Кто начал новое летоисчисление

Летоисчисление от Рождества Христова — начало новой эры

Кто начал новое летоисчисление

7 января — Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки — святые дни — две недели до Крещенского сочельника.

***

Новая эра

В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе.

Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей.

Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится?

А ночи и вправду были неспокойные — и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся.

— А заплатить у Вас есть, чем?
— Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти!

. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот
— Простите, мест нет!

И еще одна дверь захлопнулась.Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?-Место в хлеву?

Ведь Ей рожать. Ведь на свет должен прийти не просто малыш. Ведь придет Царь Царей, спаситель мира!

Старик Иосиф знал о том, кого родит его жена. Марию ему отдали в жены совсем юной девушкой — священники не знали, как быть с девушкой, которая дала обет посвятить всю жизнь Богу и избрали ей в мужья его, уже старого человека. И вот, через некоторое время оказывается, что его чистая невеста беременна. А как же обет целомудрия? И что будет с ней — узнают — ее ведь забьют камнями до смерти! Беременна, а еще не замужем И он принимает решение тайно отпустить ее. Тогда хоть не убьют ее

Но в ту ночь он неожиданно проснулся. Это был не сон, это было видение — ему явился Ангел Божий. Предстал перед ним и сказал, что нет греха на Марии. Тот, кого она носит под сердцем  — плод не мужской похоти, а плод Завета, Сын от Духа Святого, Спаситель мира. Мессия, которого не одну сотню лет так ждали все.
И начались долгие недели ожидания, вот уже совсем близко тот, кто придет спасти мир. Спасти всех нас от смерти, от греха, дать надежду на спасение.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

  Б. Пастернак

 И Ему не нашлось даже самого крохотного места ни в одном доме. Рождается Царь и Спаситель мира, и где? В грязном хлеву, где только животные и согревают воздух своим теплом.


Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и  «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ — до Христа) и AD (Anno Domini лат. — год Господень)

Встреча Царя

Христос родился в городе Вифлееме во дни всенародной переписи в Римской империи, к которой в те времена относилась и Иудея.

«Таинство странное вижду (вижу) и преславное, — воспевает, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже (возлежит) невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона).

По преданию, роды Богомладенца были безболезненными, поэтому Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Младенца и положила Его в ясли.

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они сторожили стадо, когда им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь: я благовествую вам радость великую, родился вам сегодня Спаситель, Христос Господь «.

Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем.»

Так, первыми видеть Христа удостоились бедные простые пастухи.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя.

Подождите у входа.

Летоисчисление от Рождества Христова

Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым.

В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.

Однако, эта дионисиевская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами: общепризнанной датой Рождества считается 749-й год от основания Рима.

Почему волхвы?

Следующими к новорожденному Христу пришли волхвы -мудрецы с Востока. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.

Сегодня нередко говорится о том, что православная вера принимает астрологию, и при этом ссылаются на то, что одними из первых к новорожденному Спасителю пришли волхвы. Однако, церковь свидетельствует о невозможности православной астрологии: волхвы принесли к ногам Христа всю языческую мудрость, символически показывая ничтожность своего знания перед величием Богочеловека.

Евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).

Эти слова испугали Ирода. Царившего в то время, т.к. он не имел законных прав на престол. Ирод испугался соперника, но что стоило его уничтожить? Пока младенец был еще так беззащитен: Ирод взял с волхвов обещание указать ему на новорожденного Царя Царей. Они пришли в Вифлеем и там, «падши, поклонились» Новорожденному Христу. «Открывши сокровища свои», волхвы «принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть».

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. и тогда Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях. Иосифу же вновь явился ангел и повелел бежать с Марией и Младенцем в Египет, по избежание верной смерти.

Для чего Рождество?

Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов 20 века митрополит Антоний Сурожский «Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.

Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?..

Но Он приобщается нам и умирает.»

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.

Праздник

На Рождество во всех храмах православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года.
Песнопения службы Рождества Христова особенно торжественны и мелодичны. Вечером в день Праздника служится праздничная вечерня. Храмы всегда украшены к Рождеству по-особенному: во многих церквях наряжаются елки и устанавливаются Рождественские вертепы.

