Рпц строит по три храма в сутки. а количество больниц и школ в россии ежегодно сокращается
https://www.znak.com/2019-05-27/rpc_stroit_po_tri_hrama_v_sutki_kolichestvo_bolnic_i_shkol_v_rossii_ezhegodno_rezko_sokrachaetsya
2019.05.27
Znak.com
В минувшее воскресенье, 26 мая, патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки. Заявление предстоятеля РПЦ было встречено в соцсетях негативно.
Некоторые интернет-пользователи сравнили темпы возведения религиозных объектов со строительством магазинов «Пятерочка» и «Красное и белое».
В свете последних событий в Екатеринбурге, где горожане выступили против строительства храма в сквере, и последовавших антиклерикальных выступлений в других городах страны многие с сожалением констатировали, что на фоне роста числа храмов и церквей в России сокращается количество других важных социальных объектов — школ, детских садов и больниц.
«Три храма за 24 часа»
«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа, — сказал патриарх Кирилл на освящении храма Всех Святых в Страсбурге. — Это не потому, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить. Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
По мнению патриарха, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем телеграм-канале привел официальную статистику по количеству православных храмов, сославшись на данные сайта и одноименного телеграм-канала Prichod.ru.
«В начале 2009 года в Русской православной церкви было 29 тыс. 263 храма, в которых совершалась литургия. В начале 2019 года действует 38 тыс. 649 храмов, где регулярно совершается литургия. Рост за 10 лет — 9 тыс. 386, то есть почти три храма в день», — указывают авторы Prichod.ru, который ведут сотрудники информационно-аналитической службы управления делами патриархии.
На территории РФ в 2015 году было 19 тыс. 378 православных храмов, в 2019-м — 21 тыс. 849. В РПЦ подчеркивают, что в некоторых регионах России по-прежнему ощущается их дефицит: «Сегодня больше всего храмов не хватает в Новосибирской епархии (25 тыс.
человек на один храм), епархии города Москвы (16,6 тыс. человек на один храм), Хабаровской епархии (15 тыс. человек на один храм), Санкт-Петербургской епархии (14,5 тыс. человек на один храм), Благовещенской епархии (14,3 тыс. человек на один храм)».
Количество больниц — почти на уровне 1913 года
Для сравнения: в 2000–2010 годах количество больниц в России сократилось почти два раза — с 10,7 тыс. до 6,3 тыс. Такие данные приводятся на сайте Росстата. К 2015 году медицинских учреждений данной категории стало еще меньше — 5,4 тыс., подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР). Всему виной оптимизация здравоохранения. Одновременно за 15 лет сократилось и количество больничных коек — в городах на 27,5%, в сельской местности — почти на 40%.
Как ранее отмечалось в исследовании РБК, если власти продолжат закрывать больницы такими темпами (примерно 353 в год), то к 2021–2022 годам количество медучреждений данного типа в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.
По информации экспертов ЦЭПРа, наряду с больницами за последние 15 лет сократилось количество поликлиник. Их число за период 2000–2015 годов снизилось на 12,7%, до 18,6 тыс. учреждений.
Согласно статистике, в России становится меньше и образовательных учреждений. Если в 2000 году в стране насчитывалось 68,8 тысячи школ, то в 2017 году — 42,6 тыс. (данные Высшей школы экономики). В 2017-м премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что в течение года по всей России откроется 170 школ.
В 2018 году, по его словам, в стране планировалось окончание строительства 186 школ. То есть в среднем по России за сутки в эти годы возводилось чуть более половины школы.
В 2016 году результаты по строительству общеобразовательных учреждений были еще скромнее — тогда открыли 92 новых общеобразовательных учебных заведения.
Прослеживается также тенденция сокращения количества высших учебных заведений. В 2000 году в России действовало 965 вузов, в 2017 году — 818 (данные ВШЭ). В то же время если в 2014 году в России было 41,3 тыс. детсадов, то в 2016-м — 38,3 тыс.
(ВШЭ). При этом число воспитанников дошкольных образовательных организаций с начала «нулевых» до 2016 года увеличилось с 4,2 тыс. человек до 7,3 тыс. В Росстате говорят, что к 2018 году ситуация улучшилась — количество детсадов возросло до 40,2 тыс.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Источник: https://www.znak.com/2019-05-27/rpc_stroit_po_tri_hrama_v_sutki_kolichestvo_bolnic_i_shkol_v_rossii_ezhegodno_rezko_sokrachaetsya
Прихожан РПЦ ограничили в посещении Афона. Россияне могли потратить на него $200 млн
Правообладатель иллюстрации Igor Alekseev/TASS Image caption Россияне щедро жертвовали на восстановление монастырей на Афоне, но теперь РПЦ советует вкладываться в русские святыни
Российские бизнесмены могли потратить на реставрацию и содержание афонских монастырей свыше 200 млн долларов, утверждают собеседники Русской службы Би-би-си. После разрыва Русской православной церкви (РПЦ) официальных отношений с Константинопольским патриархатом они по-прежнему смогут совершать паломничества на Афон, но не смогут причаститься и исповедаться.
