Сколько в России православных и мусульман

Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть

Сколько в России православных и мусульман

ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik. Ученые предрекают существенное изменение религиозной картины мира уже к 2060 году. Во многом это связано с демографическим кризисом в Европе, однако есть и другие, более глубокие проблемы. О том, какие конфессии могут скоро уйти в прошлое, — в материале РИА Новости.

Ежегодно в Европе закрываются десятки христианских храмов и строится примерно столько же мечетей. Давно идущие разговоры об «исламизации Европейского континента» подтверждаются статистически. Исследователи авторитетного социологического центра Pew дают неутешительный для христианства прогноз.

Проанализировав динамику конфессий при помощи современных методов социологии демографии, они сделали вывод, что численность христиан к 2060 году (то есть всего через одно поколение) увеличится на 34 процента, а мусульман — на 70.

Россия, самая крупная на Европейском континенте христианская страна, согласно прогнозам Pew, уже через 40 лет выпадет из десятка государств с наибольшими христианскими общинами. Сейчас с этим вероисповеданием ассоциируют себя 73 процента россиян — 4,5 процента общемирового числа христиан.

Помимо России, ощутимо сократится христианская община в Китае и Германии.
Главной же мировой религией, которая займет место христианства, как утверждают эксперты, станет ислам. Причем основным драйвером этого процесса выступят вовсе не страны Ближнего Востока, а Индия и США.

Индия — за счет стремительного общего увеличения населения, Америка — благодаря массовой иммиграции.

Пророчества социологов раздражают американский истеблишмент. В публичном пространстве все больше нападок на мусульман. Причем исламофобской риторикой не брезгует даже президент Трамп.

Уже третью неделю в США не утихает скандал вокруг первой в истории страны «конгрессвумен в хиджабе» Ильхан Омар. Рассуждая об исламофобии в американском обществе, она назвала боевиков, совершивших теракты 11 сентября 2001 года, «людьми, которые кое-что сделали». Эту фразу, вырванную из контекста, растиражировали СМИ, спровоцировав настоящую травлю мусульманки. По словам Омар, после вмешательства в скандал Трампа в ее адрес посыпались угрозы.

Мусульманская община США, согласно ряду исследований, уже к 2040 году может стать второй по численности после христианской. Сейчас в стране, по официальным данным, 3,3 миллиона мусульман — один процент населения.

«Христианство в упадке: два к трем»

В Европе картина схожая: на одну христианскую семью приходится в среднем два ребенка, на одну мусульманскую — три.

Существенное увеличение численности мусульман привело, например, к тому, что Минобороны Германии в апреле ввело должность полкового имама: в бундесвере служат более трех тысяч последователей пророка.

Sputnik

А вот христианская община за последние пять лет сократилась на полтора миллиона. Это бьет прежде всего по Лютеранской церкви, которая находится в тяжелейшем кризисе: храмы закрываются, паствы все меньше.

«Можно допустить, что какие-то либерально-христианские конфессии, например лютеране и методисты, либо исчезнут совсем, либо останется несколько приходов», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Ирония в том, что эти конфессии — одни из старейших в протестантизме. Лютеранство возникло в Германии в XVI веке, методизм — в XVIII веке в США, где несколько местных общин отделились от англиканства.

В Церкви Англии тоже большие проблемы. Еще два года назад ее руководство забило тревогу: большинство священников к 2020-му уйдут на пенсию, а заменить их некем. Правительство Великобритании запустило специальную программу дотаций — молодым священникам доплачивают из госбюджета. Правда, ощутимого результата, судя по заявлениям духовенства, это пока не принесло.

За 15 лет в Британии закрыли более 500 церквей — некому в них ходить. Опустевшие храмы превращают в концертные площадки, гостиницы и даже в бары.

Низкая рождаемость — не единственная причина оттока прихожан из методистских, лютеранских и англиканских общин. Сейчас в мире, по словам Лункина, наблюдается спрос на консервативные религиозные учения, а эти течения слишком либеральны. К примеру, Лютеранская церковь Норвегии разрешила священникам венчать гей-пары. Кстати, главный епископ этой церкви — женщина. В Англиканской церкви тоже нет единого мнения о допустимости гей-браков и женского священства.

