Активное христианство
Как выглядит настоящее христианство?
Искаженное христианство
В мире общепринято считать, что Евангелие – это то, что больше всего подходит для тех, кто лежит на смертном одре, чтобы таким образом сделать их кончину более «светлой».
Как будто Бог является Богом мёртвых, и заинтересован в таких ничтожных и погрязжих во грехах трупах. В то время как молодость и сила превосходно подходят для греха и для сатаны.
Если мы приходим к Богу после долгих лет раздумий, Ему придётся приложить много усилий, чтобы помочь нам отказаться от всех этих греховных привычек, которые так крепко держатся нас.
Как правило, люди не особенно набожны. Некоторые время от времени ходят в церковь или посещают дом молитвы, чтобы послушать священника или проповедника. А в остальном человек продолжает грешить, ходя по колено в земле, как будто христианство от самого сатаны. Молодёжь боится такого христианства и стремится удалиться от него как можно дальше.
Христианство для молодёжи
Что же говорит апостол о христианстве? «Будьте подражателями мне, как я Христу.» 1 Кор. 11:1. Здесь мы можем поставить перед собой цель и стремиться к ней. Это подходит для молодёжи. Вовсе не нужно мучиться и страдать всю жизнь, чтобы покончить с каким-то определённым грехом.
Отсеки его быстрым движением руки, потому что тебе предстоит ещё отсечь и другие вещи. Это путь славы, который ненавидят все враги креста. Здесь мы получаем силу, здесь молодёжи хорошо, она процветает.
Здесь мы можем ставить перед собой высокие цели, как для этой жизни, так и для той, что грядёт.
Крест Христов полезен и Его бремя легко. Христианство – это надёжная, неразделённая и реальная жизнь. Если ты хочешь найти надёжных людей, ищи их на пути креста. Говорить о кресте – ещё не является крестом, а просто болтовнёй. Крест мы находим тогда, когда живём, уничижая самих себя, ненавидя и сознательно отвергая грех в своей жизни.Жизнь должна быть нашим учением, а учение должно быть нашей жизнью.
Мы можем видеть великих одарённых людей, занимающихся, к примеру, искусством, поведение которых является аморальным. Мы можем также видеть красноречивых проповедников, которые не знают, что такое крест Христов.
Дары благодати не являются самой жизнью, они лишь дар, которым можно воспользоваться в этой жизни, в физической жизни или в духовной. Если ты хочешь получить будущее и надежду, следуй за Христом, и не предавайся сну, удобно сидя в том или ином собрании. Не думай, что такие христианские посиделки являются христианством.
Только послушание вере имеет истинную и непреходящую ценность. Всё остальное не имеет никакого значения.
Будь светом для окружающих
Я хочу увещевать каждого, кто идёт путём Христа, – проповедовать вовремя и не вовремя, чтобы люди смогли увидеть все эти пустые разговоры о божественных вещах. Будь светом во время своей жизни на земле, разоблачая безумие, которое является в образе ангела света. Иисус на протяжении всей Своей жизни боролся с людьми, которые своими поступками искажали истины Божьи.
Используй время, убеждай одного за другим. Не для того, чтобы стать кем-то, и не для того, чтоб�� другие стал�� кем-то, но для Бога и Церкви. Пусть спасение других станет нашей наградой и венцом в день оный.
Жизнь является светом для людей. (Иоанна 1:4) Никто не может получить больше света, чем тот свет, по которому он жил, несмотря на огромное количество теорий. Человек не может дать ученикам в библейской школе свет, он может дать знания, которые надмевают.
Иисус учил Своих учеников в школе жизни, днём и ночью, на суше и на воде. Это было для них настоящей библейской школой.
То, что человек, по своей человеческой природе может извлечь из Писания, воспринимается лишь его умом, как такие предметы как: история, география, математика и иностранные языки.
В Церкви Божьей нужны мужи и жёны, которые полны «света жизни».
Copyright Stiftelsen Skjulte Skatters Forlag|brunstad.org
Отрывок из статьи, опубликованной в журнале «Скрытые Сокровища» в 1924 г. под названием «Жизнь – свет человеков»
Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/aktivnoe-hristianstvo
Кто такой Иисус Христос? | Христианская миссия «Новая жизнь»
Что вам приходит на ум, когда вы слышите имя Иисус — икона в церкви, мем «дружище Иисус» или Иисусова молитва?
Иисус Христос. Летоисчисление ведется от Его рождения, миллиарды людей составляют Его церковь. Он является центральной фигурой всей истории человечества. Но почему так? Почему к Нему такое особенное отношение?
