Какая религия в России считается государственной

Центр изучения религий

Какая религия в России считается государственной
Образование в РГГУ  Центр изучения религий

Что такое «религиоведение»?

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Но что это значит?

Стоит начать с того, чем религиоведение не является. Оно не является богословием, это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом.

Или Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите. И религиозные люди, и люди, не принадлежащие ни к какой религии, могут быть прекрасными религиоведами. Главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая методы таких наук как история, социология, политология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область исследований, которая Вам более по душе – от древнеегипетских текстов и ритуалов африканских племен — до проблем современного общества.

Междисциплинарный характер религиоведения означает, что студенты, обучающиеся у нас, получают широкий спектр университетских гуманитарных знаний. Это также значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения влияют на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.

Роль религии в современном мире трудно переоценить. Вспомним, например, о ее значении в современных событиях и конфликтах на Ближнем Востоке, на Балканах, в Африке, Южной Азии.

Огромное значение имеет религия в России, стране со множеством религиозных традиций, и других постсоветских странах.

Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в цифровую эру? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся к национальной религии Японии — синто, к ритуалам полузабытого африканского племени, к тайнам буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений.

Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов.

Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, разбираться в причинах происходящих в мире событий. Или, говоря словами Бенедикта Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать».

История Центра

В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Николай Витальевич Шабуров.

В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании двух подходов к изучению религии — сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри.

Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции Центра: беспристрастность научного подхода и уважительное отношение к религии как части человеческой культуры.

В 1992 году был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которого предусматривалось получение второго высшего образования по истории трех религий — иудаизма, христианства, ислама.

К 1996 году была открыта специализация «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ.

Наконец, в 1997 году была создана самостоятельная учебная структура — Кафедра религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров.

Формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий (УН ЦИР) стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведения в РГГУ.

Концепция

Направление «Религиоведение», как и образование в РГГУ в целом, нацелено на личностно ориентированное образование и подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции Центра. Работа Центра основана на сочетании специальных знаний, критического мышления и фундаментального гуманитарного образования.

Базовым принципом концепции является сочетание методов и задач разных дисциплин – истории, филологии (желательно – с изучением священных текстов в оригинале), социологии, психологии и культурной антропологии. В то же время, обучение в значительной степени направлено на современный мир и роль религий в нем и потому предполагает широкие знания актуальных процессов.

Концепция также основана на сочетании двух принципов: (а) беспристрастности в научной деятельности, ориентации на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, и, в то же время – (б) уважительном отношении ко всем религиозным традициям.

Решительное сочетание этих двух принципов отличается как от богословско-апологетического подхода в конфессиональных учебных заведениях, так и от «разоблачительного» подхода в духе прежних и новых форм «научного атеизма».

Эти принципы лежат в основе и обучения, и исследований, проводимых в Центре.

Документы

Положение о Центре изучения религий

Администрация

  • Николай Витальевич Шабуров — директор Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Людмила Геннадьевна Жукова — заместитель директора Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Денис Олегович​ Воронов​ — лаборант Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Йахха Геннадьевна Дубовик — документовед Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Елена Владимировна Шаповалова — специалист по учебно-методической работе Учебно-научного Центра изучения религий.

Источник: https://www.rsuh.ru/education/religion/

Государства и религии. К кому смещаются центры влияния? | Капитал страны

Какая религия в России считается государственной

С самого начала религия и государство шли рука об руку. В разные эпохи и в разных странах эти взаимоотношения складывались, конечно, по-разному, но всегда дополняли друг друга. Потому что религия поддерживала государство в самом главном — объединяла народ страны единой верой и, как правило, убеждала, что власть – от Бога. А государство, понимая это, поддерживало религию, а порой и использовало в своих совсем не духовных интересах.

Религиозные культы возникали у всех народов. Их появление вполне объяснимо. Люди не понимали, как устроен этот мир, почему идут дожди или наступает засуха, губящая урожай. И так далее. Поэтому они и придумывали себе неких высших покровителей, которые и распоряжаются всем этим миром. Подобно тому, как вождь распоряжается племенем.

