Как стать регентом церковного хора? — Школа музыки
Они не ходят в ночные клубы, не сидят в соцсетях и считают, что лучшая карьера для женщины — это встретить мужчину со схожими интересами и создать семью. Наш корреспондент попытался понять, как живут и о чем мечтают ученицы ставропольского регентского отделения духовной семинарии, которое готовит дирижеров церковных хоров для приходов Русской православной церкви.
Александра
— В детстве я хотела стать журналистом или психологом, а еще, когда ходила в храм в родном Черкесске, мне всегда очень нравилось смотреть, как регент управляет церковным хором, — худенькая Александра привычно поправляет белый платок, сползающий с ее головы из-за активной жестикуляции. — Я с детства верила в Бога, ходила в воскресную школу, на Пасху помогала батюшке куличи освящать. Хотя Карачаево-Черкесия — республика многонациональная и в основном мусульманская, одноклассники очень уважительно относились к этим моим занятиям.
Александре Рябовой 16 лет. Она самая юная студентка Регентской школы. И самая маленькая — чтобы написать на доске ноты, ей приходится приподниматься на носочки. Мы сидим за партой в учебном кабинете. На стенах — иконы и работы учениц, из соседнего класса доносятся звуки пианино. Александра говорит быстро, легко перескакивая с темы на тему и успевая сама задавать вопросы:
— После девятого класса пошла в музыкальный колледж, но на втором курсе бросила и поступила сюда.
Родители сначала были удивлены: не ожидали, что их бойкая дочь захочет учиться в таком закрытом заведении, а мне в нем чудилось что-то неизведанное, таинственное.
Педагоги не одобряли, говорили: на что ты меняешь колледж, подумай хорошенько. Подумала. Сейчас не жалею. Но и колледж было жалко бросать. Решила, что, если провалю экзамены на регента, вернусь туда.
Экзамены Саша не провалила, хотя они довольно сложные. Помимо предметов ЕГЭ, нужно сдать чтение на церковно-славянском, знать православные молитвы, закон Божий и уметь играть на пианино.
В этом году в Регентскую школу поступили 10 девушек. Здесь они не только учатся, но и живут — все четыре года, пока длится обучение.
По будням им нельзя без разрешения покидать территорию заведения, для этого есть воскресенье, и то нужно вернуться до 17 часов.
Все студентки школы находятся на полном церковном обеспечении: бесплатное обучение, проживание в общежитии, четырехразовое питание и стипендия.
— Никогда не жила в общежитии, а тут какое-то двойственное чувство появилось: с одной стороны, очень скучаешь по семье, но когда уезжаешь отсюда даже на пару дней, то появляется какая-та тоска. В этот момент понимаешь, насколько уютно в регентском.
Это как в лагере, — летом Александра работала вожатой в православном лагере «Зеленый Афон», так что знает, о чем говорит.
— Сначала скучаешь по родителям, а потом настолько привыкаешь к людям, которые окружают тебя с утра до ночи, что они становятся родными.
— А тебе не хочется иногда устроить посиделки с подружками, потанцевать, пошуметь?
— Так у нас бывают посиделки с девочками, мы иногда собираемся, просто болтаем, слушаем музыку. Мне здесь почти всего хватает, конечно, кроме сна, — Александра смеется. — Но ничего, я знала, куда шла.
— А что собираешься делать после выпуска?
— Ой, я, наверное, всю жизнь буду учиться. Хочу поступить на факультет журналистики.
А еще хотела бы, после того как научусь управлять церковным хором, поступить в Краснодаре на дирижера народного и академического хора. Чтобы быть профессионалом по трем направлениям.
Но вообще, самое главное в жизни для меня — это вера и семья. Важно, чтобы дети и муж были верующими. Для регента, конечно, это принципиально.
— Саша, вы же никуда не ходите, где вы можете познакомиться с парнем?
— А пасхальные и рождественские балы? Я побывала на одном в Пятигорской и Черкесской Епархии. Парни-семинаристы приходят туда в смокингах, а девушки-регенты в бальных платьях. Общаются, танцуют вальс, участвуют в конкурсах. Вот, например, бывают конкурсы на знакомство.
Один запомнила, сейчас расскажу: участники становятся в два круга, в большой — парни, в маленький, который внутри, — девушки. Играет музыка, девушки двигаются в одном направлении, парни — в другом.
Когда музыка смолкает, юноша представляется девушке, которая оказалась напротив, и делает ей комплимент.
— И бывает, что после таких балов они продолжают общаться?
— Конечно, бывает. А потом еще и женятся. Мне бы хотелось иметь в будущем супруга-семинариста, чтобы наши интересы совпадали. Церковный хор требует много сил, самоотдачи, хотелось бы, чтобы муж понимал мою любовь к любимому делу, поддерживал.
— Отвезти маму в Италию. В городе Бари есть храм святителя Николая Чудотворца, когда-нибудь мы с ней обязательно туда полетим.
Валерия
— Моя мама преподает в школе основы православной культуры. Я с детства посещаю храм, пою в церковном хоре, так что для меня эта сфера привычная, мне в ней комфортно, — говорит Валерия Ламанова.
Ей 22 года, родом она из села Рагули Апанасенковского района Ставрополья. После школы поступила в университет на специальность «туризм и сервис». А потом что-то произошло, «какое-то переосмысление». Перевелась на заочное и решила заняться церковным пением.
— Когда я сравниваю прежнюю жизнь в университете и нынешнюю, то понимаю, что здесь, наверное, дружба приобретает другой смысл. Здесь у нас больше общих интересов, мы не только учимся вместе, но и живем.
В светских вузах каждый сам по себе, на своей волне, — объясняет Валерия. — Понимаете, тут люди более умиротворенные. Когда ты живешь в суете, тебе некогда подумать о чем-то очень важном.
А здесь сама атмосфера не дает нам расслабляться.
Расслабиться, и правда, не получится. Подъем в 7:00, молитва, завтрак, групповые или индивидуальные учебные занятия, вокал, дирижирование, игра на фортепиано. В 11:00 для всех трех курсов начинается хор, потом — обед, потом — пары. Затем наступает время для послушаний: кто-то помогает дежурить на вахте, кто-то — на кухне, а кто-то — на службе в храме.
В Регентской школе две клиросные группы. Певчие каждый день участвуют в утренней и вечерней службе в церкви.
— Из-за плотного учебного графика остается так мало свободного времени, что не хочется его тратить впустую. Раньше я активно пользовалась социальными сетями. Сейчас захожу туда совсем редко. Телевизора здесь нет, и иногда мы даже не знаем, что происходит в мире. Когда я приезжаю домой, обязательно смотрю новости. А вот всякие ток-шоу, развлекательные программы меня не интересуют.
Дважды в год у регентов бывают каникулы, но на зимние девушки остаются в училище — готовятся к рождественским постановкам, организуют литературные чтения и новогодние праздники для детей.
— Рождество — мой любимый праздник. У нас в селе на Рождество дети ходят по домам, колядуют. Когда-то тоже так бегала, поэтому знаю много рождественских песнопений.
После окончания учебы Валерия мечтает остаться работать в отделении или преподавать школьникам основы православной культуры.
В редкие свободные часы она вышивает иконы и слушает музыку.
— Мне нравятся бардовские песни, любимые исполнители — Светлана Копылова, Юлия Славянская, у них, конечно, в основном церковная тематика, но есть и житейские песни. А вообще, я люблю духовную музыку. Для меня главное в музыке — чтобы она трогала струны души. Она может быть простой, но главное, чтобы слово было. Живое такое слово.
Надежда
Надежде Дьяченко 20 лет, в регентском отделении учится последний год, приехала из Краснодарского края.
— У меня мама пела на клиросе, и я с раннего детства посещала храм. Однажды мы с мамой поехали по святым местам, и в одной церкви я услышала, как поет женский хор, — вспоминает девушка.
Потом в их сельский храм приехала девушка из Одессы, привезла мироточивый крест и рассказала Надежде о регентском отделении в ее городе. После этого Надя по интернету нашла ближайшее регентское училище, бросила колледж, в котором училась, и приехала в Ставрополь, в храм Преображения Господня.
К новому образу жизни привыкла не сразу.
— Тебе дали звонок, ты одеваешься и идешь на молитву, независимо от желания. Сначала тяжело, а потом терпимо А вообще Ставрополь мне нравится, не такой шумный, как Краснодар.
Надежда мечтает руководить церковным хором или преподавать в воскресной школе.
— У современных девушек есть амбиции, сначала они посвящают себя учебе, потом долго строят карьеру. Стараются быть независимыми, успешными Для девушки-регента важно выйти замуж, воспитать ребенка, а уже потом заниматься любимым делом. У меня на первом месте — семья. Семья — это все.
— Я верю в любовь, потому что любовь есть Христос Это взаимопонимание, жертвенность, когда человек думает не только о себе, а еще и о своей второй половинке.
Уважает ее, заботится, смиряется с недостатками — ведь никто не идеален — и иногда идет на уступки. Вот это действительно любовь. Часто случается так, что вроде была любовь — и вдруг ее не стало.
Значит, люди спутали влюбленность и настоящее чувство.
— Каким должен быть парень, чтобы ты захотела с ним познакомиться?
— Парень должен быть верующим, разделять твои интересы, взгляды на религию, ходить в храм — это очень важно. Если мы постимся, то это должно быть обоюдно Только, — девушка улыбается, — правильней говорить не «парень», а «будущий муж».
Чаще всего наши выпускницы выходят замуж за воспитанников семинарии. Становятся матушками, помогают во всем своему мужу — священнику. Прихожане относятся к таким семьям с почтением.
И самое главное — всегда рядом духовный наставник, дети воспитываются в духе православия. О чем еще мечтать регенту?
— А разводы у вас бывают?
— Развод среди девушек-регентов практически исключается. Если решила идти под венец, то неси этот крест до конца. Развенчивание — большой грех.
— Что для тебя может стать причиной все-таки решиться на развод? — спрашиваю я и сама перебираю в голове: измены, постоянные пьянки
— Наверное, полное разногласие со своей половиной, — говорит Надежда после долгого раздумья. — Например, если я хожу в храм, а мой муж запрещает мне это делать, то это очень весомая причина. Или же я хочу воспитать нашего ребенка в православной вере, а он нет.
— А если ребенок все же вырастет неверующим?
— Пути господни неисповедимы, ведь так? Родители не должны его заставлять. Когда подрастет, сам решит, носить ему крест или нет. Это его путь, его выбор. Я его поддержу и буду за него молиться!
В доме Надежды с детства был святой уголок, где она молилась на иконы. Здесь, вдали от родного села, она обращается к любимой иконе «Иисус Христос в терновом венке». Ее привезла мама из Иерусалима, рассказывает девушка.
Икона и личные вещи хранятся в келье, где живет Надежда. В одной комнате ютятся по 3−4 девушки, но на тесноту не жалуются — из-за напряженного учебного графика они проводят здесь совсем мало времени, которого едва хватает на сон.
Надежда пока не знает, что ждет ее после выпуска из регентского училища, но уверена, что никогда не стоит унывать, потому что уныние — это самый большой грех.
— Жизнь — это дар божий. Когда человек унывает, он забывает про милость божью. Он забывает, что жизнь дана богом. Жизнь одна, поэтому нужно ей радоваться.
Ася Асрян
Источник: https://music-school37.ru/vokal-i-penie/kak-stat-regentom-tserkovnogo-hora.html
Храм Святой Троицы в Хохлах | Клирос
» Богослужебная жизнь » Клир » Клирос
Клирос
Земная музыка — лишь подражание небесной, а ее гармония — результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа.
Святой Иоанн Златоуст
В нашем храме начинает складываться традиция совместного пения на литургии. Здесь вы можете познакомиться с основными песнопениями, в которых вы можете присоединиться к нашему клиросу.
ПЕСНОПЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ>>
ХОР ХРАМА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ХОХЛАХ, АУДИОЗАПИСЬ
С возобновлением в 1996 году регулярных богослужений в нашем храме начал действовать
Православный хор. Начало положено благодаря братской помощи Свято-Владимирского учебного центра и духовников: прот. Алексея (Уминского) и прот. Сергия (Романова).
Не все с самого начала было гладко: не было опытного регента, не хватало певчих. Между тем совершение регулярных богослужений в храме требовало более серьезной профессиональной подготовки.
Сложность и многоплановость музыкального материала богослужений требовали умелого организационного руководства всеми певчими. С 1999 года у нашего хора постоянный и опытный регент — Галина Безрук. Она прекрасно знает службу и церковный Устав. С ее появлением хор начал быстро прогрессировать в профессиональном отношении. В состав хора входят опытные певцы, студенты консерватории и института Ипполитова-Иванова, учащиеся церковно-певческой школы.
Все певчие не только свободно владеют музыкальным материалом (гласовое пение, обиход), но также читают за богослужениями.
Совместно с хором Храма Св.Владимира (в Старых садех) в октябре 2001 года несколько певчих совершили успешную зарубежную поездку в Германию. Во время поездки в было реализовано множество дисков и кассет с записью хора. На Богослужениях в нашем храме используется обиходное пение с гармоничным встраиванием знаменного распева (особенно на вечерних богослужениях) Постоянно хор обогащается новыми осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским, сербским, соловецким и др.
В мае 2018 года наш хор совершил поездку в Черногорию >>.
Воскликнете Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. (65 псалом)
Для клироса и для регента существует три правила: не мешать молиться верующим в храме, регенту не мешать молиться певчим, и, в свою очередь, молиться самому. Не нам судить, насколько они исполняют, но, наверное, это в основном так, потому что наш клирос дает нам возможность молиться.
Это особенно чувствуешь, когда попадаешь в некоторые другие московские храмы и мучаешься от оперного исполнения и «бесчинных воплей», то есть звуков, превышающих нормальный человеческий голос, что было запрещено на одном из вселенских соборов.
Тогда понимаешь, как это важно, и с благодарностью вспоминаешь родной храм и свой клирос.
К счастью у клироса нет претензий к прихожанам, кроме одной просьбы: не лазить в тумбочку, где лежат ноты и молитвословы, потому что иногда нужно что-то срочно найти, например, молитвослов, а его нет, кто-то взял, а не его месте лежит что-то совершенно постороннее.
Но в остальном, как сказал один певчий: «мы действительно, немножко отдельно от прихода существуем, не обращаем внимание на других людей, стоим отдельно и никого не видим, потому что ко все стоим спиной».
Поэтому поговорим не только о нашем клиросе, но и о месте клиросного пения в богослужении.
Раз мы ведем разговор о послушании, надо сказать, что клирос — это также послушание, которое требует постоянства, труда, ответственного подхода и поддержки друг друга, и у которого есть много невидимых искушений.
Певчий должен приходить всегда, в этом его послушание, а не в том, чтобы придти, когда нашлось время, и он решил попеть. Так каждый может понадеяться на других, и в один «прекрасный» день на клиросе могут остаться два человека.
Но даже, если певчих много, важно, чтобы был комплект, чтобы присутствовали все голоса. А обычно певчий приходит и видит, что не хватает 1-ого или 2-ого голоса, надо быстро ориентироваться — кто есть, кого нет, то тенором споет, то басом. Если певчие не будут опаздывать на службу, а что еще лучше, будут приходить на 10-15 минут раньше, каждый будет заранее знать, каким голосом он поет, и какого голоса не хватает.
Это касается не только клириков, но и всех прихожан, потому что такое собирание — тоже есть важный момент самой службы. Обычно на первый возглас священника мы договариваем наши разговоры и разбегаемся по храму. А как было бы хорошо, чтобы в этот момент все стояли на своих привычных местах уже готовые к службе. Это ожидание в молчании, когда служба еще не началась, очень хорошо настраивает на ее духовное восприятие.
Пение на клиросе — это служение не нотам, но слову. Клирос произносит основную часть доступных народу служебных молитв, является как бы вторым голосом священника, поэтому слова любого песнопения должны быть понятными и узнаваемыми.
Чем качественнее клирос будет их произносить, с сознанием присутствия Бога, с глубоким пониманием того, что он говорит, тем лучше настроение клироса и содержание молитв будет передаваться верующим, стоящим в храме. Слишком быстрый темп или нечеткое произнесение слов, заставляет напрягаться, вслушиваться, мешает молитве.
Особенно это чувствуется, когда поют неизвестные тропари или другие песнопения, а также при чтении кафизм. Мы просим помнить, что придя на службу, мы никуда не торопимся, а готовы внимать медленному молитвенному пению и чтению.
Нашему храму повезло, наш клирос поет очень стройно, сдержанно и профессионально. Это заслуга не одного хора, но, прежде всего, регента, который им управляет. Певчие, могут совершенно по-разному петь одну и ту же службу при двух разных регентах.
Один умеет настроить на теплое молитвенное настроение, передать ощущение близости Бога, а другой не может вложить это в певчих, не имеет дара раскрывать теплоту сердец, ту благодать, которую святые отцы вкладывали в свои тексты, потому что сам не имеет подобного опыта. А клирос — это показатель уже определенного духовного опыта.
Клирос незримо, незаметно передает разные молитвенные состояния и настроения, которые сопутствуют разным церковным праздникам.
Опыт духовной жизни важен не только для регента, но и для певчих. Послушание на клиросе очень приятное, говорят, что человек, который попробовал петь, и у него получилось, уже никогда от этого не откажется. Тем более, это очень привлекательное место для людей, которые недавно пришли в храм. Одна наша певчая сказала, что осталась в храме только благодаря клиросу, именно он ее удержал.
Но может быть, понимая ответственность этого послушания и зная его искушения, не стоит торопиться попасть на клирос, если есть такое желание. Лучше сначала научиться молиться дома, стоять в храме, а потом через два-три года, маленькими шажками идти на клирос с благословения духовника. И только тогда, когда певчий сам молиться, он может помочь людям молиться в храме. Клирос — это очередная ступенька лестницы, показатель культуры молитвы, сопровождаемой пением.
Это не всегда получается, и ради этого трудного послушания певчие иногда жертвуют своей молитвой. По словам одного певчего: «особо о молитве не приходится думать, нам бы спеть хорошо. Да, эта проблема есть, когда человек проводит службу, грубо говоря, в роли певца. Редко получается спеть от сердца, может быть только иногда, какое-то любимое песнопение»
А какое настроение может передать человек, который недавно пришел в храм и еще не научился молиться? Более того, человек, который был подвержен ярким переживаниям страстей, передает свои страсти через пение всему храму, переносит на молящихся, затмевая благодать, службу и слово Божие: все приходит во внутреннее расстройство, хотя внешне может казаться, что клирос очень стройно поет. Это очень важно и в равной степени относиться и к церковному чтению.
Мы благодарим наш клирос, и просим никогда не забывать, что мы стоим рядом с ними, мы молимся вместе с ним, и что клирос — это не собрание певчих, но собрание молящихся, которые совмещают с пением собственную молитву, и свое молитвенное настроение передают людям стоящим в храме.
Приходской листок №28 6/19 декабря 2004 г.
Источник: http://trinity-church.ru/bogosluzhebnaya_zhizn/clergy/kliros/
Как стать регентом церковного хора?
Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.
В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.
Церковное послушание
Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.
Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.
Обязанности регента:
- подготовка к богослужениям,
- выбор репертуара,
- проведение спевок (1-3 раза в неделю),
- составление нотного архива,
- определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
- распределение партий,
- дирижирование во время богослужения,
- подготовка к концертным выступлениям и т.д.
Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.
Как стать регентом?
В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:
- выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
- учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
- солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.
Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.
Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.
Требования при поступлении
- Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
- Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
- Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
- Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
- Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
- Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
- Умение грамотно написать изложение.
- При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.
Обучение
Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.
Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):
- церковное пение,
- обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
- история русской духовной музыки,
- литургика,
- катехизис,
- богослужебный устав,
- сравнительное богословие,
- основы церковнославянской грамоты,
- основы православного вероучения,
- Библейская история,
- Ветхий и Новый завет,
- сольфеджио,
- гармония,
- дирижирование,
- теория музыки,
- чтение хоровых партитур,
- хороведение,
- фортепьяно,
- аранжировка.
Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.
российские учебные заведения,
где обучают регентов и певчих
Наглядно данные о таких учебных заведениях представлены в таблице – СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ
Источник: https://music-education.ru/kak-stat-regentom-tserkovnogo-hora/
Регент церковного хора
Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.
Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.
Почему я не головщик?
Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.
Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:
- богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
- когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
- когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
- когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).
В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.
Что я считаю важным в церковном пении
В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:
- стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
- характер, манера исполнения песнопений;
- внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.
В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».
О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».
В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».
Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».
Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась.
Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью.
Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.
О дисциплине в церкви
Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону.
В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.
В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе.
Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.
Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.
А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.
«Десять заповедей для идеальных певчих»
- По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем»).
- Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
- Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
- В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
- Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
- Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
- Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е.
в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
- Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
- Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
- Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.
С любовью ваш регент»
А вообще клирос у нас очень дружный.
Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается».
Вот это стихотворение:
«Любимому клиросу посвящается»
Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
«Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)
Вы послушайте, ребята, Сей папирус вам поведает Про наш прекрасный клирос: С чувством юмора у всех у нас в порядке, Потому что начинаем день с зарядки.
Не с зарядки белого смартфона И не пресловутого айфона, А с зарядки голоса и слуха, Чтобы не страдало чьё-то ухо, И простим неправильную ноту, (Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»), Ну, а если вдруг придется туго, — Бережно плечо подставим другу.
Есть у нас диван, электрочайник, Ну, а если в пении вы «чайник», — Подливать не будем кипяточку Вот ещё б найти для рифмы строчку! Ах, друзья мои, люблю вас очень!
Станислава Пронькина, короче.*
*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)
В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.
Источник: https://hramsergiy74.ru/prihod/regent/regent-tserkovnogo-hora.htm
Хор, как душа храма: о церковно-приходском хоре и его певчих
Церковное пение — красивое и сложное искусство. Cтрогая дисциплина регента, четкая артикуляция, умение читать музыкальные тексты, предельное внимание к партнерской и своей ым партиям — это еще не все. Певчие стараются избежать привыкания к службе, ведь рутина обыденности может ослабить благоговение к святыне, что недопустимо для верующего человека.
Наша жизнь полна проблем и трудностей, православная вера дает необходимые душевные силы, надежду, помогает нам укрепиться внутренне, и церковный хор вносит свой неоценимо важный вклад в эту миссию.
Хор храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге
Более двенадцати лет хор прихода святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбургедержится на высоте профессионализма и вдохновения. У истоков этого начинания стояли отец Сергий, отец Константин и Елена Ериш, матушки Наталья и Неонила, Петр-Франсуа-Ниссе, Русудан Майсурадзе, Александр Плеханов, Елена Шталь, Татьяна Кляйн. Мы поговорили с некоторыми из них о том, как начиналась история приходского хора
Меццо-сопрано Татьяна Кляйн
Татьяна Кляйн
Татьяна Кляйн поет в основном составе хора со времени прихода на Stiftstrasse, в последние годы — вместе с дочерью Ириной. Родом из Волгограда, Татьяна окончила там музыкально-педагогическое училище и педагогический университет, и с ранней юности мечтала петь в Православной Церкви.
Она обладает красивым голосом меццо-сопрано, (такой глубокий, низкий тембр музыканты в шутку называют: «женский бас»).
Основная работа Татьяны — хормейстер в добровольном обществе «Смайл» в Нойвидентале, но каждую воскресную службу она на своем «боевом посту» — в большом хоре храма на Мессехален.
— Все достижения и успехи нашего церковного хора, по моему мнению — заслуга любимого регента Елены Шталь, — уверяет Татьяна, — меня восхищают ее терпение, смирение, выдержка, такт, любовь, внимание к каждому участнику службы.
https://www.youtube.com/watch?v=JkN584SSwy8
Православное хоровое пение для певчих далеко не хобби, как принято в Западной Европе, для нас это — образ жизни и веры.
Мне думается, главное, что дает нам силы продолжать непростую певческую деятельность — это именно глубокая вера, а только потом уже любовь к музыке, хоровому искусству и огромное чувство ответственности.
„Jeder Anfang ist schwer“ — „каждое начало трудно“, говорится в немецкой пословице.
Время становления нашего прихода и приходского хора было нелегким, не хватало певчих, книг, текстов, нот для богослужения. Хору требовался постоянный регент и, к счастью, такой человек нашелся, когда в храм пришла Елена Шталь — обладательница сопрано, высокого, если можно так выразиться, «ангельского» тембра голоса. Каждому, кто посещал воскресные службы, этот голос, ведущий основную мелодическую тему, хорошо знаком.
Регент Елена Шталь
Елена Шталь
Елена Шталь родилась в Харькове, окончила Харьковскую государственную консерваторию, и к моменту приезда в Гамбург уже имела солидный опыт хоровой и преподавательской работы на Родине.
Более десяти лет она руководила двумя немецкими хорами в пригороде Гамбурга.
В 2004 году, для того, чтобы иметь возможность постоянно присутствовать на воскресных богослужениях нового православного прихода, Елене пришлось отказать в руководстве этим двум хорам, и выбрать третий — с приемлемым графиком работы.
Источник: https://www.hamburg-hram.de/letopis/xor-kak-dusha-xrama-o-cerkovno-prixodskom-xore-i-ego-pevchix/13290.html
I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 30 ноября по 2 декабря 2016 года в Москве пройдет Первый Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви. Общецерковный съезд, посвященный регентско-певческой тематике, пройдет впервые с 1917 года.
“В таком широком формате встреча руководителей церковных хоров, певчих, композиторов, педагогов пройдёт впервые. Более того, круг участников пленарных заседаний Съезда и встречи со Святейшим Патриархом не будет ограничен только официальными делегатами съезда.
Мы будем рады видеть в течение этих дней всех причастных к церковному пению.
Вход в зал заседания для регентов и певчих церковных хоров будет беспрепятственным”, – отмечает игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского монастыря, председатель организационного комитета съезда.
Участники форума в течение трёх дней будут обсуждать вопросы сохранения многовековых традиций русского церковного пения как неотъемлемой части православного богослужения.
30 ноября (среда)
Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, 15. Проезд: станция метро «Кропоткинская»).
11:00 – открытие Международного съезда регентов и певчих.
Заседание 1. «Вопросы и задачи регентско-певческого образования»
Председатель и ведущий – ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Ответственный – Раиса Геннадьевна Гундяева, преподаватель регентского отделения СПбДА, регент Николо-Богоявленского морского собора (Санкт-Петербург).
Выступления:
1. Ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий «Вопросы и задачи регентско-певческого образования в Русской Православной Церкви».
2. Декан факультета Церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитоарного университета протоиерей Алексий Емельянов «Регентское образование в православном вузе: диалог церковного и светского образования».
3. Преподаватель регентского отделения СПбДА, регент Николо-Богоявленского морского собора (Санкт-Петербург) Раиса Геннадьевна Гундяева «Переход на высшее профессиональное музыкальное церковное образование на примере Регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии».
4. Ректор Смоленского межъепархиального духовного училища Елена Васильевна Полянская «Стандартизация среднего музыкального духовного образования (к вопросу о подготовке регентов в системе среднего профессионального образования на базе Смоленского духовного училища)».
5. Протоиерей Димитрий Болгарский «Традиции образования Киевской богослужебно-певческой школы».
6. Преподаватель Регентской школы при Московской духовной академии, член отдела Московской епархии по религиозному образованию и катехизации протоиерей Владимир Янгичер «Методика преподавания гласового обихода. Читок как жестовый язык управления церковным хором. Из опыта Регентской школы при МДА».
12:45 Мастер-класс-концерт преподавателя СПбДА Антона Александровича Максимова.
13:30 Обед для делегатов.
14:15 Мастер-класс протоиерея Димитрия Болгарского.
15:00 Заседание 2. «Детское образование»
Председатель и ведущий – Нина Дмитриевна Лебедева, директор школы духовного пения при храме святой мученицы Татианы при МГУ.
1 декабря (четверг)
10:00 Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами съезда (Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Адрес: ул. Волхонка, 15. Проезд: станция метро «Кропоткинская»).
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Выступление митрополита Волоколамского Илариона «Русское церковное пение: история и современность»
12:00 Отъезд в Московский епархиальный дом (Главный корпус ПСТГУ, Лихов пер., 6, метро Цветной бульвар).
13:00 Обед для делегатов.
13:40 Заседание № 1. «Традиции русского церковного пения»
Ответственный – доктор искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доцент Московской духовной академии и семинарии Николай Григорьевич Денисов.
2 декабря (пятница)
9:30 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского (Адрес: ул. Волхонка, 15).
За богослужением поет сводный хор делегатов Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Источник: https://vpmon.ru/i-mezhdunarodnyj-sezd-regentov-i-pevchix-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/
Люди в храме: регент — Православный журнал
Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами, что он должен уметь и где этому учат в проекте «Фомы» «Люди в храме».
Станислав Попов
Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва
Фото Владимира Ештокина
Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.
Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.
В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.
Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.
Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.
Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.
Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.
Фото Владимира Ештокина
Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.
Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.
Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».
А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.
В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.
Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.
Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.
Татьяна Щерба
Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия
Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.
Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.
В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.
Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. — Прим. ред.
). Так и пошло мое обучение.
Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.
Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих, — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.
Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.
Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.
Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.
Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.
Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.
Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».
В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.
Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.
Вообще, быть начальником всегда тяжело.
Источник: https://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html