Почему собаке нельзя в церковь

Почему коты могут заходить в храм, а собаки – нет

почему собаке нельзя в церковь

Удивительно, но по сложившейся церковной традиции собаку считают «нечистым» животным, и якобы поэтому ей непозволительно заходить в храм, более того, некоторые церковники пугают прихожан, рассказывая им о том, что даже если собака забежит в храме на минуту, то помещение надо не просто вымыть, но и заново освятить.

Коты же в православных храмах не только чувствуют себя вольготно, но и без опаски могут заходить в алтарь, спать там, а в некоторых казусных случаях во время службы норовят, задрав хвост, выйти через царские ворота впереди архиерея. Но почему такая несправедливость?

Опять виноват Старый Завет

Любопытно, но кошки в Библии ни разу не упоминаются, в то время как о собаках вспоминают довольно часто и все время в негативном контексте. Например, во Втором послании апостол Петр ссылается на пословицу, которая звучит так: «Пес возвращается на свою блевотину, а умытая свинья снова идет валяться в грязи (2Пет. 2:22)

Апостол Павел сравнивает отступников-еретиков с псами и призывает их опасаться.

Возможно, подобное отношение к собакам связано с тем, что согласно иудейской традиции собака была воплощением презренной нечистоты. В общем-то надо признать, что свои основания под этим есть:собака – не особо чистоплотное животное, может и в тухлятине вываляться, и экскременты съесть, а кроме того, это довольно шумное и суетливое животное, отвлекающее человека от размышлений. Кроме этого, суеверные люди считают, что именно в собаку чаще всего вселяется дьявол.

Завет не виноват

Однако преподаватель-библеист Свято-Тихоновского университета, священник Александр Прокопчук, считает, что понятие «нечистоты» в этом контексте к собаке не походит, поскольку в Священном Писании речь идет прежде всего о тех животных, которых человек употребляет в пищу.

Книга Левит совершенно точно говорит, что иудеям позволительно есть только тех травоядных животных, которые жуют жвачку и у которых раздвоены копыта. То есть по Библии и кошка, и собака одинаково «нечистые» животные.

Один сплошной материализм

Известно, что будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, нынешний Патриарх Русской православной церкви Кирилл всячески защищал собак, говоря, что православная церковь никогда не называла собак «нечистыми», а запрет впускать псов в храмы обусловлен традицией и гигиеной; и никакого канонического запрета не существует.

Просто, в отличие от собак, которые могут вывозиться в грязи, кошки – животные чистоплотные и «не создают гигиенических проблем».

В самом полном требнике Петра Могилы – сборнике чинопоследований, которым пользуются священники во время служб, нет чина освящения храма после собак или других животных.

Следовательно, главная причина, по которой собак не пускают в храм – это сами собаки, которые могут не просто натоптать, но и задрать лапу на подсвечник, начать лаять или, испугавшись толпы, кого-нибудь покусать.

Кошка собаке не товарищ

Но почему тогда кошек не только пускают в храм и позволяют входить в алтарь, но священники и монахи относятся к ним с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках?

В старых владимирских и суздальских монастырях в воротах даже есть специальные отверстия для кошек.

Возможно, происходит это потому, что монахи считают, что кошка своей мягкостью, бесшумностью и отсутствием суеты располагает человека к молитве, побуждает в нем самые лучшие, теплые чувства. Но есть и исторические оправдания такой любви к кошкам.

Про «дьявольских» мышей и «кошачий» монастырь

Один из последних оптинских старцев по имени Нектарий, умерший в 1928 году, рассказывал предание, по которому кошка во время Великого потопа спасла Ноев Ковчег, слопав мышь, которая по наущению дьявола пыталась прогрызть дырку в днище.

Есть предание о святой равноапостольной Елене, матери императора Константина Великого, корабль которой однажды причалил к острову Кипр, где императрица узнала, что жители острова страшно страдают от нашествия змей.

Чтобы помочь им, императрица велела завести на остров из Египта тысячу кошек, и вскоре со змеями было покончено, а Елена основала на полуострове Акротири Свято-Никольский монастырь, в котором монахи заботились о множестве котов и кошек. Этот «кошачий» монастырь существовал вплоть до XVI века, когда часть Кипра захватили турки. Сейчас обитель возрождается, правда, вместо мужского монастыря здесь сделали женскую обитель, но кошки живут в нём до сих пор.

Есть и совершенно житейское оправдание тому, что кошек пускают даже в алтарь – они охотятся на мышей и не позволяют им грызть просфорки и восковые свечи, то есть приносят в храме конкретную пользу и этим служат Богу. А на Святой горе Афон они тоже несут свою службу – ловят змей.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/76734-pochemu-koty-mogut-zakhodit-v-khram-a-sob.html

Собаки в религии

почему собаке нельзя в церковь

Пожалуй, все согласятся, что собаки являются лучшими четвероногими друзьями человека и преданней животного трудно найти. Однако, с религиозной точки все не так однозначно. Какое же место занимают эти животные в различных верованиях?

Собаки в православии

Согласно христианским, в том числе и православным, воззрениям, все являются тварями Божьими. Большим грехом является жестокое, уничижительное отношение к любым живым существам. Вполне оправданно возмущение верующих против негативного отношения церкви к собакам и их нахождению в жилище человека.

Но к еще более страшным грехам, чем жестокость, относится высшее почитание кого-либо, кроме Бога. Однако нередко собаки своей преданностью, способностью оказывать помощь и прочими положительными качествами заслуживают любовь человека, более сильную, чем он испытывает к ближним своим. Из-за подобных опасений церковь причислила собак к нечистым животным. Многие считают, что это связано с чрезмерной симпатией людей к этим питомцам.

Мнения по поводу того, можно или нет держать собак в доме, расходятся. Ведь у многих священнослужителей они не просто живут в жилище, а содержатся в спальнях. Они считают, что православные могут жить с собаками в одном доме, но ставить их на уровень с детьми и родителями – настоящий грех.

