Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю
Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.
Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.
Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.
Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.
Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.
https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk
Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.
Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.
Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0
Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.
В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.
22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.
Фасад
Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.
Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0
Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.
Капелла франков
Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.
Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0
Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.
Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.
Ключи от храма
Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.
Недвижимая лестница
О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.
«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0
Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».
Рассечённая колонна и благодатный огонь
Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.
Внутреннее устройство
Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
Голгофа
К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.
Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0
Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).
Камень помазания
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0
Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.
Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0
Гробница Иосифа Аримафейского
Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.
Кувуклия и Гроб Господень
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain
До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.
Коптский придел
Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.
Обретение Креста
В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
Пуп Земли
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
Управление святынями
В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.
Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.
Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.
Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0
Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Реставрационные работы
22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.
Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.
Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.
С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.
В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.
Схождение Благодатного огня
Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D
Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/
Рпц разорвала отношения с константинополем. это настоящий церковный раскол? прямо как в xvii веке, когда начали преследовать старообрядцев? — meduza
Разрыв отношений между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом сразу стали называть одним из крупнейших церковных расколов всех времен.
Вспоминают даже события XVII века, когда русские верующие разделились на старообрядцев и сторонников церковной реформы патриарха Никона.
Можно ли сегодняшний конфликт считать расколом, как разрыв отношений между патриархатами изменит жизнь простых верующих и что будет дальше — рассказывает старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Надежда Белякова.
Константинопольский патриархат признал автокефалию, то есть полную церковную независимость, новой Украинской православной церкви. РПЦ обвинила Константинополь в общении с раскольниками и посягательстве на каноническую территорию Московского патриархата. В знак протеста РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинополем.
Это значит, что духовенство РПЦ не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя, и участвовать в других таинствах.
Патриарх Кирилл не будет во время богослужения поминать предстоятеля Константинопольской церкви Варфоломея.
Разрыв отношений между РПЦ и Константинополем называют «расколом». С точки зрения истории и богословия это правильное слово?
Сейчас нельзя говорить о настоящем расколе. Раскол — это глобальное отделение, прекращение контактов и категорическое отрицание друг друга в том числе на идейной, канонической почве. Никаких догматических разногласий между Константинопольским и Московским патриархатом нет. Речь идет о трещине, возникшей в первую очередь по юрисдикционным и политическим мотивам.
Противостояние Москвы и Константинополя имеет достаточно долгую историю, последний виток обострения отношений пришелся на Холодную войну. Повод для конфликта — статус православных структур на территории новых государств, которые возникают на обломках империи.
В этих странах православные или тяготели к сохранению связей и ориентировались на российское православие или, наоборот, делали акцент на местной идентичности и оформлении поместной церкви.
Сегодня конфликт вокруг Украины развивается по , который был в Эстонии в 1996 году. Тогда тоже был разрыв евхаристического общения между двумя патриархатами, но продолжался он недолго; тем не менее в Эстонии оформились две параллельных структуры.
В итоге образовалась парадоксальная ситуация: между Москвой и Константинополем евхаристическое общение было прекрасно восстановлено, а на локальном уровне, между двумя поместными церквами на территории маленькой Эстонии — Эстонской апостольской православной церковью, входящей в юрисдикцию Константинополя, и Эстонской православной церковью Московского патриархата, — евхаристических отношений так и нету. Клирики не служат друг с другом, они не рекомендуют своим прихожанам ходить друг к другу в храмы и так далее.
РПЦ говорит об опасности раскола мирового православия. Такой риск правда есть?
Едва ли. Константинополь же не пошел на разрыв отношений.От евхаристического общения отказалась только одна сторона — Русская православная церковь. Православный мир будет продолжать отношения и с Московским патриархатом, и с Константинопольским.
Московская патриархия продолжит общение с Сербской, Болгарской, Иерусалимской, Антиохийской и другими поместными церквами, которые, в свою очередь, состоят в общении с Константинополем. И в этом плане опять же говорить о каком-то тотальном расколе трудно.
Более того, евхаристическое общение — это, конечно, важная вещь в церковном сознании, но исторически прерывание этого общения далеко не всегда означало раскол.
Конфликта вокруг предоставления автокефалии Украинской православной церкви можно было избежать?
В православном мире нет общепринятого механизма оформления автокефалии поместной церкви. Практически все автокефалии получались через конфликты. Все поместные церкви, находящиеся на территории Восточной Европы и не только, через это проходили.
Спор о том, кто может предоставлять автокефалию: церковь-мать — в данном случае РПЦ — или Вселенский — то есть Константинопольский — патриархат, не решен до сих пор. Речь о необходимости предоставления самостоятельности украинской церкви идет уже много лет и только сейчас этот вопрос вышел на новый уровень.
Когда Украина стала независимой страной, идея автокефалии для УПЦ продвигалась как государственной властью нового государства, так и ее тогдашним руководителем митрополитом Филаретом (Денисенко) под лозунгом «независимая церковь независимому государству», однако для РПЦ на тот момент оказаться без украинских структур значило бы потерять больше половины приходов и епархий.
Кроме того, тогда еще не было уверенности, что Советский Союз распался навсегда, и многие православные на территории Украины, особенно в ее восточной части, не хотели, да и сейчас не хотят, автокефалии, ассоциируя ее с угрозой украинизации, католизации и прочими фобиями.
В начале 1990-х в Украине развивался жесткий конфессиональный конфликт, и на востоке Украины был запущен лозунг «автокефалия — прямой путь к », то есть как только Украинская православная церковь станет автокефальной, она попадет в орбиту влияния Рима и станет греко-католической (униатской).
Нужно также понимать, что если бы Московский патриархат захотел дать автокефалию Украинской церкви, Константинополь не признал бы это решение, как, например, Константинополь не признает автокефального статуса Американской православной церкви. В результате политизации православия в Украине существует минимум три юрисдикции и именно там мы видим настоящий раскол, разделивший не только общество, но и многие семьи. Эта трагическая украинская повседневность тянется уже больше 25 лет.
Представьте, человек приходит в православную церковь, крестит там ребенка или отпевает кого-то, а потом приходит в соседнюю церковь, которая, как выясняется, принадлежит Московскому патриархату, и там ему говорят: таинства, которые ты совершил в соседней церкви, недействительны, и надо все делать заново: перекрещивать или отпевать, например.
Руководство Московского патриархата, которое считает Украину своей канонической территорией за эти годы не смогло предложить способы преодоления раскола. Между тем обострение российско-украинских отношений в последние годы и трансляция руководством РПЦ идей «русского мира» усложнили положение представителей УПЦ Московского патриархата в Украине, на них был повешен ярлык «агентов москальского влияния», чего в Москве просто не замечали.
В массовом сознании жителей центральной и западной Украины Московский патриархат ассоциируется с имперской и антикатолической риторикой, и обычным клирикам трудно от этих ярлыков дистанцироваться.
Что после разрыва с Константинополем изменится для прихожан Русской православной церкви?
Для обычного российского прихожанина разрыв отношений с Константинополем ничего особенно не поменяет. Он как ходил в свой храм, так и будет продолжать ходить. И даже если он не согласен с решением Синода, никаких специальных действий ему предпринимать не надо, потому что он же не зарегистрирован где-то как член РПЦ, следовательно, выйти из нее и перейти, например, в Константинопольский патриархат он не может.
Как может развиваться конфликт на уровне идей?
Сейчас те, кто принимает решения, могли бы задаться вопросом, почему, собственно, в независимой Украине не быть собственной поместной церкви. Но понятно, что самая простая и удобная реакция для руководства РПЦ — бросать резкие обвинения в адрес Константинополя и разыгрывать карту изоляционизма.
Если эти установки начнут преобладать, то может всерьез зайти разговор о примирении со старообрядцами, вина за конфликт с которыми будет возложена на греческих патриархов. Это же лежит на поверхности: , в результате которого когда-то [в XVII веке] возникло старообрядчество, был связан с желанием части русской церкви привести свои обряды в согласие с греческими практиками.
(Правда, это не греки потом репрессировали староверов, не они сжигали их и проводили дискриминационную политику, которая разделила в российской истории «господствующую церковь» и старообрядцев). Но это с точки зрения истории. А с точки зрения идеологии этот нюанс легко упустить, сделать акцент на том, что греческий мир уже в XVII веке был неправилен, потому что уже была заключена на тот момент.
Так что теперь можно ждать новых обвинений патриарха Варфоломея в стремлении к унии с Римом. Хотя будем надеяться, что здравый смысл возобладает.
Источник: https://meduza.io/feature/2018/10/16/rpts-razorvala-otnosheniya-s-konstantinopolem-eto-nastoyaschiy-tserkovnyy-raskol-pryamo-kak-v-xvii-veke-kogda-nachali-presledovat-staroobryadtsev
Как зарождалась русская православная церковь
Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.
Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.
Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.
Васнецов — крещение князя Владимира
История Русской Православной Церкви
В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.
История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.
Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.
Объединение княжеств
Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.
В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.
В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.
Великие сподвижники
Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.
Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.
Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.
В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.
Автокефалия. Патриархи РПЦ
Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.
Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.
И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.
• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.
• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.
Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.
Раскол РПЦ
Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.
Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».
Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.
Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.
лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.
Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».
РПЦ и Святейший Правительствующий Синод
Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.
В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.
Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества — опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.
Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.
25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.
Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.
Обер-прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».
Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.
Восстановление патриаршества
В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.
С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).
В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.
Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.
Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.
При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.
Московский патриархат
Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.
Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.
Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.
Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.
В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.
В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.
Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.
Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.
Патриарх Кирилл о Церкви
Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/
«Все делается, чтобы ПЦУ прекратила существование»: в Симферополе выселяют храм Православной церкви Украины
Подконтрольные России крымские власти добиваются в суде выселения из здания в центре Симферополя Кафедрального собора святых равноапостольных Владимира и Ольги, который в конце прошлого года перешел в Православную церковь Украины. Кроме того, чиновники организовали в этом здании ремонт, в результате которого украинский священник, архиепископ Климент и его паства могут потерять свой храм.
Собор святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе остается последним оплотом украинской церкви в Крыму и единственным местом, где крымчане могут молиться на украинском языке.
14 марта Министерством имущественных и земельных отношений подконтрольного России правительства Крыма был подан иск в Арбитражный суд Крыма о досрочном расторжении договора аренды помещения по улице Севастопольской в Симферополе, в котором многие годы был расположен главный храм сначала Украинской православной церкви Киевского патриархата, а с конца прошлого года – Православной церкви Украины. Этот договор был заключен крымской епархией Украинской православной церкви Киевского патриархата и Фондом имущества АРК еще в 2002 году. Документ предполагает, что епархия может пользоваться помещением в церковных целях за 1 гривну арендной платы ежегодно в течение 50 лет.
Кафедральный собор святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе
В российском Минимущества Крыма требуют расторгнуть этот договор на основании долга за аренду в сумме 2,95 гривны и пени в 5,24 гривны. Глава крымской епархии ПЦУ, архиепископ Климент отрицает наличие долга, заявляя, что сумма аренды этих помещений была оплачена на 50 лет вперед еще украинским властям Крыма.
24 июня в Симферополе состоялось третье по счету заседание Арбитражного суда Крыма по этому делу. Судебное заседание перенесли, поскольку судья Вадим Шкуро затребовал у истца дополнительные документы по иску. Следующее заседание состоится в пятницу, 28 июня.
Если судебный иск Минимущества Крыма будет удовлетворен, это может привести к прекращению существования украинской церкви в Крыму.
«Мы все оплатили до 2050 года»
Ситуация по отношению к храму Православной церкви Украины в Крыму критическая
«Ситуация по отношению к храму Православной церкви Украины в Крыму критическая. Анна Анюхина (министр земельных и имущественных отношений подконтрольного России правительства Крыма – КР) разными способами пытается нас выжить из этого помещения.
Сначала требовали, чтобы мы заключили дополнительное соглашение, на основании которого нам ставили расчеты аренды по коммерческой цене.
После того как в это вмешался Сергей Аксенов (глава подконтрольного России правительства Крыма – КР) и пообещал, что с нашим храмом ничего не будет, если мы зарегистрируемся по российскому законодательству, нас продолжают выдавливать под предлогом якобы долга», – говорит архиепископ Климент.
Архиепископ Климент
Наличие долга он отрицает, называя его поводом для выселения храма из помещений в центре города.
У нас все оплачено, мы не имеем задолженностей
«До 2014 года на счета Фонда имущества АРК управление епархии перечислило 50 гривен, чтобы каждый год не платить и не иметь головной боли по этому поводу. Мы оплатили всю аренду до 2050 года. Сейчас мы получили письмо-предупреждение о том, что якобы не заплатили арендную плату в 1 гривну за 2018 год.
Я пошел в банк и оплатил 5 гривен по курсу, который сейчас есть, чтобы нас не трогали. Все платежки и документы отнес в министерство (земельных и имущественных отношений – КР). Но после этого Анна Анюхина подает в суд, заявляя, что мы якобы не заплатили за аренду.
Хотя у нас все оплачено, мы не имеем задолженностей», – утверждает Климент.
«Купола не было в принципе изначально»
Крымские власти уверяют, что не будут предпринимать «агрессивных мер» с привлечением правоохранительных органов для решения вопроса с помещением, где расположен храм ПЦУ. В то же время такие действия неоднократно применяются к храму с 2014 года. В августе 2017 года российские силовики опечатали помещения храма, предварительно вынеся оттуда все ценное имущество. Тогда архиепископу Клименту удалось вернуть храм прихожанам, и богослужения там продолжились.
В апреле он обратился к Сергею Аксенову с просьбой взять ситуацию под свой контроль, не допустить уничтожения храма и способствовать регистрации крымского прихода по российскому законодательству. Но после этого действия чиновников по выселению храма только активизировались.
Уже после того как крымские власти пообещали безвозмездно передать помещения собору ПЦУ взамен на российскую регистрацию, в них без предупреждения начались строительные работы.
Строительные ограждения возле храма ПЦУ в Симферополе
Рабочие разобрали крышу, после чего на потолке храма образовались трещины, утверждает Климент.
Крыша Кафедрального собора святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе, 23 июня 2019 года
Крыша Кафедрального собора святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе, 23 июня 2019 года
Как рассказывают прихожане, в рамках работ на крыше был демонтирован купол собора. Поэтому многие уже готовятся к тому, что выселение – это вопрос времени.
Меняем кровлю, потому что прохудилась, чистим фасад. Купол не снимали, его не было
Анна Анюхина отказалась общаться с нами, направив к пресс-секретарю российского Минимущества Крыма. В ведомстве факт демонтажа купола с храма отрицают, заявляя, что его там не было.
«Сейчас идет плановый ремонт фасада (здания, в котором расположен Собор святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе – КР). Меняем кровлю, потому что прохудилась, чистим фасад.
Купол не снимали, его не было в принципе изначально», – заявила пресс-секретарь министерства Светлана Воловикова.
Все, что сейчас делается, делается для того, чтобы Православная церковь Украины прекратила свое существование
Архиепископ Климент расценивает этот ремонт как предлог, чтобы ускорить выселение храма. «В 2010 году я поменял полностью крышу (на здании, где расположен храм – КР). Мы заплатили тогда около 25 тысяч гривен. Сейчас они сорвали всю крышу, здание уже неделю стоит открытое.
У нас в храме от этих работ потрескался потолок. Перед этим меня предупреждали: мы вас по-другому выгоним, мы строительным забором все обнесем, закроем вход и больше вы сюда не зайдете.
Я считаю, что все, что сейчас делается, делается для того, чтобы Православная церковь Украины прекратила свое существование», – заявил он Крым.Реалии.
Крымская епархия ПЦУ является единственной на полуострове, которой в течение пяти лет удается оставаться без российской регистрации.
В марте министр имущественных и земельных отношений Крыма Анна Анюхина заявляла, что встречалась с архиепископом Климентом и договорилась, что помещения симферопольского Собора святых равноапостольных Владимира и Ольги «могут быть переданы в безвозмездное пользование представителям Православной церкви Украины, если организация официально зарегистрируется по российскому законодательству».
Но архиепископ Климент эту встречу отрицает. По его словам, об этом заявлении министра он узнал из СМИ. Он подтверждает, что регистрация по российскому законодательству остается единственным условием крымских властей, при котором епархия может остаться на полуострове.
С нашей стороны все так и остается, предложение в силе
Светлана Воловикова сообщила Крым.Реалии, что предложение Анны Анюхиной о перерегистрации крымской епархии Православной церкви Украины остается в силе: «С нашей стороны все так и остается, предложение в силе, но вопрос целесообразнее задать представителям церкви, как у них идет процесс регистрации».
Как мы ранее сообщали, документы в Минюст Крыма для регистрации украинского православного прихода (отдельно от Православной церкви Украины, чтобы соблюсти украинское законодательство) архиепископ Климент подал еще в марте этого года. Решение о регистрации или отказе должно быть принято в течение месяца. Но до сих пор никакой информации об этом нет.
Архиепископ ПЦУ Евстратий Зоря 24 июня пояснил Крым.Реалии, что епархия Православной церкви Украины не будет регистрироваться по российскому законодательству, но это может сделать крымская громада по своему желанию.
Архиепископ Климент публично призвал украинские власти, чтобы те предприняли ответный ход – «ликвидировали Украинскую православную церковь Московского патриархата или заставили ее перерегистрироваться, как предполагает законодательство Украины». Украинские власти на этот призыв пока не отреагировали.
Источник: https://ru.krymr.com/a/pcu-simferopol-vyselenie-hrama/30017742.html