После разрыва отношений РПЦ со Вселенским патриархатом Константинополя миряне — любители паломничества — получили новые жесткие рекомендации со стороны московской патриархии. РПЦ официально предупредила своих прихожан об ограничениях при посещении Святой горы Афон, находящейся под юрисдикцией Константинополя.
Афон — излюбленное место духовного туризма многих высокопоставленных россиян. Дважды на гору Афон ездил президент Владимир Путин (попал он на нее только со второго раза), в числе известных «афонитов» и экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, и сменивший его Александр Беглов, а также братья Ротенберги, генпрокурор Юрий Чайка и многие другие российские бизнесмены и чиновники.
Дело в том, что для многих из них Афон был не только центром духовной силы и местом для полезных знакомств, но и объектом солидных денежных вливаний.
Примерно с 2005 года совокупный объем пожертвований россиян афонским монастырям составил свыше 200 млн долларов, рассказал Русской службе Би-би-си источник, близкий к руководству патриархии.
Эту цифру подтвердили православный предприниматель и собеседник в Госдуме. О пожертвованиях знает и председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион.
200 миллионов на Афон
В общей сложности на Афоне 20 монастырей, из них 17 населены в основном греческой братией.
Один из них, Свято-Пантелеймонов монастырь, традиционно считается «русским», хотя в нем подвизаются монахи как из России, так и из Украины. Братия еще двух — Зографа и Хиландара — в основном состоит из болгар и сербов соответственно.
Больше всего пожертвований давали именно Свято-Пантелеймонову монастырю. Специальный фонд для сбора пожертвований на Афон, созданный в 2011 году Дмитрием Медведевым, носил имя этого монастыря — патриархия говорила, что в этом фонде собрано более 2 млрд рублей.
К сбору средств даже были привлечены бюджетные организации — так, «Фонтанка» писала, что коммунальные предприятия Санкт-Петербурга в 2014 году перечислили на этот проект 17 млн рублей.
Однако россияне жертвовали не только Свято-Пантелеймонову монастырю. Иногда это носило политический характер.
До 2016 года часть российских верующих считала Свято-Пантелеймонов монастырь «украинским»: настоятель, игумен Иеремия, и большая часть монахов были выходцами из Украины.
Не желая поддерживать украинский монастырь, некоторые благотворители предпочитали поддерживать греческие обители — например, Ватопед, рассказал Русской службе Би-би-си руководитель крупной паломнической службы, помогающей желающим поехать на Афон.
О том, что раньше между русскими паломниками и украинскими монахами существовали напряженные отношения, рассказали Би-би-си также два «афонита», то есть постоянные посетители Святой Горы.
Правообладатель иллюстрации Alexey Druzhinin/TASS Image caption Владимир Путин официально был на Афоне дважды, но многие российские чиновники ездили туда по несколько раз в год
В 2016 году, после смерти Иеремии, место игумена «русского» Свято-Пантелеймонова монастыря занял уроженец России Евлогий (в миру — Михаил Иванов). В результате украинцев в руководстве монастыря постепенно заменили россияне, число монахов-россиян выросло до 50% от общего числа братии, рассказали Русской службе Би-би-си два сотрудника паломнических служб, давно работающих с Афоном. После этого отношение российских паломников и жертвователей к Свято-Пантелеймонову монастырю изменилось.
Но россияне жертвовали деньги не только на него. Например, Русское афонское общество, попечительский совет которого возглавлял экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, в 2006-2010 годах заключило с 30 монастырями Святой Горы договоры об оказании благотворительной помощи. Русское афонское общество не скрывало своей помощи монастырям Святой горы: информация об этом содержится в официальном отчете общества за 2005-2010 годы.
На «русские деньги» не только ремонтировались монастыри, но и приводились в порядок дороги и прокладывались необходимые коммуникации. Например, то же Русское афонское общество приобрело грузовой автомобиль для греческого монастыря Святого Павла, профинансировало строительство соборного храма в ските «Буразери», относящемся к сербскому Хиландару, восстановило сгоревшую крышу греческого Кутлумуша.