Несмотря на запрет нахождения собак в стенах храма, больше связанный с их непредсказуемым поведением, современная церковь считает собак полезными и нужными питомцами. Сегодня нередко можно услышать о приютах для бездомных собак, учрежденных на территории православных храмов. Священники обучают детей бережному отношению ко всем животным, в том числе и собакам.

Однако собаки, как и прочие животные, после смерти не могут попасть в рай, ведь только человек обладает Духом, частицей Божьей. Православные не могут молиться за своего питомца, а могут лишь просить за человека, способного помочь в трудную минуту. Также нельзя просить Бога позаботиться о душе болящего или ушедшего любимца, так как бессмертие касается только человеческого Духа.

Будет интересно: продолжительность жизни собак.

Собаки в исламе

В данной религии собак причисляют к существам «нечистым». Однако подобное отношение не было заложено в истоках верования, а сложилось постепенно, пока не стало основополагающим. В современном исламе к данным животным относятся отрицательно, а порой и враждебно. Необходимо уточнить, что мнение у двух исламских течений по поводу нечистоты собак разнятся. Шииты поддерживают эту точку зрения, а сунниты нет.

Есть мнение, что отношение к этим животным стало изменяться на фоне конфликта религий – зороастризма и ислама, который имел место в древности.

Тогда мусульмане захватили территории зороастрийцев и стали обращать жителей в свою веру, естественно, уничтожая имеющиеся культы, в том числе и культ, касающийся собак.

Из-за процветающей веронетерпимости появилась идея о том, что собаки являются ритуальными нечистыми животными. Впоследствии такое мнение о собачьих превратилось в укоренившуюся традицию.

В священном Коране три раза упоминаются собаки, и каждый раз только в положительном ключе, но уважение к ним всеми методами искоренялось и с течением времени стало лишь формальностью.

Причем это противоречит многим хадисам, указывающим на то, что все живые существа, которых сотворил Всевышний, заслуживают милосердного отношения и сострадания.

В одной из легенд Соломона говорится, что за свои заслуги собака и лошадь оказались достойными особой милости – выступать в качестве вечного спутника человека, занимая перед Всевышним божеством второе место после людей.

Согласно правилам шариата, под запрет попала продажа и покупка любых собак (исключение делается только для борзых), но дарить их разрешено. Использование этих питомцев возможно только в практических целях – в охоте, в качестве охранников, сторожей, пастухов, а также поводырей для незрячих. питомцев для развлечения – эстетики или боев собак, строжайше запрещено, в противном случае нарушителей ждет значительное сокращение милости Аллаха.

Проявление доброты по отношению к четвероногим питомцам порицается, поэтому зачастую животные не получают от своих владельцев должного ухода. А те, в свою очередь, объясняют это требованиями веры. Человек, прикоснувшийся к собаке, не будет допущен к молитвам, пока не пройдет полный ритуал очищения. Коран четко указывает на уважительное отношение к этим животным, однако, большинство последователей ислама имеют другое мнение на этот счет.

Собаки в буддизме

В буддизме отсутствует понятие «верховный бог», а последователи данного религиозного течения поклоняются Будде и верят в переселение душ всех существ. Сам человек, совершая плохие или хорошие поступки, определяет собственную карму. После смерти происходит перерождение человека, причем в любое существо, или же возможно прерывание перерождений.

Буддисты не исключают вероятности дальнейшего перерождения в животное, поэтому считают жестокое обращение к ним недопустимым, а обидевший значительно испортит себе карму и может переродиться в это животное.

Будду нередко изображают в окружении различного зверья, и считается, что даже самые свирепые хищники не смогут причинить ему вред. Согласно буддийской вере, животные обладают худшей кармой, но улучшив ее, они получают шанс пройти перерождение и стать людьми. Подобное воззрение приводит к тому, что многие буддисты становятся вегетарианцами.

Но теория теорией, а на самом деле в государствах с данной религией очень много бездомных собак, так как люди зачастую проявляют безразличие. Они не обижают животных, но и не спешат оказывать им помощь, веря, что те сами виноваты в своей нехорошей карме.

:

  • как видят собаки;
  • можно ли собакам сладкое.

Собаки в зороастризме

Наверное, это единственная мировая религия, в которой к собакам относятся исключительно уважительно и только положительно. Собаку называли «любезное создание» и ставили практически на одну ступень с человеком, она считалась вторым по святости живым существом, после человека. А, кроме того, зороастрийцы верили, что у собак есть душа.

Зороастрийцы периода Античности оставили богатое документальное наследие, отражающее то, как относилась религия к собакам, и какую роль они играли в жизни древних народностей Ирана. Эти питомцы были связаны с миром мертвых, высшими силами, прародителями. А такие их качества, как отвага и бдительность, позволили собакам стать настоящими спутниками последователей зороастризма.

Процесс кормления собак является ритуальным действием, ведь зороастрийцы верят, что души умерших людей переселяются в тело собак. Поэтому еда, которая им дается, на самом деле предназначается для предков. Конечно, питомцам дается все самое вкусное и качественное, в дань душам ушедших людей.

В одном из религиозных трудов расписано, что следует давать собакам и в какое время. В другом – описаны муки ада, которые ждут тех, кто не кормит собак и обижает их. Собаки получают пищу первыми из рук самого старшего члена семьи, а уже после к трапезе приступает вся семья.

Согласно вере, псы не только идут по жизни с человеком, но и сопровождают его после ухода. Собакам доверена важная миссия – стоять на страже, отгоняя потусторонние темные силы.

Особой бдительности от них ждут в часы скорби, когда демоны могут похитить душу в момент его кончины.

Поэтому во время погребального ритуала четырехглазый пес (с белой шерстью, имеющий черные пятна под глазами) должен постоянно быть рядом с телом усопшего, совершая особый обряд – смотреть и отгонять особого демона – дэва трупной скверны.

Если смерть настигает роженицу и ребенка, то ведут двух псов, наделенных четырехглазостью, чтобы они могли наблюдать за двумя душами. Нередко к человеку, находящемуся на смертном одре, протягивают щенка, чтобы душа могла перейти в него. Кроме того, уход питомца приравнивается к уходу человека и требует не только внимания, но и тех же обрядов, которые применяются для погребения людей.

За нанесение вреда четвероногому питомцу человека жестоко наказывают. Порицание заслуживает даже кормление собаки неподобающей пищей.

Если пес получает увечье в процессе деятельности, то ущерб возмещается наказанием, а за смерть животного владельца жестоко избивают плетью, используемой для лошадей.

Если человек убивает собаку, то весь его род подвергается проклятью до девятого колена, а самого убийцу после кончины ждут толпы адских демонов, но на помощь ему никто не придет, так как светлые силы от него отвернулись.

Но и равенство с человеком накладывает определенные требования на собак. Собаку также судят и наказывают, если она напала на человека. Один укус стоит псу уха, за второй собака лишается второго уха, после идет хвост, конечности Если собака не исправляется, ее ждет смертная казнь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое духовная литература

Различное отношение к друзьям нашим четвероногим во многом зависит от религиозных воззрений, однако, помогать ближнему и поддерживать слабых не порицается ни одной религией и больше относится к человеческим качествам.

Источник: http://dogipedia.ru/sobaki-v-religii/

Почему собак нельзя держать при храмах — Русь Матушка

почему собаке нельзя в церковь

Совсем недавно я встретила свою давнюю знакомую, которая всю жизнь занималась разведением определённых пород собак и продавала щенков за весьма приличные деньги. Тем и жила женщина, пока не стала ходить в храм, помогать на службах и полностью погрузилась в жизнь православной церкви.

Проблемы возникли случайно, батюшка узнал, что она живёт в квартире вместе с собакой, и та, буквально спит вместе с ней на кровати. Он настоятельно попросил отдать собаку и освятить квартиру.

Такая реакция сначала смутила мою знакомую, но получив разъяснение, она не задумываясь избавилась от животного, отдав его родственникам, и продолжила с чистой совестью службу в храме.

Почему православием против содержания собак в доме

Сегодняшний бум, связанный домашними питомцами, сводит многих с ума. Кошки и собаки приравниваются их чуть ли не к членам семьи. Это по мнению служителей церкви неправильно.

Давайте попробуем понять, почему истинными христианами собака трактуется как «нечистое» животное, почему после пребывания в доме собаки, его непременно следовало осветить.

Если обратиться к Библии, то мы увидим, как трактуется сей животрепещущий вопрос в отношении данного животного. Второзаконие гласит: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим».

К слову заметить, ровно такое же мнение существует и в исламе, там также, собака не допускается в жилище людей, считаясь осквернённым зверем.

Что говорит по этому поводу Библия

Давайте вновь обратимся в Библии, в которой слово «собака» и слово «псы» упоминается около 25 раз. В Древнем Востоке и Библии собака ассоциируется с нищетой, обездоленностью и страданием. Стоит обратить внимание на такие отрывки «не вноси цены пса в дом Господа», «не давайте святыни псам».

Здесь явно усматривается нагатив по отношению к четвероногим питомцам в аспекте их нечистоты. Запрещено вносить в храм деньги, предназначенные для пожертвования, которые появились от продажи собак или были заработаны проституцией.

По словам блаженной Пелагеи Рязанской, если в доме живёт собака, из него уходит благодать Святого Духа. Более того, если данное животное живёт в доме, имеющим иконы, хозяин этого жилища не допускается к причастию.

Ещё один пример из жизни одного старца, имя которому Алексий Пензенский: один раз приехал к нему в гости старый знакомый священник и прихватил с собой своих сыновей. Старец сразу почувствовал и провидел, что у одного из сыновей живёт в доме пёс.

Он настоятельно рекомендовал впредь не держать её в своей квартире, и впоследствии непременно освятить её. Он неоднократно заметил, что собачья жизнь предназначена для охранных действий, поэтому её место рядом с домом, а не у кровати, на которой возлежит человек.

Чем чревато присутствие в жилище собаки

По мнению православных в дом, где живёт собака, легко могут зайти злые духи, именно поэтому часто происходят случаи нападения собак на своих собственных хозяев. Псы не щадят ни взрослых, ни детей. Известны неоднократные случаи таких жестоких нападений.

Конечно, каждая тварь имеет право на жизнь, но у каждой твари есть собственное, отведённое Богом место на земле. Животные должны служить человеку, для этого их сотворил Творец. Собака занимает в быту человека прочное место, но её место рядом с жилищем, а её предназначение – охрана этого самого жилища.

Нет преданнее друга и охранника, чем собака, она защищает своего хозяина, служит ему верой и правдой. На Севере без собак обойтись крайне сложно, они являются и основным транспортным средством и играю важнейшую роль в хозяйстве. У этих животных множество ролей, однако и забывать о том, где должно быть их место, нельзя.

Никто не говорит о том, что собак нужно выкидывать на улицу и оставлять без заботы, как делаю многие жестокосердные люди. Если вы завели животное, вы полностью должны отвечать за него, его жизнь и здоровье. Но, если вы ходите в храм и молитесь на святые Образа, в вашем доме не должно находится «нечистого» животного.

Пусть оно живёт во дворе, для этого можно соорудить вольер или будку, где собака будет выполнять свою основную миссию, охранять и защищать ваше жилище.

Заключение

К животным необходимо относится ласково, внимательно и бережно, но в то же время понимать, где их место. Считается грехом милосердия, если животное, ставшее неугодным, выбрасывается на улицу. Однако и находиться в помещении со святым Ликами, собаке нельзя.

Если вы являетесь истинным христианином и придерживаетесь канонов и заповедей православия, вы непременно прислушаетесь к тому, о чём говорилось в данной статье.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/pochemu-sobak-nelzya-derzhat-pri-hramah.html

Как правильно православному верующему относится к животным

В современном мире людям не хватает душевного тепла, возможно, этим объясняется повышенный интерес общества к псам, котам и другим зверям, особенно эксклюзивных пород.

Как правильно православному верующему относиться к животным, можно ли их воспринимать, как членов семьи, держать в домах, попробуем ответ найти в Библии и писаниях Святых Отцов Церкви.

Животные в Библии

При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.

В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).

Встреча Иисуса с хананеянкой

Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).

В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.

Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.

Отношение христианства к животным

Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.

Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.

Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.

По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.

Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.

Православная церковь говорит, что отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им

Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.

Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.

Мнение святых об отношении к животным

Любовь преподобного Серафима Саровского, жившего в землянке, распространялась не только на людей, но и на животных. Он не превратил ни одну зверюшку в домашнее животное, но регулярно из своих скудных запасов подкармливал зайцев, лис, белок и медведя.

Читайте о православных святых:

Преподобный Сергий Радонежский не стал философствовать, можно ли молиться над животным, когда один раз обнаружил около своей избушки медведицу и слепого ее детеныша. По молитве веры медвежонок обрел зрение и был спасен.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелен слепой медвежонок

Даже льва можно приручить любовью. По свидетельству старца Герасима Иорданского к нему подошел лев, из лапы которого торчала большая заноза. Старец не побоялся раненого царя зверей, вытащил занозу, после чего лев всю жизнь оберегал святых и умер на могиле старца.

Старцы на Афоне относятся ко всему живому, как к творению Божьему, но никто из святых не поклонялся животным, делая их равными людям.

Христианство и милосердие

Отношение человека к животному и домашнего питомца к хозяину взаимосвязано. Некоторые родители покупают для своих детей зверят, чтобы воспитать у ребятишек чувство заботы, милосердия, но когда маленькая игрушка надоедает, ее просто выбрасывают или усыпляют.

Если вы взяли в дом питомца, будьте готовы содержать его до самой смерти или обеспечить для него достойное существование в другом месте. Православная церковь против жестокого отношения к животным, к брошенным или бездомным котам и собакам следует относиться с милосердием.

Важно! Христиане должны любить не только себе подобные создания. С милосердием относиться к творениям Божьим — закон любви Творца.

Тем, кто утверждает, что наши младшие братья не имеют цены в глазах Бога, хочется ответить словами Соломона. Царь сказал, что любя все, что сотворено Творцом, ты не будешь к нему относиться с пренебрежением. (Прем.11:25). Всевышний любит Свое творение, ведь все сотворенное Им — дар.

Любовь животных к людям

Нельзя переоценить роль собаки-поводыря, которая живет в доме слепого, помогаю тому передвигаться в пространстве. История полна случаями, когда животные спасали своих хозяев от смерти, предупреждая об опасности.

В мегаполисах одинокие старики, в основном далекие от христианства, находят спасение от одиночества и меланхолии в привязанности к котам, которые согреют при холоде и успокоят в тревоге. Однако нельзя превращать свой дом в приют для животных, пренебрегая интересами соседей. Негоже очеловечивать зверей, ставя их интересы выше человеческих.

Неотъемлемой частью христианской веры является милосердие, невозможно говорить о любви к людям, в то же время спокойно проходить мимо раненого или голодного зверя.

Что говорит о животных Православная церковь

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-o-zhivotnyh.html

Почему собакам нельзя заходить в церковь

Многим из нас известно, что собакам категорически нельзя заходить в церковь. Но поскольку сами животные об этом не знают, то у входа всегда дежурят бдительные старушки, готовые отогнать нарушителей. Для этого существует несколько весомых причин.

Почему собакам запрещается заходить в церковь

Официально церковь конкретно против собак ничего не имеет и никаких канонов, запрещающих этим животным входить в церковные помещения, не существует. Но тем не менее считается, что представителям любых собачьих пород там находиться нельзя. А если вдруг такое несчастье произойдёт, то потребуется заново освятить храм.

Всё объясняется историческими традициями, сложившимися несколько веков назад. Тогда собаки выполняли свою главную служебную охранную функцию и жили во дворе. Поскольку габариты они имели довольно крупные, то в доме просто не было для них места. В человеческое жилище допускались только кошки, которые ловили крыс и мышей. Всем дворовым животным (собакам, козам, свиньям, овцам и пр.) доступ туда был закрыт. Соответственно, их не пускали и в другие помещения, в том числе и храмы.

В православные храмы не допускаются никакие животные, кроме кошек

Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучён.

88 правило Шестого Вселенского собора

Истоки предубеждения против собак нужно искать в Ветхом Завете, в котором эти животные упоминаются преимущественно в негативном контексте. Древние иудеи испытывали сильную неприязнь к своим врагам-поработителям римлянам и египтянам, занимавшихся разведением псовых и применявших их в боях. Вероятно, эта ненависть впоследствии была перенесена и на их питомцев.

Согласно Моисею, собаки считались нечистыми животными. Верхом оскорбления для любого еврея было сравнение с псом («собака некрещёная», «пёс смердящий» и пр.), так как это приравнивало оскорбляемого с язычниками. По иудейским традициям собака является воплощением презренной нечистоты. Даже в Новом Завете слово пёс упоминается несколько раз именно как аллегорическое сравнение с иноверцами (язычниками).

В Ветхом Завете собаки упоминаются около 30 раз и почти всегда негативно

Однако всё не так однозначно. В Священном Писании животных делят на чистых и нечистых в плане их употребления в пищу. Позволено есть только тех, кто ест траву и имеет раздвоенные копыта. С этой точки зрения кошки и собаки равнозначны — в пищу не употребляют ни тех, ни других.

Существует ещё одна версия, по которой собаки считаются церковью неугодными. Эти животные чрезвычайно преданы хозяевам, при этом требуют к себе постоянного внимания, чем отвлекают от мыслей о Боге, спасении души и пр. Человек вместо молитв вынужден гулять и играть со своим питомцем. Кошки же не нуждаются в неусыпной хозяйской опеке, поскольку отличаются независимостью и самостоятельностью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему церковь против эко

Негласные правила запрещают входить в Храм Господний с собакой. Священники говорят, что это делается исключительно из соображений гигиены, поскольку собаки, в отличие от кошек, не особо чистоплотны.

Они любят поваляться в пыли и тухлятине, иногда даже едят экскременты. Зайдя в церковь, эти шумные и суетливые животные могут не только натоптать, принеся грязь на лапах, но и начать лаять, реагируя на звуки, запахи или испугавшись большого количества людей.

Своим поведением они нарушают благоговейный порядок и тишину храма.

В храм с собакой заходить нельзя

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение.

Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укоренённым, как мне кажется, в представлениях о гигиене.
Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве.

Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова.

Она не создаёт гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными.

Святейший Патриарх Кирилл

Окна квартиры, в которой живёт наша бабушка, выходят прямо на большой храм. Иногда на его территорию забредают собаки, которых гоняют вениками от ворот женщины неопределённого возраста в платках и длинных юбках. Священники, выходящие за пределы церковной ограды, неизменно и с удовольствием облаиваются всеми псами, попавшимися им на пути.

собака, которой можно заходить в церковь

Несмотря на отсутствие прямого запрета на посещение церкви вместе с собакой, не стоит понапрасну оскорблять чувства верующих, поскольку сами животные ничего полезного из этого не извлекут. Лучше хорошо заботиться о своём питомце, отдавая ему достаточно любви и ласки.

Источник: https://kot-pes.com/pochemu-sobakam-nelzya-zahodit-v-cerkov/

Как Церковь относится к животным?

01 июня 2019

Можно ли держать дома опасных животных? Как относиться к собачкам в дорогих комбинезонах? Может ли питомец заменить ребёнка? Уместно ли делать маникюр псу и стрижку с окрашиванием — коту? Можно ли держать дома нечистое животное собаку и есть скумбрию? Расспросили священника Димитрия Паламарчука, настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья, об отношении Церкви к братьям нашим меньшим.

Один из наиболее часто задаваемых вопросов о животных — попадут ли они в Царствие Небесное. Я слышал историю о том, как в России в каком-то городе мать бросила младенца — оставила в подъезде, и кот лёг на него и грел своим теплом, а когда люди хотели забрать малыша, шипел на них. Думаю, что такие коты спасутся.

Есть животные, которые проявляют такую жертвенность, что многим людям до них далеко. Насчёт мамы этого ребёнка не уверен, а вот кот — спасётся непременно.

А вот те коты, что воруют еду со стола, не попадут в Царствие Небесное точно, потому что хозяева не захотят такого кота видеть там рядом с собой — это я уже шучу, конечно.

В Священном Писании нет однозначного ответа на вопрос, попадут ли животные в Царствие Небесное. У святых отцов и богословов тоже разные мнения на этот счёт. Однако очевидно, что мы, люди, несём ответственность за животных. Из-за падения человека пострадала вся природа, и потому мы просто обязаны заботиться о ней. Работая над собой, совершенствуясь, искореняя свои недостатки, мы преображаем не только себя, но и мир вокруг.

Если хозяин переживает о настоящем или будущем своего питомца, ему лучше не деньги на него тратить, покупая дорогие ошейники в стразах, а позаботиться о своей душе. Сейчас в жизни многих людей происходит подмена, и интересы животного порой ставятся выше интересов человека. Видели картины Василия Ложкина «Кто котёночка обидел?» и другие? Они именно об этом.

Животные порой кажутся нам лучше людей, но всё-таки с ними не поговоришь, они не отзовутся на наши просьбы, не дадут совет.

Святые Серафим Саровский, Герасим Иорданский — прекрасный пример христианского отношения к животным. Они не покупали зверям стразики, а занимались собой, и вокруг них даже животные менялись и приходили поесть хлеба, а не мяса. Мне могут возразить: «Когда это было! Да и было ли вообще?» Приведу другой пример: святой Паисий Святогорец, наш современник. Возле его монастыря жил медведь, который провожал паломников к келье старца.

Если человеку нравится помогать животным, заниматься ими — пусть занимается, в этом ничего плохого нет. У меня есть знакомая, которая стрижёт собак. Ей нравится её работа, и я этому рад. Адекватная забота о животных — это замечательно.

Однако, наряжая питомцев в комбинезончики или ботиночки, люди не задумываются, что животным они зачастую не нужны. Хорошо, если это обусловлено заботой, а не глупой модой, что случается чаще. Комбинезон оправдан, если собака действительно мёрзнет зимой или у неё длинная шерсть, а на улице грязно.

Но если у неё этих комбинезонов двадцать, и стоят они немалых денег, это уже не имеет отношения к заботе.

Можно ли пускать собаку в дом?

Ещё один популярный вопрос.

Людям, которые мне его задают, я рекомендую перестать есть скумбрию и сомов, ведь рыба без чешуи в Ветхом Завете тоже считалась скверной: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев. 11:9-11). Современным христианам надо определиться: они живут по ветхозаветным канонам или новозаветным? В Новом Завете о нечистых животных ничего не сказано.

Меняется жизнь, меняется отношение людей к тем или иным её явлениям. Сегодня мы не осуждаем женщин за маникюр на ногтях, актёрский труд не считается грехом, мы заводим в квартирах питомцев. Это нормально. К слову, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II держал трёх собак и кота, которых очень любил. Так что ничего дурного в том, чтобы держать дома четвероногого друга, нет.

Нужно ли переосвящать храм, если в него вошла собака?

Если в храм зашла собака, можно просто святой водой окропить помещение, и всё. Если человек зашёл в храм с собакой, то кричать на него не надо, следует просто объяснить, что храм — это место молитвы. Между прочим, пищу тоже в храм не приносят. По уставу можно принести её пресвитеру домой, но не в храм. Так что столы для поминальных пожертвований в храмах — это тоже современное попущение.

Можно ли называть животных именами людей?

В деревнях всегда называли животных именами людей: если коза, то Манька, поросёнок — Борька, кот — Васька, и так далее. Что в этом страшного? Мы ведь не называем их в честь святых или чтобы обидеть какого-нибудь конкретного Ивана Петровича. Я не вижу в таких кличках греха.

Можно ли держать дома опасных экзотических животных?

Апостол Павел по этому поводу давно сказал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12). Я в детстве держал дома большого паука. Кормил его, заботился. Когда он пропал, это стало трагедией. Оказалось, его выпустила мама. Сейчас я хотел бы иметь питона, но понимаю, что у меня дома двое маленьких детей, и потому опасаюсь за здоровье питона. Если серьёзно, то скажу: рисковать жизнью — своей или близких — нельзя.

Опасные животные могут сбежать, укусить, навредить каким-то образом. А вот если ваша работа связана с изучением жизни таких животных — почему нет? Думаю, это допустимо, хотя об осторожности всё же забывать нельзя. Если вы приведёте друзей и будете говорить: «Смотри, у меня есть кобра, давай достану!» — а эта кобра потом грызанёт друга в нос, то это однозначно смерть, потому что на Украине нет вакцин даже от яда обычной гадюки.

Дикие животные в доме — это очень непросто и ответственно. У меня в прошлом году жил орёл. Мы с женой подобрали его на дороге. Это опасное животное. Те несколько месяцев, пока мы его выхаживали, я был весь исцарапан, он клевал меня в руки, пришлось купить перчатки для кормления. А у одного моего знакомого были пираньи в аквариуме. Вроде бы безобидные, но однажды одна из них съела всех остальных. Вот вам и безопасная разновидность.

Есть ещё такой аспект, как гордыня, когда человек приобретает экзотическое животное, чтобы привлечь к себе внимание, которое он не может получить другими способами. Вот я, например, хочу себе питона.

Мне кажется, что это просто желание, но на самом деле — это ведь одно из проявлений тщеславия: «У меня питон! Идём, покажу!» У кого ещё есть питон, а не какая-то обыкновенная собака? Поэтому, думаю, питон не будет полезен для моей духовной жизни.

В любом случае, надо быть очень внимательным к такого рода желаниям и разбираться в их причинах.

В этом вопросе важен также и этический момент: будет ли дикому животному хорошо в тех условиях, в которые вы их поместите? Одно дело — выходить пострадавшего зверя, и другое — лишить его свободы ради своей прихоти. Помню сюжет о Киевском зоопарке, в котором белая медведица билась головой о стену, явно желая убить себя.

Сколько животных существует в ужасных условиях ради наживы их владельцев! Человек поставлен Богом над животными для того, чтобы ухаживать за ними, заботиться, помогать. Вместо этого некоторые люди с помощью зверей заботятся о себе, своём благополучии. Сегодня мы мало задумываемся о сохранности природы и фауны, но если подумать, какой мир мы оставим своим детям и тем более внукам — становится страшно.

Хотите показать детям животных — покажите им тех, кто живёт вокруг: в заповеднике или на ферме, в лесу или за городом.

Можно ли православным держать дома змей, пауков, морского чёрта и тому подобную «нечисть» из мира фауны?

А почему нет? Мне самому очень нравятся игуаны, змеи, пауки. Но, опять же, мы помним, где живут эти животные? — в совершенно других условиях. Они не приспособлены для неволи. Если же какие-то верующие видят в змее образ змея-искусителя — даже не знаю, что им сказать. Змея — это змея, паук — это паук, и сотворил их Бог. Всякое дыхание да хвалит Господа! У каждого из них своё предназначение. У меня живут улитки, мы их кормим, купаем, заботимся, им у нас хорошо. Чем пауки хуже?

Можно ли водить животных в специальные салоны — необычно стричь питомцев, красить им шерсть и когти?

Забота о животных — это замечательно. Если лохматому пекинесу жарко летом, почему не отвести пса в салон, где специалисты постригут и вычешут его? А вот когда богатые люди выкладывают большие деньги за собачий маникюр или стразы в ушах, это странно.

Один из ведущих Ионинской молодёжки отец Иоасаф (Перетятько) говорил: «Не знаете, куда деть деньги — несите мне. Мы помогаем и онкобольным детям, и бездомным, и многим другим». Есть лишние деньги — помогите тем, кому они реально нужны.

Хотите подстричь собачку — да пожалуйста, но если она сыта, здорова, погуляла и спит — почему не поделиться средствами с теми, кто ищет их на лечение?

Может ли питомец заменить ребёнка?

Нередки ситуации, когда супруги, не имеющие детей, привязываются к своим питомцам как к родственникам. Нерастраченная любовь требует выхода, это понятно. Нет ничего плохого в заботе о животных, но относиться к ним как людям всё-таки ненормально.

Встретил в интернете такую шутку: иногда нужно набраться смелости и сказать коту, что это он живёт у меня, а не я у него. Ко всему надо подходить с рассуждением. Мы ведь часто и детей воспитываем так, что они абсолютно не приспособлены к жизни. Не знают цену хлеба в прямом и переносном смысле.

Если семья молодая и у них нет детей — почему бы не усыновить малыша из детдома? Часто ведь оказывается, что животных любить проще, и в этом вся суть.

Подытоживая, скажу: во всём нужно стараться придерживаться золотой середины. В отношении животных тоже: нужно заботиться о них, но не делать из этой заботы культ. Всё-таки животные — это не люди, а люди — не животные. Будем жалеть и беречь людей, помогать животным и всегда помнить уже упомянутые слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Источник: https://www.molodost.in.ua/news/5557/

Собака в доме по православию

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает количество куполов на татуировке

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

У Древних греков собак любили и окружали заботой. Их считали членами семьи и самыми лучшими друзьями. Но так было не везде и не всегда. Раньше считали в православии собаку нечистым животным. В Ветхом Завете из 30 упоминаний об этом животном, только 2 не имели негативного характера. Ненависть иудеев к своим врагам египтянам и римлянам, возможно перенеслась и на животных, которых они разводили, любили и применяли в боях.

Чем была собака для христиан

В законе Моисея сказано, что это животное нечистое. Ничего худшего не было для еврея, чем сравнение с собакой. Также запрещено было вносить деньги от продажи собаки в Скинию. Упоминания в Библии о собаке, как о домашнем животном появилось достаточно поздно. И то, основной функцией ее была охрана жилища.

В Ветхом Завете был определенный перечень животных, которых евреям запрещали употреблять в пищу. Но со временем в Новом Завете этот список упразднили и пересмотрели. Бытует мнение у христиан, что кошка относится чистым животным, а вот собака – нечистое.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Кто такая Мария Магдалина в православии

Почему собака нечистое животное в православии

К этому можно отнести то, что собаку, как и прочих животных, считают иерархично ниже по положению, чем человек. Это животное подчинено человеку и душа у животных по Библии не бессмертна. Многие священники говорят, что не нужно называть животных именами людей, а тем более Божьих угодников, которые имеют святцы.

Собаку в доме по православию держать не разрешали. В отличии от домашнего кота, который ловит мышей, собаку держали во дворе, так как у нее была охранная функция или пастушья. Моисей старался оградить свой народ от поклонения животным, тем самым создавая себе идолов.

Куда попадают собаки после смерти? Православие однозначного ответа на этот вопрос не дает. В церковных писаниях нет никакого указания о том, куда попадают животные и что с ними конкретно происходит. Есть написано только то, что души животных смертны. Относительно этого животное никуда не попадает после смерти, так как не имеет души.

Современное отношение веры к животным

Со временем многое изменилось. Сейчас в православии есть несколько иное отношение к четвероногим друзьям человека:

  • Священнослужители говорят о том, что необходимо любить все творения Господа, независимо от их иерархического положения.
  • Кроме того, раньше собаки были больших размеров и занимали достаточно большое количество места, если их держать в доме. Но сейчас есть небольшие породы, которые занимают мало места.
  • Церковь говорит о том, что по природе все животные достаточно хороши.
  • В наше время угрозы создания людьми идолов из животных уже не страшна. Именно поэтому «дискриминация» этих животных не несет никакой основы.
  • В правилах канонической Русской церкви сказано о том, что водить собаку с собой в храм запрещено. Оно трактуется в большей части тем, что данное животное имеет специфические особенности (запах, не всегда спокойное поведение, которое может нарушить тишину в храме).

Лучшая статья для Вас, переходите:  Является ли курение грехом в православии

Но не стоит сразу говорить о том, что ее пребывание в церкви каким-либо образом оскверняет святыню или препятствует Божьей благодати.

О проблемах в нашей жизни, а также отсутствие Божьей благодати мы должны винить не наличие собаки в нашем доме, а тот греховный образ жизни, который мы ведем. Многие также говорят о том, что освящать квартиру с собакой не имеет смысла. Это только суеверия. Собака никак не выступает препятствием для проведения данного ритуала.

Помните только одно, что мы в ответе за тех, кого приручили и должны их любить. Ведь если мы будем обижать тех, кто не может защитить себя от нас, то этим самым мы также не придадим себе праведности.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/sobaka-v-dome-po-pravoslaviyu/

Почему в православии собаку называют грязным животным? — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

:

Так уж заведено, что мы, не успев ничего толком узнать о вере, слишком быстро становимся знатоками многих околоцерковных вещей, которые, прямо скажем, если и имеют какое-то значение, то отнюдь не главное.

Так, например, первая встреченная в храме бабушка без труда вас убедит, что держать дома собак никак нельзя, а кошек можно. И что посмей какая-нибудь дворняга сунуть в храм нос, дом Божий тут же нужно заново освящать. Потому что собака, мол, «нечистое» животное.

Такие знания церковных правил не только заставляют искренне удивляться, но и зачастую являются ничем не обоснованными. Попробуем с этим разобраться.

Зачем понадобилось деление?

Традиционно начать, конечно, нужно с Ветхого Завета. И здесь мы увидим, что деление животных на чистых и нечистых было совершено пророком Моисеем. Как известно, после Всемирного потопа людям теперь уже разрешалось употреблять животную пищу. Однако по закону, данному Богом через Моисея, целый ряд зверей стал отсеиваться, не подходить по ряду критериев. Почему?

Объяснить это можно желанием оградить свой народ от влияния языческого культа. Как известно, закон был дан Моисеем во время бегства израильского народа от египтян, у которых он находился долгое время в рабстве.

К сожалению, многие традиции поработителей продолжали иметь влияние и на культуру, мировоззрение народа Моисеева.

Например, у египтян принято было обожествлять некоторых зверей, воздавать им почести, как божеству, и приносить жертвы.

Чтобы избежать подобного отношения к животному миру, и было сделано для израильтян деление на чистых и нечистых животных. Причем нечистота подразумевала под собой непригодность для употребления в пищу. С другой стороны, чистота иных животных (известная еще во времена Ноя) подразумевала возможность приношения их в жертву Богу.

Таким образом, одни звери не могли теперь наделяться божественными качествами по причине своей нечистоты.

Другие же, наоборот, по причине чистоты, поскольку как может быть божеством тот, кто сам пригоден для жертвоприношения? Причина, таким образом, кроется не в самих животных, поскольку это творение Божье, но в таком ошибочном отношении к ним. Вот что говорил об этом Фотий, патриарх Константинополя:

Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся Миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими, и природа всего — самая наилучшая.

Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности.

Какие животные считались нечистыми?

По какому же принципу осуществлялось деление? Какие критерии «возвысили» одних зверей, а других — «унизили»? В «Левите» сказано, что в пищу человеку подходит всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле.

Из рыб — у которых есть перья и чешуя в воде. Из птиц перечисляются только «скверные». Нечистыми животными оказались все четвероногие, «которые ходят на лапах». Как видим, в эту категорию попадают не только собаки, но и кошки.

С чем же связано такое интересное разделение Божьего творения? Помимо уже приведенного аргумента касательно египетского культа, существует еще аллегорическое понимание данных критериев.

По нему, например, раздвоенные копыта «должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия» и так далее.

Все ползающие по земле и питающиеся падалью, очевидно, тоже не могут быть чисты.

Интересно, что последние научные исследования подтверждают мудрость ветхозаветного деления существ на пригодные и непригодные для пищи. Большинство из тех, кого в Библии назвали нечистыми животными, являются разносчиками многих болезней и инфекций.

«Что Бог очистил»

С пришествием в мир Спасителя ситуация изменилась, подтверждение чему мы находим в Книге Деяний апостольских. На возражение апостола Петра есть «скверную» пищу Господь отвечает ему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян.10: 15). Это значит, что деление животных было упразднено.

Однако же, могут нам возразить, и в Новом Завете неоднократно слово «пес» употребляется с негативным смыслом.

Спаситель говорит: не давайте святыни псам, в разговоре с хананеянкой язычники также сравниваются с собаками.

Тот же апостол Петр, предостерегая христиан от возвращения к языческим представлениям, употребляет резкое выражение, сравнивая это с тем, как «пес возвращается на свою блевотину».

В большинстве этих примеров слово «пес» употребляется для сравнения с язычниками. Но оно скорее указывает на иерархию, служебное положение твари по отношению к Творцу, чем возводит собаку в разряд нечистых животных.

В то же время в христианстве есть святой мученик Христофор, которого по византийской традиции изображали на иконах с головой собаки. По одной из версий, он имел красивую внешность, но чтобы избежать женского внимания, попросил у Бога обезобразить себя.

Впрочем, в нашей современной традиции его не принято изображать с собачьей головой, очевидно, чтобы не было ассоциаций с египетским Анубисом.

Подобные образы святого даже официально запретил Синод в 1722 году как таковые, что противоречат естеству и замыслу Бога о человеке.

Почему собаки не ходят в церковь?

И наконец, мы подходим к самой животрепещущей для собаководов теме: так все же, почему нельзя допускать собаку в храм? И кем это установлено? Начать нужно с того, что вообще никаким зверушкам заходить в храм не положено. Об этом говорится в 88 правиле Шестого Вселенского собора:

Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Крайним случаем может быть только опасность для жизни человека. Кроме того, в Русской православной церкви есть постановление, которое запрещает допускать конкретно собак в храм. Мотивируется это разными причинами: шумное поведение, нечистоплотность, возможность осквернения престола. Ничего личного здесь нет.

Почему же кошкам тогда разрешается иногда находиться в храме? Чем они лучше собак? Во-первых, делается это только в очень редких случаях, например, когда храм кишит мышами. Мыши являются угрозой для храма, для алтаря, и в данном случае кошка незаменима в сельском храме, например.

Во-вторых, собаки изначально считаются дворовыми зверушками, а кошки — домашними. Одним словом, вопрос ухоженности, чистоплотности зверя здесь имеет ведущее значение. Да и ведут коты себя потише. Впрочем, в уставе Церкви нет никакого специального последования, никаких молитв на повторное освящение храма в случае, если туда случайно зашла какая-то собачка.

Можно ли держать дома пса?

Если с нахождением собаки в храме мы определились, то что же можно сказать о содержании животного в квартире или доме? Никаких запретов на то, чтобы иметь собаку у себя в доме, Церковь не знает. И освящать квартиру/дом, если там, помимо вас, живет песик, тоже можно.

Все версии о том, что через собаку легче действует нечистая сила и прочее — все это суеверия и «бабьи басни». На них не стоит обращать внимания, никаких подтверждений ни в Священном Писании, ни в двухтысячелетней истории Церкви они не находят.

Сравнивая с другими религиями

Нужно сказать, что в разных религиях к твореньям Божьим, в частности к собакам, относятся и относились по-разному. Например, в древнем зороастризме она почиталась сразу на втором месте после человека. Животным даже приносили пищу, которая предназначалась для душ умерших.

А вот в исламе собака — это, напротив, нечистое животное, которое так и называют «наджаса», то есть «грязное», поскольку она чистит себя языком. Прикоснувшись к ней, мусульманин должен обязательно совершить полное омовение. Иудеи так и не жалуют этих животных, хотя и могут держать их дома в качестве охранников.

У буддистов, которые свято верят в переселение душ, пес чтится выше котов по рангу перерождений. Впрочем, касается это только породистых особей. И наконец, католики, в отличие от нас, разрешают заходить своим четвероногим в храм (непонятно, правда, для чего). У них даже есть свой святой — Франциск Ассизский.

О том, почему зверей не пускают в храм, рассказывает священник Николай Каров:

Источник: https://simanskia.ru/eto-interesno/pochemu-v-pravoslavii-sobaku-nazyvayut-gryaznym-zhivotnym.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь