Что означает Икона Божьей Матери Умиление

Икона Умиление

Среди большого количества икон Богородицы, есть чудный образ – «Умиление». Икона «Умиление» приобрела особое значение среди верующих. В чем она помогает?
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» в чем помогает: Царица Небесная дарует свою помощь тем, кто искренне молится и надеется на милость Божию.

Икона «Умиление»

Чтобы разобраться, что означает икона Царицы Небесной «Умиление», стоит обратиться к истории написания этого лика. Святой образ предположительно был написан в восемнадцатом веке. Художник изобразил Божию Матерь с крестообразно сложенными на груди руками. Глаза ее опущены вниз. На лице отображены радость и смирение. Таким образом, иконописец хотел передать момент Благовещения.

Когда Архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве, что она понесет во чреве и родит Спасителя всему миру. На Руси особо стал почитаться образ благодаря всеми любимому святому – Серафиму Саровскому. Икона Божией Матери «Умиление» была его келейным образом. Преподобный старец чтил его, и все время молился перед ним. Интересно, что на иконах старец изображается, во время своего стояния на камне, именно перед образом Богородицы «Умиление».

И смерть свою встретил батюшка Серафим коленопреклоненно перед этим святым ликом. Царь Николай II презентовал образу облачение из драгоценных камней и жемчуга. В начале XX века безбожные власти закрыли Дивеевскую обитель, в которой, после смерти Преподобного старца, находилась икона. Но благочестивые христиане сумели сохранить образ. Сейчас святой лик располагается в храме патриаршей резиденции, в Чистом переулке, в Москве.

Ранее она была передана Святейшему Патриарху Алексию II. И он благоговейно поместил ее в резиденции. Каждый год, на праздник Похвалы Божьей Матери, крестным ходом образ переносят в Елоховский Богоявленский собор, где совершается патриаршее Богослужение. Существует еще один тип иконы Богородицы «Умиление», значение которого заключается в большой Материнской любви и смирении перед грядущими страданиями. Богородица изображена с Богомладенцем на руках.

Спаситель Христос прижимается щекой к Своей Пречистой Матери, на лице которой видна скорбь. На обратной стороне образа мы видим Престол и Крест как символы предстоящих страданий.

Икона Божией Матери «Умиление». В чем помогает

С давних времен к чудотворным ликам стекалось множество народа. Все стремились испросить у Господа, Божией Матери и святых угодников Божиих исцеления недугов душевных и телесных. Молили святых о разрешении трудных жизненных ситуаций. Еще при жизни святого преподобного старца Серафима Богородица посылала людям исцеление от своего чудотворного образа.

По молитвам батюшки, приходящие к нему получали избавление от болезней. Старец помазывал верующих маслицем от лампадки, горящей перед святой иконой Божией Матери. И Она даровала просимое.

В чем помогает икона Пресвятой Богородицы «Умиление»? Царица Небесная открыта ко всем, кто с верой приходит к ее образу. Женщинам помогает испытать счастье материнства, девушкам – найти хорошего мужа.

Унывающим и отчаявшимся – обрести душевный покой.

Значение иконы «Умиление»

Значение иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» заключается в том, что матерь Божия, как любящая мать, помогает абсолютно всем, кто в ней нуждается. Независимо от религии и цвета кожи. Она в любви к роду человеческому и в смирении сердца, молит Своего Сына Иисуса Христа о прощении прегрешений всех, кто приходит к ее образу.

А также об умилении и умягчении ожесточенных грехами сердец. Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы. Что она означает? В мире существует очень много различных Ликов Пресвятой Богородицы. Самое главное – помнить то, что Сама Царица Небесная одна. А помощь исходит не от иконы, а от Пречистой Матери Божией.

Сама Она, как и все другие люди, жила на земле и познала радость Материнства. Ей пришлось пережить распятие и смерть Ее Пречистого Сына. Сложно представить, какие переживания бушевали в ее душе.

Поэтому женщины со всего мира прибегают в молитве к Божией Матери перед ее образом «Умиление».

Просят о помощи детям, о мире в семье и даровании терпения и смирения.

Рукописную икону, написанную на дереве, можно приобрести в интернет-магазине мастерской «Перед иконой» (http://pered-ikonoi.ru/). Заказанный образ доставят бесплатно в любую точку России. Православные христиане с особой любовью и благоговением относятся к Матери Божией. Почитают Ее святые образа.

Молитвенно выражают свою любовь и почтение к Той, через Которую в мир пришел Спаситель наш Христос. Часто встречается неверное отношение к иконам в целом. Многие ищут в них магического значения. Считают, что перед тем или иным образом необходимо молиться о помощи в определенных проблемах. Но это неправильный подход. Ведь Богородица одна.

Свои молитвы мы обращаем именно к Ней. Такое отношение возникло из того, что с давних времен нам известны события, которые неразрывно связаны с чудесными явлениями различных образов Царицы Небесной.

Через них были явлены чудеса, исцеления многих болезней, решения жизненных трудностей и неразрешимых задач.

Поэтому, благочестивый народ молится в похожих ситуациях Богородице перед определенными иконами.

Каждый православный христианин стремится исполнять заповеди Божии. Через их соблюдение открывается внутренний мир. Человек сопоставляет свои поступки, действия с тем, что говорит Евангелие. Молится, старается умом вникать в каждое прочитанное слово, отсекая ненужные мысли.
Быть христианином – это тяжелый труд. Но, через него мы становимся ближе к Богу. Меняем свою жизнь и стремимся к главной цели – спасению нашей души.

___ Иконописная мастерская «Перед иконой» Иконы ручной работы на заказ. Бесплатная доставка по России. Звоните мы вам всегда рады.

E-mail:. [email protected]

Звоните мы вам рады 8(965)404-84-50 Пон. — Воскр. с 9 до 21

Источник: http://pered-ikonoi.ru/item/ikona-umilenie

Какие бывают типы икон Богородицы?


12.03.2018

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу. К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу — Его Мать.


Автомобильная икона двухсторонняя Богородица и Ангел Хранитель

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской. 

Ю. П. Понтюхин. «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский»

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860. Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано.

Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.

В.Л.Боровиковский. «Евангелист Лука»

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм.

Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы.

Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери, почитается до сих пор.

Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).

Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).

Боголюбская икона Божьей Матери начало 18 века

Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Икона Казанской Божьей Матери 19 в.

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).

Икона Божией Матери «Знамение» 18 в.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена». В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.

Икона «Нерушимая Стена»

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки

Икона Божией Матери «Знамение» серебро с эмалью

Из икон этого типа самыми известными являются Курская Коренная, Знамение Новгородская, Неупиваемая Чаша.

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке. 

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению.

Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин.

14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.

Икона Божией Матери Одигитрия (Смоленская) 17 в.

Из икон этого типа наиболее известны: Казанская, Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Страстна́я.

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.

Икона Божией Матери «Умиление» 17 в.

Среди самых известных можно выделить Владимирскую, Донскую, Феодоровскую, Взыскание Погибших, Корсунскую и др.

«Панахранта» («Всенепорочная»), «Всемилостивая»

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Икона Божией Матери с Младенцем на Престоле 16 в.

Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и Всецарица.

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос ), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») — это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.

Икона Божией Матери Боголюбская посеребренный оклад

Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку — иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).

Икона-складень тройной 

У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница».

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности.

По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки.

Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

Источник: https://www.sofija.ru/blog/kakie-byvayut-tipy-ikon-bogoroditsy/

Божья Матерь Елеуса, или Умиление


Подробности Super User Категория: Приобрести икону : 29 Июнь 2019 273

http://mirikon.org/ikonografiya/bozhya_mater/eleusa/

Образы Божьей Матери, держащей на руках младенца Христа и прижимающейся к нему щекой, относятся к иконографии елеуса, известной и почитаемой на Руси и во всех православных странах.

В переводе с греческого языка елеуса означает «сочувствие», «сострадание», «умиление». Однако более точно смысл и содержание этой иконы передает второе греческое название — «гликофилуса», что переводится как «сладко любящая».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Откуда произошло слово Библия

Символ божественной любви, елеуса входит в число наиболее лирических тем православной иконописи.

 Донская икона Божьей Матери Умиление

Донская икона Божией Матери

Иконография елеуса распространена не менее чем одигитрия или оранта. К этому типу относятся иконы Владимирской, Феодоровской, Игоревской, Корсунской, Донской Божьей Матери, образ Взыскание погибших и другие. В рамках композиции каждая елеуса обладает своими особыми стилистическими чертами.

Наиболее распространены иконы в огрудном и поясном исполнении, однако известны изображения стоящей Богородицы, в рост, и восседающей на престоле. Общее, что объединяет их все — это взаимное положение Матери и Младенца, которые прижимаются друг к другу щеками.

Разновидностью елиусы считается композиция Взыграние младенца, которая отличается тем, что Христос касается лика Матери вскинутой ручкой. Наиболее известным примером такого типа является Яхромская икона.

Как и любое изображение Богородицы с Сыном, елиуса христоцентрична. Любовь между Богом-Сыном и Матерью, которая олицетворяет весь человеческий род, выражает любовь Бога к людям и именно в этой аллюзии заключается символическое и литургическое значение иконы.

Исторически композиция елеусы сложилась в Византии в XI веке на основе иконографического типа одигитрия. Первой среди дошедших до наших дней считается чудотворный образ «Сладкое лобзание» (Гликофилуса), который находится в Филофеевском монастыре на Афоне и, по преданию, входит в число 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

Владимирская икона Божьей Матери Умиление

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

Распространение иконографии елиусы на Руси связано с чудотворной иконой Божьей матери Владимирской, почитаемой одной из ключевых православных святынь. Согласно легенде, оригинал иконы был также написан евангелистом Лукой, который исполнил ее на доске стола, за которым когда-то происходила трапеза Иосифа и Марии.

В начале XII столетия образ был передан в дар Юрию Долгорукому от византийского патриарха Луки Хризоверха и перевезен в Вышгород, а затем во Владимир, где начали происходить первые чудеса. После перенесения в Москву, состоявшемся в 1395 году, икона не раз становилась свидетельством Божьего промысла.

Именно с ней, по преданию, связано избавление от войск Тамерлана, победа над ханом Ахматом и крымским завоевателем ханом Махмет-Гиреем.

Владимирская икона представляет каноническую трактовку иконографии елиуса, ставшую образцом для множества списков и подражаний. Приснодева, облаченная в синий, расшитый золотом мафорий, изображена сидящей, по пояс, на золотом фоне. Голова Марии наклонена вправо, а на руках расположен младенец, прижимающийся к ней щекой. Интересно изображение Христа, ножка которого согнута так, что видна подошва ступни, что не встречается на других иконах.