«В христианском мире возникают новые направления. Если лютеранские церкви в Германии, Норвегии или Швеции либеральны, то их «дочерние» общины в Африке и Азии более консервативны и фактически уже самостоятельны. А самое активно развивающееся течение — евангельский протестантизм (возник в XVIII веке; согласно этому вероучению, спасение человека возможно только через личную веру. — Прим. ред.), который по самому своему духу консервативен», — отмечает Лункин.

«Либеральные христианские течения пребывают в упадке потому, что, как сказал один известный пастор, пытаются продать то, чего у них уже нет. Зачастую они даже не провозглашают свое учение абсолютной истиной и не предъявляют жестких требований к верующему. Тем самым они размывают христианское мировоззрение», — добавляет он.

Компьютерные вызовы

Вообще, по мнению исследователей, религиозные течения исчезают по разным причинам.

«Демография — фактор только для локально-этнических вероучений. С одной стороны, шумеры исчезли, а с ними и их религиозные традиции. С другой — античные религии ушли с исторической сцены, а греки сегодня ассоциируются прежде всего с православным христианством. Персы (иранский народ. — ред.

) когда-то были зороастрийцами, но сейчас большинство из них — мусульмане. Религиозное и этническое не так крепко связано, как многие стараются продемонстрировать в последние годы.

В конечном счете для большинства масштабных религиозных традиций этническая идентичность верующего находится на втором плане», — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

В основном же религии уходят с исторической сцены из-за неспособности меняться, из-за нежелания учитывать особенности новой эпохи и ее вызовы.

«Традиции, ничего не способные предложить технизированной молодежи, основным воспитателем которой выступает интернет, воспринимаются архаичными, отжившими. Судьба их незавидна», — считает Костылев.

Согласно последним исследованиям, наиболее уязвимы те религиозные течения, которые «досконально следуют национальной традиции». Это, например, синтоизм (традиционная религия Японии), шаманские религии Сибири и Дальнего Востока, верования африканских племен.

Правда, некоторые национальные религии порой сильно трансформируются и уже абсолютно не похожи на свой «прототип». Пример тому — неоиндуизм, весьма популярный сейчас в Западной Европе и США.

А в целом исчезновение одних религиозных течений и постоянная изменчивость других приводит к такому многообразию, что, по словам Костылева, отличить их может разве что специалист.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/science/20190501/1028812577/Uchenye-vyyasnili-kakie-religii-skoro-mogut-ischeznut.html

Дезинфекция икон и закрытие святынь. Как религия реагирует на коронавирус

Сколько в России православных и мусульман

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Donat Sorokin/TASS

Ватикан отменил пасхальные службы, а российские православные продолжают целовать иконы. Мусульмане начнут дезинфицировать ковры, а иудеи — соблюдать дистанцию. Русская служба Би-би-си разобралась, как разные мировые религии реагируют на вспышку коронавируса.

Дезинфекция икон и Валаам на карантине

В связи с распространением коронавируса патриарх Кирилл издал инструкцию для духовенства с беспрецедентными для новейшей истории Русской православной церкви мерами профилактики, сообщает во вторник Интерфакс.

Теперь после каждого причастника ложечку будут обтирать «пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки)» и затем окунать ее в воду с последующей утилизацией воды», сказано в документе. Как пояснил Интерфаксу глава синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ Владимир Легойда, такая практика была в дореволюционной России в период эпидемий.

Последующую «запивку» причастникам будут давать только в одноразовой посуде. После причастия «для утирания уст» будут использоваться не платы, а бумажные салфетки «с последующим сожжением». Для раздачи антидора (частей просфоры, раздаваемых прихожанам в конце литургии) будут использоваться одноразовые перчатки. Для миропомазания будут использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением, пишет Интерфакс.

Несмотря на эпидемию коронавируса, православные Петербурга прикладывались к мощам Иоанна Крестителя из Иерусалима. По наблюдениям издания «Фонтанка», волонтеры протирают стекло ковчега с мощами тряпочкой, но не успевают это делать после каждого приложившегося.

