Свобода и демократия на взгляд католицизма и православия
Идеи свободы и демократии стали едва ли не системообразующими для наиболее преуспевающей части земной цивилизации. Смогут ли объединиться вокруг этих идей современные католицизм и православие? Об этом доклад Максима Богачёва из Высшей школы экономики, представленный на Апрельской конференции ВШЭ
В своей работе М. Богачёв утверждает, что Римско-католическая и Русская Православная церкви стоят на кардинально отличающихся позициях по вопросам свободы, демократии и прав человека. Католицизм, существенно пересмотрев свои взгляды в XIX-XX вв., к XXI в. стал защитником таких либерально-демократических ценностей, как свобода и права человека, признавая народ источником суверенитета. Православие таких перемен не претерпело.
Католическая церковь
«Человеческая личность – основание и цель политического сосуществования», – говорится в Компендиуме социального учения (католической) Церкви. Католицизм рассматривает человеческую личность «как основу и цель политического сообщества», призывает защищать и утверждать основные и неотъемлемые права человека», в том числе свободу совести.
«Субъект политической власти – народ, рассматриваемый в своей совокупности как носитель суверенитета.
Народ делегирует, в различных формах, реализацию своего суверенитета тем, кого свободно избирает в качестве своих представителей, но оставляет за собой возможность пользоваться этим суверенитетом, контролируя деятельность правителей и даже сменяя их, если они не исполняют удовлетворительно свои функции.
Хотя это право действительно для всякого Государства и при любом политическом режиме, система демократии, благодаря своим механизмам контроля, позволяет осуществлять его наилучшим образом и гарантирует такое осуществление», – цитирует Максим Богачёв католический компендиум.
Исследователь ссылается на энциклику «Centesimus annus», подтверждая свою мысль о том, что современная католическая церковь признает значение демократии: «Церковь ценит демократическую систему в той мере, в какой она обеспечивает участие граждан в политическом выборе, гарантирует им возможность избирать и контролировать своих правителей или смещать их мирным путем, когда это представляется уместным».
Как отмечает ученый, католическое вероучение негативно относится к автократическим режимам, оно сравнивает таких правителей с апокалиптическим Зверем и прописывает право граждан на сопротивление властям и даже на свержение неугодного правителя, в том числе с применением оружия.
Как учит современный католицизм, человек не обязан следовать велениям государственной власти, если они «противоречат требованиям нравственного порядка, основным правам личности или евангельскому учению».
Он признает допустимым сопротивление власти, если она «серьёзно и систематически нарушает принципы естественного права».
Богачёв приводит Катехизис Католической церкви, в котором прописаны условия, при которых обществу позволительно употреблять для смены власти оружие: 1 – в случае явного, постоянного и длительного нарушения фундаментальных прав человека; 2 – когда исчерпаны все иные возможности; 3 – если это не вызывает ещё худших беспорядков; 4 – если есть серьёзная надежда на успех; 5 – если невозможно разумно предусмотреть лучших решений.
Таким образом, делает вывод автор доклада, католицизм благоприятно относится к свободе, правам человека и демократии, а также предусматривает право граждан на свержение государственной власти.
Русская православная церковь
Другого мнения придерживается официальное православие. Оно, с точки зрения автора, не совершило пересмотра своих догматов. Русская Православная церковь негативно относится к правам человека, в частности, осуждает религиозную свободу, и выступает за монархию.
Вот что написано в Основах социальной концепции РПЦ о правах человека: «По мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Богом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия».
Там же говорится, что появление принципа свободы совести свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утрате им религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии (отступничестве от христианства – OPEC.
ru) и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом.
С точки зрения православия, власть правителю должна быть санкционирована Богом, то есть дана Богом или Церковью. «Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти.
Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов». А вот «при монархии власть остается богоданной».
В то же время Архиерейский Собор Русской Православной церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».
Что касается допустимости противодействия власти, то здесь православие запрещает это делать. Оно проповедует безоговорочное повиновение: «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее».
РПЦ оговаривает случай, когда возможно неповиновение государству – если оно призывает народ к апостасии: «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
Таким образом, делает вывод Богачёв, православие негативно относится к свободе, правам человека и демократии. Однако, при условии наличия антицерковных действий со стороны государства, русское православие разделяет право граждан на свержение государственной власти, хотя и в обтекаемой формулировке «неповиновения».
Подводя итог, исследователь заключает, что хотя православие и католицизм едины во мнении о том, что «демократия не должна превращаться в фетиш», Римско-католическая и Русская Православная церкви «придерживаются диаметрально противоположных позиций по отношению к свободе и демократии, а также к правам человека».
