В чем состоит отличие мировых и этнических религий

Тема 16 МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

В чем состоит отличие мировых и этнических религий

. темы

161. Общие черты мировых религий

162. Буддизм

1621. Общая характеристика буддизма

1622. Основные направления буддизма

1623. Буддийский культ

163 Возникновение и эволюция христианства

1631 Предпосылки возникновения христианства, его основные идеи и культ

1632. Православие

1633. Католицизм

1634. Протестантизм

164. Ислам

1641 Возникновение и распространение ислама

1642 Основы вероучения и культа. Шариат

161 Общие черты мировых религий

Важной вехой в истории религии стало возникновение мировых религий, которые, в отличие от религий этнических и региональных, получили межнационального характера. Буддизм, христианство и ислам — это итог длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами

Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одних общественных отношений к другим. Буддизм — в VI в до не, когда в. Северной. Индии раскачивался становой, варновый устройство;; христианство — в I в не в восточных провинциях. Римской империи во время кризиса рабовладельческого строя; ислам — в VII в не в. Западной. Аравии в период перехода к классовому обществу.

В их становлении и развития большую роль играли учредители или группа основателей, которые сами испытывали потребность в новой религии, понимали религиозные потребности масс.

В вероучениях, которые разрабатывались, в культе, церковной орга ции отображения образ жизни многих регионов, разных классов, слоев, каст, племен, народностей, и поэтому эти разнородные сообщества становились носителями новых религийових релігій.

Эти религии принесли представление о равенство единоверцев перед. Богом или. Абсолютом, о возможности выхода за пределы определенных традиционных культур, связанных с национально-государственными идеологиями.

Всемирным религиям присущ ярко выраженный прозелитизм — пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, что позволило им пересечь государственные границы.

Появление мировых религий означала возникновения впервые в истории людс ства вероисповедной связи, существенно отличался от этнического, языкового и политического. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они же илли.

1621 Общая характеристика буддизма

древняя из трех мировых религий является буддизм, который существует более 2500 лет. Буддизм возник в северной части полуострова. Индостан, в долине реки. Ганг в VI-V веке до не, то есть на пять веков ран нише от христианства и на двенадцать столетий раньше ислама.

Буддизм сыграл важную роль в культурно-историческом развитии человечества, он продолжает оказывать значительное влияние на образ жизни значительной части населения. Японии,. Шри-Ланки,. Бирмы,. Таиланда,. Китая,. Монголии и других стран. Южной,. Восточной и. Юго-Восточной. Азии.

В мире, по разным подсчетам, насчитывается от 300 до 600 млн будд истидистів.

Буддизм — это грандиозный социокультурный комплекс включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские и этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, духовные практики и отношения к миру. Эта мощная культурная традиция в овгий время развивалась на собственной основе, в отрыве от христианской и мусульманской культур, поэтому человеку. Запада трудно разобраться в представлениях и взглядах. Древнего. Сходу.

Буддизм возник в противовес брахманизма с его кастовостью, ритуализм и жертвоприношениями. Буддизм получает поддержку, прежде всего, среди низших слоев общества как движение, признает принципиальную равенство всех людей, что и позволило буддизма ове впоследствии получить статус мировых религийї.

Основателем буддизма был. Сидхартха. Гаутама,. Шакьямуни (Шакья и. Гаутама — родовые имена, муни — мудрец), годы жизни которого примерно 567-480 гг до рождения. Христа. По мнению большинства исследователей,. Сидхартха был реальной исторической личностью, однако за многие в веков рассказы о нем получили легендарного характерру.

Проповедь новой религии имела широкий успех в. Индии. Буддийское учение указывало путь избавления от страданий широким народным массам, которые не видели выхода из нужды и бедствий. Это учение не требовало дорогих жертвоприношений и сложных обрядов

Буддизм является особой мировой религией, оно в основном сосредоточено на земной страдании и освобождении от него; он указывает путь к спасению, к преодолению страданий. Главное внимание было уделено индивидуальном спасения каждого человека, его личной, праведном пути

Главным в вероучении буддизма является учение о четырех благородных истинах: истину страдания (жизнь есть страдание), истину причины (жажда жизни), истину освобождения (можно освободиться от страдания), истину пути (существует восьмеричный путь избавления от страданий). Этот путь включает следующие принципы: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимание, правильная сосредоточенность

Следуя восьмеричного благородного пути спасения и требований буддийской морали, человек достигает сначала просветление (самадхи), а затем погружается в нирвану (успокоение, угасание) — идеальное состояние человеческого бытия, означ чает освобождения от страданий, желаний, невозмутимого покоя, вечного блаженства в жизни и абсолютного покоя, своеобразного»безветрие души»Это внутреннее угасание чувственности и телесности должен освободить люди на от ее страдающего»Я»и от жажды жизни, влекущее всех живых существ к бесконечных перерождений. Тем самым отменяется власть кармы, просветленный мудрец до конца растворяется в абсолютном спок вя в абсолютному спокої.

Человек, пожелавшая достичь освобождения от страдания на пути, предложенном буддизмом, должна следовать моральным предписаниям буддизма, не чувствовать ни к кому злобы и ненависти, быть дружелюбным сострадать всем живым существам (принцип ахимсы), освободиться от суеты, от бесконечных все новых и новых желаний.

В буддизме существуют свои моральные табу, очень похожи на библейских. Это лаконично выражения лося в так называемыхх пяти правилах (Панча-шила): не вредить живым существам; не воровать; не прелюбодействовать; не врать: не употреблять алкоголя и наркотиков.

Будда учил, что никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсюда утнистю ненависти прекращается вона.

Буддизм, в отличие от брахманизма, отрицает существование вечной души. Вселенной и вечной индивидуальной души. Зато утверждается, что основу всех вещей и явлений как материальных, так и духовных, составляют определенные элементы — дхармы. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются соответствующим видом энергии, ист релом которой является осознанные волевые действия мысли и слова человека.

Человек желает обладать и наслаждаться разными вещами. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевого действия, которая образует карму. Спасение человека — это дело самого человека. Она единственная отвечает за свою карму, никто не может ее изменить, даже боги.

Согласно учению буддизма, человек занимает особое место в иерархии всех существ, то ом что она одна имеет возможность спастись от цепей вечной сансары (колеса жизни) и достичь нирваны. Вообще нирвана сравнивается с огнем светильника, который угас из-за того, что сгорело масло. Нор вана — это не смерть, это не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего»Я», угасание эмоций, когда человек находится в абсолютном покое.

Все проявления индивидуальности погасли: нет ни чувств, ни образов, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после достижения нирваны человек уже не возрождается и оставляет сансары залишає сансару.

Будда отверг признание необходимости существования варн. Полный свод священных текстов буддизма именуется»Типитака»или». Трипитака» («три корзины»). Он состоит из трех части:. Виная-питака — дисциплинарные правила для монахов;. Сутта-питака-высказывания и проповеди. Будды;. Абхидхамма-питака-систематизированное изложение всех положений вероучения

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит служба в церкви

1622 Основные направления буддизма

Последователи. Будды образовали два основных направления: пали:. Тхера-недостаток — учение старейшин (его еще называют хинаяна — малая колесница) и махаяну (большая колесница). С махаяны выделилась ваджраяна (алмазная колесница), впоследствии сформировались ламаизм

(синтез махаяны, ваджраяны и тибетской религии), а также дзен-буддизм (особый китайский и японский направление махаяны)

. Тхеравада (южный буддизм) — узкий путь спасения. Это направление получило распространение в. Таиланде,. Лаосе,. Шри-Ланке, частично в. Индии. Личные усилия самого индивида признаются решающим условием спасения, которого могут достичь только монахи

. Махаяна — северный буддизм — широкий путь спасения. Последователи махаяны — буддисты. Китая,. Тибета,. Монголии,. Кореи и. Японии. Махаяна исходит из того, что спастись может не только монах, но и мирянин. Особ особыми значение здесь придается культа бодхисатв бодхисатвы присущи два главных качества — прояснена мудрость и жалость, сострадание, позволяющие ему одновременно стремиться к высшему знанию и продолжать и трудиться на благо всех живых исстот.

Одна из разновидностей дальневосточного буддизма — дзен-буддизм — в последние десятилетия приобрел значительную популярность среди образованных слоев западного общества.

Дзен исходит из возможности достижения просвете итлення и прекращение перерождений непосредственно в этом, земной жизни. В каждом человеке скрыта природа. Будды, ее необходимо постичь, что может быть осуществлено интуитивно и мгновенно. Главное препятствие.

На этом м пути — логическое мышление, которое лишь огрубляет действительностьсть.

1623 Буддийский культ

В противоположность сложной обрядности брахманизма, связанной с жертвоприношениями, буддизм отличается простотой культа. Культовые действия первых буддистов включали медитацию, молитвы и поклонение ступам — к культовым сооружениям, связанным с памятью о земной жизни. Будды. Первые восемь ступ были воздвигнуты в разных местах над телесными остатками. Шакья-Муни после его кремации. Паломники обходят вокруг крупных ступ, оставляя в специальных сосудах пожертвованийння.

Распространенной культовым сооружением выступает также храм, в котором на алтаре, а также на внутренних стенах содержатся живописные и скульптурные изображения. Будды и других персонажей пантеона. В культовой практике в используется мандала — своеобразная графическая диаграмма. Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами. Верующие зажигают свечи и кладут перед изображением. Будды цветы

Широкое распространение в северном буддизме получила практика многократного повторения имени того или иного. Будды. Развитием этой магической практики стало использование в ламаизме специальных молитвенных бара. Абано — хурде. Считается, что каждый оборот барабана равнозначен прочтению всех текстов, в него вложены, а также написанные на его стенках. Большое значение придается и многократно провозглашенных ню магической формулы-заклинания:»Ом мани падме хум!ме хум!».

Крупнейшие праздники буддийского календаря отмечаются в мае, когда. Будда родился достиг просветления и перешел к нирване

Места рождения, смерти, первой и последней проповедей. Будды посещаются и почитаются буддистами всего мира, как и храм. Зуба. Будды на острове. Шри-Ланка. Еще одно место паломничества буддизма -. Лхаса, религиозный центр. Тибета. Выдающимся памятником буддийской культуры является. Боробудур — храмовый комплекс. УШ вв н е на индонезийском острове. Ява, украшенный несколькими сотнями статуй будд и бодхисаттвісатв.

Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/osnovi_kulturologiyi_-_sandyuk_lo/svitovi_religiyi.htm

Религии древнего мира

В чем состоит отличие мировых и этнических религий

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах.

При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п.

Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии.

Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных.

Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками.

Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям.

Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Магия

К ранним формам религии относитсямагия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как покаяться перед богом

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия:

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/drevnyaya-religiya.html

Мировые религии

В чем состоит отличие мировых и этнических религий

Понятие мировой религии не следует путать с выражением «религии мира», которое по сути означает список религий (не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической.

Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации. Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии, которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм

Буддизм древнейшая мировая религия, которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает – просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого – положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма – стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) – Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как бог помогает людям

Главное пособие христиан – Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог – Аллах, пророк – Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих – до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран – священная книга мусульман – представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна – сборник притч о Мухаммеде, и Шариат – свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм. Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная».  Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками.

Адам и Хава – первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда.

В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

Источник: https://www.calc.ru/Mirovyye-Religii.html

Мировые и национальные религии — определение признаки, примеры

Все основные крупные формы религиозных верований современного мира могут быть описаны в категориях мировых или национальных религий со свойственными им особенностями и формами.

Национальные религии — понятие и формы

Интересно, что это понятие ученые считают не вполне корректным, т.к. те этнические общности, где собственно и складывались эти верования, в тот ранний период еще не были оформленными нациями. Так, например, индуизм был распространен не только среди одного народа, а среди целой группы общностей, которые находились в этнической близости между собой. (И.И.Пучков).

В этой связи ряд исследователей предлагает даже сменить термин  «национальные религии» на иные более подходящие определения либо вовсе отказаться от практики раздела религий как на мировые, так и на национальные или племенные.

Понятие национальная религия

Сам по себе термин «национальные религии» возник в 19 веке и обозначал национально-государственные религии, которые сложились в рамках отдельных государств или этносов, но не смогли заметно распространиться у иных народов.

Как правило, к этому виду культов относят религии, которые возникли с «началом цивилизаций» или с появлением в обществе классовых отношений. Примером национальных религий могут служить верования римлян, ассирийцев, инков, вавилонян, кельтов, египтян, греков.

Национальные религии — примеры

В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.

Ученые считают, что широта распространения национальных религий  осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практике.

Мировые религии — определение и основные черты

Напротив, мировые религии (буддизм, ислам, христианство) отличает:

Мировые религии — примеры

  • полиэтническая распространенность
  • отсутствие в своей догматике выраженной этноцентричности 

Подавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.

Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью  и насыщенностью.

Ученые отмечают, что,  например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.

Такая же история произошла и с манихейством.

Отсюда следует вывод:

Появление и распространение мировых религий не было чем-то исторически исключительным, а отражало лишь объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов

Интересно, что параллельно происходило аналогичное движение и в политических тенденциях – создавались универсальные империи (Персия, Македония, Рим, Византия, Китай, арабский халифат и проч.)

Специфические характеристики мировых религий

Это:

  • Высокая абстрактность основной догматики, которая обеспечивает требуемый универсализм учения
  • Многообразие (полиморфизм) основных догматов, которое делает возможной вариативность истолкований как самого сакрального текста, так и его исповедания и практики культа, что повышает адаптивность религиозного учения к различным культурным традициям различных народов
  • Значительная социальная составляющая религии, т.е. ее «растворенность» в обыденной жизни человека, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей; участие всей паствы в обрядовой практике (в отличие от древних культов, где церемонии проводились лишь жрецами) и обращенность религии лично к каждому верующему.
  • Сравнительная доступность смыслов догматики для простого сознания (хотя бы в их редуцированном изложении), возможность личного спасения ценой правильной жизни
  • Отсутствие каких бы то ни было сословных или национальных границ и превосходства, т.е.  равенство всякого перед лицом Творца

Очевидно, что основа догматики существующих ныне мировых религий не имеет в себе ничего существенно отличного от большинства религий прошлого,  а причины значительного распространения этих религий, по мнению ученых, лежат большей частью в социальной сфере, в способности этого учения объединять людей, а также в «демократии» их установок и силе эмоционального воздействия

Ознакомьтесь с нашей презентацией по теме

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/mirovyie-i-natsionalnyie-religii-istoriya-priznaki-i-osnovyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Можно ли во время поста есть орехи

Закрыть