Среди самых известных благотворителей Афона — основной владелец «Фосагро» Андрей Гурьев, предприниматель Аркадий Ротенберг, экс-глава РЖД Владимир Якунин, девелопер и создатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, российско-греческий бизнесмен Иван Саввиди. Не все из них официально называли суммы своих пожертвований. Однако общий объем инвестиций в Афон собеседники Би-би-си приблизительно оценивают более чем в 200 млн долларов.
Однако теперь, несмотря на все эти масштабные пожертвования и вливания, паломничества на Афон будут сопровождаться ограничениями.
Без причастия и исповеди
В первую очередь религиозный раскол коснется российских священников, которые раньше часто ездили на Афон. Теперь им будет запрещено служить в храмах Святой Горы, рассказал Русской службе Би-би-си председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. В случае нарушения этого запрета им может быть запрещено служить в российских церквях, добавил он.
Впрочем, российские священники и так уже воздерживались от службы на Афоне с лета 2018 года, после начала трений между РПЦ и Вселенским патриархатом, рассказали Русской службе Би-би-си несколько «афонитов» и представителей паломнических компаний. Это связано с тем, что во время богослужения на Святой Горе в обязательном порядке поминается имя константинопольского патриарха Варфоломея.
Но в качестве обыкновенных паломников священники РПЦ по-прежнему смогут приезжать на Афон, уверяет митрополит Иларион. Нет радикального запрета и для мирян: православные россияне смогут приезжать на Святую Гору и приходить на богослужения. Единственное ограничение — в храмах Афона больше нельзя будет исповедаться и причащаться.
Правообладатель иллюстрации Alexandr Shalgin/TASS Image caption Будущий глава СВР Сергей Нарышкин (в 2016 году — спикер Госдумы) также ездил на Афон с депутатами
Большинство «афонитов», с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, не будут полностью отказываться от привычного паломничества на Святую Гору. «Если и буду ездить, то меньше.
Как турист я могу съездить в другие места, мне важно причаститься», — говорит региональный чиновник, регулярно посещающий Афон. «Сто процентов буду ездить.
В каждой стране есть свои правила, так и тут будут свои канонические правила», — говорит московский предприниматель, активно жертвующий деньги Свято-Пантелеймонову монастырю.
«Святая гора Афон — удел Пресвятой Богородицы. Все по ее воле. Допустит — поеду обязательно», — уклончиво ответил вице-губернатор Санкт-Петербурга, экс-министр регионального развития Игорь Албин.
А вот соратник Полтавченко по Русскому афонскому обществу, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи решил отказаться от паломничества на Святую Гору. «Я — чадо Русской православной церкви, но я подчинюсь рекомендациям [не посещать Афон]», — заявил он Русской службе Би-би-си.
Пока не сворачивает деятельность и паломническая служба «Святогорец», которая известна среди «афонитов» своей специализацией — доставкой на Святую гору всевозможных «випов» — от чиновников до сотрудников «Роснефти» и «Газпрома».
16 октября на Афон заехала очередная группа паломников от «Святогорца», а в воскресенье на празднике в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Свято-Пантелеймоновом монастыре причащалось около 600 человек, рассказал директор службы Игорь Фролов. Отказов со стороны паломников пока не было, уверяет он.
По его мнению, афонские монахи могут заявить, что не подчиняются решениям Константинопольского патриарха, в том числе стремясь не допустить снижения числа паломников, от которых напрямую зависит бюджет монастырей.
Афонская оппозиция
В РПЦ считают, что не все афонские монахи одинаково лояльны Константинополю.
На Афоне действительно наблюдаются оппозиционные отношения к вселенскому патриарху, рассказали Русской службе Би-би-си два священнослужителя РПЦ и подтвердил вице-президент крупного православного фонда. Например, в начале 1970-х годов, после встречи Константинопольского патриарха с папой Римским, греческая обитель Эсфигмен отказалась поминать руководителя константинопольской церкви и верна своему решению по сей день.
В Священном Киноте — высшем органе управления Афоном — большинство мест традиционно закреплено за греческими монастырями. Однако афонские старцы еще скажут свое слово, уверен источник Русской службы Би-би-си в руководстве партиархии.
«История показывает, что, когда Афон чем-то обеспокоен, [монахи] находят способы донести это до Константинопольского патриарха», — дипломатично отмечает митрополит Иларион, напоминая про события начала 1970-х годов. Что же касается российских благотворителей, так полюбивших Афон, то им Иларион порекомендовал переключить свое внимание на отечественные монастыри.
