Сколько жили, отчего умирали и на какие этапы делили человеческую жизнь в Античности
Люди мечтали жить если не вечно, то очень долго с древнейших времен. Это желание нашло отражение в мифах и сказаниях многих народов: в них предки жили не только лучше, но и дольше. Примеры невероятного «долголетия» можно найти в Ветхом Завете: Адам живет там 930 лет, а Ной — все 950. Разумеется, с научной точки зрения такое невозможно. Однако история помнит немало вполне реальных людей, которые и по нынешним временам могли бы называться долгожителями.
Говоря о средней продолжительности жизни в XX и XXI веке, мы можем уверенно называть конкретные цифры, отражающие положение дел в разных странах. Но чем глубже мы погружаемся в прошлое, тем меньше у нас статистических данных и тем чаще приходится опираться на косвенную информацию.
Сколько длилась детская жизнь
Задавшись целью определить среднюю продолжительность жизни в Древней Греции или Риме, мы столкнемся с проблемами. Во-первых, чудовищный уровень детской смертности: учитывая этот фактор, мы рискуем прийти к выводу, что в античное время вообще не было людей старше 30–40 лет.
Во-вторых, практически вся личная информация из сохранившихся письменных источников касается людей из высших сословий, причем преимущественно мужчин.
Единственное, что можно утверждать более-менее уверенно, что за всё время существования греко-римской цивилизации положение дел с продолжительностью жизни принципиально не менялось.
Современные ученые полагают, что в те времена по меньшей мере треть младенцев умирала, не дожив до года. До 10 лет доживала примерно половина детей.
В отсутствие антибиотиков, прививок и сбалансированного питания жестко работал естественный отбор, и выживали только самые сильные и здоровые. Иногда к естественному отбору прибавлялся искусственный.
Как мы знаем от Плутарха, если спартанский младенец рождался недостаточно крепким и «ладно сложенным», его безжалостно убивали, «считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе. По той же причине женщины обмывали новорожденных не водой, а вином, испытывая их. Говорят, что больные падучей и вообще хворые от несмешанного (то есть чистого, не разбавленного водой. — Прим. авт.) вина погибают».
Подобный порядок, по счастью, не выходил за пределы Спарты, но и в других регионах античного мира детьми дорожили не всегда. Скажем, у римлян было довольно обычным делом выбросить (иногда буквально оставить на улице) «лишнего» ребенка, особенно девочку.
Угрызений совести при этом не испытывали, полагая, что если младенец угоден богам, кто-нибудь о нем позаботится, а если нет — кто мы такие, чтобы спорить с волей богов?
Вечно молодой: сколько жили взрослые в Античности
Если грек или римлянин доживал до взрослого возраста, его шансы на продолжительную жизнь сильно увеличивались. Конечно, в молодые и зрелые годы человека поджидали свои опасности: мужчины гибли на войне и от бытовых травм (банальное падение с лошади и сложный перелом легко могли кончиться смертью), женщины умирали из-за родов. Постоянные беременности ослабляли и истощали организм, делая его более чувствительным к болезням.
Кроме того, шансы на продолжительную жизнь сильнее, чем сейчас, зависели от социального положения человека: рабы и бедняки занимались тяжелым и опасным физическим трудом и питались гораздо хуже аристократов и богачей.
Наконец, в зрелые годы, когда мужчина переставал ходить на войну и поручал самую тяжелую работу подросшим сыновьям, а женщина выходила из детородного возраста, шансы внезапно умереть заметно снижались.
Грубо говоря, если уж человек дожил до 40 лет, у него были неплохие шансы дожить и до 60, и до 70, и до 80. Современные люди не так уж часто живут дольше такого срока, так что в целом «запас прочности» гомо сапиенса остался прежним.
Иногда демографическую ситуацию резко ухудшали серьезные бедствия: эпидемии или особенно продолжительные и разрушительные войны (в целом войны были, конечно, делом обычным).
Выразительный пример подобной ситуации можно найти в истории Рима времен поздней республики. Согласно Титу Ливию, в 135 году до н. э. в Риме проживали 370 тысяч граждан. А в 45 году до н. э.
, то есть 90 лет спустя, граждан насчитывалось всего 150 тысяч. Такова была цена продолжительных гражданских войн и репрессий.
С учетом всех обстоятельств, современные ученые полагают, что средняя продолжительность жизни в античном мире составляла 25–30 лет.
Но прежде чем ужасаться, имейте в виду, что ситуация практически не менялась вплоть до XIX–XX веков. Историк медицины Мирко Грмек в своей книге «Геронтология. Учение о старости и долголетии» пишет, что в XVIII веке в Швеции, где тогда уже велась подобная статистика, средняя продолжительность жизни составляла 34,5 года. А в США в начале XIX века — 33 года.
Этапы жизненного пути
Как мы уже поняли, умереть в античное время (как и во многие последующие времена) было довольно легко. Это, однако, совершенно не значит, что человека в 30 или 40 лет считали стариком. Напротив, принятые тогда этапы взросления мало отличались от нынешних.
«Сроком жизни человеческой греки считали 70 лет, лучший срок для рождения сына — середина жизни, 35 лет», — пишет авторитетный знаток античности, филолог Михаил Гаспаров.
Совершеннолетие у мальчиков наступало — в зависимости от местных законов — в 16–18 лет. До этого они ходили в школу, учились грамоте и счету, занимались спортом. В армию юношей брали не раньше 17–18 лет. Скажем, в Афинах эфебы (то есть юноши 18–20 лет) обучались военному искусству и охраняли границу, но на войну их еще не пускали, считая недостаточно опытными.
В Спарте юноши считались гражданами с 20 лет. Но только с 30 они могли жениться и обзавестись собственным домом, а также принимать участие в народных собраниях. До этого времени молодые мужчины жили в бараках и беспрекословно подчинялись старшим.
Всякий римлянин из сколько-нибудь знатного и состоятельного рода стремился сделать военную и/или политическую карьеру, но для каждой должности существовали возрастные ограничения. Для первой значительной должности, квестора, был установлен ценз в 28 (для патрициев) и в 30 лет (для плебеев). Эдилом можно было стать не раньше 36, а претором — 39 лет. Наконец, возрастной ценз для высшей государственной должности, консула, составлял 40 лет для патрициев и 42 года — для плебеев.
Иногда случались исключения, как, например, в случае Гнея Помпея: он показал себя блестящим полководцем с юных лет, и сенат разрешил ему стать консулом раньше положенного срока. Примерно как в наше время иногда появляются юные гении, сколотившие миллиардное состояние к тому времени, когда их ровесники только начинают работать.
Женская молодость была, конечно, короче, а жизнь делилась на несколько простых этапов: детство, замужество и часто вдовство. Замуж девочек выдавали рано, даже в 13–14 лет, нередко за мужчин гораздо старше.
«У мужчин это дело другое, / Он домой возвратится с седой головой и возьмет себе девочку в жены. / А у женщины бедной пора недолга», — сетует главная героиня аристофановской «Лисистраты».
Конечно, случались и исключения. Например, римская матрона Сервилия (мать того самого Брута) стала любовницей Цезаря в 40 лет, и их бурный роман продолжался два десятилетия.