Как благодаря Христу я могу узнать Бога лично?
В наш век информатизации найти достаточно фактов о личности Иисуса Христа и Его делах не составляет особого труда. Но что, если бы у вас было всего семь минут на это? Какие значимые факты о Христе стоило бы выделить?
Вот список из семи фактов о Христе, которые, по нашему мнению, стоит знать:
- Иисус есть Бог
- Иисус есть человек
- Иисус — друг грешников
- Иисус умер на кресте ради вас
- Иисус воскрес! Воистину воскрес!
- Иисус — единственный путь к Богу
- Иисус снова грядет
1. Иисус есть Бог
Согласно Библии самый важный факт об Иисусе заключается в том, что Он является Сыном Божьим — Он и есть Сам Бог.
Люди, жившие во времена Иисуса, знали, что Он называл Себя Богом. Но они не верили Ему. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Евангелие от Иоанна 5:18).
Слышали ли вы такой термин «Троица»? Библия описывает единого Бога, как вечно существующего, состоящего из равноценных и объединенных личностей или ипостасей. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Согласно Библии Иисус является второй личностью Троицы — Богом Сыном.
И 2000 лет назад Сын Божий сделал что-то неожиданное для всех.
Существует ли Бог?
2. Иисус есть человек
Вы когда-нибудь задумывались, в чем суть праздника Рождества? В этот день христиане празднуют чудо «Воплощения». Это слово обозначает, что Бог стал человеком, воплотился. Библия рассказывает о том, как молодой деве из города Назарета явился ангел. «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Евангелие от Луки 1:31-32). Но Мария, дева, не понимала, как именно произойдет зачатие ребенка. На что ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки 1:35). Девять месяцев спустя у Марии родился ребенок.
Она положила Его в кормушку для животных и назвала Иисусом. Она кормила Его, меняла Ему пеленки и пела колыбельные. В Новом Завете Иисус описывается как одновременно и Бог, и человек. В течение Своей жизни Иисус, согласно Библии, рос и учился. Он был искушаем грехом так же как и мы. И Он постоянно называл Себя Сыном Человеческим.
Но зачем Богу было становиться человеком?
Христианское вероучение основано на Библии. Стоит ли доверять ей?
3. Иисус — друг грешников
Сын Божий родился в этот мир с миссией спасения. Когда Адам и Ева восстали против Бога, грех стал частью человеческой природы. Эта духовная болезнь передается из поколения в поколение. Тем не менее, Бог хочет спасти людей от наказания за грех — вечной смерти. Он любит нас и хочет дать нам вечную жизнь.
Самоправедные религиозные лидеры, жившие во времена Иисуса, критиковали Его за то, что Тот ел с «грешниками». В те времена совместная трапеза была знаком дружбы. Иисус ни коим образом не одобрял грех тех, с кем ел.
И после одного из таких ужинов Он объяснил Свой мотив так: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Евангелие от Луки 19:10).
Но даже близкие к Иисусу люди не могли представить, насколько далеко был готов зайти Иисус ради спасения созданных Им людей.
Секс и Библия: Что говорит Бог о сексе?
4. Иисус умер на кресте ради вас
На следующий день после того, как Иисус разделил пасхальную трапезу с учениками, Он взошел на холм неподалеку от Иерусалима. Его тело было покрыто кровью и синяками из-за многочисленных ударов плетью. На том холме солдаты пронзили руки и ноги Христа, пригвоздив Его к римскому кресту.
Иисуса распяли по двум причинам. Во-первых, иудейские религиозные лидеры завидовали Ему. Во-вторых, Пилат боялся беспорядков. Но все это было частью плана Иисуса. В Библии записано потрясающее заявление Христа о Своей жизни: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Евангелие от Иоанна 10:18).
В духовном смысле Иисус пожертвовал Своей жизнью, чтобы поставить мат нашим врагам: Сатане, греху и смерти.
Несмотря на всевозможные искушения, Он ни разу не поддался им. Он не унаследовал греховную природу от Своего земного отца.
Совершенная невиновность Иисуса позволила Ему умереть той смертью, которую заслуживаем мы.
К трем часам дня тело Иисуса не могло больше бороться. К тому моменту Он провисел на этом орудии казни уже шесть часов. Он вскрикнул и испустил дух. Бог Отец излил весь Свой гнев за грех на Своего Сына.
Тело Иисуса сняли с креста, обернули в ткань и похоронили в гробнице. Ко входу привалили огромный камень.
5. Иисус воскрес! Воистину воскрес!
