Почему Владимир выбрал православие: 6 причин
Князь Владимир Святославич — одна из ключевых фигур в истории русского народа. При его правлении Киевская Русь стала православным государством. В статье рассмотрим кто такой князь Владимир, жизнь на Руси до принятия православия, причины выбора христианства князем Владимиром.
Дата рождения князя достоверно неизвестна, датируют ее примерно 960 годом. Владимир — сын князя Святослава Игоревича и служанки Малуши, которая была раздатчицей милостыни при княгине Ольге.
Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).
Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.
Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира
В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.
В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.
Князь Владимир — правитель Киевской Руси
До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня – Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.
Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.
Причина 2: Принятие христианства в европейских странах
Когда на территории Руси главенствовало язычество, в других странах языческие верования отошли на второй план. К тому моменту широкое распространение приобрели мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Они значительно отличались от язычества. Все эти религии проповедуют монотеизм – веру в единого Бога.
К моменту, когда Владимир пришел к правлению, Русь уже была хорошо знакома с христианством. Народы, что жили по соседству уже были христианами. Поэтому религия была не чужда жителям Руси.
Изменение международного положения Руси, а именно тесное сотрудничество со многими зарубежными государствами, заставило князя пересмотреть свои религиозные взгляды. Это впоследствии стало одной из причин почему Владимир принял христианство. Он стал выбирать среди мировых религий ту, которая должна стать государственной.
То, как Владимир выбирал религию, описано в летописи «Испытание вер». Согласно ему, правитель вызывал проповедников всех религий и общался с ними, чтобы сделать свой выбор. На это у князя ушло примерно 2 года. Он отнесся к выбору вероисповедания очень ответственно.
В 986 году он принял волжских булгар, представителей ислама. Когда он узнал об обрядах, традициях и запретах религии, он отказался. Особенно его смутил запрет на распитие вина. Однако, не только это повлияло на решение отказать гостям мусульманам.
Причина 3: вражеские отношения с Хазарией и Волжской Болгарией
С Хазарией и Волжской Болгарией у Владимира были вражеские отношения. К тому же они приняли ислам и построили свою культуру на основе традиций и обрядов, которые были чужды русскому народу и самому Владимиру.
Не нашел общего языка князь и с представителями католицизма из Рима.
Отказ получили и иудеи. Причиной было отсутствие собственной земли у хазарских евреев, которая была разгромлена отцом Владимира, Святославом.
Причина 4: Духовные поиски Владимира
Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.
Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.
Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.
Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией
Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.
Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.
Крещение князя Владимира — 988 год
Причина 6: люди имели доступ к книгам о богослужении на русском языке
Другой причиной почему Владимир принял христианство стало то, у русских была возможность читать богослужебные книги на родном языке. Примерно веком ранее, до княжения Владимира, священные книги были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием. К моменту выбора религии князем, народу уже хорошо было известно и духовно близко христианство и его основные постулаты.
Источник: https://hranitel.club/134-pochemu-vladimir-vybral-pravoslavie
Почему Владимир принял крещение в Херсонесе? »
О крещении князя Владимира ходят легенды, и даже авторитетные историки, посвятившие жизнь изучению этого периода, спорят между собой о деталях, пожалуй, одного из важнейших событий в истории России. Некоторых дотошных исследователей смущают не только расхождения в летописях относительно года крещения, их волнуют главные вопросы — место, где это произошло, и почему. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» решил провести собственное расследование.
За историю Руси Ломоносов подрался с Миллером
Согласно официальной версии, князь Владимир Святославич принял крещение в Херсонесе в 988 году н. э.
При этом главный «датировщик», на который ссылается большинство историков — это Повесть временных лет, отсылающая нас к 6496 году «от сотворения мира», то есть к 988 году по современному летосчислению.
А вот большинство византийских источников указывают 987 год, когда Константинополь заключил с Русью союз, испугавшись завоевания Царьграда (Константинополя) после завладения русскими Корсуни (Херсонеса Таврического).
Называются и другие даты. Ряд авторов считают вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием I в 860-х годах, вскоре после похода русов на Константинополь. Эти события иногда именуют первым крещением Руси.
А, например, математики РАН Николай Фоменко и Глеб Носовский, ссылаясь на Тверскую летопись 1534 года и на иконы Христа, на которых указан 6878 год от Адама, демонстрируют, что крещение Руси произошло в 1369 году, то есть почти на 400 лет позже. К слову, и рождение Христа они привязывают к XI веку.
Арабский же писатель и историк XI века Аль-Бекри в своих трудах заявляет, что «русы приняли христианство в IV веке нашей эры».
А человеком, который распространил его на славянские земли, был якобы Бус Белояр, правитель Русколании — государства, существовавшего, по легенде, ещё до Киевской Руси и занимавшего территорию от Днепра до Северного Кавказа.
Алексей Евтошенко, кавказовед:
«Григорий Просветитель, креститель Армении, когда встретился с царём Тиридатом, назвал его царём алан и русов, а это начало IV века. О каком царе русов может идти речь, если Киевской Руси, или Руси на Днепре, тогда ещё не существовало?»
Впрочем, современные историки отрицают подлинность Велесовой книги, единственного сохранившегося письменного источника, подтверждающего существование Русколании.
Хотя не секрет, что за переписывание русской истории и, в частности, отрицание существования праславянской государственности Михаил Ломоносов сломал немцу Миллеру нос
Каменные колонны церкви в Корсуни
И всё-таки основная интрига заключается в том, что исследователи продолжают спорить, в каком городе на самом деле Владимир принял крещение. Официальная версия гласит, что произошло это в Корсуни — так на Руси называли греческий Херсонес.
«Крестился Владимир в церкви Святого Василия, а стоит церковь та в Корсуни, посреди города, где собираются корсуняне на торг», — рассказывает Нестор в своей Повести временных лет в начале XII века.
Те же, кто считает этот источник более поздней фальсификацией, заявляют: дескать, некоторые источники указывают на 987 год крещения Владимира, а в это время он находился в Киеве. В качестве потенциального места крещения приводят городок Василев, недалеко от столицы, где обнаружили остатки некой деревянной церквушки.
Впрочем, версия эта слаба: нет никаких достоверных подтверждений, да и на всех древних фресках и картинах Владимир изображён в купели на фоне каменных стен, колонн и арок. Именно такие когда-то возвышались в Херсонесе Таврическом. Сейчас на этом месте стоит беседка с памятной надписью о важнейшем в истории событии.
