Когда появились первые христиане

Первые христиане и их учение. урок. Всеобщая история 5 Класс

Когда появились первые христиане

События всемирной истории делятся на два хронологических периода – до нашей эры и нашей эры. На эти периоды историю делит важнейшее событие – Рождество Христово, ставшее началом распространения новой мировой религии.

События Римской истории в первые века нашей эры неразрывно связаны с историей христианства.

Где и когда родился Иисус Христос? Что проповедовал Иисус Христос и апостолы? Как изменилась жизнь Рима под влиянием нового вероучения? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Христианство возникло среди евреев Палестины в I в. н.э. В этот период Иудея становится провинцией Рима, в которой правил царь Ирод Великий. По свидетельствам евангелистов, Иисус Христос родился в Галилее, которая противостояла проримской политике Ирода.

События

I в. – возникновение христианства, которое стало распространяться на территории Римской империи.

313 г. – гонения на христиан в Риме прекратились. Они получили право свободно собираться и молиться.

325 г. – Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткий текст, выражающий основы вероучения).

Участники

Ирод Великий– правитель Иудеи, назначенный Римом.

Ирод Антипа – сын Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи.

Иисус Христос – Мессия (Спаситель), согласно христианскому вероучению, Сын Божий, Богочеловек (в котором соединяются человеческая и божественная природа).

Евангелисты – авторы четырех Евангелий (от греч. «благая весть»), повествующих о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. К евангелистам причисляют Матфея, Марка, Иоанна, Луку. Евангельские тексты вошли в Новый Завет.

Апостолы – (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов – 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.

Заключение

Основы христианского учения изложены в Новом Завете, включающем в себя тексты четырех канонических евангелий. Тексты евангелий рассказывают о том, как Иисус Христос – Сын Божий – принес себя в жертву ради искупления первородного греха.

Благодаря проповедям апостолов христианство стало распространяться среди народов Римской империи. После падения Западной Римской империи христианство стало основой новой культуры, объединившей средневековую Европу (см. урок «Империя Карла Великого»).

Семь дней истории. Иудаизм, христианство, ислам.

Палестина (рис. 1) – родина еврейских племен. В 6 в. до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину.

После завоеваний Александра Македонского евреи расселились по всей территории античного мира. От остального населения эллинского мира евреев отличало нежелание поклоняться языческим богам. Они поклонялись единому богу-творцу Яхве.

Евреев преследовали за их веру, но находились люди, которые становились последователями единобожия.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/pervye-hristiane-i-ih-uchenie

Плевелы великого обмана. Власть и христианство

Когда появились первые христиане

Возникновение христианства, Римская империя, Новый завет, Иудейские войны, Преследования христиан. Фальшивки и подлоги, Государственная религиозная политика, Библиография.

 Mikhail Poluboyarov. Ryegrasses of great deception: Power and Christianity in the Roman Empire. – Moscow, 2019, 432 p.

Keyword

The origin of Christianity, Roman empire, New Testament, Jewish War. Persecution of Christians, Fakes and forgeries,  State religious policy, Bibliography.

Традиционно в раннем христианстве находят некую внутреннюю энергетику, позволившую в исторически короткий срок привлечь на свою сторону миллионы людей.

Но мог ли этот процесс развиваться неуправляемо? Автор, сопоставляя раннюю христианскую литературу с произведениями историков античности, современников событий, пришел к неожиданному выводу, что происхождение христианства обязано исключительно заинтересованности самих римских императоров в создании единой религии для имперских целей.

Опираясь на первоисточники, автор размышляет о том, как, где, когда и кем осуществлялся секретный проект по разработке христианской доктрины и церковной структуры – инструмента управления массами.

Для читателей, интересующихся происхождением христианства. Желательно  знакомых с историей Римской империи.

Сокращения в тексте

I Цар. – 1-я Книга Царств, произведение Ветхого завета.

1-е Кор. – Первое послание ап. Павла к Коринфянам (Новый завет).

Ан. – Анналы. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.

Апол. – Апологетик. Сочинение Тертуллиана.

Втор. – Книга Второзакония (Ветхий завет).

Дион. Р. И. – Римская история, сочинение Диона Кассия и эпитомы.

Евс. – Евсевий Кесарийский, епископ, христианский писатель IV века, автор первой «Церковной истории».

ЕЭ – Еврейская энциклопедия, многотомное издание кон. XIX – нач. ХХ в.

И. – История. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.

И. А. – История августов. Собрание произведений римских авторов конца III века.

И. В. – Иудейская война. Сочинение иудейского историка I века Иосифа Флавия.

И. Д. – Иудейские древности. Сочинение Иосифа Флавия.

Ин. – Евангелие от Иоанна (Новый завет).

Ис. – Книга пророка Исаии (Ветхий завет).

К Гал. – Послание апостола Павла к Галатам (Новый завет).

Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам (Новый завет).

Лакт. – Лактанций, христианский писатель IV в., автор сочинения «О смертях преследователей».

Лк. – Евангелие от Луки (Новый завет).

Мих. – Книга пророка Михея (Ветхий завет).

Мк. – Евангелие от Марка (Новый завет).

Мф. – Евангелие от Матфея (Новый завет).

Откр. – Откровение апостола Иоанна (Новый завет).

П. Ц. – Против Цельса. Сочинение богослова Оригена (III в.).

Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам (Новый завет).

Суд. – Книга судей (Ветхий завет).

Р. И. – см. Дион. Р. И.

Ц. И. – Церковная история. Сочинение Евсевия Кесарийского.

Чис. – Книга Числа (Ветхий завет).

Предисловие ко второму изданию

Вопреки распространенным представлениям о творцах раннего христианства – «угнетенных массах», в среде которых новая религия якобы родилась, – я привожу доказательства того, что зачинателями христианства были вовсе не рыбаки с Тивериадского озера, руководимые своим учителем, а государственные люди, озабоченные управленческими проблемами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем правил бог Гермес

Рим завоевал огромную территорию. При Траяне в начале II века протяженность границ империи с запада на восток составляла около 3 тыс. км, с севера на юг – 2 тыс. км, численность населения – от 65 до 88 млн человек.

Правила жизни покоренных народов определялись вождями племен, жрецами многочисленных языческих богов и, само собой, представителями римской администрации.

Религия была и есть важнейший инструмент политической власти во всяком антагонистическом обществе. Она всегда навязывается сверху вниз, от императоров, королей и великих князей к народным массам. Это общее правило мировой истории.

Никакие рыбаки с Тивериадского озера, говорившие на арамейском языке, якобы исходившие тысячи километров, не могли разнести веру в искупительную жертву Христа на огромной территории, населенной разноязыкими народами. «Учеников Иисуса» люди просто не понимали бы.

Даже античные авторы, по крайней мере, до конца II века, толком не знали ничего о христианах.

Греческий язык оригиналов Нового языка – еще одно свидетельство непричастности еврейских масс к созданию христианской доктрины. Греческий – это язык римской аристократии, римских философов, а не тивериадских рыбаков.

Все это и ряд других факторов указывает на истинных авторов Нового завета и их высоких покровителей. Владыки действовали скрытно, ведь каждый император являлся верховным понтификом.

Чтобы их причастность к созданию новой религии не повредило их власти, авторами апологетических сочинений II-IV веков был пущен слух о непрерывных гонениях и преследованиях христиан, начиная с правления Нерона.

Система доказательств искусственного происхождения религии  построена на проверке текстов Нового завета путем сравнения на соответствие историческим хроникам Рима и Иудеи и апологетических сочинений христианских писателей II-V веков.

Синхронный подход к политической, социально-экономической, культурной истории Иудеи и Римской империи с одной стороны и истории создания «священных текстов» и церковных структур с другой – единственный метод, позволяющий приоткрыть завесу тайны происхождения христианства.

Говоря о религии, нельзя обойти вниманием взаимоотношений церкви и правителей Российской Федерации. Согласно Конституции РФ церковь отделена от государства. В жизни мы видим, как государство позволяет ей все глубже проникать во все сферы жизни общества. Преданность православному главе государства и восхваление его стали признаком патриотизма. Как-то мы перестали различать патриотизм и низкопоклонство.

Как-то подзабыли, что он президент не только православных, но всех граждан России, католиков, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и атеистов. В нашей стране, как в Древнем Риме, религия прежде всего инструмент управления государством при помощи лжи. Но если мы любим Россию, это не значит, что мы должны любить властителей. Они приходят и уходят, Россия остается.

Любить Власть все равно, что любить виселицу, на которой тебя, может быть, не повесят.

Глядя на вечную материю, вывешенную, как наглядное пособие, над нашими головами, вспоминается трагическая судьба научных открытий. Первым публичное заявление о гелиоцентрической картине мира сделал в III веке до н. э. греческий философ Аристарх Самосский. Ученое большинство ее не приняло.

По сообщению Плутарха, академик Клеанф требовал привлечь к суду Аристарха за то, что он «сдвигает с места центр мира, потому что сей муж пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а Земля движется по наклонной окружности, вращаясь вместе с тем вокруг своей оси» (Плутарх. «О лике, видимом на диске Луны». П. 6). Гениальный провидец Аристарх вынужден был замолчать.

Геоцентрическая система считалась бесспорной еще тысячу лет, пока перед судом инквизиции не предстали Джордано Бруно, Коперник и Галилей.

Источник: http://www.suslony.ru/Plevely.htm

Откуда на Руси пошло христианство? Ученые узнали ответ

Когда появились первые христиане

МОСКВА, 3 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Российские археологи обнаружили артефакты, возможно, из самого древнего на территории страны храма. Тем самым они ответили на вопрос, волнующий как ученых, так и верующих: где и когда в России появилась самая первая христианская церковь. О сенсационном открытии — в материале РИА Новости.

«Важные находки»

По поводу того, где и когда на территории России сформировались первые христианские общины, у ученых идут нешуточные споры. Версии выдвигаются разные. Команда археологов под руководством Владимира Кузнецова предложила новую.

Это сейчас побережье Керченского пролива представляет собой пустыню с редкой растительностью. А когда-то тут был настоящий мегаполис — Фанагория, вторая столица причерноморского Боспорского царства.

«По средиземноморским понятиям это был совсем не маленький город — в полтора раза больше знаменитого Херсонеса Таврического. Но он абсолютно не изучен», — отмечает в беседе с РИА Новости Кузнецов.

Поэтому здесь чуть ли не каждый сезон раскопок — а нынешний уже четвертый — оборачивается сенсацией. На этот раз археологи нашли фрагменты мраморного престола и купели для крещения.

Казалось бы, ничего необычного — всего несколько каменных обломков. Однако, как заверяют ученые, это первое доказательство того, что в древнем Боспоре жили христиане. Дело в том, что это государство, основанное примерно в V веке до нашей эры в результате объединения греческих колоний, находилось на территории Керченского и Таманского полуостровов, и Фанагория считалась столицей азиатской части государства.

«Эти находки очень важны для понимания того, как утверждалось христианство на территории современной России: уже в IV веке именно здесь, на Боспоре, где проповедовал апостол Андрей Первозванный.

И именно в Боспорской епархии находится самая древняя из известных сегодня православная церковь Иоанна Предтечи (построена в VI веке. — Прим. ред.).

Не исключено, что найденные фрагменты принадлежат еще одному древнейшему христианскому храму, который когда-то стоял в азиатской части Боспора», — объясняет Кузнецов.

Скудные свидетельства

О появлении христианства в этих краях известно ничтожно мало. По преданию, на Керченском полуострове и побережье Тамани проповедовал апостол Андрей Первозванный. А в IV веке здесь была уже достаточно крупная община: под документами I Вселенского собора, который состоялся в 325 году в Никее, есть подпись епископа Боспора Кадма.

Еще одно упоминание содержится в решениях патриаршего синода 519 года, подписанных Боспорским епископом Иоанном. Ученые не сомневаются, что Боспорскую епархию создали одновременно с вхождением этого царства в состав Византийской империи при императоре Юстиниане.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали апостолов Иисуса Христа

Но это лишь скудные упоминания в хрониках, не дающие никакой информации о жизни местной христианской общины. Даже непонятно, насколько крупной и статусной она была. А вот «куски мрамора» оказались гораздо информативнее

Редкий престол

Есть лишь три более-менее целых алтарных престола такого типа, в форме греческой буквы «сигма».

«Они хранятся в музеях Афин и Нью-Йорка, и еще один продали на аукционе «Сотбис» в Лондоне. Поэтому находка в Фанагории неординарная. Она вообще редкая, а для этого региона и вовсе уникальная», — подчеркивает Владимир Кузнецов.

Вот только непонятно, откуда в этих землях алтарные мраморные престолы такого типа и когда их начали делать. Упомянутые Кузнецовым музейные экспонаты датируются V-VI веками, возможно, и фанагорийская находка относится к той же эпохе.

Помимо этого, ученые раскопали фрагмент мраморной купели для крещения, рассчитанной как на младенцев, так и на взрослых. Дело в том, что в первые века христианства большинство людей крестились уже взрослыми. Теперь ученым предстоит понять, насколько массовым это было.

«Примечательно, что мы нашли купель отдельно от храма, который, видимо, был где-то рядом. В какой момент ее вынесли оттуда, сказать невозможно. Она была в культурном слое VI века», — уточняет археолог.

Да и мраморный престол обнаружили тоже не в храме — на этом участке земли есть следы пожара, датируемого VI веком. Причем от огня тогда погиб весь город, и, судя по всему, после этой катастрофы он уже не вернул былого величия.

«Все еще впереди»

Специалисты Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН уверены: они нашли доказательства того, что христианская община в Тамани если не самая древняя, то одна из древнейших на территории современной России. А обнаруженные артефакты говорят в пользу того, что в Фанагории действовал древнейший в стране храм.

До сих пор считалось, что первый храм был построен в Херсонесе. Но теперь, по всей видимости, пальма первенства перейдет к Фанагории.

«Город пока изучен слабо. Нужно в дальнейшем сделать огромный раскоп, например, на десять тысяч квадратных метров. Тогда будет больше шансов найти христианские базилики. Тут ведь и дворцы были, потому что здесь какое-то время жил император Юстиниан II, а также сестра хазарского кагана», — отмечает Кузнецов.

В отличие от Херсонеса, культурный слой Фанагории — там, где и лежат ценные находки — остался практически нетронутым. «Херсонес, конечно, древний город, но нужно учитывать, что у него сохранился исторический слой лишь XIII века.

Город стоит на скале, и поэтому на протяжении сотен лет его срывали и строили новый. А у Фанагории культурные слои откладывались постепенно, с течением времени.

И мы можем послойно проследить ее историю от VI века до нашей эры до начала X века нашей эры», — подчеркивает специалист.

А это значит, что найденный храм V-VI века может оказаться не самым древним на территории страны. Ученые уверены, что все самое сенсационное впереди.

Источник: https://ria.ru/20190803/1557131377.html

История христианства – кратко — Русская историческая библиотека

Под именем христианства мы разумеем, с одной стороны, исходящее от Иисуса Христа вероучение, как спасительное самооткровение и посредничество Божие в лице Иисуса Христа, восстановляющее и ведущее к совершенству благие элементы человеческой природы, а с другой – восприятие этого вероучения человечеством, отношения его к Богу и проистекающие из взаимодействия этих факторов (объективного и субъективного), формы организации общественной религиозной жизни.

Эль Греко. Спас Нерукотворный. 1580-1582

Начало христианства

Самою раннею из этих форм было единое, разделенное этнографически, но крепко сплоченное твердою верою в Искупителя духовное общество иудеев и иудейских прозелитов, образовавшееся после сошествия Святого Духа и первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Отсюда евангельское учение широкою волною разлилось по большей части средиземноморских стран.

Святой Петр, по преданию, основал церковь в Антиохии, затем проповедовал в областях Малой Азии и посетил Рим. Святой Павел основал церкви в некоторых городах Малой Азии, на острове Кипре, во многих городах Греции и Македонии. Святой Варфоломей проповедовал в Индии и Аравии, святой Матфей – в Эфиопии, святой Андрей – в Скифии.

От святого Фомы ведут свою генеалогию Персидская и Малабарская церковь; святой Марк просветил христианством побережье Адриатического моря. Путем передвижения римских легионов, торговых сношений, беспрестанного обмена мыслей и сведений между Римом и провинциями, путешествий и проповеди ближайших преемников и помощников святых апостолов (Тимофея, Силуана, Аристарха, Стахия, Оригена, Пантена и др.

) христианство проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, на североафриканское побережье, в Египет и пограничные с ним страны.

Организация первых христианских общин

В начале III-го века нашей эры христианские общины существовали уже во всех частях известного тогда мира. Устройство и администрация этих первобытных общин были крайне просты.

Служители церкви избирались обществом верующих и делились на три степени: диаконов, исполнявших маловажные духовные требы и хлопотавших по светским делам, пресвитеров, учивших и священнодействовавших в зависимости от епископов, и епископов, пользовавшихся высшими после апостолов правами учительства, священнодействия и управления церковью.

Дары священства, полученные апостолами от Главы церкви, были переданы ими посредством рукоположения первым епископам, которые, в свою очередь, сделались преемственными распространителями этих даров на прочих членов первобытной иерархии.

Гонения на христиан

Между первыми членами христианства, отличительными чертами которых служили горячая вера, истинное смирение и безупречная чистота нравов, не происходило никаких споров за главенство и притязаний на первенство. Тем не менее, начало распространения христианства было встречено жестокой ненавистью и кровопролитными гонениями.

С одной стороны, евреи видели в христианах отщепенцев от своей древней религии.

С другой стороны, благодаря своему универсальному характеру, христианство не умещалось в рамках римской терпимости, сообщавшей государственную санкцию только национальным религиям, и своею таинственностью внушало опасения римскому правительству, принимавшему его за темное и противообщественное суеверие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Алены

Ряд странных и ужасных обвинений, основанных на превратном толковании христианских обрядов и учреждений, послужил предлогом для жестоких гонений, которые в Иудее достигли высшей степени при Ироде Агриппе и прекратились с войною 67 – 70 гг. В римской империи они начались при Нероне (64 – 68 гг.

), повторились при Домициане и Траяне и достигли поразительного зверства при Деции (249 – 251) и Диоклетиане (284 – 305), при цезарях Севере (в Италии и Африке) и Максимине (в Египте и Палестине).

Необыкновенная твердость в перенесении мучений и трогательная судьба христианских мучеников привлекали много новых последователей под знамена преследуемого учения – и так «кровь мучеников становилась семенем веры».

Христианская апологетика

Со II в. появился длинный ряд защитительных трактатов о христианской вере, имевших целью снискать её последователям расположение римского правительства и отразить обвинения, возводившиеся на нее представителями языческой религии и философии.

Между писателями этого направления (апологетами) особого внимания заслуживают Кодрат, епископ афинский, Тертуллиан, пресвитер карфагенский, философ Ермий, Ориген александрийский и другие.

В царствование Константина Великого (306 – 337) издан был ряд эдиктов, гарантировавших христианам свободу исповедания и предоставлявших духовенству некоторые льготы, но окончательное торжество христианства над язычеством наступило лишь при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане).

Ереси и Вселенские соборы

Кроме внешних гонений, христианскую церковь с первых веков её существования тревожили возникавшие в её среде расколы и ереси, Таковы были выступившие в I веке назореи, присоединявшее к христианским обязанностям соблюдение Моисеева закона; эвиониты, отрицавшие божественность Иисуса Христа.

Во II веке появились гностики, проповедывавшие дуализм духа и материи; аскетическая секта монтанистов и монархиане, делившиеся ни динамистов и модалистов. К III веку относятся ереси Павла Самосатского и пресвитера Савеллия и носившая восточный колорит секта манихеев, расколы новациан и донатистов.

Значительное развитие ересей, возраставших по мере распространения и утверждения христианства в качестве господствующей религии, обусловило созыв Вселенских соборов, частью разрешавших назревшие догматические вопросы, частью издававших правила церковного благочиния. Первым в их ряду был собор, созванный в 325 г.

в Никее по поводу ереси ариан, в осуждение которым был утвержден догмат о единосущии Бога-Сына с Богом-Отцом и издан ясный и вразумительный Символ веры. Во 2-ой половине IV века путем последовательного развития арианской ереси возникла ересь патриарха Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, и созванный по этому случаю в 381 г. Второй Вселенский (Константинопольский) собор дополнил пятью новыми членами Никейский Символ.

В 431 г. в Эфесе заседал Третий Вселенский собор, осудивший ересь несториан, которые признавали в Иисусе Христе только человеческую природу, но в 451 году император Маркиан вынужден был снова созвать (4-ый) собор в Халкедоне, по поводу ереси противника несториан, Евтихия, признававшего во Христе только божественное естество (монофизитство). Пятый и Шестой Вселенские соборы, созванные в Константинополе, в 553 и 680 гг.

, довершили разоблачение монофизитского лжеучения. В 681 г. Трулльский собор («Пято-Шестой») выработал правила церковного управления, послужившие главной основой сборников канонического права – Номоканона или Кормчей. В 787 г. был созван в Никее Седьмой и последний Вселенский собор, опровергший возникшую в первой половине VIII века ересь иконоборцев, окончательно искорененную Константинопольским поместным собором 842 г.

Отцы церкви

В тесной связи с деятельностью вселенских соборов стояли творения отцов и учителей церкви, которые путем письменной передачи апостольских преданий и разъяснения истинного учения веры и благочестия много содействовали сохранению христианства в первобытной чистоте. Особенно благотворна была деятельность святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима и др.

Монашество

Не менее важное нравственно-воспитательное значение имело также монашество, как реализация стремления к высшему нравственному совершенству, зародившегося вместе с появлением христианства, но в течение первых двух веков носившего характер одиночного подвижничества и лишь в конце ІІІ века принявшего массовые очертания.

В IV веке в Египте было основано отшельническое монашество (святым Антонием Великим) и общежительное монашество (святым Пахомием). В V веке появились еще два вида подвижничества: столпничество, основанное святым Симеоном, и юродство о Христе, наиболее известным и уважаемым представителем которого был святой Андрей.

На Западе монашество было организовано в VI веке по восточному образцу святым Бенедиктом Нурсийским, основателем ордена Бенедиктинцев.

Патриархи и папа

Помимо появления монашества, в духовной иерархии христианства произошли с течением времени некоторые другие перемены. Еще во времена апостолов между епископами более почетное положение занимали митрополиты, т. е. областные епископы.

Между ними, в свою очередь, выделились епископы столичных городов, за пятью из которых (римским, александрийским, антиохийским, иерусалимским и константинопольским) Вселенские соборы признали известные одинаковые привилегированные права и общий титул патриархов.

С течением времени распространение ислама, ограничившее епархии трёх восточных патриархов, обусловило соответственное уменьшение их влияния.

Константинопольские патриархи были заняты борьбою с иконоборством; область римских патриархов (пап) тем временем расширилась на весь запад Европы, и в силу исторических условий их власть получила важное политическое значение, на котором папы основали свои притязания на первенство в духовной иерархии. К этим притязаниям, опиравшимся на появившиеся в IX веке подложные акты (Лжеисидоровы декреталии), присоединились некоторые догматические отклонения западной церкви от постановлений вселенских соборов.

Раскол христианства на православие и католичество

Так как папы упорно отказывались признать эти отклонения ошибочными и оспаривали права других патриархов и верховную власть Вселенских соборов, в 1054 г.

произошел открытый и окончательный разрыв между папой Львом IX и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием.

С этого времени широкое русло христианства разделяется на два больших потока – церковь западную или римско-католическую и церковь восточную (греческую) или православную. Каждая из них идет своим путем развития, не объединяясь в единое целое под общим названием.

Источник: http://rushist.com/index.php/byzantium/3508-istoriya-khristianstva-kratko

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как правильно Бог простит и я прощаю

Закрыть