Полный текст доклада «Современные Римско-католическая и Русская православная церкви о свободе и демократии»
12 апреля, 2013 г.
на IQ.HSE
Источник: https://iq.hse.ru/news/177670259.html
Как Церковь относится к понятию «порча»
Словом «порча» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. В духовной литературе используются такие понятия, как «беснование», «одержимость», «приражение». В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира.
Не будем отрицать реальности действия в нашем падшем мире демонических сил: для этого надо быть попросту неверующим человеком. Кроме того, есть люди, которые благодаря своим душевным качествам, намерениям, устремлениям становятся своеобразными проводниками этих сил.
В Библии сказано, что в конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное навеки (Откр.20:10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (Иов.1:12).
Одержимость постигает человека неслучайно. Причиной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гордыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:6-7).
Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию – занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и прочими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и проч. «целителям».
Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы Св. Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние:
«верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес.3:3).
Бесобоязнь есть признак нездоровья души. Нужно иметь лишь страх Божий – высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.
Чаще всего истории о порче и сглазе можно слышать от людей, или далеких от Церкви, или ходящих в храм несколько раз в год (а то и реже), для того, чтобы поставить свечку или взять святой воды. Это люди, как правило, в большей степени верующие в то, что «что-то есть».
И это «что-то» носит для них настолько неопределенный характер, что если в смертоносную силу зла они поверить способны, то в благость и милость Божию, как и в то, что помимо воли Господней ничего и ни с кем произойти не может, верить им гораздо трудней.
Они говорят о своей беде, своих переживаниях и ждут помощи от священника. Им кажется, что он может сделать что-то, что избавит их от воздействия чужого, «недоброго глаза».
Помолиться, что-то такое отслужить, возможно — возложить руки на голову, дать испить какой-то «особенной» освященной воды или произнести не менее особенные слова.
Однако священник может и должен сделать прежде всего одну лишь вещь: спросить, как и чем живут пришедшие к нему люди, какое место занимает в их жизни Бог.
И тут выясняется, что человек на исповеди никогда не был и смысла в ней не видит никакого, потому что он живет, как все, ничего плохого не делает, и, кроме того, считает:
«зачем вообще это посредничество, неужели нельзя самостоятельно, напрямую, общаться с Богом?»
Он бы и вовсе к священнику не обращался, просто подумал: вдруг тот знает что-то о том, как быть, если тебя «сглазили»?
Слово «порча» неточно. Употребляя его, человек возлагает вину за постигшее приражение не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших.
Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого человека отходит защищающая нас благодать Божия.
Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.
Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим – для духовного совершенства.Когда мы по-христиански, с молитвой и благодарением Богу переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению.
священник Афанасий Гумерови игумен Нектарий (Морозов)Православие.ru
Молитва первая
О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей.
Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас.
Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе.
Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена).
Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Источник: http://hram-kupina.ru/ekstrasensy-i-celiteli/kak-cerkov-otnositsya-k-ponyatiyu-porcha/
Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?
Правообладатель иллюстрации istock
Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.
«В начале было Слово»
В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.
В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.
Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?
Что Библия говорит о сексе?
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан
Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).
Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.
Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.
Гомосексуализм
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Против гомосексуализма церковь возражала давно
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».
Книга Левит, глава 18, стих 22
«Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» — Послание к Римлянам, глава 1, стих 27
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10
Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.
Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.
Воздержание
«хорошо человеку не касаться женщины» — Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1
Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.
Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.
Брак
«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». — Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Брак стал церковным таинством только в XII веке
Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.
В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.
И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.
Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).
Контрацепция
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христанской морали
«и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» — Евангелие от Луки, глава 1, стих 42
«Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» — Книга Бытия, глава 38, стих 9
В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.
Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.
Если правила установил не Иисус, тогда кто?
После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.
Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом
Святой Августин
Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин — теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.
Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.
Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.
Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей «грешной плоти».
Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.
Сексуальная революция
Image caption Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора
Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.
Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.
Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.
Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.
А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.
Наследие Лютера
Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.
Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.
Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции
В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно «плодиться, как кроликам», и что они должны ограничивать число детей.
При этом он по-прежнему жестко высказался против «искусственной контрацепции», отметив, что есть много «естественных» методов предотвратить нежелательную беременность.
В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.
В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.
В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.
А что делать протестантам?
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали
У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.
Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sin
Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию?
Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию?
8893 0
Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда.
Изначально астрология – это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета.
Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем.
А все потому, что человек в своей телесной составляющей – это тоже часть природы.
Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств.
Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны – упрямые, Весы – гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи – добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали.
Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться.
Разве это плохо? Предупрежден – значит, вооружен И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики – из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака.
Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?
Когда мне говорят, что, к примеру, Весы плохо ладят с Овнами, это не становится поводом не общаться с этим человеком, но, по крайней мере, я могу быть готовой к каким-то подводным камням. Опять же, в чем минус? По-моему, один только плюс.
Некоторые еще пытаются составлять индивидуальные гороскопы, чтобы узнать, что им написано на роду. Я вот лично не знаю, как к этому относиться. С одной стороны – все в руках Божьих, для верующего человека это очевидно. И Церковь нас учит тому, что промысел Божий предугадать нельзя.
Святые отцы говорят о том, что Бог всеведущ и знает наперед все наши действия и поступки и промышляет о нас, ведя нас к спасению.
Может, индивидуальный гороскоп в силах отразить этот путь? Что думает об этом Церковь? Можно ли верующему человеку увлекаться гороскопами и где та грань, за которой это увлечение перерастает в зависимость, отдаляющую человека от Бога?
Оксана Федотова
Человеку, вне зависимости от того, во что и как он верит, можно увлекаться всем, чем угодно. Никаких запретов Церковь не накладывает ни на своих членов, ни на людей свободных от послушания Церкви и ее правилам. Единственное, от чего христиане бегут и с чем не могут примириться, – это с грехом, который может выражаться по-разному
Грех многолик, постоянно является в разных, в том числе интеллектуальных, обличиях. Если совратить на грубые плотские грехи уже недостаточно, то самый надежный способ удалить человека от Бога – сделать его умственным и душевным инвалидом. Искалечить разум человека вообще, а христианина в частности является мечтой и главным мотиватором действия зла в этом мире.
Одним из самых распространенных, пусть и не самым опасным, способом повредить разум является распространение лжи о взаимосвязи человека и космоса. Никто не спорит, что у нас возникает какая-то связь со всем, что мы видим. Вот идем мы по улице в толпе и вдруг глаза в глаза встречаемся с идущим навстречу человеком.
Хотим мы того или нет, но уже произошло взаимное влияние, иногда едва заметное, а порой мы целый день не можем забыть этого другого взгляда. Что же говорить о звездном небе, в которое человечество уже тысячи лет напряженно всматривается.
Как шутили когда-то программисты: если долго смотреть на «Виндоус», то скоро понимаешь, что «Виндоус» смотрит на тебя.
Что-то похожее произошло и с космосом. Люди слишком долго в него смотрят. Влияют ли на нас звезды, планеты и их взаимное расположение? Конечно, влияют, но дело в том, что совсем не так, как это описывается в гороскопах и всевозможных астрологических прогнозах. У Михаила Ломоносова есть такие строчки: «Открылась бездна, звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна».
Именно в бездну заглядывает человек, обращая свой взор на небо. Страх перед этой бездной вынуждает закрыться от нее какими-то понятными земными образами. Так появились созвездия, названия планет и даже схожие с человеческими характеры небесных объектов. Но закрываться от бездны бессмысленно.
Наоборот, созерцание этой величественной бесконечности дано нам потому, что она перекликается с той бездной человеческой души, которую мы в себе ощущаем. С каждым из нас хотя бы раз в жизни случается такая секунда, когда вдруг мы заглядываем в собственную глубину и буквально застываем от увиденного.
Перед нами открывается наша собственная бездна, и встает задача наполнить эту бездну, то есть осмыслить свое место в мире. Астрология для решения этой задачи предлагает слишком примитивный и, самое главное, ложный путь.
Как известно, самая страшная и губительная ложь – та, в которой есть толика правды. Классическим примером такой лжи является лженаука астрология. У любой настоящей науки должны быть предмет и метод исследования.
Ни того ни другого астрологи до сих пор внятно сформулировать не могут. Все выкладки астрологии основаны на видимом с Земли перемещении Солнца в течение года по зодиакальному поясу созвездий.
На основании этого, в общем-то, не природного, а чисто визуального явления и строятся все «научные» выводы, основанные, как говорится, на кончике языка.
Ужас заключается в том, что безусловное влияние на нас Солнца, Луны, даже далеких звезд и вообще всего мироздания никому не интересно. Никто сейчас не вспоминает интереснейшее, хотя и небесспорное, учение Владимира Вернадского о ноосфере или актуальные, но совершенно забытые работы гениального Александра Чижевского о взаимосвязи космических и земных явлений.
И вообще, пока лежит под спудом и ждет своих исследователей такое ярчайшее явление мировой философии, как русский космизм. Были среди космистов и псевдорелигизоные философы, и глубокие ученые-естественники, но всех их объединила общая идея русского космизма: взаимное влияние друг на друга космоса и человека.
Не предмет для эзотерических гаданий, а область постижения человеком своего места в Космосе, который является единым домом, созданным для всего существующего.
Учитывая глубину и масштабность сформулированной русским космизмом задачи и оглядывая нашу унылую современность, остается только горячо сожалеть о том, что, по-видимому, безвозвратно ушло то время, когда каждая третья семья в СССР выписывала научно-популярный журнал «Природа», а каждая пятая – «Науку и жизнь». Какая же тоска находит, когда видишь в транспорте когда-то любознательнейший народ, уткнувшийся в шведские сканворды, американские комиксы и местного разлива гороскопы. Как же задешево мы продались
Только совершенно умственно разленившийся человек, хотя бы только поверхностно ознакомившись с идеями космизма, не испытает отвращения к астрологическому интеллектуальному извращению. Что же до конкуренции между христианским мировоззрением и астрологией, то ее не может быть по одной простой причине: как можно сравнивать веру в Творца вселенной с верой в сотворенные Им небесные объекты? Слишком разный это масштаб
Жалко, конечно, людей, которые не чувствуют опасности даже легкого увлечения астрологией, ссылаясь на развлекательный характер гороскопов. Их можно сравнить с теми, кто самоуверенно переходит опасный участок дороги на красный свет, внимательно посмотрев по сторонам и не увидев ни одной машины. Может быть, они не погибнут, но статистика погибших почему-то только увеличивается.
Поэтому, когда меня спрашивают о моем христианским отношении к астрологии или знакам зодиака, я всегда с ехидным раздражением отвечаю, что не представляю, что бы с нами стало, если бы восстание декабристов произошло в августе, а не в декабре, и если бы Герцена разбудили августинцы.
А отвечая на поставленный вначале вопрос, можно сказать, что Церковь не одобряет астрологию по одной очень веской причине: больно смотреть, как наш народ, и так уже сильно отравленный в 90-е разными блаватскими и рерихами, пытаются заколоть до смерти инъекциями астрологической чуши.
Газета «Саратовская панорама» № 33 (961)
Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/komu-meshayut-zvezdy
Как Церковь относится к инопланетянам?
сайт Горловской и Славянской епархии
Если инопланетяне всё-таки существуют — как относиться к ним человеку верующему? Что делать, если встретил на своём пути представителя внеземной цивилизации? Возможно ли, что где-то во вселенной существуют такие же люди, которые верят в то же, что и мы? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.
Церковь к инопланетянам не относится
Честно говоря, я не знаю, как на эту тему можно говорить серьёзно, потому что все научные, а вернее, псевдонаучные наработки по вопросу общения с инопланетными существами на поверку оказываются пустым местом. Как Церковь относится к инопланетянам? — да никак.
Священное Писание ничего не говорит нам о сотворении жизни на каких-то других планетах, кроме нашей. Оно рассказывает о сотворении видимого и невидимого мира. Невидимый — это мир ангелов и духов злобы поднебесных, которые от ангелов отпали.
Видимый — тот, в котором мы с вами живём.
Как отбиться от «инопланетянина»
Мне понравилось, как на подобный вопрос лет десять назад ответил известный священник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров. Дети спросили, что он скажет, если встретит инопланетянина.
Отец Артемий ответил, что ничего не скажет, поскольку там, где появляются батюшки, инопланетяне исчезают, потому что не любят священнических бород. Дело в том, что в христианстве есть довольно твёрдое убеждение в том, что НЛО — это бесы.
С этой точки зрения отец Артемий абсолютно прав: общаться с такими «инопланетянами» — дело вредное, и если доведётся встретиться с одним из них — перекрестите его, и он исчезнет. А если не исчезнет, можете бить его прямо промеж рог.
Контакты со внеземными цивилизациями и официальная наука
Когда мы видим какие-то передачи или фильмы о пришельцах и тому подобном, то на поверку это всё оказывается вымыслом.
Когда говорят, что был получен ответ на отправленный в космос сигнал, это не имеет отношения к правде, поскольку на протяжении многих лет таких ответов не было.
Ещё я заметил, что в русскоязычном интернете очень мало информации о всевозможных контактах с инопланетянами и тому подобном. Думаю, такая ситуация сложилась потому, что серьёзные учёные такие «контакты» не рассматривают, поскольку рассматривать нечего.
Всевозможные теории о том, что где-то есть планета, где живут люди, у которых тоже есть христианство, любопытны только как теории. В любом случае, на сегодняшний день всё это остаётся областью домыслов и фантастики. Начиная с 1960-х годов эта тема набирала актуальность, что неудивительно: с момента выхода человека в космос люди стали интересоваться вселенной и её тайнами.
Одиноко во вселенной
Думаю, если бы другие цивилизации существовали, то это было бы оговорено Спасителем, апостолами или святыми. Мы ничего не можем сказать об этом, поскольку не знаем даже о природе ангельского мира. Рассуждать и философствовать можно о чём угодно, но в этих размышлениях надо на что-то опираться, а нам опираться не на что.
Человеку сложно представить, что в огромной вселенной больше нет никого, кроме жителей Земли. От этого возникает ощущение одиночества, очень тяжело переносимого. Человеку это ощущение знакомо, и оно малоприятно. Бывает ведь, что и среди людей мы чувствуем себя одиноко.
Одиночество тяготит, и потому не исключено, что отчасти и по этой причине возникают слухи и домыслы об инопланетянах.
Люди порой думают: как здорово было бы, если бы кто-то пришёл и научил нас, как жить без войны. Каждый был бы рад обрести друга-трансформера, но вряд ли захотел бы пережить нашествие чужих. Нам не хватает общения и друзей, и оттого мы порой хотим найти кого-то извне, кто принял бы нас. С другой стороны — Тот, Кто учил жить без войны, уже приходил, и какова была Его участь?
Подтверждения существования инопланетян у серьёзных учёных пока что нет, то, что преподносится как доказательства, — фейки. Как бы ни старались уфологии подогревать наш интерес, пока им похвастаться нечем. Если бы что-то действительно подтвердилось на уровне серьёзной науки, представляете, какой это был бы фурор?
Не одиночество, а уникальность и ценность
То, что мы одни на нашем маленьком шарике во всей необъятной вселенной — это и страшно, но и удивительно, и здорово. Это показывает, какая мы ценность в глазах Божьих. «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс. 143:3) — можем воскликнуть мы вслед за псалмопевцем Давидом.
Господь показывает нам: посмотрите, как велик мир, а человеческая душа дороже всего для Бога. Как ты, человек, распоряжаешься ей? Бог переживает о тебе — переживаешь ли ты о себе? Мы привыкли думать, что Бог нас наказывает, но забываем, что Он нас любит, всегда рядом и ищет, за что нас помиловать.
Только обращаясь к Нему за помощью, мы можем изменить что-то в себе.
Недавно я перечитывал евангельскую притчу о благоразумном рабе. «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:45-51).
В этой притче ничего не говорится о том, как жил этот раб и как вёл себя на протяжении всего периода служения. Сказано, что блажен тот, которого хозяин, придя, найдёт поступающим хорошо.
Иначе говоря — в чём Господь застанет нас, в том и судить будет. Бог каждый день даёт нам шанс исправить свою жизнь к лучшему, и только от нас зависит, воспользуемся мы им или нет.
Мне бы очень хотелось, чтобы размышления о бесконечности вселенной и нашем в ней одиночестве привели нас в итоге к этим мыслям.
Записала Екатерина Щербакова
Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-cerkov-otnositsya-k-inoplanetyanam
Верит ли Церковь в приметы?
Дата публикации или обновления 15.01.2017
Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?
Из истории вопроса
По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное — за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.
Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.
Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).
С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) — вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.
Несмотря на то, что народные приметы и суеверия — это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?
Народная мудрость
В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.
Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета — это наблюдение и опыт.
Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета — это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.
В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета — это часть народной (как правило, крестьянской) культуры.
Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д.
В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.
В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:
• Во время дождя, если лужи пузырятся — к продолжительной непогоде.
• Ласточки низко над землёй летают — к дождю.
• Воробьи в пыли купаются — к дождю.
• Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) — к морозам.
Суетная вера
Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы.
В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь.
Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.
Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию — суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.
Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе.
Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи.
Причина этого в одном — живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.
Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.
В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:
• Чёрная кошка перебежала дорогу — к беде, неприятностям.
• Встать с кровати утром с левой ноги — будет неудачный день.
• Встретить на дороге человека с пустым ведром — не будет удачи.
• В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо — к беде.
Сергей Милов
Газета «Возглас» № 23 декабрь 2012 г.
В начало
Источник: http://www.vidania.ru/statyi/verit_li_cerkov_v_primety.html
Кирилл Говорун:
Многие видные церковные деятели, на которых люди ориентируются, которым доверяют, говорят сегодня, что коронавирус – это наша плата за грехи. Для людей невоцерковленных это звучит, конечно, как мракобесие; но воцерковленных, возможно, заставляет задуматься. Вы, как человек понимающий, разбирающийся и авторитетный, что на это сказали бы?
Я в этом не сильно разбираюсь, потому что прерогатива Бога знать – плата это за грехи или что-то другое. Со своей стороны могу только сказать, что это – беда, потому что гибнут люди. Причем гибнут без разбора. Если говорить о плате за грехи, то христиане верят в индивидуальное, а не коллективное воздаяние. А вирус косит всех. Преимущественно, конечно, пожилых, но и молодых тоже.
В случае массовых трагедий возникает соблазн выразиться наподобие «Катюзі по заслузі» — мол, заслужили, поэтому наказаны. Но, как христиане, мы должны относиться к этому как к испытанию, которое требует от нас сострадания, а не злорадства.
Мы приближаемся к Пасхе, католической и православной. И в силу обстоятельств многие традиционные для воцерковленных людей форматы начинают переходить в онлайн. Богослужения, исповеди, разве что причастие не придумали как перевести. Как вы к этому относитесь? Насколько это соответствует времени и не противоречит ли первичным христианским базовым ценностям?
Какие-то вещи можно действительно делать онлайн, и это не новая практика. Для людей, которые болели или не могли присутствовать сами, и ранее предполагалась возможность следить за службой онлайн – храмы и раньше проводили трансляции богослужений. Участие в богослужении онлайн никогда не было проблемой, особенно с развитием технологий. Это нормально и допустимо.
Единственное, что таинства требуют непосредственного физического присутствия человека в церкви – онлайн они не могут быть проведены по определению.
В том-то и дело.
Но даже для таких случаев предполагаются различные практики и ухищрения, чтобы, с одной стороны, минимизировать контакт, с другой – иметь возможность участвовать в полноценной церковной жизни.
Православие чрезвычайно насыщено действиями, которые предполагают непосредственный контакт: целование икон, креста. Поэтому они несут в себе риск потенциального заражения. Их сейчас пытаются минимизировать, сделать более безопасными. Например, вместо того, чтобы целовать друг друга в щеку – кланяться. Вот была крестопоклонная неделя, когда все должны были подходить целовать крест, но сейчас рекомендовано кланяться вместо этого. А вот что касается евхаристии – это самый сложный вопрос.
Евхаристия – это причастие.
Да. Вопрос в том, как вложить в уста эти священные дары, избегая прямого контакта. Некоторые приходят к тому, чтобы причащать не из чаши, а с дискоса, когда частицы раскладываются на дискосе.
Дискос – это что? Поясните читателям.
Дискос – это такой служебный сосуд (в виде подноса на ножке — С.К.), который используется во время приготовления и совершения литургии. Сейчас его начали использовать и для причащения мирян.
ПЦУ запретила богослужения с прихожанами
Звучала идея причащать, например, одноразовыми ложечками, подавать записки. Священник сам решает, как поступать?
В каждом приходе своя практика.
Что каноничнее всего?
Практики, которые вводятся, они не нечто новое, а давно забытое старое. Например, использование лжицы – ложечки, из который подают причастие, – это относительно недавняя практика. Где-то с 11 века.
Очень недавняя.
Для нас это недавний срок. Что касается каноничности, нужно понимать, что в церковной истории было такое многообразие практик, что мы можем использовать многие из них для того, чтобы минимизировать риск заражения сегодня.
Люди, которые погружены в обрядовость церковной практики, настороженно относятся к изменениям. Им кажется, что если что-то приобретает иную форму, то их причастие или исповедь не будут каноничны. Не признаны Господом, проще говоря. Что вы можете сказать таким людям?
Это важный вопрос. Но нужно адресовать его Богу, чтобы Он ответил. С точки зрения богословской традиции нашей церкви и здравого смысла, важна не форма причастия, а само по себе причастие. Тем более, что форм причастия было очень много. И действительно, у людей, особенно тех, которые ничего не знают о прошлом своей собственной традиции, есть страх перед какими-то изменениями. Иногда это явление называют ультраконсерватизмом или фундаментализмом.
Фундаментализм – это когда человек держится за какие-то практики, не понимая их смысла, не зная их истории, и считает их священным установлением, которое происходит от самого Бога, а также крайним нечестием и богохульством полагает внесение в них изменений. Это все от незнания, невежества.
От него рождаются многие суеверия, которых очень много в нашей церкви. У людей возникают соблазны, они беспокоятся – правильно ли делают. Но то, что церковь рекомендует, это все разумно. Во многом это возвращение к древним практикам. И ничего страшного нет в том, чтобы изменить форму причастия.
Важнее сохранить жизнь людей.
Чистая правда. А как сделать так, чтобы у прихожан не возникало подобных вопросов?
Это невозможно. Вопросы будут возникать всегда. Нужно постоянно объяснять и рассказывать людям, что мы сейчас делаем, что в этом нет ничего страшного.
«Освящение паски – не самый важный элемент в пасхальных торжествах»
Я очень люблю пример Второго Ватиканского Собора. После Второй Мировой войны в Европе у общества назрел запрос на серьезные изменения, но католическая церковь, которая на тот момент имела очень сильную позицию в Европе, подавляла и игнорировала его. И когда Второй Ватиканский Собор, наконец, собрался
Это были 1962-1965 годы.
Да, спасибо. Он совпал уже со студенческой революцией во Франции и многие отступили от церкви. Не кажется ли вам, что верхушка церковной иерархии должна сейчас попробовать донести своим прихожанам, что мир уже другой, что наступили изменения, на которые нельзя не реагировать и что церковь готова к этому?
Мы пытаемся это сделать. В частности, на Всеправославном Соборе на Крите, который был в июне 2016-го года.
Который Москва сорвала?
Русская православная церковь не принимала в нем участие, но Собор состоялся, его никто не срывал.
Целью Собора было как раз обсудить, как жить церкви в современном мире. Он был задуман во многом как православный ответ на Второй Ватиканский Собор, чтобы согласовать нынешние существующие практики с современным миром, с тем, что происходит сегодня.
Сейчас, конечно, на многое, в том числе, и на прошлое, мы будем смотреть с точки зрения коронавируса. Он сильно поменял наше сознание, поменял оптику для всего поколения.
И на Всеправославный Собор нужно смотреть как на неплохую подготовку к нынешним событиям, чтобы мы встретили их более готовыми.
В 2016 году еще не было тех вызовов, которые стоят перед миром сейчас. Может, Всеправославному Собору стоит снова собраться? Или отдельно ПЦУ? Чтоб конкретизировать вызовы и дать прихожанам более конкретный ответ.
Собираться нет смысла из-за угрозы заражения. А провести видеоконференцию можно. Все решения для православия принимаются на соборах, а технологии, наверное, позволяют осуществлять соборность в режиме онлайн.
Интересно было бы посмотреть на иерархов, которые собираются онлайн, и на то, как они верифицируют свои решения.
Источник: https://lb.ua/society/2020/03/31/454058_kirill_govorun_esli_lyudi_uhodyat.html
Православная церковь об астрологии и нумерологии: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Астрология существует уже не одну тысячу лет. В мире язычества были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.
Православный взгляд на предсказания по звездам
Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.
Еще о суевериях:
- О бытовых суевериях
- Суеверия в церкви
- О гадании на Рождество
Отношение православной церкви к астрологии
Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.
Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.
Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.
Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.
Как церковь относится к астрологии
Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.
Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.
Что об астрологах говорит Библия
В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:
«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени» (Ис. 47, 12-14).
Что еще нужно знать о Библии:
В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).
В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».
Вифлеемская звезда
Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.
А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».
Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви
Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.
Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:
«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».
А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.
Что Библия говорит об астрологии
Грех ли увлекаться астрологией
Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.
Еще о греховных увлечениях:
- Об игре в карты
- Еврейская хамса или рука Фатимы — можно ли носить
Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:
«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.
А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.
Православие об астрологии
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaya-tserkov-ob-astrologii-i-numerologii.html
29 марта патриарх Кирилл обратился к православным верующим с призывом не посещать храмы из-за коронавируса. С этого времени прошла неделя, церковь хоть и с опозданием, но все же включается в борьбу с пандемией: в храмах начали дезинфицировать утварь и носить маски. Одновременно распространение коронавируса пытаются остановить крестными ходами и колокольным звоном.
Софийский собор в Великом Новгороде
«Давайте на себя возложим подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из своей пустыни, а ведь ей тоже хотелось пить», – предложил в воскресенье глава Русской православной церкви.
До сих пор РПЦ закрывать храмы не планировала. Кардинальных перемен не случилось и после слов патриарха, убедились корреспонденты сайта Север.Реалии.
Псков: собьем с себя корону гордости
– Сегодня я обращаюсь к псковской пастве с настоятельной просьбой, чтобы все молитвы были перенесены домой. Я думаю, что это мы сможем обеспечить, и люди этой поймут. Посещаемость храмов и монастырей сейчас в разы меньше. Во внебогослужебное время храмы будут открыты, чтобы люди смогли туда прийти, когда не будет много людей.
Что касается причастия, мы, скорее всего, тоже перенесём причастие на внебогослужебное время. Так происходит на Украине, так это происходит в Русской зарубежной церкви в Европе.
Мы воспользуемся их опытом, – заявил митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов на заседании регионального оперативного штаба по противодействию коронавирусной инфекции, это было неделю назад.
Владыка Тихон на заседании штаба по борьбе с коронавирусом
Днем ранее на службах в псковских храмах корреспондент сайта Север.Реалии застал по одному сотруднику полиции – они наблюдали, чтобы на службе было не более 50 человек.
31 марта владыка Тихон все-таки закрыл храмы для посещения. Теперь богослужения должны совершаться только клиром, без прихожан, а для причастия в церковь могут прийти не больше двух человек за один раз и по предварительной договоренности.
Позиция Псковской епархии изменилась после обращения патриарха Кирилла и первой смерти от коронавируса в Пскове. Ранее все храмы работали в обычном режиме – совершались все службы и богослужения. В ответ на просьбу о комментарии пресс-служба епархии отсылала к интервью настоятеля храма Анастасии Узорешительницы иерея Евгения Ковалева, который рассказывал, что главное – не поддаваться панике.
– Я не говорю о том, что эпидемия коронавируса должна остаться без нашего внимания. Но создавать вокруг этого панику не стоит. Само слово это не должно присутствовать в лексиконе. Употребляя его, мы косвенно воздействуем на людей и подталкиваем их к паническому состоянию, – считает иерей Евгений.
Сейчас мы предупреждаем прихожан: если вы чувствуете недомогание, останьтесь дома
Он также сообщил, что в Псково-Печерском монастыре и Троицком кафедральном соборе прихожанам предоставили возможность выбрать, как причащаться: с дезинфекцией лжицы (ложечки, с которой священник причащает людей. – СР) или как обычно. В этих местах причащают из двух разных чаш. В остальных храмах священник может сам выбрать, как причащать прихожан. Иерей Евгений заметил, что в его храме продолжают причащать без дезинфекции лжицы.
– К тому же сейчас мы предупреждаем прихожан: если вы чувствуете недомогание, останьтесь дома. В особенности это касается людей пожилого возраста, старше 65 лет. Мы советуем им подумать о своем здоровье и не подвергать опасности здоровье прихожан. Люди все воспринимают разумно: они знают, что мы за них помолимся в храме, а они молятся дома, – сказал священник. Он добавил, что все храмы обеспечены дезинфицирующими средствами.
Димитрий Васильев
В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Дедовичах объявили, что не будут отменять богослужения в храме и соборование, которое пройдет в середине недели.
Настоятель церкви протоиерей Димитрий Васильев призвал прийти на таинство только тех, кто в нем нуждается, и посоветовал не просить у Бога чудес.
3 апреля священник записал видео в поддержку находящихся дома верующих, где рассказал, что богослужения проводит в пустом храме. «Это скорбно и необычно, но в то же время представляю всех вас, будто вы здесь», – отметил протоиерей.
Не надо считать, что достоин чуда. Не будем искушать Господа Бога
– Смотрел выступление одного человека по эпидемии, которая сейчас. Он говорит: «Хоть я и атеист, но знаю некоторые вещи: люди больше заражаются, когда гордятся, – поделился настоятель отец Димитрий. – Не будем же гордиться, собьем с себя эту корону гордости.
Хорошо надеяться на Бога, но не нужно у него просить чуда. Не надо считать, что достоин чуда. Не будем искушать Господа Бога. Не вынуждайте Бога на чудеса. «Мне Бог поможет» – гордо звучит, да? Надо считать себя недостойным чуда. И тогда Господь точно поможет.
Вологда: воздержимся от лобзания
В церквях Вологды на протяжении последнего месяца продолжали совершаться молебны и другие богослужения в обычном режиме. Продолжался и обмен святынями. Так, в конце марта жители города могли свободно прикладываться к иконе с частицей мощей святой Матроны Московской.
– По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия 20 марта икона святой блаженной Матроны Московской была торжественно доставлена в Константино-Еленинский храм Вологды.
При большом стечении прихожан перед иконой был отслужен водосвятный молебен с акафистом, после чего все верующие смогли приложиться к иконе с частицей мощей этой любимой и почитаемой святой православной церкви.
Икона будет находиться в храме до 7 апреля включительно, – заявил отец Андрей Смирнов.
Источник: https://www.severreal.org/a/30518194.html
Церковь о сексе
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею
Книга Бытия, глава 1
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Книга Бытия, глава 2
Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.
От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя.
Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!
На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его.
Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.
О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои — как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;
зубы твои — как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними;
как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими;
шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных;
два сосца твои — как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.
Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.
Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!
Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей.
О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!
О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника;
живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями;
два сосца твои — как два козленка, двойни серны;
шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску;
голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.
Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.
Песнь песен
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Евангелие от Иоанна, глава 2, стихи 1-11
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 27-28
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
Евангелие от Матфея, главай 19, стих 5
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
Евангелие от Луки, глава 20, стихи 27-40
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
Первое послание к коринфянам, глава 7, стихи 3-6
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.