И стали появляться жрецы, шаманы или как их еще там, которые брали на себя миссию разговоров с этими высшими существами – передавали им просьбы людей и получали ответы. Естественно, они воспринимались обычными людьми, как какие-то необыкновенные, наделенные высшими способностями существами. Но тут же был и вождь, который обладал реальной, а не мистической силой. Этим двум центрам влияния приходилось сосуществовать.

Так, еще в первобытные времена, возник альянс веры (потом трансформирующейся в Церковь)  и властью (потом трансформирующейся в Государство). Конечно, все эти процессы везде развивались по-разному.

Боги Египта

Вот, например, древний Египет. Там было многобожие. Но наиболее почитаемым был бог солнца Ра и, позднее, отождествляемые с ним божества с другими именами. Богам поклонялись в храмах, которыми управляли жрецы – они были как-бы представителями богов.

Но действовали от имени верховного правителя Египта – Фараона, который рассматривался как духовный посредник между Небом и Землей. Да, воля богов, которую провозглашали жрецы, была обязательна к исполнению, но текущей жизни простого народа это, как правило, не касалось. Потому как природа диктовала свои условия, нарушение которых грозило смертью.

Ежегодные разливы Нила, выносившие плодородный ил на поля, необходимость после этого сажать растения, потом собирать урожай. И так месяц за месяцем, год за годом и тысячелетия за тысячелетиями. А потом древняя египетская религия ушла в историю, уступив место другим. Сегодня Египет – преимущественно мусульманская страна. Это процесс характерен для многих древних культов.

Представляется, по причине того, что развитие цивилизации приводило к необходимости возникновения других религий, отвечающих потребностям развивающегося общества.

Иудаизм  и христианство

Наиболее яркий пример – иудаизм. Как сказано в Библии, Моисей 40 лет водил еврейский народ по пустыне, чтобы вытравить в нем остатки египетского рабства и сделать свободным.

В Библии же написано что  Господь сообщил Моисею те самые 10 заповедей, которым должен следовать еврейский народ, чтобы оставаться богоизбранным и получать высшее покровительство. Вот таким нехитрым путем и был образован древний Израиль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто первый вошел в рай

Появилась некая, говоря современным языком, «скрепа», которая объединила всех евреев.

Даже под властью Рима и его прокураторов, в том числе Понтия Пилата народ иудейский существовал, как единое целое. Почему? А потому, что его объединяла религия. Были храмы, были жрецы, и то, что они говорили и делали, считалось истиной в последней  инстанции.

А потом появился Христос, который стал говорить, что жизнь еврейского народа и деятельность жрецов не соответствует заповедям Моисея. Что  из этого вышло известно всем, даже тем, кто сам не читал Евангелие. Израиль развалился, потом исчезла Римская империя с ее пантеоном богов. Христианство стало мировой религией, которая сформировала в последствие всю европейскую, в том числе российскую  цивилизацию и государственность, а потом то же самое сделало в Северной и Южной Америке.

Ислам

Что касается пророка Мохамеда, то считается, что все строки Корана ему продиктовал Господь. Имеется ввиду, тот же самый, который диктовал десять заповедей Моисею.  Как утверждает Ислам, бог разочаровался в своем богоизбранным народе и решил дать свое учение всем другим людям. Этим учением и стал Ислам, как утверждают его теоретики.

С их точки зрения, никаких серьезных противоречий между христианством и мусульманством по сути нет. Расхождение лишь в том, что  христиане считают Иисуса сыном божьим, а мусульмане — просто пророком. Таким же, как Мохамед. Но при этом они признают, что Иисус был главным пророком, потому что Господь даровал ему возможность воскрешать людей из мертвых, а потом забрал его к себе на небо.

Предполагается, что во время Страшного Суда, Иисус спустится с небес, воскресит Мохаммеда, и они вдвоем будут вершить тот самый суд божий.

Индуизм

Индуизм считается древнейшей мировой религией. История его  возникновения покрыта тайной. Считается, что изначально индуизм на территорию Индии принесли таинственные арии, которые шли из Европы.

«Истинными  арийцами» считали себя идеологи фашизма в Германии, которые  пытались часть населения  страны  отнести к «высшей расе».

Но на самом деле, следов пребывания ариев на евразийском континенте не обнаружено. Но священные книги индуизма назывались ведами.  И это слово использовалось также у древних славян и созвучно с русским словом «ведать», то  есть предвидеть будущее. Наряду с иудаизмом, христианством и мусульманством, индуизм является так называемой «книжной религией», а его главное отличие от остальных мировых религий –  «многобожие».

Именно это определяет обособленность индуизма от  иудаизма, христианства и ислам, в которых Бог по сути один, хотя и именуется по-разному.

В дальнейшем индуизм породил целый ряд религий, распространённых сейчас на Востоке. Сначала это был буддизм, потом японский синтоизм, даосизм и конфуцианство в Китае. Но все они имеют общие корни. Исповедуют эти  религии около трех миллиардов человек.

Религия и цивилизации

Ментальность людей Востока  существенно отличается от ментальности европейцев или жителей мусульманских стран. Да, сегодняшний мир един, и тотальную глобализацию никто не отменит. Это касается не только экономики, но и образа жизни, мышления, жизненных ценностей. И, тем не менее.

Ведь как после Второй мировой войны поднялась Япония! Как Китай стал второй экономикой мира!   И посмотрите как стремительно растет Индия, при всей ее архаичной кастовой системе, которая сохраняется до сих пор, пусть и в не в столь неприкрытом виде как век назад.

Представляется, что одна из главных причин этого – менталитет населения, веками заложенный преобладающими там религиями,  имеющими общие корни.

В христианском мире тоже много конфессий — католики, православные, протестанты с многочисленными течениями.

И каждая из них определила развитие  той или иной цивилизации.

Протестантизм возник в Германии, как отрицание стяжательства католической церкви и ее торговлей индульгенциями. Протестанты считали, что человеку не нужен никакой посредник для общения с Богом, а следовать учению Христову – значит работать, не заниматься накопительством благ, помогать ближним.

Вся англо-саксонская цивилизация, распространявшаяся из Великобритании и сформировавшая  США, Канаду, Австралию, является порождением протестантизма. Эти государства поднялись  из ничего и стали в совокупности центром мировой силы, являясь крупнейшими экономиками мира.

И олигархи у них  совсем не похожи на других.

Один из самых богатых людей мира – основатель «Microsoft» Билл Гейтс оставил своим трем детям на жизнь всего-то по пять миллионов долларов из своих миллиардов. Все остальное обещал вложить в свой благотворительный фонд, который  призван заниматься глобальным улучшением здравоохранения, сокращением нищеты, расширением образовательных возможностей и доступа к информационным технологиям. Сейчас активы фонда превышают 50 миллиардов долларов, из которых 28 миллиардов вложил лично Гейтс.

Один из богатейших людей Америки и всего мира Уоррен Баффет в 2010 году  сделал самое крупное в истории США пожертвование на сумму в 37 миллиардов долларов фонду Гейтса. Но большую часть жизни ездил на старом Бьюике 70-х годов издания  и сам сидел за рулем.

Корни этого странного поведения – в идеологии протестантизма.

О россии

А что в России? После крещения Руси православная церковь несколько веков была самостоятельной структурой, которая, конечно, взаимодействовала с властью, но существовала в значительной степени автономно.

Причем  существовала такая закономерность- чем слабее была государственная власть, тем сильнее церковь. Бывали и такие периоды, когда тольно единая вера населения России не позволяла разрушиться  государству.

Но бывало и наоборот –чем сильнее светская власть, тем слабее влияние церкви.

Петр Первый вообще ликвидировал должность патриарха и подчинил церковь Священному Синоду, главу которого он назначал лично.

При этом главным постулатом в последние полвека существовния  Российской империи было «Самодержавие, православие, народность». Заметьте – православие посередине, поскольку власть понимала, что без религии, объединяющей нацию, она никак не обойдется.

С гибелью империи Священный синод, как государственная структура был ликвидирован, и была восстановлена система патриаршества. Что случилось с церковью при советской власти – знают все. И очень характерно то, что гонения на церковь пошли на спад во времена Великой Отечественной Войны, когда православие было призвано объединять нацию перед лицом врага.  И новая эпоха в православной  церкви началась в лихие девяностые,  когда население России хоть что-то должно было объединять.

Сферы влияния

Зачем мы обо всем этом рассказываем? Для того, чтобы было понятно. насколько религиозные воззрения оказывали и оказывают влияние на развитие цивилизации.

В Европе и США, в Китае, Индии, Японии и России церковь  отделена от государства, но оказывает на жизнь общества разное влияние. В большинстве названных стран посещение храмов, исполнение религиозных обрядов является скорее традицией и не оказывает серьезного влияния на жизнь общества в целом. За исключением, разве что, соблюдения каких-то моральных принципов.

Другое дело, ислам. Возьмем, например, шиитский Иран. Хотя там регулярно проводятся президентские выборы, но главой государства является так называемый «Высший руководитель», избираемый из числа наиболее авторитетных религиозных деятелей.

Именно он определяет стратегический курс развития страны и проводит назначения на большинство ключевых государственных постов. В этом смысле Иран является теократическим государством. Или Саудовская Аравия – главный противник Ирана на Ближнем Востоке. Это монархия, где высшая власть передается по наследству.

Жители Саудовской Аравии являются суннитами. В чем состоит разница между шиитами и суннитами нам сейчас не столь важно. Но факт тот, что Саудовская Аравия является тоже теократическим государством.

Хотя все эти религиозные воззрения, возведенные в ранг верховных законов, не мешают перечисленным странам проводить вполне рациональную, с их точки зрения, международную политику, активно участвуя в деятельности всех ведущих международных организаций, развивать вполне современную экономику.

Что будет дальше?

Представляется, что в ближайшей перспективе никаких кардинальных изменений не произойдет. Конечно, развитие науки и технического прогресса способствуют росту атеистического мировоззрения.

Но людям всегда было и будет свойственно верить в какие-то сверхъестественные силы, которые могут прийти им на помощь в  сложной ситуации. Да и накопленные веками традиции никуда не денешь. И государства, особенно в трудные времена, будут по-прежнему обращаться к церкви, как к средству сплочения своих граждан.

Так что в зависимости от складывающейся ситуации, маятник «государство – религия – наука» будет качаться то в одну, то в другую сторону.

Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Душа что это такое

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/gosudarstva_i_religii_k_komu_smeschautsya_centry_vliyaniya/

Традиционные религии в россии — хочу знать

Какая религия в России считается государственной

Ты конечно слышал слова – церковь, мечеть, Иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину.

1. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

всё, что должен знать

• Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру.

• Основа  Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.

• В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства — Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче.

• Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

• Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках (скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.

• Библия, как священная книга христианства — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Заповеди христиан

1-я заповедь.  

Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.

2-я заповедь. 

Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. – Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

3-я заповедь.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры.

4-я заповедь. 

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

5-я заповедь.

Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. — этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.

6-я заповедь.

Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека. 

7-я заповедь.

Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние,  неумеренность в пище, пьянство.

8-я заповедь.

Не укради.  Нельзя  брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.

9-я заповедь.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.

10-я заповедь.

Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений  православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.

2. ИСЛАМ В РОССИИ

всё, что должен знать

Источник: https://moiarussia.ru/traditsionnye-religii-v-rossii-hochu-znat/

Религия

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.

например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое тропарь в православии

Источник: http://guide.travel.ru/russia/people/religion/

Государство и религия

В классовом обществе религия всегда находилась на службе господствующих эксплуататорских классов. Это не было случайностью. Религиозные организации сами, как правило, выступали в роли собственников, эксплуататоров. В. И. Ленин писал, что каждое эксплуататорское общество нуждается в выполнении двух социальных функций: функции палача и функции попа.

Первую из этих функций выполняет государство, вторую — религиозные организации. Между ними устанавливается тесная связь, вытекающая из общих целей сохранения эксплуататорских порядков. Конечно, в истории ряда стран были временные конфликты между государством и церковными организациями.

Эти конфликты были связаны с борьбой за власть, с дележом богатств, но они всегда отходили на второй план, если возникала необходимость совместных действий против эксплуатируемых.

В современных условиях союз религиозных организаций с буржуазными государствами стал еще более тесным. В ряде капиталистических стран в течение длительного времени правящими партиями являются клерикальные партии, прямо связанные с руководством различных церквей.

Конечно, конституции капиталистических стран отличаются одна от другой. В ряде из них (Франция, Италия, США) церковь формально отделена от государства,в других (Англия, Швеция, Испания, Израиль) существуют государственные религии. Однако это, по существу, ничего не меняет, ибо во всех капиталистических странах религиозные организации, как правило, выступают в союзе с государством против интересов трудящихся.