Однако греческий Херсонес, выбранный местом для крещения, вызывает недоумение: почему веру, которую Владимир собирался ввести в стране в качестве государственной религии, нужно было принимать на греческой территории?
Крым передавался русам за военную помощь
Известно, что принятие Русью христианства было условием со стороны Византии в обмен на руку и сердце царевны Анны. Однако ведь именно византийский император Василий II попросил военной помощи у Владимира Красно Солнышко для борьбы с самопровозглашённым царём Вардой Фокой.
Так что условия Василию II должен был ставить Владимир, а не наоборот. Какими же могли быть условия? Разумеется, Владимиру Святославичу, собиравшемуся сплотить и помирить разрозненные русские земли, было выгодно принять новую религию как объединяющий фактор.
Но византийский император об этом не знал.
Виктор Грицков, писатель-историк:
«Летом 988 года русы разгромили осаждавшую Константинополь армию мятежников Был достигнут вынужденный для империи компромисс, в соответствии с которым отложившийся Крым передавался русам в качестве компенсации за оказанную военную помощь.
Но этот дар предстояло заполучить в бою.
Поэтому рядовые участники крымского похода и поздние летописцы воспринимали осаду Корсуня как войну с византийцами, а наиболее информированные — как месть за коварство греков, подсунувших их повелителю ложную сестру императоров».
Речь идёт о том, что Василий II, не желая православную царевну выдавать замуж за язычника, изначально сосватал его с лже-Анной.
Если верить этому исследованию, то христианство Владимир принимал в русской Корсуни, причём такая важная церемония, по всей видимости, была проведена в Херсонесе, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: Крым отныне принадлежит новой православной Руси, наследнице Второго Рима.
Столица Руси в Севастополе
Есть и ещё более смелая версия, отвечающая на вопрос, почему Владимир принял крещение именно в Херсонесе. Согласно ей, именно в Крыму находилась столица Древней Руси.
Виктор Спильный, исследователь:
«Древний город Киев-в-Инкермане был найден мною 9 мая 1997 года благодаря изображению на древней миниатюре из летописи владимирских князей, сохранённой для истории литовским вельможей — воеводой Николой Радзивиллом. На древней русской миниатюре из летописи владимирских князей изображены первые князья Русской земли в Киеве-в-Инкермане. А именно Кий, Щек и Хорив изображены восседающими на Киевских горах с видом на севастопольскую Северную бухту».
Правда это или вымысел, историкам ещё предстоит разобраться. Но удивительно, почему никто не придаёт значения любопытной формулировке в Повести временных лет, на которую все так настойчиво ссылаются.
Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда «начала называться Русская земля, а Русь впервые появилась в Царьграде». Известно, что Царьград, он же Константинополь, периодически переходил из рук Византии в руки Древней Руси.
Но каким образом, не владея ключевыми портами Северного Причерноморья, можно было претендовать на Босфорский пролив и выход в Средиземное море?
Источник: http://ktelegraf.com.ru/5513-pochemu-vladimir-prinyal-kreshhenie-v-xersonese.html
Что, если бы князь Владимир принял католичество? — Статтьи
И да, и нет. Для начала нужно вспомнить и соотнести даты. Годом крещения Руси принято считать 988-й. Официально в этот момент христианская церковь еще не была разделена. Та самая великая схизма, официально завершившая раскол церкви на католическую и православную (хотя куда точнее будет сказать на Римскую и Византийскую), датируется 1054-м годом. Соответственно два этих события разделили 66-лет. Весьма внушительный разрыв.
Формально это означает одно: выбор католицизм или православие перед Владимиром не стоял. От кого бы он ни принял крещения, от папских легатов или от посланников патриарха Константинопольского, он в любом случае, попал бы в лоно одной и той же церкви.
А ведь нет сомнений, что если князь киевский и мучился выбором, то именно между Римом и Константинополем. И дело тут не столько в религии, сколько в политике. Схизма-то, конечно, произошла в 1054-м году, но отнюдь не на пустом месте.
Это была последняя капля, но до этого, на протяжении нескольких столетий, христианство упорно двигалось навстречу расколу.
Папа Лев IX. (pinterest.com)
Помимо десятков догматических различий, имели место еще и очень острые противоречия иного характера. Константинопольский Патриарх не подчинялся Папе, а Папа, в свою очередь, не повиновался предстоятелю Византийской церкви. Впрочем, еще острее стоял вопрос о том, какую «школу» поддержат в том или ином регионе Европы.
В середине IX-го века вспыхнул нешуточный конфликт из-за Балкан, Болгарии и Южной Италии. Конфликт этот зашел так далеко, что Папа Николай I объявил, что Патриарх Фотий был выбран незаконно и потребовал его переизбрания. Получив отказ, Папа отлучил Фотия от церкви.
Фотий, в свою очередь, предал анафеме Николая, а с ним и Римскую церковь.
Первое отлучение произошло в 863-м году, второе — в 867-м. «Фотиева схизма» не стала окончательным расколом, но контакты двух церквей с этого момента прекращаются. В следующие двести лет их почти не было. Константинополь с Римом начали автономное друг от друга существование.
Одним из его важных факторов была борьба за привлечение в свое лоно новых сынов. Киевская, Новгород и другие города Древней Руси, естественным образом, попали в сферу влияния Византии. Здесь часто бывали греческие священнослужители. Считается доказанным тот факт, что христианство восточного образца приняли Аскольд и Дир, правившие в Киеве.
До крещения Руси приняла христианство и княгиня Ольга. Это, кстати, далеко не единственный пример. Археологические находки убедительно доказывают, что христианство принимали и люди некняжеского происхождения.
В могильниках языческого периода довольно часто находят нательные кресты. В этой ситуации можно было бы сказать, что выбор, в общем-то, был сделан задолго до Владимира. Тому оставалось лишь принять очевидное.
Впрочем, существовал один политический аспект, который мог склонить князя к другому выбору.
Выборы в пользу Рима?
«Повесть временных лет» описывает нам сложный процесс выбора. К Владимиру приходят послы не только из Рима и Константинополя, но также волжские булгары, которые предлагают князю принять ислам, и хазарские иудеи. В конце концов Владимир делает выбор в пользу Константинополя, поддавшись уговорам мудрого византийского философа, который прибыл в Киев.
Источник: https://diletant.media/articles/32509076/
День Крещения Киевской Руси: Все, что нужно знать верующим
День Крещения Руси отмечают ежегодно 28 июля
112.ua
В этом году в воскресенье, 28 июля, в Украине отмечают 1031-ю годовщину Крещения Киевской Руси. Этот праздник имеет богатую историю и свои традиции. Обычно ко Дню Крещения Руси устраивают крестный ход и проводятся торжественные богослужения. Но обо всем по порядку.