Композиция елеусы снискала распространение не только в православной иконописи, но и в католической культуре. Образ Марии с Сыном, прижавшимся к ней щекой, встречается на картинах и фресках многих известных художников, включая знаменитые «Мадонны» Рафаэля и Боттичелли.

http://ohristianstve.ru/ikony-i-svyatye/ikonикона Божьей Материa-bozhiej-materi-umilenie-o-chem-molyatsya.html

Новгородская икона Божьей Матери Умиление

Новгородская икона Божьей Матери Умиление

Псково-Печерская  икона Божьей Матери Умиление

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

 Феодоровская икона Божьей Матери Умиление

Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также. (Икона Божией Матери «Взыграние»)

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление

 

Икона «Невеста Неневестная»

Серафимово Умиление — одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами  —  кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава — в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения.

Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся!..». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа», — эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события.

Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Чудотворения Иконы Божьей Матери Умиление

Беря свое начало из рук преп. Серафима этот образ вот уже несколько веков радует нас своей помощью. Чудотворения продолжаются и сегодня. Известна современная икона Божией Матери «Серафимово Умиление», названная Локотской, по месту обретения в п. Локоть, Брянской области.

Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Есть многочисленные свидетельства, что перед образом исцеляются телесные и душевные болезни. Появилась она тоже чудесно. Одна женщина увидела на прилавке в магазине бумажный календарь Богородицы, лежащий в небрежении.

Оказалось, что календарь просрочен и продаже не подлежит. Опасаясь за судьбу, которой может подвергнуться святой Лик, женщина взяла образ домой. Со временем он начал мироточить, потом произошли чудеса и исцеления. Следом, в доме женщины замироточили все иконы. На бумажной иконе «Умиление» образовался еще один Лик, с другой стороны.

Икону можно найти и сегодня. Ее хранительница, Наталья Шишкова, уже более 10 лет принимает у себя паломников.

По ее словам, молитва перед иконой Божией Матери Умиление помогает исцелять тяжелые болезни и справляться с жизненными трудностями.

Икона Божьей Матери Умиление: в чем помогает и о чем молятся верующие?

Серафимово Умиление  – воплощение чистоты и сдержанной радости. Один из наиболее возвышенных образов Богородицы. В народе икона почитается верной помощницей в выборе достойного жениха и учительницей целомудрия для девиц. Считается, что икона Божией Матери Умиление помогает юным девушкам в выборе своего пути, о чем они молятся перед ней, а также о хорошем браке, зачатии, благополучных родах. Можно просить о даровании благородного нрава и чистой жизни для неокрепших девических сердец.

Икона непростая. Первообраз оказался у Серафима Саровского: как, когда, откуда эта икона – мы ничего не знаем. Известно лишь, что преподобный всегда горячо молился перед ней, благословлял ею своих духовных детей, перед этой иконой происходили чудеса и исцеления. И как кульминация, после молитвенного стояния перед ней на камне в течение 300 дней, батюшка Серафим предал свою душу Богу.

День празднования 28 июля/10 августа.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся причастия святаго Тела Его и пречистыя Кровей Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.

И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Мы видим, что икона Умиление Божией Матери не утратила свое значение до сих пор. И, наверное, вряд ли утратит. О чем молятся перед ней? Кто нам так поможет, кто нас так утешит, как не Царица Небесная? С материнской нежностью до последнего нашего дня будет она заботиться обо всех, кто ее помощь не отвергает. Будем молиться ей о благоразумии, высокой нравственности. Пусть не оставит она нас в испытаниях и пусть не забудем мы о Ней в благоденствии.

Источник: http://devotion.1gb.ru/index.php/getting/539-bozhya-mater-eleusa-ili-umilenie

Икона «Умиление»: значение, в чем помогает, молитва

В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу иконописи, так называемому Елеуса, где Сын Божий сидит на руках у Матери и припадает к Ней щекой. Поэтому на иконе «Умиления» Богородица, как правило, представляется в данном типе, запечатленная по пояс, с Младенцем, на которого она глядит нежно, с умилением.

Дата празднования:

История иконы

Известно, что Псково-Печерская икона «Умиление» или как ее к тому же называют Владимирская (одноименное название), представлена как список знаменитой чудотворной иконы «Владимирская», что была доставлена из Киева князем Андреем Боголюбским в далекие годы XII века. В Москву, а именно в Успенский собор, святыня прибыла уже после середины 1395 года.

В дальнейшем икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская чудом пережила блокаду города Пскова великим князем литовским Стефаном Баторием в 1581 году, а после и в 1812 году сыграла немалое значение в сражении с Наполеоном Бонапартом. Согласно истории, Богородица не раз спасалась от уничтожения, а люди благодаря ей излечивались от тяжелых болезней.

Так был случай, когда после длительных молитв иконе «Умиление», невидящая вдова вновь увидела мир вокруг, и такие чудеса были не редкостью.

Локотская икона «Умиление» (Серафимо-Дивеевская)

В противовес Владимирской святыне, Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери обладает рядом отличительных черт, что выделяют ее среди остальных, поскольку она не принадлежит к типу «Елеуса». К числу ее отличий относится то, что на иконе «Умиление» Локотской Богоматерь изображается одна.

Руки Богородицы скрещены в районе груди, а лик Святой выражает сильные и светлые чувства. На иконе «Умиления» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Дева Мария запечатлена в период самого счастливого момента, когда архангел Гавриил повествует о предстоящем рождении Спасителя.

Ее взгляд наполнен добротой, здравомыслием, спокойствием и любовью в трепетном ожидании своего чада.

Изначально икона Божией Матери «Умиление» была исполнена на холсте, прикрепленном к кипарисовой доске. Уже после Всероссийский император Николай II даровал святыне драгоценный оклад. В 1991 году образ Святой был представлен Патриарху Алексею II в московскую патриаршею церковь, откуда ее из года в год перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. Со временем с оригинального образа начали возникать копии, однако и они славятся своими не меньшими способностями, чем подлинник.

Новгородская и Смоленская иконы

Уже около 700 лет жители городка на северо-западе России чтят икону «Умиление» Новгородскую. Святыня знаменита своей чудотворной силой, которую испытали молившиеся пред ней. Она оберегала народ от разорения, пожаров и войн, даровала нуждающимся физическое и душевное исцеление.

Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская в свою очередь также прославилась защитой местных жителей: во время нападения польских войск на горожан в начале XVII века. Богородица на ней изображена вместе с Сыном и данный образ приобрел популярность еще с 1103 года.

В чем помогает икона «умиление»

Как уже упоминалось ранее, святыня Богородицы очень важна для верующих. Так лик Девы Марии помогает при затруднительных жизненных обстоятельствах, болезнях, придавая сил молящимся. Особенно чудотворная икона «Умиления» покровительствует слабому полу, благоприятствуя сохранению чистоты и целомудренности, а также поддерживает в значимые моменты в жизни каждой представительницы женской половины: брак, семья, зачатие, рождение ребенка.

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-umilenie/

Икона Божией Матери Умиление

Празднование: 10 августа

О чем молятся перед иконой Божьей Матери «Умиление»
История образа иконы «Умиление»
Акафист Пресвятой Богородице пред ее иконой Умиление
Молитвы Богородице перед ее иконой Умиление
Величание

О чем молятся пресвятой богородице перед иконой «умиление»

В народе образ Богородицы «Умиление» считается «женским», но к этой иконе также могут обращаться и те мужчины, кому необходимо выстроить взаимопонимание со своей матерью или супругой.

Наличие дома иконы «Умиление» и молитвы перед нею могут помочь вашим дочерям сохранить внутреннюю чистоту и отвратить их от нечистых соблазнов.

Молитвы Божией Матери перед Ее образом «Умиление» часто помогают в зачатии ребенка и при родах.

Потом, при достижении ребенка подросткового возраста, становятся весомой помощью для того, чтобы преодолеть переходный период.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

История образа богородицы «умиление»

Считается, что икона Божией Матери «Умиление» начала свою жизнь во второй половине XVIII века.

Икону Богородицы «Умиление» еще называют «Радуйся, Невесто Неневестная». На этом образе мы видим Деву Марию еще до рождения нашего Спасителя, но уже после того , как Архангел Гавриил сообщил Ей о великой чести — о том, что она скоро будет Матерью.

Икона Божией Матери Умиление очень прочно связана с преподобным Серафимом Саровским. По описаниям, всю его жизнь  Святая Мария покровительствовала великому русскому святому. Она не единожды приходила к нему на помощь, помогала ему во многих праведных делах, даже исцеляла отца Серафима от смертельных болезней.

У преподобного батюшки была не одна икона Божией Матери. Но икона «Умиление», которую сам святой именовал еще «Радость всех радостей», была одна из самых почитаемых.

В «Житии преподобного Серафима» об этом написано так:

«С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку.

При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившимся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей».

У себя в келье преподобного Серафима и нашли в день его преставления 2/15 января 1833 года, как он сам и пророчествовал- среди тлеющих вещей, в молитвенном положении перед иконой Богоматери «Умиление».    Руки его были скрещены точно также, как и у Богородицы на этом образе.

Император Николай II почитал святого и знал также о том, что «Умиление» была одной из самых любимых икон Серафима Саровского.  Поэтому вскоре, после его прославления в лике святых, царь в память о нем, подарил драгоценную ризу для этой иконы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как научиться любить своего ребенка

После революции, в 1927 году монастырь в Дивеево закрыли, а находившуюся в нем любимую икону преподобного Серафима Саровского «Умиление» верующие христиане смогли укрыть от властей.

Целые десятилетия этот образ был надежно спрятан от скверны и только через шестьдесят лет, в 1991 году святая икона была передана патриарху Алексию II и в настоящее время она находится в резиденции патриарха.

Ежегодно, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» выставляется для поклонения в Патриаршием Богоявленском соборе.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕО

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/ikona-bozhiej-materi-umilenie/

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление»

На святыне изображена Преподобная Дева Мария, испытывающая счастливейшие моменты в своей жизни. Встреча с архангелом Гавриилом позади, и она знает, что скоро родит младенца Иисуса. Икона умиление Пресвятой Богородицы отличается торжественными чертами лика и одухотворенным образом. Защитница изображается со скрещенными руками, собранными в богоугодном жесте, голова несколько наклонена, а глаза слегка прикрыты веками.

Облик Божией Матери говорит об ее мягком сердце, целомудрии и смиренном поведении.

История образа Пресвятой Богородицы «Умиление»

Первоначально святыня выполнялась на холсте, укрепленном на кипарисовой доске. Этот образ особо почитал монах Серафим Саровский, который умел видеть душу всякого человека и просить исцеления для каждого. Он молился перед этим ликом чаще всего, с возведенными к небесам руками. Святой прожил долгую жизнь и закончил свой земной путь в молитве перед изображением Защитницы. Серафим завещал этот лик Дивеевскому храму, располагающемуся недалеко от его скита.

Интересно! Лампадное масло, горящее возле облика Девы Марии, приобретало целебные свойства. Святой Серафим часто использовал это божественное средство, чтобы избавить многих несчастных от различных хворей.

Патриарх московский Алексей II получил «Умиление» в 1991 г. Святой образ Богородицы поместили в патриаршем монастыре. Каждый год лик выносят для поклонения в Богоявленный собор, вмещающий большое количество верующих.

Этот день считается праздничным: священнослужители облачаются в соответствующую одежду и несут торжественную службу. В дни 22 декабря, 1 августа и 10 августа в монастырях нужно ставить свечи перед Девой Марией с просьбой о здоровье близких, а также петь акафист (хвалебный хор). Икона Божией матери «Умиление» призвана вселять кротость и духовное смирение всем прихожанам.

«УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ

Разновидности Святого образа

Существует большой ряд икон, объединенных под общим наименованием «Умиление». Божия Матерь чаще всего изображается в этой манере.

В традиционном варианте «Умиление» показывает Преподобную Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, они прижимаются щеками. Символ объясняет неразлучную, бескрайнюю любовь и отсутствие всякого расстояния между Творцом, Его Сыном и Его Матерью.

К прославленным разновидностям «Умиления» относятся:

  • Новгородская. Производство датируется концом XII века, располагается в Успенском соборе. Матерь и Христос, изображенный в типичной для Путеводительницы (Одигитрии) позе, прижимаются щеками. В правой руке младенца свиток, а левой он слагает жест благословения.
  • Псково-Печерская является копией Владимирской иконы, была сотворена в 1521 г. служителем Арсением. Лик прославлен большим количеством чудодейственных свойств.
  • Феодоровская. Почитаемый образ, который хранится в Богоявленском соборе. Этот лик считается святыней дома Романовых, потому что в начале XVII в. он призвал на царствование Михаила Федоровича, основателя династии.
  • Донская. Двусторонняя икона, на обратной сторон располагается Успение Богородицы — праздник, вспоминающий смерть Божией Матери. Именно она была преподнесена Дмитрию Донскому накануне Куликового сражения.

О праздниках в честь Божьей Матери:

  • Благовещение
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Покров

В иконографическом искусстве имеются и другие, менее известные образы, относящиеся к типу «Умиление» (Елеусы).

Феодоровская икона «Умиление»

Серафимо-дивеевская икона

Монах Саровский называл этот образ «Радость всех Радостей», потому что она приносила исцеления больному народу. Дева Мария неоднократно представала перед глазами святого, вылечив и его от смертельного недуга. Оригинал изображения сохранен до настоящего момента, размещен в церкви Владимирской иконы.

Черты образа Богородицы ясно отражают ее эмоции в этот момент: она с бесконечным терпением и благодарностью ждет пришествия Сына Господа. Очи Матери смиренно опущены, руки сложены крестом на груди и символизируют тайну жертвенности Сына. Иконописец украсил лик немногими, но выразительными штрихами, что позволяет увидеть суть волнительного и торжественного момента после Благовещения.

На заметку! Вокруг венца начертано великое словосочетание: «Радуйся, Невеста Неневестная». Это значит, что человечество созрело для пришествия своего Спасителя.

Значение и помощь святого изображения

Икона, по большей части, считается покровительницей женской половины человечества.

  • Девушки молятся о сохранении своего сердца в нравственной чистоте и невинности.
  • Образ предназначен для улучшения житейских дел.
  • Богородица вселяет уверенность и силы в преодолении всяческих мирских трудностей.

Дева Мария излучает божественное смирение и неугасимую любовь, а ее радостное лицо унимает сознание, переполненное эгоистичной злобой, при одном взгляде. Богородица своим примером учит перебарывать отчаяние и смиренно возносить крест на свои плечи. Искренняя вера в святость изображения приносит облегчение и действительно выручает нуждающихся.

  1. Икона Божией Матери «Умиление» помогает больным людям избавиться от напастей и патологий.
  2. Дева Мария усмиряет душевный гнев, развевает ненавистные мысли и уменьшает распространение психических расстройств.
  3. Защитница имеет силу повлиять на зачатие девушек, которые долгое время не могли забеременеть.
  4. Моление возвращает радость жизни, совершенно прогоняя депрессивное состояние разума.
  5. Народные поверья приписывают лику покровительство над достойным и удачным замужеством.

Серафимово Умиление воплощает искреннюю чистоту и сдержанную радость. Этот образ Богородицы считается самым возвышенным и таинственным, потому что нет конкретной информации об его появлении.

На заметку! Через некоторое время после создания эта святыня являлась предметом смиренного и честного копирования. Списки этого изображения, как и оригинал, совершали чудеса в христианских кругах.Икона «Умиление»

Чудесные свершения иконы

Пред глазами верующих происходило много божественных свершений, доказывающих необычайную силу святого лика. Православное христианство придает колоссальное значение иконе Божьей Матери «Умиление», снижающей негативное воздействие судьбоносных потрясений.