«Я бы посоветовал им переключить свое внимание на российские монастыри и вкладываться туда. У нас есть свои святыни, свой Афон: Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь, Псково-Печерский, Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева Лавра. То есть если есть желание свои средства пожертвовать на богоугодное дело, то у нас есть не меньше святынь, а на самом деле гораздо больше, чем на Святой горе Афон», — сказал митрополит Иларион.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45881801
Что делали в уцелевших церквях в СССР
В рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.
Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров, в некоторых монастырях и вовсе размещали тюрьмы и отделения ГУЛАГа.
Склад
Большинство храмов, которые не были разрушены, были приспособлены именно под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения для различных фабрик, где хранили зерно, муку, сахар.
Ленинградцы знали, что во время блокады немецкая авиация использовала высокий Исаакиевский Собор как ориентир и не бомбила его. Поэтому в храм свезли ценные экспонаты из других музеев. А вот еще до войны, в 1930-х, в храме был запущен маятник Фуко.
От сноса церковь Спаса на Крови в Петербурге парадоксальным образом спасла война — местным властям было просто не до нее. В годы блокады здесь обустроили морг и свозили тела погибших от голода местных жителей. А вот после войны церковь отдали под склад декораций Малому Оперному Театру.
Под книгохранилище Библиотеки имени Ленина в 1943 году была отдана Церковь Папы Римского Климента в Москве. Кстати, книги были вывезены отсюда лишь в 2008 году!
Казарма
В крымском Храме Воскресения Христова в Форосе в годы Второй мировой войны базировался отряд советской армии. Здание серьезно пострадало от фашистских налетов. После войны его хотели снести совсем, но он чудом уцелел и после Перестройки был отдан РПЦ и вновь стал действующим.
Пожарное депо и автовокзал
В 1930-ые годы власти запретили звонить в колокола Церкви Воскресения Христова и Михаила Архангела в городе Касимов Рязанской области — громкий звук якобы мешал занятиям в местных учебных учреждениях.
В 1940-е колокольню и вовсе снесли, а храм приспособили под пожарное депо. По современному виду постройки невозможно догадаться, что когда-то это была церковь.
В советское время ее неоднократно перестраивали, в итоге превратили в автовокзал, который действует тут и до сих пор.
Фабрика
Некоторые церкви были переданы фабрикам, но не только как складские помещения: в них было организовано производство. Например, Церковь Петра и Павла в Суздале была использована под хлебопекарню.
Похожая судьба была у Благовещенской церкви в Костроме – ее отдали под хлебозавод, а вернули Православной церкви лишь в 2000-ые.
Московская Церковь Бориса и Глеба в Дегунине в 1941 году была переоборудована в амбулаторию. В 1960-х в храме расположились цеха трикотажной фабрики, а во время перестройки здание арендовал под гараж научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза». Сейчас здание возвращено Православной церкви, в нем ведется служба.
Еще один московский храм — Церковь Рождества Христова в Черкизове — использовался в разное время под мельницу, склад и даже мебельный магазин. Но в 1990-х был восстановлен и снова передан Православной церкви.
А вот помещения Воскресенского монастыря в Торжке до сих пор занимает швейная фабрика.
Планетарий
Пожалуй, один из самых необычных функций досталась Николо-Кремлёвская церковь во Владимире. В 1962 году здесь был открыт планетарий, для которого специально изготовили пластиковый купол. Несмотря на планы местных властей перенести планетарий в новое здание, он до сих пор действует именно в церкви. Причем считается важным образовательным учреждением: здесь проходят занятия по астрономии, лекции и викторины.
Музей
Многие коммунисты все же понимали культурно-историческую значимость самых известных храмов. Их сохраняли и устраивали там музеи. Государство брало здания под охрану, реставрировало их, поэтому такие церкви дошли до наших дней в хорошем состоянии и часто даже лучше сохранились, чем те, что были все эти годы в ведении РПЦ.
Одним из первых советская власть принялась музеефицировать Храм Василия Блаженного — самый узнаваемый символ Москвы — в нем открыли историко-архитектурный музей.
Согласно легендам, в 1930-е советские чиновники несколько раз поднимали вопрос о сносе церкви — то в рамках проекта реконструкции Красной Площади, то потому что он якобы мешал автомобильному движению. Однако Сталин лично не позволил уничтожить храм.
Кстати, собор до сих пор формально является частью Государственного Исторического музея.
В Казанском соборе на Невском проспекте в Санкт-Петербурге в 1932 году открыли Музей истории религии и атеизма, а в начале войны проводили патриотические выставки, посвященные великим полководцам прошлого. Однако вскоре храм попал под немецкий обстрел, в куполе были пробоины, обвалились некоторые перекрытия и храм-музей закрыли совсем.
Тюрьма
Во многих крупных монастырях и до революции содержали узников (в основном политических преступников) — тому способствовали часто отдаленное положение, неприступность крепостей и толстые стены в сводах которых оборудовали камеры. Советская власть также пользовалась “удобствами” монастырей для тюрем и лагерей. В самих храмах и скитах строили нары и тысячами заточали там заключенных.
Самый известный пример — Соловецкий монастырь. Правда, в общей сложности со времен Ивана Грозного и до конца 19 века на Соловках было около 500 узников, а за время соловецкого лагеря, а затем тюрьмы особого назначения — около 200 тысяч.
Кроме Соловецкого под лагерь был приспособлен, например, Новоспасский монастырь (позже здесь базировалось хозяйственное управление НКВД и женский исправительный дом) и Спасо-Андроников монастырь (потом здесь расположилась колония для беспризорников и отделения наркомата обороны).
Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/176-orthodox-churches-soviet-times
Виды монастырей в России
- Для чего нужны монастыри
- Виды монастырей
Монастыри представляют собой форму организации монашеской жизни. Православная обитель — учреждение, в котором живут и трудятся христианские общины людей, добровольно выбравших путь служения Всевышнему Творцу.
Для чего нужны монастыри
Монашество есть образ христианского жития, в котором заключено полное посвящения себя служению Единому Богу. Монахи (иноки) избирают уединенную жизнь, отказываются от мирских удовольствий и пребывают в непрекращающемся внутреннем общении с Господом. Однако они продолжают оставаться со всеми живыми существами посредством собственной молитвы.
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме является самым древним
Важнейшая задача любой христианской обители — это дело религиозного направления, то есть восстановление утерянных связей с Господом после того, как первые люди преступили Его Закон. Так как Бога невозможно постичь при помощи материальных чувств, монахи учат мирян возвращать Божью милость при помощи молитвословия.
Таким образом, молитвенное прошение за всех людей, а также за сам мир — первостепенная задача обитателей каждого христианского монастыря.
Виды монастырей
Монашеские обители в Отечестве — это не только религиозное учреждение, но и памятник культуры народа. Большинство древних религиозных комплексов имеют многовековую историю, наполненную периодами расцвета, падения и восстановления.
https://www.youtube.com/watch?v=C7AvXMZpZ_o
В православной традиции выделяют несколько видов монастырей.
- Лаврами (в переводе с греческого «многолюдная улица») называют самые крупные монашеские обители. Впервые этот термин применили в отношении к монастырским комплексам Ближнего Востока. Монастырь традиционно окружали оборонительной оградой, защищающей от набегов неприятеля. Изначально лавры были в подчинении патриарха, а позже — принадлежали синоду. Главами их являются прославленные архиереи, однако, локальное управление на себя берет настоятель.
Читайте о лаврах:
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России
- Небольшой монастырь, находящийся за пределами черт крупных населенных пунктов, называется скит. Изначально термин применялся к жилищу одинокого монаха-отшельника или к небольшому монастырю, находящемуся в подчинении у более крупного. Иноки, проживающие в скитах, дают обеты более строгой жизни. Скитничество распространено на горе Афон, в хижинах проживает один или два инока, а в келье — настоятель и ученики. Все они собираются в центральном храме в выходные и праздники. Решением вопросов диалога с мирянами занимается избранный дикей («справедливый»). Приемник перенимает полномочия после смерти старца-учителя и продолжает строгие духовные традиции. Посещение религиозного скита обычными людьми запрещено.
- Иногда обители именуют пустынями. Термин относится к монастырям, образованным в безлюдном месте и представляющим изначально одинокую келью. В большинстве случаев название «пустынь» не соответствует тому состоянию обители, которое есть на сегодняшний момент. Многие пустыни превратились в крупные монастырские комплексы, самыми известными являются Оптина и Нилова.
- В общежительных монастырях монахи имеют общую собственность и имущество. Здесь соблюдаются единые для всех иноков требования: молитва, совместная трапеза, одинаковые одеяния. Эту форму монашества называют киновией, она возникла на границе III и IV веков. Практически все современные монастырские комплексы РПЦ являются общежительными.
На заметку! В особожительных (идиоритма) монастырях у иноков частная собственность, они не обедают вместе и не носят одинаковых одеяний. Такие монахи получают деньги для существования от настоятеля за свое послушание. Каждый из них живет в отдельной келье, только он определяет количество необходимых молитв и список религиозной литературы для чтения.
Общее служение в особожительных обителях совершается только по воскресным дням. Эту форму учредили на Афонской горе в XIII столетии, сохранялась она до 1950 — х годов, после чего её преобразовали в киновию.
о 10 старейших монастырях России
Сен 22, 2019 13:25 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/vidy-monastyrej.html
Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.
Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.
— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.
Как считает Росстат
Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.
Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.
В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.
Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.
Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.
Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.
По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.
Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.
Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.
Как считает Православная церковь
Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.
На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений.
К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).
С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.
Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.
Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.
К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года
Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).
Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?
Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.
Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.
Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.
Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч.
В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч.
И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.
Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч.
Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек.
Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.
И ещё немного цифр
Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы.
Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год.
В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.
Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.
Если эта статья показалась Вам интересной или полезной, поделитесь ею с друзьями:
Источник: https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/
Численность монастырей и храмов
1825 | 377 | 99 | 476 |
1840 | 435 | 112 | 547 |
1850 | 464 | 123 | 587 |
1860 | 477 | 136 | 613 |
1870 | 445 | 154 | 599 |
1880 | 450 | 168 | 618 |
1890 | 496 | 228 | 724 |
1900 | 503 | 325 | 828 |
1914 | 550 | 475 | 1025 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
[**] В том числе архиерейские домы.
Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*
Год | Монахи | Послушники | Монахини | Послушницы | Итого |
1825 | 3727 | 2015 | 1882 | 3456 | 11080 |
1840 | 5122 | 3259 | 2287 | 4583 | 15251 |
1850 | 4978 | 5019 | 2303 | 6230 | 18530 |
1860 | 5648 | 5554 | 2931 | 7669 | 21802 |
1870 | 5750 | 5710 | 3226 | 11412 | 26098 |
1880 | 6481 | 2902 | 4759 | 14071 | 28213 |
1890 | 7189 | 5523 | 7306 | 20268 | 40286 |
1900 | 8578 | 8090 | 10082 | 31533 | 58283 |
1914 | 11845 | 9485 | 17283 | 56016 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)*
Сословия и социальные группы | Мужское пополнение (кол-во чел.) | Женское пополнение(кол-во чел.) |
Духовенство | 133 (51%) | 19 (20%) |
Дворянство | 19 (7,3%) | 15 (15,7%) |
Отставные нижние чины | 2 (0,7%) | |
Разночинцы | 34 (13,1%) | 25 (26,3%) |
Купечество и мещанство | 54 (20,6%) | 19 (20%) |
Лица солдатского звания | 1 (1%) | |
Вольноотпущенные | 3 (1,1%) | 8 (2,1%) |
Крестьяне | 14 (5,4%) | 14 человек (14,7%) |
Всего монашествующих | 259 | 95 |
Итого | 354 |
[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19-20.
Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907-1908 и 1910-1911 гг.)*
Образование | Кол-во чел. |
Высшее образование | 1 |
Среднее образование (в том числе незаконченное) | 4 |
Духовная училище | 4 |
Сельская школа | 3 |
Городское приходское училище | 1 |
Домашнее образование и неграмотность | 23 |
Всего монашествующих | 36 |
[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*
Год | Число больниц | Количество мест |
1841 | 377 | 232 |
1851 | 435 | 500 |
1861 | 464 | 739 |
1871 | 477 | 1086 |
1881 | 445 | 990 |
1891 | 450 | 1386 |
1900 | 503 | 2027 |
1914 | 550 | 2698 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*
Год | Число богаделен | Количество мест |
1841 | 21 | 363 |
1851 | 19 | 438 |
1861 | 23 | 709 |
1871 | 36 | 687 |
1881 | 51 | 1050 |
1891 | 73 | 1606 |
1900 | 123 | 1774 |
1914 | 169 | 2252 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*
Год | Храмы и молитвенные дома | Архиереи, священники и диаконы | Монастыри и насельники |
1914 | 54923 хр., 23593 час. | 130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. | 1025 мон., 94629 нас. |
1917 | 78767 хр. и час. | 130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. | 1256 мон.,107035 нас. |
1941 | 3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет территориальных приобретений СССР) | 28 арх., 5665 свящ. и диак. | 64 мон., 5100 нас. |
1945 | 10243 | 41 арх. | 104 мон., 4632 нас. |
1946 | 10544 | 62 арх., 9254 свящ. и диак. | 101 мон. |
1947 | 14092 | 66 арх., 9617 свящ. и диак. | 99 мон., 4668 нас. |
1948 | 14329 | 70 арх., 11846 свящ. и диак. | 85 мон., 4632 нас. |
1949 | 14477 | 73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. | 75 мон., 4787 нас. |
1950 | 14273 | 71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. | 75 мон., 4748 нас. |
1951 | 13867 | 69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. | 70 мон., 4766 нас. |
1952 | 13740 | 65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. | 62 мон., 4639 нас. |
1953 | 13508 | 65 арх., 12089 свящ. и диак. | 60 мон. |
1954 | 13422 | 65 арх., 11912 свящ. и диак. | 59 мон., 4481 нас. |
1955 | 13376 | 66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. | 57 мон., 4487 нас. |
1956 | 13417 | 65 арх., 12185 свящ. и диак. | 57 мон., 4564 нас. |
1957 | 13430 | 71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. | 57 мон., 4661 нас. |
1958 | 13414 | 73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. | 56 мон., 4706 нас. |
1959 | 13324 | 73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. | 56 мон., 4649 нас. |
1960 | 13008 | 11407 свящ. и диак. | 42 мон., 3724 нас. |
1961 | 11572 | 8252 свящ. и 809 диак. | 33 мон., 3048 нас. |
1962 | 10149 | 22 мон., 2185 нас. | |
1963 | 8580 | 73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. | 16 мон. |
1964 | 7873 | 16 мон. | |
1965 | 7551 | 16 мон., 1500 нас. | |
1966 | 7523 | 16 мон. | |
1967 | 7481 | 6694 свящ. и 653 диак. | 16 мон., 1400 нас. |
1969 | 7369 | 16 мон., 1303 нас. | |
1970 | 7338 | 16 мон., 1273 нас. | |
1971 | 7274 | 75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. | 16 мон., 1200 нас. |
1973 | 7150 | 6180 свящ. и диак. | 16 мон. |
1975 | 7062 | 58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. | 16 мон. |
1976 | 16 мон. | ||
1981 | 7007 | 16 мон. | |
1985 | 6806 | 74 арх. | 17 мон. |
1986 | 6794 | 74 арх. | 17 мон., 1500 нас. |
1988 | 6893 | 74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. | 22 мон., 1190 монашествующих |
1989 | 10000 | 6893 свящ. | 51 мон. |
1990 | 11110 | 92 арх. | 57 мон. |
1991 | 12000 | ок. 10000 свящ. и диак. | 117 мон. |
1993 | 14113 | 12013 свящ. и диак. | 260 мон. |
1994 | 15985 | 136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. | 289 мон. |
1995 | 17000 | 337 мон. | |
1997 | 18000 | 146 арх., 17000 свящ. и диак. | 390 мон. |
1998 | 19000 | 17500 свящ. и 2275 диак. | 487 мон. |
2000 | 19417 | 164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. | 545 мон. |
[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Дополнительная информация:
Источник: https://azbyka.ru/shemy/chislennost-monastyrej-i-khramov.shtml
10 самых известных монастырей России
Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.
Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.
Свято-Введенская Оптина пустынь
Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит.
В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями.
Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.
Новодевичий женский монастырь
Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых.
Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами.
Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов.
В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере.
Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок.
Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета.
За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.
Александро-Невская Лавра
Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован.
Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником.
Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св.
Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса.
Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани.
Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая.
Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.
Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.
Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения.
Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее.
Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Источник: https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/693-10-samykh-izvestnykh-monastyrej-rossii
Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать
Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.
Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?
Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.
Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.
Сколько православных в России?
Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.
Почему?
Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).
Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?
В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов
В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов
Сколько православных в мире?
Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.
Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:
На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.
Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.
Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000
см.также: Католичество и православие: различия, самое главное
Православных в мире — около 300 миллионов.
Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):
- Русская православная церковь — 90–120 миллионов
- Румынская православная церковь — 18 800 000
- Элладская православная церковь — 9 000 000
- Сербская православная церковь — 8 000 000
- Болгарская православная церковь — 6 350 000
- Грузинская православная церковь — 3 600 000
А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.
Источник: http://uznavay.pro/skolko-v-rossii-tserkvey-i-drugie-tsifryi-kotoryie-interesno-znat/
Самый древний монастырь в России — Православный журнал
Спасо-Преображенский монастырь – главная достопримечательность Мурома, с ним связаны имена более 25 православных святых. Многие ученые уверены, что этот монастырь можно считать самым древним в России. Однако у обители весьма непростая история, и не раз монастырь находился на грани разрушения и исчезновения
Самый древний монастырь в России
Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.
Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.
В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.
Благодарность Ивана Грозного
Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.
Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.
Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители
В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.
Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.
А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.
Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.
«Страшный» XX век
Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища
В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть.
В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац.
Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей
Часовня, где находится костница
После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».
Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря
Монастырский огород
В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог».
На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.
Подсобное хозяйство монастыря
Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.
Достопримечательности обители
Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.
В нижнем храме Покровской церкви находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца, легендарного защитника Русской земли родом из Мурома. В конце он был пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре и прославлен в лике святых в 1643 году. Раку украшает скульптурный образ богатыря, который был воссоздан по нетленным мощам святого известным скульптором Сергеем Никитиным.
В 2005 году на берегу Оки была построена церковь Сергия Радонежского, особенностью которой являются колокола-била, отлитые по старинным «рецептам». Звонить в эти колокола могут все желающие, поэтому во время прогулки по монастырю в любое время можно услышать колокольный звон.
Своего рода достопримечательностью является и работающая в монастыре пекарня. Испеченный здесь хлеб пользуется повышенным спросом у местных жителей и гостей города. На территории обители пекут и калачи, символ Мурома, а монастырские просфоры расходятся по всем храмам муромской епархии.
Как добраться:
Адрес Спасо-Преображенского монастыря: город Муром, улица Лакина, дом 1.
Доехать до обители из Москвы можно поездом с Казанского вокзала до города Муром. В Муроме удобнее всего взять такси – доехать до монастыря можно всего за сто рублей.
Можно добраться до обители и на автомобиле – по Горьковскому шоссе до Мурома.
Источник: https://foma.ru/samyiy-drevniy-monastyir-v-rossii.html
Статистическая информация
Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году.
Созданы 3 митрополии: их число достигло 60.
Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года.
Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства.
Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.
В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.
В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.
В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.
Из доклада Святейшего Патриарха Кириллана Епархиальном собрании г. Москвы
(21 декабря 2018 года)
На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее.
По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов.
В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов.
Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.
Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).
Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияна годичном собрании Московской епархии
(20 декабря 2017 года)
На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1 191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1 564 клирика, из которых 1 441 священников и 123 диакона.
За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1 999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня — новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.
В отчетном году было совершено 27 диаконских и 30 священнических хиротоний. За штат почислено 2 священнослужителя, запрещены в священнослужении 6 человек. В Московскую епархию было принято 17 священнослужителей, в другие епархии перешли 6 клириков.
На приходах действуют службы приходского консультирования. В большинстве приходов организованы церковно-приходские библиотеки. В 2017 году их было 822, а совокупный книгофонд составил 840 тысяч изданий.
В 2017 году в 812 приходах и монастырях Московской епархии действовали 767 детских и 504 взрослых воскресных школ, где обучались 29 198 человек и преподавали 3 421 учитель.
Важными центрами духовного воспитания и образования являются православные гимназии и школы. Всего в Московской епархии действует 16 православных школ, в которых обучается 2 447 человек и преподает 426 учителей.
В 2017 году в Московской области силами духовенства и православных мирян окормлялись 24 вуза, 58 учреждений средне-профессионального образования, 891 школа, 276 детских садов.
Коломенская духовная семинария готовит духовенство для Московской епархии и считается одной из лучших и по оснащению, и по качеству преподавания духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарии ведется преподавание 46 учебных дисциплин и трудятся 56 преподавателей. 39 преподавателей являются священнослужителями Московской епархии. В настоящее время библиотека КДС насчитывает 32 633 книги, 3 850 журналов и 10 100 учебных пособий.
На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов.
За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан.
Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек.
Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского.
В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии.
В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы.
В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий.
В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях.
На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники.
В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.
Деятельность многих приходов и монастырей Московской епархии неразрывно связана с духовным попечением о пациентах и персонале медицинских учреждений. В отчетном году пастырская деятельность велась в 267 подмосковных и 34 московских или федеральных лечебно-профилактических учреждениях для взрослых пациентов и в 28 лечебных заведениях детского профиля.
В Московской епархии оказывается необходимая помощь людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В 21 благочинии действуют 35 приходских обществ трезвости, в которых состоит более пятисот человек. Духовенством Московской епархии окормляются 67 групп трезвости анонимных алкоголиков и наркоманов.
В отчетном году епархиальное духовенство совершало свое служение в 408 подразделениях Министерства обороны и других силовых ведомств. На территории воинских частей расположены 45 храмов, 21 часовня и 24 специально оборудованных молитвенных помещения. Осуществляются работы по проектированию и строительству еще двух храмов. В 70 военных подразделениях, на территории которых расположены храмы, богослужения совершаются регулярно.
В Московской епархии сегодня имеются 12 мужских и 12 женских обителей. Общее число монашествующих — 262 человека, в мужских монастырях — 74 человека, в женских — 188 человек. В этом году было совершено три иноческих и девять монашеских постригов.
Источник: https://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-informaciya