Обрезание господне что это

14 января. Обрезание Господне

обрезание господне что это

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар.

У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения.

Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

1 (14) января, великий непереходящий праздник

На восьмой день после Рождества младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.

14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, »ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте.

Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: »се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: »Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: »В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Традиции и правила нашей Церкви

В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как император Пётр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (1700).До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября).

По указу Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января (ст. ст.) — 14 января (н. ст.). По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс».

Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи.

В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».

Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.

По материалам сайтовТропинка к Храму http://www.tropinka.orthodoxy.ru/

Православный календарь http://www.mospat.ru/calendar/

Похожее

Источник: https://www.hamburg-hram.de/letopis/obrezanie-gospodne/596.html

Коротко о празднике: Обрезание Господне — Православный журнал

обрезание господне что это

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.

Дата: 14 января

Статус: великий праздник

Событие:

Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21).

Тропарь праздника:

глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод:

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые.

Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон.

Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11).

В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Интересные факты о празднике:

1 Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.

2 На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».

3 От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском Соборе 49 года.

Решение Собора было следующим: Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29).

4 На Обрезание выпадает дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый новый год «сместился» на 14 января — по новому стилю.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/korotko-o-prazdnike-obrezanie-gospodne.html

Обрезание Господне: история и смысл праздника | ВЕСТИ

обрезание господне что это

О празднике читателям «Вестей» рассказал Владыка Павел

14 января по новому стилю отмечается великий праздник Православной Церкви — обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа.

Христиане отмечают это событие с IV века. Оно символизирует то, что Спаситель являлся человеком, а не духом бестелесным.

  •  Митрополит Павел рассказал, как правильно благодарить Бога

О празднике читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

«Жизнь дана Богом. Все повеления, которые Он давал Пророкам, праотцам нашим – они явились и поныне являются в силе для каждого человека. Сегодня мы стоим на распутье: мы думаем, а нужно ли исполнять заветы Ветхого Закона, старые повеления. Нужно ли прислушиваться сегодня, в наше время, к застарелому, как многие говорят, учению Христову. Нужно, потому что и в Ветхом Завете, который привел нас ко Христу, еще не все исполнилось», — отметил митрополит.

По его словам, мы многое не можем понять о последних временах, которые уже грядут, о которых говорил Даниил и другие Пророки. Часто изречения Спасителя мы извращаем по-своему, на свой ум, что является страшным, необратимым грехом.

  •  Митрополит Павел объяснил, чего достойны украинцы

«Для того чтобы нам грешным быть с Богом и чтобы человек мог лицезреть Бога – Господь посылает Своего Единородного Сына. И рождается у Девы Марии Сын – по плоти как человек, но Он Бог по природе Своей. А рождается для того, чтобы мы не говорили, что мы не знаем и не видели Его. Он принимает плоть, чтобы страдать вместе с нами, чтобы показать, что Он всегда был, есть и будет на нашем жизненном пути», — напомнил Владыка.

Праздник обрезания у евреев

Как свидетельствует Священное Писание о праотцах наших, Господь Вседержитель положил завет Свой: » между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя (в роды их): обрезывайте крайнюю плоть вашу (весь мужеский пол): и сие будет знамением завета между Мною и вами И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен» (Быт.17:9 – 13).

Отступление от завета, данного Богом, грозило смертью (Исх.4:24 – 26), потому Сепфора, не имея возможности прибегнуть к первосвященнику либо левиту, сама нашла каменный нож и обрезала сыновей своих, чем спасла их и мужа своего – Моисея.

«Я думаю, это явилось символическим обетованием Царствия Небесного и прообразом великого Таинства Крещения. Таким образом, обрезание было видимым знаком завета с Богом, должно было служить постоянным и наиболее ощутимым напоминанием об этом завете.

Обрезание в ветхозаветной Церкви было весьма важным священным обрядом, посредством которого каждый новорожденный израильтянин вводился в завет с Богом, вступал в число народа израильского и делался наследником обетований, данных праотцам еврейского народа.

Каждый, вступивший в число народа Божия через обрезание, тем самым обязывался исполнять все законы, обряды и постановления еврейского народа», — подчеркнул митрополит.

Обрезание Господне

Источник: https://vesti.ua/strana/219307-obrezanie-hocpodne-ictorija-i-cmycl-prazdnika

Обрезание Господне

I. «Иисус не был христианином; Он был Иудеем», — говорит великий историк, бывший христианин. «Иисус был Иудеем и оставался Иудеем до последнего вздоха», – говорит маленький историк, настоящий иудей. Это, конечно, парадокс. Если нет связи между Христом и христианством, откуда же оно взялось и куда его девать во всемирной истории? Сын человеческий – Сын Израиля – не соединяет ли в Себе, как лебедь, – обе стихии, землю и воду, – землю иудейства и воду всемирности?

Что такое «парадокс»? Слишком иногда удивительная (paradoxоs, значит – «странный», «удивительный»), неимоверная, и, потому, кажущаяся ложью, истина. Только таким «парадоксальным» языком мы и можем говорить о многом в Евангелии, потому что оно само – величайший Парадокс, слишком для нас удивительная и неимоверная истина.