По сути
В Украине праздник официально называется День Крещения Киевской Руси – Украины. Это государственный праздник, который был учрежден 25 июля 2008 года указом третьего президента Украины Виктора Ющенко. Отмечается ежегодно 28 июля.
Дата выбрана не случайно. По преданиям, именно в этот день в 988 году князь Владимир принял новую веру и вернулся в Киев, чтобы окрестить народ Руси. К слову, точную дату крещения так и не установили, ее отметили лишь предположительно. Это 14 августа (по старому стилю или 27 июля по новому) 988 года.
Экскурс в историю
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Позже та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев.
Некоторые источники утверждают, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Другие же заверяют, что первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
Также отмечается, что первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также сообщается, что симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, который был убит варягами по приказу своего брата Владимира Великого, который в будущем и крестил Русь.
Из открытых источников
Известно, что князь Владимир решил крестить Русь из политических соображений, в первую очередь надеясь этим шагом объединить враждующие земли и укрепить собственную власть.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «Испытание вер». Тогда киевскому князю поступали предложения принять мусульманство, иудейскую веру, католичество, однако он остановил свой выбор на христианстве.
Впоследствии Владимир крестился в Херсонесе, приняв новое имя – Василий. Также он окрестил детей и подданных и женился на царевне Анне из Византии.
Массовое крещение народа произошло в Днепре. При этом не все были согласны отказываться от язычества, но их «убеждали». Иногда с помощью оружия.
Как отмечают День Крещения Руси в Украине
В Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявили, что планируют проведение торжеств по случаю Дня Крещения Киевской Руси.
Так, 27 июля на Владимирской горке в Киеве провели молебен, после чего прошел крестный ход с чудотворными иконами и мощами святых.
На 28 июля в 09:00 состоится торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.
День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке orthodox
В Поместной православной церкви Украины также анонсировали ряд мероприятий к празднику.
«Провести 27-28 июля 2019 общецерковные празднования 1031-й годовщины Крещения Руси-Украины: 27 июля днем — Всенощное бдение в Михайловском Златоверхом соборе Киева; 28 июля утром — Божественная литургия в Малой (Теплой) Софии, крестный ход к памятнику св. равноапостольному кн. Владимиру и молебен», – говорится в сообщении ПЦУ.
К слову, это будет первый крестный ход для ПЦУ, а проведет его, как ожидается предстоятель Поместной православной церкви Украины митрополит Епифаний.
Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/den-kreshheniya-kievskoy-rusi-vse-chto-nuzhno-znat-veruyushhim-501213.html
Причины Крещения Руси
Более тысячи лет тому назад в истории нашей страны случилось важное событие, определившее дальнейшее развитие страны – Киевская Русь приняла Крещение. У современного человека возникает множество вопросов на эту тему, но первый всегда будет звучать одинаково – зачем Князь Владимир это сделал?
Что такое «Крещение Руси»?
Замечание 1
Под этим термином следует понимать введение киевским князем Владимиром Святославичем (будущий Святой Равноапостольный князь Владимир I Святой) на территории Древнерусского государства в качестве государственной религии христианства византийского обряда или Православия. Официальная историография считает датой Крещения – 988 год, хотя отдельные источники указывают и на 990 и 991 год.
Мнения ученых о причинах Крещения Киевской Руси
Русские историки называет несколько причин, которые сподвигли Владимира принять новую религию в качестве государственной.
По мнению русского историка Н.М. Карамзина, основной причиной, по которой Владимир принял христианство, было стремление князя к просвещению населения. Для государственных нужд нужны были люди, умевшие читать, писать и считать, этими знаниями обладали люди церковного звания.
- Курсовая работа 430 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 240 руб.
Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. Он считал, что главной причиной, по которой князь принял христианство была – экономика.
Для дальнейшего государственного развития было необходимо введение общих экономических механизмов способных обеспечить развитие всех регионов страны. Для человеческого общества, эпохи средних веков, христианская религия и торговля являлись важными элементами жизни.
Оставаясь языческим государством Древняя Русь могла остаться в политической и экономической изоляции, христианские народы не хотели вести дел с язычниками.
Причины Крещения
Современные ученые придерживаются комплексного взгляда на причины Крещения Древнерусского государства. Считается что принятия единой государственной религии обусловлено следующими причинами.
Внешнеполитическая причина.
Киевская Русь второй половины X века огромное государство на востоке Европы, но вот политический весь державы невелик. И вся причина в религии. Русь – языческая держава, а европейские страны приняли христианство в качестве государственной религии. Получается, что языческая Русь – государство второго сорта, общение с которым возможно только по очень ограниченным вопросам, а ее государь не равен европейским королям и князьям.
Владимира не устраивало такое положение, ему хотелось равного почета и уважения. Устранить эту проблему можно было приняв христианство. Приняв единую религию Владимир получил бы возможность породниться с каким-либо могущественным императорским домом Европы.
Внутриполитическая причина.
Положение князя Владимира в качестве государи Руси было очень шатким.
Во-первых – это происхождение. По некоторым сведениям, его матерью была рабыня и соответственно он, по нормам того времени, то же был рабом и рассчитывать на княжеский стол не мог в принципе.
Во-вторых – процесс восшествия на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава, воссел на престол после смерти Ярополка. Считают, что князь Владимир был причастен к убийству брата.
В глазах европейской и местной элиты он был незаконнорожденным, не имеющим права наследования и узурпатором трона. Для придания политического веса своей фигуре князю надо было совершить что-то способное изменить мнение общества о нем.
Этим чем-то и было принятие христианства по Православному обряду, которое утверждало безоговорочное подчинение власти императора.
Управленческая причина.
К моменту принятия Православного христианства, как единой государственной религии, Древнерусское государство существовало чуть более 100 лет. По историческим меркам это очень небольшой возраст. Население страны представляло собой сочетание совершенно разных по происхождению групп и народностей – различные славянские племена, финно-угорские племена.
Представители балтийский и скандинавских народов на севере, тюрки на юге, чудь и литва на западе. Управлять таким конгломератом народов очень и очень тяжело. Была необходима общая идея способная выступать в роли инструмента управления.
На примере Византии Владимир видел, что религия смогла бы выполнить функцию инструмента государственного управления разрозненным населением и на территории его княжества.
Почему Православие?
Почему Владимир выбрал именно христианство по греческому или византийскому обряду?
Существует красивая легенда о послах различных религий, которые пытались склонить князя к принятию свой веры. Согласно легенде последней каплей, сподвигшей Владимира, принять Православие были восторженные отклики его послов на церковную службу в Константинополе, в храме Святой Софии. Но это легенда.
Что говорит История по этому вопросу?
Исторические факты подтверждают, что князь действительно присматривался к различным видам религий и контактировал с представителями конфессий. Выбор в пользу православного христианства от Византии был обусловлен следующими причинами:
- Византия – самое могущественное государство того времени, диктовавшая свое мнение всему миру. Приняв религию и женившись на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж России в глазах европейских монархов;
- влияние византийских священников на русское общество было огромным и существовало уже много лет. Бабка Владимира, Святая Ольга приняла крещение от византийского императора, в стране уже существовала христианская община и принятие христианства в качестве государственной религии было делом времени;
- Византийская империя сама была заинтересована в том, чтобы Русь приняла Православие и именно от нее. Таким образом Империя устраняла военную угрозу с севера и включала огромное государство и огромное количество населения в орбиту своего влияния.
Существует мнение, что Владимир и не рассматривал других видов религий, кроме Православия, поскольку влияние Византии и ее культуры было огромно.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/prichiny_krescheniya_rusi/
Что было бы, если бы князь Владимир выбрал
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:
—?Если бы Русь в конце X века приняла ислам, это бы радикально изменило лицо мира. В то время это была сильная молодая страна с огромными возможностями и неопределенными перспективами, подпиравшая с запада огромную угро-финскую и тюркскую Terra Incognita, простиравшуюся на восток.
На западе и юго-западе от Руси в то время располагались две огромные христианские империи — Священная Римская империя германской нации и Восточно-Римская империя, сегодня более известная как Византия. Разумеется, если бы Русь приняла ислам, то она сразу же пришла в противостояние с этими империями. Но к югу от Руси также существовал Багдадский халифат, который в 988 году был на пике своего расцвета.
И если теоретически допустить, что принявшие ислам Рюриковичи установили союзнические связи с халифатом, то первым направлением их совместной экспансии стала бы Византия. И тогда падение Константинополя произошло примерно на 400 лет раньше и сразу бы началась исламизация Балкан. Таким образом, Исламская Русь ступила бы своей ногой на земли Европы при поддержке Багдадского халифата с востока и Кордовского халифата с запада.
К северо-востоку от Священной Римской империи германской нации на тот момент жили языческие племена — пруссы, жмудь, ливы и так далее, исламизация которых также прошла бы достаточно быстро.
И тогда уже к 1100 году значительная часть Европы была бы исламизирована, и ей бы противостояли только Франция и Священная Римская империя, за спиной которых находился «второй фронт» Кордовского халифата.
Наверняка сопротивление этих христианских государств было бы быстро сломлено уже в XII веке, а это означало, что не возникло бы никаких крестовых походов. Соответственно, к моменту своего прихода с востока монголы встретили бы мощную исламскую Европу. И скорее всего, были бы остановлены и разбиты еще на Волге.
В этом случае общий уровень греко-арабской цивилизации, который был в Багдаде и Кордове, распространился бы на всю Европу. Это исключило бы эпоху Возрождения, поскольку греческая научная мысль уже распространилась бы на всю Европу за исключением ее античного языческого пафоса. И тогда исламская Европа уже в XIII–XIV веках стала бы высокотехнологической и интеллектуальной цивилизацией без коллизий капитализма, основанного на спекулятивном кредите и эксплуатации низших классов.
Раввин Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений:
—?Для начала я бы хотел поздравить всех православных с праздником 1025?летия Крещения Руси. Да сохранит вас Господь Бог! Разумеется, для нашей страны — это одна из главных вех ее истории, объединяющая Россию с Украиной и Белоруссией. И что очень важно для всех нас — это праздник победы единобожия над языческими верованиями.
Одними из первых поселенцев на берегах Днепра были евреи. И еще до зарождения древнерусской государственности они смогли обратить в иудаизм ханов Хазарского каганата. Напомню, что это было мощное и в торговом, и в военно-политическом отношениях государство.
При этом Хазария была довольно веротерпимой страной, более того, под влиянием Библии хазары прекратили торговлю рабами.
В итоге Хазарский каганат потерпел поражение от молодой Руси при князе Святославе, но в тот момент, когда его сын князь Владимир отправил послов в том числе и к евреям, они отлично помнили, что некогда смогли обратить в иудаизм огромную державу.
Могла ли в конце X века Русь, подобно Хазарскому каганату, стать иудейской? Думаю, да, ведь единобожие в наилучшей степени соответствовало идее единого государства. Но широкий характер славян, простор их земель все-таки требовал принятия не такой «семейной» религии, как иудаизм, но религии полиэтнической, вселенской.
А потому, как известно, князь Владимир не принял иудаизм, в том числе и потому, что евреи потеряли свою родину, оказавшись в изгнании. Однако в итоге он принял единобожие в виде православного христианства.
А это, как мне кажется, самое главное, еще и потому, что утверждало новую, библейскую, мораль в древнерусском обществе, укрепив его основы.
Священник Алексей ЯНДУШЕВ?РУМЯНЦЕВ, префект по научной и учебной работе Санкт-Петербургской католической высшей духовной семинарии:
—?Говоря о крещении народов и стран, невольно замечаешь, что этот процесс уже в самом своем начале приобретает своеобразные черты, которые объединяют в себе две основополагающие вещи: обращение Вселенской церкви («Вселенская» у католиков равнозначно понятию «Католическая» — ред.) к народу и обращение отдельного народа со всем его культурно-историческим наследием через Церковь ко Христу.
Обращение Руси ко Христу вобрало в себя все эти черты, только с небольшим, но очень важным отличием: в отличие от многих других народов и стран, Русь выбирала не только Христа, но и культуру. И выбор был сделан в пользу Востока, со всеми близкими русским особенностями повседневной жизни этой части света.
Но могло случиться и по-другому: выбор мог быть сделан в пользу Запада. Размышляя о том, какой выбор мог быть сделан и к чему бы это привело, я думаю, следует сразу исключить такой оценочный критерий как «лучше» и «хуже».
Во всем этом процессе важно именно обращение ко Христу, а остальное становится сопутствующим.
Главное, чтобы это второстепенное не занимало не подобающего ему первого места, как это нередко случается у нас в России, когда национальные традиции и необоснованно переоцененные псевдорелигиозные привычки определенной группы затмевают самого Христа.
Что было бы, если бы Русь приняла христианство от Запада? Я полагаю, что это послужило бы в первую очередь для самой Руси гарантией ее единства со Вселенской церковью. «Да будут все едино!» — это не пожелание правителей отдельных народов, а воля Самого Христа, Царя Царей. Стремиться к ее исполнению — долг каждого христианина.
Нынешнее разделение между Русской церковью и Вселенской — одно из последствий принятия Русью христианства не от Рима, а от Византии. Единая церковь вчера, сегодня и завтра — это единая паства с поместными архипастырями под единой властью епископа Рима, папы, согласно воле Христа.
Многими людьми крещение сегодня воспринимается не как таинство, через которое человек становится членом Церкви, но лишь как некий магический обряд, позволяющий избавиться от разных болезней. А потому встречаются случаи повторных крестин, хотя в православном «Символе веры» ясно сказано «исповедую едино крещение».
Широко распространено и другое суеверие: по чинопоследованию таинства после пострижения головы крещаемого священник должен завернуть волосы в воск от свечи и бросить в купель. Многие считают, что если этот воск утонет, то человека ждут серьезные неприятности и болезни.
И хотя священники постоянно разъясняют абсурдность этого поверия, оно остается весьма распространенным.
Ну и совсем безумным Церковь считает так называемый «обряд раскрещивания» («снятия крещения»), практикуемый неоязычниками и сатанистами. С христианской точки зрения, тот, кто принял крещение, навсегда остается крещеным, в какую бы религию человек потом ни обратился, и даже в том случае, если он вовсе утратит веру.
Священноначалие Русской православной церкви настоятельно рекомендует священникам проводить перед крещением «огласительные беседы», рассказывая людям о том, что же на самом деле означает это таинство.
Источник: https://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/6905-chto-bylo-by-esli-by-knyaz-vladimir-vybral/
Русский халифат — журнал
Считается, что Россия в XXI веке оказалась в эпицентре глобального конфликта цивилизаций Запада и Востока. А что было бы, если бы в X веке вместо православия сама Россия приняла ислам? Ничего хорошего, показывает наше исследование
Русский халифат
Классическая версия Крещения Руси известна по «Повести временных лет» монаха Нестора. Дескать, князь Владимир Красное Солнышко вызвал в Киев представителей мусульман, иудеев и христиан. Выслушав аргументы каждого, Владимир хотел было принять ислам, да потом передумал (дескать, «Руси веселии — вина питии») и повелел креститься.
Но что было бы, если бы Владимир все-таки выбрал ислам? Историки на этот вопрос дают однозначный ответ — в действительности выбора у Владимира не было. Во-первых, практически все ученые, начиная с Николая Костомарова, Сергея Соловьева и Алексея Шахматова, единодушно считают описанное совещание князя Владимира с послами выдумкой самого Нестора.
Во-вторых, русские княжества к тому времени были тесно связаны с Византией — практически единственной в то время сверхдержавой континента. Вопрос смены религии имел прежде всего политическое значение — целью русских князей был выход на международную арену и возможность влиять на политику византийских императоров, римского духовенства и германских королей. Сделать же это мог только равный, то есть монарх христианской державы.
Так что у князей не было никакого интереса обращать Русь в ислам. Да и Византия никогда бы не позволила, чтобы мусульмане — ее лютые враги — вели какую-либо деятельность на северных границах империи.
Согласно летописям, впервые со славянскими дружинами Византия столкнулась еще в конце VIII — начале IX века — войско русов напало на византийские города Амастриду и Сурож в Крыму. В 864 году скандинавский конунг Аскольд, набрав воинов в племенах древлян и вятичей, пошел на Царьград — Константинополь.
Впрочем, до столицы Византии они тогда не дошли, но страху на греков нагнали — в византийских летописях сказано, что только молитвы василевса и патриарха Богородице заставили варваров повернуть обратно. Через два года Аскольд и конунг Дир снова идут в поход и берут с Царьграда богатую дань. Третий поход организовал в 907 году конунг Олег, прозванный Вещим. Император Лев VI Мудрый, не рискнув воевать с варягами, откупился от Олега золотом и тканями.
Кроме того, был заключен договор, по которому киевские купцы получали право беспошлинной торговли и равные юридические права с гражданами империи.
Естественно, византийские монархи не могли бездеятельно наблюдать, как агрессивные русские бросают вызов их политической гегемонии. Однако, не имея возможности военной силой покорить славян, византийцы решили нанимать их к себе на службу и обратить в свою веру.
Еще в конце IX века в Моравию были направлены миссионеры Кирилл и Мефодий, которые по образцу греческого письма составили славянскую азбуку и перевели на нее библейские тексты. Позже на Русь прибыли два епископа германского короля Оттона — монахи Адальберт и Брут, построившие в Киеве и Новгороде первые христианские храмы.
Вскоре русские дружины в составе легионов Византии идут в поход на мусульман в Малой Азии, покоряют побережье Каспия, громят арабов на Крите и в Болгарии. Князья Рюриковичи становятся желанными гостями в Константинополе. Так, например, княгине Ольге император Константин Багрянородный оказал почести, как равной себе, а внук Ольги — князь Владимир Святославович — женился на сестре василевса Анне.
Правда, брак состоялся с одним условием: Владимир должен был принять христианство. И вот, желая стать равным «цивилизованному» и «признанному Европой» монарху Царьграда, Владимир и повелел ускоренными темпами крестить всех славян. Что и исполнили в 988 году.
Cтать мусульманской Русь могла бы только в одном случае — если бы сама Византия или кто-то еще из ближайших и могущественных соседей исповедовали ислам. И в истории был такой момент — двумя веками раньше вся Европа едва не оказалась под игом арабских халифов.
Развилка
Ислам покоряет Европу
Произошло это в начале VIII века, когда арабские войска прошли через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где впоследствии основали Кордовский эмират. В 732 году эмир Абдаррахман I решил завоевать территорию современной Франции. Покорение франков было для эмира второстепенной задачей. Конечная цель — Византия: именно туда должны были повернуть мусульмане после разгрома европейских варваров.
Однако на пути эмира встал майордом франков (от лат. majоr domus — старший по двору) Карл, правивший от имени малолетнего короля Теодорика Меровинга. Он собрал ополчение, встал в глухую оборону в долине между реками Клен и Вьенна близ города Пуатье и там разгромил арабов.
Но как бы сложилась история, если бы Карл проиграл битву? Тогда мусульмане вторглись бы на Апеннинский полуостров и без особого труда взяли незащищенный Рим. Другая часть арабов покорила бы Византию, переименовав Константинополь в Стамбул.
А что же Русь? Наша страна была в то время варварской в полной мере. На месте Киева стоял маленький родовой городок, основанный полянином Кием, такие же родовые поселения располагались в новгородских, двинских и прочих необъятных лесах. Завоевывать эту дикость цивилизованным арабам не имело никакого смысла, поэтому никаких перемен в истории Руси до десятого века, скорее всего, не произошло.
А потом, как водится, русские варяги пошли бы грабить Стамбул. И арабам пришлось бы вести ту же политику по отношению к северным соседям, какую проводили греки — обращать в свою веру. И вот из Стамбула в Киев прибывают отряды муфтиев-миссионеров, которые учат славян совершать намаз и осваивать витиеватое арабское письмо. Владимир Красное Солнышко обменивается женами с эмиром и устраивает государство по арабскому образцу.
Появляется Русский халифат.
— Как это ни покажется оскорбительным ортодоксальному евроцентристу, но именно арабы были в то время представителями самой высокой культуры, впитавшей достижения многих народов, — говорит писатель-историк Владимир Лещенко. — В арабском мире уже существует развитая система образования, основанная на эллинской философии, индийской математике и практических достижениях китайской цивилизации.
На месте убогих крепостей-городков возникают величественные мегаполисы, подобные Гранаде, Каиру и Багдаду. Развивается сельское хозяйство — вместо традиционного подсечно-огневого земледелия арабы привносят новые агротехнологии, новые высокоурожайные сорта и культуры. Солидную статью доходов русских купцов составляет продажа древесины, которая является дефицитом на Востоке.
Интенсивно обращаются в ислам и жители Европы, где усилиями арабов-завоевателей христианская церковь превратилась в малочисленную катакомбную секту — как, например, зороастризм в Иране.
Скоро мусульманская Европа, не разделенная более религиозными противоречиями, становится одним из наиболее процветающих регионов тогдашней ойкумены.
И даже если бы в XII веке появилась угроза вторжения монголотатарских завоевателей, то армии Киевского и Римского халифов без особого труда дали бы отпор агрессорам.
Однако процветание «однополярного» исламского мира было бы недолгим. Мы видим два варианта будущего для такого сверхгосударства.
Вероятность первая
Тысячелетний джихад
— Скорее всего, в России возник бы совсем другой ислам, — считает писатель-историк Владимир Лещенко. — Религия, принесенная арабами, довольно скоро приобрела бы значительные отличия от классической версии ислама, как это в свое время произошло, например, в Иране или Африке. Не исключено, что русские исповедовали бы не суннизм или шиизм, а какое-нибудь третье крупное ответвление этой веры.
О том, каким бы был «русский ислам», можно догадаться на примере развития христианства на Руси, крещение которой проходило не менее жестокими методами, чем, скажем, обращение в ислам тех же берберов или бедуинов. В Киеве, например, всех горожан княжеские дружинники насильно согнали к Днепру и под угрозой расправы заставили креститься, а Новгород пришлось даже брать штурмом — «Путята крестил новгородцев мечом, а Добрыня — огнем».
— Не будучи в силах достичь действительного превращения славян в христиан, видя тщетность убеждений, что языческих богов не существует в действительности, а есть лишь один Господь, греческие священники пошли на уступки: они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и стали строить православные храмы на месте языческих капищ, — говорит востоковед Николай Никольский, автор книги «История русской церкви».
Вероятно, и в мусульманском пантеоне Русского халифата существовал бы целый ряд святых и джиннов-покровителей. Что, естественно, вызвало бы недовольство приверженцев чистой веры — ведь многобожие является самым тяжким грехом ислама.
Именно против многобожия и была направлена проповедь шейха Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма. Появившись в конце XVIII века, ваххабиты объявили джихад всем отступникам от «чистоты изначального ислама». Ереси арабов на фоне «русского ислама» смотрелись бы невинными шалостями в песочнице.
Поэтому ваххабизм должен был появиться раньше — как ответ на «непотребство в вере», и не в Аравии, а в России. Священные войны джихада могли бы продолжаться веками. В конце концов от России осталось бы пепелище, а заодно пострадали бы и другие северные нации — мавали, как презрительно именовали мусульман-неарабов.
Плодами непрекращающегося побоища могла бы воспользоваться третья сила, например турки-сельджуки, распространив Османскую империю до Прибалтики.
|
Вечное Средневековье
Но что могло бы произойти с нашей страной, если бы джихада не было, а русский ислам стал бы респектабельной ветвью этой мировой религии? Полагаем, что в этом случае мир перестал бы развиваться и замер на технологическом уровне XIV столетия. И вот почему.
Известно, что своими достижениями древние арабские ученые обязаны индийским и греческим авторам, чьи произведения попали в руки кочевников из библиотек Вавилона и других доисламских культурных центров. Конечно, арабы не просто восприняли древние знания, но и творчески переработали их, благодаря чему на свет появился труд аль-Хорезми «Аль Джебр», давший название алгебре, медицинский «Канон» Ибн Сины, математические работы Омара Хайяма и многое другое.
— Тем не менее, — считает профессор истории из Ирана Абдол-Хосейн Зарринкуб, — с начала XIV века исламский мир, подобно богатырю, силы которого истощились в ходе длительного сражения, впадает в состояние глубокого сна и бездействия. Книги забыты, наука заброшена.
Как считают историки, именно традиционный ислам отчасти и стал причиной деградации арабской культуры.
— Вера в скорое наступление конца света и в Судный день является основой ислама, — говорит ученый-теолог Эльмир Кулиев. — О приближении конца света свидетельствует исполнение многих пророчеств Посланника Аллаха, который предупредил своих последователей.
Например, одним из признаков конца света является то, что «пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов». Другой признак: расширение торговли, третий — «появление знаний».
— Очевидно, — говорит Эльмир Кулиев, — что здесь речь идет о распространении книг и развитии наук, которые не связаны с Кораном и Сунной.
Словом, все науки были разделены на две категории — в одну вошли все, относящиеся к Корану, в другую — светские и «бесполезные», а следовательно, вредные. Вскоре древние научные центры были закрыты, многие книги сожжены. Общественная жизнь исламской цивилизации словно бы замерла на пятьсот лет.
— Новые веяния в самосознании мусульман начались лишь тогда, когда Наполеон Бонапарт пересек границу исламского мира, — говорит Абдол-Хосейн Зарринкуб. — И мусульмане увидели превосходство христиан в развитии науки и культуры.
А теперь представим себе, что из мусульманской Евразии никто не пришел — просто потому, что некому приходить и показывать «превосходство христиан». Итак, на дворе начало XXI века (вернее, конец XIV века Хиджры) — на базарах Москвы по-прежнему шумят дервиши, а вы, читатель, седлаете своего верного мула и жалуетесь соседу на слишком высокие цены на сено
Владимир ТИХОМИРОВ
В материале использованы фотографии: FOTOBANK/TOPFOTO, EAST NEWS/AGE
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2294875
1030 лет православия: как Россия несет этот крест
Сегодня Русская православная церковь празднует 1030-летие со дня крещения Руси. Дата — 28 июля — выбрана условная, считается, что в этот день преставился равноапостольный князь Владимир (по юлианскому календарю — 15 июля), который и принял христианство как государственную религию. Кстати, 28 июля день памяти князя празднуют не только православные, но и Римско-католическая церковь, поскольку святой считается покровителем русских и украинских католиков.
Как Перуна жезлами колотили
Не только дата, но даже год крещения Руси вызывает споры среди исследователей. Известно, что христианство стало распространяться в стране с X века, причем Владимир был не первым правителем, официально принявшим эту религию.
Киевская княгиня Ольга еще в 957 году (иногда предлагаются и другие даты этого события) крестилась и была наречена Еленой. А вот ее сын Святослав оставался убежденным язычником, объясняя это тем, что христианин не будет пользоваться уважением у дружинников, тоже язычников. Зато внук Ольги — киевский князь Владимир — сделал выбор в пользу христианства как единой религии для всей страны.
Процесс выбора веры князем красочнее всего описан в «Повести временных лет». Сочинение это во многом литературное, в описании иностранных посланцев летописец отразил многие стереотипы того времени, и отрывок, описывающий «испытание веры», не является фактически точным. Тем не менее, история красивая и известна нам со школьной скамьи.
Первыми к князю пришли волжские болгары, рассказавшие ему о прелестях ислама.
Среди плюсов новой веры они особо выделили возможность наслаждаться красавицами в загробной жизни.
«Даст Магомет каждому по 70 красивых жен и изберет одну из них красивейшую и возложит на нее красоту всех. Здесь же можно невозбранно предаваться блуду. Здесь же кто беден был, тот будет беден и там», — передает слова послов автор «Повести».
И все бы хорошо, да только не понравилось Владимиру, который «и сам любил блуд и жен», обрезание и запрет на свинину и вино.
Затем явилось посольство из Рима, предлагая христианство по западному образцу. Иностранцы успели рассказать немногое об их вере, потому что князь заявил: «идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Неудачным оказался и визит для хазарских евреев, которые предложили веру в «Бога Авраама. Исаака и Иакова».
«Где же земля ваша? Ответили: в Иерусалиме но разгневался Бог и отдал землю нашу христианам. Сказал Владимир: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям, или и нам того же хотите?», –– так иудеи тоже ушли от князя ни с чем.
Наконец, от греков к князю явился «философ», который, судя по всему, был замечательным оратором, потому что поразил Владимира своими обстоятельными ответами на все его вопросы о новой религии. Так было выбрано восточно-византийское направление христианства.
После того, как князь сам принял христианство, он начал распространять новую религию на подконтрольных ему землях. Но сначала было необходимо разделаться с прошлыми языческими богами.
Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр»,
— так описывает это «Повесть временных лет».
О древнем и далеком от нас периоде крещения Руси со временем сложились многие стереотипы и мифы. Так, один из самых известных — насаждение новой веры происходило насильственно, исключительно «огнем и мечом».
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Федор Успенский считает, что языческие капища и идолы стали разрушаться, когда христианство укрепилось на Руси. Однако вначале князья отдельных земель предпочитали действовать тоньше.
«Например, правитель договаривался со своим населением о том, что они примут крещение, а взамен сулил им какие-то привилегии и выгоды. Судя по источникам, были и агрессивные методы насаждения, например, разрушались ведические капища. Но не с этого начинали, поскольку политика только кнута никогда не срабатывала», — рассказал специалист «Газете.Ru».
Согласно другому мифу, принятие христианства разрушило языческую письменность и высокий уровень культуры. Однако Успенский уверен, что письменная культура и грамотность стали развиваться на Руси именно с принятием христианства.
«Версия о том, что существовала какая-то загадочная дохристианская письменность, на которой все было уже сказано, — это, конечно, чистой воды мифология.
Наоборот, есть подозрение, что незадолго до принятия христианства на Руси ослабел интерес к язычеству.
Население еще не приняло христианство, люди еще были язычниками, но их культурная традиция уже обесценивалась для них самих», — считает он.
Как японец Московию посетил
В 1054 году православная и католическая церкви предали друг друга анафеме. Это взаимное официальное неприятие длилось тысячелетиями, пока в 1965 году церкви не сняли отлучения друг с друга.
Именно в XI веке начинается жесткое отделение двух ветвей христианства. При князе Владимире этого не было, поэтому Федор Успенский говорит о том, что во времена крещения Руси западное (сейчас римско-католическое) и восточное (православное) христианство были единой церковью.
«Владимир не выбирает православие в пику католицизму, как это кажется в XXI веке, он выбирает восточно-византийское направление, византийскую версию христианства, а не западноевропейскую, которые очень незначительно, но все-таки отличаются друг от друга в практике обрядов», — пояснил эксперт.
Враждебность между католиками и православными в России особенно обострилась в начале XVII века в связи со Смутным временем и интервенцией польских завоевателей. Деятельность католической церкви на Руси в то время официально была запрещена, также как и совершение христианских таинств по католическому обряду. За нарушение этих правил следовали серьезные наказания.
В 1600 году в Москву прибыло посольство от персидского шаха, направлявшееся в Ватикан. В его составе был католический монах Николай Мело. У 50-летнего Мело за плечами был большой опыт миссионерской деятельности. Так, он проповедовал христианство на Филиппинах, где обратил в веру молодого японца и дал тому имя Николай. С тех пор он сопровождал Мело во многих его поездках.
Считается, что японец-католик Николай стал первым в истории японцем, посетившим Русь.
Кстати, Мело и его ученика подробно расспрашивали о жизни в Японии, Мексики и на Филиппинах, чтобы дополнить сведения о Западном полушарии.
К сожалению, до Ватикана им добраться не удалось. Николай Мело жил в доме придворного врача Бориса Годунова итальянца Паоло Цитадини. Там он крестил по католическому обряду дочь Цитадини, и когда об этом узнал Годунов, монаха вместе с его учеником японцем сослали в Соловецкий монастырь, где они жили следующие шесть лет.
Когда к власти пришел Лжедмитрий I, он приказал освободить Мело и японца, однако, пока они ехали в Москву, их схватили люди Василия Шуйского и вновь сослали, на этот раз в Ростов. Еще несколько лет неприкаянные католики переходили из одного русского города в другой, пока в 1611 году японца Николая не казнили в Нижнем Новгороде.
Католические источники утверждают, что это произошло из-за его отказа перейти в православие. Мело был арестован два или три года спустя в Астрахани и сожжен на костре. Кстати, перед этим он успел основать и освятить в городе домовую католическую церковь.
При Петре I, взявшем курс на сближение России с Европой, к католикам стали относиться гораздо терпимее. Царь часто приглашал иностранных специалистов из разных областей, и они образовывали целые поселения, сохраняя свою католическую веру.
В 1694 году в Немецкой слободе Москвы, где традиционно селились «немцы», как в то время называли всех иностранцев, построили первую католическую часовню. Вскоре католические церкви появились в Санкт-Петербурге и Астрахани.
При Петре I католикам, проживающим в России, разрешили жениться на православных девушках.
Правда, перед браком они обязаны были подписать документ, в котором обещали, что жена не будет переходить в католицизм, а их общие дети будут крещены в православии. Этот порядок сохранялся в России и в XIX веке.
Как каменщик нашел свой последний заказ
До 1905 года в Российской империи властями официально преследовались так называемые раскольники, приверженцы старообрядчества. Раскол в православной церкви произошел в 1653 году, когда патриарх Никон провозгласил церковную реформу.
Богослужения стали совершаться по современным на тот момент греческим образцам. Например, крестные ходы стали проводить в обратном направлении: против движения солнца и часовой стрелки, креститься стали тремя пальцами, а говорить «аллилуйя» во время пения в честь Святой троицы стали трижды, а не дважды — теперь это называлось трегубой аллилуйя, а не сугубой.
Часть православных не согласилась с нововведениями, и вскоре всех, кто крестится двумя перстами, провозгласили раскольниками и еретиками, со старообрядчеством началась настоящая борьба.
Самым массовым и продолжительным протестом против церковной реформы Никона стало вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря, которое вошло в историю как «Соловецкое сидение».
В течение восьми лет монахи монастыря оказывали сопротивление стрельцам. При этом в первые годы обе стороны надеялись на мирное разрешение конфликта: правительство запрещало обстреливать монастырь, а монахи продолжали по традиции молиться за здравие поддерживающего реформы Никона царя Алексея Михайловича.
В 1673 году монастырские стены начали обстреливать из пушек, в ответ монахи объявили царя «иродом» и перестали молиться за него.
Спустя три года монастырь пал в результате предательства одного из монахов. Чернец Феоктист сообщил воеводе, как можно проникнуть в обитель.
По сообщению старообрядческой книги «История об отцах и страдальцах соловецких», после занятия монастыря войсками непокорных монахов четвертовали, жгли живьем, топили в прорубях, заживо замораживали в ледяной воде, подвешивали на крюках за ребра.
При Петре I старообрядцев перестали преследовать так жестоко, однако они до сих пор обязаны были платить двойные налоги, а за совершение обрядов по старому образцу полагалась смертная казнь.
Примечательно, что в XIX веке многие богатейшие купцы и некоторые предприниматели были старообрядцами. Этот факт снова несколько смягчил отношение властей к еретикам. В 1874 году для старообрядцев даже был введен гражданский брак, который считался законным супружеством, однако не был освящен церковью. Таким образом, дети старообрядцев перестали считаться незаконнорожденными.
Однако даже после этих послаблений многие раскольники предпочитали скрывать свою веру от общества, поскольку к ним все равно относились с подозрением, запрещали строить свои церкви и открыто проповедовать свою версию православного христианства.
В конце XIX века произошла история, которую власти постарались замолчать, поскольку понимали, что инцидент — следствие политики по угнетению старообрядцев.
Раскольник, каменщик по профессии Михаил Ковалев, проживавший близ Тирасполя, заживо закопал 25 человек. Сделано это было, чтобы избежать всероссийской переписи населения 1897 года,
поскольку семья Ковалевых и его соседи-старообрядцы были уверены, что участвовать в переписи, значит принять на себя печать Антихриста.
Вначале Ковалев заложил кирпичом погреб, в который по своей воле после того, как отпели над собой «чин погребения», зашли девять человек, в том числе жена каменщика и две дочери. Сами себя они заложить не могли, поскольку самоубийство считалось грехом, поэтому Ковалев взял это на себя. Меньше чем через неделю таким способом он «спас» от переписи еще шестерых человек. 12 февраля 1897 года он закопал родную сестру. В ночь на 28 февраля закопал мать и брата.
Ковалева довольно скоро поймали, но не решились предать суду, чтобы не раздувать скандал. Николай II по просьбе министра юстиции лично разрешил прекратить уголовное преследование и сослать Ковалева в один из православных монастырей. Через семь лет, в 1905 году он благополучно покинул свою тюрьму и вновь стал свободным старообрядцем, повторно женился и родил троих сыновей.
Источник: https://www.gazeta.ru/social/2018/07/27/11874157.shtml
Как русы принимали ислам
По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.
«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк
Какую веру принял Владимир Святой?
По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало.
Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка. Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть временных лет».
«Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг одной правильной.
Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов уважали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из направлений христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То есть агаряне – это мусульмане.
Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, мусульманами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси. Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь.
Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами. Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришли к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру.
Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному богу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Католики из Рима хвалили свою религию: «вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отвернулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.
Затем прислали греки к князю Владимиру философа, говорившего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял свой. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Далее всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарами у греков. В итоге Владимир принял веру греков. Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.
Что сообщают восточные источники
Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д. Арабский путешественник XII века Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев.
И вот что он рассказывает о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.
Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.В восточных источниках есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя.
Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они были расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя.
Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силой в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей.
Арсания – это одна из «славянских» стран в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и мусульманами.А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русы добывают себе пропитание только мечом.
Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришли в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру.
К хорезм-шаху прибыли русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов подарками и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами. Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах.
С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей.
Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.
Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма удобной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов практически до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось язычниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.
Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство.
Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.
Во Владимиро-Суздальской земле преобладало язычество. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»).
Понадобились долгие столетия, пока примерно во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где жили волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи.
Поэтому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.
Источник: https://topwar.ru/163646-kak-rusy-prinjali-islam.html