались согдийцы, а также кангюйцы, юэчжи, парфяне. Есть мнение, что они действовали в интересах могущественного тогда государства Кушан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На какой день хоронят православных

Согдийцы в религиозной процессии, фреска гробницы V-VI в, город Тун-ван

Особенно активно миссионеры стали нести буддизм в мир на рубеже II и III столетий. Именно тогда начали появляться первые казахские святыни буддизма, например:

  • монастырь Кара-тепе, город Термез;
  • храм в долине Санзара, близ Согдианы;
  • статуи и памятники недалеко от Мервы;
  • монастырь Аджина-теле (появился пятью веками позже);
  • храм в Фергане;
  • монастырь в Суябе;
  • святилище Ак-Бешима, находящееся на территории Семиречья.

Семиречье, к слову, стало неким центром буддизма, так как там селились согдийцы. Это ираноязычный народ, который ранее проживал на территории от современного Узбекистана до Таджикистана. Этот факт также был вызван влиянием со стороны Восточного Туркменистана и Китая, где уже господствовало буддистское учение.

К VI столетию многие тюркские народы, проживавшие в Средней Азии, познакомились с учением Будды, а к середине следующего века их руководители сами примкнули к рядам буддистов или даже стали им покровительствовать.

Урочище Тамгалы-Тас

Многие Семиреченские святыни были возведены на рубеже VII-VIII века, и большинство из них похоже на образцы буддистского искусства востока Туркестана. К ним относятся разного рода часовни, храмы, статуи, стены, где изображены буддийские мотивы. Также историки замечали влияние китайских и индийских образцов культуры.

Стоит сказать, что даже сейчас проходят раскопки в местности Тараза. А там, где сейчас находятся руины города Сайрама, который переживал расцвет в Средние века, ученые нашли крупный подземный храм.

  • Средневековый (VIII-XIII столетия)

К началу этого периода наблюдалось мощное усиление власти тибетского государства, которое находилось практически по соседству и где уже царило собственное направление буддизма. Также имела большое значение китайская культура.

Однако в X веке официальной верой караханидов, которые жили на казахских землях, стал ислам. Буддийская философия не просто пришла в упадок, но и стала преследоваться. Однако все равно за это время она не перестала существовать. О храмах того времени даже писал помощник Людовика Девятого по имени Гийом де Рубрук.

Расстановка сил поменялась, когда в Семиречье пришли найманы, возглавляемые талантливым Кучлуком. Он заставлял мусульман отказываться от своей веры, карал за это и распространял идеи Будды. В честь этого в поселке Каялык даже возвели храм.

В местечке Талгар была найдена маленькая статуэтка Будды в позе лотоса, датируемая Средневековьем. Она выполнена из кости и по размерам не превышает семи сантиметров. От времени фигура повредилась, так что сейчас она безголовая и безрукая.

  • Поздний период (до позапрошлого столетия)

К XIV столетию на территории казахов пришли джунгары, которые основали здесь довольно мощное королевство Джунгария, просуществовавшее долгое время. Они тоже исповедовали буддизм, массово строили святилища. Например, к началу XVIII века в государстве существовало почти шестьдесят святынь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит служба в церкви

Одна из самых популярных находится в месте на реке Или недалеко от Алматы и носит название «Тамгалы-Тас». Она представляет собой скалу, на которой высечено три картины. Первая изображает великого учителя Будду Шакьямуни, вторая – Авалокитешвару, Будду Сострадания, третья – Будду Медицины.

Изображение Будды в урочище Тамгалы-Тас

Рядом находятся каменные плиты с нанесенными на них мантрами на языках пали, тибетцев, монголов и маньчжуров. Чаще всего на них встречается священная и самая популярная мантра буддистов: «Ом Мани Падме Хум».

В 1758 году войска Китая разгромили джунгаров и поселились в их городах, но спустя век прокатилась волна антикитайских восстаний, в ходе которых китайцев изгнали. Даже после всех военных действий некоторые монастыри, построенные из камня, остались целыми.

К примеру, храмы возле озера Балхаш просуществовали до второй половины позапрошлого века, а в начале того же столетия возвели храм из дерева в поселке Медео близ Алматы.

Особенности

В условиях современности к буддистам в Казахстане относятся в основном эмигрировавшие сюда выходцы из российских республик Калмыкия, Бурятия, а также члены южнокорейской диаспоры. Важно, что это самое крупное в странах СНГ объединение корейцев.

