Иеромонах это кто в церкви

Кто такой иеромонах?

иеромонах это кто в церкви

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

  • монах это не всегда человек, который может вести службу,
  • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон — кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».

см. также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Црковной жизни

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kto-takoy-ieromonah/

Иерархия в Православной Церкви

иеромонах это кто в церкви

ФОМА

Церковная иерархия — это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

из белого духовенства
Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым

саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/ierarhiya-v-pravoslavnoy-cerkvi

Кто такой иеромонах в православии?

иеромонах это кто в церкви

В православной церкви довольно много духовных чинов в иерархии, в которых простому человеку не мудрено запутаться. Самое важное, что следует знать о церковных должностях, так это то, что все они расположены по возрастанию — от послушника до патриарха. Внешне все чины отличаются по облачению, причем не только по цвету одежды, но и по форме и разного рода деталям.

Кто такой иеромонах?

Один из знакомых многим церковных чинов — иеромонах. Иеромонах — это человек, который является одновременно и монахом, и священником, т.е. в отличие от простого монаха он может вести богослужение и часто даже имеет свой церковный приход.

Иеромонах — это священник, который является монахом

Обращаясь к истории, стоит сказать, что изначально монахам было строго запрещено принимать священный сан по той причине, что они выбирали жизнь отшельника, а значит, не могли вести пасторскую и общественную деятельность, с которой всегда была связана жизнь священника. По этой причине в первые несколько веков христианства сан иеромонаха мыслился как нечто несопоставимое.

Но постепенно, когда монахи стали объединяться в общины и затем обители, стала появляться потребность в духовном наставнике и соответственно — священнике, которого стали выбирать к рукоположению из монахов.

Происхождение термина

Слово «иеромонах» пришло из Греции и происходит оно из слияния двух корней — «иерос» и «монос». Первый корень — «иерос» дословно переводится как прилагательное «священный», второй корень — «монос» означает «один».

Соответственно все слово имеет перевод близкий к значению «священный одиночка».

Значение слова «иеромонах»

Термин «монос» обозначает человека, выбравшегося для себя отшельничество и духовное совершенствование, но при этом и отказ от брачных уз и многих мирских благ. Вероятно, по этой причине в русском языке слово прижилось в значении «монах».

Возвращаясь к слову «иерос», можно добавить, что именно от этого слова происходит другое греческое слово «иереус» — священник. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «иеромонах» на русской православной почве закрепилось в значении «монах-священник».

Читайте о православии:

  • Насилие в семье в православии
  • Духовная пища
  • Как прикладываться к мощам святых

Кто может стать иеромонахом?

Иеромонахом имеет право стать монах, решивший стать наставником, либо выдвинутый к рукоположению другими монахами. Как правило, это человек, который прожил монахом достаточное время и имеет некоторое преимущество перед теми, кто только принял постриг.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был создан Московский патриархат

Интересно! Сан иеромонаха могут получить как священники, принявшие решение перейти в монахи, так и монахи, прошедшие хиротонию, позволяющую самому совершать церковные таинства, и получившие статус священника.

Место службы иеромонаха

Как правило, иеромонах служит при мужских монастырях, как велось издревле. Однако это означает некоторую закрытость и обособленность церковной жизни иеромонаха, поэтому в сегодняшнем мире иеромонах имеет права на служение в своей церкви, которые чаще всего расположены в сельской местности.

К иеромонаху положено обращаться со словами: «Ваше Преподобие!»

В наши дни иеромонах может проводить такие церковные таинства, как:

  • причащение;
  • исповедь;
  • отпевание;
  • соборование.

Также он проводит Божественную литургию и молебен.

Как обращаться к иеромонаху

К иеромонаху прихожанам является общепринятым обращением «отец», добавляя при этом имя, к примеру, отец Сергий, а также можно обращаться таким словом, как «батюшка».

Оба эти обращения будут уместны, однако, в более официальной ситуации лучше выбирать первый вариант обращения, а второй вариант можно использовать в личной беседе.

Черный и белый священник — в чем отличие?

В православной церкви все духовенство подразделяется на 2 категории — черное и белое. К черному духовенству относятся монахи, принявшие постриг, соответственно к белому относятся священники, не принявшие монашеского обета.

Важно! Самое главное отличие между черным и белым духовенством заключается в том, что духовным санам, относящемся к белому духовенству, можно вступать в брак.

Среди людей существует предубеждение, связанное, несомненно, с семантикой цвета, о том, что белое духовенство лучше черного. Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, ведь в разных вопросах, которые часто адресуют прихожане батюшке белый или черный священник могут быть полезны.

Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве

К примеру, если человек обращается к батюшке с вопросом о семейных проблемах, то более практично ответит на этот вопрос белый священник, в силу того, что он сам имеет семью. Но если паломник или монах обратится к священнику с вопросом, касающимся глубоко духовных исканий, то здесь будет более уместна помощь черного иеромонаха, т.к. он сам прошел этот путь.

Иеромонахи в других конфессиях

Интересно будет заметить, что сан иеромонаха не является только лишь принадлежностью Русской православной церкви, в католичестве и даже англиканстве также имеется этот духовный чин, но он сохранился лишь в более древних христианских общинах.

Кроме того, не лишним будет знать, что во многих религиях существует понятие «иеромонах», но именуется этот человек иным словом, хотя выполняет ровно ту же работу.

История жизни иеромонаха Трифона

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kto-takoj-ieromonah-v-pravoslavii.html

Игумен: кто это?

Игумен — это духовный сан человека, который руководит монастырем, становится наставником для насельником монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — «ведущий») В ряде поместных Церквей игумен также — иерархическая награда.

Несмотря на то, что 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырем.

Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. В «белом духовенстве» сан игумена соответствует протоиерею.

Чем занимается игумен

Высокое звание игумена предполагает наличие богатого духовного опыта, но не стоит забывать и об опыте управления общиной. Игумен — начальник монастыря, который контролирует все процессы монастыря, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание «игумен» достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен — «ведущий». Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.

Игумен Исаия

Посох игумена

Как знак высокого сана, игумен получает посох. Этот трость, означающая принадлежность к высшей церковной власти. Сам по себе посох не обладает никакими сверхъестественными свойствами, это просто значимый для православных христиан символ. Посохи бывают:

  1. Богослужебными (торжественными);
  2. Внебогослужебными.

Первые обычно богато украшены и предназначены для богослужений, их верхушка увенчана Крестом. Навершие посоха может выглядеть по-разному:

  •  древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря;
  • форма, распространившаяся в XVI-XVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху.

В России у каждого посоха игумена обычно есть еще и сулок, специальный платок у навершия, который охраняет руку игумена от мороза в холодное время года.

Проповеди игумена Саввы

Кто может получить сан игумена

  • Иеромонахи;
  • Архимандриты;
  • Архиереи.

При условии, что они согласны принять звание игумена и высокую ответственность, которую оно предполагает.

Может ли игумен жениться

Человек в сане игумена может вступить в брак только при условии снятия этого сана. В Русской Православной Церкви браки разрешены только «белому духовенству» и только при условии, что человек вступает в брак до принятия священнического сана. Монашествующие в Церкви дают обет безбрачия, нарушив который человек считается клятвопреступником, так как этот обет дается Богу.

Слово ἡγούμενος обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» — Лк 22. 26; «начальствующих между братиями» — Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как «начальник» (Деян 7. 10; 14. 12), «вождь» (Мф 2. 6), «наставник» (Евр 13. 17).

Применительно к епископу слово ἡγούμενος в древней Церкви употреблялось в значении «начальствующий над Церковью» (Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Сyr. Alex. In Luc. 5 // PG. 72. Col. 553). Епископы «для мирян своих — пророки, начальники (ἄρχοντες), вожди (ἡγούμενοι)» (Const. Ap. II 25. 7; «начальник и вождь (ἡγούμενος) ваш» — Ibid. II 26. 4; ср.: Ibid. III 5. 3). ῾Ηγούμενοι называет Феодорит, еп.

Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого (Theodoret. Hist. eccl. I 28).

О ἡγούμενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «испросив у игумена лавры (τόν τῆς λαύρας ἡγούμενον) келлию» (Ioan. Climacus. 4. 110 // PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «авва Геронтий, игумен (ὁ ἡγούμενος) монастыря святого отца нашего Евфимия» (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21 // PG. 87. Col. 2868B).

Православная энциклопедия

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/igumen/

Мой путь к Богу

: «Иисус Христос — первый хиппи» Ныне хиппи очень циничны стали

о.Сергий Рыбко:Главное событие моей жизни (в 2010 году) – это выступление на рок-фестивале «Рок над Волгой 2010» перед 100 тысячами человек. Слушали очень внимательно, я даже как-то не ожидал. Народ действительно слушал.
Считаю это самым значимым событием моей жизни, как священника, за прошедший год.

— Каким было впечатление от довольно, скажем так «специфической» аудитории? Проще говоря, были ли трезвые среди слушателей концерта?

о.Сергий Рыбко: Контингент был трезвый по очень простой причине. Со своими напитками вход был запрещен, а пиво, которое продавалось, было не дешевле 100 рублей за стакан. Для современной молодежи это дороговато. Впервые к массовой аудитории я вышел во время концерта «Нашествие 2008». Там было где-то 20 000 человек. Скажу честно: страшно боялся, не представлял, захотят ли меня слушать. Хотелось все бросить и тихонько уйти, но все прошло удачно.

В этот раз был совершенно спокоен. Выступал между Бутусовым и группой «Аквариум», а последних я еще должен был представить. И вы знаете, вот этот момент, когда ты выходишь к ребятам, а они затихают, слушают и видишь их заинтересованные глаза – он дорогого стоит.

Я почувствовал, что вопреки всему негативу, с которым относятся некоторые к таким акциям, это нужно, необходимо, важно. После выступления ко мне подходили, задавали много вопросов, у людей много накопилось в душе, они ищут выход, ищут ответы.

Тем более сам концерт проникнут патриотическими идеями, поскольку был приурочен к дате 12 июля, Дню России.

— Многие приверженцы основательных традиций утверждают, что когда священнослужитель выходит в места «неправедные», люди могут подумать, что не так уж неправильно они живут, если с ними рядом – священник, монах. То есть их далеко не благочестивая жизнь – это «жизнь с Богом» и у них все хорошо. Приходит ложное успокоение совести

о.Сергий Рыбко: Иоанн Лествичник сказал одну интересную вещь: в Никее один святой отец ходил голым по улице. Ему сказали: «Отче, ты соблазняешь других, зачем ты так делаешь?». На что он ответил: «Кто хочет соблазняться – пусть соблазняется. А кто хочет назидаться – пусть назидается».

Поэтому переубеждать убежденных – бесполезное дело. На рок фестивалях не только можно, а нужно выступать. Время само все поставит на места. Вы понимаете, не каждый из молодежи пойдет в Церковь, слишком многими стереотипами они напичканы.

Они должны увидеть, понять, что из себя представляет Церковь на самом деле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется у евреев Бог

Когда к людям приходит священник и рушит стереотипы, начинается полная переоценка жизни.

Вы знаете, лет пять назад канал РенТВ попросил меня что-нибудь исполнить на колоколах, зная, что свою церковную деятельность я начинал со звонарей. Я исполнил на колоколах «Песню эмигранта» «Led Zeppelin» – потом в Интернете меня за это много подвергли ужасной критике.

Так вот, прошли эти пять лет, ко мне в храме подошел молодой человек, сам он из Мурманска, и сказал: «Батюшка, впервые мы с супругой Вас увидели по РенТВ пять лет назад, посмотрели про Вас сюжет и поняли, что Вы очень симпатичны нам. Вы наш человек. Очень захотелось с Вами встретиться, пообщаться». Мы с ним проговорили три часа, он готов обвенчаться, причащаться и причащать детей.

Он оказался замечательным человеком, я очень рад этому знакомству. Но первое наше с ним знакомство произошло именно при таких спорных обстоятельствах. Вот это и есть ответы на все вопросы.

Очень многое значит, когда есть простые люди, которые тебя поддерживают. Самое сложное для меня – сомнения. Иногда тоже задаю себе вопросы: «Кому это надо?», «Вдруг ничего не получится?», «Где плоды?». А плоды есть и достаточно серьезные. Священник должен говорить на их языке, не кто не говорит, что это должен быть язык жаргона, но он должен быть понятен всем, особенно юным. Просто я прошел все это.

Я знаю, что такое рок, что такое неформальное движение, кто такие хиппи. Я их понимаю и сочувствую. Борьба с роком, борьба с джазом – это вообще дело эстетики. Просто одно поколение принимает эту эстетику, другое – нет. Нужно немножко смириться с эстетическими вкусами других людей, предоставить им свободу выбора. Вообще, все музыкальные стили, начиная с джаза – протестные стили.

Протестуют они в конечном итоге против зла.

— Но на это некоторые скажут, что водка, наркотики – тоже протест?

о.Сергий Рыбко: Это не протест. Это протестом оправдывается страсть. Просто некие молодые люди пытаются таким образом расширить свое сознание, а на самом деле – потакают своей страсти. Я был хиппи, но я был изначально противник наркотиков.

И вполне рационально мог сказать почему: это не отвечало на внутренние вопросы, а потом – люди из-за них реально гибнут, и не просто физически, а и духовно. А если человек ищет просто острых ощущений – его жаль.

Любой поиск должен быть оправдан в первую очередь богоисканием.

Какое главное событие 2010 года в Церкви

 
о.Сергий Рыбко: Могу сказать, что в целом изменилась жизнь Церкви с приходом нового Патриарха.

Та энергия, те требования, которые теперь предъявляются к жизни клириков – мне импонируют. Святейший требует активной миссии, результативной благотворительной деятельности. Сейчас все больше идет возврат к настоящей Церкви. Ведь долгие десятилетия из Церкви выхолащивалась инициатива.

Самая большая беда современной Церкви – это отсутствие ревности священнослужителей. Ее просто выбивали. В семинарии в советский период учили: «ты никуда не лезь, а то не дадут жить». И Святейший с этим активно борется.

Церковь стала более открытой миру, нет неоправданной обособленности, отстранения. Именно такова сейчас современная Русская Православная Церковь (РПЦ МП).

Церкви не всех стран занимают такую позицию: Например, в Греции Православная Церковь очень обособленна. Монастыри большую часть времени закрыты. Миряне могут туда войти только несколько раз в неделю*.

Я сомневаюсь, что все остальное время монахи заняты молитвой, просто у них так сложилось. Даже приходские храмы часто закрыты.

Паломники имеют весьма ограниченный доступ к мощам величайших святых. Раннее утро и поздний вечер по нескольку часов – вот время доступа к святыням, и то, во время Литургии**.

Но люди должны знать, что у них в любое время есть место, куда они могут прийти помолиться, — не разделяю пассивную жизнь приходов.

Мне нравится нынешняя позиция нашей Церкви, — она активизировалась. Церковь еще не полностью встала в свой рост, но делает шаги к этому, протягивает руку людям.

Это важно и значимо.

Какое самое значимое событие 2010 года в жизни общества

 
о.Сергий Рыбко: Насчет значимых событий в обществе, этот вопрос не ко мне.
Политически подкованное общество живет некой своей жизнью, я как монах затрудняюсь ответить на этот вопрос.

В обществе живут мои ближние, которым я должен проповедовать Царствие Небесное.
Этим и ограничивается моя жизнь в обществе.

 
* Монастыри большую часть времени закрыты. Миряне могут туда войти только несколько раз в неделю —

Это относится к «континентальной» Греции. На Святой Горе Афон паломники полностью «окунаются» в монашеский уклад, типик (суточный круг): православные службы, общение с монахами, будничная жизнь монастырей. Но и в самой «континентальной» Греции паломники допускаются и даже ожидаются и привечаются во все воскресные и праздничные дни. Все торжественные церковные службы открыты для паломников (но нельзя придти к середине Божественной Литургии, а надо придти до или после, а не вносить суету во время совершения самого главного православного «таинства» Тела и Крови самого Христа, «Общего Дела» христиан. (прим. Паломника)

** Паломники имеют весьма ограниченный доступ к мощам величайших святых. Раннее утро и поздний вечер по нескольку часов – вот время доступа к святыням, и то, во время Литургии —

Это опять же относится только к «континентальной» Греции. На Святой Горе Афон паломники приглашаются на поклонение мощам святых в специальное время, обычно после вечерней трапезы. И выносятся из алтаря величайшие святыни очень благоговейно, а сами мощи не закрыты стеклом.

Также обязательно на Утрени выносятся мощи того святого, чья память совершается в этот день (если они (мощи) имеются в обители, а в каждой афонской обители — великое множество мощей святых).

Священник русского Пантелеимонова афонского монастыря мне рассказывал, что пару раз в Пантелеимоновском монастыре забывали вынести мощи одного святого в день его памяти (к сожалению, забыл какого именно). Эту забывчивость монахов можно объяснить великим множеством мощей разных святых, имеющихся в обители. Так вот, эти «забытые» мощи, если их не выносили, — начинали явственно стучать в шкафу, где они хранятся, и, т.о., исправляли оплошность служащего священника.

Надо сказать, о.Сергий Рыбко очень любит собирать частицы мощей со всего мира. И это ему удается. Лет 10-15 назад в храме Сошествия Святого Духа на Лазоревском кладбище, где служит игумен Сергий (Рыбко), — было примерно 400 частиц мощей. Сейчас, скорее всего, — значительно больше. (прим. Паломника)

  

Игумен Сергий (Рыбко): «Церковь стала более открытой» (Главное событие в жизни отца Сергия в 2010 году)
Беседовала с о.Сергием Рыбко — Елена ВербенинаПравославие и мир > Церковь > Жизнь Церкви > Миссионерство > Общество

28 декабря, 2010 • pravmir.ru/igumen-sergij-rybko-cerkov-sta

2010 год подходит к концу, и мы продолжаем подводить его итоги. Наиболее важными событиями этого года делится с порталом «Православие и мир» игумен Сергий (Рыбко).

Игумен Сергий (Рыбко), Биография:
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве, публицист, миссионер, писатель.

Источник: http://afon-ru.com/Pravoslavie-Otec-Sergij-Rybko-Samaya-bolshaya-beda-sovremennoj-pravoslavnoj-Cerkvi-eto-otsutstvie-revnosti-svyashennosluzhitelej

Иерархия духовенства — Православный журнал

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах  — монах в сане священника.

2) Архимандрит —  (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри.

В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа).

В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен —  (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Пояс пресвятой богородицы где находится

III. Дьякон — низший священный чин 

Для белого священства:

Для черного священства:

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка».

В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник.

Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество».

Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Скачать и распечатать инфографику об иерархии в Русской Православной Церкви:

Источник: https://foma.ru/ierarxiya-duxovenstva.html

Иеромонах Иоанн (Гуайта): чем отличаются молитвы онлайн от молитвы в храме | Милосердие.ru

Фото Петр Ковалев/ТАСС

Священник столичной церкви Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн (Гуайта) еще до времен коронавируса проводил в храме молебен «Об умножении любви и о искоренении ненависти и всякой злобы». Сейчас к этой интенции отец Иоанн добавил «Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносный заразы».

«Иже на всякое время и на всякий час»

— В прошлый вторник, 17 марта мы соединили эти два текста и молились, чтобы Господь остановил войны, а также распространение эпидемии коронавируса. Для того, чтобы избежать большого скопления людей в церкви, я заранее пригласил всех желающих присоединиться к молитве онлайн. Заранее выложил на сайте храма текст молебна, чтобы он был у каждого, кто решил присоединиться к трансляции.

— Для чего проводить онлайн-молебны, ведь можно попросить каждого помолиться самостоятельно у себя дома в условиях эпидемии?

— Не надо забывать о том, что Господь сказал очень четко и точно: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это из Евангелия от Матфея. Поэтому совместная молитва по согласованию так важна. Люди для того и приходят в храм, чтобы вместе молиться.

Но, слава Богу, сегодня есть возможности, в том числе техническая, позволяющая обращаться к Богу вместе и одновременно, но на расстоянии. Я не считаю, что обязательно физически присутствовать в храме, чтобы всем вместе молиться.

https://www.youtube.com/watch?v=XRFJidD4aSo

Молитва не знает ни преград, ни ограничений во времени и пространстве.

— Оффлайн и онлайн молебны, молитвы дома и в храме чем-то друг от друга отличаются?

— В молитве главное – насколько нам удается забыть о повседневности и быть с Господом, чтобы чувствовать, что Он рядом. Все остальное – форма.

Пример, Часослов – богослужение, которое проводится в каждом храме, но которое может служиться также мирянским чином, без священника и без всякой трансляции. Разница с тем, что читает священник в храме, и что может читать мирянин сам, минимальна. Каждый богослужебный час заканчивается молитвой, которая говорит: «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли поклоняемый и славимый».

Это означает, что мы можем покланяться Господу, славить Его в любом месте, в любой час, в любое время. Я бы даже сказал больше. Возьмем Литургию, которая состоит из двух частей. В первой части, Литургии оглашенных, читается Слово Божие. И совершенно нет разницы, читает ли текст священник в церкви или сам человек дома.

Молитва – это то, что идет из сердца человека. В православной церкви существует келейная молитва. Участие в трансляции молебна, по сути, и есть келейная молитва. А то, что одновременно в храме служит еще и священник, это очень хорошо.

Настало время творческого подхода к новым христианским темам

Франция. Париж. 4 декабря 2016. Трансляция божественной литургии, которую провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл в новом кафедральном Троицком соборе на территории Российского православного духовно-культурного центра на набережной Бранли. Фото Доминик Бутен/ТАСС

— В православной традиции есть обычай по трудным вопросам ссылаться на святых отцов (опыт которых, напомним, не одинаков). Но вот в их времена не было виртуальной реальности, интернета, хотя слышание на расстоянии просьб о молитвах, например, у святых – дело обычное. Св. Паисий Святогорец называл это «духовной телевизией».

— Это важный вопрос, и затрагивает он не только жизнь Церкви во времена виртуальной реальности. Святые отцы не дали ответы на очень многие современные вопросы.

И сегодня наша ответственность как христиан в том, чтобы найти эти ответы, исходя из духа и слова Евангелия и святоотеческой литературы.

Нужно искать аналогичные ситуации, интерпретировать события прошлого. Во времена Иоанна Златоуста не было электричества, что же, запретить теперь микрофоны в храмах? В прошлом не было поездов, метро, самолетов, машин и многого другого. Но всем этим мы пользуемся каждый день – в том числе во благо Церкви, для проповеди.

Сегодняшние христиане не призваны жить в мифическом Средневековье – они призваны жить бок о бок со своими современниками, как это в свое время делали отцы Церкви!

Например, сегодня есть тематические телепередачи, которые позволяют пожилым людям (которым не только во время распространения коронавируса не рекомендуется выходить из дома, но и в другое время тяжело приходить в храм) обращаться к священникам с вопросами.

Благодаря информационным технологиям у нас есть возможность молиться вместе, где бы мы ни находились в этот момент. Физическое расстояние не так важно. Православная церковь как раз призывает использовать средства массовой информации и коммуникации для подобных действий.

На Пасху и на Рождество проводятся трансляции богослужения, которое сам Патриарх Кирилл совершает в Храме Христа Спасителя, и благодаря этому очень многие люди по всей стране имеют замечательную возможность молиться с Предстоятелем Церкви.

Конечно, богослужение смотрят не как футбольный матч, очень важно непосредственно участвовать в молитве. Но техника дает нам саму эту возможность.

Виртуально причаститься невозможно

Иеромонах Иоанн (Гуайта). Автор фото Ефим Эрихман, из архива фонда «Дом с маяком»

— Есть ли церковные действия, которые неправильно проводить дистанционно?

— Я бы сказал, что это Таинства, которые в большинстве своем требуют личного участия священника и личного присутствия человека. Например, Причастие. Безусловно, принимать Дары можно только физически, должен быть контакт между священником и человеком, который хочет причаститься. Если прихожанин не может прийти в храм, то священник должен сам его навестить.

Причащение болящих на дому – очень важная часть служения любого священника, как мне кажется. Но я вполне допускаю, что в связи с текущей ситуацией могут еще больше ограничить количество людей, присутствующих одновременно в храме. И как быть? Священники Москвы будут ездить по домам всех людей, желающих причаститься?

Это нереально. Если люди не будут иметь возможность причащаться физически, то они смогут молиться и быть в глубоком единении с Богом даже без причащения.

Еще одно Таинство – Крещение. Но и тут могут быть исключения. Например, в крайних ситуациях крестить может любой мирянин.

Что касается Таинства исповеди – оно, пожалуй, больше других меняло свои формы.

В Русской Православной Церкви практикуется индивидуальная исповедь, но есть и общая. А вот католики не признают никакой общей исповеди, только личное общение со священником.

Армянская апостольская церковь фактически не практикует индивидуальной исповеди. А в послании апостола Иакова мы читаем: «Исповедуйте друг перед другом прегрешения ваши». Это яркий пример того, что Таинство одно, а формы различные.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/otets-ioann-guajta-chem-otlichayutsya-molitvy-onlajn-ot-molitvy-v-hrame/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь