Кто такой святой дух

Какие функции имеет Святой Дух?

кто такой святой дух

Когда речь идёт о Святом Духе может возникнуть много вопросов: Кто это Святой Дух? Почему я нуждаюсь в Нём? Какие функции имеет Святой Дух?

Библия чётко и ясно рассказывает о Святом Духе, и какую роль Он может играть в нашей жизни.

Святой Дух хочет говорить к нам, особенно через Божье слово

Когда Иисус уходил от учеников, Он сказал, что Бог пошлёт им Святой Дух. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» Ин. 14:26.

Ученики нуждались в Святом Духе, чтобы получить напоминание обо всем, что говорил Иисус им, когда Он был на земле. Сегодня Святой Дух говорит к нам через Библию таким же самым образом. Поэтому это так важно, читать то, что написано в Библии.

Святой Дух помогает нам понять то, что мы читаем и напоминает нам во многих ситуациях о том, что написано в Библии.

Святой Дух научит нас, Кто такой в действительности Иисус:

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» Ин. 16:12-14.

Когда Иисус был здесь, на земле, в Нём совершилась огромная работа спасения. Он проложил новый и живой путь для нас. Он является нашим Первосвященником и Предшественником, Который понимает нас и помогает нам в нашей борьбе. Об этом ты можешь прочитать больше в послании к Евреям.

Выбери время, чтобы прочитать его и проси, чтобы Святой Дух обращался к тебе так, что то, что ты читаешь, было бы живым для тебя. Святой Дух имеет очень много для нас, что Он может рассказать об Иисусе, о том Кто Он и что это значит что Он жил здесь на земле как человек подобный нам.

Дело Святого Духа: Дать нам силу и помощь в нашей борьбе против греха

Перед тем как Иисус покидал эту землю, Он сказал: « а вы, будете крещены Духом Святым вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» Деян. 1:5-8. В нашей человеческой натуре имеются силы, которые намного сильнее нас.

Павел сказал: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» Гал. 5:16-25.

Святой Дух хочет укрепить нас так, чтобы мы не поддавались страстям во плоти каждый раз, когда мы искушаемся.

«И не оскорбляйте Святаго Духа Божия» Еф. 4:30

Святой Дух хочет жить в наших сердцах, и говорить к нам через Библию. Но кто читает Библию с искренним желанием? Святой Дух хочет руководить нами, но кто хочет употреблять силу, чтобы бороться против греха во плоти, с её страстями и похотями? Святой Дух имеет дело. И это дело состоит в том, чтобы помогать нам, так что давайте не будем огорчать Его, но будем слушать, и будем послушны Ему.

Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/kakie-funktsii-imeet-svyatoj-duh

Действие Святого Духа в жизни человека и его роль в спасении

кто такой святой дух

Каково действие Святого Духа в жизни и какую роль он играет в спасении человека? Что Библия говорит о Духе Святом и его влиянии на жизнь людей? В этой статье Гордона Фергюсона вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Действие Святого Духа

Иезекииль 36:26-27, в явно мессианском пророчестве, дает замечательное обещание присутствия Святого Духа в наших сердцах и действие в жизнях христиан.

“И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.”

(В отрывке Иезекииль 11:19 используется термин сердце “единое” вместо “новое” сердце.) В Ветхом Завете люди не имели пребывающего Духа, и в результате не постоянно следовали повелениям и законам Бога. Теперь, однако, у нас есть Дух, чтобы двигать нас в правильном направлении.

Павел очень убедительно описывает действие Святого Духа и его движущую силу в Послании Римлянам 8:1-4. Через Христа закон Духа освобождает нас от закона греха и смерти.

Иисус Христос был нашей совершенной жертвой за грех, которая устраняет как вину, так и власть греха в наших жизнях.

Праведные требования закона могут быть полностью исполнены в нас, кто живет по Духу, что не является безгрешностью с нашей стороны, но абсолютной верностью и постоянством плюс постоянное прощение Бога, так как мы ходим во свете (1-е Иоанна 1:7) при помощи Духа.

Святой Дух и весть о спасении

Святой Дух и Слово Бога тесно связаны со спасением человечества.

Во-первых, весть была вдохновлена Духом в пророках Ветхого Завета, поскольку они предсказали весть о спасении человека Святым Духом (1-е Петра 1:10-12), и в апостолах и пророках Нового Завета, которым была открыта весть Духом (Послание Ефесянам 3:2-5; 2-е Петра 1:20-21).

Так как Дух выражает духовные истины духовными словами (1-е Коринфянам 2:13-14), они могут быть поняты только духовными людьми (см. также Ефесянам 5.17-18). Такой человек с готовностью принимает то, что написано, вместо того, чтобы искать и молиться о “понимании”, которое соответствует его устоявшимся представлениям и желаниям (2-е Тимофею 3:2-4).

Отказ принять вдохновленную Духом весть приводит к тому, что Бог посылает тем, кто отказывается, сильное заблуждение, которое приводит к их осуждению (2-е Фессалоникийцам 2:10-12)!

Во-вторых, Благую Весть также послал Святой Дух. Как только Дух сошёл, чтобы возвестить Царство Божие на земле, у апостолов появилась задача свидетельствовать всем народам – Деяния 1:1-8. Дух должен был свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:26); апостолы должны были свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:27); и все другие ученики должны были делать то же самое (от Матфея 28:19-20).

Благодаря этой проповедуемой вести Дух предлагает приглашение ко спасению; церковь делает то же самое, и каждый человек, который принимает приглашение, должен передать его (Откровение 22:17). Очевидно, Святой Дух любит проповедовать! Но Он может проповедовать только через тех, в которых Он пребывает.

Насколько Он вдохновлен по поводу того, что Он живёт в Вас? Он находит Вас интересным или скучным?

В-третьих, весть была направлена Духом, когда Он открыл двери возможности для евангелизации. Эти двери были к отдельным личностям (Деяния 8:26-40, особенно стих 29) и во все области (2-е Коринфянам 2:12). А поскольку это так, Павел убеждал нас молиться о таких открытых дверях (Послание Колоссянам 4:3).

Иногда, Дух направлял к некоторым закрытым дверям, чтобы привести к большему числу открытых дверей (Деяния 16:6-10). Поэтому, мы должны использовать каждую возможность (Послание Колоссянам 4:5-6), поскольку мы доверяем Духу направлять наши пути к более плодотворному служению! Когда Ваша евангелизация не будет казаться успешной, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь.

Продолжайте сеять семя и доверять руководству Духа. Вы принесете плоды!

Святой Дух и начало спасения

Когда мы нашли Бога — это Он сначала нашел нас, ища нас через Святой Дух. В книге Деяний 8:29 Дух послал Филиппа встретить не христианина (который был открыт для Бога). Дух определенно вовлечен в Божий план и до и после того, как мы станем христианами. То, что нас встретили и нам проповедовали, не было случайностью – это план Бога, воплощённый Святым Духом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Иерей кто это в православии

Дух ведёт нас к Богу, сначала обличая нас о грехе, правде и суде (от Иоанна 16:7-8). Поскольку мы ослеплены грехом, мы должны сначала иметь дело с этой болезнью, если мы хотим оценить и принять изобилующую благодать Божию. Но как Он приведет к этим убеждением? Во-первых, Он вдохновил Слово Бога (1-е Петра 1:20-21; Ефесянам 3:3-5). Это объясняет, почему Слово Бога называют “мечом Господним” (Послание Ефесянам 6:17), поскольку через него Он приводит людей к убеждениям.

Смотрите на этот процесс обличения в книге Деяний 2:36-41, поскольку люди были обличены в грехе распятия Христа (стихи 36-37), обличены о пути праведности с Богом (стих 38) и затем обличены о суде (стих 40).

В книге Деяний 24:25 Павел рассуждает с Феликсом о правде, воздержании (грехе) и будущем суде, что привело этого ожесточённого правителя к осознанию вины (напугало), но не сделало покорным.

Таким образом, Дух осуждает мир через Его Слово, которым поделились лично или проповедовали публично, или читали в частном порядке.

Святой Дух и непрекращающееся спасение человека

Когда нас крестят в спасительные отношения с Христом, Святой Дух приходит, чтобы пребывать в нас (Деяния 2:38; 5:32). Согласно Галатам 4:6, Его посылает в наши сердца Бог, потому что мы стали детьми Его, таким образом отмечая эти новые отношения (сравните с Посланием Галатам 3:26-27). Возвращаясь к Евангелию от Иоанна 7:37-39, Иисус обещал это пребывание. Несколько истин связаны с этим пребыванием.

Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/raznoe/svyatoj-duh-i-spasenie-cheloveka-gordon.html

Дух Святой в нас

кто такой святой дух

Нэй Бейли

Некоторые из нас думают: «Если бы Иисус сейчас жил на земле, и мы бы видели Его, мы бы последовали за Ним куда угодно». Но в Иезекииля 36:26-27 Господь говорит: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих». Есть что-то особенное в слове «внутрь вас». «Вложу внутрь вас Дух Мой».

В моей жизни был момент, когда я особенно нуждалась в напоминании, что Его Дух внутри меня. Я помню, как прочитала этот отрывок, и в течение многих дней ходила под впечатлением этих слов: «Его Дух внутри меня!». Христос пребывает во мне Духом Своим сегодня настолько же реально, как когда-то Он присутствовал лично среди Своих учеников.

Дух, живущий внутри нас – удивительная реальность, но как часто мы совсем не обращаем на Него никакого внимания.

Где живет Дух Святой

В 1 Коринфянам 3:16 говорится: «Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа». Размышления Андрэ Мюррея на эту тему в его книге «Дух Христов» оказались очень полезными для меня. Он пишет о том, что иудейский храм состоял из трех дворов: внешнего, внутреннего и Святого Святых.

Мюррей сравнивает наши физические тела с внешним двором. Внутренний двор – это наши разум, воля и эмоции. Но внутри нас есть еще и Святое Святых, где обитает Дух Божий. Святой Дух живет внутри нашего духа. Таким образом, внутри каждого из нас есть свое Святое Святых. 17-ый стих главы говорит: «Храм Божий свят, и этот храм – вы». Осознание Святого Святых внутри нас помогает нам иметь правильное самовосприятие.

Как же нам сохранять наш храм в чистоте? После принятия Христа Его кровь очищает нас. МЫ продолжаем хранить эту чистоту верой – мы верим Богу на слово.

Я люблю называть 1 Иоанна 1:9 «куском мыла» для христианина. Здесь сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Когда в последний раз ваши руки были очень грязными, и вы мыли их, рассуждали ли вы, стоя над раковиной: «И куда теперь подевалась вся грязь? Меня это страшно беспокоит!». Вы даже не думали об этом. Вы просто приняли верой, что грязь ушла по трубе в канализацию. Мы должны поступать так же. Если мы исповедуем наши грехи, Он верен и праведен простить нам наши грехи и очистить нас от ВСЯКОЙ неправды. Мы должны принимать Его прощение верой, даже если мы его не видим и не чувствуем.

Святой Дух всегда указывает нам на Христа. Он всегда ведет нас к прощению, ко кресту и к крови Христовой. Он всегда провозглашает свободу от осуждения. Почему? Потому что в Римлянам 8:1 говорится: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

А что же делает сатана? Он хочет украсть у вас мир, который Господь дарит вам. Сатана пытается заставить вас оглядываться назад и вспоминать самые ужасные грехи, которые вы совершили. Вы прокручиваете эти воспоминания в своей голове как на видео.

Все, что нам нужно – это принести все эти грехи к подножию креста и сказать: «Господь Иисус, эти грехи просто свидетельство того, что я нуждаюсь в Спасителе. Господь, благодарю Тебя, что кровь Христа очищает меня от всякого греха».

Смотрите на ваши грехи сквозь крест Христа и сквозь Его кровь, и Божий покой наполнит ваше сердце. Не вспоминайте старых грехов. Принимайте верою Божье прощение.

Дух Святой говорит к нам

А что же делать с текущими грехами, на которые Господь обращает ваше внимание?

Чаще всего Господь касается моего сердца через отношения с людьми. В моей жизни были отношения, которые изматывали меня годами. Мне было так трудно выносить этого человека, что я даже подумывала: «Если он будет на небе, то я туда не хочу». Я тыкала в него пальцем, критиковала и осуждала. Я выискивала в нем недостатки. Я не могла сказать о нем ничего доброго. И при всем при этом я постоянно оправдывала свое поведение.

Однажды Иисус указал мне на Луки 18:9: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу». Я поняла, что я смотрела на этого человека свысока. Вот какую притчу рассказал Иисус:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Иисус объяснил притчу так: «Сказываю вам, что сей (тот, который ударял себя в грудь и взывал: «Будь милостив ко мне, грешнику!») пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»

Когда я прочитала это, я сказала: «Господи, я похожа на фарисеев и ненавижу это. Я уничижаю этого человека». Я осознала, что мне нужно заглянуть в мое собственное сердце. Я увидела в нем зависть, недостаток любви, гордыню, гнев, перст осуждения. Тогда я прочитала Галатам 5:16-23.

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Иногда мы смотрим на этот перечень грехов и говорим: «Ну, я себя нигде здесь не нахожу». Но знаете ли вы, что мы забываем сделать? Мы забываем проверить себя по списку духовного плода и задаться вопросами: «Насколько я преуспеваю в любви? Насколько я добр? Насколько я верен? Насколько я кроток?». Мы склонны оценивать свою жизнь по грехам, а не по плоду Духа.

Андрэ Мюррей сказал: «Откуда берутся святые, но бессердечные христиане?». Он продолжает: «Они попросту ничего не знают о Духе любви. Только Дух Святой производит в нас эту любовь».

Когда я размышляла о своем обидчике, мне вспомнился стих из 1 Петра 3:8,9: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство».

Мне казалось, что этот человек причинил мне зло и нанес мне оскорбление. Но вслед за словами «не воздавайте злом за зло и ругательством за ругательство» говорится: «Напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как искупить свои грехи

Когда я увидела, что наполняет мое сердце, и исповедала, что я похожа на фарисеев, я помолилась: «Господи, будь милостив ко мне, грешнице. Господи, покажи мне, пожалуйста, как я могу благословить этого человека».

В то время я была в Англии, и помню, что увидела на прилавке довольно дорогую книгу, которая, я знала точно, пришлась бы ему по душе. Во время следующей поездки в Америку я подарила ему эту книгу. Не могу передать вам, как глубоко он был тронут.

Это так много значило для него, и я думаю, Бог могущественно использовал этот жест любви в его жизни.

Святой Дух всегда будет верен в том, чтобы показывать нам, в чем мы еще не уподобились Христу. Он был верен в моем случае и указал мне, в чем я была непохожа на Христа. Если мы пребываем в Слове Божьем и просим Святого Духа вести нас угодными Ему путями, Он будет производить в наших жизнях плод Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание».

Иисус сказал: «Как возлюбил меня Отец, и Я возлюбил вас, пребудьте в любви Моей. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша да будет совершенна» (Иоанна 15:9, 11).

Нэй Бэйли – автор книги «Вера – не чувство».

Источник: https://www.mirsbogom.com/a/dooh.html

Святой Дух. Самая главная личность на землеТекст

 Юлия Эльдаровна Рагимова, 2019

ISBN 978-5-4496-9361-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Кем является Святой Дух

Святой Дух является главной личностью на Земле. К сожалению, не все знают Его. Наш мир потерял Святого Духа в Эдемском cаду, когда Адам нарушил закон Бога. Святой Дух не может жить в нечистом, непослушном теле, поэтому Он покинул Адама, когда тот восстал против Него. До прихода Христа Святой Дух сходил на некоторых людей для того, чтобы они могли исполнять волю Бога. Но сейчас, благодаря Иисусу, Он может жить внутри нас.

Отец, Сын и Святой Дух – единый Бог. Святой Дух является Духом Бога и Христа. Хотя мы не видим Его физическими глазами, но можем Его познать.

Триединство Воды и Бога

На примере воды можно объяснить триединство. Вода, лед и пар – три состояния одной и той же воды. Для того чтобы человек мог увидеть и ощутить Отца, Бог стал человеком.

После того как Иисус прожил на земле 33 года, Он вернулся к Отцу. Лед обратно вернулся в воду, откуда пришел. Иисус сказал, что если Он не уйдет, тогда Святой Дух не придет (Иоанна 16:7). Лед должен вернуться в воду, а вода должна перейти в другое состояние – пар. Этот пар даст энергию.

Святой Дух сошел на учеников Христа в виде огненных языков. Огонь создает пар, и этот пар дает силу. Отец не Сын, а Сын не является Святым Духом.

Как принять Святого Духа

Принять Святого Духа можно, попросив Его или Отца Небесного.

1) Иисус дунул и передал Святого Духа ученикам (Иоанна 20:22).

2) Святого Духа можно передать через рукоположение духовного руководителя (Деяния 9:17—19).

3) Корнелий принял Святого Духа через проповедование Слова Бога до водного крещения (Деяния 10:44—48).

4) Иисус принял Святого Духа через водное крещение (Матфея 3:13—17).

5) Всякий верующий в Иисуса Христа как Господа принимает Святого Духа (1 Коринфянам 12:3).

Деяния Святого Духа

Святой Дух работает в жизнях людей с самого начала и по сей день. Святой Дух, от древнегреческого слова «параклет», в переводе означает заступник, ходатай, защитник, помощник, адвокат, советник и утешитель. Святой Дух также служит людям через:

1) Апостолов – сердце продвигающее царство Бога.

2) Пророков – уста направляющие людей.

3) Учителей – ум приносящий мудрость свыше.

4) Евангелистов – руки достигающие людей.

5) Пастырей – ноги приводящие овец на пастбище.

Святой Дух Рождает

Когда человек согрешил, Святой Дух не мог более находиться с ним, поэтому Он покинул Адама. Бог рождает нового человека – Иисуса Христа. Безгрешный человек был рожден Святым Духом. Он родился не от Адама, но от Бога. Святой Дух мог находиться внутри Иисуса, так как Он был святым сосудом.

Святой Дух может обитать только в чистом теле. Иисус сказал, чтобы родиться заново, нам нужен Святой Дух. Никто не сможет увидеть царство Бога, если не родится во второй раз. Гражданами царства Бога и детьми Отца Небесного становятся те, кто принимают Отца, Иисуса Христа и Святого Духа (Иоанна 3:5).

Купить и скачать за 480 ₽

Источник: https://www.litres.ru/uliya-eldarovna-ragimova/svyatoy-duh-samaya-glavnaya-lichnost-na-zemle/chitat-onlayn/

Святой Дух

Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Святой Дух — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. Петр Дамаскин). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).

«Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух.

Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов).

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни.

Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. Григорий Богослов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает слово воскрес

В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (1Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16), Духом Господа (Деян.5:9), Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Христовым (1Пет.1:11) и (Флп.

1:19), Духом святыни (Рим.1:4), Духом усыновления (Рим.8:15), Духом откровения (Еф.1:17), Духом обетования (Еф.1:13), Духом благодати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Владычним (Пс.50:14), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.

Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения Христа,, так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на Небе, и на земле.

Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его Церковь, наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

В данной связи можно лишь заметить, что голубь — достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (Быт.8:11), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (Исх.3:2); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (Иез.1:27); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед Ветхим днями (Дан.7:10).

Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия.

Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им Церковь снизошёл Святой Дух.

Каким образом Иисус Христос мог посылать Святого Духа апостолам, если Святой Дух исходит не «и от Него», как учат католики, а только от Отца?

В том, что Дух Святой исходит только от Отца, как Единого Начала в Пресвятой Троице (Единой Причины бытия Сына и Святого Духа), сомневаться не приходится. Православная Церковь ясно засвидетельствовала эту истину в Символе веры. Что касается учения римо-католиков об исхождении Святого Духа и от Сына, оно стало распространяться на Западе только с VI века, и для него нет оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.

Фрагменты Евангелия, где сообщается, что Господь Иисус Христос, дунув, преподал апостолам Святого Духа (Ин.20:21-22), или о том, что Дух — Дух Христов (1Пет.1:11), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

https://www.youtube.com/watch?v=-ZhdRjA3SSY

Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им благодати Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепространственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

Опять же, Духом Христовым Святой Дух может именоваться в силу единосущия Лиц Пресвятой Троицы, в силу единства Отца, и Сына, и Святого Духа, наконец, в силу того, что Святой Дух — Выразитель Слова Отца (Которое и есть Сын) (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

***

Когда же приидет Он, Дух истины (Ин.16:13). Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) — среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος — Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

См. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА, МИСТИКА, ИСИХАЗМ, БОГООБЩЕНИЕ, ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ.

Источник: https://azbyka.ru/svyatoj-dux

Кто такой Святой Дух?

Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).

Что мне всегда было непонятно — так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту — кому в какой ситуации молится? День Святого Духа — отличный повод разобраться.

В священном писании

Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26).

Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле.

По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом, к которому они привыкли.

Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» — юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» — это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально — «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов.

Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка — действительно, одна из функций адвоката.

Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».

Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.

В богослужении

Источник: https://blog.predanie.ru/article/kto_takoy_svyatoy_dukh_/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как выйти из замкнутого круга

Закрыть