Как долго жили долгожители
Плиний Старший в своей «Естественной истории» отмечает, что первые греческие историки приписывали некоторым героям своих трудов небывалый возраст из-за ошибок в расчетах. «Все это произошло от незнания времени.
Ведь одни считали годы по лету, другие по зиме; одни — по четырем временам года, как аркадцы, у которых год состоял из триместров, другие по убыванию луны, как египтяне. Оттого у них и получается, что кто-то жил тысячу лет», — пишет Плиний.
Вместе с тем историк называет известных ему самому долгожителей, например, жену Цицерона Теренцию.
Эта женщина действительно прожила очень долго — 102 года, и после развода с великим оратором выходила замуж еще дважды, причем за мужчин гораздо младше себя.
Жена Октавиана Августа Ливия прожила 87 лет, а сам принцепс — 76. Сократу было 70, и ведь умер он не своей смертью, а от яда. Знаменитый врач Гиппократ, которому приписывают афоризм «Жизнь коротка!», прожил почти 90.
Возглавлявшему спартанцев при Фермопилах царю Леониду было за 40, и это был мужчина в расцвете сил (в отборный отряд трехсот в принципе брали только зрелых воинов, имевших сына). Еще один спартанский царь, знаменитый полководец Агесилай II, умер в 84 года, возвращаясь из очередного похода. Пожалуй, и в наше время не много найдется мужчин такого возраста, способных проводить целые дни в седле, а по ночам в любую погоду спать на земле, завернувшись в плащ.
«За все исторические времена максимальная продолжительность жизни не изменилась, но значительно увеличилась средняя продолжительность жизни многих людей», — резюмирует Мирко Грмек. И это, конечно, хорошая новость.
Болезни и недуги, преследующие пожилых людей, тоже не изменились.
«В старости бывают затруднения в дыхании и мочеиспускании, тяжесть желудка, боль в суставах, [] бессонница, [] нарушение работы кишечника» — так писал в своем труде «О медицине» Авл Корнелий Цельс две тысячи лет назад.
Другие античные авторы отмечали, что старость делает человека более восприимчивым к разным болезням, а также что пожилым людям следует есть менее тяжелую пищу и вообще тщательно следить за своим питанием, заниматься физическими упражнениями и не пить крепкого вина.
Как видите, советы вполне толковые. К счастью, в наше время всё у большего процента людей есть шанс на «качественную» старость. Но вот жизнь длиной в 150, 200 или 300 лет остается такой же фантастикой, как и в древности.
Источник: https://knife.media/antique-aging/
Семь чудес Древнего мира
Семь чудес Древнего мира — список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.
Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.
Пирамида Хеопса, Египет
Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения — 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.
Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.
Висячие сады Семирамиды, Азия
Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом — Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады».
Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше — свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы.
Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.
Статуя Зевса, Олимпия, Греция
В 435 году до н. э. в Олимпии — одном из святилищ Древней Греции — был построен величественный храм в честь повелителя богов — Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне.
Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом.
В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой — статую богини победы.
Храм Артемиды, Эфес, Турция
Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров.
Внутри находилась статуя Артемиды — богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса — Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя.
Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.
Мавзолей в Галикарнасе, Турция
Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.
Колосс Родосский, Греция
Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 — 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.
Александрийский маяк, Египет
В 270 году до н.э. на острове Фарос при входе в порт Александрии воздвигли огромную башню высотой 120 метров. На вершине маяка постоянно горел костёр, свет которого усиливался при помощи металлических вогнутых зеркал, и был виден на расстоянии 60 километров. Дерево для огня доставляли наверх по винтовой лестнице на телегах, запряжённых мулами. Маяк уничтожен землетрясением в XIV веке.
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Источник: https://putidorogi-nn.ru/7-chudes-sveta/501-sem-chudes-drevnego-mira
Как определить какой век по годам. Как определить век по году или тысячелетие по году? Как определить по году какой век
Год — условная единица измерения времени, равная 365 дням (суткам) или 366 (високосный год, который делится на 4). Это период обращения Земли вокруг Солнца. Сокращенное русское обозначение: г., в английском языке — y или yr.
Год состоит из четырех времен: зима, весна, лето, осень и 12 месяцев. Слово «год» произошло от старославянского «годЪ» и означает «время, год» или «годити» — «угождать, удовлетворять». Существуют такие понятия как тысячелетие — 1000 лет, век — это 100 лет, десятилетие — 10 лет, полугодие — 6 месяцев, квартал — 3 месяца.
Век — это условная единица измерения времени, равная 100 годам. Другое название — столетие. Сокращенное русское обозначение: в.(век — единстенное число), вв. (века — множественное число), в анлийском языке чаще всего встречается вариант cent.
I век н. э. начался 1 января 1 года и закончился 31 декабря 100 года. Последний год каждого века начинается с номера этого века (например, последний год XX века — 2000-й год). Название номера века пишется римскими цифрами, т.е. I, II, III, XX и т.д.
Формулы перевода
В одном веке — 100 лет, один год — это 1/100 века.
Как перевести века в годы
Чтобы перевести века в годы, необходимо количество веков умножить на 100 лет.
КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ = КОЛИЧЕСТВО ВЕКОВ * 100
Например, для того, чтобы узнать, сколько лет в 20 веках, нужно 20*100 = 2000 лет.
Как перевести годы в века
Чтобы перевести годы в века, необходимо количество лет разделить на 100.
КОЛИЧЕСТВО ВЕКОВ = КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ / 100
Например, для того чтобы узнать, сколько веков в 2100 годах, нужно 2100/100 = 21 век.
Век
сущ., м., употр. очень часто
Морфология: (нет) чего? ве́ка, чему? ве́ку, (вижу) что? ве́к, чем? ве́ком, о чём? о ве́ке и на веку́; мн. что? века́, (нет) чего? веко́в, чему? века́м, (вижу) что? века́, чем? века́ми, о чём? о века́х
1. Век — это временной период в сто лет, который используется для крупного исчисления нашего времени (например, с 1901 года по 2000 год — двадцатый век).
Девятнадцатый, двадцатый, двадцать первый век. | Прошлый, настоящий, будущий век.
2. Век — это отрезок времени, который равен ста годам.
Четверть века. | Сотни веков назад.
3. Веком называют и более длительный период времени, который имеет свои исторические особенности.
Каменный, бронзовый век.
о далёком прошлом
4. Средние века — это исторический период от эпохи распада Римской империи до эпохи Возрождения.
5. Когда вы говорите, что какая-то вещь, ситуация имеет место испокон веку или происходит из глубины веков, вы хотите сказать, что она очень древняя, имеет давние традиции.
6. Золотым веком какой-либо страны, деятельности называют лучший период её развития в истории.
Золотой век русской литературы.
современность
7. Веком чего-либо называют тот период времени, когда в жизни людей, общества происходят активные изменения, связанные с какими-либо открытиями, технологиями и т. п.
Век скоростей. | Век атома. | Век информационных, космических, биологических технологий.
8. Когда кто-либо идёт в ногу с веком, это означает, что он легко воспринимает и старается использовать всё новое, что происходит в современном мире.
9. Когда про кого-либо говорят, что он отстал от века, то хотят сказать, что он живёт старыми представлениями и не стремится усвоить современные жизненные нормы.
Она очень милая дама, но безнадёжно отстала от века.
