Фейк про 30 тысяч
Мировое обозрение » Аналитика » Фейк про 30 тысяч «построенных» храмов за 10 лет. Реальная статистика
2019-06-05
Сначала о сути фейка: множество СМИ опубликовали слова патриарха РПЦ Кирилла: «В России за последние 10 лет построено 30 тыс.храмов». На основании этой фразы вышло множество публикаций, где естественно используя эти данные неполживые журналисты сравнивая цифру » строится 3 храма в день» и «строится столько-то больниц, детских садов, школ (и т.п.)» делают нужный им вывод — Россия несется в бездну мракобесия.
Надеюсь на то, что характерно для АфтерШока — а именно, не верить громогласным цифрам, а внимательно поднять «первичку», реальные цифры, а не одну из фейковых цифр, и уже с обладанием более-менее объективного комплекса информации начинать делать выводы. Итак начнем.
Что же было в самом выступлении Патриарха
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых в Страсбурге.
Полный текст по сылке http://www.patriarchia.
Обращаю внимание, что первый раз Кирилл говорит немного по другому: «Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа.
» и только потом уже в «красиво построенной фразе» про строительство храмов.
То есть речь идет не о полноценном строительстве с нуля, а об «открытии», что очень часто подразумевает всего лишь восстановление работы полуразрушенного от времени храма после ремонтных и реставрационных работ. Так ли это выясним подняв конкретные цифры.
Ни про какие 10 последних лет в выступлении ни слова. (извиняюсь, выяснилось, что патриарх действительно ошибочно произнес фразу о 30 тыс. храмах за 10 лет, но сути дела это не меняет. СМИ как бешенные псы ухватились за эту фразу и начали ее транслировать, хотя как я дальше показываю это была именно оговорка — реально открыто, а не «построено» 30 тыс. церквей за постсоветское время).
Два года назад (21 июня 2017 года) я опубликовал статью: Одной из целей атаки Запада на Россию является Православная церковь. С тех пор ситуация только ухудшилась. Там я в том числе писал:
Но опять: заказ СМИ отрабатывают только на Православную церковь.
Сколько на самом деле построено храмов и отрыто приходов
Наиболее точный ответ что же количественно изменилось за период с 2009 по 2019 год я нашел в сообщении патриархии Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год:
Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов,
то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек)
На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода.
В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия.
Обращаю внимание, что Русская Православная Церковь имеет приходы не только в России, но и на территории в пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран (включая Россию, Украину, Белоруссию), и еще на территории 61 страны.
Итого что имеем в реальности.
Рост приходов за 10 лет составил: 9386 приходов.
38649-29263= 9386 приходов.
Показательна стандартная безграмотность наших российских журналистов. Никто не удосуживается проверять достоверность фактов. Достаточно одному «источнику кристально чистой информации» что-то написать, как остальные СМИ начинают подхватывать и тиражировать.
Если аналитики шведского банка из года в год в отчете по России пишут про 136 млн.граждан и расслоении доходов, то наши СМИ расскажут от расслоении доходов, и слава Богу, не расскажут, что в России проживает всего лишь 136 млн. человек.
Остальную информацию же информацию и дезинформацию ретранслируют как правило без проверки.
Сколько приходов находится на территории России и стран СНГ
Из 38649 приходов РПЦ часть находится за пределами России:
• в России – 17 231 религиозная община, принадлежащая Русской православной церкви (данные 2019 года);
• на Украине – 12 122 прихода РПЦ (данные 2019 года);
• в Белорусии – 1567 общин РПЦ (самые свежие данные – за 2012 год);
• в Молдове – 1231 приход Московского патриархата (данные 2010 года).
Таким образом, на территории России располагается, парадоксально, но это факт, всего лишь 44% от общего количества приходов.
Информация по крупным городам России на текущий момент
Москва (население 12,5 млн.): данные на начало 2018 года
Общее количество храмов и часовен в епархии города Москвы ― 1154
По сравнению с 2016 годом, число храмов, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение, увеличилось на 14. Их стало 507.
Московское духовенство, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, приросло на 23 человека и состоит из 1711 клириков: из них 26 архиереев, 1289 священников и 396 диаконов.
Санкт-Петербург (население 5,3 млн.):http://www.patriarchia.ru/db/t
Приходов — 257, 189 приписных храмов (включая строящиеся), 26 монастырских храма, 86 часовен, 15 молитвенных помещений.
В епархии служат четыре архиерея, один архиерей на покое. Штатных священнослужителей 782, в том числе:священников — 607
диаконов — 175.
Новосибирск (население 1,6 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
В епархии насчитывается 64 действующих прихода.Количество клириков:священников — 148
диаконов — 40
Екатеринбург (население 1,5 млн ): http://www.patriarchia.ru/db/tКоличество приходов в епархии — 232Количество клириков — 346, в том числе:священников — 266;
диаконов — 80.
Нижний Новгород (население 1,2 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Зарегистрированных приходов — 203.Количество клириков и монашествующихбелое духовенство — 29
монашествующих — 33
Казань (население 1,2 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Количество приходов:храмов — 225приходов, имеющих юридическую регистрацию — 209Количество клириков
священников — 273,
диаконов — 52
Челябинск (население 1,2 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
В епархии 149 храмов, 19 часовен. Приходов, имеющих юридическую регистрацию, — 123.Численность духовенства:священников — 145;
диаконов — 21.
Омск (население 1,2 млн. ): http://www.patriarchia.ru/db/t
Количество приходов — 77.
Общее количество штатных клириков — 101
Самара (население 1,1 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Количество приходов — 191.
Количество клириков — 350
Ростов-на-Дону (население 1,1 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Количество приходов — 131, в том числе 2 монастырских.Количество штатных клириков — 228, в том числе:протоиереев — 49;иереев — 141;протодиаконов — 1;
диаконов — 15.
Уфа (население 1,1 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Количество приходов — 92.
Количество клириков — 115
Красноярск (население 1 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
В епархии действуют более 200 храмов, молитвенных домов, домовых церквей, часовен.
В епархии совершают служение 200 человек, из них священников — 171, диаконов — 29.
Пермь (население 1 млн.): (не нашел конкретных данных, привожу косвенные)Храмов — более 150
Священнослужителей — 260
Воронеж (население 1 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Литургия еженедельно и чаще совершается в 148 монастырских, приходских, домовых, и приписных храмах.Священнослужителей — 278, в том числе:священников — 245
диаконов — 33
Волгоград (население 1 млн.): http://www.patriarchia.ru/db/t
Всего действующих приходов — 130 (в том числе 10 тюремных). В г. Волгограде — 78 приходов (в том числе 6 тюремных).
Клириков — 139, из которых в сане священника 120 человек и 19 — в диаконском сане.
Сведем в таблицу:
Анализируем, на 33 млн.человек, проживающих в крупных городах России приходится всего лишь 2756 действующих храмов. Сравните с Украиной, при примерно таком же населении всей Украины, там действует 12122 приходов, то есть в более чем 4 раза больше.
Остальные храмы в России — 17231 — 2756 = 14475 приходов — расположены в средних, маленьких городах и селах, и это именно не вновь построенные, а отремонтированные здания.
То есть 85% от общего количества храмов, территориально расположенных в России, расположена за пределами крупных городов.
Еще статистика: в крупных городах на одного священнослужителя приходится около 6000 человек жителей.
А сколько храмов строится с нуля?
Как я уже указал выше, 99% открытых с 1989 года храмов — это здания переданные государством обратно в юрисдикцию РПЦ, которые прошли процедуру ремонта и реставрации.
Строится новых храмов очень мало. Например, берем Москву из 507 храмов, где проводятся богослужения, новых, построенных за последние 8 лет храмов всего лишь 61. (12%).
То есть «гигантская» стройка храмов — это на Москву — 8 храмов в год? Как-то не клеиться с «3 храма в сутки», не правда ли?
Источник: https://tehnowar.ru/106719-fejk-pro-30-tysjach-postroennyh-hramov-za-10-let-realnaja-statistika.html
Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать
Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.
Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?
Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.
Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.
Сколько православных в России?
Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.
Почему?
Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).
Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?
В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов
В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов
Сколько православных в мире?
Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.
Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:
На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.
Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.
Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000
см.также: Католичество и православие: различия, самое главное
Православных в мире — около 300 миллионов.
Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):
- Русская православная церковь — 90–120 миллионов
- Румынская православная церковь — 18 800 000
- Элладская православная церковь — 9 000 000
- Сербская православная церковь — 8 000 000
- Болгарская православная церковь — 6 350 000
- Грузинская православная церковь — 3 600 000
А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.
Источник: http://uznavay.pro/skolko-v-rossii-tserkvey-i-drugie-tsifryi-kotoryie-interesno-znat/
Численность монастырей и храмов
1825 | 377 | 99 | 476 |
1840 | 435 | 112 | 547 |
1850 | 464 | 123 | 587 |
1860 | 477 | 136 | 613 |
1870 | 445 | 154 | 599 |
1880 | 450 | 168 | 618 |
1890 | 496 | 228 | 724 |
1900 | 503 | 325 | 828 |
1914 | 550 | 475 | 1025 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
[**] В том числе архиерейские домы.
Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*
Год | Монахи | Послушники | Монахини | Послушницы | Итого |
1825 | 3727 | 2015 | 1882 | 3456 | 11080 |
1840 | 5122 | 3259 | 2287 | 4583 | 15251 |
1850 | 4978 | 5019 | 2303 | 6230 | 18530 |
1860 | 5648 | 5554 | 2931 | 7669 | 21802 |
1870 | 5750 | 5710 | 3226 | 11412 | 26098 |
1880 | 6481 | 2902 | 4759 | 14071 | 28213 |
1890 | 7189 | 5523 | 7306 | 20268 | 40286 |
1900 | 8578 | 8090 | 10082 | 31533 | 58283 |
1914 | 11845 | 9485 | 17283 | 56016 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)*
Сословия и социальные группы | Мужское пополнение (кол-во чел.) | Женское пополнение(кол-во чел.) |
Духовенство | 133 (51%) | 19 (20%) |
Дворянство | 19 (7,3%) | 15 (15,7%) |
Отставные нижние чины | 2 (0,7%) | |
Разночинцы | 34 (13,1%) | 25 (26,3%) |
Купечество и мещанство | 54 (20,6%) | 19 (20%) |
Лица солдатского звания | 1 (1%) | |
Вольноотпущенные | 3 (1,1%) | 8 (2,1%) |
Крестьяне | 14 (5,4%) | 14 человек (14,7%) |
Всего монашествующих | 259 | 95 |
Итого | 354 |
[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19-20.
Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907-1908 и 1910-1911 гг.)*
Образование | Кол-во чел. |
Высшее образование | 1 |
Среднее образование (в том числе незаконченное) | 4 |
Духовная училище | 4 |
Сельская школа | 3 |
Городское приходское училище | 1 |
Домашнее образование и неграмотность | 23 |
Всего монашествующих | 36 |
[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*
Год | Число больниц | Количество мест |
1841 | 377 | 232 |
1851 | 435 | 500 |
1861 | 464 | 739 |
1871 | 477 | 1086 |
1881 | 445 | 990 |
1891 | 450 | 1386 |
1900 | 503 | 2027 |
1914 | 550 | 2698 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*
Год | Число богаделен | Количество мест |
1841 | 21 | 363 |
1851 | 19 | 438 |
1861 | 23 | 709 |
1871 | 36 | 687 |
1881 | 51 | 1050 |
1891 | 73 | 1606 |
1900 | 123 | 1774 |
1914 | 169 | 2252 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*
Год | Храмы и молитвенные дома | Архиереи, священники и диаконы | Монастыри и насельники |
1914 | 54923 хр., 23593 час. | 130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. | 1025 мон., 94629 нас. |
1917 | 78767 хр. и час. | 130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. | 1256 мон.,107035 нас. |
1941 | 3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет территориальных приобретений СССР) | 28 арх., 5665 свящ. и диак. | 64 мон., 5100 нас. |
1945 | 10243 | 41 арх. | 104 мон., 4632 нас. |
1946 | 10544 | 62 арх., 9254 свящ. и диак. | 101 мон. |
1947 | 14092 | 66 арх., 9617 свящ. и диак. | 99 мон., 4668 нас. |
1948 | 14329 | 70 арх., 11846 свящ. и диак. | 85 мон., 4632 нас. |
1949 | 14477 | 73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. | 75 мон., 4787 нас. |
1950 | 14273 | 71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. | 75 мон., 4748 нас. |
1951 | 13867 | 69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. | 70 мон., 4766 нас. |
1952 | 13740 | 65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. | 62 мон., 4639 нас. |
1953 | 13508 | 65 арх., 12089 свящ. и диак. | 60 мон. |
1954 | 13422 | 65 арх., 11912 свящ. и диак. | 59 мон., 4481 нас. |
1955 | 13376 | 66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. | 57 мон., 4487 нас. |
1956 | 13417 | 65 арх., 12185 свящ. и диак. | 57 мон., 4564 нас. |
1957 | 13430 | 71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. | 57 мон., 4661 нас. |
1958 | 13414 | 73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. | 56 мон., 4706 нас. |
1959 | 13324 | 73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. | 56 мон., 4649 нас. |
1960 | 13008 | 11407 свящ. и диак. | 42 мон., 3724 нас. |
1961 | 11572 | 8252 свящ. и 809 диак. | 33 мон., 3048 нас. |
1962 | 10149 | 22 мон., 2185 нас. | |
1963 | 8580 | 73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. | 16 мон. |
1964 | 7873 | 16 мон. | |
1965 | 7551 | 16 мон., 1500 нас. | |
1966 | 7523 | 16 мон. | |
1967 | 7481 | 6694 свящ. и 653 диак. | 16 мон., 1400 нас. |
1969 | 7369 | 16 мон., 1303 нас. | |
1970 | 7338 | 16 мон., 1273 нас. | |
1971 | 7274 | 75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. | 16 мон., 1200 нас. |
1973 | 7150 | 6180 свящ. и диак. | 16 мон. |
1975 | 7062 | 58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. | 16 мон. |
1976 | 16 мон. | ||
1981 | 7007 | 16 мон. | |
1985 | 6806 | 74 арх. | 17 мон. |
1986 | 6794 | 74 арх. | 17 мон., 1500 нас. |
1988 | 6893 | 74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. | 22 мон., 1190 монашествующих |
1989 | 10000 | 6893 свящ. | 51 мон. |
1990 | 11110 | 92 арх. | 57 мон. |
1991 | 12000 | ок. 10000 свящ. и диак. | 117 мон. |
1993 | 14113 | 12013 свящ. и диак. | 260 мон. |
1994 | 15985 | 136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. | 289 мон. |
1995 | 17000 | 337 мон. | |
1997 | 18000 | 146 арх., 17000 свящ. и диак. | 390 мон. |
1998 | 19000 | 17500 свящ. и 2275 диак. | 487 мон. |
2000 | 19417 | 164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. | 545 мон. |
[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Дополнительная информация:
Источник: https://azbyka.ru/shemy/chislennost-monastyrej-i-khramov.shtml
Храмы выбирают нас — Православный журнал
Путешествуя по русской глубинке, часто приходится видеть разрушенные православные храмы в селах и на погостах, в урочищах, да и просто в открытом поле, молча доживающие свой век. Слепыми глазницами разбитых окон они как будто всматриваются в глаза каждого проходящего человека и молча взывают о помощи.
В нашем небольшом фотопутешествии по Ярославской области мы расскажем о храмах с многовековой историей, в судьбе которых, кажется, появилась надежда на возрождение. Мы посетили село Курба, в котором расположен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери, село Дёгтево, где разрушается уникальный по своей архитектуре храм Корсунской иконы Божией Матери, а также село Новое со старинным Троицким храмом.
Эти, казалось бы, столь разные храмы объединяет одно: деятельностью по их восстановлению занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”».
Храм Казанской иконы Божьей Матери в Курбе
Сейчас храм пустует. Стоящий в самом центре села, он напоминает огромный корабль, выброшенный на берег. Чернотой зияют пустые окна, просвечивают на фоне неба остовы глав, а на крыше уже давно поселились березы. Внутри с тихим шорохом опадают фрески.
Курба — некогда одно из самых больших сел Ярославской губернии, бывшая вотчина князей Курбских. Богатое село не могло не построить храм, который вмещал бы не только тех, кто живет в Курбе, но и жителей окрестных деревень, и всех, кто приезжал сюда на ежегодные ярмарки по судоходной тогда реке Курбице. Ведь здесь находилась важная святыня — чудотворная икона Богоматери Казанской, которой все хотели поклониться.
В 1770 году в селе был построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
Он поражал и своей оригинальной архитектурой, и своим богатым убранством. Это шестнадцатилепестковый центрический храм, прямых аналогов которому нет.
Площадь стен и сводов храма такова, что здесь смогли уместиться более трехсот сцен, посвященных как ветхозаветной, так и новозаветной истории.
Здесь можно увидеть изображения деяний пророков, циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия», фрески, иллюстрирующие «Сказание об обретении иконы Казанской Божьей Матери», образы ветхозаветных пророков и новозаветных святых.
В журнале «Москвитянин» о храме писали так: «церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами.
иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана аффреско священными изображениями из Ветхого и Нового Завета.
Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами».
Церковь во имя Корсунской иконы Божьей Матери в Дёгтеве
Купол храма Корсунской иконы Божьей Матери был утрачен практически на наших глазах. Еще в 2008 году можно было видеть и сам купол, и главку на нем. В 2010-м уже отсутствовала главка, в 2015 купол уже отсутствовал полностью. Теперь над храмом не нарисованное, а настоящее небо. По-прежнему еще на нас глядят евангелисты, сохранившиеся на стенках барабана. Но скоро не будет и их.
Храм находится совсем недалеко от Курбы, в селе Дегтеве. Основано оно было в начале XVIII века, когда князь Алексей Шайдок и его сын Иван развернули здесь добычу дегтя и угля. Этот старинный промысел и дал название селу. Вместе с усадьбой была построена и церковь, которая, естественно, была деревянной. В 1754 году деревянную церковь сломали и несколько раз перестраивали. Нынешний храм, посвященный Корсунской иконе Божьей Матери, был построен в 1819 году.
В чем же уникальность Корсунского храма? Его основной объем представляет собой двухсветную купольную ротонду, что в таком виде также редко встречается в сельской храмовой архитектуре. В Ярославской губернии таких храмов несколько, и дёгтевский — один из них.
Купол, венчавший ротонду, был расписан по классицистской традиции — живописная имитация кессонированного свода с прорывом в небеса, где парят Спаситель с распростертыми руками и Святой Дух в виде голубя в сфере, окруженные Силами Небесными в клубящихся облаках.
Троицкий храм в селе Новом
Судьба Троицкого храма в селе Новом Некрасовского района иная, чем у двух предшествующих героев нашего рассказа. Закрывался он только на пятнадцать лет: с 1930–го по 1945-й. За это время его не успели разграбить, и по сей день в храме можно видеть фрески и подлинный иконостас.
Построена Троицкая церковь была в 1776 году и с тех пор «радует глаз богатством и своеобразием барочного декора». Облик церкви удивительно гармоничен, она прекрасно смотрится как с дороги на подъезде к селу, так и от речки Бобровки.
Несмотря на то, что храм еще сохраняет свой первозданный облик, присутствующие утраты уже говорят о том, что и здесь все на грани исчезновения.
Совершенно разрушилась ограда, страдает от намокания северная стена, что, конечно, сказывается на росписи, которая больше осыпается именно с этой стороны. Плохо себя чувствуют иконы с левой стороны иконостаса. Но фрески еще живы, на сводах и стенах бесстолпного летнего храма можно увидеть сцены евангельской истории «Страсти Христовы», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и др.
А иконостас сохранил большую часть барочной резьбы, которая по-прежнему придает интерьеру храма праздничное настроение. Сохранились росписи и иконостас и в трапезной, где находится Благовещенский придел. Но фрески совсем почернели и также требуют срочной реставрации.
Разрушенным храмам – жить
Пристальное внимание к сельской глубинке позволяет увидеть настоящие жемчужины русского провинциального храмового искусства. Каждая церковь, каждая часовенка строились с любовью будущих прихожан, которые чувствовали в этих храмах необходимость. Они не все еще потеряны, но наступило такое время, что разрушаются они не потому, что их уничтожает власть или идеология. Разрушаются они от своей ветхости на фоне нашего небрежения и очень нуждаются в помощи.
Уже не первый год деятельностью по воссозданию разрушенных храмов в русской глубинке занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”», созданный в 2016 году. Рассказывает организатор фонда и его руководитель Ольга Шитова:
Руководитель фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова
«В 2014 году в “Фейсбуке” я увидела статью, в которой приводилась статистика сколько храмов было построено в России до революции. Иллюстрацией к этому тексту была фотография Казанского храма в селе Курба Ярославской области. Эта фотография меня зацепила, я впервые увидела храм такой необычной формы. Он как будто был похож на пирожное. Даже захотелось рассмотреть его поближе, обойти со всех сторон. Потрясающий храм.
А в 2015 году, вскоре после того, как мне вновь в “Фейсбуке” на глаза попался пост отца Димитрия Ильина про этот храм, собравший огромное количество лайков, перепостов и комментариев, была создана группа в “Фейсбуке”, посвященная Казанскому храму. И уже появилось понимание того, что храм нужно спасать и как это делать. Стали собирать информацию о храме, связались с местной администрацией. А уж когда появились желающие помочь материально, было принято решение создать фонд».
Первым храмом, которым занялся вновь созданный фонд, и был храм в селе Курба. В первые поездки познакомились с местной администрацией, с батюшкой, местными жителями. Проводились первые субботники. Тогда же стало понятно и отношение местных жителей: хотят ли они участвовать в возрождении храма, или они хотят, чтобы кто-то пришел, дал им денег и храм восстановили.
Архитекторы-добровольцы оценивают состояние свода храма
Со временем в область интересов фонда попали еще несколько храмов. Это удивительный по своей красоте храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино Тульской области, над куполом которого парит ангел.
Это храм в селе Новое Ярославской области, в котором сохранился уникальный барочный иконостас, и еще несколько храмов в разных областях нашей родины. Как говорит Ольга Шитова, «не мы выбираем храм, храмы выбирают нас».
Фонд собирает средства на восстановление, привлекает специалистов — архитекторов, строителей, художников. Организуются регулярные поездки добровольцев.
Готовится к запуску квадрокоптер, чтобы рассмотреть храм сверху
«Там, где Фонд включается в работу по восстановлению сельского храма, мы видим положительные перемены и в людях, и в преображении самого села, и в изменении окружающего пространства.
На село начинают обращать внимание власти, местные и региональные, увеличивается количество приезжающих туристов.
Местные жители тоже начинают задумываться, о чем-то мечтать, у них появляется надежда, что жизнь как-то изменится, что она может наладиться, что, может быть, когда-то они увидят свой восстановленный храм».
И пусть эта надежда сбудется.
Посмотреть все фотографии:
Фото Владимира Ештокина
Материал подготовлен при поддержке фонда «»Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”» в рамках проекта «Культурный код» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Поддержать деятельность фонда можно, приняв участие в работе по восстановлению храмов в качестве добровольца, либо сделать денежный перевод на счет фонда. Как это сделать, можно посмотреть на этой странице nasledie-iris.org/kak-pomoch.
Источник: https://foma.ru/hramyi-vyibirayut-nas.html
Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.
Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.
— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.
Как считает Росстат
Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.
Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.
В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.
Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.
Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.
Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.
По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.
Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.
Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.
Как считает Православная церковь
Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.
На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений.
К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).
С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.
Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.
Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.
К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года
Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).
Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?
Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.
Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.
Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.
Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч.
В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч.
И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.
Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч.
Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек.
Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.
И ещё немного цифр
Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы.
Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год.
В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.
Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.
Если эта статья показалась Вам интересной или полезной, поделитесь ею с друзьями:
Источник: https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/
Статистическая информация
Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году.
Созданы 3 митрополии: их число достигло 60.
Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года.
Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства.
Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.
В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.
В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.
В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.
Из доклада Святейшего Патриарха Кириллана Епархиальном собрании г. Москвы
(21 декабря 2018 года)
На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее.
По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов.
В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов.
Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.
Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).
Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияна годичном собрании Московской епархии
(20 декабря 2017 года)
На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1 191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1 564 клирика, из которых 1 441 священников и 123 диакона.
За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1 999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня — новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.
В отчетном году было совершено 27 диаконских и 30 священнических хиротоний. За штат почислено 2 священнослужителя, запрещены в священнослужении 6 человек. В Московскую епархию было принято 17 священнослужителей, в другие епархии перешли 6 клириков.
На приходах действуют службы приходского консультирования. В большинстве приходов организованы церковно-приходские библиотеки. В 2017 году их было 822, а совокупный книгофонд составил 840 тысяч изданий.
В 2017 году в 812 приходах и монастырях Московской епархии действовали 767 детских и 504 взрослых воскресных школ, где обучались 29 198 человек и преподавали 3 421 учитель.
Важными центрами духовного воспитания и образования являются православные гимназии и школы. Всего в Московской епархии действует 16 православных школ, в которых обучается 2 447 человек и преподает 426 учителей.
В 2017 году в Московской области силами духовенства и православных мирян окормлялись 24 вуза, 58 учреждений средне-профессионального образования, 891 школа, 276 детских садов.
Коломенская духовная семинария готовит духовенство для Московской епархии и считается одной из лучших и по оснащению, и по качеству преподавания духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарии ведется преподавание 46 учебных дисциплин и трудятся 56 преподавателей. 39 преподавателей являются священнослужителями Московской епархии. В настоящее время библиотека КДС насчитывает 32 633 книги, 3 850 журналов и 10 100 учебных пособий.
На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов.
За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан.
Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек.
Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского.
В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии.
В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы.
В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий.
В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях.
На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники.
В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.
Деятельность многих приходов и монастырей Московской епархии неразрывно связана с духовным попечением о пациентах и персонале медицинских учреждений. В отчетном году пастырская деятельность велась в 267 подмосковных и 34 московских или федеральных лечебно-профилактических учреждениях для взрослых пациентов и в 28 лечебных заведениях детского профиля.
В Московской епархии оказывается необходимая помощь людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В 21 благочинии действуют 35 приходских обществ трезвости, в которых состоит более пятисот человек. Духовенством Московской епархии окормляются 67 групп трезвости анонимных алкоголиков и наркоманов.
В отчетном году епархиальное духовенство совершало свое служение в 408 подразделениях Министерства обороны и других силовых ведомств. На территории воинских частей расположены 45 храмов, 21 часовня и 24 специально оборудованных молитвенных помещения. Осуществляются работы по проектированию и строительству еще двух храмов. В 70 военных подразделениях, на территории которых расположены храмы, богослужения совершаются регулярно.
В Московской епархии сегодня имеются 12 мужских и 12 женских обителей. Общее число монашествующих — 262 человека, в мужских монастырях — 74 человека, в женских — 188 человек. В этом году было совершено три иноческих и девять монашеских постригов.
Источник: https://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-informaciya
Какие бывают храмы и как они устроены?
30.11.2017
В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.
Икона Введение во храм |
В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения.
Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни.
Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.
Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.
К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.
Скиния — походный храм у древних евреев |
Формы православных храмов.
По своей форме храмы бывают:
— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;
Храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Сочи |
— в форме Креста, так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;
Храм Христа Спасителя в Москве |
— восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного) в Москве |
— круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;
Церковь Рождества Богородицы в |
— четверик – в основе простой четырехугольник — символ полноты мира, собранного в Церкви.
Церковь Покрова на Нерли |
Также встречаются храмы смешанных типов.
Архитектурное устройство православного храма
Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.
Вход в соборный храм святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского в Переделкине |
Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.
Колокольня храма Софии Премудрости Божией в Москве |
Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.
Куб — основной объем храма.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Неф — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.
Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.
Неф и пилястры |
Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.
Фронтон и закомара с барельефами святых |
Апсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.
Апсида храма Трех Святителей |
Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).
Купол и барабан Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге |
Купол — церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.
Купола бывают различными по форме.
Шлемовидные (византийские) купола — символ духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. |
Луковичные (русские) купола — символ горящей свечи — обращение нашей души к Богу. |
Граненый (зонтичный) купол |
Римский купол (свеча) |
Также купола могут быть разного количества:
один купол знаменует единство Бога;
две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы — в честь Святой Троицы;
пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;
семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов;
девять глав — девять ангельских чинов;
тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три — по количеству земных лет Иисуса Христа.
Храм Троицы Живоначальной |
Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.
Источник: https://www.sofija.ru/blog/kakie-byvayut-khramy-i-kak-oni-ustroeny/