Рождественские святки
Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок.
Пост в эти дни отменяется, даже в среду и пятницу можно вкушать скоромную пищу.
Святки продолжаются 12 дней и завершаются большим православным праздником – Крещением.
Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.
В христианской традиции Святки – это празднование Рождества Христова.
Святки празднуют в память о евангельских событиях – рождении Христа и его крещении в Иордане. Святки – это «святые дни».
На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего.
Святки – самый веселый праздник.
В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное – рядилась. Ряженье служит символом обновления.
По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные – колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев угощение и высказать им благожелания в наступающем году.
Колядование – обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова.
Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности – насколько опасно занятие гаданием для православного.
Первые дни Святок, как правило, предназчались для того, что попроведовать родителей, старых. Сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги.
С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.
Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычаи «смотрин» и «ярмарок невест».
Последние дни Святок были посвящены подготовкой к другому двунадесятому празднику – Крещению Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.
ИСТОРИЯ СВЯТОК.
Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Всемилостивый Господь продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами».
В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово перенесли на 25 декабря по старому стилю (7 января н.
ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но поскольку в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Поэтому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».
Что такое святки и что нужно в это время делать?
Праздник продолжается, он не закончился 7 января в день Рождества Христова.
8 января – Собор Пресвятой Богородицы.
В первое воскресенье после Рождества – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет.
11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных.
К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются.
Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения.
Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много.
Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, во всем важна мера.
Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.
Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны.
О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».
Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.
Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.
В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:
«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.
Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.
Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите!
Иерей Андрей Чиженко
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся.
Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским.
Но исстари, наименовав эти дни СВЯТКАМИ, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было СВЯТО, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите» и проч.
СЛАВЬТЕ ЖЕ ХРИСТА, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
СЛАВЬТЕ ХРИСТА: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете:
СЛАВА ТЕБЕ,ГОСПОДИ, ЧТО РОДИЛСЯ ХРИСТОС! – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу!!!
Святитель Феофан Затворник
СВЯТКИ В ЖИВОПИСИ
1.художник — Роман Свередюк
2.художник Транковский. Путешествие со звездой
3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ
4. Борис Сердюк Святой вечер
Интересные страницы:
11 января — день 14 000 Мучеников — младенцев, от Ирода в Вифлееме убиеных
14 января день памяти Святителя Василия Великого.
15 января — память преподобного Серафима Саровского, Чудотворца
19 января — Крещение Господне (Богоявление) (Двунадесятый непереходящий праздник)
Источник: https://poletova.nethouse.ru/svyatki
Рождество Христово и Святки в 2020 году
Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2020 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!
Святки в 2020 году
Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.
- Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
- Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
- Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.
Что такое святки?
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?
Святки
Сколько лет святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна.
Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.
Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа).
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным.
Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е.
на шесть лет отстраняются от Причастия) пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
— Фильмы про Рождество, мультфильмы про Рождество
Хулиганство, освященное традицией
Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются.
Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды.
Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.
Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.
В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу.
Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.
Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила.
Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » .
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М.
Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб.
«В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».
Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора.
Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.
— Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatki-v-2020-godu/
Святки в 2021 году
На протяжении 12 дней между Рождеством и Крещением отмечается веселый праздник, называемый Святками. В церкви его называют сплошным, поскольку он не предусматривает ни одного постного дня. Со Святками связано большое количество поверий и традиций, а история появления праздника является очень увлекательной.
История появления праздника
Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. Другие источники относят происхождение слова «Святки» от старорусского глагола «святить», означающего прославлять, восхвалять. Таким образом, на протяжении 12 дней верующие люди прославляют Бога и празднуют Рождество, Крещение Иисуса Христа.
Церковь начала соблюдать подобный праздничный период еще в 6 веке. Считалось, что в эти дни не положено проводить церемонию венчания или бить поклоны. Документы Второго Туринского Собора подтверждают, что в 567 году время между Рождеством и Крещением является праздничным, поэтому должно почитаться всеми богобоязненными и верующими людьми.
Празднование в России
Первые несколько дней Святок люди ходили в гости к друзьям и знакомым и преподносили разные подарки, символизирующие дары, принесенные волхвами в честь рождения Спасителя. Также приветствовалось посещение разных учреждений, таких как приюты, тюрьмы, больницы и так далее. Легенды рассказывают, что даже цари во время Святок одевались в простые одежды и ходили в больницы и темницы, одаривая людей подарками.
Также существовала традиционная святочная трапеза. Семьи собирались за столом, уставленным разными вкусностями и вспоминали всех близких и знакомых, умерших в прошлом году, а также радовались Воскресению Иисуса Христа.
На столах обязательно должно было присутствовать нечетное количество блюд, а также дополнительные столовые приборы для всех умерших родственников. Также существовали специальные блюда, приготавливаемые на Святки.
Это овсяный кисель, печенье с орехами, кутья, комочки из выпечки, сбитень и многое другое.
Завершающие дни Святок считались временем подготовки к Крещению. Собирали лучших мастеров деревни и шли с ними на водоемы для создания проруби в виде креста. Полученную прорубь украшали разноцветными лентами, изделиями из дерева, а также узорными кусками льда.
Практически все современные церковные праздники образовались на основе старых языческих событий. Так произошло и со Святками. Раньше в это время славяне почитали одну из ипостасей бога небес Святовита. По другому мнению название праздника было позаимствовано у старославянского обычая почитать умерших предков, души которых назывались святками.
Сегодня в дни Святок повсеместно организовываются живые концерты духовой музыки. Подобный обычай появился после прихода советской власти. Также устраиваются благотворительные елки для всех детей, торжественные вечера и фестивали.
Традиции празднования
Практически все русские обычаи празднования Святок связаны с гаданием, магическими обрядами и ритуальными заклинаниями.
С наступлением вечера по улицам начинали ходить наряженные «колядующие», запевающие песни и водящие веселые хороводы. Подобная славянская традиция осталась и сегодня, хотя церковь не приветствует следованию языческим ритуалам накануне Рождества.
Также церковь запрещает верующим людям облачаться в смешные наряды и ходить по домам с песнями, склоняя людей приобщиться к действию. Впрочем, после крещения Руси народ не стал отказываться от традиции встречать колядующих детей конфетами и вкусными блюдами. Сами же колядки немного изменились, стали посвященными тематике рождения Иисуса Христа.
Кроме песен колядующие желали хозяевам домов счастья и всяческих благ, за что получали сладкое или монетизированное вознаграждение.
Девичьи гадания
Одним из самых старых ритуалов на Святки, оставшихся еще со времен дохристианской Руси, являются святочные гадания. Особенно любимыми были гадание с использованием зеркал и ворожба на женихов. Зеркала всегда использовали в нежилых помещениях, чтобы не приманивать в них нечистую силу. Девушки перед полночью шли в уединенные места, которыми часто выступали бани или оставленные дома.
Там они закрывались и старались развязать все узелки на своей одежде или волосах. На поверхность стола ставили зеркало, с обеих сторон окруженное свечами, и присаживались напротив него. Сзади нужно было также поставить зеркало, чтобы получился своеобразный коридор. Девушка должна была проговорить специальные слова и выглядывать в зеркале образ своего суженого. Подобное ожидание могло длиться довольно долго.
После появления долгожданного образа гадательницам нужно было спешно собраться, спрятать зеркала, задуть свечки и выйти из помещения.
Существовало еще одно святочное гадание на жениха. Девица должна была налить перед сном немного воды в стакан и добавить чуть-чуть соли. Получившуюся соленую воду нужно было выпить, произнося определенные слова и сразу ложиться спать. Изображение суженого должно было явиться девушке во время сна. Чаще всего будущий супруг во сне подавал девушке стакан воды.
Существовало также множество других гаданий. Одним из них является гадание на картах. Перед сном на Святки девушки клали под подушки всех королей из новой колоды карт с определенными словами. После они ложились спать, и им должен был присниться один из королей, символизирующий будущего супруга.
Когда, какого числа в 2021 году отмечают Святки. Дата праздника: 6-18 января
***
Источник: https://pozdravkin.com/data-prazdnika/svjatki
Народный календарь:
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.
Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.
Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
МАСЛЕНИЦА
Что делали на масленицу?
Значительная часть обычаев на масленицу, так или иначе, была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу.
Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.
Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях.
Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.
Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений.
Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п.
Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров.
В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.
Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Здесь необходимо отметить, что понятие «Чучело Масленицы» имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалось чучело _Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжиганим общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу.
Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”).
Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.
Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:
А мы Масленицу встречали, Повстречали, душа, повстречали, На горушке побывали, Блином гору выстилали, Сыром гору набивали, Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
Вторник — заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом.
На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.
Среда — лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила.
Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу «лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (опять поговорка) или «один на один» (как у французов тет-а-тет — «с глазу на глаз»).
Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница — тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл).
Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота — золовкины посиделки
Начнем с того, что «золовка» — это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками), т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, — так было принято кое-где раньше: «Не брать в жены своих, местных».
Воскресенье — проводы, целовальник, прощенный день
В книге М.
Забылина «Русский народ» рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
Пасха христианская
Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре.
Пасхальное воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год,но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля.Оно приходится на первое воскресенье после первого полнолуния,следующего за 21 марта-днем весеннего равноденствия.
Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Никее в 325 году н.э.
Источник: http://paskha.gatchina3000.ru/paskha04.htm
Святки: традиции и обычаи празднования у православных христиан
Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января.
На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.
Об истоках традиций
История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.
Что делать на Святки
Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.
К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова, который отмечают 7 января.
В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.
7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте здесь.
Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.
Как отмечают Святки православные
Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.
Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.
Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа.
Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды.
Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.
Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.
Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.
В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.
Чем угощают во время Рождественских Святок
Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги, а также традиционную кутью (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов с медом.
Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.
Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.
Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер
Как украшают дома
В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.
В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.
Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые
Святочные гадания
Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой
В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре.
Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску.
И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.
Окончание Святок 19 января
Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день).
Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами.
Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.
В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен
Как отмечают праздник католики
Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.
Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Семейные ритуалы. Почему традиции так важны детям
Что едят на Рождество
Источник: http://ladychef.ru/prazdniki/rozhdestvenskie-svyatki-istoriya-i-traditsii-prazdnika/
Святки 2020 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают
На Руси ранее активно отмечали Святки. Они представляли собой самый веселый зимний праздник. Святкам посвящали ряд мероприятий, представляющих собой сплетение языческих и христианских вер.
Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Также сообщается, какие процессы в эти дни можно и нельзя делать.
Дело в том, что Святки продолжаются не один день. Со старославянского название праздника переводится как святые или праздничные дни.
Церковь еще с давних времен начала праздновать Святки. Праздник длился несколько дней (начиная от появления «первой звезды» в канун Рождества и до Крещенского освящения воды). Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января.
На протяжении всех Святок за работу по вечерам никто не брался. Люди после их наступления начинали гадать, а также принимали участие в народных гуляниях. В первые дни Святок все старались посетить близких, друзей, родных и знакомых. Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов.
Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки. Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы. Верующие во время Святок отправлялись на богослужения.
Важно знать, что до наших дней сохранился обычай, связанный со Святками. Речь идёт о Святочных Колядованиях (их цель – пожелание всем хорошего урожая, максимального достатка и благосостояния). Колядующие небольшими группами приходили в дома, перед этим переодевшись в различных животных, бесов или кикимор. Детвора пела поздравительные колядки и просила за это угощения.
Святочные гадания продолжались на протяжении двух недель. Православные в Святки по вечерам собирались за праздничным столом.
Что можно и нельзя делать на Святки?
Святки отмечают в христианской церкви с незапамятных времен. С Крещением Руси церковные праздники стали частью жизни славян (их «сращивали» с языческими обрядами).
В Святки запрещалось осуществлять:
- земные поклоны (дома и в церкви);
- венчаться;
- осуществлять трудовую деятельность;
- отказывать в помощи;
- ссориться с близкими;
- играть в азартные игры;
- гадать (этот запрет поддерживала церковь, однако люди его игнорировали);
- шить;
- пересчитывать деньги;
- охотиться.
Считается, что те, кто нарушил запреты, столкнутся с бедами или проблемами со здоровьем. Православные Святки праздновали так: 6 числа после того, как на небе появилась первая звезда, заканчивался Рождественский пост. Люди собирались за праздничным столом (хозяйки готовили 12 блюд). В том случае, если в прошлом году умер родственник, ставили еще одну тарелку на праздничном столе (для его души).
7 января люди навещали родственников, ставили на стол птицу и мясо. 13 числа молодежь отправлялась колядовать (петь обрядовые песни, взамен получая мелкие монеты и сладкие угощения). Девушки проводили святочные гадания.
В ночь с 13 на 14 число люди загадывали желания. 14 января парни ходили по домам и проводили посевальный обряд. Святки отмечали вплоть до Крещенского Сочельника. В целом, праздник представлял собой массовые народные гуляния и предусматривал хождение в гости и проведение обрядов.
Как на Святки гадали?
Гадать церковь запрещала, однако девушки все равно пытались узнать свою будущее. Ниже перечислены некоторые виды ворожбы:
- Гадание с обувью. Через крышу дома девушки бросали обувь. Та, у которой получится сделать это первой, выйдет замуж. Направление носка обуви указывало на то, в какой стороне девушка станет женой.
- Гадание на зеркалах. Одно девушка ставила перед собой, второе – за спиной. По вечерам она вглядывалась в него, зажигая свечу, и ждала появления отражения суженого.
- В Святки все желающие выходили на перекрёсток (в полночь), и прислушивались. Лай собак сигнализировал о том, что муж гадающей девушки будет злым. Плач являлся приметой тяжелого, а смех – веселого года.
Сейчас, в 2020 году, некоторые элементы Святок дошли до современных россиян. Актуальными остаются колядование и гадание.
Источник: https://pronedra.ru/svyatki-2020-goda-uzhe-nachalis-chto-eto-za-prazdnik-i-kak-ego-otmechayut-440859.html
Святки: у жителей Хакасии осталась неделя для хулиганства, освященного традицией
По православному календарю с 7 по 19 января идет пора Святок. Сегодня 19rus.info рассказывает жителям Хакасии о времени между Рождеством и Крещением Господнем или «днях от звезды до воды», которые посвящали отдыху и веселью.
Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил.
На портале pravmir.ru рассказали о самих Святках, истории и традиционных гуляньях:
Что такое Святки?
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?
Сколько лет Святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна.
Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.
Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа).
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.
Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным.
Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е.
на шесть лет отстраняются от Причастия) пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Приметы на Святки
В ночь с 13 на 14 января можно по ветру определить, каким будет год: южный – богатым и плодородным, восточный – уродятся ягоды и фрукты, западный – лето будет засушливым, северный – холодным.
Звездное небо накануне Старого Нового года – год будет богатым.
Рассыпчатая и вкусная каша в Старый Новый год предзнаменует удачу и счастье в семье.
Пасмурная и влажная погода или сильный снег на Крещение означает хороший урожай. Ясная и теплая — засушливое лето и скудный урожай, много звезд на небе — хороший приплод скота.
Охотится в дни Святок нельзя, иначе случится беда.
Гадания
Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество.
К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием.
Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.
Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено — это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое — плохим. Если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.
Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну — муж будет богатым, если к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком, а если к золе — курящим.
Источник: http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/117779-svyatki-u-zhitelej-khakasii-ostalas-nedelya-dlya-khuliganstva-osvyashchennogo-traditsiej
Святки — что это за праздник и как его отмечают | Религиозные праздники | Багира Гуру
Темны и морозны долгие январские вечера, скоротечны дни. Однако среди них есть согревающее душу, открывающее тайную завесу будущего время, с давних пор именуемое в народе Святками. В этот период православная Русь праздновала Рождество, встречала Новый год, отмечала Крещение.
Время торжеств
Святки, или святые вечера, — период между двумя большими церковными двунадесятыми праздниками: Рождества Христова и Крещения Господня. Позади ограничения Рождественского поста. Пришла пора всеобщего веселья, народных гуляний да молодёжных забав. Казалось, что все вокруг радовалось рождению Богомладенца, свершившемуся в ночь на 7 января по новому стилю.
Канун этого дня — предпраздничный вечер 6 января — открывал собой Святки.
К тому времени крестьяне заканчивали все работы по дому, накануне праздника они гуляли и отдыхали до самой поздней ночи, а то и до утра в память о случившемся рождественской ночью событии. Во времена язычества в дни зимнего солнцеворота наблюдающие за светилом славяне праздновали его обновление.
С приходом христианства стали говорить, что на Рождество Солнце «играет», а Иисуса Христа (что совпадало с церковным писанием) называли «Солнцем правды».
На самые короткие дни выпадала и встреча Нового года — с 31 декабря на 1 января по старому стилю. По новому стилю — это ночь с 13 на 14 января, любимый всем русским народом старый Новый год. А завершал Святки великий праздник Крещения Господня — 19 января по новому стилю.
Коляда, коляда накануне Рождества В старину на Руси Колядой называли божество нового года, воплощение зимнего солнцеворота и поэтического представления о рождении маленького светила. Это имя предположительно восходит к древнеславянскому «коло», что значит «круг», «колесо», ассоциируемые с солнцем. В течение нескольких дней славяне зажигали костры, закатывали на гору горящее колесо, помогая тем самым нарождающемуся светилу набирать обороты. Коляда представлялась крестьянам девицей, одетой поверх шубы или платья в белую рубаху, или удалым парнем. Издавна в дни зимнего солнцеворота Коляду в поселениях встречали песнями-колядками. Пришедшее на смену празднованию солнцеворота Рождество переняло часть его древних обычаев, в частности песнопения. Только теперь они стали посвящаться «Солнцу правды» — Иисусу Христу. «Христос родился — славьте!» — обращались церковники к народу. Уже с предрождественского вечера, сочельника, по деревням начинали ходить христославы. Парни, девушки и дети брали самодельную прикреплённую к палке звезду — символ Вифлеемской звезды, восхождение которой ознаменовало рождение Богомладенца, зажжённые свечи и ходили по дворам, славя великое для православного мира событие. Как правило, христославы исполняли тропарь Рождества и другие славящие Иисуса духовные песнопения, присказки. И, конечно же, вспоминали Коляду: «Уродилась Коляда накануне Рождества». И не забывали о поздравлениях и тёплых пожеланиях гостеприимным хозяевам. Повсеместно приход христославов являлся добрым знаком, сулящим благополучие в течение предстоящего года. В ответ их угощали сладостями, обрядовой выпечкой — всем, что попросят в своих присказках колядовщики, а также одаривали деньгами. Отказывать было не принято, дабы избежать дурных пожеланий, имевших в это время особенность исполняться. Например, такого: «Не подашь пирога, так и нет живота (жизни)».
Рождественским утром в деревнях все славили Христа. Колядки в честь появления Богомладенца продолжались несколько дней, затем их сменяли новогодние песни — щедровки, сопровождаемые обрядом посевания.
Новогодние щедровки
По старому стилю встреча Нового года приходилась на середину Святок. Праздник было принято встречать весело, шумно и сытно. Ко дню святого Василия, приходящемуся на первый день нового года по старому стилю, хозяйки непременно заранее готовили блюда из свинины, варили кашу, выставляли на стол разнообразную выпечку и разносолы.
Уже накануне праздника, с Васильева вечера, по деревням ходила молодёжь, исполняющая новогодние щедровки с пожеланиями достатка, здоровья и плодородия хозяевам, выпрашивая себе гостинцы. И, как и на Рождество, колядовщиков с радостью принимали и не отказывали. «Святый вечер, щедрый вечер», — с таких слов начинала свои речи колядующие.
На Руси языческой в первые дни нового года чествовали божество плодородия Авсеня (по созвучию со словом «овёс»). Вероятно, на зиму этот обычай был перенесён с марта, когда в незапамятные времена встречали новолетие.
Авсеню был посвящён обряд посевания, который позднее присоединился к новогодним колядкам. Молодые люди, исполняющие щедровки с похвалой и добрыми пожеланиями, посыпали из мешка или рукавиц хозяев и их избу зёрнами овса или пшеницы — символами плодородия. Те же, в свою очередь, благодарили колядовщиков. а «посеянное» ими зерно собирали и хранили до весны к первому севу.
Ряженые
Вместе с колядовщиками во все дни Святок по деревням разгуливали ряженые. В самодельные костюмы и маски рядились, как правило, парни: они пели и плясали, веселя гостеприимных хозяев и пугая злых.
Суеверные крестьяне верили, что от радости при рождении Сына Бог отпустил с небес на волю всю нечистую силу, которая обретала свободу на все святочные дни. Этот период называли временем «без креста», подразумевая тем самым, что младенец Христос ещё не принял таинства крещения, что развязывало руки нечисти.
Ряженые же, по поверьям, могли обмануть, а порой и спугнуть тёмные силы. А ещё они символизировали души предков, спускающиеся к родственникам праздновать рождение Спасителя.
Чтобы обмануть, «окрутить» нечисть, парни любили наряжаться цыганами, чертями, заморскими гостями, девками и домашними животными. Присутствие ряженых в быка, козу, свинью символизировало плодородие. А заяц, по поверьям, отпугивал нечистую силу.
Заглянуть в будущее
Весь период Святок считался благоприятным для ворожбы и предсказания будущего. По поверьям, в эти дни открывались врата в потусторонний мир. Пытающимся узнать судьбу или изменить её помогали духи предков и разгуливающая по свету нечистая сила. Считалось, что двенадцать дней Святок символизировали соответствующие месяцы года и предвещали, какими они будут.
На Святках молодёжь собиралась на посиделки в снятой заранее на краю поселения избе. Парни и девушки загадывали друг другу загадки, обменивались шутками, водили хороводы. Ближе к вечеру, оставшись одни, девицы на выданье начинали гадать. Главным вопросом было замужество: сыграется ли в предстоящем году свадьба или же в девках сидеть, каков будет будущий муж и откуда родом.
Девушки, не пришедшие на деревенские посиделки, гадали у себя дома днём. Вечером узнавали будущее те, кто собирался вместе на гулянье. А на ночную ворожбу отваживались только самые смелые и пытливые.
Парни же часто подсматривали за девичьими гаданиями, подшучивали над теми, кто пытался разузнать свою судьбу: то собачью шерсть на вывешенный за окно гребень намотают, то валенки украдут, то полотенце стащат Однако всё же считалось, что святочные гадания сбываются.
Святки объединяли молодёжь, да не за работой, а на отдыхе, за играми и забавами. Ведь парни с девушками вместе веселились, колядовали, разделяли полученное угощение, им дозволялось держаться за руки. И неслучайно на завершающее Святки Крещение Господне зазывались сваты и начинались приготовления к первым в году свадьбам.
Журнал: Тайны 20-го века №1-2, январь 2013 года Рубрика: Светлые праздники
Источник: https://www.bagira.guru/religious-holidays/svyatki-chto-eto-za-prazdnik-i-kak-ego-otmechayut.html
Что можно и что нельзя делать на рождественские святки?
С Рождественскими святками связано много важных событий, но и не меньше запретов. Несмотря на веселье, шумные гулянья и множество развлекательных мероприятий, следует помнить, что это религиозное событие, и провести его нужно в соответствии со всеми правилами.
Что можно делать в Рождественские святки
В первый день святок нужно обязательно навестить своих близких. Еще на Руси Святочный период начинали с поздравлений и походов в гости. Не забудьте поблагодарить своих близких за их любовь и доброту.
Как и в любой другой праздник, необходимым элементом Рождественских святок является трапеза. Несмотря на то, что святки официально начинаются 7 января, многие люди начинают праздновать уже с вечера, 6 числа. После того, как на небе появится первая звезда, вы можете позвать за стол своих близких и накормить их своими кулинарными шедеврами. Блюд должно быть не менее 12.
Рождественский пост заканчивается 6 января, а значит, в Святки вы уже можете употребить небольшое количество алкоголя. Однако постарайтесь себя контролировать, ведь в это время проходит много увеселительных мероприятий — такая атмосфера может поднять вам настроение и без спиртных напитков.
В Святые дни каждый верующий просто обязан посетить церковь. Если у вас нет такой возможности, то помолитесь дома, ведь молитва принесет вам результат независимо от того, где и при каких обстоятельствах вы ее произносите. Главное, чтобы она исходила из вашего сердца.
Церковь не одобряет проведение обрядов и ритуалов, особенно если люди делают это в православные праздники. Несмотря на это, в Святочный период многие гадают на любовь, деньги и даже на имя будущего супруга. Подобное развлечение популярно среди представительниц прекрасного пола, ведь каждой девушке хочется узнать, кто же станет ее принцем.
В этот период обязательно дарите и принимайте подарки, чтобы в текущем году в вашем доме был достаток и изобилие. Свои поздравления обязательно сопровождайте добрыми пожеланиями.
Поздравьте всех своих знакомых, даже если с некоторыми из них вы общаетесь очень редко. Не пренебрегайте этим правилом, и тогда у вас появится много новых знакомств, а друзья не покинут вас.
Что нельзя делать в Рождественские святки
Даже в обычные дни негативные мысли и чувства плохо сказываются на нашей жизни, а в Рождественские святки они могут и вовсе стать пагубными для вас. Не ругайтесь с окружающими и ни про кого не говорите гадости, иначе весь год вас будут одолевать болезни.
С наступления Рождества и до Крещения женщинам запрещено играть в азартные игры. Считается, что если представительница слабого пола нарушит это правило, то в будущем ни один мужчина не захочет связать с ней свою жизнь.
В этот период никому нельзя отказывать в помощи, особенно детям, бедным и больным людям. Не обязательно жертвовать в фонды баснословные суммы, вы можете просто накормить бездомных или дать им немного денег.
Конечно, в святки мы будем вынуждены посещать работу и заниматься повседневными делами, но помните, что тяжелый труд в это время не поощряется. На Руси считалось, что в этот период можно работать только половину дня, а оставшееся время желательно потратить на поход в церковь или на веселье.
В это время любители охоты должны ненадолго забыть о своем хобби, так как существует примета, что если в Рождественские святки охотник отправится в лес, то с ним может случиться несчастье.
Источник: http://ysia.ru/chto-mozhno-i-chto-nelzya-delat-na-rozhdestvenskie-svyatki/