Что такое смирение в православии

Что такое христианское смирение?

что такое смирение в православии

Одна из наиболее частых причин отказа посещения церкви или принятия Христа как своего Спасителя — это жалоба и недовольство тем, что надо быть смиренным человеком. Люди говорят: «Бог желает видеть нас рабами, а я не хочу быть рабом. Я свободный человек!».

Особенное недовольство вызывает всем известный стих, где Христос говорит, если тебя ударили по правой щеке, надо подставить левую. Но действительно ли проявление смирения или кротости является слабостью?

Что такое смирение

Современный мир требует от человека быть сильным, жестким и уметь добиваться своего. Это касается как бытовых вещей, например, постоянная борьба за парковку у дома или духовных — как можно промолчать, когда тебя оскорбили или позволить кому-то другому занять обещанную человеку должность?

Смирение – состояние человека, где воля Бога и человека составляют одно целое

Казалось бы, кротость совершенно не вписывается в современную парадигму мира. Но, может, это происходит потому, что большинство просто не знают истинного значения данного слова?

Слово «смирение» образовано от более короткого и емкого — мир. Согласно словарям русского языка, это слово можно понимать в 3 вариантах:

  1. Как христианскую добродетель, синоним слова «смиренномудрие», «покорность» и «кротость».
  2. Как сознательное принижение своих заслуг и талантов для борьбы с гордостью и тщеславием.
  3. Как послушность и покорность, которую человек проявляет по отношению к кому-либо.

Таким образом, кроткий человек стремится или уже пребывает в мире с Богом, людьми и самим собой. И ради этого мира христианин готов принять Божью волю выше своей, волю ближнего важнее своей, и проявить покорность ради сохранения мира во взаимоотношениях. В этом и проявляется учение Христа — возлюби Бога своего и ближнего своего как самого себя. Таким образом, человек не может исполнить две важнейшие заповеди без этого качества. Но как проявить его?

Важно! Кроткий человек — это тот, который трезво оценивает себя и не гордиться. Он четко понимает и видит свои грехи, прослеживает свои мысли и понимает кто он есть. При этом он не принижает себя искусственно, но готов уступить ради сохранения мира.

Хорошим примером могут стать люди искусства. Например, певец может принимать свой голос и слух как дар от Бога, прекрасно понимая, что он не приложил изначально никаких усилий, чтобы хорошо петь.

Он работает, развивается и при этом благодарен Всевышнему за свой талант — это покорность и кротость перед Господом.

Читайте о христианских добродетелях:

  • Что такое милосердие в православии
  • Заповедь о любви к ближнему

Противоположное значение покорности — это гордость. Гордый человек никогда не уступит, он не будет «прогибаться», не пойдет на компромисс. Его главная цель — получить желаемое и при этом средство достижения этого неважно.

Примером такого человека будет музыкант, который считает, что всего добился сам, построил карьеру сам и никому ничем не обязан.

Это проявление гордыни и неблагодарности, к сожалению, такие люди обычно ведут разгульный образ жизни, попадают в зависимости и теряют свой талант.

Где надо проявлять покорность

Смирение проявляется в двух важных сферах — по отношению к Господу и по отношению к ближнему.

  • В первом случае это признание своей греховности и надежда не на себя, но на Божью милость и любовь. Т.е. человек не пытается собственными усилиями заслужить прощение или, как некоторые говорят, делать добрые дела, которые потом «засчитаются».

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна

Кроткий человек прекрасно понимает, что он сам не способен спастись, не способен быть святым, но может достичь спасения только через смерть Иисуса Христа. И также он ведет себя и в жизни — подчиняет свою волю Божьей, даже когда это не нравится или расходится с собственными целями и планами.

  • Касательно отношений с другими людьми, можно сказать, что смирение проявляется в отсутствии гнева или раздражения на близких, в доброте к ним и уступчивости. В любой конфликтной ситуации смиренный человек будет стремиться прекратить разногласия и заключить мир, даже если это будет расходиться с его планами или целями.

Банальный пример — это забота родителей, которая не прекращается со взрослением ребенка. Покорный человек заберет с благодарностью корзинку с мамиными пирожками, даже если он их и не ест, но отношения с матерью и ее удовлетворение для такого ребенка важнее, нежели собственный комфорт.

Ложное смирение

Как и любого другого качества человека, у кротости есть злой брат-близнец — ложное смирение. Когда человек думает, что поступает правильно и смиренно, но на самом деле лишь подпитывает свою гордость и эгоизм.

Различить эти два похожих проявления можно, если проанализировать их мотивы и проявления. Ложное смирение обладает такими характеристиками:

  1. Человек поступает лживо, принимая покорный вид, но в итоге поступая точно так же.
  2. Он рассказывает всем о том, как хорошо он поступил.
  3. Позже человек использует этот случай для своей выгоды.
  4. Покоряясь снаружи, внутри продолжает считать оппонента неправым.
  5. Человек считает, что поступил так хорошо потому, что он прекрасный христианин.

Для примера можно рассмотреть ситуацию в семье, муж с женой часто конфликтуют, и жена решила быть покорной супругу.

Во время очередной ссоры она замолчала и признала правоту мужа, после этого она поступила, так как и хотела, но скрыла это, а во время встречи с подругами хвасталась, как освоила это качество — быть смиренной.

Было ли это правильно? Нет, это было проявление ложного смирения, когда мотивом жены была гордость, дескать «Я молодец. А муж — глупец», поскольку она не поступила, как просил ее супруг, а потом и хвасталась об этом.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам. Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.

Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс.

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39). Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля».

Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Как научится быть смиренным

Теперь, когда ценность и важность этой благодетели понятна, следует разобраться как же это качество приобретать. Для начала следует иметь глубокие взаимоотношения с Богом, ведь сложно покоряться и доверять тому, кого совсем не знаешь. Поэтому следует постоянно читать Писания и труды отцов церкви, молиться, посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. Необходимо свою жизнь подчинить Богу не только на словах, но и на делах.

Поскольку покорность — это победа над собственной гордостью, следует предпринять ряд шагов по ее уничижению:

  1. Всегда помнить, что человек — всего лишь пылинка в мире и он ничего не решает.
  2. Регулярно молиться и просить Господа помочь в борьбе с гордыней.
  3. Уметь сказать «извини» или «прости» в любой ситуации.
  4. Регулярно исповедоваться в храме, чтобы осознавать и принимать свою греховную натуру.
  5. Делать добрые дела анонимно.
  6. Принимать обличения с благодарностью.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа будет Преображение Господне

Совет! Некоторые старцы советуют применять технику с наказанием: заметил за собой гордость — отказался от желанного чего-либо (десерта, похода в театр и пр.). Каждый сам избирает метод борьбы с гордостью, но сделать это без Божьей помощи невозможно.

Смирение — это благодетель, которую не каждый может постичь и которую Господь считает одной из самых важных и ценных: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Быть кротким человеком означает быть настолько сильным, чтобы признать ближнего своего выше себя и полностью доверить свою жизнь Господу.

Что такое смирение? Ответ священника

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/smirenie-v-pravoslavii.html

Что такое смирение?

что такое смирение в православии

Почему в православии так много говорят о смирении? Что такое смирение и что значит быть смиренным человеком?

Смирение — это одно из центральных понятий в православном вероучении. Святые говорят: без смирения нельзя стяжать ни святости, ни каких-либо венцов от Бога.

Почему?

Смирение: что это такое

Если говорить общими словами, то смирение — это мир на душе, что бы с тобой ни происходило и как бы с тобой ни поступали.

Смирением не является человеческая «забитость» и жалкость. Несчастный человек не является смиренным, потому что, если человек угнетен или подавлен обстоятельствами — значит в нем нет смирения. Смиренный человек — всегда спокойный и потому счастливый.

Причиной внешнего спокойствия могут быть разные вещи — например, самоуспокоенность или уход от проблем. Но такое спокойствие — это не смирение. Потому что тогда для святости достаточно было бы просто лежать и загорать на море.

Смирение — это не безмятежная жизнь, а скорее мудрый взгляд на вещи. И святые, когда говорили о смирении, в первую очередь имели в виду не внешнюю благочестивую воспитанность и покорность, а состояние ума — смиренномудрие.

«Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало и кто унижается перед низшими себя. А тот, кто скромно говорит о Боге; кто знает, что сказать, о чем помолчать, а в чем признать свое неведение; кто соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении».

святитель Григорий Богослов

Смирение — это доверие Богу

У смирения множество сторон. Одна из них — доверие Богу.

Человек не гневается, не злится на несправедливость по отношению к себе и не вступает в споры не только потому, что имеет внутренний покой (мало, кто его на самом деле имеет). Но потому, что разумом понимает — ничего в жизни человека не происходит просто так.

Любое событие — Промысел Божий. Любой человек рядом — инструмент Промысла Божьего. И таким образом из жизни исчезает вообще понятие несправедливости или нечестности. А там, где нет несправедливости, там нет и раздражения.

Источник: http://uznavay.pro/chto-takoe-smirenie/

Смирение в христианстве

что такое смирение в православии

Смирение – это свойство души, которое помогает человеку подниматься по духовной лестнице на Небо. Известно, что смирение в христианстве является краеугольным камнем святости. Человек очищает собственную душу через покаяние. А покаяние возможно только в смирившейся душе. Значение слова смирение хорошо описано в творениях Святых Отцов Православия.

Святые Отцы о смирении

В наследии святых Отцов есть много наставлений и поучений относительно покорности и борьбы с гордыней. Эти наставления традиционно перенеслись в православные монастыри. В монастырях мы видим, как все трудятся и молятся. Каждый старается здесь побороть гордыню, через отсечение собственной воли.

Преподобный Авва Дорофей пишет, что благодаря одному смирению, мы можем войти в Царство Славы. И действительно, каждая личность имеет свои свойства. У всех разные характеры и волевые усилия. Кому-то может быть тяжелее поститься. Есть люди, которые болеют и для них ограничены физические подвиги. Но для смирения нет преград.

Христианство отличается от других религий своей близостью к Богу. Как говорит профессор Осипов, в православном христианстве нам указан четкий путь к Богу. Все остальные религии – это неизвестность. А некоторые из них прямо ведут в ад. Эта близость достигается через правильную духовную жизни.

Как развивать смирение?

Это качество души развивается очень просто. Через послушание. Подвиг послушания можно нести в различных местах. Необходимо быть послушным в храме Божьем, в дома, на работе в общественных местах.

На первый взгляд – достичь смиренности легко. Только и делать, что смиряться. На самом деле – это очень упорный труд. Как только внутренняя гордыня видит обстоятельства перед которыми она должна смириться и исчезнуть, она начинает восставать. У человека появляются внутренние конфликты и сомнения. Поэтому, чтобы достичь, смирения, необходим еще твердая вера в Бога, которая поможет перебороть искушения.

Основные правила развития смирения:

  • переступать собственный эгоизм
  • больше заботиться о ближних
  • прощать врагов
  • молится за близких и за обидчиков
  • покоряться воле Божьей и ближним

Перед кем мы должны смиряться?

В первую очередь мы должны проявлять смирение перед Богом. Покориться воле Божьей и вручить Ему собственную жизнь. На деле это означает за все благодарить Господа. Славословить Его не только в радостные моменты жизни, но и в печальных обстоятельствах.

Проявлять покорность необходимо перед духовными наставниками в церкви и начальниками на работе. Христианство всегда проповедует быть послушным. Единственное исключение – это противление противоправным действиям.

Источник: https://blagvist.com.ua/zametki/smirenie-v-hristianstve.html

Святые отцы о смирении

     — «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна».      — «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».      — «Такой рай Господень.

Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя».      — «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смирять себя»      — «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».      — «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».

     — «кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость»      — «Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная»      — «Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью и нас туда же влекут».      — «Гордой душе Господь не являет Себя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Первородный грех что это такое

Гордая душа, хотя бы и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым»      — «Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно».      — «Смиренная душа имеет великий покой, а гордая сама себя терзает. Гордый не знает Любви Божией и далек от Бога».

     — «вся война идет за смирение. Враги пали гордостью и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от нее, покамест не покается».      — «кто борется против гордости, тому помогает Господь победить эту страсть»      — « всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы.

А смиренная душа обретает покой и мир»      — «Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой»      — «Господь радуется о нас, когда мы смиряем себя и осуждаем, и дает душе Свою благодать».      — «Дыму подобны горделивые души.

Как ветер носит дым, куда попало, так враг влечет их куда хочет, потому что у них или нет терпения или враг легко их обманывает».      — «Надо осудить в душе самого себя, но не отчаиваться в милосердии и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда отойдут все помыслы, и очистится ум. Но надо знать свою меру, чтобы не перетрудить души».

     «Кто стяжал Христово смирение, тот всегда стремится укорять себя и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят».      «О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного».      «Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы».      «Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу».

     «О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

     — «Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»      — «Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце.

Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей — вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, — тогда прощай мир душевный!»      — «Сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.

И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса»      — «Потерпи, смирись — и обрящешь рай в себе самом»

     — «Если смиришься и сознаешь свою немощь, — все твои искушения, всей цепью отлетят от тебя»

Преподобный Иосиф Оптинский

     — «Кто тебя бранит, за того Богу молись и считай за своего благодетеля, и никак не мсти Тут-то и учись смирению»      — «Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений»      — «Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает.

А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию»      — «Не усилия наши, не труды, не время избавляет нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным»

     — «Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете»

Святитель Феофан Затворник

     — «Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением».      — «Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию».

     — «Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собой, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте теребить себя».

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн

     — «Если мы странники, брат, то странники и будем. Не будем считать себя за нЕчто, и никто не даст нам никакого значения, и будем спокойны».      — «Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься».      — «Ни в каком случае не считай себя за нЕчто и не ищи равенства с другими».      — «Почитай себя за ничто, и мысль твоя не будет смущаться».

     — «Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. а ум возводи на Небо и там да будет поучение твое день и ночь».      — «Желая идти путем Божиим, не ищи себе чести».      — «Считай себя самым грешным и последним из всех, и будешь иметь покой».

     — «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного».

Cвятитель Василий Великий. О смиренномудрии О, если бы человек пребыл в славе пред Богом, и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силою, просветляемый Божией премудростью, увеселяемый вечною жизнью и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы, и понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, что мог иметь. И с тех пор величайшим для него спасением, врачевством от болезни и средством возвратиться в первобытное состояние служит скромность, то есть, чтобы не вымышлять самому от себя облечения какою-то славою, но искать славы у Бога. Этим только исправит он ошибку; этим уврачует недуг; чрез это возвратится к священной заповеди, которую оставил.
Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал:

Источник: http://www.hram-ks.ru/sv_o_smiren.shtml

Преподобный Макарий Египетский считал, что смирение — великая высота, честь и, достоинство

Рассмотрим, что говорили святые отцы о смирении. Почему мы должны ссылаться именно на мнения святых отцов? Потому что, святые люди это те, кто достигли святости. Своими трудами, праведной жизнью, смирением — они  достигли того состояния, так называемого «обожения», достижением к которому и есть одна из важнейших целей православного христианина.

Преподобный Макарий Египетский считал:

«Смиренномудрие есть великая высота, честь и, достоинство Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать».

В этих строках он говорит, что иметь смирение, дано не каждому, потому что это честь и достоинство. А эти данные может иметь далеко не каждый. Но кто сможет смирить себя не только перед людьми, но и перед Богом, сможет иметь эту великую благодать.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводил небольшой рассказ, в котором говорит, что смирение имеет только тот человек, что делает добро тем, кто тем делает зло:

«Брат спросил старца: Что есть смирение? Старец отвечал: Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло.  Брат возразил: Если человек не достиг такой меры, что ему делать? Старец сказал: Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где похоронен иисус христос

Также святитель пишет:

« Истинное смирение – Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшей премудростью, оно представляется безумием для плотского разума». То есть он считает, что простой человек просто не может иметь истинное смирение, то, какое иметь необходимо.»

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал, что смирение просто невозможно иметь без нищеты:

«Смирение нельзя приобрести без нищеты (то есть без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности). Без нее никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Святого Духа».

Преподобный Иоанн Лествичник полагал, что путь к смирению — это послушание и правота сердца

Преподобный Иоанн Лествичник полагал, что смирение невозможно иметь без послушаний:

«Путь к смирению – послушание и правота сердца, которые естественно сопротивляются возношению».

Святитель Тихон Задонский писал, что смирение нужно проявлять не только внешне, но и внутренне его иметь. Он отмечает, что многие люди стремятся показать свое смирение только внешне, но в сердце вовсе его не имеют:

«Многие отказываются от чинов и титулов мира сего, но не хотят отказаться от высокого мнения о себе, отрекаются от чести и мирского сана, но хотят почитаться из-за святости.

Многие не стыдятся называть себя перед людьми грешниками, или еще больше, самыми грешными, но от других этого слышать не хотят и потому устами только называют себя такими Иные черной рясой и мантией тело покрывают, но сердца покрыть не хотят.

Так и прочие знаки смирения показывают!.. Все такие смирения в сердце не имеют. Могут эти знаки быть приметами смирения, но когда того, что они значат, нет,- это не что иное, как лицемерие.

Такие подобны меху, надутому воздухом, который кажется чем-то наполненным, но когда воздух выйдет, обнаружится, что он пуст Поэтому смирение, как и всякое благочестие, должно иметь в сердце».

Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле

Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле. На что старец Варсонофий ему ответил, что если он так думает — то это гордость для него.  А соответственно мы можем полагать, что каждый человек, который хочет иметь смирение в своем сердце, должен считать себя хуже всех, никогда себя не возвышать перед другими людьми.

Преподобный Авва Дорофей говорил, что считает себя хуже всей твари на земле, и именно так можно иметь смирение в своей душе

Преподобный Силуан Афонский:

«всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир».

Святой Исаак Сирин говорил, что смирение  — это скорби и печали:

«Смирение рождается из скорбей и печали».

Также святой говорит:

« Смирение рождается из страха Божия или из искушений, из богооставленности, из лютых браней с естеством и бесами и из многой молитвы». О скорбях и о печали все понятно, здесь мы понимаем, что человек, который хочет иметь смирение, чтобы унаследовать Царства Небесного, должен жить, не радуясь,  не веселясь, а жить в немощи. У человека на душе должен быть постоянный страх за  то, что Господь оставит его одного и не посетит.

Но как же можно принять скорби? Для этого, нужно терпение. О терпении, чтобы получить смирение писали многие старцы. Они говорили, что человек, который часто обращается к Богу и часто ему молится, тот уже избегает всяких скорбей и болезней. Поэтому каждый человек должен терпеть свои скорби, для того, чтобы войти в Царствие Небесное, как и многие святые.

О болезнях, которые сопровождают человека во время скорбей — не нужно смущаться. Святые отца очень часто говорили, что за все нужно благодарить Бога. Болезни нужны для очищения плоти, а душевные — для очищения нашей души. Господь, не разделяя одно от другого, во Святом Евангелии глаголет:

«в терпении вашем стяжите душы ваша»

«претерпевый до конца, той спасен будет»

Ефрем Сирин писал, нужно иметь признаки человека, который действительно имеет смирение

Ефрем Сирин писал, чтобы иметь милость Божию нужно иметь черты и признаки человека, который действительно имеет истинное и правильное смирение, нужно:

«почитать себя грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничижать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить».

Иоанн Златоуст говорил, что сколько бы человек не смирялся, он никогда не сможет смириться настолько, насколько смирился Господь Наш. Также он писал, чтобы приобрести смирение, не нужно бояться потерять свою честь. Если человек будет иметь смирение, то слава его возвысится.

«Если мы захотим казаться великими, не сделаемся великими, но будем бесчестнее всех».

Святой Симеон Новый Богослов писал:

«Одно – говорить смиренные слова и другое – иметь смиренномудрие. Одно есть смирение, другое – цвет смирения, а третье – плод его. Иное есть красота плода, иное – сладость его, а иное – действия, бывающие от этого плода.

Из этого, что сказано о смирении, иное в нашей, а инее не в нашей власти. В нашей власти – помышлять о том, что располагает нас к смирению, мудрствовать о том, рассуждать, говорить и делать, но само святое смирение с его существенными свойствами, дарами и действиями – не в нашей власти, но есть дар Божий, чтобы не вздумал кто хвалиться даже и этим».

Вывод — что нужно делать человеку, чтобы иметь смирение в душе  и сердце своем

Подведем небольшой итог всего ранее сказанного из слов святых отцов. Что же все-таки нужно делать простому человеку, чтобы иметь смирение в своей душе и сердце?

  • нужно стараться как можно меньше говорить, а больше делать полезных и добрых дел;
  • с благодарностью принимать все, что будет приходить в наш адрес, а будет и плохое и хорошее, что скорее будет больше плохого, но это все нужно вытерпеть;
  • оставаться всегда спокойным, тихим, добрым и кротким, даже если кто-то пытается вас разозлить или вывести из себя;
  • всегда нужно выбирать самое плохое место, самую тяжелую и трудную работу;
  • пусть вас никто не любит, зато вы должны любить и ничего не требовать взамен от человека;
  • нужно понимать, что все, что мы имеем, какие-либо таланты, способности все дал нам Господь, сами мы себе ничего не можем дать;
  • нужно чаще молиться, просить у Бога прощения за все свои грехи.

Конечно, выполнить все пункты будет очень тяжело, что мы должны стараться, чтобы получить то, что называется христианской добродетелью — смирение.

Источник: https://hranitel.club/1009-svyatye-otcy-o-smirenii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Сколько веков было до нашей эры

Закрыть