Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.
Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Парящий купол
Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.
Внутри храма
Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.
Мозаики собора
В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Разрушение храма
Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.
Легенды и интересные факты
Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.
Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.
Мечеть Айя-София
После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.
Музей Айя-София
Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.
Схема храма Святой Софии
1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II
Где находится храм Святой Софии на карте
Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями
Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html
София Киевская
Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.
Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко.
До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:
- Золотые ворота ( XI век);
- Кирилловская церковь ( XII век);
- Андреевская церковь ( XVIII век).
Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:
- колокольня;
- трапезная;
- башня на въезде в южной части;
- бурса;
- хлебня;
- дом митрополита;
- ворота Заборовского.
На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.
Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.
В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.
Однако под этими многочисленными наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.
Особенности архитектуры
Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.
Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.
В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.
Длина и ширина самого собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.
Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.
Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.
В западной части расположены две башни, на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.
Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.
Внутреннее убранство собора
Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во внутреннем оформлении широко использовалась настенная роспись, были созданы прекрасные фрески и выложены мозаичные изображения.
До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные мозаики ( 260 кв. м), созданием которых занимались византийские мастера в XI веке. Оттеночная палитра мозаики состоит из 177 вариантов различных цветов.
Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения. Вся остальная поверхность стен была украшена фресками. В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.
До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы остальных были реставрированы в XIX веке. Художник М. А. Врубель обновил изображение архангелов, написав их масляными красками на месте поврежденной мозаичной выкладки.
Когда входишь в собор из освещенных внешних галерей, сразу попадаешь в затемненные анфилады боковых нефов, которые тоже щедро расписаны фресками. В центральном куполе — мозаичное изображение Христа.
На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве. Одна из самых известных во всем мире мозаик Софийского собора — это изображение Богоматери Оранты, которое имеет название » Нерушимая стена». Оно располагается на своде главной апсиды алтаря.
Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов церкви». На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения сцены Благовещенья.
Все остальные участки расписаны фресками, изображающими святых, среди которых представлено свыше 500 разнообразных персонажей.
На трех стенах западной части центрального простора нефа был создан большой групповой портрет княжеской семьи, но от этой композиции в подлинном виде сохранились лишь боковые части. Персонажей этой фрески традиционно считают членами семьи Ярослава Мудрого, хотя никаких точных исторических сведений на этот счет не существует.
Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора является то. что на стенах нанесено огромное количество граффити, большинство из которых были созданы на рубеже XI -XII веков.
Данные графические элементы представляют собой огромный исторический интерес, потому что являются ценнейший памятником письменности. Во внутреннем оформлении храма было найдено около 7 тысяч графических изображений различных дат и надписей.
Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/sofiya-kievskaya.html
Софийский Собор Великого Новгорода — что посмотреть: фрески 11 века, Магдебургские врата, голубь на кресте
Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.
Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великий новгород софийский собор фото
На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны
Голубь на крыше собора
На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.
Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.
Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.
В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.
В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.
Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было
Граффити на стенах
На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники.
Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».
Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси.
На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
Магдебургские врата
Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.
В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.
Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.
Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.
Фрески, которым 900 лет
Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).
Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось
От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.
Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.
Чудотворные Иконы
В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.
Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.
Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».
икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»
Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.
Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.
София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.
Мощи святых
По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.
В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.
Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.
Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.
В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.
С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.
Звонница
Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом постеЗвонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды.
Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.
Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.
Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.
Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.
Близ звонницы установлены:
- 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
- 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
- Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
- 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
- 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).
С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:
«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».
- В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
- Вход свободный. Вход через северные двери.
- Фотографировать внутри запрещено.
- Запрещено заходить в шортах.
Интересные факты о храме
Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.
Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.
Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.
Когда лучше приходить и когда в храм не попасть
График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.
Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».
- В Великий пост свет в храме не зажигается.
- Поток посетителей меньше по будням с утра.
- Посещаемость высокая.
- В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
- Фотографировать внутри храма запрещено.
Источник: https://site2max.ru/cat-great-novgorod/sofiyskiy-sobor-v-velikom-novgorode/
Сколько лет новгородскому Софийскому собору?
Новгородский Софийский собор считается древнейшим памятником каменного строительства на Руси. Вот только на фоне многих развалин XVI века, это чудо XI века кажется уж очень стройным, выбеленным и вычищенным, будто только вчера выросшим из ниоткуда. Конечно, такое несоответствие картинки и ее описания рождает множество альтернативных версий, вплоть до того, что собору этому не более 300 лет. Каков же реальный возраст главной новгородской святыни?
Идея омоложения
Своим резким омоложением Софийский собор обязан, прежде всего, теории авторов новой хронологии Анатолию Фоменко и Глебу Носовскому. Именно они, предположив, что храм воздвигнут не ранее XVII века дали толчок бурным обсуждениям на интернет-форумах и в онлайн-сообществах.
Фоменко с Носовским в доказательство своей версии сослались на неглубокий культурный археологический слой, окружающий собор. Из их расчетов о нарастании слоя примерно на метр за столетие, получилось, что более трех веков Новгородской Софии дать нельзя.
Подход достаточно примитивный, но идея определения возраста строения не только по летописям и «характерным особенностям древнего зодчества», но и по толщине культурного слоя или глубине усадки здания, кажется весьма интересной.
К, примеру, именно по усадке собора один неизвестных мне пользователей всемирной паутины на одном форуме «определил» возраст памятника в 550 лет с небольшим. Товарища, конечно же, тут же подняли на смех. Появились сообщения типа: «Мерить древность по осадке — это, безусловно, новое слово в инженерной геологии». А собственно почему?
Подземный вопрос
Ведь определяют же по «характерным особенностям древнего зодчества» или по неизвестно кем и когда написанным летописям. Так почему бы не рассчитать усадку. Все данные для этого под боком. Нагрузку здания на почву рассчитать не сложно, сопромат нам в помощь. Определить способность принятия нагрузки фундаментом тоже не составляет труда. Тип грунта известен.
Кстати о грунте. Вот в новгородских новостях то и дело сообщают об обрушении то одной, то другой кремлевской стены. А чего обрушаются? А, дескать, подвижные глинистые грунты всему виной и обилие грунтовых вод.
Со строительной точки зрения, кстати, более неподходящей основы, чем глина и вообразить то сложно. Известно, что усадка в грунтах такого типа идет быстрее и продолжительнее, чем, например, в грунтах песчаных, крупнообломочных или скальных.
И что самое неприятное, усадка идет неравномерно, поскольку глина имеет обыкновение при смене температуры пучиться и сжиматься, что чревато трещинами и разломами.
В общем, странно, что на таком грунте почти тысячу лет простоял столь массивный Софийский собор да еще остался таким стройным. Экскурсоводы при этом говорят о том, что, он, якобы, ни разу не перестраивался. Впрочем, о реконструкциях позже.
Может быть, устойчивость собору обеспечил невероятно мощный фундамент, или древние зодчие в отличие от современных строителей обладали тайными знаниями, еще не открытыми физиками, механиками и геологами? Нет, фундамент обычный ленточный (из валунов, скрепленных раствором) с глубиной заложения от 1,6 до 2,5 метров (в разных частях — разная глубина!).
К слову, фундамент церкви Успения на Подоле в Киеве, датированной XII веком достигает 4 метров. Фундамент памятника тысячелетию России, заложен на глубину 10 метров, выполнен в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу.
Допустим, что древние новгородцы знали-таки, как предотвратить вредное воздействие подвижных грунтов. Но насколько же должен был углубиться собор благодаря усадке? Не утруждая себя сложными вычислениями, ограничимся условным минимум и условным максимумом. В качестве возьмем 1,5 метра из расчета современной допустимой нормы усадки — 15 см в век.
Но положа руку на сердце, заметим, что это некий недостижимый идеал. И дело не в особом преимуществе современных строителей перед древними (это-то как раз сомнительно). Не забываем про грунты и несущую способность фундамента. Например, во Владимире некоторые строения с четырехвековой историей просели глубже, чем на метр (25 см в столетие).