Протоирей Казанского собора Александр Пашков, куда привезли мощи, заявил «Московскому комсомольцу», что прикладываться к иконам безопасно. По его словам, в храме инфекция распространяться не может, так как бог всех исцеляет.

Правообладатель иллюстрации Peter Kovalev/TASS Image caption Протирка мощей в Петербурге

Вместе с тем Синод Русской православной церкви заявил, что легкомысленно относиться к коронавирусу недопустимо. Синод советует приходам дезинфицировать киоты икон, к которым прикладываются верующие, и использовать одноразовые стаканчики для запивки после причастия. При этом само причастие будет все равно проводиться из одной ложки.

В РПЦ ранее призывали больных людей не приходить в храмы, чтобы не заражать других. Однако сами храмы закрываться не будут, говорил глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. Он советовал воздержаться от походов на массовые мероприятия за исключением богослужений.

«Как мы будем предохранять людей от возможного распространения вируса — это тот вопрос, на который церковь будет отвечать в каждом конкретном случае, в зависимости от распространения вируса, и, конечно, прислушиваясь к городским властям, и прислушиваясь к профессиональным медицинским работникам», — говорил он.

Несмотря на то, что РПЦ не планирует закрывать храмы, на карантин ушел Валаамский монастырь.

Ватикан без верующих и Благодатный огонь под угрозой

Православные и католики в других странах столкнулись с гораздо большим количеством ограничений.

В Молдове, которая прекратила авиасообщение с Европой, решено на две недели прекратить все религиозные мероприятия. В Латвии, где действует режим ЧС, также отменили все мероприятия численностью более 50 человек, включая богослужения и мессы. Храмы Армянской апостольской церкви (в Армении введено чрезвычайное положение) будут проводить литургии, но на закрытыми дверьми, то есть без прихожан.

Кипрская православная церковь призвала верующих не приходить в храмы до 10 апреля. Глава церкви архиепископ Христозом заявил, что верующие не должны чувствовать вины из-за того, что не приходят на службы.

Правообладатель иллюстрации ANDREAS SOLARO/AFP via Getty Images Image caption Закрытый собор святого Петра в Риме

В Израиле меры по предотвращению коронавируса могут поставить под угрозу схождение Благодатного огня, сообщало 10 марта РИА Новости со ссылкой на источник в церковных кругах. Сейчас в Израиле до 23 марта действует запрет на мероприятия численностью более пяти тысяч человек.

В Италии, где карантин захватил всю страну и от вируса погибли больше тысячи человек, воскресные службы прошли без прихожан и транслировались в прямом эфире. Все храмы в Риме закрылись до 3 апреля.

Ватикан также объявил об отмене торжественных мероприятий мероприятий с участием папы Римского во время Страстной недели и католической Пасхи 12 апреля. Мессы покажут по телевидению и в интернете. В самом Ватикане также зарегистрировали один случай заболевания.

Пустая Кааба и дезинфекция ковров

Власти Саудовской Аравии 5 марта из-за коронавируса закрыли главную мусульманскую святыню — Запретную мечеть в Мекке, где находится Кааба. Позже мечеть открыли, но саму Каабу обнесли стеной. Кроме того, Саудовская Аравия запретила и своим гражданам, и иностранцам паломничества в Мекку и Медину. Всего в стране выявили 11 случаев заболевания.

В Германии призвали мусульман отказаться от пятничной молитвы в мечетях до конца марта, а в Марокко и Таджикистане закрыли все мечети страны. Временно были отменены богослужениях во всех церквях и мечетях Иордании.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает когда священник машет кадилом

Правообладатель иллюстрации ABDEL GHANI BASHIR/AFP via Getty Images Image caption Опустевшая Кааба, огороженная стеной

В Кувейте также не только закрыли мечети, но и внесли поправки в азан (призыв к молитве), Теперь верующих призывают «молиться дома», а не «приходить на молитву».

