Что такое мир идей в понимании платона

Философия Платона

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников Гераклита, и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями.

В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности, что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился с Сократом, и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности.

До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.

Объективный идеализм

Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”.

Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма, поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики.

Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа.

Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга.

С учетом этих предварительных замечаний проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто.

Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Главное, что с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в “Пармениде” — это то, что “если единое не существует, то и иное не существует”.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум. Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли”. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее.

“Ум устрояет (устраивает) все”, в том числе явления, достойные “мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного свода”. У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить.

Выражено это в достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа, которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”. Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно.

Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую “мировую душу” можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром.

Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается “вечносущий бог”.

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует сказать, что в качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям.

Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию. Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума.

Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики. При этом следует учесть, что его отношение к диалектике менялось по мере эволюции его философских взглядов вообще. Наиболее полно свое учение о диалектике Платон выразил в диалогах “Парменид” и “Софист”. Если в целом резюмировать его взгляды по этой проблеме, то следует отметить, что диалектика у него рассматривается как основная наука, так как с ее помощью определяется сущность всех других наук.

Достигается это благодаря тому, что диалектика выступает и как наука, и как метод. В качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность.

Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: “Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет”.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появился праздник День Святого Валентина

Социальная философия

Большой интерес представляет социальная философия Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности.

Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала.

Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия.

Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий.

Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми.

Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/platon.html

Я знаю, что я ничего не знаю: 10 философских понятий, которые должны быть знакомы каждому

Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета.

Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно.

Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности.

Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из-за которой человек не в состоянии отказаться из-за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».

Интроспекция

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — способ самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира. Интроспекция — это фундаментальная потребность человека, позволяющая ему тщательно изучать самого себя, объяснять себе, почему он верит в то, во что верит, и есть ли возможность того, что его вера ошибочна.

Основоположником метода считается британский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, указал, что существует лишь два прямых источника всех знаний: объекты внешнего мира и разум человека.

В связи с этим все значимые психологические факты сознания открыты для изучения только самому субъекту познания — вполне может быть, что «синий цвет» для одного человека — совсем не то же самое, что «синий цвет» для другого.

Метод интроспекции помогает отслеживать стадии мышления, расчленяя чувства на элементы и предоставляя полную картину взаимосвязи мыслей и действий.

Интроспекция учит мыслить абстрактнее и шире, к примеру воспринимать «большое красное яблоко», как «ощущение красного, сменяющееся впечатлением круглого, одновременно с которым возникает легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения».

Но не стоит слишком углубляться в интроспекцию — чрезмерная сосредоточенность на отслеживании собственных впечатлений притупляет восприятие реальности.

Солипсизм

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8209-philosolophy-must-knows

Проблемы Эволюции

Биолого-почвенный институт ДВО РАН,

г. Владивосток

            То, что последует ниже, вовсе не является рецензией на замечательную книжку однофамилицы автора (Т. В. Васильевой) “Путь к Платону”, но в некоторых случаях мы будем ссылаться на ее интерпретации. Похоже, что каждый человек прокладывает свой путь к Платону, причем род его занятий в значительной степени определяет особенности пути и открывающейся панорамы.

Эта статья пишется биологом-систематиком, то есть одним из тех людей, которые призваны заниматься классификацией живых организмов, распределять их по видам, родам, семействам, порядкам и классам. Соответственно, им мало интересны (если только не угрожают работе) те направления философской деятельности Платона, которые находятся в центре внимания Т. В.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой святой у Игоря

Васильевой (1999 : 14), а именно проблема воспитания добродетельного человека, наилучшее государственное устройство, “законоуложение, сообразное идеалу”, само понятие идеала — “совершенного образа, на уподобление которого должны быть направлены устремления совершенствующихся копий” (?! — Л. В.

), проблема соединения абсолютной истины и практического действия, и даже проблема овладения миром природы, так как, хотя как раз биологи наиболее тесно связаны с миром природы, проблемой ‘овладения’ обычно заняты люди, делающие деньги ‘из воздуха’ и прочих природных ресурсов.

            Из перечисленных Т. В.

Васильевой (1999 : 68) наиболее значительных платоновских концепций (“политическая концепция, проект идеального государственного устройства, теория идей в их взаимоотношении и в отношении их к вещам, теория познания, платоновская диалектика”) для нас важна преимущественно теория идей, или теория форм, как ее иногда называют (поскольку слово идея часто ассоциируется просто с мыслью): именно эта теория имеет отношение к классификации вообще и классификации живых организмов в частности. Более того, теория идей есть корень, источник, ядро классификации. Как писал П. А. Флоренский (1999 : 71), “при произнесении слова платонизм у всякого на первом месте возникает ассоциация ‘учение об идеях’, ‘идеализм’ Дело идет о родах и видах, как выражались философы древние”, но что же такое классификация, если не ‘разговор’ о родах и видах? Более того, “вопрос о природе родов и видов во все времена волновал и оплодотворял человеческий дух и был виновником всех школ; принимая на себя все цвета времени, он всегда остается  основанием, из которого исходят и к которому возвращаются философские исследования” (Флоренский, 1999 : 73); именно поэтому систематика (наука биологической классификации) может рассматриваться как наиболее философская область биологии, тем более, что и в ней существуют различные школы мысли.

Источник: http://evolbiol.ru/document/1068

Мир идей Платона

Одним из самых известных философов античности является Платон (427–347 до н.э.). Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей из всех древних, средневековых и современных философов.

Краткая биография Платона

Платон был выходцев из богатой семьи аристократов. В двадцатилетнем возрасте будущий философ заинтересовался идеями Сократа, и начал регулярно посещать его беседы. Деятельность Сократа сильно повлияла на молодого человека, и результатом этого стал его отказ политической карьеры. При этом, являясь философом, он занимался проблемами государства и законодательства всю жизнь.

Особое место среди идей Платона занимали его теория идей, концепция идеального государства. Идея об идеальном государстве относится к самой ранней из длинного ряда утопий, а также концепция познания как воспоминания (припоминания).

Идея сверхчувственного мира

Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов. 

Сторонники натурофилософии пытались дать объяснения причинам физического характера: вода, воздух, земля и т.п. Но у них ничего не получилось. Была необходимость отстранить философию от чувственно-материального и перейти к рациональным и интеллектуальным объяснениям.

Сверхчувственный план бытия, по Платону, включает мир идей (эйдосов) или форм. Идеи не существуют как ментальные понятия, которые формируется в уме человека, они – самостоятельные сущности, существующие в себе и для себя в иерархической системе. 

В их основе лежит подлинное бытие. Подлинное бытие отождествляется с миром идей. Мир включает в себя большое множество идей для каждого феномена: моральных и эстетических ценностей, тел, матемагических и геометрических формул и фигур. Умопостигаемый мир (мир идей) вечный. Чувственный же мир находится в пространственно-временном измерении, он характеризуется постоянным движением и порождением.

Основные идеи, представленные в труде Платона «Государство»

Книга Платона «Государство» стало последней. В ней он изложил достаточно ясно теории идей или форм. Он объясняет, что, когда ряд феноменов имеет общее название, они имеют также общую «идею», или «форму». 

Например, существование какого-то количества вещей тождественно существованию одной «идеи» или «форме» этих вещей. Или отражение вещей не является чем-то реальным, а остается чем-то кажущемся, так и разные отдельные вещи нереальны, являясь лишь копиями «идеи», эти вещи представляют собой одну реальную вещь, созданную богом. Об этой одной вещи, которую создал бог, существует возможное знание, но в отношении многих вещей, сделанных кем-то, может быть лишь мнение. 

В этой связи Платон заключил, что формирование мнения о мире проходит через чувства, в то время как знание является частью сверхчувственного вечного мира. 

Например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание же относится к прекрасному самому по себе. В сферу интересов философа попадает только идея прекрасного, а не многообразие прекрасных предметов, которые можно обнаружить в чувственном мире. 

По мнению Платона, то, что является предметом мнения, никогда не станет предметом знания. Знание отличается достоверностью, мнение подвергается ошибкам, и непременно является ошибочным. Мнение ошибочной из-за того, что им допускается реальность того, что представляет собой лишь видимость.

Проблема существования идей вызывает некоторые трудности. Это было очевидно уже во времена Платона. Прежде всего, неясно, у какие здешние вещи-подобия имеют идеи-образцы, а какие нет. Например, странным было бы предположение, что для сора или грязи существуют какие-то идеи (это можно встретить в диалоге Платона «Парменид»). После появления в платоновской академии Аристотеля, теория идей принимает сокрушительную критику.

Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие

Философия для Платона является чем-то вроде созерцания, «созерцания истины». Его трудно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание не является просто мудростью, а, скорее, любовью к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств различны. 

Различия Платоном между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются через предоставления аналогии со зрительным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, так как требуется наличие не только глаза и объекта, но и света. Мы можем видеть отчетливо только освещенные солнцем предметы. В период сумерек человек видит предметы неясно, а при полной темноте, не видим вообще. 

Поэтому в мир идей входят те вещи, которые мы видим освещенные солнцем, а мир преходящих вещей – неясный, сумеречный мир. Платон отождествлял глаз человека с его душой, а солнце для него было светом, истиной или благом.

Чтобы объяснить свои взгляды Платон использует миф о пещере. Миф в данном случае он использует как аллегорию для изложения своей философии. Люди, которые лишены философии, он сравнивает с узниками пещеры, способных видеть только в одном направлении. Они видят в одном направлении, так как связаны, позади них горит огонь, а перед ними стена. 

Тени на стене для них являются реальными предметами, но люди не имеют никакого представления о самих предметах, порождающие эти тени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится могила Ксении Блаженной

Теория идей Платона представляет собой весьма важный шаг вперед по направлению к развитию философии. Его теория идей – первая теория, подчеркивающая проблему универсалий (общих понятий). Она сохранилась в разных формах вплоть до настоящего времени. Но по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделения мира на части, из которых одна более реальна, чем другая, обречена на неудачу.

Платон связал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил познание к воспоминанию (анамнезу) истины, всегда жившей в душе, и которая оживает в нас, при осуществлении нами какого-либо конкретного опыта. Душа контактирует с миром, при этом она извлекает из себя истину. Такое извлечение и является воспоминанием.  

Познающий проходит несколько стадий: 

мнения; научные понятия;

чистое знание. 

В бытовом плане для людей достаточно одних лишь мнений, верований, образов. Математики могут подняться выше, так как используют научные понятия. Но истинное знание могут достичь только философы, отрешившись от чувственного, они посвящают свою жизнь незаинтересованному созерцанию, восходя от идеи к идее к самой вершине.

После всего сказанного становятся понятными причины того, почему Платон так негативно относился к искусству. Сущность, роль и ценность искусства находится в зависимости от истины, согласно мнению Платона. Искусство скрывает истину, искусство – форма неистинного, фантастического знания. 

Искусство не может улучшить душу человека, так как оно лживо. Искусство может только разварить человеческую душу. Поэтому для деятелей искусства нет места в идеальном государстве. Платоном отрицается самоценность искусства, он пытается поставить его на службу благу и истине. Для этого философия должна управлять искусством.

Сущность человека может быть определена разнопорядковой природой тела и души. Тело является своеобразной темницей для души, поэтому тема бегства от всего телесного и мирского – один из основных мотивов философии Платона. 

Новая жизнь для души может быть открыта после смерти тела. Даже если душа и имеет свое начало, оно бессмертно и его стремление направлено на уподобление богу. Такое уподобление может быть доступно только для тех, что смог очистить свое тело и возлюбить мудрость. Платон сравнивает человеческую душу с крылатой колесницей, в нее запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начала в человеке), ею управляет извозчик (разум).

В своем известном произведении «Государство», Платон рассказывает о построении идеального государства. Философ делает вывод о том, что правители такого государства должны являться философами  (мудрецами). Платон также ставит перед собой задачу определить справедливость и предлагает сделать это на примере анализа справедливого государства, а не справедливого индивида.

Идеальное государство по Платону

Идеальное государство Платона должно иметь три класса, куда входят простые люди, воины и стражи (правители-мудрецы). Только последние обладают политической властью. 

К первому классу относятся крестьяне, торговцы и ремесленники. Их души являются примитивными, поэтому их обязанностью является лишь подчинение воле вышестоящих. Они не должны иметь чрезмерное количество материальных благ.

 
Людей, относящихся ко второму классу, он сравнивал с породистыми собаками. Они послушны и готовы к бою.

Этот класс следит за тем, чтобы все граждане имели занятия, соответствующие их природным наклонностям, а также предупреждают различные конфликты внутри государства. Второй класс лишен какой-либо способности. 

К третьему классу относились правители (стражи). В их ряд могли попасть лишь те, кто больше других любит свою страну. Такие люди должны отличаться усердием в работе для процветания своего отечества, они способны созерцать Благо. 

Кратко говоря, первый класс воздерживался от желаний, второй характеризовался смелостью и мужеством, третий – мудростью.

Примечательно, что Платоном предлагается введение для стражей радикального коммунизма. Стражи должны жить в небольших домах, их поселение будет больше походить на лагерь. Они должны обедать в общих столовых и употреблять простую пищу. 

У правителей не может быть частной собственности, кроме совершенно необходимого. Они не имеют богатств, при этом правители счастливы. Государство ставит своей целью создать счастье для всех. Богатство и бедность вредны в одинаковой степени в идеальном государстве Платона. 

Коммунизм философа применим также и для семьи. Согласно его идеи, у друзей все должно быть общим, в том числе женщины и дети. Платон понимает, что такое будет трудно осуществить, но уверен, что при правильном воспитании своих граждан государство сможет это установить. 

Платон руководствуется этой идей для того, чтобы минимизировать собственнические чувства людей и тем самым открыть путь к господству духа коллективизма.

Также в своей работе, посвященной описанию идеального государства, Платон рассматривает вопрос справедливости. По его мнению, справедливость состоит в том, чтобы каждый наилучшим образом выполнял свою собственную работу, и не вмешивался в чужие дела и не претендовал на чужое место. 

Государство устроено справедливо, если каждый – торговец, воин и правитель – выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов. Конечно, такое понимание справедливости не соответствует тому, что современный мир называет «справедливостью». Демократия повлияла на наше видение справедливости, поэтому оно у нас ассоциируется с равенством. У Платона же понятие справедливости скорее ближе к тому понятию, которое до сих пор используется в праве.

https://www.youtube.com/watch?v=MNFotMU1FlY

В философии Платона рационализм сочетается с верой в потусторонний мир, поэтому такая теория может привлечь как рационально настроенного интеллектуала, так и религиозного мистика. В результате этот синтез оказал влияние на большинство великих философов.
 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/mir-idej-platona/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]