  • Как утверждает летопись, в Новгороде в 1337 г. ходил безжалостный мор, забирающий огромное число жертв. Отчаявшиеся православные люди, собравшись вместе, свершили ход в Троицкий собор, где горько взывали к изображению Девы Марии. Священнослужители читали молебны о спасении несчастных. Через несколько дней сильнейшая зараза отступила, а в благодарность за искупление верующие вознамерились ежегодно проделывать крестный ход к изображению.
  • В июле того же года икона «Умиление» мироточила, а холст парил в воздухе, удерживаясь в пространстве непреодолимой силой. Собравшееся духовенство расценило этот случай как призыв к своевременным служениям.
  • В доме четы из Брянской области хранится святыня, которая избавила приезжую женщину от онкологического образования. В день операции УЗИ не показало никаких злокачественных изменений в клетках пациентки. Исцеление удивительным образом свершилось после искреннего требования помощи у Защитницы.
  • Удивительна история современной иконы Богородицы «Серафимово Умиление». Одна женщина увидела в церковной лавке изображение Матери Божьей на просроченном и не подлежащем продаже календаре и забрала его в собственный дом с чувством глубочайшей заботы. Спустя время святой лик начал мироточить, а вместе с ним и все другие иконографии в жилище. На обратной стороне образовался еще один облик. Отныне женщина принимает у себя верующих паломников.

Еще о чудесных явлениях:

Места нахождения святыни

Оригинал, преподнесенный Николаем II, располагается в соборе Серафима Саровского, в Голицыно. Этот образ написали в XIX веке. Свыше 40 лет он находился в жилище иконописца, создававшего его. Облик Богородицы был передан в монастырь при первой вести о начале постройки.

Один из самых почитаемых образов Девы Марии хранится в Троицком монастыре. Значение иконы Божией Матери «Умиление» тяжело переоценить для русского народа. Святыня, прославившаяся колоссальным количеством чудес, написана монахинями этого монастыря в конце XX в. Каждое воскресеньям перед святыней проводят церковные песнопения.

Гимны в честь Защитницы

В церковной практике известно достаточное число молитв, посвященных Богородице. Православные христиане восхваляют Пресвятую Матерь, именуют ее Великой Заступницей и Славой нашей родины. Люди, стоящие перед ликом иконы «Умиление», молятся о том, чтобы спасти себя и близких от нашествия злых сил, врагов народа, землетрясений и многих подобных бедствий.

Совет! Любая молитва, произнесенная с чистой совестью, дает великие шансы на исполнение благочестивых желаний.

В акафистах Богородице содержится хвалебная тематика, освещающая некоторые исторические факты прославления святого лика. В хорах излагают разнообразные просьбы по защите грешного людского рода. Конец акафиста ознаменовывается коленопреклонным прошением во имя здравия всего человечества.

Важно! Православный мир знает много икон из разновидности «Умиление». Каждая из них способна оказывать чудодейственное воздействие на окружающие объекты и самого просящего. Пресвятой Матери молятся в любых несчастиях и терзаниях. Она смиренно слушает приходящих и неизменно приносит благо истинным христианам.

Посмотрите видео об иконе Богтматери

Июн 4, 2019 23:03 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-umilenie.html

Иконы пресвятой Богородицы — типы икон и их значения

Пресвятая Дева Мария – Матерь Господа нашего Иисуса Христа – была прекраснее всех земных женщин и телом, и душой. Церковный писатель Никифор Каллист писал о Ней: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего.

Волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные.

Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души».

При жизни облик Божией Матери был запечатлен апостолом Лукой – художником, евангелистом и врачом, обращавшимся к этой теме неоднократно и изобразившим Деву Марию более семидесяти раз.

В первые века Новой эры живописцы чаще всего использовали для работы технику энкаустики, распространенную со времен античности: пигменты смешивались с воском и разогревались на жаровне, мастер писал горячими красками, которые позволяли достичь реалистического эффекта в изображении. Интенсивные и яркие цвета напоминали современную живопись маслом. Древнейшие известные иконы VI-VII вв.

, созданные в этой технике, отличает хорошая сохранность. Вероятно, первые портреты Богородицы, написанные при Ее земной жизни св. Лукой, были также исполнены в этой технике, а позднее повторены темперной живописью на досках и в других материалах, расходясь в разных «списках» по всему миру.

Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности, в римских катакомбах – подземных некрополях.

Облик Оранты

«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В катакомбах св. Агнии присутствует подобное изображение IV в. В древности в виде Оранты изображали также аллегорию Церкви, то есть собирательный образ христианской святости.

Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира – ризой (мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме. Главной иконой св. ротонды была Богоматерь Оранта.

Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой мафорий в знак заступничества. Чудо Покрова было явлено в 910 г. во время осады Константинополя арабами. Праздник Покрова Божией Матери был учрежден не в Византии, а на Руси в XII веке. Он отмечается 14 октября по новому стилю.

Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим.

В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной».

Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим чтимым образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение».

Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.

 

Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»

Чудотворная икона Божьей Матери «Казанская» относится по иконописному типу к Одигитрии-Путеводительнице. Во все века русской истории перед ней молили Богоматерь о защите родной земли, о помощи в указании верного пути при принятии сложных решений. На оборотной стороне иконы — молитва Богородице «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего».

Образ Одигитрии

«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни – в этом смысле Она и является Путеводительницей.

Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Одигитрия восходит к иконам евангелиста Луки, который по преданию написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский.

Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии с фронтальными изображениями Христа и Богоматери из монастыря Одигон, присланный из Иерусалима Евдокией – супругой императора Феодосия II − его сестре Пульхерии.

Монастырь получил свое название, благодаря чудотворному источнику, исцеляющему слепоту («Одигон» в переводе с греческого означает «поводырь»). Не удивительно поэтому, что главной святыней этого монастыря была икона Богоматери Путеводительницы.

На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.

Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владимира Великого – Анной – и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме.

Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни апостолов Спасителя. Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.

Икона Богоматери Умиления Пресвятая Дева

На иконе Богоматери Умиления Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей».

Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах св.

Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).

Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями.

Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в подарок при Рождестве. Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью».

Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.

Многие христиане интересуются, перед какой иконой лучше молиться в определенных нуждах. Традиция молитвенного обращения в разных случаях, безусловно, существует. Например, перед Казанской молятся об исцелении от болезни очей, перед Тихвинской – о здоровье младенцев, Феодоровской – в трудных родах, Смоленской – в путешествии.

К Владимирской Божией Матери прибегают с просьбой избавить от насилия и междоусобной брани. При этом христианин должен понимать, что через какую бы икону он не обращался к Пречистой Деве с умилением сердца и искренним доверием, он будет услышан. На бесчисленных богородичных иконах изображена Одна и Та же Богородица.

Ее бесконечная милость к грешникам и непостижимая святость всем известны. Она покровительствует законному супружеству, матерям и их чадам, охраняет наших детей во всякое время и, особенно, в трудный период их личностного становления.

Пресвятая Дева поможет монахам и воинам, начальникам, сильным мира сего и тем, которых не принимает окружающее их общество. 

Пасхальное яйцо «Благовещение», с образом Пресвятой Богородицы «Знамение»

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» относится к числу самых первых иконописных образов Богородицы. Пресвятая Дева представлена в жесте заступнической молитвы с изображением перед ней Божественного младенца. Оборотная сторона изделия посвящена одному из двунадесятых праздников Русской Церкви – Благовещению. Событию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.

Источник: https://www.vmikhailov.com/ru/lp/presvayataya-bogorodiza-tipi-ikon

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет первой Библии
Умиление, икона Божией Матери. Келейный образ прп. Серафима Саровского

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление»

Празднование 19 июля, 28 июля.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года.

После смерти преподобного Серафима Саровского настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Серафимо-Дивеевского монастыря, она находилась в Троицком соборе обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена государем Николаем II при прославлении преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга.

В 1903 г. икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году игумения Александра была арестована и отправлена в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то в сане иеромонаха служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням преподобного Серафима. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — Серафимо-Дивеевская икона выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление». Список написанный дивеевскими сестрами (нач. XX в.). Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.

Иконография

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.

С иконы было сделано множество списков.

Использованные материалы

  • Статья на сайте Нижегородской митрополии
    • http://www.nne.ru/news.php?id=810

Источник: https://drevo-info.ru/articles/21997.html

Икона Божией Матери «Знамение»

Для любого христианина Божия Матерь являет собой образ совершеннейшего милосердия, понимания и любви. В любой беде и напасти Она всегда выслушает и поможет, не оставит взывающего без ответа. Она воплощает собой идеальный образ Матери, любовь к Которой не исчерпать. Поэтому неслучайно в России, как и по всему миру, так распространены Ее образа. Они имеют разные названия, у каждого — свои особенности, но все они отражают красоту и величие Богородицы.

Разные грани образа Богородицы

Облик Богородицы мы знаем как по древнейшим изображениям, первые из которых приписываются евангелисту Луке, так и по описаниям церковных историков. Мы видим Ее в определенной одежде: алом мафории с тремя расшитыми звездами на голове и плечах — наряде замужней женщины, покрывающем с головы до пят, и длинном, обычно синем, платье.

Один из самых распространенных типов изображения Богоматери, особенно в Византии и в России, получил название «Одигитрия». На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, а правой указывает на Христа, как бы показывая верующим на верный Путь и Истину.

Именно Божия Матерь ходатайствует за нас перед Господом, Она сохраняет нас на пути к Нему: все это подтверждает название подобных икон — «Одигитрия» с греческого переводится как «Путеводительница».

К наиболее известным вариантам «Одигитрии» относятся: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Иерусалимская, «Троеручица», Страстная, Грузинская, Кипрская, «Споручница грешных».

Второй тип Богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца, прильнувших друг ко другу ликами.

Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

К иконам типа «Умиление» относятся: Владимирская, Ярославская, Донская, Феодоровская, «Взыскание погибших», Почаевская, Волоколамская и т. д.

Также выделяют еще один тип икон Богородицы: «Панахранта», что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Из икон этого типа в России наиболее известны «Державная» и «Всецарица».

И, наконец, еще один тип икон, изображающий Богоматерь с воздетыми в молении руками и без Младенца Христа, именуется «Орантой» (с греч. «Молящаяся») или «Панагией» (с греч. «Всесвятая»). В России этот образ известен нам под названием «Знамение», то есть знака милости Богородицы. На иконах этого типа Дева Мария изображается в анфас, обычно по пояс, с молитвенно поднятыми руками на уровне головы. На Ее груди, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

От прочих иконографических типов изображения Богородицы «Оранту» отличает величественность и монументальность. Ее поза статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик. Этот образ входит в состав многих композиций, в частности, в изображение праздников Вознесения и Покрова. Это символ Церкви, неустанно подвизающийся в молитвенном служении о спасении верующих.

Новгородская святыня

Изображения Богоматери, сходные с иконой «Знамение», встречаются еще на заре христианской эры.

К наиболее ранним относится изображение Богородицы из усыпальницы святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным Младенцем на коленях и распростертыми в молитве руками.

Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопея», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Икона Божией Матери, известная под именем «Знамение», появилась на Руси в XI–XII веках после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Но в летописях того времени она обозначалась без конкретного названия, а просто как икона Святой Богородицы. И лишь в конце XV века в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям применяется название «Знамение», т. е. оно становится наименованием иконографического типа.

XI–XII века для Русской земли — это время постоянных междоусобных войн. Святой благоверный Андрей Боголюбский, владимиро-суздальский князь, в союзе с половецкими, муромскими, черниговскими и другими князьями, дабы укрепить свою власть, решил взять штурмом Великий Новгород.

С этой целью к воротам города он послал своего сына Мстислава с огромным ополчением, который осадил город, потребовав его скорейшей сдачи. Силы были не на стороне новгородцев, и после бесплотных переговоров началось сражение.

Осажденные, видя несокрушимую силу противника и изнемогая в неравной борьбе, уповали лишь на Божию милость и заступничество Пресвятой Богородицы.

По преданию, храмы не закрывались ни днем, ни ночью, и «пение церковное сливалось с плачем молящихся».

Архиепископ Новгородский Илия с тех пор, как к городу подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города.

В третью ночь святитель услышал в алтаре собора дивный голос, который повелел ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Чудное спокойствие пролилось тогда на святителя.

Наутро архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь, чтобы принести оттуда икону Богоматери, а сам в соборе пел молебную песнь. Но, несмотря на все усилия, посланцы не смогли сдвинуть икону с ее места. Тогда сам святитель во главе крестного хода пошел в церковь Спаса. Там он упал на колени перед иконой и обратился к Пресвятой со слезной молитвой.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу.

Святитель принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточенная битва.

Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Икона повернулась ликом к городу, источая из глаз слезы. Осажденные восприняли случившееся как знак того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города.

После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. В испуге полки стали поспешно отходить от города.

Ободренные Господом новгородцы устремились в бой и полностью отразили суздальские полки, многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение.

Они гибли от голода и болезней и, как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступничества, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие, — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник перенесли на 27 ноября. И доныне его празднует вся Русская Церковь 27 ноября по ст. стилю, то есть 10 декабря по новому.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену, ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают Ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Они грабили дома, в церквах иконы подвергали поруганию, священную утварь уносили. Когда враг ринулся в Знаменскую церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, невидимая сила откинула неприятеля назад. После того как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма и вскоре покинули Новгород.

После Октябрьской революции 1917 года икона хранилась в Новгородском музее, в настоящее же время, после возвращения иконы в 1991 году Церкви, она находится в новгородском Софийском соборе. Икона имеет сравнительно небольшой размер: 59 х 52,7 см. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. Над левым оком Богоматери просматривается след от стрелы, оставленный суздальскими воинами.

Были написаны многочисленные списки с иконы «Знамения», которые известны по всей России, многие из которых просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы «Знамения» относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

В православном храме икону Божьей Матери «Знамение» традиционно помещают в верхней части алтаря.

Слаб немощный человек и грешен. Господь, учитывая человеческую природу, не оставляет его и для спасения его обращается к человеку через знамения. И если мы будем помнить о них, несмотря на то что сами при них не присутствовали, это послужит нам в укреплении в деле веры и спасения. И пусть через этот образ на нас будет литься свет и милость Пресвятой Богородицы.

Юлия Ульянова

Источник: http://trsobor.ru/ikona-bozhiej-materi-znamenie/

Икона Божией Матери Умиление: о чем молятся?

Речь в статье пойдет об иконе Божией Матери Умиление, о чем молятся перед ней верующие и какое уникальное значение для всего мира она имеет. На ней изображена Дева сразу после Благой Вести, когда архангел Гавриил явился к ней и сообщил, что она станет Матерью Бога. Этот момент запечатлел начало Боговоплощения, отсюда начинается исполнение обещания о спасении всего человечества. Господь уже пришел на землю, чтобы явить свою любовь и искупить грехи мира.

«Умиление» – не просто икона, это свидетельство. О вечной жизни, о всепрощении. Образ предвозвещает крестную смерть во имя бесконечной любви.

Описание иконы Умиление: виды

В этой статье вы узнаете о Серафимо-Дивеевской иконе Умиление. Но помимо самой известной «Радости Всех Радостей», существует целый иконографический тип икон под общим названием «Умиление». Познакомимся с ними кратко.

Иконы «Умиление» (Елеуса) – одни из основных типов изображения Божией Матери. Есть множество традиционных икон, основной отличительной чертой которых является письмо Богородицы со Христом на руках, где они прижимаются друг ко другу щеками. Что и есть иконографический тип Умиления в традиционном варианте. Этот символ означает отсутствие расстояния между Богом Сыном и Его Матерью и бесконечную любовь между ними. Прославленные иконы Божией Матери этого типа следующие:

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также.

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление: значение

Серафимово Умиление — одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами  —  кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава — в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения.

Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся!..». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа», — эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события.

Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Икона Божией Матери Умиление: молитва и тропарь

День празднования 28 июля/10 августа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]