В России Духовное управление мусульман (ДУМ) рекомендовало сократить пятничные молитвы до 10-15 минут вместо часа. В Московской соборной мечети после каждого намаза будут обрабатывать ковры для молитвы, а ручки и перила в здании — протирать антисептиком каждый час.

Не целовать мезузу и держать дистанцию

Многие синагоги закрыли. Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода призвал верующих держать дистанцию с другими людьми, не пить из одного бокала и не целовать мезузу (свиток с молитвой у входа в помещение).

Он также призвал не расстраиваться, если кому-то придется отмечать Песах (8-16 апреля) на карантине. «Провести праздник в кругу семьи достаточно, чтобы выполнить заповедь», — сказал Борода.

Правообладатель иллюстрации The Western Wall Heritage Foundation Image caption Стена плача в Иерусалиме

В Израиле верующим запретили целовать Стену Плача в Иерусалиме — главную иудейскую святыню. К самой Стене верующих пускают, но также просят держать дистанцию.

Несмотря на то, что власти Израиля распорядились закрыть школы и учебные заведения, ортодоксальные еврейские общины не берут во внимание эти запреты. В воскресенье премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху специально встретился с консервативными духовными лидерами, чтобы убедить их закрыть иешивы (иудейские институты). Была ли достигнута договоренность, не ясно.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-51873460

Станет ли Россия мусульманской страной?

Сколько в России православных и мусульман

Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.

Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.

В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.

Сомнительный прогноз

«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».

Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.

«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.

С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».

Откуда пришли мусульмане?

Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.

Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в  VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.

Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками.

Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг.

Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.

От войны к принятию

В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.

«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.

В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины.

Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.

Разрозненные и умеренные

В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров.

Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.

Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.

«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.

В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.

Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/290-islam-in-russia

Всеволод Чаплин: «Нарастание конкуренции между православной и мусульманской общинами неизбежно»

Вера, этнос, фигуры хайпа: «закончатся» ли русские к 2050 году

На этой неделе председатель Совета муфтиев России и ДУМ РФ Равиль Гайнутдин заявил, что через 15 лет треть россиян будут мусульманами. Прогноз муфтия вызвал бурную реакцию в СМИ, блогах и соцсетях.

Между тем, руководитель Патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства Дмитрий Смирнов согласился с мыслью главы СМР, отметив, что русские «закончатся» к 2050 году, чем, конечно же, обеспечил дискуссии второе дыхание.

Не остался в стороне от нее и колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин — в своей авторской колонке он рассуждает о конкуренции между православными и мусульманами и «Карфагене московской агломерации».

Вполне понятно, почему слова о 30 или 50 процентах мусульман в России вызвали столько хайпа (собственно, не могли не вызвать). Во-первых, потому, что демографическая политика нынешней власти потерпела окончательный и очевидный крах. Периоды мизерного роста сменяются периодами такого же мизерного падения — и конечным результатом становятся «нули». А они — как и лозунг «сбережения народа» — означают застой, который обязательно кончится разложением и замещением.

Вторая причина хайпа также очевидна. Кто бы что ни говорил, между православной и мусульманской общинами в России существует конкуренция, и нарастание ее неизбежно.

Сколько бы не хранили свои подневольно обретенные привычки религиозные лидеры советской формации, сколько бы они не заговаривали зубы разговорами о вечной дружбе, — две «большие» общины давно работают с людьми разных этносов, миссионерствуют на одном общественном, информационном и соцмедийном поле, и никакие заборы тут больше не построишь.

Последние заявления это наглядно демонстрируют — как и заинтересованный, эмоциональный отклик на них. Сначала наступательно высказался муфтий Равиль Гайнутдин, считающий, что в ближайшие 15 лет доля мусульман в России вырастет до 30%. Затем протоиерей Димитрий Смирнов, простимулированный на реакцию бойким радиоканалом «Говорит Москва», сказал, что через 50 лет русских людей вообще не останется.