II. Нет ли, в самом деле, чего-то в живом лице Иисуса не только исторически, но и религиозно-подлинного, чего христиане, люди «крещеные», не могут в Нем понять, ни даже увидеть, а иудеи, «обрезанные», видят сразу, хотя еще меньше христиан понимают?

Первый ответ на вопрос: «Кто Он такой?» – первое от Иисуса впечатление зрительное видевших Его лицом к лицу: «Иудей, Обрезанный».

Более неизгладимую печать оставляет на человеке кровь обрезания, чем вода крещения, – это, увы, не парадокс и для нас, христиан, а наш собственный религиозный опыт. Скорее можно узнать христианина, забыв, что он крещен, нежели иудея, забыв, он обрезан.

Мы все забываем, что Иисус – Иудей, а ведь недаром поминает нам об этом чистый Эллин, вчерашний язычник, Лука, так упорно и настойчиво: «на восьмой день обрезан по закону Моисееву принесен во храм, чтобы представить Его пред Господа, как поведено в законе Господнем» (2, 21–24; 39)

Что это значит? Правы, конечно, иудеи по-своему, когда говорят, что Иисус не только нарушил, но и разрушил, уничтожил Закон. Жертвы, очищения, суббота, обрезание – где все эти столпы Закона в христианстве? «Ветхое близко к уничтожению», – говорит Павел и делает, что говорит: Ветхий Завет уничтожает Новым.

III. И вот, все-таки: «Я пришел исполнить Закон». Разрушив, исполнить, – тоже «парадокс» – уже не Евангелия, а самого Иисуса.

Чтобы исполнить Закон, разрушив его, надо было Ему сделать это не насильственно, извне, а изнутри, естественно, как прорастающее семя разрушает оболочку свою, чтобы, дав много плода, исполнить внутренний закон жизни; а для этого надо было принять на Себя закон внешний, войти в него до конца, родиться не только человеком воистину, но и сыном Израиля воистину; быть «Иудеем из Иудеев, обрезанным из обрезанных»; тайну Отца совершить в Себе самом, прежде чем тайну Сына.

Слишком для себя легко и бескровно мы разрываем связь человека Иисуса с Израилем, забывая, как эта связь близка сердцу Его – к нерасторжимой в Нем связи Сына с Отцом, и какая смертная для Него боль – может быть, крест всей утаенной жизни Его – этот разрыв.

Вот в этом-то смысле, парадокс: Христос не христианин – неимоверная истина.

 Затененный праздник

Праздник Обрезания обычно проходит незаметно И не знаешь: двунадесятый ли это праздник или нет?

Пасха стоит — выше и вне двенадцати (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово Итого двенадцать. Ясно, что первый — Обрезание — уже не есть двунадесятый праздник; но он чтится.

Но почему же он проходит так незаметно? И вообще, в этот день — как–то не испытываешь ничего яркого и ясного.

Причин этому несколько:

а) При великом свете Рождества Господня и при грядущей Крещении — Богоявлении Троицы — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах.

б) Ему даже и времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего–навсего лишь одни день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только одни день праздника.

в) А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий, почивший 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание.

г) Но со времен Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования 1 сентября на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание

Может быть, даже многие и не знают этого праздника?

Во всяком случае в сознании верующих этот праздник один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев.

д) Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов?.. Например, Преполовение тоже считается праздником. Но Преполовение проходит тоже малозаметно.

Ясно, что Обрезание, праздник, как–то мало захватывает нашу душу по самому существу своему.

В чем же дело? Не пропускаем ли мы это?

Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания.

Вениамин (Федченков) «Размышления о Двунадесятых праздниках»

Источник: https://predanie.ru/tema/obrezanie/

 ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

По прошествии восьми дней после Рождества Христова, которое произошло в Вифлиемской  пещере, Святая Мария и Ее обручник Иосиф пришли в Иерусалимский храм с Младенцем. Они должны были исполнить обязательный иудейский обряд – обрезание крайней плоти.

По закону, при обрезании, Младенец получил имя Иисус. В переводе с еврейского, Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог Спаситель».

Это имя Ему дал архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии.

После этого ритуала обрезания Младенец стал официально считаться полноценным потомком Авраама, Он получил право быть настоящим Мессией для соплеменников и наставлять их. А в Церкви этот праздник стал называться Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. В этот день прославляется и наречение чудодейственного имени.

Духовный смысл праздника обрезания господня

Самому обряду обрезанию, который исходил из Божиего завета Аврааму, уже много веков. В Библии об этом завете говорится так:

«Обрежется от вас всякий мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезанный же мужеский пол, еже не обрежет плоти своея крайния в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:10 — 14).

Крайняя плоть считается очагом страстности, а ее обрезание символизирует непорочную жизнь и свержение греховности для тех, кто хочет жить по Божеским заветам. Обрезанием символизируется утверждение любви к Богу, преданость Ему и, если это необходимо, готовность принести себя и свою жизнь в жертву Господу.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

Тот, кто устанавливает законы и следит за их выполнением, сам должен быть образцом для их исполнения. В жизни мы, конечно, часто видим обратную картину – закон выполняется только там, где выгодно, а если нет – придумываются новые правила.

Иисус Христос, сразу же после рождения, выполнил первое священное действие – обрезание. Закон был исполнен!
Богочеловек показал нам пример подчинения законам для нашей же пользы. Вряд ли кто захочет подумать, что Иисус Христос имел необходимость совершать какой-либо религиозный ритуал. Но без исполнения основ, Отец новой Церкви не имел права требовать от своих последователей настоящей веры.

Таким образом, Спаситель «ветхого» человека делает его «новым», а Новый Завет зарождается из Старого. Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий:  прежде всего Рождение, затем подтверждение начала Служения людям (Обрезание), а потом – Крещение.

«Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».

 МОЛИТВОСЛОВИЯ В ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величание: Величаем Тя,  Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  законное обрезание.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/obrezanie-gospodne/

Обрезание Господне. История праздника

Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан.

В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин.

3, 5 6).

Библиотека Русской веры
Воспоминание Обрезания Господа нашего Исуса Христа. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Почитание праздника Обрезание Господне

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку.

 Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
 

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 1.

И$же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz їе. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.
 

Кондак, глас 3.

И$же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.

Библиотека Русской веры
Канон Обрезанию Господню →

Читать онлайн

Обрезание Господне. Иконы

Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко.

Обрезание Господне. Из праздничного чина. Середина — третья четверть XVII в. Музей им. Андрея Рублева

Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.

Обрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. РимОбрезание Господне. Современная фреска

Источник: https://ruvera.ru/obrezanie

Прообраз Крещения: как в старый Новый год Церковь отмечает Обрезание Христа

2018-01-14T08:00+0300

2018-01-22T11:20+0300

https://ria.ru/20180114/1512534734.html

Прообраз Крещения: как в старый Новый год Церковь отмечает Обрезание Христа

https://cdn21.img.ria.ru/images/32893/90/328939005_0:255:2627:1744_1036x0_80_0_0_0fc3ccc35e3e27e45c76126901241ca7.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. В старый Новый год православные верующие отмечают один из великих христианских праздников — Обрезание Господне. Как это событие, тесно связанное с иудаизмом, вошло в пятерку важнейших праздников православия, в чем его смысл и почему в этот же день вспоминают одного из отцов Церкви, святителя Василия Великого, — в материале РИА Новости.

Знак на всю жизнь

Согласно Евангелию на восьмой день после рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, как то предписывал ветхозаветный закон израильскому народу. Этот ритуал был установлен во времена праотца Авраама для всех младенцев мужского пола. Для иудеев он определял принадлежность к богоизбранному народу.

«Обрезание служило знамением (то есть знаком) заключения завета между Богом и людьми и символически обозначало, что человек отвергается собственной плоти и служит уже не своему телу, но Богу», — сказал в проповеди на праздник Обрезания Господня духовник Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга схиархимандрит Авраам (Рейдман).

Отрывок из Ветхого Завета, который читается в храмах во время праздничного богослужения, рассказывает о том, как Господь явился Аврааму на сотом году жизни и сказал ему, что Он есть «Бог Всемогущий» и Он «поставит завет» свой между ним и собой.

Аврааму Бог пообещал многочисленное потомство и благословение божие, а взамен от него и его потомков потребовал верность Богу.

Как символ этого завета и обещание исполнять божественные повеления было избрано внешнее действие — отсечение крайней плоти у мужчин.

Знак обрезания оставался на всю жизнь.

В библейской книге «Бытие» говорится о том, как «Бог повелел обрезать всякого человека мужского пола в восьмой день от рождения, включая младенцев, рожденных в доме и купленных за серебро у иноземцев».

При этом «душа тех, кто не совершит обрезание, будет истреблена». Далее Библия повествует о том, что «Авраам послушно исполнил волю Бога» и «все домочадцы мужского пола, как рожденные в доме, так и купленные, были обрезаны».

Самому Аврааму, уточняет Писание, «было 99 лет, когда была обрезана его крайняя плоть».

Также и над Богомладенцем, по иудейскому обычаю, на восьмой день совершили обряд обрезания. При этом ему было дано имя Иисус (Спаситель). По толкованию отцов Церкви, принимая обрезание, Бог Сын показал людям пример полного и неукоснительного исполнения закона — Божественных установлений, а также то, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком, имевшим реальную плоть и кровь.

«Для этого и установлен этот праздник: чтобы мы на примере обрезания поняли истинность Боговоплощения, действительность воплощения Сына Божия — второго лица, или ипостаси, Пресвятой Троицы», — отмечает схиархимандрит Авраам. 

Примечательно, что «священный препуций» (крайняя плоть) — одна из реликвий, связанных с телом Иисуса Христа, сведения о которой начали появляться в Средние века. По неподтвержденным данным, первоначально святыня находилась в Риме, но затем была выкрадена. С того времени целый ряд приходов в Западной и Южной Европе заявляли о том, что именно у них находится священная реликвия.

«Обрезание нерукотворенное»

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Апостол Павел в одном из своих посланий сравнивал христианское крещение с «обрезанием нерукотворенным, Христовым», которым с человека «совлекается греховное тело плоти».

Известный духовный писатель XX века, игумен Никон (Воробьев, 1894-1963 годы), в своем «Слове на Обрезание Господне» отмечает, что в ветхозаветные времена «обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете — обрезания уже не телесного, а духовного». 

«В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, то есть за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, тот должен отвергнуться себя и, взяв свой крест, следовать за Мной». Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться», — поясняет игумен Никон.

По его словам, подобно тяжкой раковой болезни, «грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым». 

Таким образом, заключал священнослужитель, как без телесного обрезания человек в свое время не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может попасть в Царство Божие.

Из церковной истории известно, что первые христианские общины в Иерусалиме и других городах составляли люди, обращенные из иудеев и потому обрезанные.

Однако после того как в Церковь начался приток язычников, среди верующих возникли разногласия по поводу того, следует ли обрезать и их. Многие христиане, пришедшие из Иудеи, настаивали на этом обряде, указывая на якобы необходимое для спасения значение обрезания.

В результате с участием апостолов был собран Иерусалимский собор, который единогласно решил, чтобы обрезание не совершалось над обращенными из язычников.

Дата праздника

До революции в Российской империи дата Обрезания Господня совпадала с началом нового года — гражданским новолетием. Тогда в стране одновременно отмечали эти два праздника. Сейчас же памятное событие церковной истории приходится на старый Новый год, который появился в России после введения большевиками западноевропейского календаря.

Связь праздника Обрезания Господня с новолетием священнослужители называют «чистой арифметикой» (или просто случайностью): Обрезание Господне всегда отмечается Православной церковью на восьмой день после Рождества Христова (25 декабря по старому стилю). Соответственно, восьмой день приходится на 1 января.

Раньше, даже еще каких-то 10-15 лет назад, в этот день во многих храмах Русской православной церкви совершался молебен о новолетии (наступлении Нового года), однако сейчас эта традиция уже во многом исчезла. Как правило, молебны служатся лишь 31 декабря по новому стилю, когда вся страна готовится к встрече Нового года.

«Здесь мы идем в угоду «гражданским» пожеланиям, потому что любое число — будь то день рождения человека, Новый год или начало нового учебного года — это благодарение за прошедшее и просьба милости от Бога для дальнейшей жизни.

А повод может быть совершенно любой», — сказал РИА Новости настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Собственно, наверное, именно поэтому в расписании некоторых храмов и на Обрезание Господне, 14 января, значится все тот же молебен на новолетие.

Один против всех

Обычай отмечать Обрезание Господне установил, по некоторым сведениям, в IV веке святитель Василий Великий (примерные даты жизни — 330-379 годы).

В то время это делалось в условиях борьбы с различными еретическими сообществами, отрицавшими или божественную, или человеческую природу Христа. Именно с памятью Василия Великого и соединяется в Церкви этот праздник.

На 1 января приходится и день кончины святителя, бывшего архиепископом Кесарии Каппадокийской (древний город на территории современной Турции).

Василий (его имя означает «царский») родился около 330 года в Кесарии, происходил из знатного рода и получил блестящее образование. Но, раздав свое имущество бедным, он поселился на берегу реки и собрал вокруг себя иноков в общежитие.

Когда распространилось лжеучение ариан (утверждавших, что Бог Сын не равен Богу Отцу, а есть лишь Его творение), Церковь призвала Василия вернуться в Кесарию, чтобы отстаивать ее каноническое учение. И после смерти епископа Кесарийского Евсевия в 370 году Василий был возведен на его кафедру.

Впоследствии он мужественно противостоял последователю арианской ереси императору Валенту, который, увидев его непреклонность, в результате даже отказался от ссылки епископа. 

«Василий Великий — человек, в определенный момент единолично «подъявший» на себя сохранение христианской веры в Церкви, — сказал РИА Новости известный церковный публицист, иеромонах Макарий (Маркиш).

 — Это достаточно сложная история для православия, когда в силу неких богословских особенностей и административного ресурса середина IV столетия стала эпохой триумфа ереси арианства, в том числе в лице императоров, которые по тем или иным причинам поддерживали ариан. И в какой-то период Василий Великий на Востоке оказался единственным епископом, защищавшим православную веру.

Он сумел это дело пронести на своих плечах, притом что физически человек был далеко не крепкий и умер, когда ему не было еще и пятидесяти».

Скончался святитель в 379 году. Сразу после его смерти верующие стали отмечать день памяти Василия Великого. И его имя звучит во всех храмах Русской православной церкви и других церквей, живущих по юлианскому календарю, в этот праздничный день, который в народе окрестили «старым Новым годом».

«Больше того, — добавляет протоиерей Владимир Вигилянский, — по аналогии, как у нас Дед Мороз к Новому году детям какие-то подарки приносит, — так в православной Греции их приносит Василий Великий, и этот праздник там так и называется — Василиада. То есть у них роль Деда Мороза выполняет Василий Великий, такая вот сложилась традиция».

Источник: https://ria.ru/20180114/1512534734.html

Что за праздник Обрезание Господне и что нельзя делать в этот день

Праздник Обрезание Господне православная церковь отмечает 14 января — на восьмой день после Рождества Христова. Он считается великим и посвящен событию, описанному в Евангелии. В чем смысл праздника Обрезание Господне и что запрещено делать в этот день — в материале altapress.ru.

Церковь. Храм. Православие

СС0

Согласно Евангелию, на восьмой день после рождения Иисус Христос принят обрезание, пишет «Фома».

По еврейскому закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу и не мог быть причислен к народу Израилеву, объясняет «АиФ». Это был древний обычай.

В книге Бытия говорится, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему, что от него произойдет великий народ. Авраам же на тот момент был бездетным. Когда праведнику исполнилось 99 лет, ему снова явился Бог и сказал:

«Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между мною и вами»

Авраам и его домочадцы исполнили это. Через год жена Авраама родила ему долгожданного сына. С тех пор иудеи (потомки Авраама) обрезали новорожденных младенцев мужского пола в знак своей верности завету с Богом.

Молитва. Свечи. Церковь

СС0

В чем смысл обрезания господня

Приняв обрезание, Иисус Христос исполнил закон.

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех», — цитирует pravmir.ru.

Кроме того, праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла ересь «докетизм». Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. То, что в Евангелии говорилось об обрезании Христа, стало важным свидетельством истинного воплощения Бога.

Церковь. Религия. Кадило

СС0

Что нужно сделать в праздник Обрезание Господне 2020

В православные праздники нужно сходить на богослужение в храм.

Что нельзя делать в праздник Обрезание Господне

Многие интернет-ресурсы сообщают о большом количестве запретов, связанных с важными православными праздниками. Якобы нельзя делать уборку, шить, заниматься огородом. Это неправда.

В церкви рекомендуют посвятить праздничный день Богу и близким, но если у человека нет возможности не работать, это не считается грехом. Как и в любой другой день, в праздник не стоит увлекаться приметами, проводить оккультные и магические обряды.

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/chto-za-prazdnik-obrezanie-gospodne-i-chto-nelzya-delat-v-etot-den-260561

Обрезание Господне 14 января 2018: смысл и история праздника

Обрезание Господне считается великим праздником, но он не принадлежит к двунадесятым и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.

История

Праздник этот очень древний — первые сведения о нем относятся к IV веку, то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения Деве Марии.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. У евреев этот обряд, которому уже много веков, был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

«И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог».

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

photo: courtesy of Patriarchate of Georgia

Икона «Рождество Христово»

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться».

Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся.

Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Смысл

video: Sputnik .

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

По толкованию отцов Церкви, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, в которой не было места никаким мирским похотям и страстям, подчинился не только обряду обрезания, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона.

Во-первых, чтобы через это даровать людям усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.

photo: Sputnik / Tselik

Репродукция картины «Голгофа» нидерландского художника

Обрезание по своей форме — это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть, удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей — эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.

Традиции

Обрезание Господне отмечают в один день с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день, а все традиции и обычаи так или иначе связаны с празднованием Старого Нового года.

В этот день на Руси было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи.

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу» или «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».

Вечер перед этим праздником называли «щедрым» —  ходили по домам и пели «щедривки»: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!»

В ночь на 14 января девушки гадали на суженого — ведь продолжался период Святок, лучшее время года для всякого рода гаданий и предсказаний. Для этого девушки расчесывали перед сном волосы, клали к себе под подушку гребешок и говорили волшебные слова: «суженый-ряженый, приди расчесать мне голову».

В этот день судили и о погоде в предстоящем году. Если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты. Если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых, а если день теплый — богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20170113/234524837/Obrezanie-Gospodne-14-janvarja-2017-smysl-i-istorija-prazdnika.html

Все, что нужно знать о празднике Обрезание Господне – от запретов до поздравлений

Обрезание Господне. Икона / hram-kupina

14 января отмечается великий православный праздник Обрезание Господне.

Для православных, среди которых обряд обрезания проводить не принято, этот праздник может показаться странным, однако православная Церковь чтит этот день не менее рьяно, чем чтят Обрезание Господне у католиков или евреев.

Обрезание Господне: история праздника

Согласно Библии, Иисус был обрезан на восьмой день своей жизни: его Мать, Дева Мария, со своим мужем Иосифом Обручником специально принесли младенца в храм, куда в тот момент пришел и старец Симеон, дабы провести там обряд обрезания, который считается жизненно важным у евреев.

Обрезание Господне: смысл праздника

Что надо знать о Дне Василия 2019 – от примет до поздравленийПо еврейскому обычаю, именно после обряда обрезания Христу дали имя, заранее предсказанное Деве Марии архангелом Гавриилом – Иисус.

Но смысл праздника – не просто в имянаречении. Как поясняют священники, обряд обрезания установлен для людей, простых смертных. Иисус – Сын Божий. Он мог бы не следовать человеческим законам, однако тот, кто не следует законам, который сам и установил – не может быть лидером и пастырем. А посему, показывая пример подчинения законам, следуя правилам – Иисус с первых дней своей жизни показал пример, как надо жить достойно и праведно.

Пусть человек не может вознестись до высот Бога – но Бог с своей любви и милости может снизойти до человека, уподобившись Ему.

«Если бы воплощенный Сын Божий не подчинился обряду обрезания, то Он не мог бы быть в обществе избранного народа еврейского, не мог бы входить в храм не мог бы иметь нравственного влияния на народ и, наконец, не мог быть признан Мессией никем из народа иудейского. Так Сын Божий, будучи равен Богу Отцу, в Своей человеческой природе служил Ему как раб», – разъяснил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Обрезание Господне: молитва

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

***

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Обрезание Господне: что нельзя делать

«Сію, сію, посіваю, щастя-радості бажаю»: беспроигрышные варианты посевалок на Старый Новый годВ один день с праздником Обрезания Господнего отмечается день памяти святого Василия, а также светский праздник Старый Новый год, когда с утра парни ходят посевать.

 При этом считается, что нельзя посевать гречкой и горохом: гречка, по народным приметам, спровоцирует в доме скандалы и споры, а горох – слезы. Поэтому сеют пшеницей, рожью, овсом или ячменем: они олицетворяют благополучие и достаток.

Также в старину не сеяли голыми руками – только в рукавицах, но сейчас этого правила придерживаются редко.

Считается, что в праздник 14 января нельзя:

  • отказывать человеку в прощении, а также в помощи – особенно, если тот прямо попросил;
  • ругаться и сквернословить;
  • давать в долг;
  • выносить мусор;
  • пересчитать мелкие монеты;
  • есть рыбу и птицы – а то счастье, мол, из дому «уплывет»/»улетит».

Приметы дня связаны, скорее, с Васильевым днем:

  • если на Василия мороз и снег – ждали богатого урожая зерновых;
  • если на Василия ветрено – ждали доброго урожая орехов в лесах;
  • если тепло и снега нет – не быть богатому урожаю.

Поздравления с Обрезанием Господним

В день Обрезания Господнего желаю мира за окном и счастья в доме, искренних молитв и благодати в семье, светлых надежд и взаимных чувств, щедрости души и милосердия, великой радости и крепкой веры.

***

Спаситель иудеем стал сегодня,

Младенца Иисусом нарекли.

Великий праздник — Обрезание Господне

И посвящение Его Творцу земли!

***

Поздравляю с праздником Обрезания Господнего. Желаю всегда находить светлый путь даже в самый мрачный день, желаю искренне любить и всей душой надеться на мир, удачу, благо и добро. Пусть Господь будет с тобой, пусть счастье наполняет твое сердце.

***

3 смс — 187 символов:

Обрезание Господне

Отмечаем мы сейчас,

Дружно вспомним про Иисуса,

Много сделал он для нас,

По законам, данным Богом,

Будем мы примерно жить,

Пожелаем христианам

Жизнь свою всегда ценить!

***

В день обрезания Господнего желаю светлых надежд души и благих стремлений сердца, небесной помощи в трудную минуту и доброй удачи, искреннего счастья и чистой любви, крепкой веры и благоразумия.

***

4 смс — 205 символов:

День обрезания Господня

Все люди празднуют сегодня,

Так разрешите вас поздравить,

И пожелания доставить

Здоровья, мира, пониманья,

Любви, удачи и вниманья,

Что вам родные уделяют,

Те, кто ценят и уважают!

Источник: https://glavred.info/life/10041539-vse-chto-nuzhno-znat-o-prazdnike-obrezanie-gospodne-ot-zapretov-do-pozdravleniy.html

Православный праздник Обрезание Господне — 14 января 2020 года

Христианская церковь широко и величественно отмечает основные события, которые происходили в жизни Иисуса и Пречистой Богородицы. Известно двенадцать такие праздников, поэтому их называют двунадесятыми. Праздник Обрезание Господне у православных не входит в список этих 12 торжеств. Ритуал, проведенный на 8 день после рождения Мессии, позволил считать Христа прямым потомком Авраама. Это дало право Спасителю морально наставлять свой народ и быть истинным Божьим Сыном.

В чем суть обряда

Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.

Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.

Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день. Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским. В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.

На заметку! Иудейская традиция утверждает, что человек — единственное вселенское существо, обладающее личностью. Поэтому процедуре наречения имени уделяется значительное внимание. После проведения этого ритуала человек выделяется из огромной массы народа, и его можно узнать.

Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте.

Ранее Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.

  • В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
  • Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
  • К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.

Важно! Сын Божий не нуждался в этой процедуре, потому что, хоть и был в теле человеческом, греха не имел. Он проявил большое смирение и принял обрезание, так как пришел в мир, чтобы исполнить моральный закон. Этим жестом Спаситель показал, что близок каждому верующему, и ждет духовного совершенства от всякого человека.Обрезание Господне

История празднования

На территории Рима Новый год традиционно отмечали с колоссальной невоздержанностью, потакая языческой традиции. Поэтому Церковь вознамерилась установить и закрепить праздник Обрезание Господне, чтобы найти управу плотским утехам в этот период. Внедрение торжества в богослужебный цикл было необходимым условием поднятия моральных устоев.

Отцы церкви недоумевали, видя разнузданность народа в эти праздники, и стремились исправить положение дел христианской веры. Это божественный праздник стал кульминацией поста, проходящего в период между Рождеством Христовым и Его Крещением. Чтобы объяснить суть торжества, священнослужители основывались на иудейской традиции, которая связывала через этот ритуал человека и Всевышнего Господа.

О других двунадесятых праздниках:

  • Рождество Христово
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Вознесение Господне

Когда христианство официально утвердилось как государственная религия на территории Рима, богослужебные изменения могли устанавливаться не только в среде глав церкви, но и посредством решения правителей.

Это торжество, призванное усмирить плотское недоразумение народа, практически полностью искоренило январские вакханалии. Государство и Церковь сумели подавить противоестественные деяния и выдвинуть вперед нравственную составляющую.

Интересно! Христианская вера породила огромное влияние и быстро распространялась в цивилизованном мире. Первыми, кто истинно принял эту религию, стали еврейские общины, жившие в Средиземноморье. Вскоре в христианство стали обращаться и язычники. Однако некоторые из них уже были обрезаны в первые дни жизни, что вносило недоразумения в ритуалы посвящения.

Предмет торжества и богослужения

Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну. Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим. Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.

Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.

На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):

  • Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
  • Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
  • Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
  • Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
  • После божественной литургии совершается молебен на Новый год.

Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков.

Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам.

Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.

Иконография торжества

Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.

Читайте о святом:

Святитель Василий Великий

  • На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
  • Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
  • Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
  • Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.

Важно! Сын Божий пришел для установления Нового религиозного закона, и Он обязан был подчиниться старому. Обрезание — самое первое священнодействие после Богоявления.

Оно уже говорит о том, что законодатель сам подчиняется закону. Это доказывает его праведную природу, а не ложную.

Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день. Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год.

Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.

Посмотрите видео о празднике Обрезания Господня

Янв 3, 2020 23:54 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-obrezanie-gospodne.html

Обре́зание Госпо́дне

В начало

Апостольские и Евангельские чтения дня:

В 2018 году в неделю (воскресенье) 32-ю по Пятидесятнице Православная Церковь отмечает праздник Обре́зание Госпо́дне и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской († 394)

     Братия и сестры, важнейшим моментом в ходе Божественной Литургии является чтение Евангелия. Чтобы помочь Вам подготовится квоскресной литургии, мы за несколько дней до службы публикуем тексты евангельских чтений с толкованиями Святых Отцов и Учителей православной Церкви. Тексты будут размещеныв синодальном переводе и на церковнославянском языке (исходный текст и транслитерация).

     Апостольские и Евангельские чтения дня на Божественной Литургии:
Апостол:
Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8
Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8-12
Святому: Евр., 318 зач., VII, 26 — VIII, 2
Евангелие:
Недели пред Богоявлением: Мк., 1 зач., I, 1-8
Обрезания: Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52
Святому: Лк., 24 зач., VI, 17-23

 тексты Апостола и Евангелия (Обре́зание):

     Обре́зание Госпо́дне (в

     Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

10И сéй завѣ́тъ, егóже соблюдéши междý Мнóю и вáми, и междý сѣ́менемъ твои́мъ по тебѣ́ въ рóды и́хъ: обрѣ́жется от вáсъ вся́къ мýжескъ пóлъ,
11и обрѣ́жете плóть крáйнюю вáшу, и бýдетъ въ знáменiе завѣ́та междý Мнóю и вáми.
12И младéнецъ осми́ днíй обрѣ́жется вáмъ, вся́къ мýжескiй пóлъ въ родѣ́хъ вáшихъ: и домочáдецъ, и кýпленый от вся́каго сы́на чуждáго, и́же нѣ́сть от сѣ́мене твоегó: обрѣ́занiемъ обрѣ́жется домочáдецъ дóму твоегó и кýпленый.
13И бýдетъ завѣ́тъ Мóй на плóти вáшей въ завѣ́тъ вѣ́ченъ.
14Необрѣ́заный же мýжескiй пóлъ, и́же не обрѣ́жетъ плóти крáйнiя своея́ въ дéнь осмы́й, погуби́тся душá тá от рóда своегó: я́ко завѣ́тъ Мóй разори́.
Книга Бытия, 17:10-14

     Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января).

Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя.

Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.

     В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

     В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину.

Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толковате-лей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование Констанция (337–362) распространилось лжеучение Ария.

Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г.

Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан.

Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

     Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал:

«Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь»

     Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.

Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

     Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания

     При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

21И егдá испóлнишася óсмь днíй, да обрѣ́жутъ егó, и нарекóша и́мя емý Иисýсъ, наречéн­ное áнгеломъ прéжде дáже не зачáтся во чрéвѣ.
22И егдá испóлнишася днíе очищéнiя ею́, по закóну Моисéову, вознесóста егó во Иерусали́мъ, постáвити егó предъ Гóсподемъ,
23я́коже éсть пи́сано въ закóнѣ Госпóдни: я́ко вся́къ младéнецъ мýжеска пóлу, разверзáя ложеснá, свято Гóсподеви наречéтся:
24и éже дáти жéртву, по речéнному въ закóнѣ Госпóдни, двá гóрличища или́ двá птенцá голуби́на.
Евангелие от Луки, 2:21-24

     В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся . Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11 — 12). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Установление праздника Обрезания Господня

     Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

Богословское толкование

     Обре́зание Госпо́дне – праздник апологетический (апологе́тика (от греч. апология απολογία – защита, заступничество, оправдание) – раздел богословия, посвященный защите истинности христианского вероучения.). В этот день Церковь возвещает всему миру о подлинном, а не мнимом воплощении Сына Божьего в земных пределах и временах.

Реальность Боговоплощения с древнейших времен отвергали все древние гностические системы и ересиархи; новые гностики только пережевывают старые ложные взгляды. Как сказал пророк: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».

Праздник Обре́зания – ясный ответ Церкви всем, кто считает, что Рождение Христа в Вифлееме было не вполне земнородным, призрачным; настолько чудесным, что его нельзя полностью соотнести с человеческой природой. Церковь не спорит со своими оппонентами, не воинствует за Благую весть на полях сражений, на площадях и торжищах.

Она отвечает на приписываемые ей ложные учения великими праздниками и духовными песнопениями, которые богословски точно отмечают вехи ее божественного пути в земной истории. Древним гностикам казалось, что утверждая плотское воплощение Бога, они тем самым унижают Божество, бесчестят бесконечное совершенство Абсолютного Духа.

     Для Церкви же «крайняя плоть» Христова сущностное свидетельство о совершенстве и полноте принятия Богом нашей человечности. Самое великое и вечное ее радование, что «Слово стало плотью» — Бог навечно соединился с нами во Христе.

Церковь без всяких «но», всегда помнила и радовалась словам евангелиста Иоанна богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1Ин. 1, 1-4).

     Праздник Обре́зания — во-первых, утверждает, что Христос «плоть от плоти» Богоизбранного народа, о котором возвещали тысячу лет пророки. Он истинная «Утеха Израиля», долгожданный Мессия, пришедший спасти человечество; во-вторых этот праздник провозглашает на весь мир, что Христос не призрак, не аватар Божества, не картонно-телесная маска Абсолюта. Он настоящий человек во всей мыслимой полноте человеческой природы.

     Из всех православных двунадесятых и великих праздников праздник Обре́зания Госпо́дня отмечаемый церковью «тихоструйно» и неярко, является, может быть, самым таинственным и прообразующим праздником-фактом. Его смысл настолько глубок и превосходит всякое человеческое постижение, что Отцы Церкви предпочитали молчание словам. Из русских святых, практически единственный — святитель Дмитрий Ростовский дерзнул сказать:

«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех»

     Обращаем внимание наших читателей на два слова: «боль» и «грешник». Первое, несомненно, предупреждает восхождение на Крест, а второе указывает на Гефсиманские страдания. Таким образом, этот праздник знаменует будущие искупительные подвиги Господа нашего Иисуса Христа.

Он страдал в Гефсиманском саду и жестоко умирал на Кресте не как ментальный персонаж совершенно не чувствовавший боли и муки, а как живой реальный человек. О большем умолчим.

Упраздняя полноту вочеловечивания Христа «мудрствующие лжеименным разумом» разрушают все Дело Сына Божьего по спасению людей, отвергают Церковь, Евхаристию и все Таинства; вновь разъединяют людей и Бога; делают недоступным Царство Небесное и отбрасывают человеческий мир от Света Христова в безблагодатную тень Ветхого Завета.

     По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

     Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21); (Мк. 16, 17); (Мк. 9, 38-39); (Лк. 10, 17); (Деян. 3, 6); (Деян. 3, 16); (Фил. 2, 9-10).

     Святитель Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения:

«Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё»

     Господский праздник, соединяется с памятью святителя Василия Великого. При соединении этих двух служб предпочтение отдается службе свт. Василия Великого

— совершается всенощное бдение;- полиелей поётся святителю;

— «Честнейшую» не поётся, а поются припевы праздника и святого;

— положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения»;
— совершается литургия Василия Великого;- читается два евангельских зачала;

— поётся величание Василию Великому;

— православные читают Иисусову молитву.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/obrezanie-gospodne.php

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько атеистов в Беларуси
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь