Сколько всего существует Евангелие

Сколько всего существует Евангелий?

Евангелие в свободном переводе с греческого языка означает «благая весть», «благовестие». В текстах Евангелий описываются вся земная жизнь Иисуса Христа, Его деяния и учение. Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:23, Мф. 9:35, Мф. 24:14, Мф. 26:13) и в Евангелии от Марка (Мк. 1:14, Мк. 13:10, Мк. 14:9, Мк.

16:15), а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть», например: «И сказал [Христос] им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». (Мк. 16:15)
По сути дела, в более широком смысле слова Евангелие – это весть о спасении рода человеческого и наступлении Царства Божия, провозглашенная Иисусом Христом и доносимая апостолами до всего человечества.

Всего известно четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые признаны Отцами Церкви каноническими (твердо установленными, принятыми за образец).

В первых трех текстах содержится немало параллельных мест, эти тексты также именуются синоптическими (от греческого слова «обозрение») с XVIII века, после того они были изданы в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами.

А вот Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по содержанию, так и композиции. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других апостолов-евангелистов с целью дополнить их.

Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

Об апокрифических евангелиях

Кроме четырех общепризнанных канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы – тексты, которые Церковь не рассматривает как часть истинного христианского учения, даже если в самих апокрифах и говорится, что автором их был кто-либо из апостолов.

Стоит отметить, что апокрифические евангелия появились уже во второй половине II века нашей эры. В отличие от четырех канонических Евангелиях, информация, содержащаяся в апокрифических текстах, не имеет гарантии подлинности.

Более того, во многих апокрифах содержатся идеи, которые полностью либо частично противоречат апостольской традиции.

Первоначально слово «апокрифический» означало «тайный», потому что эти евангелические тексты предназначались лишь для особой группы посвященных людей, внутри которой они и циркулировали. И только позднее это слово стало означать «поддельный» и даже «еретический». С течением времени количество апокрифических евангелий все увеличивалось. Объяснить это можно разными причинами.

Во-первых, таким образом пытались заполнить пробелы в изложении подробностей жизни Иисуса, которые оставались в канонических Евангелиях (например, возникли апокрифические евангелия о детстве Иисуса). Также целью авторов этих апокрифов являлась пропаганда их собственного учения среди верующих под видом того, что это были истинные Евангелия, происходящие от апостолов (например, евангелие от Фомы). Это прямо противоречило традиции Церкви.

На основании отрывочных сведений, содержащихся в трудах Отцов Церкви по поводу существующих апокрифов как таковых, а также исходя из ссылок на рукописные источники, известно, что количество апокрифических евангелий превышает пятьдесят. Ориген Александрийский пишет следующее: «У Церкви есть четыре Евангелия, у еретиков их множество» (Проповедь 1 по Евангелию от Луки, с.13, 1802).

Почему запрещены другие евангелия?

Всех же известных евангельских текстов намного больше, их количество исчисляется десятками. Но все они, за исключением упомянутых четырех Евангелий, в разное время были причислены к апокрифическим изданиям, т.е.

Святыми отцами Церкви они признаны не соответствующими религиозным канонам. При тщательном анализе и сопоставлении таких текстов большинство из них не выдерживают никакой критики, т.к. приводимые в них факты противоречат каноническим текстам Священного писания.

Хотя, конечно, в некоторых из них могут содержаться отдельные достоверные сведения.

О каком количестве евангелий известно на сегодня?

На самом деле точное количество всех апокрифических евангелий неизвестно. По некоторым данным оно составляет порядка несколько десятков текстов. Однако даже если бы точная цифра всех версий Евангелия и была бы известна, она бы постоянно менялась. Дело в том, что древние тексты находят до сих пор. Например, самое старое изложение «Протоевангелия Иакова» было обнаружено только в 1950-х годах, а «Евангелие Иуды» — в конце 70-х годов ХХ века.

Наиболее известные апокрифические евангелия:

  • Евангелие от египтян;
  • Евангелие от ессеев;
  • Евангелие от евреев;
  • Евангелие от евионитов;
  • Евангелие от Петра;
  • Евангелие от Марии;
  • Евангелие от Никодима;
  • Евангелие от Филиппа;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие Евы;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций);
  • Евангелие детства от Фомы;
  • Евангелие псевдо-Матфея;
  • Евангелие детства;
  • Тайное евангелие от Марка;
  • Протоевангелие Иакова;
  • Тибетское Евангелие;
  • Арабское евангелие детства Спасителя;
  • Учение двенадцати апостолов, или Дидахе;
  • Пастырь Гермы (Ерма);
  • Сказание об Успении Богородицы;
  • Хождение апостола Павла по мукам;
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков);
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна).

Три типа апокрифов

Около десятка апокрифов Церковь считает «положительными». Более того, например, по мнению некоторых отцов Церкви, Пастырь Гермы в свое время считался очень ценной и полезной книгой. Недаром он входил в один из первых христианских канонов священных книг.

Из этих «положительных», но так окончательно и непринятых Церковью апокрифических текстов, мы знаем о многих событиях (к примеру, подробности об Успении Пресвятой Богородицы), которые не описаны в канонических книгах Нового Завета, но считаются достоверными, т.к.

о них свидетельствует Священное Предание.

К таким «положительным» книгам, кроме «Пастыря», Церковь, в частности, относит:

  • Протоевангелие Иакова;
  • Учение двенадцати апостолов, или Дидахе;
  • Евангелие от Никодима;
  • Сказание об Успении Богородицы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда День святого Вадима

Кроме «положительных» книг среди апокрифов есть и бесспорно «ложные писания», которые имеют сектантское происхождение и способны внести немалое смущение в сердца верующих христиан. Среди них стоит особо выделить откровенные фальшивки:

  • Евангелие от Иуды;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие детства;
  • Хождение апостола Павла по мукам.

Это книги, созданные бывшими язычниками, в неполной мере воспринявшими христианское учение. В этих книгах авторы накладывали на евангельскую систему ценностей свои личные различные мировоззренческие представления.

По сути дела, вместо того, чтобы смотреть на мир глазами Евангелия, они на само Евангелие продолжали смотреть глазами язычников.

В результате такого переосмысления и появился целый ряд апокрифов, в которых можно встретить и идеи Спасителя, и христианские мотивы, но при этом книги наполнены совершенно иным, не евангельским, содержанием.

И все же главную опасность для истинных христиан представляет третий тип апокрифов, которые имеют полностью еретическое, сектантское происхождение. Они создавались разными людьми и в разное время, однако их главная цель – смутить верующих и привлечь их в свои секты.

Принцип, как всегда, был очень прост: какая-либо еретическая концепция сознательно облекалась в христианские формы, а получавшиеся в ходе такого «творчества» произведения распространялись под именами известных апостолов и святых. Типичный пример – «Тибетское евангелие».

Фрагмент одного из апокрифических евангелий

Конечно, чаще всего такие подлоги удавалось своевременно обнаружить и предотвратить их хождение среди христиан. Но было немало и таких случаев, когда еретики добивались своего, и им удавалось заманить в свои секты немалое число верующих.

Иногда такие апокрифы создавались не путем «придумывания» чего-либо нового, а в результате внесения серьезных правок в уже известные канонические тексты.

Так или иначе, но это создавало большие проблемы, поскольку фальшивки зачастую были настолько искусными, что выявить их могли только духовно зрелые, хорошо разбирающиеся в богословских вопросах.

Не изменилась ситуация и в наши дни. Немалое число людей привлекают «сенсационные» тексты, в которых Спаситель и истинное апостольское учение преподносятся несколько иначе, чем в канонических Евангелиях. И тут может возникнуть вопрос: а имеет ли это большое значение? Но недаром существует широко известное выражение – «дьявол кроется в мелочах»

Источник: https://daprosto.com/skolko-vsego-sushhestvuet-evangelij/

Сколько было Евангелий на самом деле

Церковью официально признаны только 4 Евангелия: от Луки, от Матфея, от Марка и от Иоанна. Однако на самом деле Евангелий гораздо больше. Но все они причислены церковными соборами к апокрифическим изданиям, то есть к тем произведениям, которые не соответствуют религиозным канонам.

Как и почему запретили другие Евангелия?

Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.

Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.

Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.

В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.

Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.

Запрещенные Евангелия

Если следовать хронологии библейских событий, то одним из первых следует отметить «Протоевангелие Иакова». В этой книге описывается рождение, детство и юность матери Иисуса Христа Марии, вплоть до появления на свет Спасителя. В этой версии Евангелия содержится множество отрывков из других, канонизированных церковью текстов.

Исходя из названия данной книги, ясно, что на ее авторство претендует Иаков – сын отца Иисуса от первого брака. Однако эта версия не выдерживает критики, поскольку писатель был явно не знаком с иудейскими традициями. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что, согласно тексту, трехлетнюю Марию отвели в храм, где она и жила до 12-ти лет.

Еще одно писание – «Евангелие детства», написанное, якобы, апостолом Фомой рассказывает о детстве самого Иисуса. В этом тексте маленький Иисус предстает перед читателем эдаким сверхчеловеком, причем, далеко не всегда добрым.

Он может очищать воду, а может и «иссушить» ребенка, попытавшегося снова замутить очищенный водоем. А взрослые, которые жалуются на проделки Христа, внезапно слепнут.

Однако, по мнению ученых, автором этого Евангелия никак нельзя считать Фому, так как согласно некоторым деталям повествования легко можно сделать вывод о том, что писатель не имеет ни малейшего представления о быте иудеев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе находится Вавилонская башня

Кроме этих двух апокрифов, известны также Евангелия от Петра, от Марии, от Филиппа и от Варнавы, Евангелия Евы, Никодима и Иуды, Евангелие египтян, Евангелие двенадцати, Евангелие от евреев и другие произведения.

Сколько же всего Евангелий?

На самом деле точное количество всех Евангелий неизвестно. По некоторым данным оно исчисляется десятками. Однако даже если бы точная цифра всех версий Евангелия и была бы известна, она бы постоянно менялась. Дело в том, что древние тексты находят до сих пор. Например, самое старое изложение «Протоевангелия Иакова» было обнаружено только в 1950-х годах, а «Евангелие Иуды» — в конце 70-х годов ХХ века.

Источник: https://suharewa.ru/skolko-bylo-evangelij-na-samom-dele/

Кто автор евангелия

Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.

Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.

Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.

В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.

Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.

Евангелие

У этого термина существуют и другие значения, см. Евангелие (значения).

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть»; от εὖ «добро, благо» + ἀγγελία «весть, известие») — в христианстве, весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами. В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг — Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:23, Мф. 9:35, Мф. 24:14, Мф. 26:13) и в Евангелии от Марка (Мк. 1:14, Мк. 13:10, Мк. 14:9, Мк. 16:15), а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть», например:

И сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
(Мк. 16:15)

Евангельский канон

Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия, является сочинение Иринея Лионского «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». В этом сочинении по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Эти четыре Евангелия впоследствии вошли в состав канонических книг Нового Завета Библии, который был утвержден соборами в Православной церкви. Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора.

По мнению Дональда Гатриruen тексты исходно были анонимными, и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение.

Первые три текста содержат немало параллельных мест, и именуются синоптическими (от др.-греч. σύνοψις — обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами.

Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других Евангелистов с целью дополнить их.

Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них, как о едином Евангелии, данном христианам в четырех видах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был сделан синодальный перевод Библии

Евангелие от Иоанна сопоставляется с орлом, так как он особой возвышенностью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Христа Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, так как оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Христа Сына Божия, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.

Евангелие в окладе, 1772 год, Москва

В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесного воскресения и вознесения, а также проповеди, поучения и притчи.

Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.

Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство.

Состав Евангелий

Состав книг Нового Завета (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура из четырёх Евангелий (синоптических и от Иоанна), была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем церковные деятели (святые отцы и учители Церкви) написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Христос с апостолами (Миниатюра из Сийского Евангелия. 1339 год)Армянская рукопись Евангелие, 1269 год

Канонические Евангелия

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

Апокрифические Евангелия

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Псевдоапокрифы

  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций)
  • Тибетское Евангелие

Евангелия детства

  • Евангелие детства от Фомы
  • Протоевангелие Иакова
  • Евангелие Псевдо-Матфея
  • Арабское евангелие детства Спасителя

Православие

Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной литургии, молебнов на некоторых церковных таинствах и требах.

Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. В Русской Православной Церкви оно написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые тематические зачала.

Оклад (риза) — переплёт такого Евангелия богато украшен выгравированными по металлу иконописными изображениями воскресшего Христа (в центре) с обращёнными к Нему евангелистами (по углам). Богослужебное Евангелие с заложенной вышитой золотистыми нитями парчовой закладкой, в храме находится в алтаре на престоле поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем).

Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия является священным. Освящаться может только его оклад — богато украшенная обложка.

Во время хиротонии во епископа архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия, во образ того, что в этом сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

Требное Евангелие — это богослужебное Евангелие уменьшенных (для удобства совершения различных треб) размеров.

Примечания

  1. БРЭ, 2007.
  2. Евангелие // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. В оригинальном древнегреческом тексте: греч. εὐαγγέλιον
  4. «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)» Книга 3 Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. • Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. • Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре.
  5. 85 правило святых апостол
  6. 60 правило Лаодикийского собора
  7. Святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго, из 39 послания о праздниках с толкованием епископа Никодима (Милаша). Правило 2. Дата обращения 25 сентября 2018. Архивировано 9 марта 2014 года.
  8. Стихи святаго Григория Богослова о том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета.
  9. Стихи святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются.
  10. 33 правило Карфагенского собора
  11. 1 2 Harris, Stephen L., Understanding the Bible. Palo Alto: Mayfield. 1985.
  12. 1 2 3 4 Donald Guthrie, New Testament Introduction (Leicester, England: Apollos, 1990), pp. 37-40
  13. Owen Jarus. Mummy Mask May Reveal Oldest Known Gospel. LiveScience. January 18, 2015.
  14. Dei Verbum — «Слово Божие». Догматическая конституция о Божественном Откровении. Ст.18
  15. Ткаченко А. А. Канон библейский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. — Т. XXX. — С. 212–257. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  16. Толкования на Мк. 16:14. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.
  17. Толкования на Мк. 16:15. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.

Источник: https://acoustic-fest.ru/kto-avtor-evangeliya-735/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]