«Сколько бы ни хранили свои подневольно обретенные привычки религиозные лидеры советской формации, сколько бы они ни заговаривали зубы разговорами о вечной дружбе, — две «большие» общины давно работают с людьми разных этносов, миссионерствуют на одном общественном, информационном и соцмедийном поле, и никакие заборы тут больше не построишь». Фото Максима Платонова

Негативный сценарий отверг профессор-исламовед, деятель Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

По его мнению, доля мусульман в стране с 1989 года выросла максимум на полтора процента: мигранты из Средней Азии перемешиваются с украинцами и молдаванами, около миллиона этнических мусульман стали христианами, а новообращенных мусульман лишь десятки тысяч. Конечно, за этим последуют контрдоводы, причем наверняка эмоциональные, а не основанные на статистике и прочей объективной реальности.

Русские не исчезнут

«Ты исчезнешь! Твою землю завоюет чужой!» — «А тебя вообще статистически нет!». От таких вызывающих, пугающих фигур хайпа мы на самом деле никуда не денемся. Особенно в сфере отношений этносов, регионов, религиозных общин, «своих» и «чужаков».

Сколько бы нас не склоняли к официозному бронзовому «миротворчеству», надоевшему еще с брежневских и горбачевских времен. Людям вообще свойственно пугать и пугаться. Но страх — не всегда вещь плохая.

Обычно он помогает осознать реальные угрозы, а иногда — увидеть собственные ошибки и начать их исправлять, чтобы не наделать новых и вообще не погибнуть.

И в этом смысле нынешний пугающий хайп вполне себе полезен. Да, русские не исчезнут за 50 лет. Но они стагнируют — пока безвыходно. Я вообще убежден, что настоящих русских сегодня почти нет.

Неужели это женщины, которые ходят по улице полуголыми и нецензурно бранятся при собственных детях? Или мужчины, в воскресное утро не идущие в храм, а занимающиеся либо опохмелкой, либо своим любимым телом в фитнес-клубе? Или старики, сутками пялящиеся в сериалы? Или молодые люди, «берегущие себя» до такой степени, что даже женихов-невест искать боятся? Русские люди, воспитанные Православием, не должны быть такими.

Их отличительные черты — умение служить Отечеству, строить прочные семьи, хранить чистоту — внутреннюю и внешнюю. Так было даже в 50-е годы, когда, несмотря на весь госатеизм, русские оставались культурно и нравственно православными людьми.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто первый вошел в рай

Впрочем, у «старых» мусульманских народов России, да и у евреев, бурят, калмыков демографическая реальность не сильно отличается от русской. Исключение — глубоко религиозные люди и некоторые народы Северного Кавказа. Впрочем, и тех не хватит больше, чем на 100—200 лет, если их накроет главным антидемографическим процессом — гиперурбанизацией.

«Русские люди, воспитанные православием, не должны быть такими. Их отличительные черты — умение служить Отечеству, строить прочные семьи, хранить чистоту — внутреннюю и внешнюю». Фото Максима Платонова

Вывести из Москвы правительство

При всех наших неизбежных богословских и культурных различиях, при всем понимании того, что мы миссионерствуем в одном пространстве, нам можно и нужно говорить об общей угрозе и об общенациональных ошибках. Говорить иногда врозь, иногда вместе. Говорить с властью и обществом, даже если они не желают слушать.

За обещаниями «новой демографической политики» пока прослеживается только кудринская мечта превратить Россию в миграционный плавильный котел. Даже если часть людей искренне желает умножения народа, и фамилия одного из этих людей — Путин.

Все меры, озвученные в недавнем президентском послании, поднимут рождаемость на пару процентов — если не переходить хотя бы частично к принуждению. Не родили ребенка к 23 годам — никакого бесплатного вуза.

Не хотите отработать молодыми специалистами пару лет в провинции, где гораздо проще обзавестись собственным домом и большим семейством, — никакого назначения на должность в Москве.

Вообще Карфаген московской агломерации должен быть разрушен — и лучше всего это сделать через вывод отсюда и правительства, и большинства министерств и ведомств, и парламента. Вой чиновники поднимут страшный — но на то и государева воля, чтобы этот вой пересилить.

Да и сами высокопоставленные товарищи, а главное — их жены и дети — быстро поймут преимущество жизни где-нибудь у речки, с присутствием на паре совещаний в неделю в компактном здании посреди райцентра, а то и с полным переходом к совещаниям виртуальным (кстати, это и коррупцию вместе с «неформальными связями» поможет обуздать).