10. Когда вы говорите, что кто-либо живёт в каменном веке, вы хотите сказать, что этот человек не соответствует современным представлениям о жизни, не использует современные технологии.
11. Событием, процессом, делом века называют какое-либо наиболее важное, сенсационное происшествие, которое произошло в определённом веке.
Некоторые финансовые аналитики считают введение общеевропейской валюты событием века.
жизнь отдельного человека
12. Веком называют жизненный путь человека.
Прожить свой век.
13. Если о ком-либо говорят, что он многое повидал на своём веку, это означает, что данный человек был свидетелем многих событий и имеет большой жизненный опыт.
14. Когда вы говорите, что на наш век хватит чего-либо, это означает, что в вашей жизни ещё будет много таких вещей, ситуаций и т. п.
15. Доживать свой век (как-либо) значит, проводить остаток свой жизни.
Валентина Георгиевна одиноко доживала свой век в однокомнатной квартире.
16. Кончить век значит умереть.
17. Когда вы говорите, что какая-то вещь отслужила свой век, вы хотите сказать, что она уже очень старая, непригодна к дальнейшему использованию и её следует заменить чем-то более современным.
В этом районе города ещё есть несколько зданий, которые давно отслужили свой век.
о большом промежутке времени
18. Выражения на веки вечные, на веки веков или до скончания века означают то же, что навсегда.
19. Если вы не видели кого-либо целый век, это означает, что вы не встречались с этим человеком очень долгое время.
20. Когда вы говорите, что век будете помнить что-либо, это означает, что вы очень хорошо запомнили какое-то событие.
21. Если вы в ко́и-то ве́ки или в ко́и ве́ки (раз) делаете что-либо, значит, вы делаете это крайне редко.
В кои-то веки заехал к нам московский доцент математики.
22. Если какая-либо вещь сделана на века́, значит, она сделана очень хорошо, качественно, из хороших материалов и может прослужить долгое время.
Эта крепость построена на века.
веково́йприл.
Вековые традиции.
Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.
Синонимы:
Антонимы:
Смотреть что такое «век» в других словарях:
- век — век/ Морфемно-орфографический словарьА (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные Энциклопедический словарьМуж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. | Толковый словарь ДаляВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.» Толковый словарь УшаковаСм. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон Словарь синонимовВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые Толковый словарь Ожеговавек — вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание, Глагольной сочетаемости непредметных имён1) промежуток времени, равный ста календарным годам. Напр., 20 век период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 (см. Календарь).2) Периодизация истории человечества на основе достижения им определенного материального уровня развития (типа орудий Большой Энциклопедический словарьМера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 Энциклопедия культурологииВЕК — Восточно Европейская компания организация Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ВЕК Всеукраинский еврейский конгресс http://jewish.kiev.ua/ Украина ВЕК Словарь сокращений и аббревиатур
Книги
Источник: https://dprvrn.ru/kak-opredelit-kakoi-vek-po-godam-kak-opredelit-vek-po-godu-ili/
История Урала. Обзор
Территория, именуемая в наши дни Уралом, известна «цивилизованному» миру давно. Упоминание о ней можно встретить ещё в работах древнегреческого историка Геродота, жившего в V веке до нашей эры. Конечно же, слова «Урал» в то время никто не употреблял (называли эту территорию иначе — «Рифейский камень»). Да и представления учёных Античности об Урале и Сибири были полумифическими.
Судите сами:
«За Скифией лежит земля твёрдая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придёшь в страну, где у подножья высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющими свой особенный язык Путь пресечён высокими горами, через них никто не может пройти. Плешивцы рассказывают будто на горах тех живут люди с козьими ногами, а за ними — другие, которые спят шесть месяцев в году» (отрывок из описаний Геродота).
Вот такими были одни из первых письменных свидетельств об Урале. С другой стороны, следует помнить, что для древних греков даже проливы Босфор и Дарданеллы, расположенные в каких-то пятистах километрах, были населены чудовищами. Что уж говорить о далёком и неведомом Урале!
Автор не стал затрагивать вопрос заселения Урала первобытными людьми, так как данный материал является лишь кратким обзором. Отметим только, что первые люди пришли к Уральским горам 300-250 тыс. лет назад с территорий Кавказа и Средней Азии, двигаясь вдоль таких крупных рек, как Кама и Урал.
На протяжении дальнейших тысячелетий народы Урала неоднократно сменяли друг друга. Но к концу первого — началу второго тысячелетия нашей эры на территории сформировались несколько этнических групп, считающихся коренными: ненцы на севере, ханты и манси вдоль реки Обь, башкиры на юге, по течению реки Уфы, и некоторые другие.
Эти народы сохранились и по сей день, причём на прежних территориях, и их наименования отразились в названиях субъектов России: башкиры — республика Башкортостан, ненцы — Ямало-Ненецкой автономный округ, ханты и манси — Ханты-Мансийский автономный округ. Между прочим, предками хантов и манси был народ, называемый «югра». А другое название Ханты-Мансийского автономного округа — именно Югра.
Народы Урала и русские
В это же время, в IX-XII веках, на западе от Урала появились несколько государств, самыми известными из которых были Киевская Русь и Волжская Булгария.
Эти государства (а также возникшие после распада Киевской Руси отдельные княжества) поддерживали весьма тесные торговые отношения с народами Урала, а некоторые земли даже оказались в их подчинении. Известно, что под властью Волжской Булгарии находились народы, жившие в нижнем и среднем течении Камы.
Народы Северного Предуралья (территория нынешней республики Коми) платили дань Новгороду. В XII — начале XIII века между русскими княжествами даже началось соперничество за Урал.
Однако вскоре случилось опустошившее Русь нашествие монголо-татар. В их подчинении оказались и многие народы Южного Урала. По этой причине движение русских на восток было приостановлено почти на полтора века.
Со временем государство монголов (Золотая Орда) стало слабеть. К северу от него вокруг Москвы формировалось и набирало силу новое государство, впоследствии ставшее Россией. После снятия татаро-монгольского ига в 1480 году и после победы над одним из главных соперников за собирание русских земель — Новгородским княжеством, — Московская Русь стала быстро расширяться в направлении Урала и Сибири.
В конце XV века в состав России окончательно вошла территория, носившая название «Пермь Великая» и расположенная в верховьях Камы и Вычегды (сейчас там находится Пермский край). Первые города русских на Урале появились ещё почти за век до этого: Анфалов городок (1409 год), Усолье Камское (ныне Соликамск — 1430 год).
Освоение Перми проходило не без сопротивления со стороны соседних воинственных народов, например, сибирских татар. Для защиты от врагов на Руси издавна возводили укрепления — кремли. Урал не стал исключением. Первый кремль на Урале был построен в 1535 году в городе Чердынь.
Спустя два десятилетия к России была присоединена Башкирия. Как следует, были построены русские укрепления (первым стала крепость Уфа, основанная в 1574 году; ныне столица республики Башкортостан).
Как и при освоении многих других территорий, значительную роль в деле присоединения Урала к России сыграли купцы и религиозные деятели.
Стефан Пермский, ставший впоследствии епископом Перми Вычегдской (так называли территорию, расположенную к северо-западу от Перми Великой), был миссионером и, по некоторым сведениям, однажды бывал на Урале, где крестил многих язычников.
Среди купцов наиболее известны Строгановы (XVI век), которым во владение была отдана довольно большая территория вдоль Камы. Они поддерживали торговые связи со многими народами Зауралья, их деятельность способствовала развитию промышленности и культуры.
С именем Строгановых связано ещё одно важное событие в истории Урала — поход Ермака.
Рывок в Сибирь
По мнению большинства историков, важным событием, едва ли не прорывом в Средний Урал и Сибирь стал поход Ермака (1582-1585 годы).
Это так, но важно отметить, что народы Сибири ещё в начале XVI века платили дань России (то есть находились в зависимости от неё), но потом отказались.
Именно этот отказ, а также участившиеся нападения на русские владения в Предуралье, были одной из причин похода. Так или иначе, именно после «покорения Сибири Ермаком» началось активное заселение русскими Урала.
Возможно, исторический поход стал также стимулом для других землепроходцев. Во всяком случае, всего через полвека русский человек ступил на берег Тихого океана. Кроме того, поход Ермака стал сюжетом для нескольких знаменитых картин. Например, вот для этой.
О самом походе известно не так уж и много, а в рамках данной статьи можно сказать и того меньше. Нельзя сказать, кто был основным инициатором похода, но скорее всего это были Строгановы, которым изрядно досаждали набеги сибирских татар.
Поход начался в 1582 году (по другой версии, в 1581). Ермак с небольшой дружиной поднялся до среднего течения реки Чусовой, спустился последовательно по Тагилу, Туре и Тоболу до места впадения реки Тобол в Иртыш, где находилась столица сибирских татар — город Кашлык. Разбив отряд татар, Ермак повернул на север, одержав ещё несколько побед. Но в 1585 году он погиб в столкновении с отрядом татар. Его дружина распалась.
Вскоре после гибели Ермака в Сибирь вступило большое правительственное русское войско, которое окончательно завоевало эту территорию. Центром Сибири стал основанный в 1587 году Тобольск.
Освоение Урала русскими
После похода Ермака Урал стал активно заселяться и осваиваться.
Начали строиться первые города на Среднем Урале и в Сибири. На протяжении трёх лет, с 1595 по 1597 год, прокладывалась Бабиновская дорога, на которой в 1598 году был основан город Верхотурье — «ворота в Сибирь».
В начале XVII века начали поступать первые сообщения об открытии на Урале месторождений руд — железной и медной.
В начале следующего века были построены первые металлургические заводы. Почти параллельно с этим возникали административные центры: Екатеринбург (1723), Оренбург (1735), Челябинск (1736). В 1720 году в городе Кунгуре была учреждена Канцелярия горных дел. Это означало не только экономическое присоединение, но и фактическое закрепление государственной власти России на Урале.
Экономическое развитие Урала в XVIII-XX веках
Дважды за свою историю Урал становился одним из важнейших экономических и стратегических районов страны. В первый раз это произошло в период правления Петра I и было связано с именем заводчиков и помещиков Демидовых.
Благодаря строительству большого количества железоделательных и медеплавильных заводов Урал стал важнейшей металлургической базой страны, сохраняя этот статус на протяжении более ста лет. Во время Северной войны со Швецией уральские заводы снабжали армию пушками и ядрами.
Россия в XVIII веке сделалась мировым лидером по выплавке железа и сохраняла этот статус до середины следующего столетия.
Но, конечно же, лидерство Урала держалось не только на развитой металлургии, но и на добыче уникальных сокровищ — золота, платины, самоцветов и полудрагоценных камней. Золото на Урале нашли ещё в 1745 году. Платина была открыта в первой четверти следующего века. Первые находки самоцветов относятся ещё к XVII столетию, но пик пришелся на XIX век. Именно тогда на Урале были найдены алмазы и изумруды. Ну а «фирменный» уральский камень — малахит — добывался ещё в XVIII веке.
Второй расцвет Урала пришёлся на годы индустриализации (1928-1941) и Второй мировой войны (1939-1945 гг.) В ходе первых трёх пятилеток здесь были построены огромные металлургические и машиностроительные заводы, такие как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш» в Екатеринбурге и т.д. Во время войны многие предприятия были эвакуированы из оккупированных районов на Урал.
Труд миллионов уральцев в годы войны немало способствовал победе. Помимо всего сказанного, Урал обладал важнейшими стратегическими запасами марганца (месторождение Полуночное на севере Свердловской области). Оно было единственным доступным в то время. Марганец использовался для изготовления танковой брони. Значимость месторождения была столь высока, что в фашистской Германии разрабатывали проект диверсии на нём, к счастью для нашей страны оставшийся нереализованным.
В конце двадцатого века темпы экономического роста вновь стали падать, начался отток населения в другие регионы страны. Тем не менее, Урал по-прежнему является одним из важнейших экономических районов страны, удерживая первые-вторые места по важным промышленным показателям. Кроме того, не стоит забывать, что Магнитогорский металлургический комбинат до сих пор является крупнейшим предприятием отрасли в стране.
Так что, возможно, нынешняя пауза — это только затишье перед очередным скачком.
Что нас ждёт? Перспективы Урала
В заключение статьи позвольте выразить несколько мыслей по вопросу дальнейшего развития Урала и его места в будущем России.
Уральский экономический район обладает высокоразвитым многоотраслевым хозяйством при наличии значительных запасов собственных природных ресурсов. Здесь надо отметить, что подобное сочетание характерно и для некоторых развивающихся стран, которым эксперты предсказывают скорое превращение в один из центров мирового хозяйства.
Уральский регион имеет отличное экономико-географическое положение: он граничит и с высокоразвитыми и с ресурсными районами, является промежуточным звеном между Европейской и Азиатской частями России (что также предполагает развитие транспортной сети).
При сохранении нынешнего промышленного и сельскохозяйственного потенциала и дополнении их некоторыми чертами постиндустриального хозяйства (информатизация, развитие сферы услуг и инфраструктуры) Урал может вновь занять лидирующее положение в нашей стране.
Одним из возможных путей достижения этой цели может стать создание мощной туристической сферы и рекреационного хозяйства. Предпосылки есть. Во-первых, это значительная протяжённость Урала с севера на юг и как следствие разнообразие ландшафтов.
Двигаясь по автомагистралям, можно всего за день пересечь тайгу и оказаться в зоне степей. Во-вторых, это огромное количество памятников природы.
В-третьих, это история, оставившая в подарок большое количество исторических достопримечательностей, среди которых есть уникальные.
Хотя есть и серьёзные проблемы, среди которых: неважная экологическая обстановка, недоразвитость транспортной сети, отсутствие продуманных туристических маршрутов, малое количество информации о многих достопримечательностях. К счастью, всё их можно решить.
Будут оправданы эти надежды или нет, зависит во многом от самих уральцев. От того, хотят ли они, чтобы Урал занимал первую строчку в рейтинге самых популярных достопримечательностях России или же первое место в списке самых грязных мест страны.
А сайт «Ураловед» постарается внести свою скромную лепту в общее дело — рассказать о природных и исторических достопримечательностях Урала, которые стоит посмотреть.
Павел Сёмин, 2011
Uraloved.ru
Для оформления статьи были использованы карты следующих источников:
Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006
Виноградов Н. Б., Чагин Г. Н., Шкерин В. А. История Урала с древнейших времён до конца XVIII века: Учебное пособие для учащихся основной школы. Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2005
Пожертвовать 100 рублей «Ураловеду»
Источник: https://uraloved.ru/istoriya/obzor-istorii-urala
История искусственных источников света: от огня до лазеров
В XIX веке широкое распространение получило газовое освещение. В 1807 году первые газовые фонари зажигаются на одной из центральных улиц Лондона — Пэлл-Мэлл. А уже к 1823 году улицы Лондона, общей протяженностью 215 миль, освещали сорок тысяч газовых фонарей (которые было принято называть рожками). Зажигались они каждый вечер вручную специальными людьми — фонарщиками. Кстати, эта должность была в некоторых странах выборной и весьма почетной.
Однако газовое освещение было не слишком эффективным. проблема заключалась в том, что газовое пламя, горящее при недостаточном притоке кислорода, дает яркий свет, но при этом сильно коптит, а чистое некоптящее пламя (при избытке кислорода) практически невидимо.
Но в 1885 году Уэлсбах предложил использовать калильную сетку, представляющую собой мешочек из ткани, пропитанный раствором неорганических веществ (различных солей). При прокаливании ткань сгорала, оставляя тонкий «скелет», ярко светящийся при нагревании под действием пламени.
В конце XIX века появились керосиновые лампы, их можно встретить и до сих пор. Многие из них оснащены калильными сетками (теперь уже металлическими или асбестовыми).
Первые шаги электричества
Первым электрическим источником света был, как это ни странно, «фонарик на батарейках». Правда, свет излучала не лампа накаливания, а электрическая дуга между угольными электродами, а батареи занимали целый стол. В 1809 году сэр Хэмфри Дэви продемонстрировал дуговой свет в Королевской академии наук в Лондоне. Генераторов в то время не было (Фарадей открыл явление электромагнитной индукции лишь в 1832 году), и батареи были единственным источником электропитания.
В 1878 году наш соотечественник Павел Яблочков усовершенствовал конструкцию, поставив электроды вертикально и разделив их слоем изолятора. Такая конструкция получила название «свеча Яблочкова» и использовалась во всем мире: например, Парижский оперный театр освещался с помощью таких «свечей».
Электрическая дуга давала яркий и достаточно сбалансированный по спектру свет, что позволяло использовать его очень широко. К 1884 году крупные американские города освещали более 90 тыс. дуговых ламп.
Горячие нити
Большинство людей связывают изобретение ламп накаливания с именем Эдисона. Однако, несмотря на все его заслуги в этой области, изобретателем лампы был все же не он.
Первая лампа накаливания больше напоминала ювелирное изделие или произведение искусства как по трудоемкости, так и по стоимости. Задолго до Эдисона, в 1820 году, Уоррен Де ла Рю поместил платиновую проволочку в стеклянный сосуд, из которого был откачан воздух, и пропустил по ней ток. Лампа получилась удачной, но платиновой! Она была настолько дорогой, что о широком ее использовании не могло быть и речи.
Множество изобретателей экспериментировали с различными материалами, но лишь в 1879 году Джозеф Свен и Томас Эдисон независимо друг от друга разработали лампу накаливания с угольной нитью.
Для своего изобретения Эдисон устроил массовую грандиозную презентацию: в канун нового, 1880 года он использовал 100 своих ламп, чтобы осветить улицы, лабораторию и станцию городка Менло-Парк (Нью-Джерси). Поезда ломились от желающих посмотреть на это чудо, и Пенсильванской железной дороге даже пришлось пустить дополнительные составы.
Лампы Эдисона работали около ста часов, потребляли 100 Вт и давали световой поток в 16 кандел (для сравнения — современная 100-ваттная лампа накаливания дает свет силой порядка 100−140 кандел).
Дальнейшее совершенствование ламп происходило по двум направлениям: угольная нить была заменена в 1907 году на вольфрамовую, а с 1913 года лампы стали газонаполненными (сначала их заполняли азотом, потом перешли на аргон и криптон). Оба усовершенствования были сделаны в лабораториях компании General Electric, основанной Томасом Эдисоном.
Хорошо знакомая читателям нашего журнала современная лампа накаливания дешева, широко используется в быту, однако нельзя сказать, что свет ее идеален: он смещен в сторону красной и ИК-областей спектра. Эффективность также оставляет желать лучшего: ее КПД составляет всего 1−4%. В этом смысле лампа накаливания — скорее отопительный, а не осветительный прибор.
Лампы с начинкой
У обычных ламп накаливания, кроме низкого КПД, есть еще один серьезный недостаток. Вольфрам при работе постепенно испаряется с раскаленной поверхности нити и оседает на стенках колбы. Колба приобретает «тонированный» вид, что ухудшает светоотдачу. А за счет испарения вольфрама с поверхности нити жизнь лампы сокращается.
А вот если в газ, наполняющий колбу, добавить пары, например, йода, картина меняется.
Атомы испаренного вольфрама соединяются с атомами йода, образуя йодид вольфрама, который не оседает на стенках колбы, а разлагается на раскаленной поверхности нити накаливания, возвращая вольфрам в нить, а пары йода — обратно в колбу.
Но есть одно условие: температура стенок колбы тоже должна быть достаточно высокой — около 250 °C. Именно поэтому колбы галогенных ламп такие компактные и, естественно, горячие!
Галогенные лампы, за счет высокой температуры нити, дают более белый свет и имеют более длительное время жизни по сравнению с обычными лампами накаливания.
Холодный свет
Эти лампы — прямые потомки электрической дуги. Только разряд в них происходит между двумя электродами в емкости, заполненной различными газами. В зависимости от давления (низкого —
Источник: https://www.popmech.ru/technologies/8057-istoriya-iskusstvennyh-istochnikov-sveta-ot-ognya-do-lazerov/
СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ
Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней — лето. Они считали, сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого лета. Это был год. Древние славяне называли одинаково и лето, и год. Следы такого счёта времени даже сохраняются в нашем языке. Мы говорим «мне одиннадцать лет», а не «одиннадцать зим».
С ежегодными изменениями в природе древние земледельцы связывали и свои праздники. Один праздник был весной — земледельцы отмечали весеннее пробуждение природы. Сейчас этому древнему празднику соответствует у верующих пасха. Другой праздник был зимой — тогда, когда начинает увеличиваться день, — земледельцы праздновали рождение Солнца. Верующие называют этот праздник рождеством.
С появлением у людей письменности они стали записывать, в какие годы происходили различные события. Они считали, сколько прошло лет от какого-нибудь особенно важного события, например от основания главного города. В разных странах вели счёт от разных событий. Это было очень неудобно.
2. Наша эра
Около двух тысяч лет назад стали распространяться сказания (верования), что на Земле жил под видом человека бог — Иисус Христос.
Многие люди верили сказаниям.
Через 500-600 лет после появления этих сказаний было подсчитано в каком году родился Христос. Те, кто верил сказаниям, стали вести счёт лет от этого года. Они называли его 1-м годом, следующий за ним — 2-м, затем — 3-м и т. д.
Счёт лет от этого года распространился во многих странах. Со времени Петра I он введён и в России. Мы также продолжаем пользоваться этим счётом лет, так как он принят почти во всём мире.
Время с первого года и до наших дней мы называем нашей эрой, а пишем сокращённо н. э.
- 100 лет составляют век, или столетие.
- 10 веков составляют тысячелетие.
От начала нашей эры прошло 2 тысячелетия,
На идущей снизу вверх «Линии времени» обозначены века и тысячелетия нашей эры..
3. Счёт лет до нашей эры
Много событий произошло раньше нашей эры. Мы говорим, что они были до нашей эры, а пишем сокращённо до н. э.
На «Линии» обозначен I век до н. э. Чем раньше было событие до нашей эры, тем больше число, обозначающее год, в который оно произошло. Знаменитое восстание под предводительством Спартака началось в 73 году до н. э. и длилось два года. Следовательно, оно продолжалось в 72 году и закончилось в 71 году до н. э. Подумайте, какой год был следующим за 71 годом до н. э.
Рассмотрим цветную иллюстрацию. На ней изображена «Линия времени» за 7 тысяч лет, прошедших с возникновения у людей земледелия (приблизительно).
На «Линии» отмечены некоторые события истории древнего мира. На левой, зелёной полосе обозначено, сколько приблизительно тысячелетий назад были эти события.
На правой стороне «Линии» 7 тысяч лет разделены на время нашей эры и время до нашей эры. Жёлтым цветом показано время нашей эры — оно продолжается около двух тысячелетий. Красным цветом показано время до нашей эры. На красной полосе обозначено, в какие приблизительно годы до нашей эры происходили события, отмеченные на «Линии времени».
Земледелие возникло около 7 тысяч лет назад. Из них около 2 тысяч лет приходится на нашу эру. Значит, земледелие возникло около 5 тысяч лет до н. э. (7 тысяч — 2 тысячи = 5 тысячам).
Письменность появилась в некоторых странах около 372 тысяч лет до н. э. С того времени прошло, кроме этих 3,5 тысяч лет, ещё около 2 тысяч лет нашей эры. Таким образом, письменность появилась около 5,5 тысяч лет назад (3,5 + 2 = 5,5).
Государство в древнем Египте образовалось около 5 тысяч лет назад. Найдите обозначение этого события на «Линии» и сосчитайте, за сколько тысяч лет до нашей эры оно произошло.
Наибольшего могущества в древнем Египте государство достигло около 1,5 тысяч лет до н. э
Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/289-schjot-let-v-istorii.html
Наша эра, до нашей эры — что это означает?
До нашей эры или нашей эры — что это означает? В странах, которые в древности приняли христианство, принято деление эр на две части — до рождения (Рождества) Иисуса Христа и после. Если событие произошло до рождения Иисуса — то говорят «до нашей эры», если после Его рождения — то говорят «нашей эры». Представить это можно в виде следующей ленты времени:
Лента времени «До нашей» и «нашей эры» (нажмите, чтобы увеличить)
С течением времени такое исчисление дат стало универсальным не только для христианских стран, но и многих других. Однако, так было не всегда.
Как и когда появилось обозначение «нашей эры» и «до нашей эры»?
Обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» появилось не сразу. Его не было сразу же после Иисуса, не было и 500 с лишним лет после.
Во времена когда обозначение «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова» возникло, существовала Римская империя с ее собственным летоисчислением.
Случилось это в 241 году от начала правления римского императора Диоклетиана (воцарившегося в 284 году нашей эры) — монах Дионисий Малый, занимаясь установлением дат Пасхи, вычислил, как ему казалось, дату рождения Иисуса Христа и принял ее за точку отсчета новой эры.
Иконографическое изображение Дионисия Малого (жил в первой половине VI века)
Дионисий установил, согласно тексту Нового Завета, что Христос родился за 525 лет до того, как он начал свои вычисления. Для Дионисия Малого император Диоклетиан был язычником и гонителем христиан, поэтому, как ему казалось, было бы не очень достойно рассчитывать эти священные даты от времени языческого императора.
Популярной же его систему отсчета сделал в 731 году (уже нашей эры) другой монах, летописец англосаксонской истории Беда Достопочтенный в своем труде «О шести возрастах мира».
Иконографическое изображение Беды Достопочтенного (годы жизни 672-735)
Именно Беда ввел отсчет и в обратную сторону — «до нашей эры». После этого новая система отсчета стала распространяться по всем тогдашним европейским странам. Последней в Западной Европе перешла к новой хронологии Португалия — в 1422 году. В России «новую эру» ввел Петр I в 1699 году — до этого в России считали «от сотворения мира».
Ввиду того, от какого события ведется отсчет, также говорят: «после Рождества Христова», «до Рождества Христова». Современные исследователи Нового Завета говорят о том, что Дионисий Малый немного ошибся в рассчетах — где-то года на четыре. Несмотря на это, обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» в современном мире оторвалось от своих религиозных корней и существует уже независимо от того, что, по сути, в вычислениях есть неточность. Вкратце обозначается «н.э.», «до н.э».
Как считать века нашей и до нашей эры? Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?
Существует простой способ определить век нашей или до нашей эры, зная дату. Например, если это 1961 год, то убираем две последние цифры — остается 19 — и прибавляем единичку. Получается 20, т.е. 1961 год — это 20 век (или XX в римской записи). Если это 525 год, то снова убираем две последние цифры и прибавляем единичку. Значит это 6 (VI) век — и неважно, в какую сторону — до нашей или нашей эры.
А если это 70 год нашей/до нашей эры? Ведь если убрать две цифры, то ничего не остается! Все так же — раз ничего не осталось, то считаем, что у нас ноль — к нему и прибавляем единичку. Таким образом получается, что все года до 99 года нашей или до нашей эры — это 1 (I) век нашей или до нашей эры (или от/до Рождества Христова). 100 год — это уже 2 век — или II век римскими цифрами.
А как ведется счет лет нашей эры и до нашей эры? Например, если сейчас 2017 год, а древняя Римская республика была основана в 509 году до нашей эры, значит от этого события до наших дней прошло 2526 лет (2017 + 509 = 2526).
Счет в рамках нашей эры ведется, наоборот, т.е. даты вычитаются — например если событие, ну, допустим, Бородинская битва, произошло в 1812 году, а сейчас 2018 — то 2018-1812 = 206. Т.е. в 2018 году отмечается 206-летие Бородинской битвы.
И в завершение: возможно, вам будет интересно узнать, как и почему века и тысячелетия пишутся римскими цифрами.
Источник: https://daju-spravku.ru/v-yazyke/nasha-era-do-nashej-ery-chto-eto-oznachaet
Когда наступил XXI (21-й) век? — В 2000 или 2001 году?
Непонятно, почему начало круглой даты — 2000 года — ассоциируется с началом нового века?
Очень многие думали, что ХХI век наступил 1-го января 2000 года. Между тем это глубоко укоренившееся убеждение абсолютно неверно.
Hачало нового тысячелетия Н.Э. (по григорианскому календарю, принятому сейчас в многих странах) приходится на 24:00 часа 31 декабря 2000 года или 00:00 часов 1 января 2001 года.
Почему? Век — это сто лет. Счет, естественно, начинается с 1-го года (нулевого года никогда не бывает). Завершается любой век, когда прошло полных сто лет. Следовательно, сотый год — это последний год уходящего века. 101-й год — начало следующего века. 1-е января 1901 года стало началом нашего ХХ века, а его последним днем будет 31 декабря 2000 года. И, наконец, с 1-го января 2001 года вступили в свои права ХХI век и новое — третье тысячелетие Н.Э.
Hа все эти доводы иногда можно услышать такое возражение. Когда человеку исполняется, например, 30 или 40 лет — «круглая» дата, — то он переходит из «двадцатилетних» в «тридцатилетние» или из «тридцатилетних» в группу «сорокалетних» и т.д. Таким образом, это — юбилей, рубеж. Так почему же встреча 2000 года — не рубеж, не переход на новое столетие?
Возражение может показаться вполне логичным. Hо вместе с тем именно этот пример наглядно показывает, в чем таится причина распространенной путаницы.
А она в том, что возраст человека начинает расти от нуля. Когда нам исполняется 30, 40, 70 лет — это означает, что очередной десяток лет уже прожит, и наступил следующий. А календари начинаются не от нуля, а с единицы (как вообще счёт). Следовательно, если прошло 99 календарных лет, то век ещё не закончен, потому что век — это 100 полных лет.
Так и только так ведется летосчисление, которое необходимо государству и обществу. Работа промышленности, транспорта, торговля, финансовые дела нуждаются в мерах времени.
История календарей началась давно. В их разработку внесли свой вклад многие народы. Измеряя время, человечество выделило наиболее важные понятия: эра, год и век. Из них год и эра — это основные, а век — производное.
В основу современного календаря положен год (точнее, тропический год), то есть промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Точно определить продолжительностьтропического года было очень важно, и задача эта оказалась непростой. Ее решали многие выдающиеся ученые мира.
Было определено, что продолжительность тропического года — величина не постоянная. Очень медленно, но она изменяется. В нашу эпоху, например, уменьшается за столетие на 0,54 секунды. И сейчас составляет 365 дней 5 ч 48 мин 45,9747 сек.
Hелегко было определить, сколько времени продолжается год. Hо когда все точно подсчитали, то столкнулись с еще большими, можно сказать, с неразрешимыми трудностями.
Если бы в году оказалось целое число суток, всё равно сколько, то составить простой и удобный календарь легко. Пусть даже были бы половинки, четвертинки, восьмушки суток. Их тоже можно сложить в целые сутки. А тут 5 ч 48 мин 46,9747 сек. Из таких «добавок» никак не составишь целые сутки.
Получается, что год и сутки несоизмеримы. Остаток при делении — бесконечна дробь. Поэтому разработать простые и удобные системы счёта дней в месяце и в году оказалось совсем не простым. И хотя от древних времён до наших дней было множество различных календарей (древнеегипетский, китайский, вавилонский, мусульманский, еврейский, римский, греческий), ни один из достаточно точный, удобный, надёжный.
Високосного (состоящего из 366 суток) года в природе не бывает. Его придумали, исходя из того, что «остаток» от 365 дней тропического года — 5 ч 48 мин и секунды — очень близок к 1/4 суток. За четыре года набираются целые сутки — добавочный день в високосном году.
Судя по многим источникам, первым до этого додумался египетский грек Созиген. В календарь високосный год впервые был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Н.Э.
Этот календарь стали называть юлианским. Он прочно вошел в жизнь в начале нашей эры и действовал на протяжении многих веков. По этому календарю жили не толькоРимская империя и Византия (откуда он в Х веке с принятием христианства пришёл на Русь), но и все страны Европы, Америка, многие государства Африки и Азии.
В IV веке понадобилось внести ряд изменений в юлианский календарь. Укреплялось христианство, и церковь считала необходимым отрегулировать даты религиозныхпраздников. Было установлено твердое соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря лунному иудейскому. Так, чтобы христианская пасха в IV веке никогда не могла совпасть с иудейской.
В результате неточного определения продолжительности юлианского года — 365 суток и 6 часов, тогда как в действительности год на 11 мин и 14 секкороче — к концу XVI века (после поправок, внесенных в календарь в IV веке) набежала разница в 10 суток. Поэтому весеннее равноденствие, которое в 325 годуприходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Кроме того, праздник христианской Пасхи стал приближаться к еврейской Пасхе. Они могли сойтись, что по церковным канонам совершенно недопустимо.
Католическая церковь пригласила астрономов, и те более точно измерили продолжительность тропического года, разработали изменения, которые необходимовнести в календарь. По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить календарь, который получил название — григорианский.
Счет дней передвинули на 10 суток вперед. День после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Весеннее равноденствие снова возвратилось на 21 марта.
Чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, было решено каждые 400 лет выбрасывать из числа високосных 3 дня. Чтобы за 400 лет было не 100 високосных, а 97. Для этого надо не считать високосными те столетние годы (годы с двум нулями на конце), в которых число сотен (две первые цифры) не делится без остатка на 4. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900 не были високосными. Год 2000 — будет високосным, а 2100 — нет.
Длина года по григорианскому календарю хоть немного, на 26 сек, но все же длиннее истинного. Это приведет к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет.
Hовое летосчисление уже в 80-х годах XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, во Франции, в Люксембурге, в католических кантонах Швейцарии. Гораздо труднее его принимали протестанты и православные.
Пользование разными календарями, особенно в странах, тесно общающихся, вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Так, например, Англия приняла григорианский календарь только в 1752 году.
Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два величайших писателя мира скончались в один и тот же день. Hа самом же деле разница была 10 дней.
Шекспир умер в протестантской Англии, которая в эти годы еще жила по юлианскому календарю (по старому стилю), а Сервантес — в католической Испании, где уже был введён григорианский календарь (новый стиль).
Оставался юлианский календарь, старый стиль. А между тем большинство стран Европы уже более ста лет жили по григорианскому календарю. Разница между старым и новым стилямисоставляет: для XVIII века — 11 суток, для XIX — 12, для ХХ и XXI (в XXI веке — из-за того, что 2000 год считается високосным) — 13, в XXII веке она увеличится до 14 суток.
С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.
Когда он был принят в 1918 году. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля.
«Третье тысячелетие началось 1 января 2001 года.» — Такое разъяснение получено в Комиссии по времени и эталонным частотам.По словам главного специалиста этой комиссии «с 1918 года действует григорианский календарь, согласно которому новый век и третье тысячелетие начинаются 1 января 2001 года.При начале летоисчисления новой эры нулевого года не было, поэтому все столетия начинаются с 1 января года, следующего за окончанием предыдущего столетия.» — заключил эксперт.
Когда?
В соответствии с документом Международной организации по стандартизации ISO 8601 летоисчисление осуществляется по Григорианскому календарю, введенному с 1582 года.Счет годов в Григорианском календаре производится с 1-го года новой эры.
Поэтому, 1-ое столетие (век) новой эры содержало годы 1-100 и завершилось в конце 100-го года. Второй век начался в 101 году и продолжался до окончания 200-го года и т.д. Продолжая принятый календарный счет годов получим, что 31 декабря 2000 года наступил конец 20 века и второго тысячелетия.
Следовательно, 21-ое столетие и третье тысячелетие действительно началось 1 января 2001 года.»
Где?
Первыми встретили новое тысячелетие жители Земли, проживающие в двенадцатом часовом поясе, расположенном к западу от принятой мировым сообществом линии Перемены даты, которая представляет собой условную линию на поверхности земного шара, разграничивающую места, имеющие в один и тот же момент времени календарные даты, разнящиеся на одни сутки.Эта линия проходит в большей своей части близко к 180-му меридиану.
Источник: http://1-veda.info/_etc/century.html
Сфинксы в Санкт-Петербурге
Среди многих достопримечательностей сфинксы Санкт-Петербурга непременно привлекут Ваше внимание. Что же это за существа — сфинксы?
Что такое сфинксы
Слово Сфинкс происходит от греческого sphinx. Народы мира по-разному представляли эти изваяния. В Греции это было мифическое крылатое существо с телом льва или собаки и женской грудью и головой, а в Африке это была узконосая обезьяна из рода павианов. В древнем Египте сфинксом называли каменное изваяние лежащего льва с головой человека, олицетворяющего власть фараона.
Египетские сфинксы и Аменхотеп III
В древнем Египте львы жили за долиной Нила, были красивы и сильны. Египетские скульпторы вырезали из камня статуи львов и ставили их у храмов и гробниц для защиты от злых сил. Позже вместо головы льва они высекали голову фараона и стали считать, что сфинкс имеет силу льва и ум человека, ведь фараоны считались посланниками бога солнца Ра.
Аменхотеп III родился в древней столице Египта Фивы, расположенной в 700 км к югу от Средиземного моря. Взошел на престол еще совсем мальчиком, когда ему было около 10 лет и правил приблизительно в 1388 – 1351 годы до нашей эры.
За время его пребывания у власти было развернуто грандиозное строительство. Построены великолепные храмы и памятники скульптуры, развивалась торговля, а созданные в то время произведения искусства составляют лучшие коллекции музеев мира.
На аллее, ведущей к дворцу Аменхотепа III, стояли сфинксы, охранявшие его от зловещих сил.
В 1820 году при раскопках древней Фивы грек Янис откопал два сфинкса из сиенита, лик которых был портретным изображением фараона Аменхотепа III. На голове у скульптур была двойная корона, олицетворяющая власть над Нижним и Верхним Египтом, а кобра в виде украшения символизировала покровительство и защиту.
Приобретение сфинксов
После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль.
После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н.
Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств, было решено, что приобретение будет целесообразным для России.
К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.
В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург.
Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной
Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань.
Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта.
Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур – это еще древнеегипетские повреждения.
На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве.
Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра.
Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».
По модели мастера П.П. Геде были вылиты бронзовые светильники и два крылатых льва, которые установили ближе к воде. В конце 19 века крылатые животные исчезли и восстановили их только в 1959 году, когда в литейной мастерской Академии художеств по модели мастера Г.Ф.
Цыганкова были отлиты новые скульптуры. Авторами проекта были архитекторы И.Н. Бенуа и А.Е. Поляков. В 2007 году после реконструкции Благовещенского моста и мостовой светильники были заменены. Но в результате, фонарные столбы испортили облик пристани.
После обращения петербуржцев исторический вид памятника был восстановлен.
Легенды и мифы о сфинксах
Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них.
- Вот как писал известный искусствовед и критик Сергей Волконский: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги, проснулись и увидели над мёрзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом проходила церемония водосвятия, так называемая «Иордань» Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки».
- Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель. Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
- Рассказывали, что именно из-за сфинксов 8 февраля 1899 года была жестоко разогнана студенческая демонстрация недалеко от пристани на Университетской набережной.
- Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.
Но существуют и добрые мифы:
- Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро.
- Многие утверждают, что желания, загаданные у пристани рядом с сфинксами, исполняются.
Как добраться до сфинксов
Станция метро Василеостровская, затем выйти на пешеходную зону 6-7-ой линии, дойти до Большого проспекта и пересечь его. Идти до Университетской набережной, дом №17
Сколько сфинксов в Санкт-Петербурге
Попробуем их сосчитать.
- Самые древние сфинксы на Университетской набережной [показать на карте].
- Самыми первыми были выполнены два Строгановских сфинкса из розового мрамора. В 1796 году они были установлены на даче Строганова, а затем в 1908 году перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект, 17. У фигур женские лица, а их голову обвивает платок с ниспадающими на плечи концами. Корона, головной платок или священное ожерелье на голове сфинкса – это символы власти [показать на карте].
- В конце 18 века появились сфинксы у пристани на Свердловской набережной напротив бывшей дачи Безбородко, дом №40, но затем они исчезли. Воссоздали их в конце 1950-х годов из серого гранита по образцам скульптур у Строгановского дворца. Возможно, что автор этой пары животных – тот же, что у дворца Строганова [показать на карте].
- С северной стороны Пулковской горы на Киевском шоссе находится фонтан, созданный в 1809 году по проекту архитектора Тома де Томона, по четырем углам которого расположены четыре сфинкса.
- В 1826 году на Египетском мосту установлены четыре чугунных сфинкса работы скульптора П.П. Соколова. В 1905 году случилась трагедия — когда по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, он рухнул. Причиной катастрофы явились раскачка моста и не вполне прочная его конструкция. Хотя сфинксы и охраняют Египетский мост, назвать этих животных египетскими нельзя, поскольку египетские сфинксы высекали с мужскими лицами, а эти скульптуры с женскими лицами похожи на греческие изваяния [показать на карте].
- Такие же сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Две скульптуры были изготовлены как пробные для Египетского моста и потом их бросили во дворе обычного дома. Но в 1971 году их нашли и украсили ими пристань на набережной Малой Невки у дома №11. Но на этом испытания животных не закончились – во время наводнения в декабре 1975 года они буквально погрузились в воду, а позже над ними не раз надругались вандалы и даже у одного из них оторвали корону. После реставрации в 2005 году скульптуры располагались у здания Мостотреста, за счет которого и восстановили скульптуры. У ворот на Индустриальном проспекте у дома №42 они были в полной безопасности и Мостострой не хотел расставаться со своими подшефными животными. В 2010 году мифических животных все же возвратили на Малую Невку. Их уникальность в том, что это единственные сохранившиеся пробники великого зодчего Павла Соколова. В 2011 году им исполнилось 185 лет [показать на карте].
- В 1826 году самые оригинальные сфинксы были установлены во дворе Горного института на 21-й линии Васильевского острова, дом №2. Среди зелени Вы увидите две небольшие скульптуры черного цвета с женскими благородными и выразительными лицами работы скульптора Александра Постникова [показать на карте].
- В 1995 году на набережной Робеспьера напротив тюрьмы Кресты в память жертвам политических репрессий были установлены сфинксы работы скульптора Михаила Шемякина. Две бронзовые скульптуры расположены на гранитных постаментах так, что к жилым домам они обращены обычным профилем, а в сторону тюрьмы – изъеденным черепом. На пьедестале можно прочитать строки из произведений Владимира Высоцкого и Марины Цветаевой, Александра Солженицына и других авторов. Утверждают, что эти мифические животные помогают несправедливо осужденным быстрей вернуться домой. [показать на карте]
Из всех мифических существ древние сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге имеют наибольшую историческую ценность, ведь их возраст около 35 веков (14 веков до нашей эры и 20 столетий в наше время) и они по праву считаются символами Северной столицы.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm