Иисус еврей или кто

МОСКВА, 26 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. У православных христиан наступил самый скорбный день в году. В Страстную пятницу верующие вспоминают распятие и смерть Иисуса Христа.

Однако казни могло и не быть — вместо Христа римские власти предлагали предать смерти некоего Варавву, жизнь которого окутана тайной. Не менее загадочны и распятые вместе с Иисусом разбойники.

Кем были ключевые персонажи истории последних часов жизни Спасителя и какова их роль в христианстве — в материале РИА Новости.

«Кого распять?»

Одному из важнейших эпизодов последних часов жизни Иисуса Христа в Евангелии уделено совсем мало места. Словно евангелисты намеренно о чем-то умалчивают. И невольно возникает вопрос: а что, если бы все пошло иначе?

После Тайной вечери Спаситель отправился с ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — в Гефсиманский сад, за пределами Иерусалима. И там молился Богу-Отцу, чтобы «чаша сия» миновала Его — настолько сильно Он не желал того, что ждет Его в ближайшие часы. Но, как известно, закончил молитву словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Там же, в Гефсиманском саду, Христа арестовали и повели на синедрион — высший суд в Древней Иудее. Там Его приговорили к смертной казни «за богохульство», так как Он назвал себя Сыном Божиим. Однако тогда, в I веке нашей эры, Иудея находилась под властью римлян, поэтому смертные приговоры приводились в исполнение только с разрешения римской администрации.

Именно поэтому Иисуса повели к Понтию Пилату — правителю провинции Иудея. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился», — свидетельствует евангелист Матфей.

А дальше происходит один из самых драматичных эпизодов всей евангельской истории. Пилат, очевидно, уверен, что Иисус невиновен. В то же время во дворе претория («мэрии» Иерусалима в то время) собралась возбужденная толпа — и кто знает, к чему может привести его решение помиловать Христа. Тогда Пилат прибегает к обычаю отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи.

«Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят», — пишет Матфей.

В итоге Пилат приказывает отпустить Варавву, а Иисуса распять. Больше Варавва не то что в Библии, а даже в предании нигде не упоминается.

Эта странность побудила ученых попробовать разобраться, кем же был Варавва, почему его имя так яростно скандировала толпа, отчего Пилат осмелился отпустить столь популярного в вечно бунтующей Иудее человека. Так много вопросов — и так мало данных. Однако у исследователей есть ряд зацепок.

Два Иисуса

Имя Варавва в оригинале звучит как «Барабба». Значение этого слова вызвало многочисленных споры.

«Это скорее даже не имя, а кличка. На семитских языках «Бар» означает «сын», — отмечает священник Константин Польсков.

Куда сложнее с переводом второй части имени: «абба». Это может означать просто некоего отца в целом, а может быть именем. В 1970 году в ходе раскопок в восточной части Иерусалима (районе Гиват Га-Мивтар) археологи нашли крупное еврейское кладбище I века нашей эры. И там на некоторых надгробиях было высечено имя Абба. То есть, по одной из версий, Варавва переводится как «сын Аббы» или «сын отца».

И если внимательно вчитаться в историю последних часов жизни Христа, то Варавву римский правитель предложил толпе неслучайно.

«Христа обвинили в том, что он называет себя сыном Отца Небесного. Получается — противопоставление Его сыну конкретного понятного земного отца, Варавве, которого в конечном счете отпускают», — подчеркивает отец Константин.

И что интересно: в раннехристианские времена в Писании приводилось настоящее имя «сына Аббы»: Иисус.

Об этом свидетельствует, например, известный христианский мыслитель Ориген, живший в III веке нашей эры. В его эпоху среди переписчиков Евангелия уже сложилась тенденция опускать настоящее имя Вараввы, чтобы не возникало путаницы. «Именем Иисус не должен называться ни один из злодеев», — указывал Ориген.

Выдумка автора?

Это противопоставление Иисуса, сына Отца Небесного, Иисусу — сыну отца земного породило любопытную теорию. Американский библеист Деннис Макдональд в середине 1990-х заявил о сенсации: Иисус и Варавва — одно и то же лицо!

Он объясняет это тем, что схожий эпизод — когда предлагается выбрать, кого из двух осужденных казнить, — встречается в «Одиссее» Гомера. Евангелисты, по мнению Макдональда, попросту придумали Варавву — чтобы еще больше драматизировать приговор Христа к распятию. Мол, даже разбойника помиловали, а Мессию нет.

Однако другие исследователи нашли в теории Макдональда немало существенных изъянов. Например, он не учел то, что первые евангельские тексты — а там упоминается Варавва — написаны на арамейском языке, и это снижает вероятность знакомства их составителей с произведениями Гомера на греческом.

«Это все же некая фантазия (теория Макдональда. — Прим. ред.). Должны быть какие-то веские доказательства», — отмечает библеист Андрей Десницкий.

К тому же первые христиане бережно относились к любой информации о земной жизни Иисуса Христа. Поэтому вряд ли бы кто-то из них осмелился выдумывать нового персонажа. А отсутствие каких-либо свидетельств о Варавве в нехристианских источниках легко объясняется.

«С точки зрения большой истории — например, римского автора I века Тита Ливия — это незначительное событие, которое случилось на задворках империи. Кого-то казнили — а какая разница? Только ученики Христа, для которых эти события были центральными, сохраняли это в памяти», — поясняет Десницкий.

Политический террорист

Само Евангелие немного приоткрывает тайну Вараввы. Если Матфей просто говорит об «известном узнике», то евангелист Марк рассказывает, за что его приговорили к казни.

«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство», — свидетельствует Марк.

С момента завоевания римлянами Иудеи в 63 году до нашей эры в регионе было неспокойно. Местные жители, как отмечают историки, считали римскую власть оккупационной и цеплялись за любой повод свергнуть ее. Особенно тревожно было как раз в правление Понтия Пилата.

По утверждению историка I века Иосифа Флавия, прокуратор и сам неоднократно провоцировал евреев на бунт. Так, однажды он взял деньги из казны Иерусалимского Храма на возведение акведука, что подданные посчитали богохульством. В Иерусалиме поднялся мятеж.

«Когда Пилат прибыл в Иерусалим, он (народ. — Прим. ред.) с воплями окружил его судейское кресло.

Но Пилат, уведомленный зара­нее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатские платья и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия.

По си­гналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие были растоптаны в смя­тении своими же соотечественниками», — пишет Флавий.

Возможно, Варавва был одним из зачинщиков бунта. А вот жертвой убийства, совершенного им с соратниками, мог быть как раз один из переодетых римских воинов. Именно поэтому, например, Католическая церковь рассматривает его как одного из лидеров антиримского сопротивления.

«Иисус не был Спартаком (лидер восстания римских рабов в 70-е годы до нашей эры. — Прим. ред.), он не был вовлечен в борьбу за политическое освобождение, как Варавва или Бар-Кохба (лидер Второго иудейского восстания в 132 году. — Прим. ред.)», — заявлял в одном из своих посланий Папа Римский Бенедикт XVI.

Некоторые библеисты и вовсе роднят Варавву с Иудой Искариотом. Тот, по одной из версий, принадлежал к группировке сикариев, устраивавшей теракты против римлян. Иуда видел в Иисусе Христе, согласно такой трактовке, именно политического лидера, а когда понял, что это не так, предал Его.

Первый человек в раю

Еще одно «белое пятно» истории распятия Христа — разбойники. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону», — читаем мы в Евангелии от Луки.

Один из них, по левую сторону, всячески злословил Спасителя: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А другой разбойник унимал его, говорил, что, в отличие от них, справедливо осужденных, Иисус «ничего худого не сделал».

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», — сообщает Евангелие.

Согласно христианскому вероучению, разбойник по правую руку стал первым человеком, вошедшим в рай. Это, как поясняет Церковь, яркий пример того, что Бог готов простить каждого.

Во время богослужений на Страстной неделе попавший в рай разбойник называется «благоразумным». Причем до сих пор неизвестно, как его звали. Предание оставило несколько вариантов: Тит, Дисмас или Рах. А имя распятого по другую руку от Христа и злословившего Его — предположительно, Гестас или Думахус.

Больше о них ничего не известно — и для Евангелия это типичная картина, отмечает библеист Андрей Десницкий. Там «очень много безымянных людей».

«А любые спекуляции на эту тему провисают в воздухе — ни доказать, ни опровергнуть. Есть традиционная версия, а есть бесконечное множество фантазий», — заключает специалист.

Источник: https://ria.ru/20190426/1553060400.html

Иудаизм — древо

иисус еврей или кто

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Иудаи́зм, монотеистическая религия, возникла из ветхозаветной религии у евреев рассеяния ок. VII-VIII вв. и оформилась как религиозно-обрядовое учение в XII-XIII вв. н. э., главным образом в Испании (Рамбам). Дальнейшее развитие иудаизма проходило в XV-XVI вв. в Польше.

Непризнание Иисуса Христа Мессией

особенность иудаизма — ожидание Мессии (Мошиаха) и непризнание таковым Иисуса Христа.

«Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Иисуса за Христа, того отлучать от синагоги». (Ин. 9:22).
«Из начальников многие уверовали в Него (Иисуса), но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги» (Ин.

12:42)
«Старейшины народа, первосвященники и книжники начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он (Иисус) развращает народ наш,называя Себя Христом». (Лк.

23:2)
«Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк 14:61-64).

Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»).

«Сказала им (Мудрецам Израиля) царица: Есть ли в вашем Учении то, на что он (Иисус) ссылается?

Ответили мудрецы Израиля ей: Есть, но сказано это не о нем, потому что он не сын Бога и не Мессия, и суд обязан вынести ему смертный приговор. Мессию, которого мы ждем, можно будет распознать по известным признакам, как написано:

«И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит злодея. И справедливость будет препоясывать чресла его, и честность будет поясом на бедрах его. И волк будет жить рядом с овцой, и леопард рядом с козленком будет лежать, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик водить будет их Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Бога, как полно море водами» (Ис. 11, 4-9)
И еще сказано о Мессии: «В его дни Иудея будет спасена и Израиль будет жить в безопасности, и вот имя его, которым его назовут: Бог — справедливость наша» (Иер. 23, 6). И ничего подобного нельзя сказать о Йешу» [1]

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия является национальной в Китае

В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её.

Тоже самое пишут современные иудеи:

«Отвергая христианство, евреи, прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией» [2]
«С еврейской точки зрения, самым знаменитым Лжемессией был Иисус из Назарета» [3]

Другие особенности иудаизма

Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.

Исполняя все эти ритуалы, приверженцы иудаизма считают себя праведным богоизбранным народом. Они не занимаются миссионерством среди не евреев и неохотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки.

Месть, «око за око,» является приемлемым действием по отношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Иудаисты продолжают ждать пришествия своего Мессии, который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лжемессию с антихристом, который, согласно предсказаниям Библии, должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от Бога и признание власти главы падших ангелов.

Наряду с ветхозаветными книгами, входящими в состав Библии, иудеи имеют второй по значению источник своего вероучения — Талмуд, письменное оформление которого длилось три века (III-V вв. н. э.). В 210 г. н. э. глава школы таннаев Иегуда Ганаси собрал накопившийся за века материал толкований Торы, получивший название Мишны (вторичный закон).

Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Существуют два варианта текста Талмуда, составленные в Вавилоне (Талмуд Бавли) и Палестине (Талмуд Иерушалми). Большим авторитетом у иудеев пользуется вавилонский вариант.

Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующих 613 предписаниями (248 повелений и 365 запретов). В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается ортодоксальной или традиционной. В нач. XIX в. возникает реформированный иудаизм, который, объявив иудаизм универсальным этическим учением, отбросил многие обрядовые предписания и приблизил его к протестантизму. По данным ООН, иудаизм исповедует ок. 14 млн. человек.

Иудаизм (особенно талмудический) с крайним пренебрежением относится к не евреям, называя представителей других народов «гоями».

Евреев, принявших Христианство, ортодоксальные иудаисты оплакивают как умерших и называют «акумами». Гоев и акумов, по талмуду, разрешается обманывать и всячески им вредить, в некоторых толкованиях талмудистов (Шулхан Арух) обман гоя считается не только допустимым, но и похвальным.

Св. Отцы об иудаизме

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Душепагубная погрешность иудеев заключается в том, что они, по действию гордости и самомнения, дали Богом данному им Завету иное значение, нежели какое дано ему Богом, и ради Ветхого Завета, который был живописной тенью Истины — Нового Завета, отвергли Новый Завет, ради тени они отвергли то, что предызображала тень; ради временного руководства ко спасению, они отвергли самое спасение, отвергли Искупление и Искупителя.[4]

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 14 млн. иудеев [5].

См. также

  • Каббала
  • Сионизм
  • Хасидизм
  • Евреи за Иисуса

Литература

  • Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ

[1]  «История о повешенном, или История Йешу из Нацрата» — http://khazarzar.skeptik.net/books/jud/thold_gi.htm

[2]  Полонский Пинхас. Евреи и Христианство. Иерусалим-Москва, 1995 г. стр.12 См. http://machanaim.org/philosof/in_chris.htm

[3]  Левинов Меир. Мессия. гл.8. См. http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1371.html

Как на самом деле выглядел Иисус Христос?

иисус еврей или кто

Джоан Тэйлор Кингс-колледж, Лондон

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Все имеют представление, как выглядел Иисус Христос. В изобразительном искусстве Запада его образ использовался чаще всех других. По традиции, это мужчина с длинными волосами и бородой, длинной туникой с длинными рукавами (как правило белой) и накидкой (чаще синей).

Образ Христа стал настолько привычным, что даже его силуэт легко узнаваем.

Но так ли он выглядел на самом деле?

Скорее всего, нет.

На самом деле ставший знакомым образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.

Прообразом стало изображение императора на троне, пример которого можно увидеть на мозаике алтаря в церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Изначально нимб был отличительной чертой бога света Аполлона, но затем начал появляться на изображениях Христа для подчеркивания его божественной натуры

Христос одет в золотую тунику. Это образ небесного правителя мира, напоминающий известную статую сидящего на троне длинноволосого бородатого Зевса. Памятник был настолько известен в античном мире, что римский император Август приказал сделать создать памятник себе, выполненный в таком же стиле (только без длинных волос и бороды).

Правообладатель иллюстрации Alamy

Византийские художники, перед которыми стояла задача показать Христа царем всего сущего, придумали новый образ, по сути являвшийся отражением помолодевшего Зевса. Со временем такое изображение богочеловека стало нормой. В наши дни к этому образу также добавилось что-то от хиппи.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Так как же на самом деле выглядел Христос?

Рассмотрим от головы до пят.

1. Волосы и голова

Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.

Правообладатель иллюстрации Yale Collections Image caption Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос

Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.

В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это «обоснованным, исходящим от природы».

В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.

В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.

Правообладатель иллюстрации CNG Coins

Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.

Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).

Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.

2. Одежда

Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях» (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).

Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.

В те времена средний мужчина носил тунику до колен — хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.

Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).

Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).

Правообладатель иллюстрации Wiki commons

Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.

Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, — группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.

Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.

Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит — прямоугольное покрывало для молитвы.

3. Ступни

Христос несомненно носил сандалии. Их носили все. В пещерах, находящихся неподалеку от Мертвого моря и Масады, были обнаружены сандалии периода жизни Христа, поэтому мы можем составить о них представление. Они были простыми, подошвы которых были сделаны из толстых кусков кожи. Верх сандалий делали из кожаных полос.

Правообладатель иллюстрации Gabi Laron

4. Черты лица

Какими были черты лица Христа? Они были еврейскими. Совершенно очевидно, что Христос был евреем (или иудеем). Об этом можно прочитать в частности в посланиях апостола Павла. Как же выглядел еврей того времени?

В Евангелии от Луки говорится, что во время начала своего служения ему было 30 лет.

В 2001 году судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи для документального фильма Би-би-си «Сын Божий», взяв за основу череп неизвестного человека, найденный в том регионе. Он не утверждал, что это лицо настоящего мессии. Это был лишь способ увидеть Христа обычным человеком своего времени, потому что в его описании не говорится ничего о его исключительной внешности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Многие христиане убеждены, что погребальная плащаница, хранящаяся в итальянском Турине, запечатлела подлинный лик Иисуса

Это можно сделать, взяв за основу найденные скелеты людей той эпохи.

На мой взгляд, лучше всего отражение примерной внешности Христа можно найти в образе Моисея, нанесенном на стены синагоги III века в городе Дура-Европос, из которого можно понять, как выглядел иудейский философ в греко-римском мире.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Вряд ли у Христа были голубые глаза, как то изображали некоторые художники

Там говорится, что Моисей носил некрашеную одежду, а его накидкой был талит. Это изображение очевидно дает более точное представление о историческом Христе, чем то, что придумали византийцы, воплотившееся затем в общепринятый стандарт.

Источник: https://www.bbc.com/russian/science/2015/12/151221_jesus_look_history

PSYLIB® – П. Полонский. ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСТВО

иисус еврей или кто

1.1. Проблема реализации мессианских пророчеств. Одним из фундаментальных положений христианства является идея о том, что Иисус из Назарета – это уже пришедший Мессия. Поскольку само слово «Христос» есть греческий перевод слова «Мессия» («помазанник»), идея эта лежит в самой основе христианской веры. Отвергая христианство, евреи прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией. Почему евреи придерживаются такой точки зрения?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как бог создал человека

Для того, чтобы можно было решить, является ли Иисус Мессией, нужно прежде всего разобраться с самим термином «Мессия», понять, что он включает в себя.

Прежде всего надо иметь в виду, что само понятие «прихода Мессии» введено пророками древнего Израиля; именно наличие их пророчеств и заставляло людей ожидать прихода Мессии.

Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, соответствует ли этот человек пророчествам о Мессии, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

В древних библейских пророчествах Мессия – это царь [1] и духовный вождь еврейского народа. При жизни и правлении Царя-Мессии совершится процесс «Геула«, «Избавление», – иначе говоря, освобождение и возрождение всего мира.

Это возрождение представлялось пророкам происходящим в объективной реальности, явным и несомненным для всех людей.

Прежде всего, во времена Мессии прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

Описывая мессианские времена, пророк Исайя (60:16-22) говорит:

И тогда узнаешь ты, что Я – Господь, спасающий тебя и избавляющий тебя, Могучий Яакова. И поставлю вместо надзирателей твоих мир и вместо притеснителей твоих – справедливость. Не слышно будет более насилия в земле твоей, грабежа и разрушения – в пределах твоих, и назовешь стены твои спасением и ворота твои – славой.

Не солнце будет светить светом дневным для тебя, и не луна будет сиять тебе, но будет тебе Господь светом вечным, и Бог твой – великолепием твоим. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя светом вечным, и окончатся дни скорби твоей.

И народ твой – все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих во славу навеки унаследуют эту страну Я, Господь, в назначенное время ускорю это.

А пророк Иеремия (23:5) говорит о Мессии, потомке Давида, так:

Вот, наступят дни, – сказал Господь, – когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеhуда будет спасен, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: «Господь – справедливость наша» [2].

Исайя (2:4) подчеркивает, что дни пришествия Мессии будут эпохой межнациональных и социальных перемен: «И перекуют все народы мечи свои на орала [т.е. плуги] и копья свои – на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать». Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия – самые главные приметы наступления мессианских времен.

В этих пророчествах есть одна очень существенная особенность, на которую следует обратить внимание: для еврейских пророков духовное возрождение мира неотъемлемо от объективных социальных перемен в реальной действительности. Во-первых, Мессия пророков – не божество, а реальный человек из плоти и крови, потомок царя Давида.

Во-вторых, в центре внимания пророков находится, в сущности, не сама личность Мессии, а те задачи, которые перед Мессией стоят, те изменения, которые он вносит в мир.

Это общая и характерная черта мировосприятия иудаизма, для которого истинная духовность всегда реализует себя в материальном: для того и создан человек, чтобы одухотворить и освятить, «возделать» окружающий мир – и себя вместе с ним.

Только осознав характер мессианских предсказаний древнееврейских пророков, мы можем представить себе, каким страшным ударом для первых христиан явилась смерть человека, которого они считали Мессией. Ведь, как известно из евангелий, и сам Иисус, и его соратники, как и все другие евреи в его время, безусловно признавали авторитет пророков [3].

Иисус погиб, так и не совершив ничего из того, что было предназначено и чего ждали от мессианских времен, – как же теперь можно было продолжать верить в его мессианство [4]? Мы можем представить себе, что многие евреи, страстно ждавшие Избавления и привлеченные яркой личностью Иисуса, считали его возможным Мессией.

Его смерть поставила их перед тяжкой дилеммой: с одной стороны – пророчества, ясно очертившие деяния, которые должен совершить Мессия; с другой стороны – их мессианские надежды на Иисуса. Большинство евреев, современников Иисуса, с горечью признались себе в том, что они ошиблись и что Бог еще не послал Избавления Своему народу: Мессия еще не пришел.

Вновь нужно было ждать истинного Спасения – ждать столько, сколько будет нужно, как бы ни была сильна тоска по Избавлению.

Но были среди современников Иисуса и такие люди, которые уже не в силах были отказаться от того, во что так страстно уверовали. Слишком яркой была вспышка надежды, слишком сильной была боль утраты, чтобы взглянуть в лицо горькой правде. Они уже не могли отступать. Оказалось, что для этой небольшой группы легче было «подогнать» пророчества под конкретные факты жизни Иисуса, чем применить к его деятельности определения и критерии, переданные нам пророками.

1.2. Христианская переинтерпретация понятия «Мессия». Группа евреев, сторонников Иисуса, во-первых, отказалась поверить в его смерть. Во-вторых, они стали пытаться по-новому истолковать библейские пророчества, искать в них иные, неизвестные ранее смыслы – такие, которые допускали бы мысль о том, что Мессия может погибнуть, не принеся ожидавшегося Избавления.

Иначе говоря, они искали у пророков не истину, а подтверждение своих представлений о том, что Иисус является долгожданным Мессией. (Подробнее о христианских толкованиях пророческих книг см. ниже.) Концепцию Мессии, переданную нам пророками, они заменили на совершенно новую. Они стали утверждать, что Мессия должен прийти дважды.

Смерть Иисуса, свидетелями которой были его современники, должна быть отнесена к «первому приходу», при котором Мессия, оказывается, и не должен был изменить объективный мир и принести Израилю реальное освобождение.

Сфера его деятельности при «первом приходе» была перенесена в мистические области, недоступные восприятию обычного человека; ее целью было обвялено мистическое «искупление первородного греха» [5], которое отныне и рассматривалось как Спасение – спасение внутреннее, не проявляющееся в объективных явлениях внешнего мира.

Этот принципиальный сдвиг в концепции Мессии дал христианам возможность обяснить смерть Иисуса и, сохранив веру в «уже пришедшего Мессию», отодвинуть в будущее мессианские задачи, о которых говорили древние пророки. Задачи эти, соответственно, были перенесены на «второе пришествие», когда воскресший Иисус снова явится людям и осуществит наконец все, что предназначено совершить Мессии.

Естественно, что эта переинтерпретация мессианской задачи не была принята еврейским народом, и с этого момента пути еврейства и христианства разошлись.

Нам хотелось бы подчеркнуть, что мы отнюдь не утверждаем, что ученики Иисуса были людьми, цинично манипулирующими религиозными убеждениями группы своих сторонников.

Их взгляды, сформировавшиеся в эпоху, полную трагедий и катаклизмов, под мощным давлением исторических катастроф, возможно, были вполне искренними.

Но изучение процесса, приведшего к формированию их взглядов (и других подобных процессов в истории), дает основание для известного скептицизма, причем не столько в отношении их искренности, сколько в отношении их способности объективно оценить реальную ситуацию.

1.3. Исторические параллели: христианство и саббатианство. В еврейской истории не один раз появлялись харизматические народные вожди, в связи с которыми вновь и вновь вставал вопрос об истинном и ложном Мессии и о признаках, по которым можно его узнать.

Психологические процессы, происходившие в народном сознании в эти эпохи, зачастую были очень похожи на формирование христианской мессианской модели. В частности, чрезвычайно наглядную параллель с возникновением христианской концепции представляет собой саббатианство – движение объявившего себя Мессией Шабтая (Саббатая) Цви.

Поскольку движение Шабтая Цви имело место исторически относительно недавно и хорошо документировано, мы имеем возможность проследить в деталях процесс трансформации взглядов группы последователей несостоявшегося Мессии.

Шабтай Цви, еврей из Смирны (Измир, западная Турция), основавший во второй половине 17 века широкое мессианское движение среди евреев Европы и Ближнего Востока, был одним из наиболее ярких и удачливых кандидатов на роль Мессии во всей еврейской истории. Обладая большими способностями к убеждению и чертами харизматического лидера, он привлек к себе огромное число сторонников.

Посланцы с «благой вестью об Избавлении» ездили по всему миру, и многие еврейские общины почти целиком перешли на его сторону. Успех Шабтая Цви достиг апогея летом 1666 г., когда, по-видимому, большинство евреев в мире всерьез поверили в то, что он является Мессией. Однако в сентябре того же года турецкий султан арестовал Шабтая Цви и поставил его перед выбором: переход в ислам или смерть. Шабтай Цви выбрал переход в ислам.

Он умер через десять лет, будучи мусульманином.

Ренегатство «Мессии», невыполнение им мессианских пророчеств было таким же ударом для последователей Шабтая Цви, как смерть Иисуса для ранних христиан. И вновь большинство евреев признало свою ошибку и с болью смирилось с новым разочарованием.

Но были и такие, кто настолько увлекся, что не смог отказаться от своей веры в уже якобы пришедшего Мессию Шабтая Цви.

Они должны были найти объяснение случившемуся – и поразительны совпадения тех оправданий, которые находили своему учителю приверженцы Шабтая Цви, с утверждениями ранних христиан.

Отдельные фразы Шабтая Цви были истолкованы так, как будто бы он заранее предсказывал свое обращение в мусульманство. Его «возвращения» тоже ждали – сначала его возвращения к иудаизму из ислама, а потом его возвращения из могилы. Факт его смерти тоже отрицали, причем и в этом случае мы находим историю с «пустой могилой». Снова перечитывали Библию, чтобы найти то, чего до сих пор там никто не находил, – на этот раз указания на то, что Мессия перейдет в другую веру

Источник: http://psylib.org.ua/books/polon01/txt01.htm

ИИСУС: В РЕЛИГИЯХ И НАСТОЯЩИЙ

Н

ередко мне как сотруднику «Евреев за Иисуса» задают вопрос: «Если Бог един и Иисус – это Мессия, то почему тогда так много религий, и каждая настаивает на своей правоте?» Какая же религия правильно учит, и где Иисус представлен верно? Если подобные вопросы интересуют (и возмущают) также и Вас, то, может быть, полезно присмотреться и проанализировать, как именно Иисус представлен в этих религиях.

Иисус в иудаизме  

Иудаизм признает, что Иисус действительно существовал. Что Он якобы был незаконным сыном Марии, распятым за колдовство, и звали Его «ешу». Разумеется, это «официальная версия» иудаизма касательно личности Иисуса.

На самом же деле такого «Иисуса» никогда не существовало! Даже имени «ешу» не было! Кстати, у Вас есть хоть один знакомый еврей с таким именем? Конечно же, нет. Потому что «ешу» – это не имя, это аббревиатура, которая переводится: «да изгладится имя его и память о нем». Сегодня даже в Израиле об этом знают далеко не все.

Иисуса звали вполне известным в библейскую и современную эпоху именем Иешуа/Йешуа (см. 1 Пар. 24:11 и 2 Пар. 31:15).  

У более умеренных последователей иудаизма есть еще одна «версия Иисуса». Если Вы следите за тем, что сейчас о Нем пишут, то непременно встретите выражения типа «рабби Йешуа», «Иисус – правоверный еврей» и т.д. Данное сдержанно-осторожное признание Иисуса иудеем и раввином, возможно, кого-то утешит.

Но такого «Иисуса» тоже не существовало, это не библейский Иисус! «Иисус – обычный раввин» – это компромиссная версия, придуманная людьми.

Если Иисус является умершим и воскресшим Мессией, если Он имеет божественную природу и только Он (как мы считаем) приводит нас к вечному Богу, то любая «меньшая» версия звучит, в лучшем случае, как плод фантазий.

Кстати, еще совсем недавно можно было услышать и более редкую, почти исчезнувшую «версию Иисуса»: «Такого человека просто не существовало». Как говорится, «нет человека – нет проблемы».

Иисус в православии и католицизме

О православии и католицизме сложно говорить лишь в определенных тонах. Эти исторически сложившиеся (после раскола 1054 г.) конфессии в течение долгого времени стремились быть представителями Иисуса для всех народов – и для нас, евреев. Что из этого получилось – мы знаем.

Из самого доброго можно отметить, что саму мысль о существовании Бога, учение о мессианстве и божественной природе Иисуса, а также переводы Библии некоторые современные евреи получили именно благодаря этим конфессиям. Иисус представлен в их доктринах правдиво, в соответствии с еврейскими Писаниями Ветхого и Нового Завета. Проблемой для восприятия Иисуса является то, что Слово Божье в православии и католицизме было дополнено множеством человеческих мнений. Например, Библия говорит:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Ольги

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

 Однако к Мессии Иисусу добавили: посредничество святых, молитвы за умерших, почитание икон, мощей, креста, предания, а также священство, индульгенции, монашество, папство, крещение младенцев, политизация и т.д. В результате вместо радостной вести Йешуа о Царстве Божьем, столь желанной для еврейского сердца, мы веками слышали языческие «добавления» и, увы, испытывали на себе их последствия.

К такому «Иисусу» очень трудно пробиться.  Слишком много посредников.   

Иисус в исламе

В исламе Иисус изображается двояко. С одной стороны, Коран от имени Иисуса заявляет о Его смерти и воскресении из мертвых: «И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!» (Сура 19:33). С другой стороны, современный ислам отвергает Его смерть за наши грехи и воскресение из мертвых. Считается, что Иисус просто вознесся на небо.

В исламе Иисус – Мессия, но при этом – обычный пророк. Такого «Иисуса» не существует.    

Иисус в псевдохристианских течениях

Если Вы достаточно доверчивы, чтобы слушать все, что Вам расскажут «Свидетели Иеговы», то, скорее всего, Вы удивитесь. Их религиозная доктрина периодически меняется, и, как следствие, «их Иисус» тоже «меняется». Однако Новый Завет утверждает обратное:

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8).

«Версия Иисуса» в этой организации больше похожа на сухую формулу, чем на Того, Кто дает жизнь вечную. Такого «Иисуса» никогда не было. 

То же самое можно сказать и о версии так называемой «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» (мормонов). «Их Иисус» после воскресения из мертвых лично посетил Америку.

Но как хорошо, что Новый Завет заранее предупредил нас:

«Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галатам 1:7-8).

Иисус в восточных религиях

Мода на «восток», скорее всего, пришла как результат разочарования в традиционных иудео-христианских идеях. Восточные религии – относительно древние, и они не содержат упоминаний об Иисусе.  

Индуизм как совокупность учений и понятий (например, перевоплощение душ, йога) не включает в себя Иисуса, однако препятствует своим последователям принять Иисуса как Спасителя от греха. Это неудивительно. Призыв Иисуса к каждому человеку «Следуй за Мной!» не оставляет камня на камне от любой подобной религии.           

Буддизм также не акцентирует внимание на Иисусе и также пытается решить проблему неудовлетворенности жизнью посредством духовных практик. Кришнаизм акцентирует внимание на нескольких параллелях из жизни Иисуса Христа и Кришны. Но, как известно из школьного курса, параллельные прямые никогда не пересекаются!!

Иисус «исторический»

         «В поисках исторического Иисуса» находятся люди, чей разум не принимает ничего божественного. Попытка сослаться на «научные» изыскания привела авторов этой версии к отказу от чудес Иисуса и, в целом, к отвержению духовного мира и Библии.    

Их «материальный» Иисус также никогда не существовал.     

Иисус в атеизме

Можно ли рассматривать коммунизм как религию – вопрос спорный. Однако такие

его проявления, как вера (в светлое будущее), прославление («Слава !»), преклонение и поклонение сердца (перед вождями и идеями), жизнь в надежде, и т.д. позволяют думать, что так оно и есть. Хотя абсолютного атеизма не существует – человек неизлечимо религиозен. Давайте послушаем самих атеистов.

В книге «Отрицание смерти», получившей Пулитцеровскую премию, еврейский писатель-атеист Эрнест Беккер (Ernest Becker) многократно утверждает:  

«Если у тебя нет Бога, то ты всегда будешь склоняться к чему-то и превращать что-то в жизни в некоего бога».

И в коммунистическом атеизме, и в обычном светском безверии Иисус существует только лишь как легенда. Искать Его там бесполезно.  

Иисус настоящий

Как же отличить настоящего Иисуса от Иисуса несуществующего, от «Иисуса в религиях»? В Новом Завете Сам Иисус объясняет Своим ученикам, как определять проповедников лжи:

«По плодам их узнаете их» (Матфея 7:16).

К сожалению, для нас, евреев, плоды религий оказались очень и очень горькими. Как, впрочем, и для всех людей. Если кто-то хочет рассказать Вам об Иисусе, пожалуйста, сравните их слова с Библией, а дела – с тем, какими они должны быть.

Для того, чтобы найти настоящего Иисуса, необязательно перечитывать горы религиозной литературы. Однажды одного сотрудника обменного пункта спросили: «Как Вам удается мгновенно определять наощупь фальшивые купюры? Вы, наверное, постоянно их изучаете, ощупываете?» Сотрудник ответил: «Нет, я постоянно изучаю подлинные». Если мы хотим узнать подлинного Иисуса, нам нужно изучать подлинное Слово Божье – Библию, а все остальное проверять по этому Слову:

         «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:20).

Настоящий Иисус не имеет ничего общего с «религией». Слова «религия», «религиозный» в Библии отсутствуют. Религия – нечто мертвое и зловещее. Но когда мы принимаем Мессию Иисуса и Его Слово, Он воскрешает нас из духовно мертвых, давая нам вечную жизнь.  

Настоящий Иисус вместо религии дает веру. Он приносит нам Свои подарки –

любовь и прощение Бога. Разве кто-то может любить нас больше, чем Тот, Кто прощает и принимает нас, отдавая за нас самое дорогое?   

Наша вера в смерть Мессии за наши грехи и в Его воскресение из мертвых спасает нас от Божьего суда. Вы уже где-то слышали это? Возможно, Вам свидетельствовали об этом люди. А в жизни верующих Сам Дух Святой свидетельствует, что «мы – дети Божии» (Римлянам 8:16).  

Иисус учит нас, как жить в этом грязном и безумном мире, так чтобы не оскверниться и не сойти с ума.

Йешуа не отвергает нас, Он говорит:

«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоанна 6:37).

Он всем сердцем стремится к нам, даже когда мы Его старательно избегаем. 

Какого Иисуса изберете Вы?

Очень похоже, что мы, люди, поступаем с Иисусом, как гончар с глиной. В своем сердце мы лепим некое «изваяние» Иисуса, которое удобно для нас, и думаем, что оно превосходно. Примерно так создаются новые религии. Но ведь есть и настоящий Иисус – Творец и Искупитель, Судья и Ходатай, Мессия и воплощенный Бог. Несмотря на безмерное величие могущества Его, Он всегда найдет время, чтобы помочь нам познать Его.

Но если Иисус так близок и доступен, почему мы продолжаем искать Его там, где Его нет, – в религиях, созданных людьми? В конце концов, если нас не устраивает «религиозный» Иисус, может быть, пришло время искать и найти настоящего?

Подписывайтесь:

Источник: https://cis.jewsforjesus.org/iisus-v-religiyah-i-nastoyashhij/

Кем был Иисус Христос: существовал ли Иисус в реальности и как он выглядел?

Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.

Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.

Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.

Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia

Что значит Иисус Христос? Значение имени

Иисус – это славянская транслитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).

Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.

Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».

Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?

Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.

В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после смерти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.

То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.

«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia

Кем был «настоящий Иисус»?

По версиям ученых, Иисус мог быть странствующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.

Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.

Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.

«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia

Документальные свидетельства о Христе

Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.

Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».

Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита.

Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога.

Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia

Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.

Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.

Археологические находки

Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.

«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia

Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).

Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org

До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.

Источник: https://www.anews.com/p/107519167-kem-byl-iisus-hristos-sushhestvoval-li-iisus-v-realnosti-i-kak-on-vyglyadel/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Когда зажигают огонь на Пасху

Закрыть