Благовещенский кафедральный собор города Воронежа
Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Воронежская Епархия. Местная религиозная организация православный Приход Благовещенского кафедрального собора города Воронежа. Действующий православный храм.
Вход свободный. Организованные экскурсии по предварительным заявкам в паломническом отделе
Адрес:
Пр. Революции, 14в (Первомайский сквер)
Телефон:
E-mail:
Сайт:
Ежедневно 07:00-19:00
Описание объекта:
Благовещенский кафедральный собор – духовный центр воронежской земли, величественное и монументальное украшение города Воронежа. Построен и освящен в память первого воронежского храма Благовещения Пресвятой Богородицы, как символ покаяния и духовного возрождения. Строительство собора велось с 1998 по 2009 год.
Архитектурно выполнен в русско-византийской традиции: имеет крестообразную форму, мощный стилобат, основной верхний храм и крипту, высокую колокольню с греческим куполом и пять луковичных завершений. Высота собора восемьдесят пять метров, колокольни девяносто семь, главный купол венчает двенадцатиметровый крест. Интерьер украшен канонической росписью и живописными иконами.
Иконостас с деревянной резьбой и вставками из мрамора и малахита частично позолочен. В алтаре находится монументальный мозаичный образ Спасителя, Богородицы и пророка Иоанна Крестителя. В соборе покоятся мощи святых: свт. Митрофана, еп. Воронежского, свт.Тихона, еп. Задонского, сщмч. Петра (Зверева).
Собор расположен в уютном сквере, на главной аллее которого установлен памятник святителю Митрофану — первому епископу Воронежскому, современнику Петра I и его сподвижнику в деле строительства первого российского военно-морского флота на воронежских верфях.
Интересные факты:
Благовещенский кафедральный собор города Воронежа входит в число самых крупных по величине храмов России.
Главный колокол звонницы собора весом шесть тонн был отлит в Воронеже на колокололитейном заводе «Вера».
Один из ангелов, окружающих скульптуру святителя Митрофана, установленную на территории собора, держит в руках макет Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга в знак того, что святитель Митрофан благословил Петра I на строительство этого города.
Источник: http://visit-voronezh.ru/guide/chto-posetit/turisticheskie-obektyi/blagoveshhenskij-kafedralnyij-sobor-goroda-voronezha.html
Благовещенский кафедральный собор г. Благовещенска
15 февраля, в праздник Сретенья Господня, главный храм столицы Амурской области отметил годовщину со дня своего основания.
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы возведен на особом, благодатном месте, с которого начиналась история Благовещенска.
В 1857 году здесь, на рёлке (возвышенности), казаки-первопроходцы построили первый дом города — Свято-Никольскую церковь.
Рядом с этим деревянным зданием спустя 20 лет, в 1879 году, появился первый в городе каменный православный храм — в честь Покрова Божией Матери, с двумя приделами — в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Иннокентия Иркутского.
Покрово-Никольский храм г. Благовещенска. Начало XX в.
Именно по образцу этой трехпридельной церкви, разрушенной в советские годы руками безбожников, был построен Благовещенский кафедральный собор XX века.
Строительство собора велось при архиепископе Гаврииле (Стеблюченко) в течение шести лет — с 1997 по 2002 год. Начало работ совпало с тяжелым для страны экономическим кризисом. Но, несмотря на проблемы с деньгами, стройку не заморозили: люди хотели храм, и средства находились.
Закладка мощей в основание Благовещенского кафедрального собора. 15 февраля 1998 г.
История создания нового храма в честь Божией Матери неразрывно связана с праздником Сретенья Господня. 15 февраля 1997 года было освящено место под его строительство, в районе перекрестка ул. Комсомольской (до революции — Никольской) и пер. Рёлочный. 15 февраля 1998 года в основание собора были заложены мощи святой мученицы Татианы.
Перед заливкой фундамента на месте строительства произвели археологические раскопки. Кроме предметов быта и утвари, специалисты нашли могилы четырех человек — первого священника Амурской области протоиерея Александра Сизого, военного доктора Михаила Давыдова и неизвестных мужчины и женщины. Их останки перезахоронили у апсиды нового храма осенью 2002 года.
Еще археологи обнаружили старый кирпичный фундамент — основание флагштока. Сейчас на этом месте стальная мачта, на которой реет российский флаг — в память о государственном флаге Российской империи, установленном генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым и архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) в честь присоединения Дальнего Востока к Российскому государству.
Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск.
Освящение куполов кафедрального собора, июнь 2000 г.
Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала.
Рождественская служба в соборе, 2000 г.
Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле.
Проект Благовещенского кафедрального собора, 1999 г.
Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни.
В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому.
В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор.
Цифры и факты
- Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м.
- Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы.
- Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов.
- Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.
Святыни собора
- чудотворная Албазинская икона Божией Матери;
- икона первосвятителя Амурского края Иннокентия Московского (+1879) с частицей мощей святого,
- частица Честного и Животворящего Креста Господня,
- часть мощей великомученика и Победоносца Георгия (+304),
- часть мощей преподобного Сергия Радонежского (+1392),
- части мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустины (+304),
- часть мощей святого великомученика Евстафия Плакиды (+118),
- часть мощей святой мученицы Лукии, девы Сиракузской (+303).
Кафедральный собор сегодня: духовенство и прихожане
Источник: http://blaginform.ru/blagoveshhenskij-kafedralnyj-sobor-g-blagoveshhenska/
Кафедральный собор — что это такое и чем отличается от церкви
Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.
Что означает слово «собор»
Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.
- Обычно собором называют главный храм в городе.
- В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
- Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
- Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
- Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников
Что такое «кафедральный собор»
Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.
Чем собор отличается от церкви
Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.
По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.
Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.
Соборы в разных направлениях христианства
Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.
Православие
У православного храма выделяют три части:
- Алтарь;
- Наос (или средняя часть под куполом);
- Притвор (вход внутрь).
При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.
Католицизм
Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.
Протестантизм
В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.
Самые известные православные соборы
- Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века.
- Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
- Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
- Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
- Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.
Источник: https://pravednik.info/kafedralnyj-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html
Кафедральный собор
#храм христианский #собор #монастырь #церковь #колокольня #кирха #святыня
Необычного вида кафедральный собор, стоящий на острове Канта, — это не только визитная карточка Калининграда, но и еще одно яркое свидетельство уникального характера этого города. Прошедшие полвека почти не изменили его немецкой природы, и в строгих линиях кирпичного здания, конечно, сразу заметна германская педантичность, а не русская разухабистость, характерная для привычных нам церквей других городов.
Прусский собор
Первая кафедральная церковь Кенигсберга была построена на рубеже XIII-XIV веков на участке между реками Прегель и Лебе. В скором времени выяснилось, что новый храм никак не может удовлетворить потребностей паствы, поэтому здание разобрали на кирпичи и использовали их для церкви размером побольше, поставленной на острове Кнайпхоф. Официальная дата ее основания выглядит многозначительно и солидно — 13 сентября 1333-го года.
Собор посвящался Высокосвященному телу Иисуса Христа и, по хронике 1421 года, Деве Марии, Всем Святым и Святому Альберту и считался кафедральным для всей Восточной Пруссии, так что тут не только проводили службы, а еще и хоронили особо важных светских и духовных лидеров. После Реформации собор стал из католического лютеранским, да к тому же самым главным во всей Пруссии.
За многовековую историю храм переживал немало перестроек и пожаров, но самым катастрофическим событием стала для него бомбардировка Кенигсберга англичанами в 1944-м году. Старые стены удар выдержали, но внутренние перегородки и отделка были уничтожены.
Новую, советскую власть вопросы немецкой религии, конечно, волновали мало, и руинам собора вряд ли удалось бы когда-нибудь восстать из пепла, если бы не одно обстоятельство — среди похороненных в церкви значительных граждан оказался и Иммануил Кант, великий прусский философ, которого в СССР сочли предвестником идей коммунизма.
Ищете отели в Калининграде?У нас есть выгодные предложения
Благодаря могиле Канта кафедральный собор не только не снесли, но еще и, по мере сил, немного восстановили после войны. Настоящая реконструкция здания была проведена только в 80-90-х годах, зато сейчас его облик почти полностью соответствует историческому.
Собор-музей
Изначально строители планировали, по средневековой моде, превратить собор в своеобразный храм-крепость, позже, впрочем, от укреплений решили отказаться. В итоге здание представляет собой отличный пример балтийской готики, весьма редкий в России. Соответствующее внутреннее убранство было уничтожено в годы Второй мировой — до наших дней нетронутыми дошли только каменные эпитафии прусских правителей.
Впрочем, чаще всего туристы приходят посмотреть на не захоронения монархов, а на могилу философа Канта, расположенную в торце здания, в так называемой «профессорской усыпальнице».
В ходе реставрации калининградскому храму вернули оконные витражи и восстановили кровлю и башенные часы, впрочем, не обошлось и без изменений — вместо черепицы крышу покрывает более легкий материал, а старинный циферблат скрывает современный механизм.
В 2006-2007-м году собор обзавелся своей новейшей достопримечательностью — большим органом на 8500 труб, считающимся самым большим в Европе.
Сейчас прусский кафедральный собор как церковь не функционирует, а за вход в работающий внутри музей посетителей попросят внести символическую плату. По средам и воскресеньям тут также проходят небольшие концерты органной музыки.
Города рядом с Калининградом
Источник: https://www.ozon.travel/guides/Kafiedralnyi-Sobor--aTRvxfp/
История
В XIV веке на острове Кнайпхоф, как тогда назывался остров Канта, началось строительство Кафедрального собора, посвященного Иисусу Христу, Деве Марии и всем Святым.
Датой основания собора принято считать 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на возведение церкви. Почти сразу же в соборе появился и первый орган: постройка еще не обзавелась кровлей, а на церковные службы уже приходили люди.
Но какая же служба без музыки? Первый орган в соборе был небольшим и портативным, два монаха приносили его в церковь специально для богослужения.
В 1380 году основное строительство здания завершилось, но работы в соборе продолжались и позже. Нефы были расписаны фресками, к фасадам пристроены башни, на шпиле одной из них установлен флюгер-русалка. Величественный храм стал духовным центром города и со временем «потребовал» себе и соответствующий музыкальный инструмент — так в соборе появился новый орган, и просуществовал он здесь почти до конца XVI века.
Три огромных нефа, массивные готические своды, две строгие башни на западном фасаде, резной деревянный алтарь — архитектурой и украшением собора жители Кёнигсберга гордились по праву. До 1528 года собор имел статус главной католической церкви города. Но эпоха Реформации внесла свои коррективы, и в XVI веке храм стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а спустя еще несколько лет был передан университету Альбертина.
Вместе с собором менялся и орган — совершенствовался и «обрастал» регистрами. Знаменитый герцог Альбрехт (1490-1568), управлявший Восточной Пруссией, мечтал создать во вверенных ему владениях особую органную школу — и уже к концу века музыканты из Кракова и других городов приезжали в Кафедральный собор учиться органному мастерству.
В 1587 году собор вновь меняет орган, который спустя несколько лет насчитывает уже 60 регистров, а благодаря эффектному украшению приобретает славу «самого крупного и представительного во всей Пруссии».
Но и этого прихожанам Кафедрального собора оказалось мало, и уже в 1721 году мастер Иоганн Мозенгель создает новый большой инструмент — в стиле барокко, с 78 регистрами и почти четырьмя тысячами труб.
Современники называли тот орган не иначе как «выдающимся произведением искусства» — его звуками прихожане собора наслаждались более двух столетий. Именно на инструменте мастера Мозенгеля постигал азы музыки знаменитый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.
В XIX веке собор переживал непростые времена. В 1807 году, когда Кёнигсберг оккупировали наполеоновские войска, храм превратился в тюрьму, а чуть позднее — в госпиталь. К счастью, этот период продлился недолго, и собор сумел вернуться к привычной жизни. А в 1880 году в память о великом немецком философе Иммануиле Канте к зданию была пристроена часовня, куда перезахоронили останки ученого.
Последний, четвертый по счету, орган появился в Кенигсбергском соборе в 1928 году. Ганноверская фирма «Emil Hammer» построила новый инструмент, сохранив барочный внешний вид и украшения. Увы, судьба уготовила этому органу короткую жизнь: в ночь с 28 на 29 августа 1944 года налет английской авиации и последовавший за ним пожар превратили некогда живописный остров Кнайпхоф в руины.
Новая жизнь собора и новый орган
В 1944 году вместо величественного готического собора остались руины, пожар практически полностью уничтожил прекрасное здание, а вместе с ним, конечно, и все музыкальные инструменты. Собор умолк, а на его развалины приходили играть дети первых переселенцев.
Советские власти несколько раз пытались вернуть здание к жизни: очистить руины и провести консервацию стен. В начале 1970-х делались робкие шаги к сохранению собора – к 250-летию со дня рождения Иммануила Канта хотелось как-то облагородить облик некогда величественного храма. Но полноценных работ здесь не проводилось вплоть до начала 1990-х годов.
Долгое время местные жители и приезжие растаскивали здание по кирпичику, собирая крупицы прошлого на память.
В 1992 году группа энтузиастов во главе с Виктором Денисовым, Игорем Одинцовым и Виктором Безруковым взялась за возрождение здания. Начались строительные работы, над восстановлением собора трудилось множество специалистов от историков и краеведов до строителей и инженеров, привлекались все возможные ресурсы, проводились обследования и научные изыскания, изучались архивы и старинные фотографии.
В Калининград приезжали не только российские, но и немецкие, литовские и польские профессионалы строительного дела. Финансовую помощь оказывала администрация Калининградской области, свою лепту вносили и различные немецкие благотворительные фонды и частные организации. Реставрировалось не только само здание собора, но и его декор, например, эпитафии и витражи.
Была проделана гигантская работа, чтобы собор получил путевку в новую жизнь, а калининградцы – прекрасный концертный зал и музей.
Для обретения былой славы, для того, чтобы снова стать главным культурным центром города, собору не хватало только одного – голоса! Здание было восстановлено, осталось наполнить его музыкой.
По личному распоряжению Президента России Владимира Путина, посетившего город в дни празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, были выделены деньги на создание органного комплекса в соборе.
Вопросом приобретения органа занимался Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития.
Новый орган должен был соответствовать современным требования органостроения и культурным традициям города. После множества консультаций с ведущими мировыми органистами и органными мастерами для строительства инструмента была выбрана фирма «Александр Шуке».
Качество органов этой марки было проверено временем: более ста лет, начиная с 1894 года, мастера «Александр Шуке» создавали органы для крупнейших соборов Европы, и сегодня они звучат в Германии, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Болгарии, Грузии, Мексике, Бразилии и много где еще. Каждый из инструментов уникален, ни один не повторяется.
Руководитель фирмы Матиас Шуке — органный мастер уже в седьмом поколении, а в создании органного комплекса Кафедрального собора принимал участие его сын Михаэль, наследник семейного дела.
В 2006 году в соборе появился малый (хоровой) орган. Два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб – этот инструмент уже производил внушительное впечатление, но главное было еще впереди – строительство Большого органа! Шесть месяцев установки и пять месяцев интонировки, 90 регистров и шесть тысяч труб, создание деревянных скульптур и орнамента
Строительство малого органа заняло значительно меньше времени, что и понятно: хоровой орган сначала полностью собрали в Германии и только потом доставили в Калининграде. С большим органом дело обстояло намного сложнее: огромный инструмент собирали уже на месте, в Кафедральном соборе. Сложные элементы, меха, воздуховоды везли с фабрики «Шуке» из Германии, а некоторые детали немецкие мастера, настоящие «кулибины», делали прямо в соборе, на специальном станке.
Строительство органа шло в несколько этапов. Первый – заливка пола: балкон нужно было подготовить под инструмент весом почти в 35 тонн. Второй этап – строительство металлического каркаса для органа, внушительную конструкцию высотой в три этажа ковали калининградские мастера «Кузницы на Печатной».
Одновременно началась и работа над декором: внешний вид инструмента решили максимально приблизить к облику органа Кёнисгбергского собора. Эффектный фасад в стиле барокко воссоздавали по довоенным фотографиям.
Украшения и деревянные скульптуры делались усилиями резчиков по дереву калининградской фирмы «Максик», а работы по золочению выполняли немецкие мастера из Потсдама.
После установки каркаса и облицовки фасада начались установка и закрепление труб, а их, напомним, больше шести тысяч! Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы и скульптуры, в числе которых и фигура Богоматери с младенцем, и движущиеся веселые путти, и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.
В это же время шел монтаж электрики — современный орган должен быть оснащен по последнему слову техники: необходимо было соединить малый и большой органы оптико-волоконной связью и оборудовать компьютерами.
Устройство органного комплекса таково, что один органист может использовать возможности двух инструментов или два музыканта могут играть на двух органах одновременно, могут видеть друг друга и даже «выйти на связь». Кроме того, электроника обеспечивает нужную для инструмента влажность и температуру.
До войны Кёнигсбергский собор не отапливался, и его орган серьезно портился от перепадов температур — в 21 веке этого можно и нужно было избежать.
На создание Большого органа мастерам фирмы «Александр Шуке» потребовалось несколько месяцев. Над инструментом трудились несколько десятков человек: одни приезжали, другие, сделав дело, возвращались домой — работа кипела. Орган Кафедрального собора готовился стать самым большим на всем постсоветском пространстве, готовился поражать масштабами и красотой звучания!
Музыкальные возможности Большого органа гораздо больше, чем у его кёнигсбергского предшественника: четыре мануала, 90 регистров, 6301 труба. Интонировка (точная настройка каждой трубы) заняла около пяти месяцев.
Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали — причем работа эта шла по ночам, в полной тишине.
Частота звучания каждой трубы разная, и от точности настройки зависит качество работы инструмента, его способность создавать музыку.
Большой и малый органы, расположенные в разных концах зала и тщательнейшим образом интонированные, своим звучанием сегодня производят удивительное впечатление. По свидетельству многих слышавших и другие органы, построенные фирмой «Александр Шуке», в Кафедральном соборе немецкие мастера превзошли сами себя и сумели создать настоящий шедевр. Открытие Большого органа состоялось 10 января 2008 года. В этот день уникальный органный комплекс впервые зазвучал для калининградцев и гостей города.
канал с записями концертов и спец.проектов
Доступная среда
Источник: https://visit-kaliningrad.ru/entertainment/concert_halls/kafedralnyy-sobor