Ким Тэ Иль, проповедник буддийской организации, Алма-Аты

Сейчас в государстве существует две организации буддистов, признанные официально: в Алмате и на западе Казахстана. Всего представлено три направления мысли:

  • Вон – традиционное корейское направление, которое также называют Вонбульге. Организация была создана еще в 1997 году, на сегодняшний день находится в городе Алматы и имеет отдельное сооружение-храм.
  • Тибетский буддизм, представленный сектами ньингма, гелуг, кагью. Он появился здесь благодаря казахско-индийским и казахско-монгольским взаимоотношениям. Главный храм этого течения находится в Западно-Казахстанском районе.
  • Дзен.

Во многих казахских учебниках по культурологии и религиоведению есть отдельное описание древнего верования, принадлежавшего тюркам. Оно называется «тенгрианство» и сочетает в себе элементы буддистской и мусульманской религии.

Заключение

Несмотря на то, что Казахстан не является традиционной буддийской страной, учение Будды знакомо местным жителям с незапамятных времен. Оно имеет удивительную историю, которая продлилась как минимум два тысячелетия, а в наследство нашим современникам достались даже вполне уцелевшие храмы. Сейчас сообщество буддистов в стране немногочисленно, но представлено тремя разными направлениями: вон, дзен и тибетскими школами.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что статья оказалась для вас полезной. Мы будем рады, если вы поддержите нас — порекомендуете ссылку на статью своим друзьям в социальных сетях. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на рассылку по электронной почте, и будем искать истину вместе.

Желаем вам всего доброго, и до скорых встреч в нашем блоге!

Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/buddizm-v-kazakhstane

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Насколько казахи религиозны — цифры от эксперта

Какая религия у казахов
Об этом в беседе с 365info.kz говорила эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан Камила Ковязина.

Основополагающий принцип

По словам эксперта, светская модель государства в большей мере, чем теократическая, обеспечивает реализацию основных прав и свобод человека.

«Светскость является одним из основополагающих принципов нашего государства, потому что, во-первых, ограничивает сферу воздействия религии и религиозных институтов, которые в теократических государствах зачастую заменяют собой правовую сферу, —

подчеркивает Ковязина. —

Во-вторых,

светскость обеспечивает свободу вероисповедания, а это является одной из ключевых свобод человека»

Этничность и религия

Как отмечает эксперт, ислам в Казахстане стал частью народной культуры. В общественном сознании между принадлежностью к казахскому этносу и приверженностью исламу ставится знак равенства. Вместе с тем, для большинства казахов религия выступает именно как часть объединяющей традиции, но не в качестве инструкции на все случаи жизни.

«Необходимо понимать, что хотя большинство населения Казахстана относят себя к мусульманам (по данным переписи 2009 года — около 70%), их религиозная самоидентификация обусловлена этнической принадлежностью. Проще говоря, в Казахстане если ты казах, то по умолчанию считаешься мусульманином. Но как показывают результаты социологических опросов,

строго соблюдают все предписываемые религией обряды только 10%

из них», —

приводит цифры эксперт.

Стоит отметить, что мнение Ковязиной по поводу религиозности казахов разделяет секретарь совета улемов Духовного управления мусульман Казахстан Ершат Онгаров. В беседе с 365info.kz Онгаров отмечал, что «республика светская, и большинство ее граждан скорее светские, нежели религиозные». «Этническая принадлежность к исламу не делает большинство наших граждан религиозными», — сказал Онгаров.

Чувство единения

«60% мусульман Казахстана не чувствуют потребности вести религиозный образ жизни ежедневно, —

говорит Ковязина. —

Однако они чувствуют сопричастность к представителям своей религии во время праздников и проведения крупных мероприятий,

связанных с религиозными обрядами: похорон, причащении к религии новорожденного (азан шақыру), свадебных церемоний (неке қию) и т. п. А еще есть 30% немусульман (26% — христиане, 4% — другие традиционные религии)».

Преимущества очевидны

По наблюдению эксперта, преимущества светского государства постепенно осознаются во всем мире.

«Очевидно, что в нынешнем виде, когда представители всех религий свободно взаимодействуют и не чувствуют никакого притеснения ни при трудоустройстве, ни в бытовых вопросах, Казахстан существует благодаря своей светскости, —

резюмирует Ковязина. —

На мой взгляд, в современном мире это вообще единственно возможная форма функционирования государства

И мы видим, что постепенно к этому приходят все страны».

Источник: https://365info.kz/2018/12/naskolko-kazahi-religiozny-tsifry-ot-eksperta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как звучит полное имя Стася

Закрыть