Иисус ходил по воде. Он исцелял больных, давал прозрение слепым, умножал пищу. Он даже воскрешал мертвых. Но величайшим чудом стало то, что Он Сам воскрес из мертвых. Вы когда-нибудь задумывались о сути праздника Пасхи? В этот день христиане празднуют чудо Воскресения Христа. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее.
Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Евангелие от Иоанна 10:17-18). Вот почему христиане говорят об Иисусе в настоящем времени. Мы говорим, что Иисус есть друг грешников, а не был им, потому что Иисус живой!
После воскресения Христа из мертвых, Он провел 40 дней, наставляя Своих учеников. Затем Он покинул Землю, оставив с нами Святого Духа.
Именно Святой Дух должен был помочь ученикам не забыть важные истины.
6. Иисус — единственный путь к Богу
За ночь до Своего распятия Иисус сказал Своим ученикам что-то очень важное: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6).
Уже после того, как Иисус оставил Землю, апостола Петра схватили иудейские религиозные власти. В Библии рассказывается о том, как третья личность Троицы обратилась к присутствующим через Петра. Он вновь повторил важные истины об Иисусе:
«Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния св. Апостолов 4:8-12).
Библия ясно говорит о том, что Иисус не просто пророк или учитель. Иисус прямо заявляет, что Он — наша единственная надежда. Но, когда Он снова придет, Он придет ради суда.
7. Иисус снова грядет
В Новом Завете можно найти 318 ссылок на Второго Пришествия Христа. В среднем, упоминание об этом событии присутствует в каждом тринадцатом стихе.
Вот один из примеров.
Приблизительно через 62 года после вознесения Иисуса на небо, Он явился апостолу Иоанну в видении. Само это видение составляет собой последнюю книгу Библии Откровение Иоанна Богослова.
В конце данного видения Иисус провозглашает: «Гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение Иоанна Богослова 22:12).
Возможно, вы спросите: «Что имел в виду Иисус Христос, говоря, что он грядет скоро?» Апостол Петр дает нам подсказку:
«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (Второе послание Петра 3:8-9).
Иисус грядет, чтобы судить мир и грешников. Он жаждет правосудия. Но Он дает нам время. Почему? Он дает время, чтобы вы осознали, что грешны, и отвернулись от греха. Он очень хочет даровать вам прощение. Иисус — самая удивительная, креативная и интересная личность во всей Вселенной.
Он хочет, чтобы вы знали Его лично и жили с Ним вечно.
Помните — вы не одни!
Если у вас появились вопросы или вы хотите поделиться чем-то, что вас беспокоит, просто заполните эту форму. Мы свяжемся с вами, чтобы выслушать и поддержать. Все вопросы и разговоры полностью конфиденциальны.
Enable javascript in your browser if this form does not load.
Источник: https://www.newliferussia.ru/ru/faith/jesus.html
Глава I. Споры о вере
Полемика между евреями и христианами велась по вопросам веры – в чем она состоит, эта истинная вера, и кто ею обладает. Чтобы понять суть спора, следует начать с некоторых определений и разъяснений.
И иудаизм, и христианство сходятся в том, что все религиозные истины даны в Откровении. Поэтому обе религии являются религиями Откровения. Оно может быть однократным событием – таким, как дарование Торы на горе Синай, или более продолжительным, как земная жизнь Иисуса, в течение которой Бог передал истину Своим избранникам напрямую, без посредников. Поскольку истина исходит из уст Бога Живого, человек не должен и не может ее оспаривать.
И коль скоро в Откровении человек получает Божественную истину во всей ее полноте, она остается совершенной и единственной истиной. Ее нельзя дополнить или подменить какой-либо другой истиной, ибо в ней заключено все. Поскольку же человеческий разум не является источником истины, он не может подвергать ее критике. Это значит, что религия ставит веру гораздо выше знания.1 Заповеди иудаизма, как те, которые можно объяснить с помощью логики (напр.
“не убий” или “не укради”), так и те, что не поддаются этому объяснению (скажем, пищевые запреты или обрезание) на самом деле не нуждаются в логическом обосновании и от него не зависят. Так же обстоит дело у христиан с верой в Троицу и двойную природу Иисуса. В обеих религиях имеется аксиома о том, что наше познание ограничено по своей природе, а потому человек заведомо неспособен постичь разумом основы веры или предписанные ему заповеди.
Эти непостижимые основы в христианстве называются “таинствами”.
Подумайте над тем, каковы способы познания в других областях, например, в науке. Таким образом, вы лучше поймете природу Откровения как источника веры. Можно использовать следующий пример. В 1705 г.
астроном Эдмонд Галлей2 обнаружил, что кометы, появлявшиеся в 1531, 1607 и 1682 гг., двигались по одной и той же траектории. Отсюда он заключил, что это были последовательные появления одной и той же кометы, которая должна будет вернуться еще раз в 1758 г.
Так и произошло. Каков был способ познания у Галлея?
Согласно иудаизму, вся истина содержится в Торе, дарованной Моисею на горе Синай в акте Откровения. Тора совершенна, едина и неизменна. В ходе Синайского откровения человеку вместе с ней даны и ее толкования, то есть Устная Тора, которая тоже наделена священным статусом. Тора, полученная Моисеем на горе Синай, переходила непосредственно от поколения к поколению, “Из уст в уста”.
Поэтому к какому бы поколению ни принадлежал еврей, он мог быть уверен, что Тора, которая у него в руках, та истина, в которую он верит – та самая, что дана Богом в Откровении, без всякого участия человека.
Трактат “Авот” (”Отцы”), единственный трактат Мишны, посвященный не галахическим вопросам, а содержащий высказывания этического и общеинтеллектуального содержания, открывается следующими словами: “Моисей получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа (Иисусу Навину), Йеошуа – старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее членам Великого Собрания (Кнессет а-гдола)” (Авот 1,1). После этого вступления приводятся речения мужей Великого Собрания.
Цель процитированного вступления – “перечислить основные звенья в передаче Устной Торы от Моисея до Великого Собрания [] и тем доказать, что преемственность традиции в народе Израиля не прерывалась”3. Тем самым за Устной Торой закрепляются как монопольное право на толкование Писания, так и сакральный статус.
Подобным же образом и христианская церковь утверждает, что ученики Иисуса – апостолы – восприняли его учение непосредственно из его уст и затем передали своим преемникам, то есть епископам. Церковь как институт, в лице своих представителей – епископов и игуменов, является единственной истолковательницей истины. Она обладает всей ее полнотой. Истина ведома одной лишь церкви, поэтому лишь она вправе ее толковать.
Охарактеризуйте отношения между познанием истины и той силой, которой обладают учреждения, присвоившие себе право на ее толкование.
Иллюстрация 1
Моисей получает Тору. Иллюстрация к манускрипту (Франция, предположительно между 834 и 843 гг.). В верхней части рисунка: Моисей на горе Синай, окруженный языками пламени, получает от Бога Тору. Снизу: Моисей передает Тору народу Израиля. (The British Library, Ms. ADD 10546 f25)
Подобно иудаизму, христианство – это религия Откровения, претендующая на преемственность в передаче истины с момента его получения. Однако, согласно христианским воззрениям, Откровение свершилось дважды: сперва – как Синайское откровение, воплощенное в Торе, а затем как откровение Иисуса, описанное в книгах Нового Завета и истолкованное в трудах отцов церкви.
Христианство унаследовало от иудаизма идею Завета или союза, который заключает Бог с верующими, но, в отличие от иудаизма, оно говорит о двух Заветах: Ветхом, заключенном на горе Синай, и Новом, скрепленном искупительной жертвой Иисуса.
И если Ветхий Завет пребывает под знаком греха – первородного греха Адама, то Новый осенен благодатью и надеждой на спасение, обетованное человеку благодаря искупительной жертве Иисуса.4
Иллюстрация 2
Моисей передает скрижали Завета народу Израиля. Иллюстрация к Библии (Франция, XII в. ) Как и на многих христианских рисунках, Моисей изображен с рогами: так ошибочно понималось еврейское слово “карнайим”, означающее и “лучи” и “рога” (см. Исх 34:35). (Bibliothèque Municipale de Sens. Ms. 1)
В иудаизме и в христианстве одни и те же исходные верования интерпретируются по-разному. Христиане восприняли веру в единого Бога, но переосмыслили ее на свой лад. Признав святость еврейской Библии, они дали ей собственное толкование и дополнили целым сводом священных книг.
Усвоив идею “избранного народа”, они перенесли ее на все сообщество верующих христиан. И иудаизм, и христианство претендуют на правильное понимание этой системы верований, идей и всего, что из них вытекает.
Поэтому следует подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, об общих верованиях или, точнее, о трактовке этих общих верований, о трактовке их сходных основ, которые в каждой из религий интерпретируются по-своему.
С этой точки зрения, дискуссия между иудаизмом и христианством принципиально отличается от того гипотетического спора, который мог бы возникнуть, допустим, между иудаизмом и буддизмом. Только применительно к полемике между иудаизмом и христианством допустимо говорить об общей исходной точке, запечатленной в общем тексте, то есть в еврейской Библии5.
Характер полемики
В определенном смысле полемика между иудаизмом и христианством – “дело семейное”, чем объясняется сама ее острота и эмоциональная напряженность. Развивая эту “фамильную” аналогию, стоит добавить, что и здесь отношение сына к отцу отличается от отношения отца к сыну. Христианство, вышедшее из иудаизма, почитало себя его наследником и истинным толкователем.
Соответственно, иудаизму надлежало исчезнуть с того момента, когда была явлена истина, принесенная христианством. Однако проблема в том, что иудаизм не подчинился христианской логике. Он не признал христианство своим наследником, сохранив верность собственному учению. По крайней мере до XII в.
иудаизм отказывался даже всерьез рассматривать эти притязания, считая христианство всего лишь очередной лжерелигией. Возникшая необходимость противостоять христианству объяснялась не столько теоретическим вызовом, сколько самим распространением христианства и его успешной миссионерской деятельностью, представлявшей физическую угрозу для еврейских общин.
Приходилось как-то считаться и с неприятной проблемой. Если христианство – это лжеучение, то как объяснить такой его успех?
Зато для христиан распря с иудаизмом была войной за краеугольные ценности их веры. Отказ евреев принять истину христианства оставался с самых ранних стадий христианства коренной проблемой, угрожающей самым его основам. Теологическая полемика с иудаизмом не была просто одним из споров, которые вела церковь, стремясь обратить весь мир в свою веру. Перед нами фундаментальная проблема, сопровождавшая христианство с самого рождения, ибо родилось оно из иудаизма.
Именно поэтому в дебатах с ним приняло участие большинство великих христианских богословов. Рассматривая здесь христианскую веру сквозь призму ее антиеврейской полемики, мы должны помнить, что в этой полемике отразилось большинство ключевых проблем христианской веры.
Как христиане ИНТЕРПРЕТИРУЮТ СвЯщенное Писание?
Как уже сказано, дискуссия разворачивается вокруг принципов веры, общих для обеих религий. Обсуждению всегда подлежало различное восприятие общих верований, или же верований, выражаемых в общих терминах: Мессия, избранность, природа Божества, единство Бога, соблюдение библейских заповедей. Все это – принципы веры, содержащиеся в Священном Писании, общем для обеих религий.
Таким образом, базой для дискуссии являлась еврейская Библия. Чтобы в общих чертах определить предмет обсуждения, следует первым делом отметить, что евреи и христиане спорили о понимании общего сакрального текста. Это определение охватывает все темы спора, так как согласно обеим религиям, вся полнота истины заключена в священном тексте.
Христианство оспаривало еврейский подход к пониманию Торы. Оно утверждало, что еврейство ошибается, понимая Тору дословно и дословно же соблюдая ее заповеди. Христианские комментаторы полагали, что в Торе действительно содержится истина, но это истина особого рода, пребывающая в зависимости от той, что была явлена позже и находится в Новом Завете. Иначе говоря, Тору следует читать ретроспективно – с точки зрения последующих событий, произошедших в момент откровения Христа человечеству.
Ветхий Завет, таким образом, зависит от Нового Завета. Ключ к пониманию Ветхого Завета дан верующему в Новом Завете. Ветхий Завет, то есть еврейская Библия – нечто вроде силуэта, отражения в мутном зеркале, наброска той грядущей реальности, которая должна была раскрыться в Новом Завете с совершенной ясностью, при ярком свете.
Употребительный христианский термин – префигурация (praefiguratio)6 – прообразование, смутное очертание и предварение того, что должно проступить явственно в Новом Завете.
Изо всего сказанного можно получить представление о том, как христианство толкует еврейскую Библию в целом. А теперь мы приведем примеры того, как интерпретировались те или иные отдельные сюжеты.
Жертвоприношение Исаака
“И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе [] На третий день возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека.
[] И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе [] И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров [] И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.
Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего” (Быт 22:1–2, 4, 6, 9, 13).
Рассказ о жертвоприношении Исаака осмыслен в христианстве как прообразование (префигурация). Приводим характерный для средневековья христианский к этому рассказу из книги Glossa ordinaria, сочиненной, или вернее сказать, составленной в XII в.:
”Авраам, ведущий своего сына на жертвоприношение, символизирует Бога-Отца. [] Исаак – Христа. Как Авраам принес в жертву своего единственного любимого сына, так и Бог–Отец предал за нас [на распятие] своего единственного Сына. И как Исаак нес дрова, на которые он должен был быть положен, так и Христос нес крест, на котором должен был быть распят.
Исаак был возложен на жертвенник со связанными ногами, а Христос был пригвожден к кресту. Однако то, что символизирует собой Исаак, переносится и на овна, ибо Христос наречен Агнцем. Он есть и Сын, ибо родился, он же и Агнец, ибо принесен в жертву”7.
Библия и ее толкования как область межконфессионального диалога иудаизма и христианства будут обсуждаться в другой главе.8 Здесь же нам важно подчеркнуть, что христианское прочтение еврейской Библии, как “прообраза и символа”, нашло выражение не только в комментариях. Оно повлияло на христианский образ мысли и отразилось в литературе и искусстве.
Иллюстрация 3
Источник: http://online-books.openu.ac.il/russian/jews-and-christians-in-western-europe/part5/chapter1.html
Как зовут Бога: что говорят авраамические религии
МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости.
Все ли равно, в какую церковь ходить?
«Да святится имя Твое», — говорится в главной христианской молитве «Отче наш». «Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны.
Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца «Да святится имя Твое», а заканчивается упоминанием о Его славе «ибо Твое есть Царство и сила и слава» — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).
Слова «имя Твое» иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею.
«Свято место пусто не бывает», — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке.
Когда на Украине создавали «новую христианскую церковь», вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги.
Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся.
К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: «Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).
Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, «чтобы человек был хороший».
Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: «Кто-то где-то там есть».
Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным?
Чтобы изменить такое отношение, нужно «познакомить» человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще.
Зачем знать имя Божие
Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя.
Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: «Как Твое имя?» Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как «Сущий», но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры.
Наиболее распространена версия, что оно произносилось как «Яхве».
Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. «Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно», — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий.
«Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос».
Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов.
Ведь, по его словам, каждый человек, «верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего». В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог.
«Слово «Элои» у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах», — объясняет Аббясов.
Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово «Господь» на слово «Сущий».
Что значит имя Яхве
У слова «Яхве» нет однозначного перевода. «Сущий», широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. «Это имя похоже на форму глагола «быть», но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой», — заметил Десницкий.
Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между «Я есть», «Я был» и «Я буду», некое имя вне времени, поясняет Горин. «Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)», — уточняет он.
Как произносилось имя Яхве
Тетраграмматон — написание имени «Яхве». По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно «хранить вечно». «Священные тексты хоронят в могилы, как человека», — рассказывает представитель Федерации еврейских общин.
В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно.
Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве.
В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, «произносил имя Божие правильно». В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. «Это знание является краеугольным камнем иудаизма», — подчеркивает Горин.
Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин.
Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога «Га Шем», что означает просто «имя».
Есть замена и для молитвы: «Адонаи» — буквально «мой Господин». «В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)», — утверждает Горин.
Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве
«Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея «не произноси имени Божьего всуе», — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский.
Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): «Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова «Сущий» — Ego Sum.
Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом «Господин», по-гречески «Кириос». Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон «Яхве», написанный еврейскими буквами.
В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только.
«Сущий» у семитских народов
В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве.
Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий.
«Хотя, например, в имени пророка Исайи — «Ишаягу» («Яхве спас») — присутствует часть имени Яхве», — поясняет библеист.
А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как «Аль-Ваджид» и переводится как «Существующий» или «Находящийся постоянно с человеком». Глагол «быть» по-арабски читается «ваджа» и имеет общий корень со словом «Яхве». «Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим», — объясняет Рушан Аббясов.
Иисус Христос и Яхве
«Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, «Иисус», означает: «Яхве — Сущий — спасает». Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен», — говорит Десницкий.
Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. «Христос сказал в Евангелии от Иоанна «Я Сущий» (греч. «Эго Эйми» — «Я Есть». — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: «Прежде чем Авраам был, Я Есть», иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство», — объясняет Ковалевский.
В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола «эйми», «быть» — буквальный перевод слова «Яхве» на греческий язык.
Иисус Христос — идеальное имя
Слово «Христос» означает «помазанник» — это перевод на греческий язык еврейского слова «мошиах», или «мессия», имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира.
Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти.
Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать «нет другого имени» — то же самое, что произнести «нет другой личности». «Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв.
Это понятие, тождественное личности», — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. «С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество.
Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя», — объясняет Десницкий.
Источник: https://ria.ru/20190203/1550278718.html
Правда о человеке, называвшем себя богом (ОШО)
БХАГВАН ШРИ РАДЖНИШ (ОШО) — человек в мире известный. Его называют «выдающимся мыслителем и мистиком современности», а заслуги признаны ЮНЕСКО.
В СССР движение Ошо было под запретом ввиду нарушения им моральных норм и сексуальных злоупотреблений, а также лояльного отношениях к наркотикам. Однако сегодня интерес к его трудам и личности вспыхнул с новой силой, особенно в среде молодежи.
Достаточно зайти в любой книжный магазин, чтобы в этом убедиться. Десятки наименований книг с его трудами — порою больше, чем православной литературы!
Пользуясь цитатами из некоторых книг Ошо («Истинный мудрец», «Беседы с немногими избранными», «О христианстве»), мы попробуем показать истинное лицо этого человека и природу его вероучения (написания имен Бога и святых оставляем в авторском варианте).
«Я зову себя Богом»
«Я зову себя Богом просто для того, чтобы вы также смогли собрать все свое мужество, чтобы признать это. Если вы признаете это во мне, вы тем самым сделаете первый шаг в признании этого в себе. Вас всегда учили осуждать себя. Вас всегда учили, что вы грешник. Здесь я отбрасываю всю эту чушь прочь».
* * *
Что сказать на это? Сам дьявол прельстил в Эдемском саду Адама и его жену, сказав: «будете как боги» (Быт. 3:5), через что первые люди пали. Прельщенный дьяволом Ошо прельщает нас. Он называет признание грехов в себе «чушью». Однако Слово Божье говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Также: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8).
«Непорочное зачатие — разве это истина?»
«Непорочное зачатие еврейской девственницы — разве это истина?
Поскольку они (христиане — С. Р.) не смогли доказать, что женщина забеременела без сексуального контакта с мужчиной, выдвигается идея, что она забеременела от святого духа. Тогда это уже не непорочное зачатие, а святой дух больше не святой.
Он сделал бедную девушку беременной, даже не пожелав предварительно узнать перед этим ее собственной свободной воли. И абсурд на этом не кончается, когда христиан спрашивают: «Кто такой святой дух?», — они отвечают: «Это часть бога».
Какая часть? Рука? Голова?»
* * *
Здесь сразу много неправд. Конечно же, непорочное зачатие Богомладенца для христиан — непреложный факт. Плод зачался от Духа Святого, в момент, когда Дева Мария приняла Слово Божье. Никакого насилия со стороны Бога не было.
Мария сказала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Что же касается Духа Святого, то НИКТО и никогда из христиан Его не считал и не считает «частью» Бога. Это одна из ипостасей триединого Бога.
Ошо просто надмевается своим плотским умом над тем, чего не знает и что ему не открыто (Кол. 2:18).
«Иисус учился в Индии»
«Иисус пришел вовремя. Он мог тогда встретить Просветленнных Мастеров в Наланде и Такшалиле. Он был в обоих Университетах. Он старался изучать все, чему учил Будда. Семнадцать лет он провел на востоке: в Индии, в Ладаке, в Тибете, а также в израильской мистической секте есеев, которые имели хорошее представление о том, что такое Просветление и как его преподают в Индии. Так что многое, чему учил Иисус, было заимствованным с востока».
* * *
Конечно же, это ложь. Христос не был ни в какой Индии и не учился ни у каких «мастеров». В 12-летнем возрасте Он Сам учил книжников в храме, и они поражались Его разуму и Его ответам (Лк. 2:47). Мог ли Он куда-то уйти, оставив Свой храм, людей, родителей? Он был «в повиновении у них» (Лк. 2:51).
И где та «мудрость», которой якобы, по утверждению Ошо, Христос учился в Индии? В четырех Евангелиях Христос цитирует исключительно одну только Тору (Ветхий Завет) и не сделал ни одного заявления, так или иначе противоречащего Писанию. Более того, Христос говорил: «Исследуйте Писания ибо они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5:39).
Конечно, утверждение, что Христос учил знаниям, заимствованным с востока, кроме как бредом и фантазией автора не назовешь!
«Иисус никогда не воскресал»
«Иисус сам никогда не «воскресал», после распятия он не умер физически, а ушел из Иудеи в Кашмир, где дожил до глубокой старости в горном гималайском местечке Пахальгам».
* * *
Ошо не верит в воскресение Христа. Он представляет Христа обманщиком, очевидно, инспирирующим воскресение (зачем?) и ушедшим зачем-то после этого в Индию.
Все это настолько голословно и бессмысленно, что рождает огромную массу вопросов, на которые у «Мастера», конечно же, не может быть ответов. Апостол Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» (1 Кор. 15:12-15).
«Бог — одна из самых бесполезных гипотез»
«Бог — одна из самых бесполезных гипотез, когда-либо придуманных людьми. Ее никто по-настоящему так и не доказал и не опровергнул. Пожалуйста, спустите эту гипотезу просто в сортир!»
* * *
Интересно, что, прельщая людей мыслью стать «богом», Ошо отвергает идею Самого Бога! Поражает та ненависть, с которой он атакует мысль о существовании Творца. Эта ненависть — не человеческого, а духовного (сатанинского) свойства. В связи с чем вспоминается известный стих из Псалмов: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”». (Пс. 13:1).
«Апостолы — необразованные люди!»
«Я не вижу никакой разумной искры в этих двенадцати апостолах, ни одного по-настоящему образованного человека, ни одного раввина, ни одного ученого, ни одного профессора богословия — никто из тех, кто обладал хотя бы какой-нибудь остротой ума, не находился среди тех, кто следовал за Иисусом. А между тем, Иудея времен Иисуса Христа интеллектуально была совершенно не отсталой землей».
* * *
Ошо противопоставляет умственное, научное знание знанию духовному и сладострастно посмеивается над тем, чего сам не знает и что понять не в силах. Но ведь за 3 года пребывания со Христом эти люди научились тому, чего многие за всю жизнь освоить не могут. И вот что говорит Писание по поводу избрания и мудрости божественной и человеческой: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27-28)
«Христиане верят в вымышленного бога»
«Знает ли Христианская церковь Истину? Она верит в вымышленного бога, она верит в вымышленного дьявола, она верит в ад и рай, не имея никаких доказательств. Какую истину она защищает? Его бог — внешний объект, его рай снаружи, его ад снаружи».
* * *
И опять целый фейерверк примитивных и ложных утверждений, показывающих дремучее невежество их автора. Знает ли Церковь истину? Безусловно. Ведь во главе ее стоит Тот, Кто Сам является Путем, Истиной и Жизнью (Ин. 14:6). Что же касается ада «снаружи» и «внутри», то Слово Божие ясно говорит, что «Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17:21). И ад — тоже у нас внутри (когда человек согрешает, ненавидя Бога и ближнего своего).
Его учение не ново
Конечно, учение Ошо не ново. Это учение сатаны. Того самого, о котором в Писании сказано: «Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10). НИЗВЕРЖЕН! Писание говорит, что это случится во времена конца света.
Но, может быть, не стоит этого конца света дожидаться, и уже сейчас начинать низвергать эти дурацкие безумные идеи, сеющие ложь и ненависть в наши души? И мы тогда не будем удивляться, откуда у нас в стране такой рост антицерковных и антирусских настроений! Откуда берутся пляшущие на амвоне девочки или вечно брюзжащие желчные богоненавистники невзоровы.
И еще, хочется в связи с вышесказанным задать вопрос: а не стоит ли всерьез властям подумать, а можно ли в России издавать и продавать такую литературу, несущую зло и ненависть и разжигающую в людях экстремизм и религиозную рознь?
Арсений НОВИКОВ
Вечный зов / епархия-уфа.рф
Источник: http://www.eparhia-ufa.ru/libraries/publications/pravda-o-cheloveke-nazyvavshem-sebya-bogom-osho
Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?
Правообладатель иллюстрации istock
Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.
«В начале было Слово»
В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.
В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.
Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?
Что Библия говорит о сексе?
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан
Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).
Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.
Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.
Гомосексуализм
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Против гомосексуализма церковь возражала давно
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».
Книга Левит, глава 18, стих 22
«Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» — Послание к Римлянам, глава 1, стих 27
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10
Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.
Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.
Воздержание
«хорошо человеку не касаться женщины» — Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1
Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.
Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.
Брак
«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». — Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Брак стал церковным таинством только в XII веке
Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.
В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.
И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.
Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).
Контрацепция
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христанской морали
«и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» — Евангелие от Луки, глава 1, стих 42
«Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» — Книга Бытия, глава 38, стих 9
В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.
Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.
Если правила установил не Иисус, тогда кто?
После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.
Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом
Святой Августин
Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин — теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.
Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.
Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.
Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей «грешной плоти».
Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.
Сексуальная революция
Image caption Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора
Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.
Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.
Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.
Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.
А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.
Наследие Лютера
Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.
Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.
Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции
В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно «плодиться, как кроликам», и что они должны ограничивать число детей.
При этом он по-прежнему жестко высказался против «искусственной контрацепции», отметив, что есть много «естественных» методов предотвратить нежелательную беременность.
В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.
В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.
В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.
А что делать протестантам?
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали
У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.
Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sin