На Рождество заканчивается 40-дневный пост и начинается веселое время святок. Время, когда нет поста, время, которое православные стараются провести свято — это итог всего поста. Издавна на Руси в эти дни особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким, это и время народных гуляний, веселья и радости о празднике Рождества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа на Руси отмечали Новый год

Источник: https://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-nachalo-novoj-ery/

История старого Нового года в России

Кто начал новое летоисчисление

ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь с 13 на 14 января 2019 года отмечается старый Новый год (или Новый год по юлианскому календарю) — праздник, который появился в России в результате календарной реформы 1918 года. До введения григорианского календаря (так называемый новый стиль) на эти дни приходились даты 31 декабря и 1 января. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку про историю и традиции праздника.

История возникновения праздника

В дохристианское время на Руси дата наступления нового года неоднократно менялась: начало новолетия приходилось в разные периоды на дни зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), весеннего равноденствия (22 марта) или первого весеннего полнолуния. После крещения 988 года была принята византийская система летоисчисления «от сотворения мира», или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века.

В 1492 году (или в 7000 году от сотворения мира) указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей. Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь.

В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годами. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему.

29 и 30 декабря 1699 года Петр I издал два именных указа о введении нового летоисчисления и о праздновании Нового года.

Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом) и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал.

Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений — 1 сентября.

К ХХ веку календарь России на 13 суток отстал от европейского. Чтобы сократить этот разрыв, 24 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении в стране григорианского календаря. Документ был подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января 1918 года.

Летоисчисление по новому календарю стали называть «новым стилем», а по юлианскому — «старым». Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, таким образом разница между «старым» и «новым» стилями составила 13 суток.

Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю.

С тех пор в России, как и в большинстве других стран, Новый год встречают 1 января по григорианскому стилю. Прежняя дата (1 января по юлианскому календарю) сдвинулась на 14 января. Так возник новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год».

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и в начале 2100-х годов достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января.

Традиции праздника

Новый год по новому стилю (1 января) приходится на период сорокадневного поста, предшествующего Рождеству. Старый Новый год отмечают уже после Рождества, во время святок (12 дней от Рождества до Крещения). Поэтому некоторые верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января.

14 января христианская церковь также чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря — Васильева вечера (также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др.).

По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год.

Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).

Где еще встречают праздник

Традиция встречать старый Новый год сохранилась в бывших советских республиках, а также в Сербии, Черногории, Македонии, Греции, Румынии. В Сербии праздник носит название «Сербский Новый год» или «Малое Рождество», в Черногории — «Правильный Новый Год», в Греции отмечается день святого Василия.

Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 года (например, в Аппенцелле празднуют день святого Сильвестра), а также в некоторых валлийских общинах Великобритании.

Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю (незначительно отличается от юлианского). Праздник у берберов носит название Еннаер (Yennayer), известен также как «марокканский Новый год», официальным он не является.

Источник: https://tass.ru/info/5991387

Летоисчисление до петра 1 в российской империи. Летоисчисление: что это, когда началось летоисчисление? б) Лунный год в отношении к юлианскому году

Кто начал новое летоисчисление

(от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления), но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для чего? Чтобы отсечь всё Наследие. Ведь Петр 1 не просто заменил на европейский, он украл у народа 5508 лет Наследия Предков, и появилась возможность в академических книжках по истории написать, что до христианизации, Руси как бы и не было.

После Петровской реформы Наследия как бы не стало, и плюс вырезались все родовитые мужи (), древние Рода. Таким образом, появилась хлюпкая новая элита, как в новейшей истории: коммунистов убрали от власти, и пришла новая хлюпкая, дохлая элита – голубые мальчики, розовые девочки.

Тоже самое делал Петр 1: запрещал носить бороды (богатство Рода, связь с Предками), заставлял мужчин ходить в колготочках, панталончиках, одевать всякие висюлечки, ленточки, бантики, как маленькие девочки.

Народ называл новую элиту женоликими, блядоликими, до сих пор осталось выражение «блядское лицо» (по-славянски, ; не путайте со словом «блуд»).

Формы летоисчисления

При закладке любого , в данной местности вводилось летоисчисление от Сотворения Храма. При храме могло быть несколько летоисчислений, чтобы не пользоваться длинными записями вводили новое летоисчисление, но при этом сохранялось и старое. Так было не только на Руси, допустим: в Индии существует более 300 форм летоисчисления (300 календарей).

В 1948 году Опалённый стан (Палестина) разделили на две части: Палестину и Израиль, и Израиль вернул себе свой календарь. Т.е.

во всём мире сейчас 2014 год от Рождества Христова, а в Израиле Лето 5774 от Адама, этим они как бы показывают всему миру, мол у вас культура, наследие всего 2000 лет, а у нас почти 6000 лет, поэтому мы самые главные и вы все произошли от нас (т.е.

библейская теория). Для международных договоров они пользуются обычным календарём, а у себя в стране живут только по своему календарю.

У славян своё летоисчисление, Лето 7522 от С.М.З.Х. (Сотворение Мира в Звёздном Храме), но это не как у христиан от «Сотворения Мира», якобы Бог сотворил Землю. Нет, у славян Звёздный Храм – это , т.е. определённой годины, когда наши Предки победили Предков китайцев, а Сотворение Мира – это заключение мирного договора между народами (Мир Сотворили в день осеннего равноденствия). Но есть и другие формы летоисчисления.

Ведь не бывает же, чтобы в нулевой год заключали мир. Допустим, Сотворение Мира в Звёздном Храме произошло в Лето 5500 от Великого Похолодания, поэтому следующее Лето 5501 от Великого Похолодания стало ещё и 1-ым Летом от С.М.З.Х. То есть наследие уже увеличивается, помимо наших 7522 лет, ещё на 5500 лет. Поэтому старые формы записи летоисчислений не отвергаются, а зачитываются на Новолетие: Лето 7522 от С.М.З.Х. это также и Лето 13022 от Великого Похолодания.

Это говорит о том, что наше Наследие (

«Все, что есть в природе, — математически точно и определено»

М. Ломоносов.

Новый год,в соответствии с принятой календарной эрой, отмечается в момент перехода последнего дня текущего года в первый день следующего года.

В связи с наступлением очередного Нового Года есть необходимость рассказать о возникновении современного летоисчисления «от Рождества Христова» на Руси и скрытых тайнах этого календаря. Ведь летоисчисление, введенное 1 января 1700 года Петром Первым, представляет собой одну из масонских тайн современности, до сих пор не получившую удовлетворительного объяснения в работах академических ученых.

И в предлагаемой статье нам предстоит дать ответ сразу на несколько загадок русской истории. Я уже неоднократно писал о том, что большинство календарных эр древности, так или иначе связаны с датами космических глобальных катастроф Земли, и в подавляющем большинстве случаев являются датами памяти этих катаклизмов.

Не стала исключением и дата от Рождества Христова, о тайне происхождения которой я подробно рассказывал в своей книге «Тайна «кометы-возмездие»».До реформы Петра Первого, в России использовалось Византийское летоисчисление «от сотворения мира», согласно которому мир был сотворён за 5508 лет до рождения Христова. (В летописях, тысячелетия обычно не писались, а употреблялись только последние цифры.

) Важно сказать и о том, что Новый Год по Византийскому летоисчислению начинался 1 сентября, поэтому с 1 января по 31 августа разница с летоисчислением «от Рождества Христова»составляет 5508 лет, а для дат с 1 сентября по 31 декабря разница составляет уже 5509 лет.

Забегая несколько вперед, следует сказать, что наличие «переходного года» связано с тем, что период обращения «кометы-возмездие», а соответственно и время между глобальными катаклизмами было несколько больше 4008 лет.

Поэтому в народной мифологии при расчете дат предыдущих катаклизмов условно используется промежуток ровно в 4008 лет, а ураническая мифологияиспользует точные даты предыдущих катаклизмов, вследствие чего происходит смещение дат катаклизмов на один год. Впрочем, подробно об этом будет рассказано в соответствующем месте. Празднование Нового года с 1 января впервые было введено римским императором Юлием Цезарем в 46 году до н. э.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое летоисчисление было на Руси

Календарная реформа Петра Первого.

Источник: https://vatanym.ru/letoischislenie-do-petra-1-v-rossiiskoi-imperii-letoischislenie-chto-eto-kogda/

Старый Новый год | Культура застолья

В ночь с 13 на 14 января в России отмечается «Старый Новый год». Попробуйте иностранцу перевести это название праздника, большинство из них не поймет.

Да, что иностранцы, многие из наших соотечественников не понимают, а почему же у нас встречают два Новых года. Попробую объяснить.

Когда на Руси отмечали Новый год

Датой сотворения мира, согласно Ветхому завету, раньше считалось 1 марта 5508 г. до н. э. Поэтому Новый год начинался в первый день весны.

В Констатинопольскую эру, эта дата была пересчитана, и днём сотворения мира стали считать 1 сентября 5509 года до н. э.

В языческие времена Новый год на Руси отмечали в разное время. По одной версии 22 декабря (День зимнего солнцестояния). Год начинался со Святок или Святой недели. По другой  22 марта (день весеннего равноденствия).

После принятия на Руси Христианства и византийского календаря, Новый год «переехал» на 1 сентября. Но еще несколько веков продолжалась «Новогодняя чехарда», одни отмечали праздник весной, другие — осенью. И только в конце XV века (1492 год) официально закрепили начало Нового года — 1 сентября.

19 декабря 1700 года, Пётр I обнародовал указ лета исчислять с 1 января от Рождества Христова. Надо отметить, что в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца.

Григорианский и Юлианский календарь, в чем различия?

Так называемый старый стиль — это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль — это реформа проведенная по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский календарь).

Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа, а на несколько минут больше, которые, со временем, и превращаются в сутки.  Разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие, на один день, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем.

К ХХ веку набралось лишних 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами.

А вот с 1 марта 2100 года эта разница составит уже 14 дней. И в  2101 году Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Как считают астрономы, Новый стиль более точно отвечает законам астрономии. Но и он не абсолютно точный.

Как перешли на Григорианский календарь

Почти  все протестантские государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив тогда из календаря лишние несколько дней.

Россия же перешла на новый календарь только в 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. После 31 января 1918 г. сразу настало 14 февраля.

В результате перехода на новое летоисчисление, изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.

Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю, в том числе и Рождество Христово.

В итоге современный Новый год выпадает на предрождественский пост. По старому стилю все было логично: Рождественский пост до праздника Рождества, после которого Новый год. Теперь Новый год оказался раньше Рождества.

Церковь про Старый новый год

Пока Русская православная церковь не намерена вносить коррективы в свой календарь. Часть священников порицают мирян, то, что те, во время предрождественского поста предаются чревоугодию и веселью отмечая  «языческий праздник». Но большинство все же придерживается более спокойного мнения:

Новый год – это праздник гражданский, но в котором церковные люди могут принимать участие. Традиция отмечания новолетия очень древняя, и она существовала еще до возникновения христианства.  И  нужно отдавать дань тому, что этот праздник празднуется исстари.

Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

В каких ещё странах отмечают старый новый год?

Старый Новый год отмечают не только на территории СНГ.

Старый Новый год  отмечают в тех государствах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

  • Греция;
  • Македония;
  • Румыния;
  • Сербия;
  • Черногория;
  • Швейцария.

Также празднуют Старый Новый год в Алжире, Марокко и Тунисе. Там его отмечают его по берберскому календарю, который представляет собой юлианский календарь с несущественными отличиями. В результате накопившихся ошибок праздник приходится на 11 января.

Что праздную 14 января?

Старый новый год,  он вплотную связан с двумя святыми днями — Васильевым и Маланьиным. Маланья, по одному из поверий, якобы была женой Василия. Выражение «наготовить как на Маланьину свадьбу» – это и есть та самая традиция, обычай много и вкусно готовить, как на свадьбе у Василия и Маланьи.

История празднования Нового года

Предрождественский пост

Источник: https://cultura.menu/kultura/istoriya/staryj-novyj-god/

Как праздновали Новый год в Древней Руси?

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.

А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.

Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.

Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.

Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.

Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.

Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».

 Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия была в Древней Руси

В Петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.

31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.

Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.

Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Источник: https://vseruss.com/novosti/rossiya-1/Kak-prazdnovali-Novyj-god-v-Drevnej-Rusi-59610

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Главный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга продемонстрировал имя новой эры на пресс-конференции 1 апреля

Правительство Японии объявило название новой имперской эры, которая начнется 1 мая 2019 года — это будет «эра Рейва», что в переводе означает «порядок», «гармония», а также «цветущий мир».

Текущая эра «Хэйсэй» — значение этого понятия, взятого из китайской литературы, переводится как «достижение мира» — идет с января 1989 года, когда скончался император Хирохито.

Его сын Акихито, ставший 125-м императором, провел на троне почти 30 лет и принял беспрецедентное решение отречься добровольно, объяснив свое желание преклонным возрастом.

Принц Нарухито взойдет на престол 1 мая этого года.

Главный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга на пресс-конференции в понедельник продемонстрировал табличку с названием. выбранным для грядущей эры.

В обращении к народу премьер-министр страны Синдзо Абэ объяснил значение понятия «Рейва».

С начала правления каждого императора в Японии идет новое летоисчисление, параллельное общепринятому западному (от Рождества Христова).

Рэй — цветок, ва — гармония

Понятие «рейва» составлено из двух иероглифов.

Оно взято из старинного сборника японской поэзии. Впервые источником для названия эры стала японская литература, подчеркнул преьмер-министр Абэ. До сих пор именя заимствовались из китайской философии и литературы.

«Наша страна стоит на пороге большого поворотного момента, — сказал Синдзо Абэ. — Но многие из традиционных японских ценностей мы должны сохранить».

Как объяснил в «Твиттере» один из японских блогеров, «рэй» означает распустившийся цветок, «ва» — гармонию или порядок. Таким образом, «рейва» можно перевести как «процветающий мир».

В современной истории Японии было только четыре эры.

До эры «достижения мира» императора Акихито рекордно долго — с 1926 по 1989 годы — продолжалась эра Хирохито. Она вобрала в себя период милитаристской Японии, Вторую мировую войну, в которой Япония была союзницей нацистской Германии и фашистской Италии, ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, послевоенное строительство нового государства и технологический и экономический подъем.

Всё это уместилось в эру «Сёва», что означает «светлый мир» или «просвещенная гармония».

Ей предшествовала 14-летняя эра «Тайсё» (1912-1926) — «великая праведность». С 1868 по 1912 года при правлении императора Муцухито Япония прошла через эру «мэйдзи» — «просвещенное правление». Название оказалось вполне соответствующим историческим событиям этого периода, поскольку Япония при Муцухито вышла из самоизоляции.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Наследный принц Нарухито станет императором 1 мая 2019 года

Для чего нужно имперское летоисчисление?

Имя эры крайне важно для страны — оно задает тон будущим десятилетиям.

В повседневной жизни его можно видеть на монетах. в шапках газет, на водительских удостоверениях и в других официальных документах.

Имя «рэйва» выбиралось втайне, решением кабинета министров — но перед этим в ходе большой общественной дискуссии совет историков, литературоведов и социологов составил шорт-лист наилучших предложений.

Имя следующей имперской эры объявлено заранее, чтобы было время подготовить бланки официальных документов и внести изменения в программное обеспечение.

В имперском летоисчислении по сравнению с григорианским календарем меняется только номер года, а месяцы остаются те же, что и во всем мире. На практике японцы параллельно пользуются обоими календарями.

Это напоминает двойное исчисление температур (по Цельсию и Фаренгейту) и расстояний (в километрах и милях), сохраняющееся в англоязычных странах.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Император Акихито (на фото с супругой, императрицей Митико) объяснил добровольную отставку тем. что в преклонном возрасте выполнять обязанности монарха становится всё труднее

Почему император Акихито уходит?

87-летний император уже давно говорил о том, что в преклонном возрасте исполнять обязанности монарха становится очень трудно. Намекать на добровольное и досрочное отречение от престола он начал в 2016 году, но для такого шага требовалось изменить законодательство.

Media playback is unsupported on your device

Намек на отречение: монаршая задачка для японского премьера

В декабре 2017 года, уже после принятия нового закона парламентом Японии, правительственная комиссия по делам императорской семьи приняла решение, что днем ухода на покой императора Акихито станет 30 апреля, а днем восшествия на престол наследника — 1 мая 2019 года.

Согласно конституции, японский император не имеет политических полномочий и выполняет церемониальные функции, являясь символом страны и единства народа.

Официально Акихито вступил на престол 12 ноября 1990 года после кончины императора Хирохито 7 января 1989 года. Акихито — единственный в мире правящий император.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-47772452

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что такое благословение

Закрыть