Кто такой давид в библии

Царь Давид

кто такой давид в библии

Фраза «все беды мужчины от женщины» — не пустой звукЭто понятие в нашу жизнь пришло из глубины веков. И в этой связи будет уместно вспомнить библейскую историю о Версавии и царе Давиде, живших около трех тысячелетий тому назад. Их легендарные образы легли в основу Священного писания и множества произведений искусства как летописных, так и живописных. На какой же злостный грех пошел царь Давид ради возлюбленной и чем расплачивался за него до конца дней своих далее — в обзоре.

Ни об одном человеке не написано столько в Ветхом завете, не сложено сколько легенд и не сотворено произведений искусства — как о царе Давиде, всемогущем властителе Израиля и Иудеи. За свой длинный жизненный путь иудейский царь кем только не был.

Пас овец, охотился, воевал. Сочинял стихи и распевал их под аккомпанемент арфы, а став помазанником Божьим, правил объединенной страной 33 года. Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно преданию, выйдет Мессия.

Самые лучшие качества отважного воина, мудрого правителя, пылкого любовника, гениального музыканта и поэта — с одной стороны, а вместе с тем и хитрого властителя, преступного заговорщика, коварного искусителя — с другой, привлекали к его образу творцов во все эпохи.

Стоит отметить, что в Ветхом завете Давид описан как сложная и могучая личность, наделенная противоречивыми чертами: «скромный, но убежденный в своем великом призвании, нежный и жестокий, пастух и воин, поэт-псалмопевец и дипломат, арфист и полководец, подверженный страстям и вожделениям грешник и глубоко религиозный праведник, преданный Богу и искренне раскаивающийся в своих грехах».

О том, как юный пастух снискал себе славу героя

Итак, Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема. Во двор царя Саула попал благодаря своему геройскому подвигу в схватке с Голиафом, да еще благодаря таланту музыканта и поэта.

Легенда так описывает историю сражения совсем еще юного Давида с великаном. Когда сошлись на поле брани войска Саула и филистимлян, было договорено судьбу боя решить в поединке.

Однако никто из израильтян не осмелился выйти на бой с Голиафом, воином огромного роста, обмундированного «до зубов» в металлические латы. Лишь юный Давид вызвался принять бой.

Без доспехов и меча, с одной только пращей, он поразил великана камнем прямо в лоб, а затем его же мечом отсек ему голову. Исход битвы был решен, и филистимляне с позором бежали.

Подвиги и победы в сражениях с филистимлянами принесли Давиду всенародную популярность, должность военачальника и честь стать зятем царя — мужем его дочери. Молодой воин был храбр и отважен. К тому же он божественно играл на арфе, сочинял и пел песни, за что и снискал всенародную любовь и уважение самого царя Саула.

Однако со временем царь начал опасаться юношу, подозревая его в желании захватить трон, а после того как до него дошли слухи о недовольстве пророка Самуила его поведением и о тайном помазании молодого Давида на царство — любыми путями решил избавиться от него.

Отправляя храброго воина на поля сражений, он втайне надеялся на его гибель. А однажды собственноручно попытался пронзить его копьем, а потом и вовсе открыто отдал распоряжение своим подчиненным убить своего зятя.

Но и здесь удача оказалась на стороне Давида, ему удалось бежать. К слову, царская дочь Мелхола — супруга Давида, вначале невзлюбившая его за простое происхождение, со временем стала его боготворить и всем сердцем полюбила молодого мужа.

Она и старший сын Саула Ионатан и помогли бежать приговоренному на смерть смельчаку.

Попытка Саула догнать беглеца заставила того искать убежище у соседей — врагов Израиля. Хитро и ловко лавировал между двумя враждующими сторонами Давид. Филистимлянскому правителю он обещал набеги на израильтян со своим отрядом в 600 воинов, а на самом деле нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников, не оставляя при этом свидетелей.

К тому же захваченной добычей подкупал старейшин Иудеи, чтобы заручиться их поддержкой в будущем.
Саул, прослышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника.

Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давиду дважды представлялась возможность убить царя, помазанника Божьего, но он не воспользовался ею, чтобы не понести за это кары.

А тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян, те терпят одно поражение за другим, и в бою у Гильбоа погибает царь Саул вместе со своим сыном Ионафаном. А Давид со своими приверженцами направился в Хеврон, где его провозгласят царем Иудеи. Он мечтает объединить все израилевы колена и создать единое государство. Впрочем, это и случилось через восемь лет его правления.

Давид переносит в Иерусалим Ковчег Завета, главную иудейскую святыню, сделав таким образом этот город символом единства нации на тысячелетия, его вечной столицей.

О том как согрешил помазанник божий и чем искупал свою вину

Давиду на пути к вершине власти очень много пришлось испытать и выдержать и от царя Саула, и других врагов, однако сердце его не очерствело и не озлобилось так как всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. А ежели когда и приходилось брать грехи на душу, то он «до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога»..

Однако случилось ему впасть однажды в великий грех из-за женщины, необычайно красивой женщины. В расцвете своих сил, на вершине своего могущества он совершил тяжкий грех — он «страстно возжелал» и соблазнил жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина.

Однажды, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел царь молодую женщину божественной красоты. И греховное желание обладать ею ничем он не смог заглушить. Он соблазнил красавицу Вирсавию, а узнав что она замужем за его полководцем решил любой ценой заполучить ее себе в жены.

Так уж велика была необузданная страсть царя к прекрасной женщине. И властитель отдает тайный приказ, что бы с поля сражения муж Вирсавии не вернулся домой. Что и было безоговорочно выполнено.

И хотя в то время у Давида уже был большой гарем, Вирсавия стала его любимой женой до конца его дней.

Тогда-то и произошло событие, ставшее на века притчей. По повелению Господа, пришел к царю Давиду пророк Нафан и начал рассказывать историю о том как «в одном селении жили два человека: богатый и бедный.

У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь. Но пришел к богатому человеку странник.

Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя»
И тут Давид, разгневавшись, прервал собеседника и воскликнул: «Клянусь Богом!Человек, сделавший это, достоин смерти, а за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это и не имел сострадания».

На что Нафан ответил Давиду: «Этот человек — ты. Так говорит Господь Бог: Я помазал тебя в цари над Израилем, Я избавил тебя от руки Саула, зачем же ты пренебрег слово Господа? Жену Урии ты взял себе, а его ты убил мечем аммонитян. За это меч не отступит от дома твоего. Я воздвигну на тебя зло из дома твоего».

И тогда понял Давид, что сам себя приговорил к смерти, и сказал Нафану: «Согрешил я перед Господом», а в ответ услышал: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь, но умрет родившийся у тебя сын-первенец». А еще пророк предсказал царю суровые испытания войнами, что впрочем и случилось в ближайшем будущем.

Давиду пришлось заплатить жизнью сына за свой грех. Потом еще одну беду пришлось испытать Давиду по вине второго сына Амнона, изнасиловавшего свою единокровную сестру Фамарь. Однако царь не покарал насильника, за него это сделал другой его любимый сын — Авессалом. Возмущенный безнаказанностью брата он убивает того за честь сестры.

К слову, Авессалом позже поднимет восстание против отца. И его жизнь также оборвется трагически. Будучи красавцем с белокурыми длинными вьющимися волосами, он погибнет во время сражения, запутавшись ими в ветвях дерева. Давид тяжело переживал гибель и этого сына.

И еще один сын царя Давида, Адония, чуть было не предал отца, решив взойти на престол. Однако мудрая Вирсавия взяла с Давида обещание помазать на царство их сына Соломона, умного, спокойного и верного.

Давид дал обещание Вирсавии и сдержал его, и Соломон стал третьим царем Израиля и Иудеи.

В искусстве образ великого царя нашел свое отражение во всем многообразии противоречивости характера и поступков Давида. Он вдохновлял многих художников и скульпторов разных эпох.

Царь Соломон, пришедший к власти после отца Давида, был достойным преемником в государственных делах и судебных, однако также не лишен .

Источник: https://karavay35.ru/tsar-david/

Происхождение царя Давида

Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.

Портрет царя Давида

У Копенгагенской школы, образованной в 1990-м году, по этому поводу свое мнение. Приверженцы библейского минимализма рассматривают личность царя Давида и реальность существования так называемого Израильского царства как единую идеологическую концепцию, созданную жрецами в Иерусалиме.

Скептики считали, что Давид так же историчен, как и герой рыцарских романов британского эпоса – король Артур. Биография потомка Иессея, которую излагают Священные Писания, гласит, что он происходил из древнего иудейского рода (из которого вышел мессия Иисус Христос) и был младшим из восьми сыновей своего отца.

Молодой Давид, трудящийся пастухом, показал себя человеком благонадежным и храбрым: он мог вырвать своих овец из лап могучего медведя или расправиться голыми руками со свирепым львом, так как от рождения был наделен богатырской силой.

Давид и Саул

Пока молодой человек работал на пастбище, на троне восседал основатель единого Израильского царства Саул, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу. Поэтому пророк Самуил, раскаявшийся в том, что по жребию выбрал «непослушного носителя короны», начал подыскивать своему первому помазаннику преемника.

Его выбор пал на Давида, который в те годы радовал монарха игрой на струнном музыкальном инструменте – кинноре: льющиеся мелодии утихомиривали гнев царя, который обладал вспыльчивым характером (по сказаниям, он был «возмущаем злым духом»).

В юношеские годы молодой Давид, прибывший в израильское войско навестить братьев, отметился героическим поступком: будущий царь победил необычайно сильного великана Голиафа (в Коране – Джалута). Примечательно то, что противник Давида был вооружен до зубов, тогда как у молодого человека была при себе только праща.

Давид и Голиаф

Саул, поверивший в изобретательность юноши, пообещал благословить брак Давида с его дочерью Мелхолой, если тот отправится в поход против потомков Каслухима. Вернувшийся с поля брани «наследник престола» принес «подарок» – мешок с двумя сотнями мужских достоинств, ибо таковым было требование жестокого деспота.

Доблестный отпрыск Иессея завоевал лавры почета, а его блистательная борьба с неверующими филистимлянами вызвала зависть у Саула, поскольку слава Давида затмила все почести действующего царя. Ревностный Саул начал подозрительно относиться к молодому человеку, с каждым днем его презрение только усиливалось. Поэтому неудивительно, что в голову Саула прокралась мысль об убийстве своего подданного.

Дошло до того, что израильский царь, не скрывая своей вражды, подверг Давида опасности, метнув в него копье во время празднования. Но так как Саул перебрал с горячительными напитками, орудие пролетело мимо. Но, тем не менее, самодержец угрожал поместить неприятеля в тюрьму.

Молодой Давид

Но стоит отметить, что Давид почитал Творца и не осмелился поднять руку на помазанника божьего Саула, однако ему представился такой случай, когда они оказались наедине в пещере. Молодой человек незаметно подкрался к своему противнику и отрезал от его плаща кусочек ткани, тем самым показав Саулу, что не способен на преступление и не представляет никакой опасности.

Этот поступок не избавил Саула от паранойи, поэтому Давид бежал к Самуилу в Раму и прибыл в убежище, где ощущалось сильное присутствие Бога. Там же Давид и узнал, что примирение с Саулом невозможно, а сам царь был исполнен Духа Божия. Следовательно, будущий властитель народа долгие годы проводил в эмиграции, пытаясь сохранить свою жизнь и укрыть родственников от гнева первого помазанника.

Давиду приносят новость о смерти Саула

Саул гневно преследовал врага, поэтому Давид вместе с многочисленными соратниками нашел поддержку у противников – филистимлян. На службе у этого народа Давид и его товарищи (600 мужей) грабили местных жителей амаликитян, а часть ворованной добычи отсылали царю Анхусу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет назад Армения приняла христианство

Сподвижники Давида, из-за возражения вышестоящих инстанций, не участвовали во вторжении филистимлян, которые отправились на завоевания земель Израиля и разгромили войска деспота Саула. В битве у горы Гелвуи воины убили сыновей царя, а сам Саул попросил своего подданного ранить его сердце копьем.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.

Царь Давид

Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству — сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.

Плачущий Давид

К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.

Царь Давид

Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.

Израильское царство при правлении Давида

Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.

Царь Давид и его сын Соломон

Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.

Царь Давид в старости

Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

«Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!»

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

«за овечку должны платить вчетверо».

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида — Адония — фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Смерть

Давид умер в семидесятилетнем возрасте, успев передать корону наследнику Соломону. Преемник продолжил политику отца по укреплению государства, однако, порицал кровопролитные войны.

Знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело

Известно, что в память о царе Давиде были написаны книги, а в 1997 году вышел телевизионный фильм «Царь Давид: Идеальный властитель». Но самым известным памятником культуры является мраморная статуя Давида, искусно выполненная талантливым Микеланджело.

В христианстве

В христианской религии Давид предстает как пророк, из рода которого в мир пришел Иисус Христос. Согласно православию, Давид стал автором псалмов, вошедших в Псалтырь, которая считается неотъемлемой частью Ветхого Завета и христианского богослужения.

Православная икона царя Давида

Считается, что икона царя Давида и молитвы, обращенные к нему, помогают людям приобрести лучшие человеческие добродетели — кротость, милосердие и целомудрие.

Источник: https://24smi.org/celebrity/20155-tsar-david.html

8 карантинов Библии, в которых видна Божья верность

кто такой давид в библии
08.04.202008.04.2020

Ниже мы упомянем 8 историй из Библии, описывающих события, которые мы бы сегодня охарактеризовали как «карантин».

1. Карантин Ноя

Вокруг бушевали воды всемирного потопа, но семья Ноя была надежно защищена Богом в Ковчеге:

«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.» (Бытие 7:23)

2. Карантин Мариамь

За пренебрежительный ропот на своего брата Моисея, Мариамь была наказана проказой, с последующим семидневным карантином:

«И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам.» (Числ. 12:15)

3. Карантин первой Пасхи

Бог повелел Израилю закрыться в своих домах, помазать косяки дверей кровью ягнёнка, и в течении ночи не выходить из дома, чтобы не пострадать от Ангела губителя:

«И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.» (Исх. 12:22)

4. Карантин царя Давида

Убегая от преследований Саула, Давид какое-то время был в изоляции — в пещере Одолламской:

«И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.» (1 Цар. 22:1)

5. Карантин пророка Илии

Из-за преследований царицы Иезавели пророк Илия некоторое время скрывался у потока Хорафа, куда Бог повелел воронам приносить ему пищу:

«И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.» (3Цар. 17:6)

6. Карантин царя Озии

Многолетний карантин за пренебрежение к Богу — царь возомнил себя священником и был поражён проказой:

«И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли.»
(2Пар. 26:21; см. также 4Цар. 15:5 где Озия назван Азарией)

7. Карантин пророка Ионы

За непослушание Богу, Иона оказался в трёхдневной изоляции от всего мира — его проглотила большая рыба:

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.» (Иона 2:1)

8. Карантин учеников Христа

Из за преследований ученики Христа находились в опасности, они закрылись в доме, куда к ним пришёл воскресший Христос:

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» (Иоанна 20:26)

1. Карантин постигал как праведных, так и неправедных

В одном случае он был наказанием для человека, в другом — спасением. Не нарекай на карантин, вспомни эти истории и позволь Богу провести тебя через него. Мы ничем не лучше этих людей.

2. Бог оставался верным в период карантина

Он посылал Свою благодать людям в карантине — к Давиду в пещеру пришла семья, пророку Илии хлеб приносили вороны, Мариамь ждал весь стан, у Озии появился заместитель, к запертым в комнате ученикам пришел Сам Христос. Бог не оставит Своих людей и в этот карантин.

3. После карантина люди уже не оставались прежними

Драматический опыт карантина не проходил бесследно. После карантина в рыбе Иона таки пошёл проповедовать в Ниневию, царь Озия больше не был царем, а у Давида появился большой отряд. Карантин — это один из Божьих способов изменить человека. Возможно, в этот карантин Бог собирается изменить и тебя.

Сергей Сологуб, bogoiskatel

INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник: https://www.invictory.org/articles/spirituality/15382-8-karantinov-biblii-v-kotoryh-vidna-bozhya-vernost

История царя Давида

кто такой давид в библии

авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил  предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:

Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего (Первая книга Царств, глава 13)

Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.

статьи:

Семья царя Давида

Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.

Жены царя Давида

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида

У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии –  Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.

Родословие царя Давида

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Давид и Саул

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой день ангела у Вероники

Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть.

Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса.

Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.

Карта бегства Давида от Саула

Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает.

Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом.  Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника.

Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей.

Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида.

На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

престол твой устоит во веки

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Давид и Вирсавия

Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год

Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.

этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын

Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.

Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.

Старость и смерть царя Давида

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Царь Давид в истории и археологии

Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.

Стела Тель-Дан

Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.

Стела Меша

Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.

Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.

Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей.

Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи).

При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.

Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.

Псалмопевец Давид

Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя  был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

Источник: http://bibliya-online.ru/istoriya-carya-davida/

Царь Давид в Библии

Имя Давид означает «возлюбленный». В Библии Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), возлюбленный Богом. Давиду довелось стать автором Библейской книги Псалмов.

Кто такой Давид в Библии: жизнеописание

Царь Давид постоянно упоминается в Священном Писании, как один из самых важных персонажей Библейской истории. О Давиде можно прочитать в:

  • Первой книге Царств (1 Цар. 16-30),
  • Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2),
  • Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29),
  • Упоминание о нем есть в 10 книгах Ветхого Завета,
  • Евангелиях от Матфея,
  • Марка и Луки,
  • Деяниях святых апостолов,
  • Посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям,
  • В Откровении апостола Иоанна Богослова.

Родился Давид в Вифлееме, его отца звали Иессей. Отмечается, что у Давида была приятная наружность, белокурый мальчик, младший сын в семье пас овец. Когда Самуил впервые увидел Давида, ему явился глас Божий со словами «Встань, помажь его, ибо это он». Речь шла о помазании на царство. Самуил взял рог, чтобы помазать лоб Давида со словами «Господь будет с тобой во всех твоих делах». Это пророчество сбылось.

При дворе первого израильского царя Саула прекрасному юноше довелось стать музыкантом и оруженосцем, Давид искусно играл на гуслях.

Давид и Голиаф

Царь Саул был далеко не немощным. Писание описывает его широкоплечим и высоким, но все же не превосходящим по силе филистимлянина Голиафа. На поле боя Голиаф вышел бы победителем. Во время одного из сражений Голиаф попросил в противники одного воина и, если тот победит, пообещал, что филистимляне станут рабами, если же воин проиграет Голиафу, рабами придется стать израильтянам. Все испугались этих слов, Давид же услышал это и выразил желание сразиться с великаном Голиафом.

Все были поражены и озадачены: молодой Давид еще не обучался военному искусству. Но слова «Господь будет с тобой во всех твоих делах» были сказаны не напрасно. Будучи пастухом, Давид побеждал даже львов и медведей, покушавшихся на стадо.

Против Голиафа Давид вышел даже без шлема и брони, которые показались ему излишне тяжелыми. Подбежав к Голиафу, он бросил в него камнем, выхватил из ножен великана меч и его же мечом отсек ему голову. Филистимляне в ужасе бежали. Народ Израиля был спасен.

Ироды, цари Иудеи

Царство Давида

Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). Наступило время царства Давида. Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).

Давид был мудрым и справедливым правителем. Но оставался при этом грешным человеком. Его любовь к красавице Вирсавии заставила его совершить грех — послать ее мужа Урию на верную смерть. О своем грехе Давид раскаивался перед Господом, который разгневался на царя. Первый ребенок Давида и Вирсавии умер. Но Господь милостив и Давид был прощен. У Давида и Вирсавии родился второй сын Соломон, которому Давид передал все свое царство. Господь возлюбил Соломона.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/car-david-v-biblii/

Кто такой царь давид в библии и чем он прославился? — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.

Цари Соломон и Давид родились на страницах Библии

Возможно, цари Соломон и Давид никогда не существовали. По словам историков, археологические свидетельства библейских историй требуют пересмотра, потому что археологи привязывают свои находки к Библии без достаточных на то оснований.

Любой археолог, занимающийся изучением библейских сюжетов, может подтвердить, что практически не существует никаких свидетельств, что цари Давид и Соломон существовали на самом деле. Историки в основном опираются на информацию, которую дает Ветхий Завет. Эти отрывки, повествующие о легендарных царях, археологи пытаются связать с археологическими находками, однако часто им приходится останавливаться лишь на зыбких предположениях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда будет День Ангела Елены

Вопросом библейской археологии занялся профессор Эрик Клайн (Eric Cline) из Университета им. Джорджа Вашингтона.

Стела Тель-Дана — единственное упоминание о доме Давидове

По словам ученого, еще 15 лет назад не существовало ни единого упоминания о царях Давиде и Соломоне вне библейских текстов. Нигде даже не встречались сведения о доме Давидове, который должен был бы править Иудеей.

И только в 1993-1994 годах у археологов появилась первая зацепка. Во время раскопок в Тель-Дане в северном Израиле они обнаружили фрагменты черной базальтовой стелы, которую древние жители этой области использовали вторично при строительстве здания.

Надписи на стеле стали первым письменным источником, не связанным с Третьей книгой Царств.

Стелу из Тель-Дана ученые датировали 842 годом до н. э. На камне выбит текст, повествующий о поражении Иорама, царя Израиля, и Охозии (Ахазияху), царя Иудеи, которое им нанес правитель Арамейского Дамаска в начале IX века до н. э.

Израильтяне вторглись на территорию арамейского государства, располагавшегося в районе современного Ливана или южной части Сирии. Но, как написано на стеле, арамейский правитель «уничтожил семьдесят царей, которые снарядили против него тысячи колесниц и тысячи всадников.

И я убил царя Израиля Иорама, сына Ахавы, и царя из дома Давидова Ахазияху, сына Иорамы».

«Однако у нас все еще нет никаких записей того времени, в которых упоминался бы Соломон. Ни единого подобного свидетельства! Более того, у нас все еще слишком мало археологических данных, подтверждающих существование Давида», — отметил профессор Клайн.

Дворцы, конюшни, врата

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по поводу статуса Иерусалима в X веке до н. э. Одни считают, что сведения Библии о том, будто город был могущественной столицей государства, верны. Другие же склоняются к мнению, что то время город имел весьма маленькое значение. До сих остается неясным и то, где жил Давид до того, как стал царем.

По словам Клайна, найденное археологами здание, которое традиционно считается «дворцом Давида» и датируется X веком до н. э., на самом деле может быть совершенно другим строением.

Никто из специалистов не смог его точно датировать и не подтвердил, что это действительно дворец.

Израильский археолог Израэль Финкельштейн считает, что большинство керамики и других предметов, найденных во время раскопок «дворца Давида», на самом деле датируются веком позже, а значит, никак не могут соотноситься с Давидом и Соломоном.

Кроме того, находка «дворца Давида» противоречит исследованиям другого израильского археолога Игаэля Ядина (1917-1984), который считал найденные им в Хацоре (Гацоре) внушительные стены и ворота дворцом, построенным во времена правления Соломона. Ядин опирался на сведения из Третьей книги Царств о том, что царь приказал «построить храм Господень, и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер» (9:15).

Американские исследователи, занимавшиеся раскопкам в Мегиддо, тоже использовали Третью книгу Царств, чтобы идентифицировать найденные ими строения как «конюшни Соломона». Они опирались на следующий отрывок: «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.

Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот [сиклей] серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли [все это] царям Хеттейским и царям Арамейским» (10:26-29).

Однако, по словам Клайна, эти конюшни на самом деле мог построить любой из более поздних царей.

То же можно сказать и о найденных Ядином в Газере «вратах Соломона». Профессор Финкельштейн провел радиоуглеродный анализ, который во время раскопок еще не был доступен ученым.

И оказалось, что это строение на один-два века моложе, чем считалось до этого, и было построено не раньше IX-VIII веков до н. э. Кроме того, такая датировка соотносится с метками каменщика, которые сохранились на «вратах Соломона».

Похожие метки были найдены археологами при исследовании дворцов в Мегидде и в Самарии. О последнем ученым точно известно, что его возвели правители из династии Омри (Амврия) в IX веке до н. э.

Археологи насильственно привязывают свои находки к Библии

По словам Клайна, проблема библейской археологии сегодня состоит в том, что ученые используют отрывки из Библии для идентификации и датировки архитектурных сооружений, а затем керамика и прочие предметы датируются уже по зданиям. Потом специалисты соотносят новые раскопы с такой же керамикой с библейской историей. Получается замкнутый круг, который приводит все к новым ошибкам.

Поэтому, по мнению Клайна, необходимо заново изучить все находки, которые археологи сегодня смело относят к X веку до н. э. Возможно, это приведет к тому, что Соломон, Давид и многие события того времени окажутся неподтвержденными, однако это лучше, чем опираться на догадки, а не на научные доказательства. Не стоит исключать и теорию, что Давид и Соломон впервые появились на свет только на страницах библейских писаний.

«Цель библейской археологии не состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть данные Библии. Археологи должны заниматься изучением культуры и истории Святой Земли, которая существовала на самом деле», — подвел итог Клайн.

Книга Клайна «Biblical Archaeology: A Very Short Introduction» выйдет в Oxford University Press 26 ноября.

Источник: https://www.infox.ru/news/10/32886-cari-solomon-i-david-rodilis-na-stranicah-biblii

Загадка Голиафа: откуда пришел самый известный воин Библии

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Одна из самых знаменитых библейских сцен — битва Давида с Голиафом — полна белых пятен. Например, почему Библия подробно описывает внешность этого могучего воина, но умалчивает о происхождении его народа — филистимлян? И насколько вообще правдоподобны те события? Ответы на эти вопросы могут дать историки и археологи. О тайне Голиафа — в материале РИА Новости.

Трехметровый воин

Неспроста имя Голиаф испокон веков давали чему-то очень большому — от корабельной торпеды до вымышленного персонажа комиксов. А все дело в библейском описании этого воина: история его битвы с юным Давидом, будущим царем Израиля, начинается как раз с подробного описания гигантских размеров Голиафа.

«Ростом он — шести локтей и пяди (2,9 метра. — Прим. ред.). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди (около 60 килограммов. — Прим. ред.); медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его», — сказано в Писании.

Трехметровый воин (науке между тем неизвестны люди выше 2,8 метра) в облачении более тяжелом, чем у средневековых рыцарей, — звучит фантастически. И это дает повод скептикам утверждать, что история битвы Давида с Голиафом — выдумка от начала до конца. Однако все не так просто.

Библейская гипербола

Исследователи Библии отмечают, что в ряде книг, из которых она состоит, встречаются разного рода литературные приемы, призванные усилить воздействие на читателя. Вот и в случае с битвой Давида с Голиафом составитель Книги Царств, где рассказывается эта история, намеренно пошел на преувеличение в описании внешности могучего воина, допускает доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.

«Вряд ли стоит видеть в Писании фотографическую фиксацию. Можно предположить, что это пример гиперболизации в описании событий: небольшой отрок Давид сталкивается с могучим воином. Наверное, такое описание Голиафа дано для того, чтобы оттенить разницу между самодовольной силой и кротостью, незначительностью — другими словами, оттенить силу Божию», — рассуждает специалист.

Возможно, разительное противопоставление и стало причиной популярности этой истории, в которой все было неспроста.

В то время (а это примерно IX век до нашей эры) израильтяне воевали с филистимлянами, пришедшими в Ханаан (ныне на этой территории располагаются Сирия, Ливан, Израиль и Иордания) непонятно откуда.

Войска двух народов сошлись «в Сокхофе, что в Иудее», однако никто из них не решался атаковать первым. Тогда к израильтянам вышел Голиаф и вызвал их воина на поединок. Причем с одним условием: если он победит, евреи станут рабами филистимлян.

Как повествует Библия, его все испугались. Кроме Давида — слуги израильского царя Саула.

«И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык (к такому вооружению); потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.

И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкой и с пращой в руке своей выступил против филистимлянина», — последние мгновения перед решающей битвой описываются очень подробно, будто для усиления ожидания развязки.

«Народ моря»

Именно форма поединка — дуэль двух самых храбрых и сильных воинов — навела ученых на мысль о том, что описанное в Библии сражение действительно могло состояться. Похожим образом сошлись в поединке герои «Илиады»: троянский царевич Парис, похитивший Елену Прекрасную, и ее муж, правитель Спарты Менелай. Это, как отмечают ученые, повсеместная практика для Ближнего Востока бронзового века (три тысячи лет назад).

В течение нескольких лет археологи проводили раскопки в местечке Тель эс-Шафи в Израиле. Именно там находился один из пяти построенных филистимлянами городов — Геф, где жил легендарный Голиаф.

В прошлом году здесь был найден кусок керамики с надписью, которую пока не удалось расшифровать. Дело в том, что науке доподлинно не известно, откуда в Ханаан пришли филистимляне, каковы были их обычаи и язык. Ведь найденный черепок является лишь вторым образцом письменности этого народа. Первый — тоже черепок — нашли там же в 2005 году. Впрочем, надписи эти сильно напоминают семитский язык. Отсюда родилась версия, что филистимляне позаимствовали письменность у евреев.

Удивительно, но каждое из этих филистимских слов по написанию похоже на имя Голиаф. «Ученые считают, что это слово — несемитского происхождения.

Оно очень похоже на имя лидийского царя Аллиата, правившего, согласно древнегреческому историку Геродоту, с 619 по 560 год до нашей эры», — отмечает в своем исследовании специалист по истории языков Марианна Вернет.

То есть филистимляне могли прийти на Землю обетованную из Лидии — западной части современной Турции. Впрочем, эту точку зрения разделяют далеко не все исследователи.

«Библия не уточняет, откуда пришли филистимляне. Но из других источников (примерно XII век до нашей эры) известно, что их называли «народом моря» — по всей видимости, Средиземного», — подчеркивает, в свою очередь, библеист Андрей Десницкий.

«Народы моря» сражались, например, с войсками фараона Рамзеса III. Примерно в 1170-х годах до нашей эры они попытались вторгнуться в Египет — об этом свидетельствуют барельефы на стенах храма в Мединет-Абу. Фараону, если верить храмовым надписям, удалось отразить их нападение, и завоеватели отступили в район современного города Газа.

Те же египетские свидетельства дают небольшую зацепку — «народы моря» изначально жили на некой «земле Кефто». А в Библии упоминается об острове Керети. Оба названия, как полагают историки, означают остров Крит.

Неожиданное открытие

Но оставленные египтянами свидетельства так и не дали исчерпывающего ответа на главный вопрос: откуда пришли филистимляне, «народ моря». В 1985 году археологи приступили к масштабным раскопкам в районе израильского Ашкелона, расположенного на берегу Средиземного моря. Там, согласно оставленным ассирийцами и египтянами свидетельствам, находился один из главных филистимских городов. Лишь спустя 30 лет ученые нашли ключ к разгадке тайны их происхождения.

Исследователи обнаружили многочисленные фрагменты красно-черной керамики. Именно такая расцветка, по словам ученых, характерна для крито-микенской культуры. То есть филистимляне, по всей видимости, являются родственниками завоевателей Трои.

А еще в том же Ашкелоне три года назад было найдено массовое захоронение филистимлян — 145 мужских, женских и детских скелетов. Изучив кости, ученые пришли к неожиданным выводам.

«Несмотря на то что слова «филистимляне» и «палестинцы» похоже звучат, между этими народами нет никакой связи. Три тысячи лет назад филистимлян стерли с лица земли войска вавилонян», — заявил журналистам проводивший раскопки археолог Даниэль Мастер.

Правда, как отмечают ученые, размеры найденных мужских скелетов намного меньше приписываемых Голиафу. С одной стороны, это может указывать на то, что внешность воина сильно отличалась от описания в Библии. Вместе с тем это может говорить и о том, что Голиаф действительно выделялся на фоне соплеменников — не зря его боялись даже известные своей храбростью еврейские воины.

Во всяком случае, последние открытия археологов предоставляют все больше доводов в пользу версии о том, что Голиаф — вовсе не легендарный персонаж.

Источник: https://ria.ru/20190216/1550949447.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Когда поминают усопших после смерти

Закрыть