И это притом, что грунты в центральной России более устойчивы. Итак, возьмем в качестве максимума усадку — 30-35 см в столетие (с начала постройки усадка должна была быть более существенной, с течением временем замедляться). Получим — 3-3,5 метра за тысячелетие.
Среднее арифметическое при минимуме (1,5 м) и максимуме (3,5) — 2,5 метра (те же 25 см, что и во Владимире).
Культурный мусор
Нам же говорят о некоем культурном слое толщиной всего в 2 метра. Но что такое культурный слой? А это «название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека».
Академик Валентин Янин описывает нарастания культурных слоев так: «Одним из важных для археологии свойств человеческой жизнедеятельности является обязательное образование культурного слоя везде, где человек живет более или менее продолжительное время. Человек рубит дом, бросая на землю щепки.
Он топит печь и, выгребая из нее золу, выбрасывает ее рядом с домом У него прохудился сапог, и за порог полетела рваная подметка. Потом у него сгорел дом.
Человек разровнял пожарище привез песку и построил новый дом Так из года в год медленно, но непрерывно происходит образование культурного слоя на местах человеческих поселений».
Представить, что из окон православных святынь вылетали «рваные подметки и прочие отходы, сложно. Зато, если предположить, что здание оседало, образуя грунтовую воронку с этакими канавками по периметру здания, которые впоследствии просто засыпались, очень даже можно. Эти-то «подсыпки» и можно принять за культурный слой.
Кроме того, необходимо учесть, что часть почвы вокруг собора поднималась за счет ее выдавливания из-за усадки. Даже если земля поднялась на полметра, а собор опустился на 2,5, то «подсыпки» должны быть около 3 метров. То есть культурный слой никак не может быть двухметровым.
Он мог бы быть таким, если бы собор был построен, ну скажем, не ранее, чем 800 лет назад (8 столетий по 25 см).
О «характерных особенностях»
Возвращаемся к ним, родимым, архитектурным особенностям. Считается, что есть некие особенности, характерные строениям исключительно XI-XII веков. Особый кирпич — плинфа. Особый раствор цемянка (на основе керамического боя). Особая кладка известняковых камней. Особый силуэт куполов — в виде древнерусского шлема. Много чего особого.
Для того чтобы туристы почувствовали эту самую особость, заботливые реставраторы всегда оставляют какой-нибудь кусок на древних церквях не заштукатуренным. Есть такой и на Софийском соборе. Дотошный путешественник может подолгу рассматривать известняковые глыбы, перемежающиеся с плинфой и современными кирпичами.
Хотя лучше всего кладку из плинфы на цемянке изучать на примере церкви Параскевы Пятницы на торгу, построенной, судя по надписи на табличке, в 1207 году, но вселяющей куда больше доверия касательно древности. Странно, что ее не оштукатурили даже к 1150-летию города.
Если же приглядеться, то неоштукатуренная кладка Софийского собора мало чем отличается от кладки нижней части звонницы собора, построенной в 1439 году вместо предыдущей, которая обрушилась вместе с кремлевской стеной.
Переделки
Чтобы там ни говорили экскурсоводы про «сохранность собора до наших дней в почти первозданном виде», реставрировался собор несчетное количество раз. Роспись храма велась еще в течение нескольких десятков лет после строительства.
Еще в «домонгольский» период Руси к храму надстроили галереи, изменили алтарную часть. В 1276-ом, через каких-то 200 с лишним лет, одна из галерей обрушилась. Из-за трещины, появившейся благодаря движению грунта (о чем уже говорилось выше).
В том же XIII веке стены были укреплены крупными плитами длиною полтора-два метра.
Кстати и форма куполов была изменена только в 1408 году. Именно тогда они и стали похожи на древнерусские шлемы. А центральную голову «позолотили» медью. В XVII веке были максимально подняты полы, на 70 см за один раз. Тогда же растесали стены. В этот же период появились большие окна и порталы.
Особенно сильно собор пострадал от неудачной реставрации в конце XIX века. Эту оплошность «исправили» фашисты, изуродовав храм еще больше они не оставили другого выбора, как вновь «немного отреставрировать» памятник. Последний мэйкап древнейшего строения Руси был произведен в начале 2000-х годов. А как иначе — негоже юбилей города встречать в старом наряде.
Источник: https://turfront.ru/pub-81
Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев
Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E
:
История возникновения и существования собора
Архитектурные особенности собора
Киевский Софийский собор на карте
Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.
Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.
Вид на соборную колокольню
История возникновения и существования Киевского Софийского собора
История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.
Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.
Вид на Софийский собор с колокольни
На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.
В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.
Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.
Главный вход в собор
После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.
Архитектурные особенности собора
Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.
Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.
Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.
Вид собора с юго-востока
Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.
Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.
Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.
Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).
Вид собора от трапезной
Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.
В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.
Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.
Вид на северо-восточный фасад собора
Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.
В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.
Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.
достопримечательности
← Украина | СОФИЙСКИЙ СОБОР | Европа → |
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць | Милан | Рим | Флоренция |
Амальфи | Ассизи | Альберобелло | Барселона |
Жирона | Берлин | Мюнхен | Париж |
Афины | Лондон | Будапешт | Ватикан |
Венеция | Таллин | Обидуш | Прага |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor
Время в удовольствие!
А вы когда-то посещали Софийский собор? Киев каждый день радушно встречает тысячи туристов и многие из них целенаправленно едут, чтобы увидеть эту главную сакральную достопримечательность города и полюбоваться монастырским великолепием с колокольни.
Только вдумайтесь, что этому сооружению больше тысячи лет, а оно по-прежнему выглядит фантастически! Здесь, кстати, похоронен великий князь. Как ни странно, именно это сооружение стало неким эталоном в области украинской архитектуры. Величественная помпезность сочетается с какой-то особой гармонией и полным отсутствием вычурности.
Кстати, еще один интересный факт, о котором знают немногие: собор был возведен строителями из Византии.
Где живет архитектурная душа Украины? Конечно, в самом сердце страны и доказательство тому – Софийский собор в Киеве. Этот древнейший храм справедливо можно считать гордостью целой страны, ведь он прошел сквозь столетия и в отличие от более старинной Десятинной церкви и прочих храмов, все-таки устоял.
Рядом с собором раскинулся дворец на два этажа – дом митрополита. Это – шикарный пример бароккового искусства, которым можно любоваться долго. Каждый из митрополитов, который здесь проживал, старался привнести что-то свое и достраивал себе какую-то часть дворца.
Потому, то, что мы видим сейчас, принципиально отличается от того, что было изначально.
Если вы все никак не найдете свободного времени на экскурсию в это очаровательное место – рекомендуем прямо сейчас пересмотреть все свои планы и отправиться в место, где царит атмосфера благоговения.
Чтобы не привязываться к потребностям групп в экскурсионных программах и не тратиться на услуги личного экскурсовода – рекомендуем вам скачать аудио экскурсию на свой телефон и отправляться на прогулку. Короткая версия доступная бесплатно.
Если же вы намерены узнать, как можно больше, посмотреть фотографии родом из далекого прошлого и получить более емкую информацию – предлагаем вам полную версию.
Немного об архитектуре Софии Киевской
Настоящие ценители роскошных архитектурных решений всегда в восторге от того, чем удивляет Киев. Софийский собор поражает уникальным сочетание плинфы (обожженного кирпича) и камня. Уместное чередование придает характерного лоска зданию, а пот своды и арки, построенные без камня – покоряют своим могуществом.
Очаровательные керамические кувшины-голосники вмурованы в верхние части стены собора, за счет чего улучшена акустика и облегчена конструкция стен храма. Ранее с севера и запада храм был окружен потрясающими открытыми галереями. Собор имел всего пять куполов и пять аспид.
Поскольку строительством занимались византийцы, сооружение несет в себе этот характер, но практически не напоминает византийскую архитектуру и уж тем более очень непохожа на тривиальные византийские церкви. А уж после многочисленных перестроек храм превратился в уникальный шедевр, аналогов которому не существует.
Планируете посетить Софийский собор Киева? Тогда вы точно будете удивлены красотою этого места! Во-первых, удивляют величием размеры. Высота достигает практически 30 метров, ширина – 55, а длина – 37. Два этажа и девять аспид – вот в таком виде собор предстанет перед вами. А изюминка, конечно, – 19 куполов. Но и они необычные. Большая часть из них представлена в барокковом стиле, имеют грушевидную форму, а вот оставшиеся 8 отличаются старинной сферической формой.
Завораживающие интерьер и тайны Софии Киевской
Ну что? Заглянем вовнутрь? Здесь вас ждет атмосфера далекого XI века. Конечно, за исключением некоторых отдельных частей, которые осовременены. Только вдумайтесь, что в храме сохранилось около трех тысяч квадратных метров фресок и около 250 квадратов мозаики.
Кстати, собор Софии Киевской славится своими мозаиками, для создания которых было использовано 177 цветовых оттенков! Взглянув на изображение Богородицы Оранты, даже представить сложно, какой гений мог реализовать такую шестиметровую роскошь. Причем сохранился он практически без проведения реставрационных работ. Стена, на которой расположено изображение, тоже оставалась абсолютно целой, причем даже в самые худшие времена.
Ни один захватчик не поднял руку на Оранту и даже в те периоды, когда храм был едва ли не полностью разрушен, «Нерушимая стена» оставалась целой, сохраняя бесподобный блеск величественной мозаики.
Еще одно достояние, которым может похвастаться собор София Киевская – панно «Взгляд в вечность». Для создания этой уникальной мозаики понадобилось около 15 тысяч писанок, но в результате такой красоты больше не увидеть ни в одном уголке планеты. Этот храм – место, где отдыхает душа.
Куда хочется приехать, чтобы забыть о бренности бытия, чтобы абстрагироваться от текущей реальности и избавиться от каких-то сознательных тягот.
Здесь можно попрощаться со всеми мыслями, которые мешают жить счастливо, ведь ступив на территорию собора, душу переполняет ощущение полной гармонии и неподдельного релакса.
Источник: https://oktv.ua/turizm/dostoprimechatelnosti-kieva/sofiya-kievskaya
Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке
В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.
Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.
И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.
В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.
Роль Полоцка
Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».
Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.
Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.
Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах
Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).
В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)
Артельный знак качества
Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:
Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?
В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.
Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.
90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы
И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.
Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.
: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4
Колокола князя Всеслава
Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.
Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:
Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.
Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.
Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html
Значение цветов и форм куполов православных храмов
Окраска и форма церковных куполов, а также художественная настенная роспись — это не просто проявление идеи, воплощённой архитекторами и художниками в православных строениях. Каждый цвет имеет собственный скрытый смысл и духовную ценность. Помимо этого, он символизирует образ того святого, которому посвящён храм.
Каких форм бывают купола храмов
Православный храм — это отображение неба на земле, человека и ковчега. Форма куполов бывает самой разнообразной — овал, луковица, парус или зонт.
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, но позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковицами.
Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, установлены на барабане, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившиеся постройки с таким типом купола относятся к XVI веку, иллюстрации из исторических хроник свидетельствуют, что они появились уже не позднее конца XIII века. Как и шатры, купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже.
Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан.
Овальная форма, напоминающая куриное яйцо, произошла от античного стиля барокко, ставшего популярным в XVII—XVIII веках, и само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо; Форма купола в виде зонта позволяет архитекторам расположить витражи между рёбрами на основании купола. Заполнение пространства между рёбрами расположено в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Купол овальной формы с элементами зонта можно увидеть в Исаакиевском и Казанском соборах Санкт-Петербурга и других православных храмах грандиозного масштаба.
Значение купольных цветов
Независимо от того, какая роспись используется при раскрашивании потолочных сводов, она говорит людям о красоте Небесного Иерусалима. Чаще всего можно увидеть святые места с куполами золотистого цвета, что говорит верующим о нетленности, бессмертности, величественности. Золотой свод символизирует небесную славу.
Не редки в России и купольные строения синего цвета, украшенные звёздами — это свидетельствует о посвящении храма Божией Матери. Дополнительные декоративные элементы служат отсылкой к Вифлеемской звезде, рассказывающей о приходе на землю сына Божьего. Зелёные оттенки считаются цветами Святой Троицы и других святых.
А чёрный оттенок куполов говорит о принадлежности храма монастырской территории.
О чём говорит число куполов
Святые места отличаются не только формой или расцветкой, но и количеством сводов. Для православной церкви характерно возведение соборов с нечётным числом голов. Количество сводов соответствует значимости и типу построения небесной церкви.
Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает её от архитектуры других православных народов и христианских конфессий.
Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с тринадцатью куполами (989 год основания) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполами в Киеве (989—996 годы основания).
Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, Семикупольные церкви — символизируют 7 таинств и добродетелей, Девятикупольные храмы — ангельские чины, святыни с 13 куполами посвящаются Иисусу Христу и 12 апостолам, с 25 сводами — возводятся в качестве хвалы Божией Матери, с 33 главами — говорят о числе христовых лет жизни в земном царстве.
Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/znachenie-tsvetov-i-form-kupolov/
Интересные факты о киевском Софийском соборе
Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси – одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.
Строительство Софийского собора
Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.
В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.
Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.
Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.
Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.
Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.
К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.
После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.
После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в.
, вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства.
Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.
Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго.
В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г.
нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.
С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.
Особенности и фрески Софийского собора
Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.
Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.
Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.
В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.
Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.
К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.
Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.
В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.
Как добраться до Софийского собора в Киеве
Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.
Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.
Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.
Источник: http://snovadoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/
Собор святой Софии в центре Киева. Отзывы посетителей
Некоторые историки называют собор настоящим архитектурным чудом Европы. София Киевская была основана в 11 веке. Сложно поверить в то, что до наших дней сохранились фрески и мозаика практически в нетронутом виде.
В комплексе находится множество достопримечательностей и росписей со времени крещения Киевской Руси. Среди основных объектов необходимо отметить усыпальницу Ярослава Мудрого.
Важно добавить, что киевский памятник архитектуры является объектом, который один из первых сумел попасть в перечень ЮНЕСКО.
Описание Софии Киевской
Собор по праву можно считать древнейшей достопримечательностью Киевской земли. Необычный и неповторимый памятник архитектуры является действительно мощным и значимым украшением столицы Украины. Среди его особенностей следует отметить византийский стиль. На протяжении более 1000 лет объект подвергался многократной реконструкции и достройки. Именно поэтому в наше время его облик значительно изменился и стал только интереснее.
Основателем Софии Киевской является древнерусский князь Ярослав. Многие исторические деятели продолжают спорить относительно того, когда началась закладка фундамента. Согласно одной из версий это 1017 год, другой – 1037 год. С незапамятных времен собор считался ключевым центром развития культуры и становления общества. На его территории располагалась первая и самая крупная библиотека на Руси. Необходимо отметить, что название «София» является греческим термином, означающим «мудрость».
К сожалению, в 1240 годах сооружение и его ценности были уничтожены монгольской ордой, но «хоронить» сам храм завоеватели не стали. Чуть позже Софию Киевскую. Восстановили. После этого наступили времена серьезных нападок на православные храмы. Великое сооружение буквально пропадало от безысходности. От гибели комплекс сумел спасти митрополит Петр Могила, по указанию которого позже был открыт на территории Софии мужской монастырь.
Серьезный подход к реставрации собора проявил выдающийся гетман Иван Мазепа. Сооружение было реконструировано под новый лад, стиль — «казацкий барокко», после чего оно получило дополнительные этажи. В нескольких метрах строения появилась массивная колокольня. С того времени существенных архитектурных измерений собор не получил.
Чем заняться в Софии Киевской
Основные объекты, на которые необходимо посмотреть, находятся в храме. Многие архитектурные изыски, в буквальном смысле, поражают. Это касается ниш, алтаря, крыши здания, выступающих элементов. Особенный интерес вызывают 19 куполов, украшающих церковь, часть из которых выполнено в виде сферы, другая имеет форму груши. София Киевская однозначно понравится ценителям византийского направления стиля и оригинальных решений в архитектуре.
Огромное количество туристов сюда приезжают посмотреть на древние росписи, прекрасно сохранившиеся на стенах собора. Именно в Софии Киевской сосредоточено множество подлинных очерков живописи 11 столетия.
Внимания заслуживает мозаика и несколько тысяч квадратных метров уникальных фресок. Росписи изобилуют множеством оттенков разных цветов, где преимущество отдано теплым тонам.
Фантастические эмоции вызывает алтарь и основной купол, на которых изображены ключевые исторические сцены христианства.
Обязательно стоит посетить комнаты для верующих людей, расположенные в храме и лестничных башнях. Выполненные религиозные шедевры на стенах выглядят роскошно. На них явно выражены состояния великих людей, просматривается динамика в жестах и некая раскованность в выборе позы. Часть фресок выполнена с изображением классических бытовых сцен, глядя на которые можно предугадать специфику обыденной жизни княжеского дворика.
Особенно интересной считается гробница Ярослава Мудрого. Согласно заявлениям большинства историков, это одно из самых древнейших захоронений некрополя. В саркофаге на протяжении долгих лет хранился прах великого киевского предводителя.
Важно отметить, что открытие гробницы происходило всего 4 раза, последний из которых произошел в 2009 году, когда выяснилась подмена реликвии женским скелетом.
Существуют предположения, что прах князя тайно был вывезен в США, но, по сей день, так и не вернулся на родную землю.
Как доехать
Софийский собор находится в городе Киев, на улице Владимирской, 24. Проще всего до него добраться посредством метрополитена. Выйти понадобится на зеленой ветке, станции «Золотые ворота», красной ветке «Крещатик» или синей ветке «Площадь Независимости». Пешком центральными улицами придется пройти около 10-15 минут. Кроме этого в направлении собора регулярно ходит множество троллейбусов и городских автобусов с разных уголков Киева, в том числе и Левого берега.
Итог
София Киевская является особенным, неповторимым и очень значимым музеем, относительно исторической ценности, которого не задумываются даже жители столицы. Посмотреть на его архитектуру, фрески, мозаику, рукописи и ряд других важных объектов устремляются жители со всех уголков не только нашей страны, но и мира. Основное достоинство Софии Киевской заключается в величественной ауре и временном отрезке в тысячу лет. Фактически собор сумел пережить и устоять на протяжении 2 эпох.
с высоты на национальный заповедник София Киевская
Источник: https://funtime.kiev.ua/pogulyat-v-gorode/sofiya-kievskaya
Архитектура храма Святой Софии в Киеве
Определение 1
Собор Святой Софии (Софийский собор) – это храм, построенный в первой половине XI века в историческом центре Киева. Согласно летописям, строительство курировал лично Ярослав Мудрый.
Религиозное сооружение было возведено на месте победы над печенегами в 1036 году. Следует отметить, что на рубеже XVII-XVIII веков здание было перестроено в стиле украинского барокко. Во внутреннем декоре сохранилось множество декоративных мозаик и фресок начала XI века, а также значительные фрагменты стенописи, датированные XVII веком.
Собор был действующим даже в определенный период советского времени – до 1929 года. Позднее он стал музеем – Софийским заповедником. В настоящее время здание является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская» одного из крупнейших музейных центров Украины. Музейный центр включает в себя такие здания, как:
- Золотые ворота (XI век);
- Кирилловская церковь (XII век);
- Андреевская церковь (XVIII век).
Замечание 1
В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первым памятником архитектуры на территории Украины, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Рисунок 1. Декор собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поскольку главное здание собора является частью Национального заповедника, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации, а также совершать в нем богослужения. Исключение составляет лишь 24 августа (День независимости Украины), когда священники совершают молитву об Украине.
В архитектурный ансамбль Софийского собора включаются также монастырские сооружения, датированные XVIII веком, которые также внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них такие здания, как:
- башня;
- трапезная;
- колокольня;
- дом митрополита;
- ворота Заборовского.
Архитектурные особенности собора
Софийский собор изначально представлял собой пятинефное крестово-купольное сооружение с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную форму. Цилиндрические своды здания, перекрывавшие основной и второстепенные нефы, поярусно поднимались к центральному куполу.
Основной центральный купол опирался на высокий барабан и имел двенадцать оконных проемов. Центральный купол окружался четырьмя более низкими куполами, на которых были расположены остальные восемь куполов.
Второстепенные купола также имели окна и покрывались листами свинца.
Главный купол был окружен с трех сторон двухэтажной галереей, а снаружи – еще более широкой одноэтажной. Наружная одноярусная галерея являлась основанием для открытого балкона – «гульбища».
С западной стороны собора располагались две башни с лестницами, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора с галереями составляет 55 метров.
Следует заметить, что внешний вид собора практически не изменился с древности, поскольку масштабная реконструкция XVIII века не затронула основные архитектурные особенности.
Главное здание в плане имеет прямоугольную форму и делится крестовидными столбами на пять продольных нефов, которые пересекаются поперечными коридорами (трансептами).
Пересечение центрального нефа и трансепта образует пространственный крест, над центральной частью которого возвышается главный купол. Центральную часть храма с трех сторон окружают большие княжеские хоры.
На хоры можно было подняться по двум винтовым лестницам, расположенным в вышеупомянутых башнях (они были встроены в западную галерею храма).
Конструктивно собор складывался по византийской технике кладки. Такая кладка характеризовалась технологией смешанного устройства рядов из камня и плинфы (плоского кирпича). Кирпич и плинфа укладывались на цементно-известковый раствор розового цвета. Первоначально фасады зданий не штукатурились, и кладка оставалась открытой. Для того, чтобы оценить первоначальный облик собора, реставраторами на фасадах были оставлены специальные зондажи – участки открытой кладки.
Известно, что здание собора возводили константинопольские зодчие, хотя ему нет прямых аналогов в мире. В период строительства Софийского собора религиозные сооружения обладали гораздо меньшими размерами и имели лишь три нефа и одну главу.
Принято считать, что местными властями была поставлена сложнейшая задача перед византийскими зодчими: создать великолепный собор для торжественных церемоний, а также главный храм Руси.
Данную задачу архитекторы решили способом увеличения числа нефов и добавления световых проемов в барабанах.
Интерьер
Как уже отмечалось выше, в интерьере собора сохранилось огромное количество фресок и мозаик первой половины XI века. Все эти произведения искусства были выполнены византийскими специалистами. Палитра мозаик насчитывает более 170 оттенков.
Мозаикой был выделен центральный купол, а также алтарь, поскольку здесь шли богослужения. Все остальные участки храма были украшены фресками. Зенит купола украшен изображением Христа Вседержителя, вокруг него были представлены четыре архангела (из них до наших дней сохранился только один).
Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Между окнами внутри барабана изображены двенадцать апостолов (с XI века уцелела верхняя часть фигуры апостола Павла). Чуть ниже, на парусах купола размещены пишущие евангелисты. С древних времен уцелела только фигура Марка. Подпружные арки украшены медальонами с поясными фигурами 40 мучеников: из них уцелело лишь 10 мозаичных на южной арке и 5 – на северной.
Наиболее известной мозаикой собора является Богородица «Нерушимая Стена», которая находится в сводчатой части здания. Под ней изображена Евхаристия (обряд причащения апостолов Христом).
Остальная часть интерьера расписана фресками. Известно, что изначально на сводах были фрески с изображением христологического цикла, который соответствовал важным моментам евангельской истории.
Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/arhitektura_hrama_svyatoy_sofii_v_kieve/