Было время, когда буржуазия выступала против феодализма и его духовной опоры — религии. Будучи еще прогрессивным и революционным классом, она провозгласила демократические свободы, в том числе свободу совести, отделение церкви от государства.

Однако, став господствующим классом, буржуазия изменила свое отношение к религии и церкви. Религия как средство духовного порабощения масс оказалась ей так же необходимой, как она была необходима феодалам.

С другой стороны, церковь приспособилась к новым, капиталистическим общественным отношениям и охотно пошла на службу к буржуазии.

В результате этого свобода совести, записанная в конституциях некоторых буржуазных государств, свелась лишь к праву выбирать себе подходящую форму религии. Свободы же атеистических убеждений не существует. Государственная поддержка религиозных организаций находит свое выражение в борьбе против атеизма. Такие законы существуют в ряде штатов США.

В конституции штата Арканзас, например, сказано: «Никто, отрицающий существование бога, не может занимать должность в учреждениях штата и не может допускаться к свидетельствованию в суде». Во многих штатах обязательным условием для приема преподавателя на работу является признание им религиозных догм.

Американцев, не принадлежащих к какой-либо религии, могут ожидать любые превратности судьбы: безработица, обвинения в нелояльности и т. д. В некоторых штатах законами установлена обязательность церковного брака. Во многих штатах страны цензурное табу наложено на многие произведения классиков американской и мировой литературы (Марка Твена, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Ч. Диккенса, У. Шекспира).

До недавнего времени в США проходили так называемые обезьяньи процессы против педагогов, преподающих эволюционное учение Ч. Дарвина.

В Вашингтоне, как известно, любят поговорить о правах человека. Тем не менее США до сих пор не ратифицировали 14 из 19 ныне действующих международных правовых актов и соглашений, касающихся прав человека.

Капиталистические государства финансируют религиозные организации. Одной из важнейших статей дохода католической церкви являются пожертвования различных государств, составляющие крупные суммы. Обращает на себя внимание тот факт, что по сумме пожертвований Ватикану на первом месте в послевоенный период стоят США.

Сотрудничество церкви и буржуазных государств находит свое выражение в той роли, которую государства отводят церкви в организации образования. Во многих капиталистических странах воспитание подрастающего поколения отдано церкви.

Церковь в царской России

В дореволюционной России господствующая православная церковь находилась на службе феодально-монархического государства. Она являлась составной частью государственного аппарата, выполняя ряд государственных функций: ведение метрических книг, регистрация брака и смерти, организация народного образования, оглашение царских манифестов и т. д.

Со своей стороны государство оказывало всестороннюю поддержку господствующей церкви. На ее содержание тратились огромные средства, намного превышающие расходы на образование. Все служители культа находились на государственном обеспечении. Церковь получала доходы от земли и предприятий, находившихся в ее собственности.

Кроме того, различные сборы с населения приносили ей также громадный доход.

Государство в дореволюционной России оказывало церкви не только денежную поддержку. Немалую роль играла и поддержка юридическая. Всякое выступление против господствующей религии расценивалось как государственное преступление и наказывалось самым жестоким образом, вплоть до ссылки на вечное поселение и каторжные работы.

В дореволюционной России государство проводило строгое деление-религиозных организаций на господствующую церковь, «терпимые» и «гонимые» религиозные направления. К числу «гонимых» направлений относилось, например, старообрядчество. Такое деление приводило к ограничению в гражданских правах многих верующих, а зачастую — и к прямым гонениям.

До революции церковь играла руководящую роль в народном образовании. Большое количество школ (церковноприходские школы) находилось в прямом подчинении церкви. Воспитание детей в этих школах осуществлялось в религиозном духе. Во всех остальных учебных заведениях (гимназиях, училищах и пр.

) существовала должность законоучителя, преподавался закон божий, день начинался молитвой, в учебных помещениях находились предметы религиозного культа (иконы, кресты, распятия). Иначе говоря, и в учебных заведениях, формально не подчиненных церкви, дети воспитывались в религиозном духе.

Эту историческую эпоху В. И. Ленин называл «позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 144).

Социалистическая революция и религия

Источник: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st053.shtml

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь