Патриарх что это такое

Патриарх Кирилл разрешил часть богослужений на русском языке

патриарх что это такое

Анна Дементьева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Alexandre Scherbak/TASS Image caption Патриаршая грамота о восстановлении единства западноевропейских приходов с РПЦ, как и другие документы патриархии и ее сайт, написана на современном русском языке

Предстоятель Русской православной церкви считает, что часть богослужений можно перевести с церковнославянского на современный русский язык, понятный людям.

Наиболее сложные для понимания тексты, а также четыре Евангелия, которые по уставу читаются целиком в неделю перед Пасхой, а также в течение всего Великого поста, могут звучать на русском языке, заявил патриарх Кирилл на епархиальном собрании Москвы.

«При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой», — приводит ТАСС слова Кирилла.

» цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению», — сказал патриарх (цитата по сайту «Православие и мир»).

О полном переводе богослужения на русский язык речь не идет, заявил РИА Новости председатель Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.

«Подчеркну: это было разрешение, но не предписание, и условием этого прозвучало — именно те общины, которые примут это без каких-либо разделений и недоумений. Следовательно, это средний, царский путь, который предложен патриархом, и акцент в котором не на русском языке как таковом, а на доступности богослужения в целом — чтобы оно было усвояемым тем, кто в нем участвует», — пояснил Козлов.

Тем не менее это один из переломных моментов в жизни РПЦ, отмеченных патриархом Кириллом, считает религиовед Роман Лункин.

«Еще 20 лет назад священники, проводившие службы на русском языке — такие как Преображенское братство отца Георгия Кочеткова, — считались «модернистами» и чуть ли не еретиками, собратья по вере проклинали их», — сказал Русской службе Би-би-си руководитель Центра по изучению религии и общества Института Европы РАН.

Знаки некоей либерализации уже были: в этом году в Твери впервые высшие иерархи РПЦ провели богослужения полностью на русском языке, рассказывает Лункин. Участвовавший в них митрополит Савва на тот момент был управляющим делами Московской патриархии.

Священный язык

Media playback is unsupported on your device

Патриарх Кирилл и поколение Z

Русская православная церковь зиждется на традициях, и церковнославянский язык, созданный болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием в IX веке специально для распространения христианского учения среди славянских народов, всегда был одной из таких основополагающих традиций.

«Он воспринимался и воспринимается как священный язык, создающий эстетику и красоту православного богослужения, — говорит Роман Лункин. — Для консерваторов попытки перейти на обычный русский язык — это показатель того, что церковь прогибается перед обществом, и не общество идет навстречу церкви, а наоборот».

Семь лет назад глава Синодального информационного отдела предостерегал служителей от излишнего «обмирщения»: «Самой большой ошибкой православных миссионеров будет посыл: «Мы такие же, как вы», — говорил Владимир Легойда журналистам «Комсомольской правды». — Футбол, борьба, походы — это нормально и это может быть в жизни верующих. Но суть христианства, конечно, совсем в ином».

Новое поколение

Правообладатель иллюстрации Ruslan Shamukov/TASS Image caption Вышедшее в 2011 году издание Библии на современном русском языке пользовалось большим успехом у покупателей, хотя оно далеко не единственное

К концу 2010-х годов мировоззрение РПЦ поменялось и стало более открытым, считает Роман Лункин: «Пришло новое поколение прихожан и священства, чье христианство основано больше на евангельских принципах и чтении Евангелия, чем на представлении о православии как некоей культуре прошлого. В этом одна из причин переосмысления вопроса о языке богослужений».

Но русский язык звучал в стенах православных храмов еще сто лет назад.

Широко известный среди российских верующих отец Георгий Кочетков, который отстаивает использование нормального русского языка в богослужениях уже много десятилетий, указывает в своем блоге: еще в 1913 году Синод дал отцу Феофану Адаменко благословение на использование русского языка в храмах, и собор РПЦ в 1917-19 годах отнесся к этому с одобрением.

Перевод Библии на русский язык, благословленный Синодом — и потому известный как синодальный перевод, — был впервые издан еще в 1876 году. Он предназначался для домашнего чтения, но сейчас прогрессивное священство именно его использует на службах.

Современных переводов Библии на русский существует более пяти, но все они, начиная с издания Российского библейского общества 1993 года, более в ходу среди евангельских христиан России, чем у православных.

Некоторые небиблейские тексты, используемые в богослужениях, были переведены с церковнославянского филологом и библеистом Сергеем Аверинцевым, и его переводы популярны во многих приходах, говорит Роман Лункин.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-50870707

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Патриарх: кто это, что означает титул

патриарх что это такое

Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

Православные Патриархаты

Существует 9 православных Патриархатов:

  • Вселенский Константинопольский Патриархат,
  • Александрийский,
  • Антиохийский,
  • Иерусалимский,
  • Московский,
  • Сербский,
  • Румынский,
  • Болгарский, 
  • Грузинский.

Епископ-Апостол

Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Откуда родом Дева Мария

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

Устав Русской Православной Церкви

Особенный митрополит

Источник: https://www.pravmir.ru/patriarh/

«Патриарх с иконой на Мерседесе — это не служение, а услуга класса люкс». Андрей Кураев о поведении РПЦ во время пандемии

патриарх что это такое

Патриарх Кирилл попросил свою паству воздержаться от посещения церквей, но закрыть их для посещения так и не приказал. Верующие продолжают массово собираться в храмах и устраивать крестные ходы.

Епископат при этом не только не готов жертвовать на борьбу с пандемией и отказываться от денег прихожан, но даже не облегчает налоговое бремя для приходов.

Диакон Андрей Кураев уверен, что после пандемии и объезда патриархом Москвы на Мерседесе институт церкви в России может сильно измениться.

В Русской православной церкви есть три взгляда на эпидемию коронавируса: епископата, священства и прихожан. Причем среди прихожан есть, так сказать, активисты-завсегдатаи храмов, а есть те, для кого поход в церковь — своего рода «факультатив». Последних большинство. Они бывают в храме, скажем, раз в месяц.

Для них закрытие храма на карантин не есть что-то болезненное. Временное закрытие храмов они примут спокойно. А вот для постоянных прихожан (а они составляют приблизительно четверть от общего числа) невозможность ходить в церковь — вещь очень серьезная.

Многим из них кажется, что вся эта ситуация — повод проявить твердость веры и почувствовать себя мучениками и мученицами.

У епископата отношение нервное: с одной стороны, епископам кажется, что они представители элитной прослойки, а значит, смогут себя защитить от болезни или обеспечить себе вип-палаты. А вот доходов они лишаться не хотят.

В этом плане показательна история митрополита Павла, наместника Киево-Печерской Лавры, который весь март призывал всех ходить в храмы и обнимать друга друга. А сейчас, по словам киевского мэра, в городе из 41 человек с подтвержденным диагнозом 26 — лаврские монахи.

По моим же данным, всего около 50 монахов Лавры лежат больные по кельям и в изоляторе. Ох, не надо было Павлу хвастаться Впрочем, и сам он тоже среди болящих.

Что касается рядового духовенства, его реакция тоже, конечно, разная. С одной стороны, существует страх болезни, с другой — страх потери дохода. Ведь священник — это, в сущности, человек свободной профессии: сколько потопаешь, столько полопаешь.

И любой многодетный священник стоит перед выбором: либо резко сократить семейный бюджет, либо рискнуть и принести в дом эту заразу.

А еще — пастырский долг, а еще — что подумают сослужители И мы уже знаем о восьми московских священниках, которые заразились и, возможно, понесли инфекцию дальше.

Любой многодетный священник стоит перед выбором: либо резко сократить семейный бюджет, либо рискнуть и принести в дом эту заразу

За несколько месяцев карантина может произойти переформатирование самого религиозного сознания. Ведь православие предлагает довольно архаичный тип религиозного поведения (архаичный вовсе не значит плохой).

Наша паства застряла на оральной стадии развития: всё надо потрогать и потащить в рот. Сколько ни говори прихожанам, что на икону можно просто смотреть и молиться, они всё равно хотят ее поцеловать, да еще и приложить к ней свой лоб.

А это, мягко говоря, не очень хорошо во время пандемии.

Я не исключаю, что на фоне навязанного эпидемией вынужденного сидения прихожан дома те, кто привык задумываться, переосмыслят то, что значит быть христианином: в чем состоит моя вера и что она от меня требует.

Может быть, к нам придет долгожданное внимание к Евангелию и понимание того, что участие в волонтерском движении важнее трехчасового стояния в храме. Эту перспективу чувствуют и епископы, и для них она очень неприятна. Это у них называется «расцерковление».

Епископат боится, что люди выйдут из послушания, уйдут от него со своими кошельками, и сопротивляется этой тенденции, как может.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем суть проповеди Иисуса Христа

Епископат боится «расцерковления» — что люди уйдут со своими кошельками

Хуже всего ситуация, которую мы видим сегодня в московской епархии. Патриарх не запретил ходить в храмы. Они открыты. Я в прошлое воскресенье пошел в церковь. Думал, увижу лишь священников, служащих в пустом помещении под гулкими сводами.

Так ничего подобного — одних причащающихся человек сто было! Патриарх выдавил из себя, что просит воздержаться от посещения храмов, но закрыть-то их для верующих он так и не приказал! А значит, переложил ответственность на самих прихожан, которым веками внушали, что нет на свете ничего важнее посещения храма

Многие идут в церковь, потому что считают своим долгом доказать свою твердость в вере, пусть даже ценой болезни. Мне кажется, это не очень правильная установка. Сам патриарх служил на Благовещение в пустом храме — без прихожан. У него даже в алтаре стоит бактерицидный рециркулятор воздуха, видимо, для дезинфекции. Получается, что предстоятель о своей безопасности заботится. И правильно делает. Но почему же другим не сказать: «И вы себя так же ведите!»?

К сожалению, наше церковное корпоративно-сословное самомнение приводит к тому, что мы себя считаем главными в мире, центром земли. Это наше мнение о нас же прикрывается словами о том, что Бог должен быть главнее всего. Например, патриаршая проповедь на Благовещение опять обличала ересь гуманизма, ставящую человека в центр всего. Звучит красиво, но на самом деле, это, конечно, манипуляция.

Бог, разумеется, неизменен, а вот человеческие представления о нём, а точнее, о том, что я должен делать ради Бога и от Его имени, менялись на протяжении веков, иногда довольно радикально.

Должен ли я убивать еретиков во имя Бога или нет? Обязан ли два часа посвящать чтению книг с молитвами или же в это время я могу принести больному соседу еды? Кстати, в одной древней монашеской книге старца спросили: «Есть у нас один монах-постник, который вкушает пищу лишь три раза в неделю.

А есть другой монах, который особо не постится, но все свободное от служб время проводит в лечебнице, ухаживая за больными. Скажи, чей подвиг выше?» И старец сказал: «Если бы тот постник повесил себя за ноздри к потолку своей кельи — и тогда бы его подвиг и близок не был бы к подвигу того, кто ухаживает за больными».

Очень печально, что в этой ситуации церковь как институт делает эгоистически-корпоративный выбор.

Из наших церковных риторов очень долго выдавливали простые слова: «Если ты в разгар эпидемии остался дома и не пошел в храм, то это не есть признак твоей трусости или маловерия. Это проявление твоей жертвенности».

Ну покажите же, что вы не корпоративный бизнес-проект, существующий для элитных акционеров, собирающий им на резиденции и яхты. Покажите, что ваша вера делает вас более чувствительными и отзывчивыми.

Британский писатель и христианский деятель Гилберт Честертон, автор знаменитой детективной серии про отца Брауна, говорил: современный мир полон христианских добродетелей, которые сошли с ума. Милосердие, сострадание, терпимость — все эти добродетели последние триста лет возвещались устами врагов церкви — либералов, масонов, антиклерикалов. Именно они выступали агентами прогресса.

Например, убеждали общество отказаться от пыток, смягчить условия тюремного содержания, отказаться от рабства, даровать женщинам нормальные человеческие права. А церковь каждый раз этому сопротивлялась. Имея такой бэкграунд, неужели вы не можете пусть не защищать людей, но хотя бы их чему-то такому учить? Католики пытаются это делать.

Недавно в Германии был случай: архиепископ в Баварии потратил на свою резиденцию миллион евро. Ему пришлось уйти в отставку.

Синод православной Элладской церкви недавно постановил: все епископы и клирики отдадут месячную зарплату в фонд помощи больным СOVID-19. Это символический жест. 50 епископов отдадут на борьбу с пандемией по тысяче евро — с точки зрения финансов это ни о чем. Но это добрый жест.

А у нас-то не то что ничего своего епископы не отдают, но еще и со скрипом снижают свои будущие доходы. Например, во время такого кризиса необходимо снять все налоги с приходов. Но пока это сделали только митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) и епископ Орский Ириней (Тафуня) — объявили о том, что не будут взимать епархиальные взносы.

Патриарх такого распоряжения не дает и не обещает финансово поддержать свой клир.

Почти никто не освободил приходы от налогов на время пандемии

Источник: https://theins.ru/opinions/212568

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какая мечеть является первой в исламе

Закрыть