Иконы пресвятой Богородицы — типы икон и их значения
Пресвятая Дева Мария – Матерь Господа нашего Иисуса Христа – была прекраснее всех земных женщин и телом, и душой. Церковный писатель Никифор Каллист писал о Ней: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего.
Волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные.
Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души».
При жизни облик Божией Матери был запечатлен апостолом Лукой – художником, евангелистом и врачом, обращавшимся к этой теме неоднократно и изобразившим Деву Марию более семидесяти раз.
В первые века Новой эры живописцы чаще всего использовали для работы технику энкаустики, распространенную со времен античности: пигменты смешивались с воском и разогревались на жаровне, мастер писал горячими красками, которые позволяли достичь реалистического эффекта в изображении. Интенсивные и яркие цвета напоминали современную живопись маслом. Древнейшие известные иконы VI-VII вв.
, созданные в этой технике, отличает хорошая сохранность. Вероятно, первые портреты Богородицы, написанные при Ее земной жизни св. Лукой, были также исполнены в этой технике, а позднее повторены темперной живописью на досках и в других материалах, расходясь в разных «списках» по всему миру.
Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности, в римских катакомбах – подземных некрополях.
Облик Оранты
«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В катакомбах св. Агнии присутствует подобное изображение IV в. В древности в виде Оранты изображали также аллегорию Церкви, то есть собирательный образ христианской святости.
Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира – ризой (мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме. Главной иконой св. ротонды была Богоматерь Оранта.
Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой мафорий в знак заступничества. Чудо Покрова было явлено в 910 г. во время осады Константинополя арабами. Праздник Покрова Божией Матери был учрежден не в Византии, а на Руси в XII веке. Он отмечается 14 октября по новому стилю.
Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим.
В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной».
Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим чтимым образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение».
Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.
Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»
Чудотворная икона Божьей Матери «Казанская» относится по иконописному типу к Одигитрии-Путеводительнице. Во все века русской истории перед ней молили Богоматерь о защите родной земли, о помощи в указании верного пути при принятии сложных решений. На оборотной стороне иконы — молитва Богородице «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего».
Образ Одигитрии
«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни – в этом смысле Она и является Путеводительницей.
Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Одигитрия восходит к иконам евангелиста Луки, который по преданию написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский.
Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии с фронтальными изображениями Христа и Богоматери из монастыря Одигон, присланный из Иерусалима Евдокией – супругой императора Феодосия II − его сестре Пульхерии.
Монастырь получил свое название, благодаря чудотворному источнику, исцеляющему слепоту («Одигон» в переводе с греческого означает «поводырь»). Не удивительно поэтому, что главной святыней этого монастыря была икона Богоматери Путеводительницы.
На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.
Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владимира Великого – Анной – и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме.
Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни апостолов Спасителя. Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.
Икона Богоматери Умиления Пресвятая Дева
На иконе Богоматери Умиления Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей».
Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах св.
Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).
Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями.
Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в подарок при Рождестве. Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью».
Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.
Многие христиане интересуются, перед какой иконой лучше молиться в определенных нуждах. Традиция молитвенного обращения в разных случаях, безусловно, существует. Например, перед Казанской молятся об исцелении от болезни очей, перед Тихвинской – о здоровье младенцев, Феодоровской – в трудных родах, Смоленской – в путешествии.
К Владимирской Божией Матери прибегают с просьбой избавить от насилия и междоусобной брани. При этом христианин должен понимать, что через какую бы икону он не обращался к Пречистой Деве с умилением сердца и искренним доверием, он будет услышан. На бесчисленных богородичных иконах изображена Одна и Та же Богородица.
Ее бесконечная милость к грешникам и непостижимая святость всем известны. Она покровительствует законному супружеству, матерям и их чадам, охраняет наших детей во всякое время и, особенно, в трудный период их личностного становления.
Пресвятая Дева поможет монахам и воинам, начальникам, сильным мира сего и тем, которых не принимает окружающее их общество.
Пасхальное яйцо «Благовещение», с образом Пресвятой Богородицы «Знамение»
Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» относится к числу самых первых иконописных образов Богородицы. Пресвятая Дева представлена в жесте заступнической молитвы с изображением перед ней Божественного младенца. Оборотная сторона изделия посвящена одному из двунадесятых праздников Русской Церкви – Благовещению. Событию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.
Источник: https://www.vmikhailov.com/ru/lp/presvayataya-bogorodiza-tipi-ikon
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»: в чем помогает, значение, куда вешать
Влахернский храм, во время натиска огромных сил сарацин в десятом веке, стал пристанищем для жителей Константинополя.
Храм имел большое значение для местных, ведь именно в нем тогда хранилась риза Богородицы (в том числе и головной убор) – реликвии, которые по преданию, принадлежали Деве Марии.
Нуждаясь в трудную минуту в помощи и спасении от наступающих врагов, люди вмести молились Богу. Именно об этом событии рассказывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая запечатлела чудо.
Святой Андрей, подняв свой взор вверх в ходе молитвы, увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время, Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь.
После Богородица встала у престола и своим головным покрывалом закрыла всех молящихся, спасая их от сарацин. По мотивам этого происшествия была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая до сих пор помогает православным, когда требуется защита.
С приходом рассвета сарацины были повержены, а Константинополь спасен.
В чем помогает икона «покров пресвятой богородицы»?
Икона способна защитить вас от несчастий и невзгод. Перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» молятся об обереге своего дома, чтобы все беды и невзгоды обходили его стороной. Зачастую Богородицу просят защитить от болезней, либо излечить уже имеющиеся недуги. Кроме того, прихожане взывают не только для себя, но и для других людей.
Наличие иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» в вашем доме будет отличным решением.
А вот куда вешать – лучше решить самим, но часто располагают образ в прихожей.
Молясь перед ней, вы сбережете не только свое жилье, но и своих родственников от недругов и невзгод
Молитва начинается с восхваления Сына Богородицы и Ее самой. Только после этого можно о чем-то просить, но затем снова читается восхваление.
святого образа
В иконе «Покрова Пресвятой Богородицы» слились земной мир и небеса, в этом заключается глубокое значение образа, который указывает на помощь и заступничество, которые получают верующие от высших сил. Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, по обеим сторонам от Богородицы зачастую изображают ангелов, которые вторят Ее молитве, тем самым дополнительно взывая к помощи Господа.
На иконе изображены алтарь и залы Влахернского святилища. Большинство этих икон расписано в багровых оттенках. В середине, на возвышении красуется Роман Сладкопевец. В руках он сжимает рукопись. В дряхлом убранстве Андрей указывает своему подмастерью Епифанию на сие действо.
Рядом с Романом нарисован патриарх, константинопольский правитель, братья и жители. Поверх всех красуется Церковь Небесная со святыми мучениками, пророками, святейшими, посреди которых выделяются Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов.
Помимо этого, там легко узнаваемы Петр и Павел, которые тоже молятся о жителях Константинополя.
По описанию содержание иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» может немного меняться, но означает образ всегда одно – небесная церковь спустилась, для того чтобы поддержать церковь земную. Небожители оказались на земле для того, чтобы поддержать всех верующих, которым требуется заступничество. Эти святые ободряют христиан и помогают устоять под натиском иноверцев.
И в самом сосредоточении иконы стоит Пресвятая Богородица.
Она несет свое благотворное покрывание, которое может закрыть весь верующий народ
Конечно, тут есть и непрямой смысл, ведь икона «Покрова Пресвятой Богородицы» рассказывает не только о конкретном событии, но и о том, как Дева Мария и вся Небесная церковь помогает всем верующим, которые еще пребывают на земле. В молитве перед образом следует помнить об этом факте, да и вообще стараться не забывать о непрестанной помощи праведников и Господа.
Почитаемые списки иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»
Данная икона включает в себя внушительное количество почитаемых списков, большую часть которых возможно лицезреть в Российских храмах и церквях. Например, такие списки хранятся в церкви Воскресения. Один из таких хранится также в Красном селе в храме Покрова и в соборе Василия Блаженного. А вот в городе Харьков (Украина), лежит чтимая копия списка. Такая же копия имеется в Николаевском соборе города Новгорода.
Молитва иконе
Днем празднования иконы является 14 октября.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Покров Пресвятой Богородицы»
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Покров Пресвятой Богородицы»
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть.
Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна.
Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.
(1 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsy/
Икона Божией Матери «Знамение»
Для любого христианина Божия Матерь являет собой образ совершеннейшего милосердия, понимания и любви. В любой беде и напасти Она всегда выслушает и поможет, не оставит взывающего без ответа. Она воплощает собой идеальный образ Матери, любовь к Которой не исчерпать. Поэтому неслучайно в России, как и по всему миру, так распространены Ее образа. Они имеют разные названия, у каждого — свои особенности, но все они отражают красоту и величие Богородицы.
Разные грани образа Богородицы
Облик Богородицы мы знаем как по древнейшим изображениям, первые из которых приписываются евангелисту Луке, так и по описаниям церковных историков. Мы видим Ее в определенной одежде: алом мафории с тремя расшитыми звездами на голове и плечах — наряде замужней женщины, покрывающем с головы до пят, и длинном, обычно синем, платье.
Один из самых распространенных типов изображения Богоматери, особенно в Византии и в России, получил название «Одигитрия». На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, а правой указывает на Христа, как бы показывая верующим на верный Путь и Истину.
Именно Божия Матерь ходатайствует за нас перед Господом, Она сохраняет нас на пути к Нему: все это подтверждает название подобных икон — «Одигитрия» с греческого переводится как «Путеводительница».
К наиболее известным вариантам «Одигитрии» относятся: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Иерусалимская, «Троеручица», Страстная, Грузинская, Кипрская, «Споручница грешных».
Второй тип Богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца, прильнувших друг ко другу ликами.
Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.
К иконам типа «Умиление» относятся: Владимирская, Ярославская, Донская, Феодоровская, «Взыскание погибших», Почаевская, Волоколамская и т. д.
https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI
Также выделяют еще один тип икон Богородицы: «Панахранта», что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Из икон этого типа в России наиболее известны «Державная» и «Всецарица».
И, наконец, еще один тип икон, изображающий Богоматерь с воздетыми в молении руками и без Младенца Христа, именуется «Орантой» (с греч. «Молящаяся») или «Панагией» (с греч. «Всесвятая»). В России этот образ известен нам под названием «Знамение», то есть знака милости Богородицы. На иконах этого типа Дева Мария изображается в анфас, обычно по пояс, с молитвенно поднятыми руками на уровне головы. На Ее груди, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
От прочих иконографических типов изображения Богородицы «Оранту» отличает величественность и монументальность. Ее поза статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик. Этот образ входит в состав многих композиций, в частности, в изображение праздников Вознесения и Покрова. Это символ Церкви, неустанно подвизающийся в молитвенном служении о спасении верующих.
Новгородская святыня
Изображения Богоматери, сходные с иконой «Знамение», встречаются еще на заре христианской эры.
К наиболее ранним относится изображение Богородицы из усыпальницы святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным Младенцем на коленях и распростертыми в молитве руками.
Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопея», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Икона Божией Матери, известная под именем «Знамение», появилась на Руси в XI–XII веках после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Но в летописях того времени она обозначалась без конкретного названия, а просто как икона Святой Богородицы. И лишь в конце XV века в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям применяется название «Знамение», т. е. оно становится наименованием иконографического типа.
XI–XII века для Русской земли — это время постоянных междоусобных войн. Святой благоверный Андрей Боголюбский, владимиро-суздальский князь, в союзе с половецкими, муромскими, черниговскими и другими князьями, дабы укрепить свою власть, решил взять штурмом Великий Новгород.
С этой целью к воротам города он послал своего сына Мстислава с огромным ополчением, который осадил город, потребовав его скорейшей сдачи. Силы были не на стороне новгородцев, и после бесплотных переговоров началось сражение.
Осажденные, видя несокрушимую силу противника и изнемогая в неравной борьбе, уповали лишь на Божию милость и заступничество Пресвятой Богородицы.
По преданию, храмы не закрывались ни днем, ни ночью, и «пение церковное сливалось с плачем молящихся».
Архиепископ Новгородский Илия с тех пор, как к городу подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города.
В третью ночь святитель услышал в алтаре собора дивный голос, который повелел ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Чудное спокойствие пролилось тогда на святителя.
Наутро архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь, чтобы принести оттуда икону Богоматери, а сам в соборе пел молебную песнь. Но, несмотря на все усилия, посланцы не смогли сдвинуть икону с ее места. Тогда сам святитель во главе крестного хода пошел в церковь Спаса. Там он упал на колени перед иконой и обратился к Пресвятой со слезной молитвой.
Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу.
Святитель принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточенная битва.
Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Икона повернулась ликом к городу, источая из глаз слезы. Осажденные восприняли случившееся как знак того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города.
После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. В испуге полки стали поспешно отходить от города.
Ободренные Господом новгородцы устремились в бой и полностью отразили суздальские полки, многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение.
Они гибли от голода и болезней и, как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.
Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступничества, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие, — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник перенесли на 27 ноября. И доныне его празднует вся Русская Церковь 27 ноября по ст. стилю, то есть 10 декабря по новому.
Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену, ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают Ангелы с длинными пиками.
В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Они грабили дома, в церквах иконы подвергали поруганию, священную утварь уносили. Когда враг ринулся в Знаменскую церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, невидимая сила откинула неприятеля назад. После того как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма и вскоре покинули Новгород.
После Октябрьской революции 1917 года икона хранилась в Новгородском музее, в настоящее же время, после возвращения иконы в 1991 году Церкви, она находится в новгородском Софийском соборе. Икона имеет сравнительно небольшой размер: 59 х 52,7 см. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. Над левым оком Богоматери просматривается след от стрелы, оставленный суздальскими воинами.
Были написаны многочисленные списки с иконы «Знамения», которые известны по всей России, многие из которых просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы «Знамения» относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
В православном храме икону Божьей Матери «Знамение» традиционно помещают в верхней части алтаря.
Слаб немощный человек и грешен. Господь, учитывая человеческую природу, не оставляет его и для спасения его обращается к человеку через знамения. И если мы будем помнить о них, несмотря на то что сами при них не присутствовали, это послужит нам в укреплении в деле веры и спасения. И пусть через этот образ на нас будет литься свет и милость Пресвятой Богородицы.
Юлия Ульянова
Источник: http://trsobor.ru/ikona-bozhiej-materi-znamenie/
Икона «покров пресвятой богородицы»: в чем помогает, значение, куда вешать — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
Из множества икон, существующих в православной церкви, важнейшими являются образы Иисуса Христа и Богородицы, ведь это – изначальные символы христианства.
Эти иконы, к которым вы возносите искренние и горячие молитвы, способны стать чудотворными, проникнуть глубоко в сердце, подтолкнуть к мыслям о духовных ценностях и смысле жизни.
Они должны быть у каждого верующего человека, являя ему образ Царства Небесного, лишенного недостатков и скорбей земли, очищая души тех, кто им молится. Образы проникнуты внутренней, духовной красотой, святостью и принадлежностью к Богу, которую смогли передать мастера-иконописцы.
Было создано большое количество различных икон, посвящённых тому или иному событию либо местности, но всегда, собираясь купить икону, следует помнить, что мы просим о помощи не у изображения, а у высшей силы, действующей через него, поэтому верующие почитают иконы, но не поклоняются им.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы: в чем помогает
Дева Мария молится не только о каждом человеке, но и о народах и даже государствах. Её милость непрестанна, но простирается лишь на тех, чьи поступки проникнуты добротой и благородством. Она снисходительна к слабостям, поэтому, раскаявшись в деяниях, на которые нас толкают гнев, осуждение, зависть либо раздражение, каждый человек вправе надеяться на Её помощь.
По церковным заветам, почитание Пресвятой Девы должно сопровождаться совершением благих дел, угождающих Богородице, направленных на помощь и поддержку ближних своих, очищением совести, духовными розмыслами над своей жизнью и её смыслом.
Если же обращаться к Ней только умом, не проникаясь чувствами благоговения и восхищения преображением Господним – молитва будет пустой и формальной.
Известно множество случаев явления Матери Господней людям, исцеляющимся после молитв у указанных Ею икон и святых мест, что ещё раз подтверждает Её милость и снисходительность к человечеству. И икона Покров Пресвятой Богородицы – одна из наиболее знаменитых. Впервые этот образ появляется в искусстве около XIII ст.
, в росписях церквей и соборов в Суздале, Новгороде, Восточной Галиции и Пскове. Существует множество вариаций изображения, выполненных в православной иконописной манере либо в «казачьем» стиле, в виде икон, фресок, мозаик и росписей.
Но история этой иконы и связанного с нею праздника куда древнее даже самых старых сохранившихся изображений.
История создания образа
Данная икона посвящена празднику Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемому 14 октября. Он ведёт своё происхождение от чуда, случившегося в X веке в Константинополе.
Этот город был столицей Византийской империи – наследницы Рима и Греции, располагался на границе Азии и Европы и являлся огромнейшим из всех известных поселений того времени. Но, начиная с VI ст., «золотая эпоха» города заканчивается – болезни и нападения варваров (русов и арабов) угрожают его существованию.
Но настоящей угрозой сарацинские (мусульманские) войска стали только в X ст., когда началось нашествие турок-сельджуков.
Именно в этот период и случилось описываемое чудо. Устав от постоянных атак, истощив свои запасы, защитники Константинополя во главе с императором Львом Мудрым собрались во Влахернском храме, дабы обратиться к Богу с мольбой о помощи.
Этот храм Покрова Пресвятой Богородицы издавна посвящали Деве Марии – там хранились Её нетленные ризы и головной убор. И вот, совершая всенощное бдение, в четвёртом часу пополуночи, находящийся в храме Андрей Юродивый и его ученик, известный как Епифаний узрели Богородицу, которая шла по воздуху под сводами храма.
Рядом с ней шествовали святые Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча, а впереди и позади шли многие другие святые в белых одеждах, поющие ангельскими голосами.
Популярные товары |
Богоматерь подошла к амвону храма, встав перед алтарём, и стала просить об избавлении города и его жителей от страшной смерти.
А затем, приблизившись к коленопреклонённым людям, Она сняла с себя омофор (головное покрывало) и раскинула его надо всеми, кто был в храме, символически ограждая всех жителей города и сам город от любых врагов, видимых и невидимых.
Ткань сияла, точно солнце, отражая Божественный огонь (в описании этого события святые отцы церкви употребляли слово «илектор» — лучезарное светило). Видя это, св. Андрей трепетал, восхищаясь благодатью видения, и вопросил у ученика, видит ли он Небесную Царицу, со слезами молящую о мире. «Да, святой отче, зрю и ужасаюсь» — ответил блаженный Епифаний.
Утром весть о божественном явлении разнеслась по всему городу, воодушевляя людей и подкрепляя их силы, устрашая неприятеля. В последовавшем сражении враг был отброшен от стен Константинополя и рассеян. А в память о чудесном избавлении император приказал отмечать день явления Богородицы как праздничный.
Позже, с распространением христианства, праздник появился и на Руси. Впервые его упоминают летописи времён правления кн. Андрея Боголюбского, который возвел одноименный храм в честь своей победы над татарами.
Древнейшим сохранившимся доныне храмом, посвящённым иконе Покров Пресвятой Богородицы, является Покровская церковь-крепость в селе Сутковцы (Хмельницкая обл.), возведённая в 1467 г.
В истории Украины этот праздник тесно связан с казачеством, почитающим этот день и саму Деву Марию как свою небесную заступницу, ведь слово «покров» означает одновременно покрывало и покровительство. В этот день православные христиане обращаются к Богоматери с просьбами о защите, исцелении и помощи.
Богородица Покрова: значение иконы
На образе, изображающем явление Матери Иисуса Христа, запечатлено Её явление в храме. Она изображается в виде оранты (с раскинутыми руками и раскрытыми, обращёнными к зрителю ладонями) либо с омофором.
Иногда композиция дополняется ликами Андрея Юродивого, Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, других святых и ангелов, сопровождавших явление Богоматери.
Также могут встречаться фигуры Романа Сладкопевца и коленопреклонённых людей на амвоне храма (в нижней трети иконы).
Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы – Её чуткость и отзывчивость ко всем, кто испытывает в ней нужду.
Эта икона призвана помочь нам осознать великую милость Богородицы, повсеместно простилающей над миром сияющий священный покров, осеняющий всех живущих Божьим светом.
Хотя видение распростёртого омофора исчезло, но незримо он продолжает пребывать над человечеством, даря верующим ощущение защищённости и благодати.
Любовь Девы Марии к людям неоспорима, она помогает выстоять в самых неблагоприятных обстоятельствах, болезнях или трудностях. Поэтому верующие, добавившие в свой домашний иконостас этот образ, вскоре замечают, что в душе появляется особая возвышенная радость, тихое спокойствие и уверенность в поддержке, ведь незримо Её защита продолжает пребывать с каждым из нас.
О чём молятся перед иконой покрова пресвятой богоматери
Как и другие подобные образы, эта икона помогает всем, обращающимся к ней с горячей и искренней молитвой, идущей от самого сердца, независимо от содержания просьбы.
К ней обращаются во время внешней угрозы, когда стране грозит опасность от захватчиков. Такая традиция сложилась исторически, ведь событие, которое привело к появлению иконы, было связано именно с просьбой о защите города.
Верующие обходили укрепления со списком иконы – и помощь приходила, а вражеские войска были разбиты, даже если их число превышало количество защитников.
Считается, что такой крестный ход словно бы раскидывает над местностью незримый покров, препятствующий любому вторжению.
Также молитва перед образом поддерживает человека в преодолении внутренних соблазнов, ведь покрывало Богородицы становится своеобразным духовным щитом, ограждающим нас от всяческих искушений и прельщающих вещей. Она спасает душу человека от тёмных сил, пытающихся завладеть ею, и не даёт потерять себя в мирской суете.
Молодые девушки традиционно молятся перед иконой о скором замужестве, ведь именно после праздника начинается сезон свадеб и вечерниц – посиделок молодёжи. По преданию, в день этого праздника (14 октября) выпадал первый снег, и народная молва сравнивала снежный покров с белым свадебным покрывалом.
Кроме того, можно купить икону Покров Пресвятой Богородицы, чтобы просить у Неё помощи во всяком деле и начинании.
Так, страдающие любой телесной болезнью могут молиться об исцелении, те, которые находятся в положении материальных недостатков – об обретении имущества.
Но главное её предназначение – защищать душу верующего, указывать ей верный путь и укрывать от горестей, бед, искушений и невзгод.
Источник: https://simanskia.ru/prochee/ikona-pokrov-presvyatoj-bogoroditsy-v-chem-pomogaet-znachenie-kuda-veshat.html
Иконы
http://molodechno.cerkov.ru/2016/08/15/ikona-cerkvi-pokrova-presvyatoj-bogorodicy-g-molodechnoГруздовская икона Божьей Матери
Название гриба не имеет никакого отношения к названию деревни Груздово. Все дело в том, что «груз» – древнее слово, которое обозначает «развалины», «руины». Тут и сейчас можно найти много бесхозных камней, что свидетельствует о том, что здесь когда-то был замок. Во время войны он был разрушен и от него остались только руины, «груз». Вот люди и назвали это место Грузово.
Что за народ тут жил, что была за война, которая разрушила деревню, неизвестно. Дело в том, что битв тут было много. Историки вспоминают одну битву, которая произошла здесь в начале XV века. Тогда было страшное время гражданской войны. Эта битва вошла в историю как восстание Свидригайлы, или Феодальная война 1432-1434 годов.
Во время этой войны, холодной зимой 1433 года, войска Свидригайлы стояли под Молодечно. Князю доложили о том, что в погоню за ним движутся полки Жигимонта. Свидригайло отправляет часть своего войска навстречу врагу, и войска встречаются возле Груздово. Историки пишут, что поле между Груздово и Копачами было усеяно тысячами убитых и раненых людей. Оно было все красное от крови, поэтому и сегодня это поле называется «красным полем».
На следующий день местные жители отправились на это поле, чтобы собрать убитых и похоронить их в курганах. Там они нашли рыцаря, который держал в руках образ Божьей Матери. Принеся тело рыцаря к могиле, люди захотели вынуть из его рук икону.
Однако руки рыцаря были настолько крепко сжаты, что икону невозможно было забрать. И вот они с величайшим удивлением обнаружили, что рыцарь живой! Жители отнесли рыцаря в один из домов Груздово и стали его лечить.
Рыцарем оказался смоленский заместитель князь Андрей Сокович.
Как только он выздоровел, сразу отправился в Полоцк. Из Полоцка Сокович поехал в Смоленск, где и построил сруб церкви. Этот сруб он перевозит из Смоленска в Груздово и ставит на том самом месте, где его нашли раненого, в знак благодарности.
В архивах найдены бумаги, согласно которым Андрей Сокович в 1440 году являлся опекуном Груздовской церкви Святой Троицы. Этой церкви князь отдает много земли, а также некоторую свою недвижимость. В церкви он размещает икону Матери Божей, которая спасла его.
Эта история передается из поколения в поколение. К сожалению, церковь, которую построил Андрей Сокович, не сохранилась. На ее месте сейчас стоит крест.
В 1793 году в деревне на месте деревянной церкви строят каменную. Туда была перенесена чудодейственная икона, но и эта церковь до наших дней не дошла. Рядом с разрушенной церковью владельцы строят новую, деревянную. Эта церковь выстояла две мировых войны, войну с атеистами и прекрасно сохранилась. Она является памятником деревянного зодчества с элементами классицизма.
Во время мировых войн этой церкви не пришлось так тяжело, как во время войны с атеистами. В 1962 году в этот храм ворвались атеисты. Они схватили святые иконы, книги, вынесли их на улицу и бросили в канаву. Храм был переделан в колхозный склад.
Однако чудодейственную икону Матери Божей Груздовской прихожанам удалось спасти. Когда в 1990-х годах храм снова был передан верующим, они принесли икону обратно в храм. Считается, что это та самая икона, с которой нашли раненого князя Андрея Соковича. 15 июля является праздником этой иконы. В этот день в Груздово приезжает много паломников не только из Беларуси, но и из других стан, чтобы поклониться чудодейственной иконе.
Церковь удалось обновить, но криница, которая била рядом с церковью, исчезла.
тэлеканал СТВ.http://www.ctv.by/tvprogram/~news=44298
О истории церкви д.Груздово и чудотворной иконе
Свидетелями необычайного явления стали прихожане Святоильинского храма в посёлке Радошковичи под Минском.
27.08.2007 17:08 (http://www.ctv.by/chudo-svyatoilinskogo-hrama)
Икона Богородицы Почаевской отчётливо отобразилась на стекле. Икона Богородицы Почаевской считается заступницей женщин и детей. Ее образ написан на холсте масляными красками, поэтому, по мнению учёных, какого-либо физического воздействия здесь быть не может.
Подобное чудо в этом храме верущие уже лицезрели в 2002 году. А самое первое отображение иконы Божей Матери на стекле было замечено ещё в Киеве несколько тысяч лет назад.
.
В Свято-Ильинском храме г.п. Радошковичи на стекле отобразилась икона Богородицы.
.
(из книги «Радошковичи православые»)
В храме по левую сторону от Алтаря находится местно-чтимая святыня –
Почаевская икона Божией Матери. На стекле этой иконы отобразился весь образ Божией Матери с Богомладенцем. История этой иконы такова. У жительницы Радошковичей Дарьи Заборонок умирали маленькие дети.
Когда она родила дочку Матрону, то муж сказал Дарье, что если и этот ребёнок умрёт, то он оставит семью и уйдёт к другой женщине. Дарья очень переживала и по совету доброжелателей совершила пешее паломничество в г. Вильно с дочерью Матроной на руках.
После исполнения этого благочестивого обета девочка осталась жива, а Дарья
каждый год ездила в Вильно благодарить Господа, Матерь Божию и святых мучеников Виленских за дарованную ей радость материнства. Когда Матрона выросла, то также сама, а позже с детьми и внуками совершала паломничество в Вильнюс к Острой Браме и в Свято-Духов монастырь.
После войны Матрона Константиновна со своей сестрой Надеждой Гладкой, дабы внести лепту в украшение бедной радошковичской церкви, совершают поездку в Вильнюс и приобретают там на собственные средства, вырученные от продажи коровы, список Почаевской иконы Божией Матери. Привезена была икона во время настоятельства в Радошковичах выпускника Виленской семинарии протоиерея Павла Михайловича Баталина.
Почаев – украинский город, в котором на высокой горе находится Свято-Успенская Лавра, в главном соборе которой над Царскими вратами находится чудотворная Почаевская икона Божией Матери.
На полях этой иконы есть изображение Святого пророка Илии, что указывает на некую духовную связь между Радошковичами и Почаевом: и там и тут церковь находится на горе; и там, принесённая митрополитом Неофитом в ХХVI веке икона прославила обитель и Почаев, и у нас список Почаевской иконы возвестил о Покрове Богородицы как над Её образом (на стекле отобразился весь образ), так и над Радошковичами, ибо о посёлке узнали не только в нашей Беларуси, но и за её пределами, о чём свидетельствуют паломники, постоянно приезжающие на поклонение Божией Матери перед радошковичской Почаевской Её иконой.
(из книги «Радошковичи православые»)
..
Храм в честь Рождества Христова в г. Молодечно
икона святой преподобной Марии Египетской с мощами
икона святого праведного Иоанна Кормянского с мощами
Икона церкви Покрова Пресвятой Богородицы г. Молодечно
(740)
Источник: http://molodechno.cerkov.ru/chudotvornye-ikony/
Об иконах
— Слово «икона» – греческое, означает образ, изображение. Икона- это священное
изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Иконы пишутся строго в соответствии с иконописным каноном. Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал ещё в I веке евангелист Лука. По преданию, увидев Свой первый написанный Образ, Богоматерь произнесла: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Икона – это образ, возводящий ум к первообразу, помогающий духовно соединиться с теми, кому молятся.
Кто и когда написал самую первую икону?
— Первые иконы были нерукотворными. Сам Иисус Христос дал людям Свой видимый Образ. Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его.
Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.
Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным.
После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Ав-гаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?
— История Церкви знает множество явленных образов (то есть чудесно обретённых по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, а лишь фактическая. Каждая икона благодатна, через освящение в ней заложена возможность стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.
Для чего бывают чудеса от икон?
— Это знаки Божий для укрепления веры.
Зачем иконы освящают?
— В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней. Через освящение устанавливается особое благодатное присутствие изображённого на иконе.
Сколько раз надо освящать иконы?
— Иконы освящаются священником один раз после их изготовления или приобретения вне церкви. После реставрации икону надо окропить святой водой. Это может сделать любой верующий человек (женщина при этом должна быть в чистоте).
Не противоречит ли поклонение иконам заповеди «Не сотвори себе кумира»?
— Не противоречит. Своим вочеловечением Господь открыл путь к обожению материи. Иконы Христа, как и святых Божиих, являются отображением физического вида их обоженой плоти. Взгляд на святые иконы помогает ощутить присутствие того, к кому обращаются в молитве.
Поклоняясь иконе, христиане мысленно возносят своё поклонение не дереву и краскам, а изображённым на иконах Христу Спасителю, Матери Божией и святым Божи-им угодникам. Христиане почитают икону как святыню, как окно в Царство Небесное.
Какие иконы кладут в центре храма на аналое?
— В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого
празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.
Как правильно прикладываться к иконам?
— К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву. Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней.
После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды.
У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власины.
Какие слова, молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?
— Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас)».
Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?
— К такой иконе достаточно приложиться один раз.
Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
— Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.
Как устроить домашний иконостас?
— Иконы желательно помещать на восточной стороне комнаты, можно также устроить святой уголок. Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном, не допускать смешивания икон с предметами декоративного убранства светского характера, книгами недуховного содержания. Перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для молящихся.
https://www.youtube.com/watch?v=QcVIY0zYcKQ
Над иконами желательно прикрепить восьмиконечный крест. Между иконами не должно быть никаких картин. Центральными должны быть иконы Спасителя и Божией Матери. Возле них можно повесить или поставить лампаду. Небольшие иконостасы (молитвенные уголки) желательно устроить во всех комнатах.
Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?
— В храме есть строгие уставные требования, а для домашнего иконостаса существуют лишь некоторые правила.
Надо помнить о принципе иерархии, например, не следует размещать икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.
Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). Если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, то это может отвлекать от молитвы. Не стоит допускать многообразия стилей.
Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
— Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы
пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самим, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено, например, на кладбище или в лесу под деревом. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.
Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?
— На иконах имеются обязательные надписи. В древности икона считалась закон
ченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ Фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают – Сущий. Это – Имя Божие. Промыслительно Имя Бога, как указание на Святую Троицу, начертывается тремя буквами.
Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
— Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.
Можно ли молиться на оклад без иконы?
— Нельзя, так как поклоняются не металлу, не дереву, а через образ на иконе поклоняются Первообразу.
В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?
— Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно её вообще не гасить.
В чём различие между православной иконой и картиной?
— Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный об раз, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника.
Икона – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Икона – вне времени, вне вкусов, она является символом инобытия в нашем мире.
Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?
— Священные изображения следует вырезают и откладывают, оберегая от попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи.
Источник: http://ozinki-hram.ru/ob-ikonax/
Покров 2019 – что означает этот христианский праздник
В день Покрова Пресвятой Богородицы почитается Матерь Божья, которая является защитницей рода человеческого.
14 октября христиане почитают заступницу человечества — Богоматерь / фото: br.pinterest.com
Покров Пресвятой Богородицы — один из важнейших христианских праздников. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Когда празднуют Покров
Ежегодно Покров Пресвятой Богородицы отмечают 14 октября. В 2019 году празднование приходится на понедельник. В народе этот день еще называют Праздник Покрова или Третья Пречистая.
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
По преданию, в 910 году Богородица, озаренная небесным светом и окруженная ангелами и святыми, появилась людям, которые молились во Влахернском храме в Константинополе за освобождение от врагов, окруживших город.
День защитника Украины 2019: дата и история праздника
Пресвятая Дева Мария со слезами стала молить Бога за христиан. Затем Богоматерь в знак того, что берет народ под свою опеку, покрыла людей в храме честным своим омофором (греческое омофор — наплечник, то есть длинная широкая ткань с крестом, которую носят священники на богослужениях). Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках ее блистал «лучше лучей солнечных».
Удивительный покров защитил город. Поднявшаяся в тот момент буря разбросала корабли противника, лишив жителей Константинополя от смерти.
Символ и значение Покрова
Праздник Покрова Божией Матери и икона Покрова — трогательный символ непрерывного заступничества Владычицы за род человеческий. Он является одним из величайших праздников, поэтому в честь него достаточно часто освящают новопостроенные храмы.
Покров Пресвятой Девы — знак любви и участия, которые Матерь Божия испытывает к людям. Его благодать незримо осеняет и защищает каждого человека, оберегая от греха и помогая в нелегкое время.
Человечество находится под защитой Богородицы, которая своим омофором покрывает христиан / фото: rusregioninform.ru
В Украине особенно значимым праздник Покрова Пресвятой Богородицы был для казаков, которые строили много храмов Богородице и особо почитали иконы Покрова. Казаки верили, что святая Покрова охраняет их, а Матерь Божию считали своей заступницей и покровительницей.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
На иконах Покрова изображен светлый образ Девы Марии, которая покрывает человечество от врагов. Пресвятая Богоматерь держит свой светлый омофор. Ее покров и защиту простирается не только на человеческие тела, а прежде всего — на их души.
К иконе Покрова Пресвятой Богородицы обращаются, прося о покровительстве и защите от опасностей и несчастий, поскольку ее молитва Господу является довольно сильной.
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://www.unian.net/lite/holidays/10716054-pokrov-2019-chto-oznachaet-etot-hristianskiy-prazdnik.html
ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Псково-Покровская икона Божий Матери
Память 1 октября
Празднество Псково-Покровской иконе, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря.
Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ — в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых — равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасо-Елеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.
Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город «от належащия беды». Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ.
Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город.
После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название «Явление Божией Матери старцу Дорофею». Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков / и вся страна Российская / пришествием Матери Бога Вышняго / на избавление града сего от варварскаго пленения. / Услыша плач и слезы раб Своих, / скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему, / и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети, / и град сей от скорби на радость премени.
/ О, дивному знамению, / како Пресвятая Владычице прииде на воздусе в церковь Свою / и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей, / и поноси в людех беззаконие, / и Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара / и его совет на разрушение. / Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове / и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму.
/ Днесь притецем, вернии, / в дом спасительный Владычицы Богородицы, / светло празднуя, / и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще: / О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие, / молися Сыну Своему, Христу Богу нашему, / спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления / и от нахождения поганых и междоусобныя брани, / и спасти души наша, яко Милосердая.
Кондак, глас 8
Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову, / услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице, / и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели / и торжествовати устрои, в беде и в сетовании возвесели, / и завеща во граде молити Святую Троицу, / и Сама обещася молити Ю.
/ О, преславному чудесе, / како Небесная Царице к земным прииде избавити рабы Своя погибающия. / О, дивному знамению, / како вразумляюще рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу. / О, Всемилостивая Владычице Богородице, / аще не бы Ты предстояла, молящи за ны, / кто бы нас избавил от толикия беды, / яко не имамы иныя помощи и надежды разве Тебе, Владычице.
/ Твои бо раби, да не погибнем, / и потщися на умиление раб Своих присно, / Богородице, чтущих Тя.
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/7397.html
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Более 9 веков Русская Православная Церковь чтит праздник Покрова Божией Матери. Причиной его установления считается видение, посетившее византийского святого Андрея Юродивого. Событие произошло около 9 века в церкви г. Влахерны (ныне пригород Стамбула). По сюжету картины, открывшейся перед Св. Андреем и его учеником Епифанием, русскими иконописцами была создана икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Видение блаженного Андрея
В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.
Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.
Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» — прошептал верный друг и ученик святого.
Андрей Юродивый
Видение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.
Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение, сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.
Влахернская церковь существует и сейчас. Практически это новое здание на месте старого, расположенное на окраине Стамбула. Стены украшены сценами андреева видения. Однако праздник Покрова не чествуется здесь так пышно, как в России.
О других Богородичных праздниках:
Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых и любимых у православных христиан. Отмечается он ежегодно 14 октября во всех храмах и церквах.
Почитание чудесного события на Руси
Прочитав житие Андрея Юродивого, русский князь Андрей Боголюбский верно заметил, что «негоже такому событию оставаться без памяти». Это послужило началом празднования Покрова на русской земле.
На берегу р. Нерли, по распоряжению князя, был освящен первый Покровский храм. С тех пор стали появляться и изображения этого события на фресках. Древнейшее из них находится на Золотых Суздальских вратах и датируется началом 13 в.: Божия Матерь стоит в профиль и молится благословляющему Ее Христу, окружающие Ангелы держат парящее покрывало.
Свято-Покровский храм на Нерли
Из известных образов еще можно выделить икону, хранящуюся в Государственном Русском музее, которая датируется 16 веком, а также фреску в соборе монастыря Грачаница, который находится в Сербии.
Местонахождение первых икон Покрова
Самые древние из сохранившихся икон относятся к 14 в. и хранятся:
- в Третьяковской галерее — из Суздальского Покровского монастыря, 14 в.
- в Национальном художественном музее Украины — из Восточной Галиции
- в Новгородском музее — из Зверина монастыря
В начале 16 века на стене храма Ферапонтова монастыря появилась монументальная картина Покрова, написанная Дионисием. По сравнению с лаконичным изображением на Суздальских вратах, в дионисиевской фреске были изображены все подробности андреева видения и связанные с ним предания.
Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.
Изображения и символы на иконе
Важно. Иконы Покрова Пресвятой Богородицы разнообразны по сюжету. На «новгородских» покрывало над народом держат Ангелы, на «суздальских» — Сама Богородица. На древней галицкой иконе Божия Матерь изображена с Младенцем Христом.
С двух сторон от Богородицы стоят Ангелы, иногда святые Богослов и Предтеча. На поздних иконах внизу изображается сонм святых во главе с Андреем Юродивым, указывающим на видение. В центре появляется архидьякон влахернской церкви Роман Сладкопевец.
В руках у него развернутый свиток с написанной им песнью Рождеству Христову.
Икона «Покров Божией Матери»
В один день с Покровом вспоминают преподобного Романа Сладкопевца, получившего от Божией Матери дар красивого певческого голоса и сочинительства песнопений.
На иконе конца 16 века из Горицкого монастыря (Череповец) изображены сонмы святых, расположенных группами: апостолы, святители, преподобные, мученики, благоверные цари. В центре — явление Богородицы спящему Роману Сладкопевцу. Над всем святым собранием восседает Господь на небесном троне. Ангелы держат ярко-красный плат, «подобный молнии», по свидетельству св. Андрея. Сама Пресвятая Дева также держит «покров», но в виде принадлежности архиерейского облачения — белого с крестами мафория.
Интересно. Иконы, написанные в 19 в. и позже могут изображать одну Богородицу с покровом, без святых и ангелов. В любом случае значение иконы одно: заступничество Божией Матери за человеческий род, защита от грозящих ему несчастий.Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Из Зверина монастыря в Новгороде. 1399 г.
Народные обычаи
Праздник Покрова, назначенный в России на день языческого праздника, долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот.
Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний. Как отзвуки «народного» восприятия церковного праздника, остались обычаи молиться перед иконой Покрова о удачном замужестве, здоровье детей, о делах, связанных с семьёй и хозяйством.
Христианские традиции
Церковь не запрещает такие молитвы, однако призывает помнить, что христианство наполняет древние обычаи новым содержанием. Господь показал Св. Андрею славное видение не ради здоровья скота или исправности домашнего хозяйства. Оно напоминает верующим о верном оружии, о единственном средстве защиты от духовного врага — молитве Богородицы. Оградившись от греха, приобретя мир в душе, человек получает и остальное, необходимое для житейских потребностей.
Малороссийская икона «Покрова Пресвятой богородицы» начала XVII века с изображением казаков
Значение молитв, посвященных иконе Покрова
Православные христиане обустраивают в своих домах целые домашние иконостасы, чтобы в любой момент можно было помолиться перед святым образом. Значение иконы Покрова становится понятным уже из самого названия — мы просим Пресвятую Богородицу укрыть нас от зла, покрыть своим честным омофором и уберечь от всех бед и несчастий.
Обычно икону размещают с другими образами на восточной стороне дома, но если такой возможности нет — можно обустроить иконостас и в любом другом месте. Главное, чтобы к Красному углу относились почтительно и с благоговением все домочадцы
Для исполнения правильных, христианских традиций следует вдуматься в смысл произносимых молитв.
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy.html
Икона Покрова Богородицы от чего помогает
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из самых значительных в православном календаре. Празднуют его 14 октября.
В праздник Покрова хорошим знаком является посещение церкви, так как Богородица, согласно вере, защищает своим Святым Покровом человека и от внешнего, и от внутреннего зла.
Если же посетить храм не получилось – этот день можно отпраздновать и дома, отведя время для молитвы и уединения перед одноименной иконой.
Главное — постараться не грешить в этот день, избегать ссор, конфликтов и нечестивых занятий.
История и фото
Связан праздник с чудом, которое явила Богородица, явившись молящимся в Константинополе, в 910 году (или в 866, по другим источникам), во Влахернском храме. В страшный час, когда на Константинополь напали варвары, под предводительством варягов (или сарацинов, по другим источникам), напуганные греки пришли в храм, моля Господа о защите.
Согласно преданию, после столь неудачного похода на Константинополь, варяжские князья Аскольд и Дир попросили о крещении, а праздник Покрова стал одним из самых почитаемых в русской церкви. Письменные упоминания о празднике с названием Покров Пресвятой Богородицы на Руси можно найти в древнерусском житийном сборнике 12 века, Прологе.
В это же время в честь Покрова Богородицы на Руси начали возводить храмы. Один из красивейших храмов – церковь Покрова на Нерли, построенный по инициативе внука Владимира Мономаха, святого князя Андрея Боголюбского, распространившего традицию празднования Покрова на русской земле.
Где находится?
Сюжет предания о Покрове Богоматери не раз воплощался в иконописи. Самое древнее изображение Богородицы с Покровом в руках появилось в 14 веке, в Суздале, на вратах Рождественского собора, а также в настенных росписях псковского Снетогорского монастыря.
Еще одна древняя икона (1399 г.) находилась в Зверином монастыре, ныне она находится в музее г. Новгорода.
Что символизирует икона Покрова, ее значение?
Покров Божьей Матери символизирует мир, согласие, защиту, безопасность и благоденствие. Считается, что молитва, обращенная к образу Покрова Святой Богородицы, защищает от внешнего зла. Поэтому верующие обращаются к этой иконе, когда есть внешняя опасность.
К защите Покрова прибегают даже грешники и преступники, которые страшатся воздаяния, возмездия. Главное – осознание совершенного проступка или причиненного зла. Покров Божьей Матери, исполненной любви ко всем людям, живущим на Земле, смягчает удары судьбы, последствия неправедных деяний, покрывает раскаянные грехи истинной любовью, служит утешением для сокрушенных духом.
О чём молятся, в чем помогает?
Заступница, Богородица, Святая Мария, Матерь Божия, Приснодева, Царица Небесная – так обращаются к Богоматери верующие, испрашивая помощи в трудных ситуациях, защиты от внешнего зла и разрушения.
- Молясь перед иконой Покрова, верующие просят укрыть их под Покровом, помянуть в молитвах Христу, заступиться перед Сыном Божьим, защитить даже от Божьего гнева – в том случае, если неразумные поступки уже совершены, и нужно справиться с их пагубными последствиями.
- Особое прилежание в молитвах, обращенных к иконе, в день праздника Покрова Богородицы, по убеждению верующих, дает защиту в течение года, и Матерь Божья незримо укрывает обратившихся к Ней в молитвах своим чудесным Покровом.
- С молитвой о покровительстве Богоматери к иконе обращаются в случае несправедливых и справедливых судебных преследований, необоснованных и обоснованных обвинений, в случаях наговоров, клеветы, неприязни и вражды от тех или иных людей.
- Богородица является защитницей и покровительницей семьи, поэтому часто к иконе Покрова обращаются с просьбой восстановить мир в доме, хранить семью от бед, ссор, напастей.
- Обращаются к Богородице и с просьбами о замужестве. В этом случае, вместе с традиционной канонической молитвой приговаривают: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком» или «Покров-Матушка, покрой землю снежком, а меня молодую платком».
- Прибегают к молитве перед Покровской иконой, когда просят о благополучной беременности, о рождении детей и защите всех домочадцев от людской злобы и болезней.
- Молятся перед образом Покрова Богородицы также родители, если хотят, чтобы их дети были под надежным небесным покровительством.
Где обычно вешают в доме?
Икона Покрова Пресвятой Богородицы может находиться вместе со всеми «любимыми» иконами в «красном» углу, где располагается домашний иконостас.
Однако существует также давняя традиция вешать икону Покрова перед входом в дом. Таким образом, божественная энергия образа Покрова Богородицы, запечатленного в иконе, защищает дом от недоброжелателей прямо у входа.
Какие существуют приметы на Покров день?
В день Святого Покрова Божией Матери верующие люди наблюдают за приметами, которые позволяют предположить развитие событий в течение грядущего года.
Так, например, считается, что:
- Если увидеть в небе журавлиный клин, то впереди будет ранняя и холодная зима.
- Если на Покров выпадет снег, то ноябрь будет снежным, а если день будет относительно ясным и теплым, то морозов не будет и в декабре.
- Если до Покрова не выпадет снег, то зима будет мягкой, без сильных морозов.
- Если на Покров деревья сбрасывают листья полностью, то зима будет короткой и не очень холодной. А если листья еще остаются на деревьях, то следует ожидать холодную, суровую зиму.
- Утеплять дом следует до Покрова. Если этого не сделать – то будешь мерзнуть всю зиму.
- Чтобы дети не болели в течение года, в праздник Покрова их принято было выводить на порог дома и обливать водой, освященной в церкви, сквозь сито или решето.
- Считается, что праздник Покрова незамужняя девушка должна праздновать радостно, чтобы Господь послал ей хорошего мужа в грядущем году.
- Существует обычай для незамужних ставить свечи перед образом Покрова Божьей Матери. Если девушка успела поставить свечу первой – ей суждено выйти замуж в скором времени.
- Считается, если парень на Покров высказывает знаки внимания – то, скорее всего, именно он и станет хорошим мужем.
Чего не рекомендуется в этот день?
Что касается еды – никаких ограничений не предусмотрено. Если верующий человек соблюдает пост в среду и пятницу, а праздник Покрова приходится на один из этих дней – можно есть рыбу.
И главное: в день Покрова необходимо помнить о том, что Богородица явила сострадание и величайшую милость. Поэтому нужно стараться никого не осуждать, не допускать в сердце чувство неприязни или раздражения. В светлой благодарственной молитве следует очищать сердце от негативных чувств, а голову — от греховных мыслей, наполняя себя милосердием и любовью.
Источник: https://fakt777.ru/2018/11/ikona-pokrova-bogoroditsy-ot-chego-pomogaet.html