Что бы мы ни думали о хайпе, иногда он позволяет поднять действительно серьезные проблемы, периодически заметаемые под стол чиновниками-охранителями и теми официозными СМИ, которые боятся чиновников лишний раз побеспокоить. И дело это для верующих в высшей степени важное, по-настоящему «свое».

Ведь застой — особенно в такой сфере, как демография — может привести к медленному самоубийству и православных народов страны, и российских мусульман, и тех правящих элит, которые не хотят смотреть дальше своего носа и дальше планов на год-два. Ведь, наверное, мечтают, что эти годы получится пересидеть, а дальше либо падишах умрет, либо ишак сдохнет, либо билет в одну сторону станет «лучшим ответом» на все стратегические вопросы.

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Автор нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

ОбществоВластьТехнологииМедиа

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/131962-vsevolod-chaplin-nastoyaschih-russkih-segodnya-pochti-net

АДЫГЕЯ

[Республика Адыгея — офиц. название с 1992], субъект Российской Федерации. Территория: 7,8 тыс. кв. км. Столица: Майкоп (166,7 тыс. чел.). География. Расположена в центре Краснодарского края. Население 449,3 тыс. чел. (1999). 95439 чел.- адыгейцы (адыги), самоназвание — адыге (древнерус. касоги, устар.

черкесы), сохраняются локальные этнографические и диалектные различия: абадзехи, бжедуги, шапсуги, бесленеевцы, жанеевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, хакучи. В наст. время А. населяют в основном 4 субэтноса — абадзехи, бжедуги, шапсуги, темиргоевцы, представители остальных групп расселены среди этих субэтносов. В республике также проживают русские — 293640 чел., украинцы — 13755 чел., армяне — 10460 чел.

, белорусы — 2701 чел., татары — 2666 чел., немцы — 1805 чел., греки — 1561 чел., цыгане — 1134 чел. Зап. адыги (населяющие А.) говорят на адыг. языке (4 диалекта), относящемся к адыгской группе западнокавк. языков. Офиц. являются рус. и адыг. языки. Гос. устройство. 27 июля 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, впосл. стала называться Адыгейской (Черкесской), в к-рую вошли Псекупский, Ширванский и Фарсский округа. 10 авг. 1936 г.

к области были присоединены г. Майкоп и Гиагинский р-н, центр области был переведен из Краснодара в Майкоп. Состоит из 7 районов и 2 городов республиканского подчинения.

Религия

Большинство населения А.- православные, около четверти населения мусульмане-сунниты ханифитского толка, незначительное число католиков и приверженцев др. религий. На территории А. действуют 16 исламских орг-ций, старообрядческая община, арм. ц. «Святого Воскресения», 3 баптистских общины, 5 «Свидетелей Иеговы», община Адвентистов седьмого дня.

Русская Православная Церковь. На территорию А. распространяется юрисдикция Майкопской и Адыгейской епархии с кафедрой в Майкопе. Епархией управляет архиеп. Майкопский и Адыгейский Пантелеимон (Кутовой). В А. действуют 36 приходов и 1 монастырь.

Распространение христианства

Адыги как народ с единым языком и культурой сложились к X в., они занимали территорию от Таманского п-ова до Абхазии и до Приазовья и р. Кубань. Самоназвание «адыге» предположительно отражает название племени зихи через промежуточную форму а-дзыге — это подтверждает абх. наименование адыгов азыху и груз.- джики. Зихи упоминаются в «Географии» (Кн.

XII) Страбона (18 до Р. Х.), позже встречаются в сочинениях греч. и лат. авторов, в визант. источниках VI-X вв., исчезая из лит-ры с XIII в., когда появляются новые наименования адыгов — касоги, черкесы. В дальнейшем продолжалось формирование и обособление этнических групп. В результате миграции произошло разделение единого этноса на 3 родственных народа.

Распространение христианства среди адыгов было связано с политикой Византии на Кавказе. К VI в. относится сведение о присутствии Зихского еп. Дамиана на К-польском Соборе 526 г., хотя существует мнение о более раннем (I в.) распространении христианства в регионе от Черного м. до Дагестана (Прозрителев. С. 7). По мнению исследователя Э. Х. Панеш (С. 17-18), в VI-VII вв.

имел место расцвет христианства среди адыгов. Христианство пришло через греч. черноморские колонии, а также через соседей адыгов, христ. Абазгию. По крайней мере в IV в. существовала Фанагорийская кафедра: ее епископ значится в числе присутствующих на I Всел. Соборе; в дальнейшем она не упоминается. В VIII в. продолжается распространение христианства среди адыгов прибрежных районов.

Была основана архиепископия в области Зихия с кафедрой в Никопсии. Позже появляется Матрахская кафедра (Тамань): впервые она фиксируется под названием Таматарха как епископия Готской митрополии (Darrouzès. Notitiae. P. 242, N 3); в X в. отмечается как архиепископия в составе К-польской Патриархии (Ibid. P. 294 (8120), cf. p. 87). В X-XI вв.

распространению христианства среди адыгов способствовали связи с Русью. Известно (ПСРЛ. Т. 1. С. 146-147), что кн. тмутараканский Мстислав крестил сыновей адыг. кн. Редеди. Впосл. адыги испытывают влияние со стороны Грузии. Груз. летописи сообщают, что «Католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая сюда и Овсетию и Черкесию» (Джанашвили.

С. 25)). По Э. Х. Панеш, «христианство стало проникать к адыгским племенам уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые сношения с горцами и профессиональных проповедников христианства. В дальнейшем на христианизацию адыгов повлияли христианские народы Кавказа — грузины и армяне, а также соседние аланы и Тмутараканская Русь» (С. 23) (см. также том РПЦ.

С. 37.) Но христианство не возобладало в X-XII вв., по-прежнему основным верованием оставалось язычество.

Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV в. Его принимали в основном адыг. владетели. В 1-й пол. XV в. в регионе был католич. архиепископ и 2 епископа, действовали католич. церкви и мон-ри.

В XVI в. необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 г. царь Иоанн IV «черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити», в 1555 г.

приехали «из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детми во векы» (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 259).

В 1557 г. вновь «приехали князи черкаские» (Там же. С. 283-284). В 1559 г. «приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя» (Там же. Т. 13. 2-я пол. С. 312).

«По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся» (Книга степенная царского родословия // ПСРЛ. Т. 21. 1-я пол. С. 672).

Летописи являются единственными источниками, по к-рым можно судить о деталях русско-адыг. переговоров. Речь шла о защите от набегов крымских татар. Связи адыгов с Русью устанавливались через ногайских правителей, ориентировавшихся на Русь. Обращение адыгов к Москве не означало их немедленного вхождения в состав России. Включение адыгов в российскую административно-политическую систему началось только после окончания Кавказской войны (1817-1864).

Адыги жили отдельными большими племенами или союзами племен. Каждое племя занимало свою территорию, отличалось обычаями. Исторически шел непрерывный процесс консолидации племен в единую народность. В источниках X в. упоминаются 3 крупных племенных объединения: Зихия, Папагия и Касахия. В XVI-XVII вв. предпринимались безуспешные попытки объединить адыгов в единое гос-во. XVIII век отмечен широкой колонизацией Сев. Кавказа рус. и укр. поселенцами.

Черкесия явилась одним из театров русско-тур. войн 1787-1791 и 1806-1812 гг. В сложных условиях противостояния держав, ведущих экспансионистскую политику, адыги вели вооруженную войну за свою независимость. По Ясскому (1791) и Бухарестскому (1812) мирным договорам, заключенным между Россией и Турцией, Черкесия находилась под контролем Османской империи.

В то же время Российская империя не отказывалась от своих интересов в этом регионе, проводя свою политику и экономическими, и военными средствами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был первым обер прокурор Синода

Адыги не имели писаных законов, их заменяло обычное право — адат. Каждый субэтнос имел свой адат. В основном адаты доисламского происхождения. Коран, появившийся в адыг. среде, лишь видоизменил их. В 1822 г. на народном собрании представителей абадзехов, шапсугов и натухайцев был введен суд по шариату. Однако позиции ислама среди этих субэтносов не были достаточно прочными: в массовом сознании преобладали прежние религ. представления.

Ислам

среди адыгейцев стал распространяться с XVI в. Упрочение позиций ислама среди зап. адыгов в XIX в. связано с деятельностью (в 1842-1859) наибов Шамиля — Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-эфенди и Мухаммеда Эмина. К 1920 г. во всех адыг. аулах были мечети, к-рые в 20-30-х гг. были закрыты, служители культа репрессированы. С нач. 90-х гг.

наблюдается оживление религ. жизни: увеличивается кол-во мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 г. действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религ. жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближ.

Восток).

Домонотеистические верования

Языческие верования адыгов существовали длительное время. Божества, к-рым поклонялись адыги,- великий бог Тхьэшхо, бог души Псатхьэ, бог грома Шыблэ, бог плодородия Тхьэгъэлэдж, бог леса и покровитель охотников Мэзытхьэ и др. В среде адыгов сохраняются реликты языческих верований.

Лит.: Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России: Сб. для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897; Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авазгов // Археологические известия и заметки. М., 1898. Т. 5. № 2. С. 33-37; Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе.

Ставрополь, 1906; Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: Исслед. и мат-лы по вопросам первобытных религ. верований. М., 1959; Панеш Э. Х. Этапы и характер распространения христианства среди адыгов (V-XII вв.) // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1; Агеева Р. А. Какого мы роду-племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник.

М., 2000. С. 26-30.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/63644.html

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Религия

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.

например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/people/religion/

Исследование: к 2050 году число мусульман в мире почти сравняется с числом христиан

ВАШИНГТОН, 3 апреля. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Христианство остается пока ведущей мировой религией с точки зрения количества приверженцев, но его быстро догоняет ислам.

Если сохранятся нынешние тенденции, к 2050 году доли христиан и мусульман в населении планеты почти сравняются, а к 2070 году мусульмане будут составлять большинство. Такой прогноз содержится в докладе, распространенном профильным подразделением исследовательского центра им. Пью в Вашингтоне.

Согласно документу, по состоянию на 2010 год в мире насчитывалось около 2,2 млрд христиан. Они составляли почти треть (31%) всего населения земного шара. У мусульман соответствующие показатели были заметно меньше — 1,6 млрд человек (23%).

40% христиан будут жить южнее Сахары

Однако приверженцы ислама живут в демографически наиболее динамично растущих регионах планеты. По оценкам американских специалистов, к 2050 году их общая численность увеличится на 73% против 35% у христиан.

В итоге среди 9,3 млрд землян тех и других станет почти поровну: 2,8 млрд мусульман и 2,9 млрд христиан. Кстати, около 40% последних будут жить в Африке южнее Сахары.

В Европе вследствие миграции доля мусульман составит около 10% общей численности населения. В ряде стран, включая Великобританию, Нидерланды, Францию, христиане перестанут составлять большинство.

В США ислам станет второй по числу приверженцев религией после христианства, опередив иудаизм. Доля христиан в Америке уменьшится с трех четвертей до двух третей.

Прогноз по буддизму

Единственной из крупных мировых религий, в которой исследователи из центра им. Пью вообще не ожидают количественного прироста в ближайшие четыре десятилетия, является буддизм. Это связано с тем, что у буддистов наблюдается самый низкий среди верующих уровень рождаемости — в среднем по 1,6 ребенка на каждую женщину.

У мусульман и христиан показатели самые высокие — 3,1 и 2,7 соответственно.

Доля атеистов будет уменьшаться

Любопытно, что, по прогнозам вашингтонских исследователей, в мире в целом будет уменьшаться доля атеистов, агностиков и людей, не относящих себя ни к какой религии. Хотя в отдельных странах, включая США и Францию, их процент будет расти.

Новый доклад распространен в преддверии Пасхи, которую американские протестанты и католики готовятся праздновать в ближайшее воскресенье.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/1877469

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь