Мелхиседек. Люди — Путеводитель по Израилю
В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. 14:18, Пс. 109:4.
По возвращении Авраама с отбитыми у четырёх побеждённых восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его был город Иерусалим.
Мелхиседек благословляет Авраама Foster Bible Pictures, Public Domain
Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых ему была дана десятина.
В Новом Завете
Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7:1).
У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остается священником навсегда (Евр. 7:3).
Изображение Мелхиседека из Киевской Псалтири (1397) unknown medieval painter, Public Domain
В православной иконографии используется образ «Великий Архиерей Иисус Христос», как один из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит текст:
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4).
О личности мелхиседека
Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.
По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом.
По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета.
Апокрифическая «Книга Еноха» рассказывает о рождении Мелхиседека в могиле умершей жены Нира, брата Ноя.
Младенцем Мелхиседека архангел Гавриил отнес на небеса на 40 дней, пока на земле происходит потоп.
Встреча Авраама и Мелхиседека unknown, Public Domain
Также в манихейской доктрине «Светоносный Младенец» рождается в могиле и его по велению «Высокого» спасает от демонических существ космократор «Посланник, Адамант света».
Наконец, некоторые христиане видели в нём ветхозаветное явление Сына Божия, в то время, как другие склонны предполагать, что Мелхиседек был простым потомком Адама по естественному происхождению от него, хотя и являлся личностью великой и значительной.
Источник: https://guide-israel.ru/people/70024-melxisedek/
Мелхиседек в Библии
16 мая, 2016
Многих верующих интересует вопрос, кто такой Мелхиседек в Библии. Первое, на что надо обратить внимание, что Мелхиседек – это не совсем имя, скорее всего, это обозначение царя. В русском языке правитель – это царь.
В те времена у народов были свои названия правителей: Царь Египта – фараон. Царь филистимлян – Авимелех и тд. Поэтому царь города Салима, мог обозначаться как Мелхиседек.
Второе, это то, что более правильное произношение на русском языке этого титула будет звучать так: Малки-Цедек (направляющий к праведности, справедливости).
Существует версия, что Малки-Цедек это Сим, сын Ноя. Это точка зрения еврейских комментаторов (Талмуд — трактат Недарим, лист 32). Христианская точка зрения – Малки-Цедек – это Бог Христиан до своего рождения, до того, как он стал называться Иисусом. Не будет говорить кто прав, каждый пусть сделает вывод для себя, после нашего исследования. Мы же рассмотрим, что означает Мелхиседек, с танахической точки зрения.
О Макли-Цедеке упоминается в Торе, в Кетувим и в Брит Хадаша. Он был священником Всевышнего. Вспомним это место:
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего
(Быт.14:18-20)
В Кетувим это имя встречается в пророческом псалме:
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
(Пс.109:4).
О Мелхиседеке так же упоминает и Павел, в послании к Иерусалимской общине, разъясняя значение нового священства – священства Мессии, где он поясняет, что Мессия должен быть подобен Мелхиседеку и приводит на этот счет аргументы из Танах. Павел говорит о нем:
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих (Евр.7:1-4).
Помимо того, что Мелхиседек был царем города, он был еще и священником своего народа в городе и служил Богу Всевышнему.
Итак, что же означает Мелхиседек? — Это правитель, который одновременно выполнял роль царя и роль первосвященника (верховного жреца).
Мелхиседек в Библии — это обычный человек
Не стоит буквально понимать, что царь Мелхиседек действительно появился на свет без отца и без матери. Не об этом речь. Здесь Павел делает указание на то, что о нем небыло никакой информации, как о какой-то знаменитости – никто не знает его имени, никто не знает его отца, никто не знает когда он родился и когда умер. Если считать, что в Салиме правил бессмертный Бог, то возникает множество других вопросов без ответов: когда Он там воцарился, каким образом, на какое время и тд.
На жизнь людей того времени надо смотреть реально, как на жизнь и нашего времени. Представьте, что президентом вашей страны стал человек без роду и племени, которого никто никогда не знал, о котором нет никакой информации для баллотирования в кандидаты. И вот ему всех удалось обхитрить, и он стал президентом.
Поэтому не стоит фантазировать, что в то время в Салиме городом правил Бог, превращенный в человека и у жителей города не появлялись вопросы, кто он и откуда. Поэтому, царь Мелхиседек был обычным человеком, а как царь, он был известен только в пределах той земли.
Царства были маленькие. Они как-то контактировали с соседями, как правило, торговля и тп. Не сохранились данные о нем по той же причине, как не сохранились данные и других царях того времени в той земле. Потому до сего дня, никто не знает, когда он родился и когда умер.
По этой причине Павел проводит аллегорию, что он подобен Божьему сыну. Но что значит, подобен Божьему сыну. У Бога нет ни сыновей, ни дочерей, ни племянников, ни кого-то еще, подобно тому, как это есть у людей. Поэтому детей Божьих надо рассматривать иначе. Бог не человек и не размножается. Детьми его становятся праведники, а нечестивые не являются его детьми. Праведники считают себя детьми Бога. Но Бог бессмертен, а его дети смертны.
Если так, то, какие же они дети, ведь они смертны. Следовательно, настоящими детьми будут только те, кто оживет из мертвых в назначенное время. Поэтому, окончательное определение для вечности человек получит в день оживления из мертвых, когда смертное облечется в бессмертие и тленному надлежит облечься в нетленное. Первым таким человеком, кто стал сыном Божьим по оживлению из мертвых, является Йеhошуа, проложивший дорогу в небеса.
Потому Бог говорит о его рождении так:
Ты сын Мой, Я ныне родил тебя.
«Ныне» означает не что иное, как сегодня. Если «сегодня», то значит, есть точка отсчета, когда Он его родил – это на второй день праздника Песах, в день возношения снопа.
Но, Йешуа родился в этот день, или лучше сказать ожил из мертвых, не для земной жизни, чтобы снова умирать, а для жизни в новом мире, где нет смерти и нет времени. А если нет времени, нет и ни начала и ни конца.
Поэтому, любой сын Божий, оказавшийся в царстве Бога, становится вечным, не имеющим ни начала жизни, ни ее конца. Он становится подобен Богу, не имея ни начала дней, ни конца уподобляясь своему Отцу, пользуясь наследством Отца.
Был ли Иисус тем самым Мелхиседеком? Если существовал священник, не имеющий ни начала, ни конца дней, то для чего же нужно было клонировать такового еще раз? Если Иисус это и есть тот самый царь Мелхиседек, то в чем здесь собственно уподобление – уподобиться самому себе? Это больше похоже на спектакль, где один актер играет все роли в разное время в разном гриме.
Мелхиседек в Библии — высокий священник Всевышнего
Почему же Мелхиседек, назван Павлом — великим, в чем особенность его величия. В том, что священники Аарона принесли ему десятину в лице Авраама праотца своего, как священнику чином выше их. Почему же Авраам даровал ему десятину?
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои.
Мелхиседек был проинформирован об Аврааме, кто он, откуда и чем занимается, почему он пустился в бой с царями той земли. И как священник Всевышнего, он решил благословить Авраама, когда тот возвращался с победой. Он ведь понимал, что победу Аврааму дал Всевышний.
Напасть на врага, который имел превосходство во всем, начиная от вооружения и кончая численностью и победить его можно было только с благословения Всевышнего. И как справедливый и мирный царь, он видел в Аврааме, человека Божьего, потому что Авраам был мирным человеком и богобоязненным, заслужившим авторитет среди влиятельных людей той земли.
Поэтому, царь Мелхиседек счел нужным официально благословить Авраама и почтить его, подав хлеб и вино.
Победа Авраама была свидетельством для окружающих, в том числе и для Мелхиседека, что с ним Бог. Авраам понимал, что его, имеет право благословить тот, кто выше его по чину. Это было естественно для него – меньший, благословляется большим.
А раз так, то Авраам обязан был почтить того, кто выше его. Поэтому он даровал ему десятую часть трофеев.
Двенадцать колен Израиля произошли от Авраама, как от родоначальника. Мелхиседек же не был в родстве с Авраамом.
По этой причине он взят как подобие происхождения вечного священника и вечного царя Мессии не из колена Леви.
Еще раз подчеркнем, что Мелхиседек был царем города Салима и священником Всевышнего одновременно. Надо, наверное, понимать, что священник Бога, это служитель Бога, но никак не Бог. Поэтому, Мелхиседек был человеком. Если же считать, что в то время уже существовал вечный священник, то какой смысл создавать священников по чину Аарона – от лучшего к худшему.
Но спасение идет от худшего к лучшему священству. И с появлением лучшего священства, худшее становится не актуальным. Нет смысла, имея вечного первосвященника в лице Мелхиседека, создавать священника временного, смертного.
Поэтому, версия о том, что будто бы Мелхиседек, это какая-то мистическая личность, являющаяся одновременно Богом, Богом-сыном и Богом-священником, просто абсурдна.
Павел изъяснял значение священства Мессии для евреев, которые хорошо знали танахическую информацию о Мелхиседеке. И его цель была не доказать, что Мелхиседек, Мессия и Йеhова – это один и тот же персонаж, а объяснить, почему следовало отказаться от священства Аарона. По сути, об этом и написана вся книга послания к евреям, но это уже другая тема.
Был ли Мелхиседек бен Ноах, нигде не сказано, и Павел не говорит о существовании такой точки зрения. Но он считает, что родословная Мелхиседека предана забвению и ее никто не помнит и не знает. Поэтому, заверять, что Мелхисидек – это Сим, у нас нет оснований.
Источник: https://nev-tanah.info/malkizedek/
Мелхиседек. Священство Мельхиседека
Имя Мелхиседек всречается в двух вариантах написания: Мелхиседек или Мельхиседек.
На протяжении столетий множество легенд окружило личность Мелхиседека. Большинство текстов, в которых упоминается Мелхиседек, были созданы незадолго до возникновения Христианства, однако есть и более ранние, и более поздние упоминания. Так, фигура Мелхиседека была весьма популярна в конце Средневековья. Однако средневековые тексты во многом цитируют более ранние, а потому, не являются объектом подлинного интереса.
Святой Царь Мелхиседек почитается Православной Церковью в неделю святых праотец. Мелхиседек – одна из наиболее загадочных личностей Библии. Мелхиседек – единственный, о ком рассказывается как в начале библии (в книге Бытия), так и в конце Библии (в Послании к Евреям). Согласно христианскому богословию, Мелхиседек предваряет пришествие Христа и объясняет Его миссию.
Согласно Библии, Мелхиседек — царь Салимский (Иерусалимский). Мелхиседек упоминается дважды в Ветхом Завете:
Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; (Бытие, глава 14)
Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Псалтырь, псалом 109)
В Новом Завете мы находим упоминания о Мелхиседеке в Послании к Евреям:
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во‑первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. (Послание к Евреям, глава 7)
Имя Мелхиседека свято и для иудеев, и для христиан, однако имя его, в отличие от имен других библейских персонажей, не настолько известно. Вероятная причина этого в том, что Мелхиседек не был евреем. Из текста Библии явно видно, что Мелхиседек правил Салимом до прихода евреев. Вероятно, Мелхиседек был ханаанеем.
Имя Мелхиседек (Малки-Цедек) происходит от слов малки – мой царь и цедек – правда, праведность. Мелхиседек упоминается в Книге Бытия как священник Бога Всевышнего, который благословил Авраама. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино. Вероятно, это первое описание таинства святого причастия.
Так кто же такой Мельхиседек? Вероятные версии:
- Мелхиседек — проявление Божества, Богоявление, а не конкретная историческая личность. Этой точки зрения придерживались ранние отцы Церкви и апологеты.
- Мелхиседек – историческая личность, священник, встречающий и благословляющий Авраама.
Если данная версия верна, то, вероятно, что Мелхиседек находился за пределами иудейской традиции, что свидетельствует о первоначальном монотеизме народов Земли.
Возможно, Мелхиседек был последним представителем некого первобытного священства, намеки на которое мы находим в Бытии:
У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].
Вероятно, религия первобытного откровения продолжала сохраняться среди языческого суеверия.
- Мелхиседек – вымышленная личность, которая служила для оправдания назначения первосвященников не из колена Левина во времена Давида. Если это правда, то строки Бытия, повествующие о Мелхиседеке, были включены в Писание позже.
Отсутствие каких-либо сведений о Мелхиседеке породило множество взглядов как на личность Мелхиседека, так и на достоинство его служения. Некоторые отождествляют Мелхиседека с патриархом Симом.
Описание Мелхиседека как «царя и священника» свидетельствует о том, что предание о нем характерно для патриархального быта, где старший в роде одновременно являлся и царем, и жрецом, и судьей. Однако такой статус позволил апостолу Павлу провести параллель между Мелхиседеком и Христом.
Чрезвычайно интересными являются раннехристианские размышления об образе Мелхиседека. Раннехристианские теологи задавались вопросом: если Мелхиседек действительно являлся служителем единого Бога, то именно он, а не Авраам – настоящий основоположник монотеизма.
Что же касается мнения, из которой следует, что Мелхиседек — прототипом Мессии, то подобная точка зрения выражена в ных текстах кумранской общины.
В рукописях Мертвого моря часто упоминается фигура Мелхиседека. Так, в сильно фрагментированном экземпляре кумранского произведения Песни субботнего всесожжения Мелхиседек, возможно, выступает в роли Первосвященника небесного Храма.
В обнаруженном в той же кумранской пещере Завещании Амрама Мелхиседек фигурирует в качестве правителя всего светлого и антагониста Мелхиреши — царь нечестия. Мелхиреши правит над всей тьмой и, вероятно, тождествен с Велиалом.
В тексте Завещания Амрама Мелхиседек сообщает Амраму, что имеет три имени. Однако, мы не знаем какие, так как далее часть рукописи утеряна.
Основную информацию о Мелхиседеке можно извлечь из фрагментированного кумранского текста, условно называемого Мидраш Мелхиседека. В этом произведении Мелхиседек выступает как глава ангелов и ангелоподобных существ. Он обитает на небе, но в конце десятого юбилея должен будет явиться на землю, «дабы искупить грехи всех сынов света и учинить суд над нечестивцами. Мелхиседек также отождествляется с утешителем всех сетующих.
Особое внимание при анализе кумранского Мидраша Мелхиседека обращает на себя следующий момент. Судя по контексту, ряд цитируемых в данном произведении библейских пассажей, в которых субъектом действия является Бог, истолковываются как относящиеся к Мелхиседеку и коррелируют с его функциями.
Отметим, к примеру, выражение «время года благоволения Мел- хиседека», возникшее, по всей вероятности, под влиянием текста «Возвестить год благоволения ГОСПОДА».
Наряду с присутствующим в кумранских рукописях выражением «жребий Бога» в Мидраше Мелхиседека появляется понятие жребий Мелхиседека».
В этом же кумранском произведении засвидетельствовано и выражение наследие Мелхиседека, возможно, каким-то образом соотносящееся кумранскими общинниками со встречающимися в Библии понятиями наследие ГОСПОДА И наследие Бога.
Таким образом, Мелхиседек, по всей вероятности, рассматривается в кумранском Мидраше как личность, реализующая некоторые функции Бога. В связи с вероятной корреляцией образа Бога с мессианской фигурой Мелхиседека укажем на Псалтырь как на возможный библейский источник.
Согласно кумранским рукописям, Мелхиседек «предаст мечу» нечестивцев из Израиля и внешних врагов иудеев. Параллель к карательной функции Мелхиседека обнаруживается также в кумранском на Аввакума, где упоминается эсхатологичекий «Избранник» Бога, который осуществит Суд Божий над всеми нечестивцами.
Кумранские летописи пытаются воссоздать фантасмагорическую биографию Мелхиседека, считая, что печать высшего священства была предопределена ему еще в детском возрасте, а Всемирный Потоп он переждал в Эдеме.
Священство Мелхиседека
Давайте поговорим о том, чем отличается священство по чину Мелхиседека от священства по чину Аарона. Святой Августин считал, что Мелхиседек – прообраз будущего и отличает священство Христово от левитского.
Родословная Мелхиседека не ясна: из Библии следует, что у него не было родителей, что противоречит построению родословной в Библии, когда родословная описывается по отцовской линии.
Мелхиседек же словно появляется ниоткуда, а его священство определялось исключительно личными качествами.
Важно понимать то, что левитское священство всецело основывалось на наследственном праве. Священниками могли быть лишь те, у кого было подтверждение его происхождение от Аарона. Личные качества и желание не играло никакой роли.
Некоторые Иудейские цари из колена Иудина иногда также выполняли священнические функции, то есть реализовывали священство по чину Мелхиседека.
Священство Мелхиседека не имеет ни начала, ни конца. Священство Мелхиседека – данность, равно как и священство Иисуса. Священство Мелхиседека – вечное, священство левитов – временное.
Священство по чину Мелхиседека выше левитского. В Книге Бытия говорится, что Авраам уплатил десятину Мелхиседеку и принял его благословение. Таким образом Авраам признал старшинство Мелхиседека над собой. Левий, будучи правнуком Авраама, соответственно также признал старшинство Мелхиседека.
Вопрос о священстве Мелхиседека нашел отражение в Послании Апостола Павла евреям. Священство Иисуса сродни священству Мельхиседека, а следовательно:
- Иисус – первосвященник, священство которого основано не на родословии, а на Нем Самом.
- Первосвященство Иисуса вечно.
- Иисус Христос – безгрешен
- Иисус Христос – Первосвященник, Который принес совершенную жертву, тем самым открыв всем людям путь к Богу. Необходимости в дальнейших жертвах нет
Личность Мельхиседека, окруженная ореолом таинственности, породила целый пласт апокрифической литературы.
Во второй половине ХХ века образ Мелхиседека стал объектом неоязыческих и оккультных спекуляций.
Источник: http://bibliya-online.ru/melkhisedek-svyashhenstvo-melkhisedeka/